Мои проекты
Заниматься на логопедических занятиях, играя, весело и интересно. В результате возникающего интереса к играм, поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу становятся для ребёнка увлекательными заданиями.
Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.
Применение игровых методов на логопедических занятиях, интересно, познавательно и увлекательно детям. Они притягивают внимание, которого мы порой не можем добиться при работе с детьми.
Все эти факты послужили разработке данных проектов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированный проект, направленный на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
«Логопедические тропинки»
Учитель-логопед: Иванова О. В.
МАДОУ №51 «Вишенка»
2022-2023г.
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму. (Восточная мудрость)
Актуальность проекта.
В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.
Подобный подход к процессу обучения – это такой образовательный процесс, когда ребенок становится именно субъектом деятельности, и активная деятельность формирует у него чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к приобретению новых знаний.
По мнению американских педагогов У.Х. Кильпатрика, Джона Дьюи, опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы. По их мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».
Вводить новое содержание в образование, развивать мыслительную и познавательную деятельность ребенка-дошкольника, менять мотивацию, добывать знания в ходе самостоятельного поиска, планировать и проводить последовательную систематическую работу позволяет метод проектной деятельности. Ребенок учится аргументировать свою позицию, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, что создает неповторимую атмосферу творческого поиска, благоприятные условия для оптимального развития детей дошкольного возраста.
Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.
Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на педагога. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.
В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. У детей повышаются потенциальные возможности полноценного развития, в том числе и речевого.
Но стоит задуматься, а возможно ли учителю-логопеду в своей работе с детьми с особыми образовательными потребностями использовать проектный метод? Стоит ли начинать такую сложную работу с теми, у которых существуют проблемы в развитии речи? Собственный опыт позволяет ответить однозначно – да! Напротив, такие дети возможно даже более остальных нуждаются в использовании проектного метода, так как он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Детально разобравшись в предмете, таким детям легче понять, «принять» новую информацию, освоить новый навык.
Разница заключается только в том, что логопед заранее должен изучить возможности детей с речевыми проблемами, определить для себя основные цели, направления в работе, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей, но с другой стороны дать возможность им самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.
Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяют методы и приемы образования воспитанника.
Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
«В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности» - пишет С.А.Миронова о значении практического опыта для дошкольников с речевыми нарушениями.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.
Конечно же, проектный метод нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельный, он становится частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносит в них дух современности, новые способы взаимодействия логопеда и ребёнка, новые стимулы, служит для создания благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Многолетний опыт логопедической работы позволил выделить некоторые трудности и противоречия, которые могут возникнуть в процессе реализации данного вопроса.
Во-первых, устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Решение проблем коррекции речи является актуальной темой в дошкольном возрасте.
Во-вторых, информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требует от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе.
В-третьих, слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
В четвертых, степень разработанности проблемы. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему использования проектного метода в работе с дошкольниками. Но область применения данного метода в логопедической практике остается пока слабо разработанной.
Передо мной встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольниками.
Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта Логопедические тропинки. Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников.
Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике. Этот метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.
Проект предназначен для детей 5 – 7 лет
Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
Задачи проекта
1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
2. Развивать речевые и творческие способности детей.
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
4. Увеличить объем коррекционного воздействия,
5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
6. Побуждать детей к совместной деятельности.
7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Ожидаемый результат:
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Эффективность данных результатов
Для детей:
- положительная динамика речевого развития;
- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Для родителей:
- положительная оценка деятельности ДОУ;
- готовность и желание помогать;
- активизация педагогического потенциала родителей,
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;
- чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Для педагогов
- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- удовлетворенность собственной деятельностью;
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через
разнообразные формы и методы работы;
Для ДОУ
- благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
Практическая значимость проекта
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации проекта – 1 год
Этапы и стратегия реализации проекта
I. Подготовительный этап (информационно-аналитический):
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи:
1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).
3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации.
II. Основной этап реализации проекта (практический):
1. Логопедический проект «Послушный ветерок»
Задачи:
• Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания
• Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания
• Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;
• Повышение компетенции воспитателей в данной области
• Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный
Срок реализации: Сентябрь- октябрь
Содержание работы:
Работа с детьми
• Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у
детей на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических
упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре.
• Игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий;
• Занятие с детьми на тему «Здоровейка»
• Придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики
Работа с семьей
• Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика»
• Памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания»
• Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой
Работа с педагогами
• Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»;
• Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми;
• Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке
Практический результат проекта
• Оформление выставки «Послушный ветерок»
• Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке
2. Логопедический проект «Сказка о Веселом Язычке»
Задачи:
• Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения,
• Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
• Повышение компетенции воспитателей в данной области.
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный
Срок реализации: Октябрь
Содержание работы:
Работа с детьми
• Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки
• Подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций «Сказки о веселом язычке», дидактической куклы
• Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке
• Рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке
Работа с семьей
• Памятки «Строение артикуляционного аппарата»
• Практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений»
• Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков.
• Совместное с ребенком изготовление странички или артикуляционного куба «Сказка о Веселом Язычке»
Работа с педагогами
• Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»
• Практикум «Место артикуляционной гимнастики в режиме группы. Методика выполнения артикуляционных упражнений»
• Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке
Практический результат проекта
• Итоговое занятие – «Презентация артикуляционных кубов, презентация «Артикуляционная гимнастика в помощь родителям «Сказка о Веселом Язычке».
• Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке
3. Логопедический проект «АБВГДЕЙка»
Задачи:
• Усвоение образа буквы;
• Вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект по созданию “Логопедической азбуки”
• Обучение отбору средств и материалов для осуществления своих творческих замыслов, представлению результатов своего труда в виде презентации.
• Воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе.
• Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей.
Вид проекта: Исследовательско-творческий, долгосрочный, коллективный
Срок реализации: В течение учебного года
Содержание работы:
Работа с детьми
• Предварительная работа: Игры и упражнения для усвоения образа букв.
• Анализ существующих Азбук.
• Иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения,
• Презентация (рассказ о букве, рассматривание коллажа), размещение странички с буквой на выставке «Веселая азбука»
• Подготовка и участие в празднике «АБВГДЕЙка»
Работа с семьей
• Помощь в изготовлении странички с буквой (рисунок, выполнение из различного бросового материала…),
• Создание коллажа для данной буквы (подбор слов на звуки, которые обозначает буква, определение позиции звука в слове)
Работа с педагогами
• Проведение игр и упражнений для усвоения образа букв.
• Координация процесса творческой исследовательской деятельности,
• Помощь детям в поиске источников информации,
• Поддержка и поощрение активности детей
Практический результат проекта
• Авторская книга «Логопедическая азбука»
• Речевой праздник «АБВГДЕЙка»
4. Логопедический проект «Трудные звуки»
Задачи:
• Выявление органов, участвующих в образовании звуков речи человека
• Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков
• Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения.
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
• Повышение компетенции воспитателей в данной области
Вид проекта: Исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный
Срок реализации: В течение всего периода коррекции звукопроизношения
Содержание работы:
Работа с детьми
• Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке»
• Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции «Научи инопланетянина правильно произносить звук», «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» и др.
• Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционные уклады звуков»
• Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки»
Работа с семьей
• Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины»;
• Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета «Трудные звуки»
• Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда.
Работа с педагогами
• Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»
• Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки)
• Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.
Практический результат проекта
• Презентация индивидуальных буклетов «Трудные звуки», их практическое использование при выполнении домашних упражнений.
• Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки) и его использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.
• Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок
5. Логопедический проект «Все по порядку»
Задачи:
• Формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа;
• Развитие у малышей логического и образного мышления и наблюдательности;
• Формирование у дошкольников умения оперировать родовыми понятиями ("животные", "насекомые", "посуда" и т. п.);
• Углубление знаний детей об окружающей среде;
• Улучшение коммуникативных навыков детей
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
• Повышение компетенции воспитателей в данной области
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный
Срок реализации: В течение учебного года
Содержание работы:
Работа с детьми
• Использование наглядных опорных схем для составления описательных рассказов по различным лексическим темам;
• Формирование альбома самостоятельно проработанных детьми и составленных совместно с педагогом схем описательных рассказов;
Работа с семьей
• Лекторий для родителей «А речь словно реченька льется» (развитие целостного, последовательного связного высказывания детей)
Работа с педагогами
• Педагогическая копилка «Развитие полноценного связного высказывания старшего дошкольника».
• Помощь детям в составлении собственных схем описательных рассказов для формирования коллективного альбома «Все по порядку»
• Его практическое использование;
Практический результат проекта
• Оформление коллективного альбома «Все по порядку», его презентация на занятиях,
• Практическое использование
• Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок
6. Логопедический проект «Очень важные словечки»
Задачи:
• Развитие грамматического строя речи
• Формирование у детей представления о предлогах как отдельных самостоятельных словах;
• Развитие у детей интереса к родному языку
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу
• Повышение компетенции воспитателей в данной области
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный
Срок реализации: В течение учебного года
Содержание работы:
Работа с детьми
• Знакомство детей с предлогами на занятиях и в специально организованных играх,
• Использование моделей предлогов
• Составление предложений с заданным предлогом
• Наблюдение за предлогами в русском языке
• Участие в создании страничек копилки «Очень важные словечки»
Работа с семьей
• Лекторий для родителей «Формирование грамотной речи дошкольника»
• Периодическое заполнение в индивидуальной папке ребенка странички «Очень важные словечки» - рисунками моделей изучаемых предлогов.
Работа с педагогами
• Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи;
• Пополнение совместно с детьми копилки «Очень важные словечки» на каждый отрабатываемый учителем-логопедом на специальных занятиях предлог.
• Практическое использование этого пособия.
Практический результат проекта
• Создание копилки «Очень важные словечки»
• Практическое использование
• Ознакомление детей и родителей с результатами проекта на итоговой презентации
7. Логопедический проект «Такие разные слова»
Задачи:
• Наблюдение за языковой действительностью, словами различных категорий;
• Формирование начальных представлений о многообразии слов в русском языке;
• Развитие языкового чутья.
• Вовлечение родителей в поисковую деятельность детей
• Формирование у детей интереса к родному языку.
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный/ индивидуальный
Срок реализации: В течение учебного года
Содержание работы:
Работа с детьми
• Знакомство детей с некоторыми синонимами, антонимами, паронимами, неизменяемыми словами на занятиях и в дидактических играх;
• Подбор материала и иллюстрирование страничек для копилки словарей.
Работа с семьей
• Создание совместно с детьми страничек для копилки словарей
• Лекторий для родителей «Развитие и обогащение словаря дошкольника»
• Памятка для родителей «Подскажи словечко» (игры на обогащение словаря ребенка)
Работа с педагогами
• Педагогическая копилка «Игры и упражнения на обогащение словаря детей дошкольного возраста»;
• Практическое применение коллективно изготовленной копилки словарей, помощь в ее периодическом пополнении
Практический результат проекта
• Создание коллективной копилки словарей:
- «Упрямые слова» (неизменяемые )
- «Слова-друзья» (синонимы)
- «Слова наоборот» (антонимы)
- «Слова-близнецы» (паронимы)
• Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок
• Ознакомление детей и родителей с результатами проекта на итоговой презентации
8. Логопедический проект «Копилка «трудных» слов»
Задачи:
• Формирование слоговой структуры слов
• Развитие фонематических процессов
• Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей.
Вид проекта: Практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный
Срок реализации: В течение всего периода коррекционной работы
Содержание работы:
Работа с детьми
• Игры и упражнения для предупреждения нарушений слоговой структуры слов;
• Непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка. (тщательная и последовательная отработка каждого типа слоговой структуры сначала на материале слов, затем - на материале фразовой речи)
• Оформление обложки книжки-копилки «трудных» слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними
Работа с семьей
• Лекторий для родителей «Ох уж эти «трудные» слова» (предупреждение нарушений и развитие правильной слоговой структуры слова)
• Памятка для родителей «Ох уж эти трудные слова»
• Помощь ребенку в оформлении книжки-копилки «трудных» слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними.
• Использование этого пособия для закрепления речевого материала во время домашних занятий.
Работа с педагогами
• Диагностический инструментарий в помощь педагогам различных возрастных групп детского сада для отслеживания уровня развития слоговой структуры слов у детей
• Педагогическая копилка «Формирование слоговой структуры слов в онтогенезе. Рекомендации по предупреждению нарушений и развитию слоговой структуры у детей дошкольного возраста»
Практический результат проекта
• Оформление книжки-копилки «трудных» слов.
• Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок
• Ознакомление детей и родителей с результатами проекта ан индивидуально занятии
9. Логопедический проект «Рифмушки»
Задачи:
• Привлечение интереса и внимания ребенка к звучащему слову
• Развитие фонематического слуха и восприятия у детей.
• Развитие умения подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком.
• Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей.
- НЕЙРОГИМНАСТИКА
«Развиваем межполушарное взаимодействие»
Цели нейрогимнастики:
• Развитие межполушарной специализации.
• Развитие межполушарного взаимодействия.
• Развитие комиссур (межполушарных связей).
• Синхронизация работы полушарий.
• Развитие мелкой моторики.
• Развитие способностей.
• Развитие памяти, внимания.
• Развитие речи.
• Развитие мышления.
Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, индивидуальный
Срок реализации: Ноябрь
Содержание работы:
Работа с детьми
• Развитие фонематического слуха и восприятия детей на логопедических занятиях.
• Приобретение детьми умений находить сходные по звуковому наполнению слова, устанавливать, чем они отличаются, подбирать слова-паронимы, заменяя в слове один звук, выделять изменяющий слово звук.
• Оформление обложки собственной книжки-малышки «Рифмушки», придумывание пар слов-паронимов и рисование соответствующих иллюстраций
Работа с семьей
• Консультация – практикум для родителей «Первые шаги в грамоте. Формирование фонематических процессов у детей»
• Анкетирование родителей по теме «Фонематические процессы у детей» с целью выявления представлений о фонематических процессах и необходимости их развития, в целях привлечения внимания родителей к данной проблеме.
• Памятка для родителей «Волшебный мир звуков» (игры на развитие фонематических представлений)
• Совместное с ребенком изготовление книжки-малышки «Рифмушки»
Работа с педагогами
• Консультация- практикум для педагогов «Рекомендации для педагогов по развитию фонематических процессов у детей»
• Консультация для педагогов «Формирование навыков звукового анализа у детей с речевыми нарушениями»
• Консультация-практикум для музыкальных руководителей «Рекомендации по развитию фонематических процессов в процессе музыкально-коррекционной работы с дошкольниками»
Практический результат проекта
• Презентация и выставка книжек-малышек «Рифмушки», изготовленных руками детей,
• Создание мини-библиотеки из книжек-самоделок
III. Заключительный этап реализации проекта:
Задачи:
1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе.
2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию мини-библиотеки книжек-самоделок, коллективно созданных альбомов, организацию праздника «АБВГДЕЙка».
3. Презентация проекта «Логопедические тропинки» для учителей-логопедов и педагогов МАДОУ и города.
Конечным продуктом проекта будет являться:
• Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
• Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе
• Повышение профессиональной компетентности педагогов МАДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями
Прогноз возможных негативных последствий.
Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:
1. Слабая мотивация участников проекта.
Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.
2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.
3. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.
Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.
Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.
Список использованной литературы:
1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
4. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.
6. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 51 «Вишенка»
Краткосрочный проект «Весна - красна!»
Разработали:
учитель-логопед Иванова Ольга Владимировна,
воспитатель Григорьева Светлана Петровна
2024 год
Актуальность проекта:
В этом возрасте у детей недостаточно знаний о сезонных изменениях в природе. Они не чувствуют ответственности за природу, которая их окружает. Знания, полученные во время проекта, научат их беречь и любить природу с малых лет.
Тема проекта сформирует у дошкольников представления о весне. Общение ребенка с миром природы, разовьет любознательность, творческие способности, познавательную активность, коммуникативные навыки. Сезонные изменения в природе отражаются и на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера, растут когнитивные способности.
Цель проекта: Дать знания о живой и неживой природе весной. Сформировать у детей интерес к окружающему миру, любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.
Задачи проекта:
Образовательные:
Познакомить детей с явлениями природы.
Расширить и систематизировать знания детей о весне.
Развивающие:
Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и
растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
Развивать коммуникативные навыки, память, внимание.
Воспитательные:
Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, интерес к растительному и животному миру.
Воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту.
Ожидаемый результат:
Расширение знаний о природе весной
Развитие творческого потенциала семьи;
Развитие речевой компетентности детей дошкольного возраста;
Формы реализации проекта:
Занятия.
Беседы
Наблюдения.
Досуговая деятельность.
Игровая деятельность.
Исследовательская деятельность.
Продуктивная деятельность детей.
Чтение художественной литературы.
Сроки реализации: с 04. 03. 24 – 07. 03. 24 г.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческо- информационный, социальный.
Вид проекта: семейный, групповой.
Участники проекта: дети второй младшей группы, учитель-логопед, воспитатели, родители
Этапы реализации проекта:
I этап – Подготовительный.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Подбор методического и иллюстрационного материала, пособий, игр по данной теме.
Создание развивающей среды, подбор игрушек, атрибутов игровой деятельности.
Подбор художественной литературы по теме.
Разработка мероприятий.
II этап – Реализация проекта.
Работа с детьми:
- Беседа «Первые признаки весны»
Загадки:
- Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весна)
- Дом построен для певца
Без окошек, без крыльца. (Скворечник)
- Первым вылез из земли на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)
- Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
- В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеек)
- Зимой лежал,
Весной побежал. (Снег)
- Желтые, пушистые,
Шарики душистые.
Подарю я маме,
Посмотрите сами. (Мимоза).
Рассмотрение иллюстраций на тему «Весна»;
наблюдение на прогулке (за снегом, сосульками);
Ознакомление с миром природы «Весна». Учить сравнивать весну и осень, описывать времена года.
- пальчиковая игра ШАЛОВЛИВЫЕ СОСУЛЬКИ
Шаловливые сосульки (Складываем ручки щепоткой и острым концом
показываем вниз по очереди
каждой рукой)
Сели на карниз. (Садимся на корточки.)
Шаловливые сосульки (Так же)
Посмотрели вниз. (Наклоняем голову.)
Посмотрели чем заняться? (Пожимаем плечами) Стали каплями кидаться. (Взмахиваем кистями рук одновременно)
Целый день идет трезвон:
Дили-дили, дили-дон! (Взмахиваем кистями рук по оче
подвижная игра «Ручейки и озера»
Исследовательская деятельность
таяние снега;
наблюдения за распусканием почек на веточках.
Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», учить слушать, оценивать поступки героев.
Просмотр иллюстраций по теме
Подготовка консультации для родителей «Одеваемся по сезону»
рисование красками «Первые подснежники»
чтение стихотворения «К нам пришла весна».
Если снег повсюду тает, День становится длинней, Если все зазеленело
И в полях звенит ручей, Если солнце ярче светит, Если птицам не до сна, Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
Автор: Е. Карганова
подвижная игра «Перелет птиц»
дидактическая игра «Гнездовая птиц»
наблюдение на прогулке за птицами
лепка из пластилина «Птички невелички»
чтение художественной литературы сказка «Пернатые друзья*».
слушание аудиозаписи «Пение птиц»
Малоподвижная игра «Найди пару».
Рисование перелетные птицы «Ласточка», учить рисовать с образца, раскрашивать красками.
Дидактические игры «Найди одинаковых птиц».
Беседа «Животные весной».
Физкультминутка. «Белочки» Белки прыгают по веткам. Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)
Будем в классики играть Будем в классики играть, На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)
наблюдение на прогулке за солнцем, небом.
Дидактическая игра «Где, чей хвост».
III этап – Заключительный.
Выставка рисунков и аппликаций;
Выставка рисунков. Представление результатов совместного творчества детей и родителей;
Инсценировка русской народной сказки «Заюшкина избушка».
* Сказка "Пернатые друзья".
Было это или не было, правда это было или ложь судить вам. Но вот послушайте, как дело было.
Жил был Человек. Хороший был Человек -добрый, отзывчивый, а самое главное трудолюбивый. За какое дело ни возьмется Человек, все у него
получается- и дом он построил, и скотину завел и диких животных приручил. И вот решил Человек возле дома огород завести-посадить овощей, фруктов побольше, а детишкам ягод сладких. Сказано-сделано. Раздобыл Человек
семян, вспахал землю, да стал за огородом своим ухаживать. Мало ли много времени прошло- стали семена прорастать. То тут, то там нежные зеленые росточки появляются. Радуется Человек.
Только рано он радовался. Не тут-то было… Как только росточки появились, сразу же жучки да паучки вредные налетели, да давай травку молодую
поедать. Жук колорадский картошку ест, тля на капусте поселилась, а прожорливые гусеницы на фруктовые деревья полезли. Загрустил Человек. Но тут, откуда ни возьмись со всех сторон птицы налетели. Щебечут, галдят на все голоса:
-Не волнуйся, добрый Человек, не пропадут твои труды –поможем мы тебе. Спустились птицы на землю и давай жуков вредоносных клевать. Испугались жуки, кто в клюв птичий не попал, убежали, да кто куда и попрятались.
Обрадовался Человек, птиц поблагодарил и остались они у Человека в огороде жить, да помогать ему все лето.
Но за теплым летом наступила промозглая осень и стали птицы в дорогу собираться.
Удивился Человек и спрашивает:
-А куда это вы, мои пернатые друзья, собрались?
-Улетаем мы в теплые края, милый наш друг. Скоро тут станет совсем холодно и голодно, погибнуть мы можем. А ты не волнуйся. Скоро тут зимушка зима все укроет снежным покрывалом, а жучки да паучки спать лягут.
Стал Человек отговаривать птиц:
-Как же вы, милые помощники полетите так далеко, пропадете ведь в пути… Оставайтесь, я вам кормушек построю, не дам вам с голоду погибнуть.
-Спасибо добрый Человек, но не можем мы остаться, -ответили птицы, взмахнули крыльями и полетели навстречу солнцу.
Долго летели птицы, многие погибли в пути, но зато в теплых краях их ждала жаркая погода и много-много вкусного корма.
А Человек собрал богатый урожай и всю зиму вместе семьей ел овощи и фрукты, да птиц благодарил.