Главные вкладки
Калугина Валерия Анатольевна
Консультация для родителей воспитание у детей младшего возраста самостоятельности и самообслуживания
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.
Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту активность, направлять её в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из нас не знакомо стремление ребёнка к самостоятельности. «Я сам», - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготы, кормить его.
Взрослые торопятся прийти на помощь ребёнку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребёнок не может выполнить это самостоятельно: порвёт, уколется, а взрослый сделает всё быстрее и лучше.
Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли они им пользу? Разумеется, такие действия взрослых членов семьи причиняют большой вред. Ребёнка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребёнка. Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребёнка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребёнка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребёнок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании. Может сам раздеться и т. д.
Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков, резиночек, заколочек), постоянное и удобное место для полотенца и т. д.
Без создания этих условий ребёнку трудно быть самостоятельным. Но создание условий ещё не достаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребёнка самостоятельности и самообслуживания, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям, наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребёнок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь. Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия.
Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действовать определённым образом. Это помогает ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.
Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.
Постепенное усложнение требований, перевод ребёнка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.
В труде по самообслуживанию ребёнка учат доводить начатое до конца, выполнять работу качественно.
В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре.
Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребёнок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям дошкольного возраста чаще применяют положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат. Даёт им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться.
Консультация для родителей дошкольников «Занимательная математика – учить цифры просто и интересно»
Если привыкнуть называть число предметов, пересчитывать их, постоянно обращать внимание ребенка на изменение их количества (“Было три печенья, одно ты взял, осталось еще два печенья”), то малыш легко освоит счет и сложение/вычитание. Освоит, потому что поймет, что это нужно ему в жизни. Как еще узнать, всем ли хватает тарелок, помочь маме принести нужное количество яблок, проследить, сколько книжек будет прочитано вечером.
С цифрами труднее. Есть дети, которым нравятся абстрактные значки, и они буквы и цифры с удовольствием разучивают. Но остальных приходится мотивировать дополнительно.
Как это сделать:
РЕКЛАМА
•
MTS
1. Научите ребенка звонить по телефону. Чтобы не надоедать родственникам и знакомым, найдите телефоны с интересными автоответчиками и научите малыша звонить в службу времени (пусть это станет его Делом).
2. Одновременно покажите, как определять время по часам (для начала достаточно одной, часовой, стрелки).
3. Если вы смирились с тем, что каждый поход с ребенком в магазин приходится покупать шоколадное яйцо, жевательные конфеты или чупа-чупс, откладывайте на эти сладости монетки по 1, 2 и 5 рублей. И пусть ребенок сам (при необходимости с вашей помощью) отсчитывает нужную сумму.
4. Просите ребенка посмотреть, ваш ли номер троллейбуса подходит к остановке.
5. В некоторых конструкторах цифры используют для того, чтобы указать, сколько каких деталей понадобиться на каждом этапе. Пусть ребенок, сверяясь с этой схемой, подбирает детали.
6. Занимаясь рукоделием, привлеките малыша. Например, пусть он подскажет, сколько петель вязать в следующем ряду.
7. В обычной раскраске пронумеруйте все желтые фрагменты цифрой “1”, красные – цифрой “2” и т.д. Инструкцию, какой цвет соответствует каждой цифре давайте устно (столько раз, сколько ребенок попросит). Если ребенка заинтересует это занятие, купите или распечатайте более сложные раскраски по цифрам.
"У каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики,надо только отыскать их, затронуть, чтобы они зазвенели веселым звоном.