РОДИТЕЛЯМ
Предварительный просмотр:
ТРИ КИТА В МУЗЫКЕ
В давние времена люди думали, что Земля плоская и держится на трёх китах.В наше время в эту сказку никто не верит. Все знают, что этих китов нет, и не было никогда. А Земля наша круглая. Но есть очень важные вещи, которые люди до сих пор называют "КИТАМИ" .
Жили-были в море Музыки три кита и держали на себе всю землю. Одного кита звали Танец, другого кита — Песня, а третьего — Марш. Однажды стали между собой три кита спорить, кто из них в море Музыки главный?
«Послушайте, друзья, — говорит кит по имени Танец, — сначала надо разобраться, кто из нас самый старший? Я —Танец. Без меня человеку никак не обойтись, со мной человеку весело, ни один праздник без меня не обойдется. Я такой разный: могу быть быстрым и веселым и тогда я называюсь ПОЛЬКОЙ. Могу быть медленным и спокойным, тогда зовусь я ХОРОВОДОМ. А могу быть легким, кружащимся, тогда зовусь я ВАЛЬСОМ».
Тут Кит Песня ему возражает: «Нет, Танец, кто старше: ты или я — нам вряд ли определить. А вот кто человеку нужнее? Конечно, Песня. С Песней человек никогда не расстается. С Песней он трудится и отдыхает. Я и в радости и в горе помогу: и рассмешу, и спать уложу». А называются такие песни – народными. Народные песни бывают веселыми, задорными, а бывают тихими, спокойными и называются КОЛЫБЕЛЬНЫМИ. А еще песни могут быть и эстрадными и оперными.
Кит по имени Марш тоже в спор вступает: «Ну, знаете ли, друзья! И со мною тоже человек всю жизнь не расстается. Я и в игре, и на торжественном параде, и на спортивной площади первый. Вот и решайте, кто в море Музыки главный».
Спорили они, спорили, и решили, что рассудить их может только человек. Да не простой человек, а тот, который музыку сочиняет, то есть композитор. Смотрят: плывет, купается в Море музыки композитор Дмитрий Борисович Кабалевский. Обратились киты к композитору Дмитрию Борисовичу Кабалевскому: «Рассуди нас, композитор, пожалуйста. Какой кит важнее, кому быть главным в море Музыки? »
Задумался композитор. Долго он думал да рассуждал и, наконец, объявил во всеуслышание о своем открытии:
- «Песня, Танец и Марш — одинаково важны потому что музыка на этих «трех китах» и держится».
Люди, услышав композитора, поддержали его.
«В самом деле, не о чем тут спорить, — сказали они, — и песня, и танец, и марш нам нужны одинаково. Нет смысла спорить о том, что в музыке важнее».
Три музыкальных кита
Цикл стихотворений для детей.
Композитор Дмитрий Кабалевский
Много разной музыки писал.
В книгах – в музыкальный мир чудесный
Двери для детей он открывал.
Три кита есть в музыке. Не знали?
Держится вся музыка – на них.
Это: песня, танец. Посчитали?
Двух назвали. Марш – вот третий кит.
Три кита – три основные жанра,
Без которых нет симфоний, пьес.
С ними мы знакомимся так рано,
Что не вспомним первый интерес.
Колыбельную нам пели мамы
Или бабушки. Сквозь негу сна
«Баю - бай» звучало тихо, плавно.
Песенка – задумчива, нежна.
Стали старше. Года в три – четыре
Дети очень любят танцевать:
Двигаться под музыку учились
И под марш – «раз - два» - маршировать.
Чтобы познакомиться поближе,
В гости пригласим мы трёх китов:
«Песня, танец, марш – сюда плывите.
Нужен знаний нам большой улов».
ПЕРВЫЙ КИТ: ПЕСНЯ
Песен разных множество на свете.
Люди с незапамятных времён
Колыбельные слагали детям
И былины - подвигам поклон;
Свадебные песни и частушки;
О нелёгкой женской доле плач.
Песни – когда грустно, песни – шутки,
Об удачах, из – за неудач.
Песни под любое настроенье
У народа можно отыскать:
Для улыбки и для утешенья.
Песня всё сумеет передать.
Песни композиторов – о многом -
И для взрослых есть, и для детей.
Массовые – те близки к народным:
О мечтах и чувствах всех людей.
Свой характер у эстрадных песен.
Но, при всём разнообразье их,
В каждой песне прост и интересен
Должен быть мелодии мотив,
А куплет – делиться на две части:
Повторяются слова - припев,
А запев у песни настоящей
Каждый раз по – новому пропет.
Напеваете, быть может, часто
Песенки какой - нибудь мотив…
А сейчас давайте скажем: «Здравствуй,
Следующий музыкальный кит».
ВТОРОЙ КИТ: ТАНЕЦ
Танцы очень разными бывают.
Кто и для чего танцует – важно.
Танцы, как и песни, выражают
Настроение на случай каждый.
И в какой стране родился танец –
Значит много: индивидуальны
У народа нрав и темперамент.
Хороводы - медленны и плавны,
Как простор равнин и рек широких,
Что в России не окинешь глазом.
А в лезгинке (1) – шум водоворотов
Горных рек расслышать можно сразу.
1.
Проследим сейчас рожденье танца.
Век шестнадцатый. Английский замок.
Со своим отрядом граф из графства
По делам к соседу отбывает.
У соседа - графа всё готово:
Трубачи и пышные одежды.
Едут! Труб торжественное слово
Возвещает громко о приезде.
Гости в пышных движутся нарядах.
Встречи церемония серьёзна.
Так вот появилась аллеманда –
Танец для балов претенциозный.
Чёткий шаг. Торжественны движенья.
В поступи придворных – величавость.
А потом менялось настроенье, -
И затейливо куранта мчалась
(На балах французских популярна)
Прихотливым ручейком текучим,
Где танцорам нужно неустанно
За фигурами следить получше.
Резво – озорная сарабанда
Со своим характером простилась:
Медленно звучит в сюитах Баха -
И её величественна сила.
Жига – танец моряков английских –
Не меняла нрав непринуждённый;
Сердцу моряка понятны, близки
Ноты бесшабашности весёлой (2).
2.
Парный круговой народный танец
В сёлах Австрии был очень модным.
Весело притопывая, пары
Шагом шли под музыку свободным.
С деревенских вечеринок в город
Танец навсегда переместился.
Двести лет ему, но вечно молод
Вальс.
Сначала в Вене он родился;
Венский композитор (3) создал вальсы
Мелодичности непревзойдённой.
Плавные движения прекрасны
Мягкостью, в стремительность влюблённой.
Нежностью мечтательных мелодий
Покоряют вальсы страны мира.
Для балетов, опер и симфоний
Вальса роль ничем не заменима ( 4).
3.
А давайте – ка заглянем в Польшу.
Интересно: здесь какие танцы?
Древний полонез живёт всех дольше:
Бал трёхдольным маршем открывался.
Музыки торжественно звучанье
И гостей блестящих вереница,
Двигалась, изящно приседая.
Церемонно вежливые лица.
Полонез на праздниках народных
Не придворного, другого нрава:
Плавные движения - спокойней.
Церемонии – к чему здесь, право?
А мазурка! Ох, и озорная!
Парный танец. Резвый и весёлый.
Наперёд движения – не знают.
Каждый раз – придумывают снова.
У дворян в мазурке – блеска больше:
Па военную рисуют удаль.
Нрав мазуркин любят во всей Польше.
Танец – зажигательное чудо!
Краковяк, мужской когда – то танец:
Рыцарь и оруженосец - в паре.
Позже - кавалер и его дама
Увлечённо в паре танцевали:
Дама двигалась изящно, плавно,
Кавалер – притопывая резко.
В Польше эти танцы популярны
На балах и вечеринках сельских.
Прежде чем уйти в страну другую,
Хочется напомнить непременно:
Танцы Польши ярко нам рисует
Творчество великого Шопена.
4.
Полька (5) – родом вовсе не из Польши.
Чехия. В деревне – бал. Начало.
Круг из пар становится всё больше.
Музыка задорно зазвучала.
Устоять на месте – невозможно.
В танце сами двигаются ноги:
Мелкий половинный шаг – несложный.
В земли дальние нашла дороги,
Бойко покорив другие страны
Живостью подвижной и весёлой.
Полька навсегда пришлась по нраву
Взрослым, детям в городах и сёлах.
5.
Город 19 века (6).
Жители в корчму пришли под вечер.
Суета прислуги, взрывы смеха.
Чардаша(7) мелодия, как ветер,
Раздуваясь, медленно подхватит,
И закрутит в ураганной пляске.
Нрав изменчив чардаша, и кстати,
Он великолепен в танцах Брамса (8).
6.
Итальянский танец тарантелла,
Яркий, как оранжевое лето,
Огненно стремительный и смелый.
Ритм отщёлкивают кастаньеты.
______________________________________________________________
1. Лезгинка – грузинский танец. Быстрая, темпераментная, требующая силы и ловкости от юноши, плавности и изящества от девушки – своеобразное соревнование.
2. Аллеманда, куранта, сарабанда, жига вошли в старинную сюиту.
3. И. Штраус.
4. Например, «Вальс – фантазия» Глинки – великолепный
образец симфонического вальса. Вальсы Прокофьева из балета «Золушка» и оперы «Война и мир», вальс Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова «Маскарад».
5. Полька – слово переводится как «половина», т.е. мелкий шаг.
6. Город в Венгрии.
7. Чардаш – название происходит от слова csarda – трактир, корчма.
8. «Венгерские танцы».
Можно путешествие по странам
Продолжать и продолжать без счёта…
Третий кит приплыл и ждать устанет.
«Здравствуй, марш! С тобой нас ждёт работы
ТРЕТИЙ КИТ: МАРШ
Для военных, чтоб в строю шагать,
К торжеству победному парадов
Танец – не годится. Здесь создать
Музыку особенную надо.
С чётким ритмом, чтоб чеканить шаг:
В такте – две или четыре доли.
Голос труб и барабанный град
Дружно выпускают марш на волю.
Тишине – не место, он гремит,
Возвещая о событьи важном.
Марш, конечно, самый громкий кит,
Самый энергичный и отважный,
Дисциплины и порядка страж,
Чтобы шаг в строю был безупречен.
Но бывает и печальный марш,
И, наоборот, весёлый, - детям.
В операх, симфониях давно
Не обходится без ритма марша:
Важно выступает Черномор*
С бородой волшебной карлик страшный.
Марш - военный, марш – с собой в поход,
Марш - для расставанья и для встречи,
Марш – спортивный, чтоб прославить спорт.
Дружба человека с маршем – вечна.
___________________________________________
* Марш Черномора из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».
Эпилог.
Многое киты нам рассказали.
Знаний – знатный и большой улов.
Песню, танец, марш дела позвали.
Поблагодарим их урок.
При написании данного цикла были использованы статьи из книги Л. Михеевой "Музыкальный словарь в рассказах".