Главные вкладки
Савченко Дарья Александровна
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МБОУ ДОД ЦЕНТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
РЕКОМЕНДОВАНО:
Методический совет МОУ ДОД ЦДТ
Протокол №______________________
От «______»________________2012 г. УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ДОД МО
«Цент развития творчества детей и юношества»
__________________ Н. П. Карпова
«_____»____________________2012 г.
Развивающая программа
«РИТМИКА» -
раздел комплексной авторской образовательной программы
«Образцовая хореографическая студия «Фантазия» »
возраст обучающихся: 4,5-6,5 лет
срок реализации: 3 года
Составитель программы
педагог дополнительного образования
Дарья Александровна Савченко
г. о. Жуковский,
редакция 2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа раскрывает содержание и методику занятий по ритмике, проводимых с детьми I ступени хореографической студии «Фантазия», и является начальным этапом в целостном обучении детей хореографическому искусству.
Цель курса: воспитание у детей любви к танцу, удовлетворение физиологической потребности к движению, общению со сверстниками, закладывание основного базиса для дальнейшего улучшения танцевальных способностей.
Задачи:
В обучении: первоначальное знакомство с разделами и ходом занятия, терминологией.
В развитии: развитие балетной осанки, музыкального слуха, чувства ритма, координации движений и ориентации в пространстве; развитие творческого воображения, произвольности, эмоциональной и волевой сфер, развитие коммуникативных навыков, формирование навыка держать свое тело в статике и динамике.
В воспитании: психологическая и физическая подготовка (адаптация) детей к участию в жизни хореографического коллектива.
Актуальность данной программы в удовлетворении естественной потребности в двигательной активности, танцах, способствующих гармоничному развитию личности ребенка.
Программа создана на основе не только собственного опыта, но и достаточно широко распространенных у нас в стране методик обучения детей ритмике. Автор благодарит педагогов-хореографов из г. Жуковский Савощик Наталью Константиновну и Петровнину Марину Алексеевну, оказавших влияние на формирование представлений о занятиях ритмики и возможность заимствования некоторых авторских педагогических технологий. Отдельная благодарность концертмейстеру студии Шаматову Ахмеду Миниакматовичу, разработавшему музыкальное сопровождение занятий.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
На первом году обучения с детьми 4-5 лет проводится работа по закладке всех вышеперечисленных умений и навыков. Основной формой обучения в соответствии с ведущей деятельностью детей этого возраста является игра причем, игра музыкальная. Работу над физическим развитием детей необходимо начинать как можно раньше. В связи с этим в программу первого года обучения введены упражнения, активно развивающие физические данные детей. Это разминка, подготавливающая мышцы ребенка к нагрузкам, и комплекс партерной гимнастики. Микро- и макрокоординацию помогают развивать отдельные танцевальные движения и танцевальные композиции.
На втором году обучения работа с детьми 5,5-6 лет немного изменяется. На этом этапе лишь небольшая часть занятия отводится на музыкальные игры, а остальное время - на гимнастические упражнения и разучивание танцевальных движений. Продолжается работа по развитию музыкально-ритмических навыков, осанки, укреплению общефизического состояния детей. Педагог прививает любовь к искусству танца: 2 раза в год организовывает поездки на балеты в детские театры Москвы, вместе с воспитанниками и их родителями посещает концерты детских танцевальных коллективов города и собственной студии.
Третий год обучения ритмике у детей 6,5-7 лет совпадает с поступлением в школу, то есть переменой ведущего типа деятельности. Построение занятия полностью меняется. Всего лишь 10% времени отводится на музыкальные игры, 40% - на гимнастические упражнения, а 50% - на изучение простейших элементов классического и современного танцев – основных танцевальных направлений студии. Меняется и качество миниатюр, поставленных на основе этих элементов. Детям становятся доступны сюжетные, ролевые, технически насыщенные композиции (соответствующие их возрасту), развиваются творческое воображение и навыки эмоционального артистического исполнения.
Схема занятия первого года обучения:
1) поклон - приветствие, которое является необходимым элементом воспитания у детей уважения к педагогу и концертмейстеру и собственному труду - 1 минута;
2) организационный момент - 3 минуты;
3) разминка - 5 минут;
4) партерная гимнастика - 5 минут;
5) музыкальные игры -13 минут;
6) танцевальные движения -7 минут;
7) поклон (прощание) - 1 минута.
Итого: 35 минут.
Схема занятия второго года обучения остается такой же, меняется лишь время, отводимое на каждый раздел:
1) поклон - 1 минута;
2) организационный момент - 3 минуты;
3) разминка (последовательный разогрев различных групп мышц) - 5 минут;
4) партерная гимнастика (комплекс упражнений, выполняемый на полу) - 8 минут;
5) музыкальные игры - 7 минут;
6) танцевальные движения -10 минут;
7) поклон - 1 минута.
Итого: 35 минут.
Схема занятия третьего года обучения:
1) поклон - 1 минута;
2) организационный момент - 1 минута;
3) разминка - 5 минут;
4) партерная гимнастика - 10 минут;
5) музыкальные игры - 3 минуты;
6) танцевальные движения - 15 минут.
Итого: 35 минут.
На занятиях педагог создает доброжелательную атмосферу, включает задания по развитию воображения, фантазии, артистизма. Для развития музыкально-ритмических возможностей детей, формирования умения подчинять свои движения ритму и темпу музыки используется музыкальная игра (см. Приложение 2).
В конце каждого блока (четверти) проводятся открытые занятия (по схеме обычных) для родителей воспитанников и педагогов студии. Это своего рода отчет о проделанной работе. Детям это дает возможность выступить на публике, показать все, чему они научились, что является хорошим стимулом для дальнейшей работы. А педагогам предоставляется возможность наблюдать за уровнем развития воспитанников, степенью и качеством их обученности. В конце 1 и 2 годов обучения также проводятся открытые занятия, а после 3-го - итоговая аттестация за весь курс ритмики.
Четыре раза в год (после каждого блока) педагоги организуют для детей смену деятельности: различные мероприятия, игры, праздничные концерты, в том числе и отчетный, где дети имеют возможность показать разученные танцы, а педагоги – судить о степени формирования азов сценической культуры.
На занятиях ритмики начинается освоение многих элементов и движений, которые составляют основу классического танца и гимнастики. Эти дисциплины являются основными в содержании обучения на II ступени хореографической студии. Кроме того, ведется психологическая и физическая подготовка воспитанников к дальнейшей работе в детском хореографическом коллективе.
Для занятий педагог и концертмейстер подбирают понятную детям музыку. Но это не значит, что надо ограничиваться лишь детскими песнями. В репертуар включаются классические и эстрадные мелодии, в обработке, понятной детям этого возраста.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Балетный зал.
2. Фортепиано для концертмейстера.
3. Форма для занятий: у девочек – гимнастический купальник черного цвета с втачной маленькой юбочкой, трико или колготы телесного цвета, мягкие балетные туфли телесного цвета, волосы собраны в пучок и без челки; у мальчиков – футболка белого цвета, облегающие шорты черного цвета (велосипедки), белые носки и мягкие балетные туфли.
4. Коврики для партерной гимнастики.
5. Аудиосистема с USB-носителем.
6. Фонотека детских песен, классических и современных произведений.
7. Костюмерная комната для хранения сценических костюмов.
8. Оборудование и инвентарь: мячи, гимнастические скакалки, гимнастические скамейки и стенки, маты.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Учебный план: 108 часов (3 часа в неделю)
На первом году обучения детей 4-5 лет особое внимание уделяется воспитанию любви к искусству танца и поддержанию интереса у малышей к занятиям. Для этого используются такие формы обучения как музыкальная игра, комплекс партерной гимнастики и разучивание танцевальных миниатюр (маленьких танцев). Первое позволяет начать обучение детей в соответствии с их возрастными особенностями и потребностями, второе – развивает физические способности, третье же создает у них ощущение полного приобщения к искусству танца.
Во время занятий дети активно общаются, игры направлены на их взаимодействие. Большое внимание уделяется установлению верного дружелюбного тона общения как педагога с детьми, так и детей друг с другом. Уже все дети в этом возрасте имеют специфические особенности характера, поэтому, во избежание «плаксивых ситуаций» или конфликтов первое время родители присутствуют на занятиях.
1 блок: «ЗНАКОМСТВО».
№
п/п Тема Часы
всего часы
теор. часы
прак.
1. Введение в предмет. 1 1
2. Разминка. 2 1 1
3. Партерная гимнастика. 4 2 2
4. Игры. 6 3 3
5. Танцевальные движения 6 3 3
6. Смена деятельности. 2 2
Всего: 21 10 11
СОДЕРЖАНИЕ
Введение в предмет. Знакомство с предметом в игровой форме. Изучение поклона.
Разминка. Наклоны головы в стороны. Движения плечами вверх – вниз. Наклоны корпуса вперед – назад. Маленькие приседания. Трамплинные прыжки. Движения для развития пластики рук.
Партерная гимнастика. Верное исходное положение «сидя». Верное исходное положение «лежа». Работа над натянутостью стопы – натягивание и сокращение стопы. Releve lent обеими ногами лежа на спине. «Кошка – собака». «Жуки». «Лягушка».
Игры. «День и ночь». «Узнай животное».
Танцевальные движения. Самостоятельное построение в три «линии». Шаги из стороны в сторону. Покачивания. Поднятие рук (с игрушкой) вверх. Опускание игрушки на пол, поднятие ее. Покачивание игрушкой на вытянутых руках. Музыкальное исполнение разученных элементов. Соединение разученных танцевальных элементов в композицию. Подготовка к концерту. Открытое занятие.
Смена деятельности. Праздник «День рождения студии».
2 блок: «НАЧИНАЕМ ТАНЦЕВАТЬ – ПЕРВЫЙ ВЫХОД НА СЦЕНУ»
№
п/п Тема Часы
всего часы
теор. часы
прак.
1. Разминка. 2 1 1
2. Партерная гимнастика. 8 3 5
3. Игры. 6 1 5
4. Танцевальные движения 9 4 5
5. Смена деятельности. 2 2
Всего: 27 9 18
СОДЕРЖАНИЕ
Разминка. Повторение разминки, изученной ранее. Упражнение на развитие координации движений двумя руками.
Партерная гимнастика. «Собака» виляет хвостиком. «Аленушка». Группировка. «Складочка». «Полукольцо». «Колечко».
Игры. «Граница». «Зеркало».
Танцевальные движения. Движения кистями рук у плеча. Махи локтями вверх – вниз (кисть у плеча). Приседание с поворотом корпуса из стороны в сторону, руки согнуты в локтях. Хлопки под музыку. Соединение рук «цепочкой» (построение «круга»). Бег (подскоки) по «кругу» вправо. Бег (подскоки) по «кругу» влево. Распределение по парам в «кругу». Движения и повороты в паре. Музыкальное исполнение разученных элементов. Соединение разученных элементов в танцевальную композицию. Подготовка к концерту. Открытое занятие.
Смена деятельности. Участие в Новогодней сказке.
3 блок: «ТАНЦУЕМ И ИГРАЕМ»
№
п/п Тема Часы
всего часы
теор. часы
прак.
1. Разминка. 2 1 1
2. Партерная гимнастика. 10 3 7
3. Игры. 6 1 5
4. Танцевальные движения 13 4 9
5. Смена деятельности. 2 2
Всего: 33 9 24
Разминка. Повторение изученного. Наклоны головы вперед – назад. Упражнение на развитие подвижности плечевых суставов.
Партерная гимнастика. Поперечный шпагат. «Ванька–встань-ка». «Горка». «Березка» - факультативно. «Солнышко».
Игры. «Буги-вуги». «Узнай животное». «Лошадки и люди».
Танцевальные движения. Соединение в «цепочку» (руки находятся на талии у стоящего впереди). Бег в «цепочке». Бег в «колонке» за направляющим по разным рисункам: «линия», «полукруг», «круг». Повороты прыжком на 180%. Принятие положения «лежа на спине» из положения «стоя» через положение «сидя». «Жуки» в разных рисунках. Музыкальное исполнение разученных элементов. Соединение разученных элементов в танцевальную композицию. Подготовка к концерту. Подготовка к открытому занятию. Открытое занятие.
Смена деятельности. Праздник «Букет для мамы».
4 блок: «ПОСВЯЩЕНИЕ В ТАНЦОРЫ»
№
п/п Тема Часы
всего часы
теор. часы
прак.
1. Разминка. 2 2
2. Партерная гимнастика. 8 2 6
3. Игры. 4 4
4. Танцевальные движения. 13 3 10
5. Смена деятельности.
Всего: 27 5 22
Разминка. Повторение изученного.
Партерная гимнастика. «Горка». Прогиб назад, стоя на коленях (маленький «мостик»). «Мостик» из положения «лежа» (факультативно).
Игры. «Правая – левая».
Танцевальные движения. Образование двух равных «колонок» лицом друг к другу. Движения (шаги) назад – вперед относительно противоположной «колонки». Перемещение за солистом в разные места сцены (легкий бег; руки согнуты в локтях). Передвижение по сцене с опорой на кисти и колени одновременно. Повороты вокруг себя. Музыкальное исполнение разученных элементов. Соединение разученных элементов в танцевальную композицию. Подготовка к концерту. Подготовка к открытому занятию. Открытое занятие.
Смена деятельности. Отчетный концерт «Посвящение в танцоры».
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. В обучении: Воспитанники запомнили свое место в зале, способны самостоятельно построить «круг» и двигаться по нему. Воспитанники умеют:
• начинать движение после музыкального вступления;
• начинать и прекращать движения одновременно с началом и окончанием музыкального эпизода;
• на слух различать темп музыки (быстро, медленно) и изменять темп движения в зависимости от темпа музыки;
• самостоятельно принимать верное исходное положение «сидя», «лежа»;
• правильно исполнить элементы «полукольцо», «группировку», «жуки»;
• исполнять все программные движения (из разминки и партерной гимнастики) при показе педагогом.
2. В развитии: свободно контактируют с педагогом, адекватно реагируют на его замечания или похвалу, с середины учебного года могут обходиться на занятии без родителей. Любят быть в центре внимания на концертных выступлениях и открытых занятиях. Формируется любовь к искусству танца через посещение театров и концертов.
3. В воспитании: дети знают по имени всех детей из своей группы. Легко общаются и берутся за руки при построении в круг, по линиям и по парам. Стараются приходить на занятия во время, помнят о своей форме.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Учебный план: 144 часов (4 часа в неделю)
С детьми продолжается работа по развитию слуха, чувства ритма, координации движений и ориентации в пространстве. Одновременно с этим большое внимание уделяется укреплению общефизического состояния ребенка, коррекции строения тела (постановке корпуса, укреплению мышц брюшного пресса), развитию осанки (дети не должны соединять лопатки или сутулиться).
Продолжается работа по воспитанию любви к искусству танца путем посещения всех концертов своей студии и профессиональных ансамблей танца, доступных для понимания детям данного возраста.
1 блок: «СНОВА ВМЕСТЕ»
№
п/п Тема Часы
всего часы
теор. часы
прак.
1. Разминка. 2 1 1
2. Партерная гимнастика. 12 6 6
3. Игры. 4 1 3
4. Танцевальные движения. 8 4 4
5. Смена деятельности. 2 2
Всего: 28 12 16
Разминка. Повторение разминки, изученной на 1-ом году обучения. Повороты головы в стороны. Движения плечами вперед – назад. Шаги по 1-ой свободной позиции.
Партерная гимнастика. Повторение и отработка изученного материала на 1-ом году обучения. Разворот стоп, сидя на полу, из 6-ой позиции в 1-ую. Правый шпагат. Левый шпагат. «Кошка тянет лапки».
Игры. «Звери». «Правая – левая».
Танцевальные движения. Постановка рук на талию. Бег на полупальцах. Подскоки по «кругу», на месте. Пружинящий шаг с пятки в сочетании с махами руками. Пружинящие приседания. Кисти соединены ладонями друг к другу. Махи руками к плечам попеременно. Хлопки у плеч попеременно. Движения руками, имитирующие «уши», «хвостик», «стук в дверь». Вынос руки вперед, взмахи раскрытой ладонью. Вставание из положения «сидя» с одновременным вытягиванием соединенных рук вверх. Разведение рук в сторону. Соединение рук в «цепочку». Соединение разученных элементов в танцевальную композицию. Подготовка к концерту. Подготовка к открытому занятию. Открытое занятие.
Смена деятельности. Праздник «День рождения студии».
2 блок: «ТАНЦУЕМ И ПОЕМ»
№
п/п Тема Часы
всего часы
теор. часы
прак.
1. Разминка. 2 1 1
2. Партерная гимнастика. 16 6 10
3. Игры. 4 1 3
4. Танцевальные движения 12 6 6
5. Смена деятельности. 2 2
Всего: 36 14 22
Разминка. Повторение пройденного. Круговые махи руками. Пружинка. Упражнение для развития гибкости плечевых суставов («замочек» над головой). Движение рук на развитие координации попеременно.
Партерная гимнастика. Повторение изученного материала в 1-ом блоке. Лежа на спине - releve lent каждой ногой по очереди. «Березка» с поддержкой туловища руками. «Лодочка». «Кошка-собака», виляние «хвостиком», махи ногами назад вверх, с прогибом корпуса. «Мостик» из положения «лежа». «Часики» сидя.
Игры. «Правая – левая». «Совушка».
Танцевальные движения. Пружинящие приседания в сочетании с поворотами корпуса. Движения рук – круговые вокруг друг друга, махи предплечьями, локти вместе. Ритмичные движения руками, имитирующие: «прощальный взмах», «уход под воду», «отдачу чести военным», движения паровоза, «крест», «круг», «дрожь удава». Бег на месте, руки согнуты в локтях. Вытягивание соединенных рук наверх. Прыжки в повороте с хлопками над головой. Движения руками, имитирующие «воздушный поцелуй». Соединение разученных элементов в танцевальную композицию. Подготовка к концерту. Подготовка к открытому занятию. Открытое занятие.
Смена деятельности. Участие в Новогодней сказке.
3 блок: «Коллективное творчество»
№
п/п Тема Часы
всего часы
теор. часы
прак.
1. Разминка. 2 2
2. Партерная гимнастика. 18 7 11
3. Игры. 4 4
4. Танцевальные движения 19 7 12
5. Смена деятельности. 1 1
Всего: 44 14 30
Разминка. Повторение пройденного. Круговые махи предплечьями. «Пружинка» сзади. «Замочек» сзади. Марш с высоким подъемом колена на месте (носок вниз).
Партерная гимнастика. Повторение изученного материала в 1-ом и 2-ом блоке. «Велосипед» сидя. «Лодочка» качается. «Лягушка» на животе. «Кувырок» вперед через голову. «Складочка» вперед, ноги в сторону. Рисуем носком «колечко» (сидя). Упражнения для развития силы мышц брюшного пресса (в паре). Упражнения для развития силы мышц спины (в паре). «Стойка» на руках со страховкой педагогом.
Игры. «Зеркало». «Лавата».
Танцевальные движения. Марш на месте с резкими движениями рук. Приставные шаги. Скрестные махи руками. Наклоны с одновременными махами руками вверх и в стороны. Переход с пятки на пятку. Вынос ноги на пятку. Demi-plie и battements tendus по 6 позиции ног. Хлопки руками с одновременными приседаниями. Хлопки руками по парам. Выпады на одну ногу вперед. Выпады на одну ногу в стороны. Круговые движения предплечьями (в стороны) поочередно. Разворот стоп в полуприседе. Соединение разученных элементов в танцевальную композицию. Подготовка к концерту. Открытое занятие.
Смена деятельности. Игра – путешествие «Весенняя карусель».
4 блок: «Мы – маленький ансамбль»
№
п/п Тема Часы
всего часы
теор. часы
прак.
1. Разминка. 2 2
2. Партерная гимнастика. 8 2 6
3. Игры. 4 4
4. Танцевальные движения 21 4 17
5. Смена деятельности. 1 1
Всего: 36 6 30
Разминка. Повторение и отработка пройденного. «Рогатка». Перекат с пяток на носки и обратно.
Партерная гимнастика. Повторение изученного материала в 1-ом, 2-ом и 3-ем блоке. «Велосипед» лежа. «Кувырок» в сторону. «Кувырок» назад. «Дощечка». «Кошка–собака» - махи ногой назад вверх без прогиба в пояснице, не сгибая ногу. «Часики» лежа. «Стойка» на руках без страховки.
Игры. «Зеркало» (по линиям). «Поворот».
Танцевальные движения. Повторение и отработка изученного материала в 3-ей четверти. Наклоны с махами руками по парам. Выпады на одну ногу в стороны (по парам). Перестроения из «линии» в «колонки» маршем с резкими движениями рук. Приседания в сочетании с наклонами головы. Соединение разученных движений с элементами партерной гимнастики и разминки в единую танцевальную композицию. Подготовка к концерту. Открытое занятие.
Смена деятельности. Отчетный концерт «Посвящение в танцоры».
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. В обучении: Воспитанники умеют:
• начинать движения после музыкального вступления и поставить руки на талию;
• определять по вступлению характер музыки и двигаться в соответствии с ним;
• выполнять простые движения (разнообразные шаги, наклоны, движения рук) в соответствии с ритмом музыки;
• похлопать вслед за педагогом простой ритмический рисунок;
• исполнить «березку», «лягушку», «колечко», прогиб назад с колен;
• самостоятельно перестроиться из трех «линий» в круг и обратно, из «линии» в «колонки»;
• самостоятельно исполнить небольшую танцевальную композицию, соответствующую возрасту;
• красиво подняться на сцену и спуститься с нее.
2. В развитии: воспитанникам нравится посещать занятия, развивается макро- и микрокоординация (умеют ориентироваться на сцене, «зеркально» выполнять движения и т.д.).
3. В воспитании: дети проявляют работоспособность, пунктуальность, дружелюбность, формируются навыки коллективного творчества.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Учебный план: 144 часа (4 часа в неделю)
Третий год обучения ритмике у детей 6,5-7-ми лет совпадает с поступлением в школу. В связи с этим меняется построение занятия. В сетке учебно-тематического плана «блоки» меняются на «четверти». Больше учебного времени отводится на изучение простейших элементов классического и современного танцев, на развитие гибкости, силы и ловкости.
Этот год является подготовительным к занятиям классическим танцем. В связи с этим постоянно используются некоторые термины такие, как: «корпус», «стопа», «battements», «demi-plie», «рисунок танца», «вращение», «пресс», «ягодицы» и т.п. Изучаются простейшие элементы классического и современного танцев. Музыкальная игра остается лишь как игровая пауза между гимнастическими упражнениями и изучением танцевальных элементов, а так же используется как средство эмоциональной разрядки детей.
1 четверть
№
п/п Тема Часы
всего часы
теор. часы
прак.
1. Разминка. 2 1 1
2. Партерная гимнастика. 13 6 7
3. Игры. 2 1 1
4. Танцевальные движения 10 5 5
5. Смена деятельности. 1 1
Всего: 28 13 15
Разминка. Повторение разминки, разученной в старшей подготовительной группе (по «линиям»). Марш на месте с высоким подниманием колена.
Партерная гимнастика. Повторение изученного материала на 2-ом году обучения. Releve lent лежа на полу работающей ногой вперед и в сторону. «Березка» без поддержки туловища руками. «Складочка» с согнутыми коленями. Наклоны в стороны в «лягушке». Сесть в положение «лягушка», работающую ногу вытянуть вперед с помощью рук, поменять ноги. «Колесо».
Игры. «Паровозик». «Построй фигуру».
Танцевальные движения. Подготовительное положение рук. Знакомство с понятием «точка вращения». Подготовка к вращению. Синхронные повороты головы, корпуса. Ход на полупальцах. Марш с высоким подниманием колена (в «цепочке», по кругу, на месте). Переход с ноги на ногу. Приставной шаг на полупальцах. Перестроение из «линии» в «круг». Перестроение из «круга» в «линию». Пружинящие наклоны корпуса. Соединение разученных элементов в единую танцевальную композицию. Подготовка к концерту. Открытое занятие.
Смена деятельности. Традиционный праздник «День рождения студии «Фантазия».
2 четверть
№
п/п Тема Часы
всего часы
теор. часы
прак.
1. Разминка. 2 2
2. Партерная гимнастика. 15 7 8
3. Элементы классического танца у станка. 2 1 1
4. Игра. 1,5 1,5
5. Танцевальные движения 15 7 8
6. Смена деятельности. 0,5 0,5
Всего: 36 15 21
Разминка. Повторение изученного. «Кулечек» - упражнение на развитие подвижности плечевых суставов. «Стульчик» - приседание по шестой позиции, стопы плотно прижаты к полу. Прыжки в «лягушку».
Партерная гимнастика. Повторение изученного материала в 1-ой четверти. «Березка» с переворотом назад на одно колено. «Лошадка» - упражнение на развитие подвижности тазобедренных суставов. «Складочка» стоя. Махи ногами лежа на спине. Перекат на грудь.
Элементы классического танца у станка. Постановка корпуса по 1 позиции ног. Battement tendus по 6 позиции.
Игра. «Построй фигуру».
Танцевальные движения. Положения рук: в стороны, опущены, перед собой. Импровизированные движения, развивающие пластику рук. Перестроение из одной «линии» в две «линии». Образование фигуры «звездочка». Наклоны вперед – назад с плавными движениями рук. «Качалочка». Перестроение на «диагональ». Разнообразные поскоки по кругу. Соединение разученных танцевальных элементов в единую композицию. Подготовка к концерту. Открытое занятие.
Смена деятельности. Участие в Новогодней сказке.
3 четверть
№
п/п Тема Часы
всего часы
теор. часы
прак.
1. Разминка. 2 2
2. Партерная гимнастика. 16 4 12
3. Элементы классического танца у станка. 4 2 2
4. Игры. 1,5 1,5
5. Танцевальные движения 20 8 12
6. Смена деятельности. 0,5 0,5
Всего: 44 14 30
Разминка (по кругу). Марш с высоким поднятием колена. Марш с вытянутой ногой. Шаги на полупальцах. Бег с высоким подниманием колена. Шаги на пятках. Шаги на внешней стороне стопы. Маленькие шаги по 6 позиции ног с глубоким наклоном корпуса вниз и захватом руками щиколоток («муравьиный» шаг). Сочетание ходьбы с движениями рук.
Партерная гимнастика. Повторение изученного материала. «Кувырок» назад. «Мостик» из положения «лежа» с упором на руки. «Большая кошка». Глубокий выпад на одну ногу. «Уголок» сидя. «Лесенка» (releve lent выворотно, с движением стопы). Последовательное исполнение правого, поперечного, левого шпагатов, не вставая с пола. Упражнение на развитие подъема (тянем руками). «Наездник». «Мостик» из положения стоя.
Элементы классического танца у станка. Demi-plie по 1 позиции. Battements tendus в сторону по 1 позиции. Battements releve lents в сторону. Упражнения для формирования танцевального шага.
Игры. «Канон». «Создаем характеры».
Танцевальные движения. «Галоп» в сторону. «Прямой галоп». Pas польки. Ход с вытянутого носка – пружинящий шаг. Приставной шаг с раскачиванием корпуса. Движения рук, имитирующие потягивание. «Галоп» по «кругу». Сочетание «галопа» по «кругу» с различными положениями рук. Перестроение из «колонки» в «круг». Перестроение из «круга» в «полукруг» и «линию». Махи голенью назад (лежа на животе). Сочетание хлопков и похлопываний с пружинистыми движениями ног. Подъем ноги в сторону с сокращенной стопой. Различные хлопки о пол. Глубокие выпады в сторону в сочетании с движениями рук. Соединение разученных элементов в единую танцевальную композицию. Подготовка к концерту. Открытое занятие.
Смена деятельности. Игра «Весенняя Карусель».
4 четверть
№
п/п Тема Часы
всего часы
теор. часы
прак.
1. Разминка. 2 2
2. Партерная гимнастика. 12 2 10
3. Игры. 1,5 1,5
4. Танцевальные движения 20 4 16
5. Смена деятельности. 0,5 0,5
Всего: 36 6 30
Разминка. Повторение разминки, изученной в 3-ей четверти. «Кулечек» по одной руке. Высокие прыжки.
Партерная гимнастика. Повторение изученного материала в 3-ей четверти. «Складочка», стоя с разворотом стоп из 2-ой позиции в 1-ую обратную. «Кузнечик». «Тигренок». Упражнение для развития подъема. Стойка на руках у стены. «Колесо».
Игры. «Канон». «Поймай улыбку».
Танцевальные движения. Pas польки в парах. Шаги с высоким подниманием колена в сочетании с наклоном корпуса. Шаги с высоким подниманием колена при соединении в «цепочку». Элемент «чехарда». Изучение рисунка «прочес». Образование «круга» парами. Повороты вокруг себя с помощью ног (сидя на полу). Работа в паре: перетягивание друг друга (сидя на полу), ползание между ног партнера. Соединение разученных элементов в единую танцевальную композицию. Подготовка к концерту. Открытое аттестационное занятие.
Смена деятельности. Отчетный концерт.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. В обучении: воспитанники знают ход занятия и умеют двигаться в соответствии с характером, ритмом и темпом музыки; произвольно изменять выражение лица, выражать чувства и переживания с помощью движений и жестов в соответствии с характером услышанной музыки; начинать движения с началом музыкальной фразы; похлопать вслед за педагогом ритмический рисунок средней сложности; самостоятельно исполнять все изученные движения, ориентируясь по их названию; самостоятельно исполнить детский танец под простую понятную музыку с небольшим набором движений и перестроений; самостоятельно выполнить «шпагат», стойку на руках у стены (иногда с помощью педагога) и «колесо» (в любую сторону).
2. В развитии: маленькие танцоры отличаются адекватной быстротой реакции на слова педагога, хорошей двигательной памятью, вербальной и невербальной коммуникацией, развиты смекалка, умение рассчитывать свои силы; соответственно возрасту развивается макро- и микрокоординация (могут соотносить свои движения с движениями партнера, самостоятельно и быстро построиться в любую основную фигуру (рисунок) танца и т.д.). Укреплены мышцы корпуса, рук, ног, формируется правильная осанка. Хорошее физическое развитие детей позволяет приступить к изучению классического танца и базовых элементов гимнастики.
3. В воспитании: группа стала дружной, сплоченной, у ребят развивается чувство взаимовыручки. Дети начинают узнавать и выделять из общей массы некоторых старших воспитанников не только на сцене, но и в жизни. Формируются азы общей и сценической культуры - ребята внимательно смотрят выступления студийцев из других групп, запомнили правила поведения в зале во время концерта и т.д., они не поправляют одежду и прическу не разговаривают и не пытаются привлечь к себе внимание мамы во время выступления на сцене. На занятия и концерты приходят во время, опрятные, имеют форму установленного образца.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
«РИТМИКА»
Приложение 1
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
1. «АЛЕНУШКА». Встать на колени, руки поставить на пояс. Сесть вправо на пол, вернуться в исходное положение. То же в другую сторону.
2. «ВАНЬКА-ВСТАНЬКА». Встать на колени, носки врозь, руки на поясе. Сесть на пол между стопами. Вернуться в исходное положение.
3. «ЗАМОЧЕК НА ЛОПАТКАХ». Согнуть одну руку локтем вверх, а другую – локтем вниз, предплечья за головой и за спиной. Соединить пальцы рук.
4. «КУЛЕЧЕК». Поднять согнутые в локтях руки и скрестить предплечья над головой так, чтоб пальцы были направлены к лопаткам. Кончики пальцев должны касаться лопаток.
5. «КУЛЕЧЕК ПО ОДНОЙ РУКЕ». Левую руку согнуть локтем вверх так, чтобы пальцы касались лопатки. Надавливать правой рукой на локоть левой (очень осторожно), стараясь опустить ладонь ниже. То же другой рукой.
6. «ЛОШАДКА». В положении полулежа на спине с опорой на локти согнуть одну ногу коленом вовнутрь так, чтобы голень была перпендикулярна выпрямленной ноге. Таз должен быть неподвижным, а колено согнутой ноги почти касаться пола.
7. «ПРУЖИНКА». Положить правую руку на левое плечо, левой взяться за правый локоть; надавливая на него, стараться продвинуть локоть к левому плечу. То же в другую сторону.
8. «ПРУЖИНКА СЗАДИ». Держа руки за спиной, положить кисть одной руки на локоть другой. То же другой рукой.
9. «РОГАТКА». Держа руки перед собой, отогнуть вверх пальцы одной руки с помощью другой. То же, поменяв положение рук.
10. «КОШКА ТЯНЕТ ЛАПКИ». Стоя на коленях с опорой на руки кистями к себе, стараться сесть на пятки, отклоняя руки от вертикали. Ладони от пола не отрывать.
11. «КОРЗИНОЧКА». Лежа на животе, согнуть руки назад, дотянуться до согнутых ног и взяться за стопы.
12. «НАЕЗДНИК». Лечь на живот так, чтобы грудная клетка касалась пола. Поднять плечи вверх и назад, ладони сложить на затылке.
Примечание: лучше это упражнение выполнять по парам - первый ребенок придерживает грудную клетку второму на полу, а второй максимально поднимает плечи назад.
13. «ЛЕСЕНКА». Лежа на спине, развернуть ноги выворотно. Медленно поднимать то одну, то другую или обе ноги вверх, то, вытягивая, то, сокращая их в 1 позицию.
14. «УГОЛОК». Лечь на спину, вытянуть ноги, руки положить вдоль тела ладонями вниз. Одновременно поднять корпус и вытянутые ноги (образовать угол). Руки для равновесия поднять и раскрыть в стороны.
15. «ГОРКА». Лечь на спину, руки вытянуть вдоль тела. Поставить ноги на пол за головой, вернуться в исходное положение.
16. «ЧАСИКИ СИДЯ». Сесть на пол, ноги как можно шире развести врозь, руки за голову. Наклониться в сторону, стараясь коснуться локтем до пола за коленом. То же в другую сторону.
17. «ЧАСИКИ ЛЕЖА». Лечь на спину, руки вверх. Положить руки за голову и прогнуться вправо. То же в другую сторону.
18. «ВЕЛОСИПЕД». Сесть на пол с опорой на руки. Поочередно сгибать ноги как при езде на велосипеде.
19. «ЛЯГУШКА». Сесть на пол, ноги согнуть в коленях, бедра отвести назад в стороны, стопы соединить подошвенной частью. Опираясь руками на колени, опустить их как можно ниже к полу.
20. «ГРУППИРОВКА». Лечь на спину, руки вверх. Согнуть ноги, прижать колени руками к груди.
21. «ЛОДОЧКА». Лечь на живот, руки вытянуть вперед, ноги вместе. Поднять вытянутые ноги назад над полом, прогнуться, руки вверх и вперед. Удерживать это положение некоторое время.
22. «КОШКА-СОБАКА». Принять упор на коленях. Прогнуть спину, голову поднять до предела вверх. Затем спину выгнуть, голову опустить вниз.
23. «КОЛЕЧКО». Лечь на живот. Упираясь на руки, прогнуть спину назад. Согнув ноги в коленях, коснуться ими головы.
Приложение 2
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Приступая к описанию рекомендуемых игр, стоит уточнить то, что педагог может заменять игры по своему желанию, но так, чтобы цель игры оставалась прежней.
1. “СОВУШКА”.
Цель игры: развитие координации движений, навыка начинать и прекращать движение одновременно с началом и окончанием музыкального эпизода; развитие умения определять характер музыки, а также умения исполнять движения с данным характером. Выбирается водящий - это “совушка”. С началом музыки "совушка" засыпает («застывает» на месте), а все остальные дети “просыпаются” - начинают двигаться в соответствии с характером музыки. Как только музыка прекращается, "совушка" просыпается, а все дети «застывают». "Совушка" ходит между детьми и выбирает того, кто пошевелился. Этот ребенок и становится водящим, все повторяется сначала, даже если водящий не поменялся.
2. “ЛОШАДКИ И ЛЮДИ”.
Цель игры: развитие умения определять на слух темп музыки и выполнять движения, соответствующие этому темпу. Когда звучит быстрая музыка, дети должны исполнять бег с высоким поднятием колена, изображая лошадок. Когда звучит медленная музыка, дети должны исполнять плавный пружинящий шаг с носка, изображая людей. Темп музыки меняется 3-4 раза за игру.
3. “ЗЕРКАЛО”.
Цель игры: развитие координации движений, в частности, навыка "зеркального" выполнения движений, развитие умения двигаться в соответствии с характером музыки, творческого воображения. Дети выстраиваются в 2 линии, одна линия изображает зеркало, другая - людей, которые к этому «зеркалу» подходят. С началом музыки, характер которой периодически меняется, люди начинают движение (каждый перед своим “зеркалом”). Задача “зеркала” - все зеркально и музыкально повторить. Затем линии меняются ролями.
4. “ПРАВАЯ-ЛЕВАЯ”.
Цель игры: развитие координации движений, развитие навыка движений в соответствии с ритмом музыки и музыкального слуха. Дети становятся в круг, на расстоянии вытянутой руки, лицом к центру круга. Педагогом выбирается ведущий. Звучит умеренная музыка размером 2/4. Ведущий протягивает правую руку ладонью вверх своему соседу справа, припевая при этом: "Пра-ва-я". Сосед протягивает свою левую руку ладонью вниз, кладет ее на руку ведущего, припевая: "Ле-ва-я". Теперь ведущим становится он. Все повторяется до тех пор, пока руки всех играющих не сомкнутся.
5. “УЗНАЙ ЖИВОТНОЕ”.
Цель игры: развитие умения определять характер музыки по вступлению, формирование навыка начинать движения после вступления; формирование навыка самостоятельно двигаться по кругу, соблюдая интервалы. Дети становятся в круг. Звучит музыка. По музыкальному вступлению дети определяют, характеру какого животного соответствует музыка (концертмейстер подбирает 6-8 характерных, легко узнаваемых мелодий: медведь, заяц, лиса, бабочка, лошадка, лягушка, цапля и т.д.). После вступления дети начинают двигаться по кругу, изображая угаданное животное. После того, как дети запоминают, как двигаться под ту или иную мелодию, порядок мелодий меняется.
6. “ПОЙМАЙ УЛЫБКУ”.
Цель игры: развитие координации движений, навыка синхронного исполнения движений с партнером, чувства ритма, умения контролировать мимику лица, что является непременным условием для развития артистизма. Под ритмичную музыку (4/4) все дети стоят в кругу с серьезными лицами, кроме ведущего - у него на лице улыбка. На счет “раз” ведущий “снимает” улыбку в кулачок, на счет “два” - "кидает" любому играющему, на “три” - тот ее “ловит" в кулачок, на “четыре” - надевает на лицо и становится ведущим. Далее игра продолжается со счета “раз”. По мере освоения игры темп музыки увеличивается.
7. “НЕ НАРУШАЙ ГРАНИЦУ”.
Цель игры: развитие навыка ориентации в пространстве, координации движений, чувства ритма, умения исполнять движения в соответствии с размерами площади, что помогает развить навык ориентации в сценическом пространстве. Звучит ритмичная музыка (марш). Дети должны двигаться, не останавливаясь по любому пути, но не нарушать при этом границу игровой площадки, которую устанавливает педагог. Начинается игра на территории всего класса, которая потом сужается педагогом, затем расширяется и т.д. (главное, чтобы дети поняли, что там, где стоит педагог, проходит невидимая линия - граница, за которую нельзя заступать). Нарушителей границы и столкнувшихся игроков отправляют посидеть на стул, но не надолго.
8. "ПОВОРОТ".
Цель игры: развитие навыка ориентации в пространстве, координации движений, произвольности, чувства ритма, умения двигаться в соответствии с темпом музыки. Звучит ритмичная музыка (марш). Дети идут по кругу, держась за руки по команде ведущего "Поворот" останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Выполнивший задание неправильно, выходит из игры. По мере освоения игры, темп музыки увеличивается.
9. «ЛАВАТА».
Цель игры: развитие координации движений, чувства синхронности, внимания, музыкального слуха и речи, навыков адекватной реакции на слова ведущего, память. Дети встают в круг, первоначально роль ведущего выполняет учитель, потом ведущим становится любой воспитанник. Все хором под соответствующий аккомпанемент поют первые две строчки куплета (они остаются неизменными)… Когда дети поют третью строчку куплета «Мои ручки хороши», ведущий вытягивает вперед руки. Дети должны повторить его движение. На четвертую строчку «А у соседа лучше» каждый ребенок должен дотронуться правой рукой до руки соседа справа, а левой - до руки соседа слева. Таким образом, круг замыкается, и дети в таком положении идут по кругу под припев. Третья строка второго куплета «Мои плечи хороши…», третьего куплета - «Мои колени хороши…», четвертого куплета «Мои пятки хороши…» и т.д. То есть третья строка каждого куплета называет ту часть тела, которую дети должны показать на себе. А на четвертой строке ребенок должен взяться за плечо, коленку, пятку и т.д. соседа и пройти в таком положении круг под припев. Части тела могут называться в произвольном порядке.
10.“КАНОН”
Цель игры: развитие координации движений, чувства ритма, двигательной памяти, произвольности, умения подчинять свои движения темпу музыки;. Дети выстраиваются в 4 линии и запоминают “канон” - 4 движения, каждое из которых исполняется в течение одного такта (например, марш на месте, приседание, хлопки, прыжки). После запоминания “канона” и репетиции его исполнения под музыку начинается собственно игра: первая линия делает “канон”, начиная с первого такта, вторая начинает со второго, третья - с третьего, четвертая - с четвертого. Поскольку движения не повторяются, то после вступления всех линий в игру каждая из линий выполняет в одно время разные элементы канона. Задача участников - не ошибиться. По мере усвоения игры, меняются линии, музыка, движения.
11."ПРОСТРОИМ ФИГУРУ".
Цель игры: развитие умения ориентироваться в пространстве, координации движений, навыков невербальной коммуникации (что облегчит в дальнейшем работу с рисунком танца). Дети двигаются в произвольном направлении под спокойную музыку. Педагог объявляет название фигуры (например: круг, квадрат, треугольник, линия, колонка, диагональ и т.д.). Начинает звучать ритмичная, известная детям музыкальная фраза (16 тактов). За время ее звучания дети должны построиться в объявленную фигуру. Причем сделать это молча. На первых этапах освоения игры дети могут пользоваться невербальным общением (мимикой, жестами и т.д.). По мере усвоения игры запрещаются все виды контактов между детьми, кроме визуального; уменьшается длительность музыкальной фраз.
12. «СОЗДАЕМ ХАРАКТЕРЫ».
Цель игры: развитие умения определять характер музыки по вступлению, навыка движений в соответствии с ритмом и характером музыки, навыка выражать характер, чувства и переживания с помощью движений и жестов, эмоциональности и навыков артистичного исполнения. Дети встают в круг. Звучит музыка. По музыкальному вступлению дети определяют, характеру какого героя соответствует исполняемая музыка (концертмейстер подбирает несколько характерных мелодий, выражающих различные чувства: радость, злость, испуг; указывающих на сказочных героев: принца, доброго волшебника, злого волшебника, шпиона, старичка-лесовичка и т.п.). После вступления дети начинают двигаться по кругу, изображая узнанный характер или чувство. После того, как дети запоминают, как двигаться под ту или иную мелодию, порядок мелодий меняется, каждый раз он разный.
13. «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗМЕЙКИ».
Цель игры: развитие и умение определять характер музыки, учиться слышать музыкальный размер, исполнять движения, соответственного стилю и темпу музыки, учиться работать в малом коллективе и проявлять свои лидерские способности. Дети делятся на колонки и строятся к лицом к педагогу. Команды получают названия: «Вальс», «Полька», «Марш», «Венгерка» и др. Уславливаются, что каждая колонка движется в любом направлении под свою музыкальную мелодию и с определенными движениями. Когда аккомпаниатор начинает играть другой мотив (это делается внезапно), первая команда останавливается и движение начинает другая музыкальная змейка. Ребенок, возглавляющий каждую змейку, должен быть наиболее подготовленным танцором, так как движения, которые он выполняет под музыку, повторяют остальные участники команды. В ходе игры змейки переплетаются и могут оказаться в разных участках зала. Через 2—3 мин педагог перебегает в любой конец зала, разводит руки в стороны — и музыка прекращается. Все команды должны по этому сигналу быстро построиться в колонны лицом к педагогу в той же последовательности, что и перед началом игры.
14. «ЕСЛИ ВЕСЕЛО ЖИВЕТСЯ, ДЕЛАЙ ТАК…»
Цель игры: развитие умения импровизировать, показывая во время танцевальной игры произвольные танцевальные движения, воспитывая чувство солидарности и взаимопонимания друг к другу. Звучит музыка. Ведущий поёт и показывает, что нужно делать, а дети повторяют. Движения могут быть любые.
Если весело живётся, делай так (показывает первое движение).
Если весело живётся, делай так (показывает второе движение).
Если весело живётся, пусть нам солнце улыбнётся.
Если весело живётся, делай так (показывает третье движение).
Затем водящий меняется. Водящим может быть кто-нибудь из детей.
15. «ДОСТРАИВАНИЕ ФИГУР»
Цель игры: развитие навыка ориентации в пространстве, оценки ситуации и анализа действия окружающих, умения работать в команде. Дети разбиваются на две команды. Звучит музыка. Каждой команде предлагается построить свою собственную композицию-фигуру следующим образом: один человек выходит из линии и принимает какую-нибудь красивую по его мнению позу. (Предложите ему закрыть глазки и принять то положение тела, которое диктует ему музыка и вдохновение). Следующий в линии подходит к нему и пытается «достроить» композицию, приняв какое-то дополняющее положение рядом с первым человеком. Он может касаться первого, может стоять близко или далеко в стороне от него, главное, чтобы они создали общую композицию, заполняющую пространство. Затем к ним «подстраивается» третий человек, четвертый и так делее – до самого последнего участника. В итоге у каждой команды должна получиться красивая многоруко-многоногая фигура. Команды могут играть как одновременно, так и по очереди, наблюдая за успехами друг друга с позиции зрителей.
16. «РАСПУТАТЬ ВЕРЕВОЧКУ»
Цель игры: развитие навыка ориентации в пространстве, умения чувствовать соседа по команде и подстраиваться по цели и задачи команды. Дети становятся в круг, берутся за руки и начинают запутываться. Они могут закручиваться, переступать ногами через руки и ноги друг друга, присаживаться, ложиться, поднимать друг друга на руки и так далее. В результате получается совершенно нераспутываемый клубок детей. Ведущий включает музыку и задает участникам скорость или темп для распутывания. Он говорит: «Теперь Вы должны распутаться со скоростью морской волны» или «Как тропический кактус». Задача детей – танцуя и избегая «негармоничных», выпадающих из заданной ритмики движений, распутать свою веревочку.
Примечание: количество часов, отводимых в программе на каждую игру или упражнение, складывается из количества минут, затрачиваемых на выполнение этой игры или упражнения на каждом уроке.
Приложение 3
ПРИМЕРНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РИТМИКЕ
3 год обучения (4 четверть)
Тема занятия: Исполнение pas польки в парах.
Задачи занятия:
1. Формировать умение синхронного и согласованного с партнером исполнения pas польки.
2. Воспитывать внимательное отношение друг к другу, любовь к предмету.
3. Развивать чувство ритма, артистичность исполнения, координацию движений.
Ход занятия:
1. Под бодрую ритмичную музыку (марш) дети входят в зал и занимают свои места (3 линии).
2. Исполняется танцевальный поклон. Педагог тоже исполняет поклон, здоровается с концертмейстером и воспитанниками.
3. Педагог проводит перекличку детей, объявляет тему занятия, желательно в игровой форме. Например, можно загадать загадку воспитанникам, показать без слов упражнение или описать тему, не называя ее. Поставленная таким образом цель занятия воспринимается детьми как своя собственная и совершенно необходимая для изучения.
4. Проводится разминка (в основном самостоятельно исполняемая детьми при небольшой помощи педагога: подсказка музыкального ритма, исправление неправильного положения корпуса и рук, указывание на наиболее важные моменты в исполнении упражнения):
• наклоны головой;
• сведение и разведение плеч;
• наклоны корпуса;
• комбинация движений рук, направленная на развитие координации и пластики движений;
• приседания (обращается особое внимание на положение корпуса);
• прыжки по 6-ой позиции (обращается особое внимание на положение корпуса, рук, опускание пяток на пол, правильное дыхание; недопустимо двойное plie);
• упражнение на восстановление дыхания.
Во время исполнения разминки педагог подбадривает воспитанников, отмечает тех, кто очень старается, но ни в коем случае не ругает отстающих детей.
5. Дети по линиям бегут за ковриками для выполнения партерной гимнастики. Во время исполнения детьми элементов партерной гимнастики педагог следит за осанкой детей, натянутостью стоп и достаточным напряжением работающих групп мышц. Педагог использует игровые моменты, например, сравнивает детей с рыбками, а особо отличившихся называет золотыми. Этот нехитрый прием позволяет добиться от воспитанников серьезного отношения к своему труду. Поскольку практически все движения партерной гимнастики имеют специальные игровые названия, замечания во время их исполнения педагог может делать тоже в игровом ключе. Например, «Соедините ножки, разве у змеи бывает два хвоста?» или «Неужели твоя березка сломалась, скорее, выпрямим, вылечим ее!» и т.д.
6. Исполняется комплекс упражнений:
• работа над натянутостью стопы;
• разворот стоп из 6-ой позиции в 1-ую;
• releve lent лежа на спине вверх и в сторону;
• «березка» без поддержки туловища руками;
• «кувырок» через голову;
• «колечко»;
• «мостик» из положения стоя;
• «лягушка»;
• «шпагаты»;
• «книжечка».
7. Во время музыкальной игры «Построим фигуру» педагог следит за выполнением правил и музыкальным исполнением движений. Перед игрой педагог напоминает детям, что эта игра поможет доказать, какие они дружные ребята, как они умеют уступать и помогать друг другу.
8. Изучение танцевальных движений – этот этап занятия является основным. Педагог демонстрирует грамотное исполнение движения, или, что лучше, просит исполнить его воспитанника, у которого на предыдущем занятии оно получилось лучше всех. Педагог следит за музыкальным и артистичным исполнением всех движений по диагонали зала:
• танцевальный бег, с выбрасыванием ноги на 45˚;
• поскоки;
• галоп вправо и влево по одному;
• галоп в парах;
• pas польки по одному.
9. Далее педагог объясняет принцип соединения рук при исполнении pas польки в парах, обращает внимание на необходимую синхронность движений и положение партнерши относительно зрителя. Затем дети несколько раз самостоятельно исполняют pas польки в парах, учитывая замечания педагога. Особое внимание обращается на внимательное отношение друг к другу в паре. Так как на занятии не всегда присутствует четное число воспитанников, может возникнуть ситуация, когда кому-то из детей не хватит пары. В этом случае педагог может сам встать в пару, что очень воодушевит детей. Подводя итог занятия, педагог уточняет с активной помощью детей правила исполнения pas польки в парах.
Исполняется поклон, затем педагог и дети благодарят друг друга аплодисментами за совместную работу.
Приложение 4
ПРИМЕРНЫЙ ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР
Первый год обучения
1. Миниатюра «Любимая игрушка».
2. Миниатюра «Пингвины».
3. Танец цветов.
4. Миниатюра «Гномики».
Второй год обучения
1. Миниатюра «Смешарики».
2. Миниатюра «Летка-йенька».
3. Танец «Волшебная поляна».
4. Танец «Пираты».
Третий год обучения
1. Танец «Колыбельная».
2. Танец «Колокольчики».
3. Танец «Солнышки».
4. Танец «От винта!».
ПРИМЕРНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР
Первый год обучения
Детские песни: Е.Крылатов «Кабы не было зимы»; В.Шаинский «Песенка Чебурашки», «Веселая карусель», «Вместе весело шагать»; И.Арсееев «Кораблик»; З.Левина «Неваляшки»; Л.Бекман «В лесу родилась елочка», Г.Гладков «Спокойной ночи, малыши».
Русские народные песни: «Во поле береза стояла», «Барыня», «Калинка».
Классические мелодии: Э.Григ «Утро», П.Чайковский «Вальс цветов».
Современная музыка: А.Погорелый «Топ-топ, топает малыш», Ю.Саульский «Черный кот», И.Матвиенко «Куклы», Р.Паулс «Шаляй-валяй».
Второй год обучения
Детские песни: Е.Крылатов «Песенка о лете»; Г.Гладков «Ничего на свете лучше нету»; В.Шаинский «Антошка», «Зарядка», «Улыбка»; Г.Струве «С нами друг»; И.Арсеев «Матрешки-озорницы», «Звездная песня».
Русские народные песни: «Во кузнице», «Яблочко», «Камаринская», «Во саду ли в огороде», «Ах вы сени, мои сени».
Классические мелодии: Э.Григ «В пещере горного короля», П.Чайковский «Танец маленьких лебедей», Э.Эльгар «Колыбельная», Н.Римский-Корсаков «Заплетися, плетень».
Современная музыка: И.Дунаевский «Весенняя песня», В.Соловьев-Седой «Подмосковные вечера», Ю.Антонов «Море - море», Т.Вернер «Танец маленьких утят», С.Касторский «Зайка моя».
Третий год обучения
Детские песни: Е.Крылатов «Колыбельная Медведицы»; Г.Гладков «Песенка разбойников»; В.Шаинский «Голубой вагон», «Чунга-Чанга»; Г.Струве «Моя Россия».
Русские народные песни: «Пчелочка златая», «Ягодка-малинка», «Коляда», «Кострома».
Классические мелодии: Э.Григ «Песня Сольвейг», «Танец Анитры»; П.Чайковский «Времена года»; И.Штраус «Полька «Трик-трак», «Полька-Анна», «Полька-Фигаро», «Марш Радецкого», вальсы; М.Теодоракис «Сиртаки».
Современная музыка: Ю.Милютин «Косил Ясь конюшину», А. Макаревич «Марионетки», Е.Хавтан «Кошки», Д.Леннон «Облади-облада»
ЛИТЕРАТУРА:
Для педагогов и родителей воспитанников:
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 1999.
2. Белкина С.И. и др. Музыка и движение (Упражнения, игры и пляски для детей 3-4 лет). Из опыта работы музыкальных руководителей детских садов. – М.: Просвещение, 1983.
3. Белкина С.И. и др. Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). Из опыта работы музыкальных руководителей детских садов. – М.: Просвещение, 1983.
4. Васильева Т.И. Балетная осанка: Методическое пособие. – М.: Высшая школа изящных искусств. Лтд., 1993.
5. Девочкина О.А. Пой вместе со мной. – М.: АРКТИ, - 2004.
6. Журавин М.Л. Гимнастика. – М.: Академия, 2005.
7. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. – М.: ЦГЛ, 2005.
8. Немировский А. Пластическая выразительность актера. М.: Искусство, 1976.
9. Радынова О.П. Песня, танец, марш с детьми 5-7 лет. – М.: Гном и Д, 2000.
10. Фришман И.И. методика работы педагога дополнительного образования. – М.: Академия, 2004.
11. Студия «Антре». Журнал о балете для детей. М.: «Студия «Антре», 2003-2005.
12. «Пяти Па». Журнал о балете для детей. М.: «Студия «Антре», 2002-2005.
Для воспитанников:
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 1999.
2. Богаткова Л. Хоровод друзей. Танцы народов разных стран. – М.: Знамя, 1957.
3. Гваттерини М. Азбука балета. Учимся танцевать. –М.: АО «Бертельсманн Медиа Москау», 2001.
4. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. – М.: Феникс, 2003.
5. Издом Х. и Кэтрэк Н. Хочу танцевать. – М.: Махаон, 1998.
6. Пасютинская В. Волшебный мир танца. –М.: Просвещение, 1985.
7. «Пяти Па». Журнал о балете для детей. М.: «Студия «Антре», 2002-2005.
8. Студия «Антре». Журнал о балете для детей. М.: «Студия «Антре», 2003-2005.