Тема: Дифференциация д-дь

Удовиченко Елена Вадимовна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_d-d.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

I. Организационная информация (Согласно ФГОС ДО)

Доминирующая образовательная область

Речевое развитие

Вид деятельности детей

Игровая, коммуникативная

II. Методическая информация

Тема образовательной деятельности

Дифференциация звуков  [Д] и [Д']

Методы и приемы реализации содержания занятия

Практические методы;

Наглядные, игровые приёмы.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

При речевом развитии соответствующем возрасту детям легче вступать в контакт со своими сверстниками, взрослыми. Обогащается словарный запас детей, развиваются функции словообразования, словоизменения. Дети лучше усваивают полученную информацию, воспроизводят её. Повышается уровень игровой деятельности, социальная адаптация в обществе.

Возрастная группа

6 лет

Цель

Создание условий для развития у детей умения дифференцировать звуки [Д] и [Д']

Задачи

Обучающие:

Развивать фонематический слух;

Закреплять правильное звукопроизношение;

Уточнять навыки фонематического анализа и синтеза.

Развивающие:

Развивать память, слуховое и зрительное внимание;

Формировать навык саморегуляции.

Воспитательные:

Закреплять навык внимательно слушать взрослого;

Способствовать проявлению положительных эмоций;

Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками.

Планируемые результаты

У детей сформировано умение правильно произносить звуки [Д] и [Д'] в словах.

Дети способны самостоятельно определить место звука в слове, различать звуки на слух.

Дети испытывают потребность произносить звуки правильно

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Компьютер, интерактивная доска, видео-ролик из мультфильма «Остров сокровищ», 2 стола с синим и зелёным кругом.  слайды (Картинки: Джим, 2 конверта с картинками, 1 сундучок, изображения предметов, в названии которых есть звук [Д], звук [Д'],   разложенные и перевернутые картинки по количеству детей со звуками [Д], [Д']; доска, на доске звуковой профиль звуков[Д], [Д'], буква Д с картинкой, буква Д, изображенная в виде домика

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Постановка звуков [Д] и [Д']. Развитие функций словообразования, словоизменения, фонематической системы языка, посредством логопедических игр, с предметными картинками. Проведены занятия по теме: Звук и буква [Д].

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I Вводная часть:

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Приветствие детей. Демонстрация видео-отрывка из мультика «Остров сокровищ».

Акцентирование внимания на сундучке,  чей он.

Мотивация деятельности детей

Герой не может найти сокровища, потому что пираты разрезали карту на части и могут отдать частички её только за правильные ответы.

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Мы должны помочь Джиму собрать всю карту и найти сокровища. Ответить на всё вопросы и собрать карту сокровищ.

II Основная часть:

Актуализация ранее приобретенных знаний

1. Разгадайте ребус: первый звук смените на звук «Д». Сом, а получится… - (дом).(Логопед достает из сундучка игрушечный домик. Тот из детей, кто угадал ставит его на доску). Ласково назовите слово дом (домик, домочек, домишко, домовой).

2. Догадайтесь, кто еще спрятался в сундучке? – выйти не может из сундучка – слоги перепутались: душ –де – ка. (Дети отгадывают «дедушка», логопед достает из сундучка игрушку дедушки, дети ставят его на доску).3. Вместе с логопедом дети подходят к доске. Логопед: «Дом. С какого звука начинается слово? Со звука «Д». Посмотрите, дети, на звуковой профиль: что происходит с губами, когда мы произносим звук «Д», с кончиком языка, со спинкой языка?».

3. Характеристика звука [Д].Логопед:«Дети, расскажите, что вы знаете о звуке [Д]? (Согласный, твердый, звонкий, зубной, отрывистый). Превратите его в мягкий звук. Что получится? (Дь – дь – дь). Чем отличаются звук [Д] от звука [Д']? Посмотрите на звуковой профиль звука [Д']. Дети, расскажите, что вы знаете о звуке [Д']? (Согласный, мягкий, звонкий, зубной, отрывистый). С какими звуками мы будем сегодня работать? Посмотрите на букву Д. На что она похожа? (на дом с крышей; логопед показывает букву). Дети покажите на себе букву Д (дети телом изображают букву Д)». 

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

4.  У меня на столе – картинки со звуками [Д] и [Д']. Вы возьмете одну картинку. У кого окажутся картинки, в названии которых твердый звук – куда сядут? (где синий кружочек), у кого картинки, в названии которых мягкий звук – куда сядут? (где зеленый кружочек) [2].

5. Логопед: «Дети придумайте названия команд с данными звуками. Ваша команда со звуком [Д], а ваша со звуком [Д']». Дети друг с другом общаются, придумывают названия команд, затем по команде логопеда дети хором, громко представляются.

6. Команды приветствуют друг друга: радостно, удивленно, вопросительно (при этом нужно менять голоса, как «медведи» и как «птицы»)

Да – да - да дя – дя – дя ды-ды – ды ди –ди – ди

Ду- ду -ду дю – дю – дю до – до- до дё – дё - дё

Глазки закрыли. (логопед меняет местами у детей синий и зеленый кружочек). Что случилось? (Звуки перепутались). Поприветствуйте друг друга наоборот.

дя – дя – дя да – да да

7. Логопед просит детей встать и объявляет о следующей игре: «Хлопните, если услышите звук [Д] и топните, если услышите звук [Д'].

Д, т, п, м, дь, да, то, дя, пу, ди. Дом , дыня, Таня, Данил, Дима, доска, дуб, диван.

8. Упражнение на развитие речевого дыхания и силы голоса: «Заведем моторчик»: [Д ] - [Д']. ДДДД ДьДьДь…- заглох моторчик, сломался.

7. Физминутка

Мы пришли в зимний лес. (Ходьба по группе)

Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками в стороны)

Справа – березка в шубке (руку отводят в указанную сторону и смотрят)

Стоит, Слева елка на нас глядит. (отводят руку и прослеживают взглядом.).

Снежинки в небе кружатся, (движение «фонарики» и смотрят вверх,

На землю красиво ложатся. (приседают)

8. «Работа с буквами». Активизировать в памяти детей стишки на соответствующие букву

  «Этот домик — буква Д.
В домике — окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке — кошка» и выложить изображение буквы из большого конструктора на полу, чья команда быстрее..

«Эта буква широка и похожа на жука» (Ж)

«Шура сено ворошил, вилы в сене позабыл» (Ш)

9. «Буквы-озорницы». Буква Д играет в прятки, найти и обвести в кружок только буквы «Д» среди других букв. Зашумлённые буквы.

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

10. «Схема слова». Буквы убежали из слов. Надо вернуть букву на место, прочитать слово, выделить место звука в слове (первый, последний, в середине слова), составить звуковую схему слова.

11. «Ребусы». На доске появляются ребусы. Разгадать слова, прочитать, записать их фломастером на индивидуальной доске, выделить звуки [Д ] - [Д']. зелёным и синим.

III Заключительная часть:

Анализ и самоанализ деятельности детей

Вспомнить, кому мы сегодня помогали? Зачем мы это делали? Что позволило нам помочь гостю? Взрослому необходимо продемонстрировать детям целую карту.

Дальнейшая разработка темы

Указывается содержание работы для закрепления темы для воспитателей

Лист с заданием из рабочей тетради Дифференциация [Д ] - [Д']. Соединить картинки с соответствующими словами, в которых есть соответствующие звуки.

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 6 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

        

         Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы по реализации образовательной области «Речевое развитие»

 с использованием интерактивного оборудования  MimioStudio

Тема: «Дифференциация звуков [Д], [Д']»

Конспект составила учитель-логопед

 Удовиченко Е.В.

Колпино

2020г.