Тема: Дифференциация д-дь
Предварительный просмотр:
I. Организационная информация (Согласно ФГОС ДО) | ||
Доминирующая образовательная область | Речевое развитие | |
Вид деятельности детей | Игровая, коммуникативная | |
II. Методическая информация | ||
Тема образовательной деятельности | Дифференциация звуков [Д] и [Д'] | |
Методы и приемы реализации содержания занятия | Практические методы; Наглядные, игровые приёмы. | |
Интеграция образовательных областей | Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. При речевом развитии соответствующем возрасту детям легче вступать в контакт со своими сверстниками, взрослыми. Обогащается словарный запас детей, развиваются функции словообразования, словоизменения. Дети лучше усваивают полученную информацию, воспроизводят её. Повышается уровень игровой деятельности, социальная адаптация в обществе. | |
Возрастная группа | 6 лет | |
Цель | Создание условий для развития у детей умения дифференцировать звуки [Д] и [Д'] | |
Задачи | Обучающие: Развивать фонематический слух; Закреплять правильное звукопроизношение; Уточнять навыки фонематического анализа и синтеза. Развивающие: Развивать память, слуховое и зрительное внимание; Формировать навык саморегуляции. Воспитательные: Закреплять навык внимательно слушать взрослого; Способствовать проявлению положительных эмоций; Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками. | |
Планируемые результаты | У детей сформировано умение правильно произносить звуки [Д] и [Д'] в словах. Дети способны самостоятельно определить место звука в слове, различать звуки на слух. Дети испытывают потребность произносить звуки правильно | |
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Компьютер, интерактивная доска, видео-ролик из мультфильма «Остров сокровищ», 2 стола с синим и зелёным кругом. слайды (Картинки: Джим, 2 конверта с картинками, 1 сундучок, изображения предметов, в названии которых есть звук [Д], звук [Д'], разложенные и перевернутые картинки по количеству детей со звуками [Д], [Д']; доска, на доске звуковой профиль звуков[Д], [Д'], буква Д с картинкой, буква Д, изображенная в виде домика | |
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Постановка звуков [Д] и [Д']. Развитие функций словообразования, словоизменения, фонематической системы языка, посредством логопедических игр, с предметными картинками. Проведены занятия по теме: Звук и буква [Д]. | |
Конспект занятия (образовательной деятельности) | ||
I Вводная часть: | ||
Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Приветствие детей. Демонстрация видео-отрывка из мультика «Остров сокровищ». Акцентирование внимания на сундучке, чей он. | |
Мотивация деятельности детей | Герой не может найти сокровища, потому что пираты разрезали карту на части и могут отдать частички её только за правильные ответы. | |
Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Мы должны помочь Джиму собрать всю карту и найти сокровища. Ответить на всё вопросы и собрать карту сокровищ. | |
II Основная часть: | ||
Актуализация ранее приобретенных знаний | 1. Разгадайте ребус: первый звук смените на звук «Д». Сом, а получится… - (дом).(Логопед достает из сундучка игрушечный домик. Тот из детей, кто угадал ставит его на доску). Ласково назовите слово дом (домик, домочек, домишко, домовой). 2. Догадайтесь, кто еще спрятался в сундучке? – выйти не может из сундучка – слоги перепутались: душ –де – ка. (Дети отгадывают «дедушка», логопед достает из сундучка игрушку дедушки, дети ставят его на доску).3. Вместе с логопедом дети подходят к доске. Логопед: «Дом. С какого звука начинается слово? Со звука «Д». Посмотрите, дети, на звуковой профиль: что происходит с губами, когда мы произносим звук «Д», с кончиком языка, со спинкой языка?». 3. Характеристика звука [Д].Логопед:«Дети, расскажите, что вы знаете о звуке [Д]? (Согласный, твердый, звонкий, зубной, отрывистый). Превратите его в мягкий звук. Что получится? (Дь – дь – дь). Чем отличаются звук [Д] от звука [Д']? Посмотрите на звуковой профиль звука [Д']. Дети, расскажите, что вы знаете о звуке [Д']? (Согласный, мягкий, звонкий, зубной, отрывистый). С какими звуками мы будем сегодня работать? Посмотрите на букву Д. На что она похожа? (на дом с крышей; логопед показывает букву). Дети покажите на себе букву Д (дети телом изображают букву Д)». | |
Добывание (сообщение и приятие) нового знания | 4. У меня на столе – картинки со звуками [Д] и [Д']. Вы возьмете одну картинку. У кого окажутся картинки, в названии которых твердый звук – куда сядут? (где синий кружочек), у кого картинки, в названии которых мягкий звук – куда сядут? (где зеленый кружочек) [2]. 5. Логопед: «Дети придумайте названия команд с данными звуками. Ваша команда со звуком [Д], а ваша со звуком [Д']». Дети друг с другом общаются, придумывают названия команд, затем по команде логопеда дети хором, громко представляются. 6. Команды приветствуют друг друга: радостно, удивленно, вопросительно (при этом нужно менять голоса, как «медведи» и как «птицы») Да – да - да дя – дя – дя ды-ды – ды ди –ди – ди Ду- ду -ду дю – дю – дю до – до- до дё – дё - дё Глазки закрыли. (логопед меняет местами у детей синий и зеленый кружочек). Что случилось? (Звуки перепутались). Поприветствуйте друг друга наоборот. дя – дя – дя да – да да 7. Логопед просит детей встать и объявляет о следующей игре: «Хлопните, если услышите звук [Д] и топните, если услышите звук [Д']. Д, т, п, м, дь, да, то, дя, пу, ди. Дом , дыня, Таня, Данил, Дима, доска, дуб, диван. 8. Упражнение на развитие речевого дыхания и силы голоса: «Заведем моторчик»: [Д ] - [Д']. ДДДД ДьДьДь…- заглох моторчик, сломался. 7. Физминутка Мы пришли в зимний лес. (Ходьба по группе) Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками в стороны) Справа – березка в шубке (руку отводят в указанную сторону и смотрят) Стоит, Слева елка на нас глядит. (отводят руку и прослеживают взглядом.). Снежинки в небе кружатся, (движение «фонарики» и смотрят вверх, На землю красиво ложатся. (приседают) 8. «Работа с буквами». Активизировать в памяти детей стишки на соответствующие букву «Этот домик — буква Д. «Эта буква широка и похожа на жука» (Ж) «Шура сено ворошил, вилы в сене позабыл» (Ш) 9. «Буквы-озорницы». Буква Д играет в прятки, найти и обвести в кружок только буквы «Д» среди других букв. Зашумлённые буквы. | |
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | 10. «Схема слова». Буквы убежали из слов. Надо вернуть букву на место, прочитать слово, выделить место звука в слове (первый, последний, в середине слова), составить звуковую схему слова. 11. «Ребусы». На доске появляются ребусы. Разгадать слова, прочитать, записать их фломастером на индивидуальной доске, выделить звуки [Д ] - [Д']. зелёным и синим. | |
III Заключительная часть: | ||
Анализ и самоанализ деятельности детей | Вспомнить, кому мы сегодня помогали? Зачем мы это делали? Что позволило нам помочь гостю? Взрослому необходимо продемонстрировать детям целую карту. | |
Дальнейшая разработка темы | ||
Указывается содержание работы для закрепления темы для воспитателей | Лист с заданием из рабочей тетради Дифференциация [Д ] - [Д']. Соединить картинки с соответствующими словами, в которых есть соответствующие звуки. |
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 6 комбинированного вида
Колпинского района Санкт-Петербурга
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы по реализации образовательной области «Речевое развитие»
с использованием интерактивного оборудования MimioStudio
Тема: «Дифференциация звуков [Д], [Д']»
Конспект составила учитель-логопед
Удовиченко Е.В.
Колпино
2020г.