2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Вокально-хоровая работа «Утро» Э. Грига: - певческая посадка - распевание - пение на слог - пение со словами «Солнышко всходит и небо светлеет Природа проснулась и утро пришло
Ребята , сейчас я вас попрошу проиллюстрировать произведение «Утро» , попробуйте с помощью рисунка передать ваши чувства от прослушивания мелодии Давайте рассмотрим ваши иллюстрации и обсудим созвучие музыки и красок. А также их выразительность Вывод: Каждая ваша картина несет в себе отпечаток личности, внутреннего мира человека. Ребята, а Э.Григ создал в произведении «Утро» - портрет? А что же такое портрет? (Изображение человека)
Правильно, и тема сегодняшнего нашего урока «Портрет в музыке» | Вокально-хоровая работа, исполнение «Утра»
Дети показывают рисунки, выполненные в классе Анализ рисунков Ответы детей: Нет, он создал музыкальный пейзаж Портрет- это когда рисуют человека |
3.Изучение новых знаний (получение понятия о главной идее темы) | Активизация знаний учащихся. Портрет - один из жанров живописи, скульптуры, графики, посвященный изображению конкретного человека или нескольких людей (групповой – не менее 3 человек). Особенность портрета - это передача индивидуального сходства изображаемого, стремление раскрыть его внутренний мир. Сегодня я хочу поговорить с вами о творчестве одного замечательного композитора, а имя его вы мне назовёте сами.
А вот другой портрет этого же композитора, не узнали?
-Какой из портретов вам более понравился, какой из них больше рассказал о человеке, его характере? Прокофьев – мастер музыкального портрета. А может ли композитор изобразить характер человека? Сейчас мы с вами попробуем доказать это, выполнив задание Но, сначала сделаем музыкальную разминку Физминутка Задание: Для вас прозвучат музыкальные произведения, а вы попробуйте записать характер персонажа и образно нарисовать портрет
Музыкальные произведения | характер | Слова подсказки | «Болтунья» Прокофьев | | Добрый, злой, веселый, озорной, страшный, резкий, весельчак, грозный, печальный, мечтатель | Тема Пети из симфонической сказки «Петя и волк» | | | Золушка | | | | | |
Разбор произведений А последний музыкальный отрывок, который вы слушали - это фрагмент из балета «Золушка» С.С. Прокофьев. Сегодня мы с вами попадем в музыкальный театр -А, как вы думаете какие там встречаются жанры? Что делают в опере? В балете? Давайте вспомним основных героев сказки Сколько музыкальных портретов должен нарисовать композитор? А сейчас я проиграю две мелодии, темы Золушки и музыкальные фрагменты мачехи и ее дочерей, а вы попытайтесь угадать, то звучит | Дети отвечают: трудно отгадать, не понятно Ответы детей Сергей Сергеевич Прокофьев второй Ответы детей: да, трудно представить Дети слушают фрагменты музыкальных произведений и выполняют самостоятельно задание. Анализ Опера, балет В опере-поют, в балете-танцуют Ответы детей: Золушка, мачеха, ее дочки Мачеха и дочки-злые, вредные, а Золушка- добрая, ласковая Дети отвечают, аргументируя свои ответы |
Самостоятельная работа | А теперь я вам предлагаю поработать с таблицей, взяв 2 цветных карандаша – один для Золушки грустной, другой – для счастливой. Цвета выберите сами, подумав о соответствии музыкального образа и цвета. Музыкальный портрет Золушки | Золушка грустная | Золушка счастливая | Характер музыки | Задумчивый Мечтательный Спокойный Трепетный Нежный Грустный Радостный | Мелодия | Полетная Неуверенная Уверенная Поступенная Красивая Напевная Танцевальная | Ритм | Равномерный УверенныйРазнообразный Скачкообразный | Темп | Не спеша, шагом Медленно Быстро | Динамика | Тихо Громко Не очень громко Не очень тихо |
Давайте попробуем оценить свое выполненное задание. Инструкция: Ученик сначала оценивает себя, затем идёт обмен тетрадями и оценивание в паре. - Если оценки совпали, то кружок соседа обводится таким же цветом. Если оценки не совпали, то кружок соседа обводится другим цветом Молодцы, ребята Вывод: Композиторы, создавая музыкальный портрет, передают мысли и чувства своих персонажей с помощью музыки: мелодии, тембра, ритма). Что такое музыкальный портрет? В нём неразрывно слиты воедино выразительная и изобразительная сила интонаций музыкального языка. -Может ли музыка выразить различные черты человеческого характера, нарисовать портрет человека так же, как это может сделать художник? | Дети работают с таблицами. Анализируют вслух. Учащиеся дополняют ответы друг друга. Затем сравнивают свои варианты ответа с основным вариантом. Дети: Музыкальный портрет – это портрет характера героя. Да, может, и в этом мы сегодня убедились |