ПРОЕКТ "КРЕПОСТИ И БОГАТЫРИ"

Рябцова Наталья Михайловна

В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако анализ современной ситуации показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках Отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России.

   Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.

В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью древней Руси, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Крепости и богатыри»

«Гордиться славою предков не только можно, но и должно».

А. С. Пушкин

Паспорт проекта.

Тип проекта: информационный

Вид проекта: творческий

Продолжительность проекта:  1 месяц (с 20  января по 20 февраля)

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель,  родители воспитанников.

Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель проекта:

- Приобщение  детей к русской народной культуре средствами фольклора

Задачи:

- формирование  у старших дошкольников знаний о былинных богатырях – защитниках земли русской;

- формирование представлений о героическом прошлом русского народа Древней Руси;

 

- развитие детского творчества  в продуктивных видах  деятельности;

- ознакомление старших дошкольников с произведениями живописи  русских  художников: В.М. Васнецова, К.Н. Васильева;

     -воспитание эстетических чувств при знакомстве дошкольников с произведениями устного  народного творчества;

- ознакомление  детей  старшего дошкольного возраста со старинными народными инструментами – гуслями, трещоткой, ксилофоном, треугольником, бубенцами, с их звучанием и  историей  возникновния;

 - ознакомление детей с народными героическими песнями и произведениями русских композиторов по данной теме.

 

Актуальность темы:

   В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако анализ современной ситуации показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках Отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России.

   Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.

В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью древней Руси, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России.

 Знакомя детей подготовительной к школе группы с произведениями русских писателей («Руслан и Людмила» А.С. Пушкина), у детей возникли вопросы «Как называлась одежда и доспехи  богатырей?», «Какое оружие у них было?», «Как стать богатырем?». Мы сделали вывод, что у детей недостаточно сформированы  представления о былинных богатырях.

Предполагаемые  результаты  проектной деятельности:

- Оформление выставки детских рисунков « Богатыри  земли русской».

- Праздник  «Не перевелись богатыри на земле русской».

-  Стенгазета «Слава  защитникам Отечества».

- Детские рассказы о былинных богатырях.

- Совместные творческие работы.

- Выставки  детских работ на темы: «Кони богатырские», «Змей Горыныч», «Шлемы богатыря», «Щиты богатыря».

- Занятие «Садко в подводном царстве»

Для того, чтобы правильно спланировать работу с детьми, мы  использовали «модель трёх вопросов»

Вопросы для беседы с детьми:

Что вы знаете   о былинных богатырях?  

  • Были богатыри.
  • Они воевали с врагами

   Что бы вы  хотели узнать?

  • Подвиги русских богатырей?
  • В какое время они жили?
  • С кем они сражались?
  • Кого защищали?
  • Какое оружие у них было?
  • Как стать богатырем?
  • Как называлась одежда и доспехи  русских  богатырей?
  • Чем отличаются богатыри от военнослужащих?

  • Где мы можем узнать ответы на наши вопросы?

   Обсуждение вариантов поиска информации (спросить у родителей, узнать на занятиях от воспитателя, прочитать в энциклопедии и других книгах, посмотреть по телевизору, посмотреть в интернете)

   Для реализации проекта был разработан план, состоящий из трех этапов.

   1 этап – организационный, цель которого – пополнить предметно-развивающую среду групповой комнаты наглядными материалами по изучаемой теме.

На данном этапе мы активно сотрудничали с Детской  библиотекой МУ «ДК «Сокол». По просьбе педагогов, работники библиотеки создали каталог литературы, включающей пословицы и поговорки о силе, смелости и отваге русских богатырей. А также подобрали русские  былины, доступные детям старшего дошкольного возраста:

«Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

«Как Илья поссорился с князем Владимиром»

«Садко»

«Про прекрасную Василису Микулишну»,

 «Святогор  - Богатырь»

   Понимая, что дети легче представят события древней Руси, рассматривая картинки, иллюстрации, мы начали поисковую работу по подбору наглядного материала.

   С помощью родителей создали картотеку иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих исторические факты и события из жизни древней Руси. Родители принимали активное участие в изготовлении атрибутов для праздника, а также приобрели богатырские доспехи: щиты и мечи.

    Приобрели аудио записи для слушания музыкальных произведений о Родной земле, о подвигах русских богатырей: «Былины русского народа», «Сказка о сказочнике».

    Собрав необходимую информацию по теме, приступили к реализации основного этапа проекта – творческому.

   Все занятия по проекту «Былинные богатыри - защитники земли русской» взаимосвязаны, побуждают к включению в другие виды деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для чтобы и педагог, и ребенок сохранили частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу по реализации данного проекта.

   Обязательное условие воспитания начал патриотизма – забота воспитателя о том, чтобы занятия были связаны с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы необходимо превратить детей из зрителей в активных эмоциональных участников. Поэтому полученные на занятиях знания мы закрепляли в продуктивных видах деятельности: с помощью природно-бросового и строительного материалов создавать богатырские заставы и укрепительные сооружения.

    На занятиях по лепке и рисованию украшали богатырские доспехи, используя нетрадиционные методы и приемы рисования.

   На занятиях по ручному труду мастерили богатырей из картона на основе цилиндров с использованием бросового материала.

   Выстраивая образовательный процесс, уделяли большое внимание игре как методу радостного ненапряженного познания, научения и развития.


   

Реализация  проекта

Работа

с детьми

Работа

с воспитателями

Работа

с родителями

Итоговое мероприятие

Чтение былины

«Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

Беседы : 

«Наш дом – Россия»        «Древние  города России»        «Постройки древней Руси»

Виртуальная экскурсия по Древней Руси

Познавательное занятие

«Как наши предки защищали Русь от врагов»

  Подвижные игры:

«Поймай хвост» (ловишки с ленточками)

«Змейка» (с веревкой)

Дидактические игры:

«Герои былин»,

«Богатыри»

Заучивание пословиц и поговорок о силе, мужестве, отваге, о Родине и её защитниках

Конструирование                       «Старинный город»

Лепка

   «Змей Горыныч»

Слушание

П.И.Чайковский   «Марш деревянных солдатиков»

Разучивание песен

 «Любим Армию свою» муз. Волкова, сл. Е. В. Красновой

Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения.

Подбор иллюстративного материала по теме

Консультация  на тему «Былины»

Поиск информации вместе с детьми, в том числе и Интернете

Приобретение богатырских доспехов (щиты и мечи)

Подбор иллюстративного материала по теме.

Развлечение «Богатырские состязания»

Чтение былины

- «Как Илья поссорился с князем Владимиром»

Беседы

«Богатырские доспехи»

 «Оружие богатырей»

«Обереги»

Заучивание богатырских потешек

Подвижные игры:

Перетягивание каната

«Петушиные бои»

Дидактические игры:

 «В гости к былинам»,

«Собери богатыря в дорогу»

Игры-пазлы 

«Строим дом», «Три богатыря»

Познавательное занятие

«Доспехи богатырей»

Рассматривание репродукций  картин: В.М. Васнецова «Богатыри»,В.М.Васнецова «Витязь на распутье»

Занятие «Мир русских былин  в картине В.М. Васнецова «Богатыри»

Составление рассказов по картине Васнецова «Три богатыря»

Ручной труд 

 «Шлем богатыря»

  «Щит богатыря»

Разучивание песен

«На горе-то калина»,

«Посею лебеду на берегу»

русские  народные хороводная

Слушание   

Н.А.Римский-Корсаков «Сеча при Керженце»

Лепка 

«Богатырский конь»

   

Конструирование «Крепость»

Консультация на тему «Роль чтения былин в воспитании детей»

Родительское собрание  « Роль былин в воспитании ребёнка»

Совместное изготовление атрибутов к празднику и играм

Изготовление богатырских костюмов для детей

Составление творческих рассказов на тему «Если бы я был богатырём»

Чтение былины

«Садко»

Беседы: 

 «Садко»                

Подвижные игры:

«Защити крепость»

«Стрелок»

Дидактические игры:

«Почини  картинку»,

«Богатыри  земли  русской»

Познавательное занятие

«Былинные богатыри - славные защитники родной земли»

Развлечение «Богатырские состязания»

Придумывание сказок 

о богатырях

Слушание  

 Вступление к опере Римского-Корсакова «Садко»

 Разучивание песни  «Песня о пограничнике» муз. С. Бугославской, сл.                                                       О.Высотской

Рассматривание репродукций  картины И.Репина «Садко в подводном царстве»,

Ручной труд 

 «Кони богатырские»

  «Богатырь»

Помощь в изготовлении дидактических игр

Совместное изготовление атрибутов к празднику и играм

Музыкальное занятие

«Садко в подводном  царстве»

Чтение былин

 «Про прекрасную Василису Микулишну»,

 «Святогор  - Богатырь»

Подвижные игры

«Вытолкни из круга»

Игры-эстафеты по данной теме

  Беседа        

«Подвиги  русских  богатырей»

Интервьюирование пап и дедушек о защите Родины

Загадки о богатырях

Составление творческих рассказов на тему «Если бы я был богатырём»

Рассматривание репродукции  картин: К.Васильева  «Настасья Микулична»

Рисование «Богатыри земли русской»

Разучивание песен

«Ты моя Россия» Г.Струве

«Россия жива» муз. и сл.

 Л. Николаевой

Слушание  

 П.И.Чайковский   «Марш деревянных солдатиков»

Помощь в подборе

аттрибутов для праздника

Изготовление стенгазеты «Слава защитникам Отечества»

Участие в празднике ко Дню Защитника Отечества

Праздник  «Не перевелись богатыри на земле русской»

Обеспечение проекта:

-материально-техническое (сборники былин; иллюстрации к былинам, литература по теме, репродукции картин, рисунков, фотографии    по теме, аудиозаписи произведения А. Пахмутовой «Богатырская сила»,  Римского-Корсакова «Сеча при Керженце», Мусоргский «Богатырские ворота»,  Е. Стрельникова «Русь былинная», Р. Нуриева «Бесконечное обояние волн», аудиозаписи былин)

-методическое (программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.А. Соломенникова «Радость творчества», И.А.Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», Г.А. Антонова «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа», Т.Я. Шпикалова «Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество», Н.В. Нищева «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду»,

Н.Е. Веракса «Проектная деятельность дошкольников», Т.М. Пименова «Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет» и др.) и др.

    Хотелось бы отметить методическое пособие «Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет» авторы-составители Т.М. Пименова, В.В. Архипова, в содержание которой включены занятия-путешествия по былинам, фольклорный материал, богатырские игры, беседы, словарь древнерусских слов.



Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста

Тема: « Как наши предки Русь защищали»

Цель:

  • Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси, дать представление об укладе жизни древних славян;
  • В доступной форме объяснить детям этимологию слов «защитники отечества», «славяне», «предки», «крепость»;
  • Ввести в словарь новые слова: «Кольчуга», «палица», «щит», «латы»;
  • Уточнить и расширить знания детей о силе и славе богатырской Руси, о ее народных героях-богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче;
  • Познакомить детей с условными обозначениями на географической карте;
  • Воспитывать интерес к истории Родины, уважение к жизни предков.

Предварительная работа: чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и другие. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». Заучивание пословиц, поговорок.

 

Оборудование: географическая карта; иллюстрации: внешний вид славян, древние поселения славян, жизнь предков (охота, земледелие, рыболовство), оружие богатырей (щит, меч, булава, палица); репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри»,макеты избы, деревьев, забора, блюдце с водой, скатерть зеленого цвета(для создания макета поселения древних славян); два тоннеля, мешочки с песком, стойка для игры «Попади в цель».

 

Ход занятия.


Воспитатель.
 Ребята, осмотрите на карту нашей страны.

-Как называется наша страна?

-Страна-это что?

Да, страна - это леса, горы, моря города, села; это место где мы родились и где живут наши родные. Это наша Родина.

Давайте посмотрим на обозначения на географической карте.

-Что обозначается желтым (зеленым, синим, коричневым)цветом?

-Как обозначаются города?

-Городов много?

-Как вы думаете, а раньше, давным-давно, были города?

-Ребята, а всегда ли наша страна была такой, как сейчас? (воспитатель показывает иллюстрации древних поселений).

Сегодня мы будем с вами говорить о прошлом нашей Родины, о наших предках.

Предки – это люди, которые жили перед нами.

-А у вас кто предки?

Предки - это люди, которые жили много-много лет тому назад: это бабушки, дедушки; бабушки и  дедушки наших бабушек и дедушек.

Землю, на которой издревле жили отцы и деды, именую Отечеством, Отчизной, Отчим краем. Отчизна там, где говорят на родном языке, сообща трудятся, а при опасности все вместе, не жалея жизни, защищают родину – край отцов. Но, живя на русской земле, считая ее своей по праву, часто ли мы вспоминаем тех, кто жил на ней раньше нас, и для кого она была тоже родной? Ведь они пахали те поля деревянной сохой, по которым сейчас ездят тракторы, комбайны; плавали по тем рекам и давали им свои имена, по которым сейчас плавают современные яхты и корабли. Днепр, Волга, Кубань-река – все это древние названия. Но за каждым из них своя история, свой подвиг.

Давным -  давно на месте городов и деревень, где мы с вами живем, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц, равнины, реки, горы. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были наши предки – славяне. (Показ иллюстрации.)

-На что похоже слово «славяне» по звучанию?

Да, славяне – это славный, хороший, добрый народ. Места для проживания они выбирали рядом с лесами и реками.

-Почему, как вы думаете?

Многие из славян отличались необыкновенной физической силой. Мужчины охотились, женщины собирали в лесу съедобные растения и коренья. Позже они научились выращивать хлеб, разводить домашних животных, ловить рыбу. (Показ иллюстрации.)

Воспитатель предлагает сесть полукругом у стола и всем вместе построить макет древнего поселения. В ходе рассказа стелет зеленую скатерть, ставит макеты деревьев, домов, иллюстрируя свой рассказ.

Каждая семья выбирала себе место для строительства жилья на бескрайних просторах нашей Родины. Место такое желательно было выбрать на пригорке, чтобы вода не затопила жилище, недалеко от леса.

-Есть такая пословица «У леса жить  - не быть голодным». Почему так говорят?

-Рядом с жилищем обязательно должна быть река или озеро.

-Как вы думаете, для чего?

Несколько семей объединялись в поселения. Так было легче вести хозяйство и помогать друг другу.

Каждое поселение огораживали забором. А за забором был ров, наполненный водой.

-Для чего нужен был ров и забор?

Вот мы огородили наше поселение, и получилась крепость. Слышали такое слово? Что означает слово «крепость»?

-От кого крепость защищала своих жителей?

Наши предки – славяне были дружелюбные. А вот их соседи – хазары и печенеги были жадные, часто нападали на славян: опустошали земли, разоряли дома, уводили людей в плен. Жителям крепости приходилось обороняться, славяне не жалели жизни.

Со временем жителей становилось все больше и больше, и теперь они строили свои дома за стенами поселения. Но враги не оставляли их в покое, и тогда, чтобы дать им отпор, славяне решили объединиться. Так и образовалась Русь.

Русский народ нужно было защищать. Как назывались защитники земли русской?

Мы с вами уже знаем, кто такие богатыри.

Богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек – невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т.д.). Их не страшат несметные силы врага, не страшит даже смерть.


Давайте вспомним их имена. Самые известные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
(Выставить картину Васнецова «Три богатыря» - рассказ по картине)
- Какой богатырь самый могучий?

-Какой самый мечтательный?

-Кто держит меч?

-Куда смотрит каждый из богатырей?

-Чем вооружены богатыри?

(Воспитатель показывает детям отдельные иллюстрации оружия: щит, меч, булава, палица.)

-Что надето на богатырях?

-Для чего нужна кольчуга?

-Для чего нужен шлем на голове?

-Что охраняют богатыри?

-Для чего нужен был верный конь?

-Как можно назвать эту картину?

Да, дети, эта картина называется «Богатыри», и написал ее художник В.М.Васнецов, который изобразил защитников в виде сказочных героев. «Богатыри» - самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому – картина, призванная выразить дух русского народа.
Герои, согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только эти черты не бытовые, не жанровые, а героические.
В центре – Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, не смотря на грозный вид -  в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен «благости, великодушия и добродушия».
Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.
Третий богатырь – Добрыня Никитич -  в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
Богатырей видишь всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу.
Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Прекрасные мастер «одухотворенного» пейзажа, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся на ветру гривам вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.

А теперь давайте послушаем песню. (Звучит песня А.Пахмутовой «Богатырская наша сила».)

-Какие чувства вызывает у вас эта песня?

-Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?

Да, именно за силу, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине и любит народ своих богатырей! 

Физминутка.
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
(Дети садятся на места, занятие продолжается)

 

А теперь давайте вернемся в наше время.
-Как вы считаете, есть богатыри в наше время (Ответы детей).
-Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (Ответы детей).
-Где их можно встретить?
(Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и т.д.)
Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, матушка-Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины.
Мы с вами знаем много пословиц о доблести защитников Отечества.

Есть такая пословица: «Родина – мать, умей за нее постоять».

-Почему Родина названа матерью?

-Что значит «уметь за нее постоять»?

Да, родная земля может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить сама себя не может.

Защита Отечества – долг тех, кто живет на этой земле, ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.

-А вы хотите быть защитниками страны?

Вы уже знаете, что защитники Родины должны быть смелыми, ловкими, сильными. И для этого нужно тренироваться. Мы тоже с вами сейчас потренируемся.

Проводится игра-эстафета «Попади в цель»: дети делятся на две команды, по сигналу нужно пролезть через тоннель взять мешочек с песком, бросить его в цель.

slavyane_01slavyane_02slavyane_03slavyane_04slavyane_05slavyane_06slavyane_07slavyane_08slavyane_09

Древнерусский воин



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №22 «Земляничка»

комбинированного вида

Музыкально – спортивное развлечение

« Богатыри земли русской»

(старший возраст)

                                                   

 Знакомство детей с культурой и бытом русского народа – одна из задач патриотического воспитания дошкольников. Занятия по физической культуре открывают большие возможности в этом направлении. Это знакомство с русскими народными играми, хороводами, потешками, загадками, считалками и др.


ЦЕЛЬ: воспитывать интерес к здоровому образу жизни.


ЗАДАЧИ: 
1. Закреплять умения в прыжках, ползанье, метании.
2. Развивать силу, ловкость, выносливость, координацию движений.
3. Через физкультурно-оздоровительную работу знакомить с русским народным творчеством.

Оформление зала: на центральной стене – дуб, наверху дуба сундук, в сундуке – «яйцо».( шарик в нем палочка для шуши)

Дети в русских народных костюмах входят в зал, садятся.

Ведущая в национальном костюме.

Ведущая: Дорогие ребята! Все может родная земля: накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. Защита Отечества – наш долг. Сегодня наша страна отмечает замечательный праздник – День защитника Отечества.

С давних пор так повелось, как только на нашу землю нападал враг, все русские люди, и стар, и млад, поднимались на борьбу. Русские войны всегда славились мужеством и отвагой. Когда наши мальчики вырастут, они тоже станут достойными защитниками Отечества.

                    ( Звучит тревожная музыка ветра , по залу кружась как бы « улетает»

                      девочка похищенная кощеем)

         

Стук в дверь, входит Богатырь.

Богатырь: Беда! Беда!

Ведущая: Что случилось?

Богатырь: Горе!  Кощей похитил нашу Василису Прекрасную. А я русский Богатырь, собираю дружину славную, хочу на бой с Кощеем пойти, освободить Василису. Да я смотрю, у вас тут добрых молодцев видимо-невидимо. Может, в мою дружину вступите? Но прежде  я должен испытать вас на силу, ловкость и смекалку.

Соревнования:

  1. Бой мягкими круглыми дисками на ребристой доске.
  2. Перетягивание каната.
  3. Петля ( дети стоят по кругу , в центре взрослый крутит по низу скакалку, дети через ее перепрыгивают).
  4. Прыжки в мешках.

Ведущая: Ну как, годятся наши молодцы для твоей дружины?

Богатырь: Молодцы ребята! Настоящие богатыри! Беру их в дружину!

Ведущая: Подожди, Богатырь. Дай ребятушкам отдохнуть. Им красны девицы хоровод разучили.  Посидите, отдохните перед дорогой дальней.

Хоровод «Во поле берёзка стояла» (р.н. песня)

Богатырь: Спасибо вам, красны девицы! Ну-ка, дружина, стройся!

Мальчики строятся за Богатырем и маршируют под музыку «Богатырская сила».

Богатырь: Дружин, стой! Вот и добрались мы до Огненной реки. А река эта коварная. Кто коснется воды, сразу сгорит. Надо осторожно перебираться.

Эстафета «Переправа» (мальчики переправляются через нарисованную реку с помощью досок) (дощечки квадратные)

Входит Баба Яга.

Баба Яга: Фу-фу-фу, что-то русским духом пахнет. Ишь ты, сколько молодцев ко мне занесло. Ну, отвечайте, куда путь держите?

Богатырь: Здравствуй, Баба Яга, ты бы нас лучше накормила, напоила, в баньке помыла, а потом и спрашивала.

Баба Яга: Я бы рада, да вас так много, а я-то одна, помощниц  нет.

Богатырь: А посмотри, какие у нас красавицы есть (показывает на девочек), они тебе и помогут.

Хоровод  «Было у матушки 12 дочерей»

Баба Яга: И в правду все умеют делать, помогли старушке. Чем мне вам помочь?

Богатырь: А мы идем с Кощеем биться, Василису Прекрасную из беды выручать.

Баба Яга: Ой, соколики вы мои! Не одолеть вам Кощея силой богатырской, он ведь бессмертный. Вам его смерть надо найти, а она находится в яйце, яйцо в сундуке. А сундук висит на высоком дубе. Только дорога к дубу очень опасная.

Богатырь: Трудностей мы не боимся, показывай.

Баба Яга показывает дорогу.

Богатырь вместе с мальчиками проходит полосу препятствий.

Полоса препятствий (ползут по-пластунски,  перепрыгивают через «ров»)

Богатырь: Вот и добрались мы до заветного дуба. Сундук висит высоко, до него не добраться, попробуем его сбить.

Метание малых мячей в шарики подвешаные на веревке в одном из них «игла».

Богатырь: (достает из сундука шарик). Вот она смерть кощеева! (прокалывает шарик, ломает иглу).

Входит Василиса (девочка).

Василиса: Спасибо, вам, добры молодцы, что спасли меня от Кощея. Теперь нашей земле-матушке нечего бояться, раз такие богатыри на ней подрастают.

Богатырь и Василиса прощаются, уходят.

Ведущая: Вот и подошел к концу наш праздник, мы еще раз поздравляем наших мальчиков с праздником и желаем им быть такими же смелыми и сильными как сегодня.

Уход детей под музыку «Богатырская сила».