Главные вкладки
Басанова Наталья Владимировна
Консультация для родителей «Роль семьи в изучении дошкольником родного языка»
Консультация для родителей :
«Роль семьи в изучении дошкольником родного языка»
Автор: Басанова Наталья Владимировна, воспитатель МКДОУ «СНДС «Малыш» с. Ульдючины
Признание и уважение всех языков, является ключом к сохранению мира. Каждый язык неповторим. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа. С малых лет мы должны обучать детей родному языку, его уникальнейшим традициям. Ведь именно маленькие дети, впитывают в себя всё, как губка. Где, как ни в семье и детском саду ребенку учиться этому! Задача воспитателя - помочь ребенку в этом, в тесном сотрудничестве с родителями.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, полноценное владение родным языком в дошкольном детстве необходим для умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Дошкольники знакомятся со сказками, стихами, загадками слушают народные песни, играют в калмыцкие подвижные игры, учатся исполнять национальные танцы.
При подготовке к занятиям, необходимо ставить следующие задачи: воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней; воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к истории родного края; знакомить детей с интересными историческими событиями, культурой, бытом и народными праздниками. Все эти задачи осуществляются не только на занятии по обучению родному языку, но и реализуются в изобразительной деятельности, самостоятельной художественной деятельности. Огромная роль принадлежит декоративно-прикладному искусству, музыке, ознакомлению с народными обычаями, традициями.
Изучение родного языка может быть успешно реализовано в том случае, если язык будет выступать не только в качестве предмета изучения, но, и будет регулярно, активно использоваться детьми в их повседневной жизни и деятельности. Художественная литература дает богатый материал для нравственного воспитания, заставляет ярче и глубже переживать нравственные поступки, чувства героев. В образовательной деятельности при развитии речи дошкольники получают не только новые знания о родной земле, а тем самым создаются условия для формирования нравственных чувств.
Язык это символ культуры, который ничем не заменить. Это богатство. Именно этому мы должны учить детей. Воспитывать любовь к чтению, знаниям. И делать это будет намного эффективнее в тесном сотрудничестве с родителями. Ничто другое так не оказывает влияния на душу ребенка, как личный пример взрослого.
Также немаловажным для изучения и освоения родного языка являются речевые игры. Которые можно проводить как в ДОУ, так и дома в кругу семьи.
Примеры речевых игр
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.
1. Игра: «Кто как кричит?» (домашние животные, дикие животные, птицы)
Взрослый показывает картинку с изображением животного, птиц ребенок озвучивает как он кричит, например чон (волк) – у-у-у-у, богшурга (воробей) – чик- чирик и т. д.
2. Игра «Что это?» (провести на калмыцком языке)
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом, например: Растут на грядке, используются в пищу (овощи-темсн)
Растут на дереве, очень вкусные и сладкие (фрукты- зер-земш) и т. д.
3. Игра «Для чего это нужно?» (провести на калмыцком языке)
- Посуда
- Орудия труда
- Продукты и т. д.
4. Игра «Угощения» (провести на калмыцком языке)
Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите».
5. Игра «На что похоже?» (провести на калмыцком языке)
Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)
Работа с детьми по изучению родного языка должна также вестись через ознакомление с художественной литературой. В своей работе широко используем все виды фольклора (сказки, легенды, пословицы, поговорки, стихи). Знакомя детей с народным фольклором, приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Большой вклад в развитие ребенка приносит домашнее чтение.
Только при тесном сотрудничестве детского сада и семьи, можно говорить о полноценном формировании у детей устойчивых навыков, нравственных качеств, патриотических чувств и уважительных отношений, к старшим и сверстникам.
Актуальные проблемы современного дошкольного образования
Доклад на тему : «Актуальные проблемы современного дошкольного образования»
Воспитатель : Басанова Наталья Владимировна
Место работы : МКДОУ «СНДС «Малыш» с. Ульдючины
Период дошкольного образования - важная ступень в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Детский сад нужен самому ребенку, для того, чтобы удовлетворить потребность в общении; успешно социализироваться - научиться общаться как со сверстниками, так и со взрослыми людьми; получить подготовку к школе; научиться адекватно реагировать на возникшие конфликты и спортивные ситуации; избежать «педагогической запущенности». Полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства. К общению необходимо отнести умение слышать и слушать, умение входить в контакт, умение выражать свои мысли, понимать речь. Одним из средств развития коммуникативных умений и навыков является сюжетно-ролевая игра, которая часто остается без должного внимания со стороны воспитателей. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, углублять и реализовывать свои знания и умения. И часто бывает, что воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей. Следующая тема - семья. На сегодняшний день существует большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Отсюда и возникают проблемы. Когда родителю некогда заниматься своим ребенком, он предоставлен сам себе и результатом такого «вольного» развития может стать не то, на что рассчитывает родитель. Большинство современных родителей не желают сотрудничать с дошкольными образовательными организациями, ссылаясь на занятость. Очень важен стиль взаимоотношений воспитателя с родителями детей. Выстроить деловые, результативные контакты с родителями - задача непростая, поэтому для её профессионального выполнения воспитатель должен хорошо знать психологию родителей и уметь применять её при работе с ними в самых различных ситуациях. При этом воспитателю важно учитывать особенности каждой конкретной семьи и действовать только ради благополучия ребёнка.
Немаловажную роль, по моему мнению, в пропаганде педагогических знаний играют и уголки для родителей с правильно подобранной информацией и материалами. Родителей всегда привлекают такие постоянно обновляющиеся рубрики, как «Информация для родителей», «Советы для родителей».
Следует также постоянно искать не только разнообразные пути взаимодействия с родителями, но и вовлекать их в активную развивающую работу детского образовательного учреждения. При этом воспитатель должен умело заинтересовывать родителей, предлагать им самые различные формы сотрудничества. Особый интерес вызывают у них участие в творческих конкурсах и различных выставках, защите семейных проектов, массовых мероприятиях детского сада. Необходимо также умело стимулировать родителей за активную помощь в воспитательно-образовательном процессе. Для человека двадцать первого столетия гораздо большее значение имеет не сумма базовых знаний, полученных в семье, в детском саду, в школе, а, то, что он услышит по радио, увидит по телевизору, прочитает в газете, узнает из разговора окружающих людей. Каким же должно быть современное образование? Рассмотрим несколько разных линий, представленных в практике современного образовательного пространства. Первая - воспитатель и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы впитывает в себя информацию как «губка», он часто активен в познании нового и заинтересован новым. Отсюда появляется у взрослых желание воспользоваться этим периодом и немного «сместить» время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет. И здесь есть два варианта. В первом - взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество времени. Во втором случае родитель настаивает на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и совсем забывая о психологической готовности к школе. Это показывает то, что практика раннего обучения детей знаниям, умениям и навыкам может привести к исчезновению учебной мотивации в дальнейшем. Такие отрицательные эффекты - потеря детьми интереса к учебе, проблемы с преемственностью в системе образования между детским садом и начальной школой. Наличие знаний у ребенка не определяет успешность его обучения, намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял. Вторая - образование строится с учетом интересов самого ребенка и интересов его семьи, т. е. его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования. Она учитывает возрастные и индивидуальные особенности, ориентируется на интересы каждого ребенка. Но хочется отметить, что далеко не каждый воспитатель может увидеть эти особенности в развивающем образовании. И не для каждого ребенка можно реализовать цели развивающего образования из-за ряда причин. Воспитатель должен ставить перед собой цель - обеспечение развития с помощью знаний и умений. Если ребенок достаточно активный и любознательный, можно предположить, что идет процесс развития. Таким образом, проблемы в современном образовании есть. Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка. Без сотрудничества родителей с детским садом невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким образом, чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, помогали ему. Более эффективное обучение - это, которое предполагает личностно-ориентированный подход, но все зависит от воспитателя, от его целей, что воспитатель ставит на первый план, что на второй. И именно от педагогов зависит, будут ли решаться проблемы в современном образовании или нет.
Конспект интегрированного занятия по рисованию в старшей группе на тему «Осень»
Конспект интегрированного занятия по рисованию в старшей группе «БАМБ ЦЕЦГ»
МКДОУ «СНДС «Малыш»
Воспитатель : Басанова Наталья Владимировна
Образовательная область: художественно - эстетическое развитие
Цели:
1. Воспитывать у детей интерес к осенним явлениям природы, любовь к природе.
2. Познакомить детей с картинами художников, изображавших осень.
3. Развивать воображение, творчество.
4. Учить передавать в рисунке цвета «осени». Закреплять умение рисовать разнообразные деревья и кустарники, используя разные цвета и приемы работы кистью. Учить располагать изображения по всему листу: выше, ниже, правее, левее.
Задачи:
1. Закреплять умение аккуратно работать за столом;
2. Обогащать словарный запас;
Оборудование:
Альбомный лист для рисования, акварельные краски, кисти, баночки с водой (непроливайки, салфеточки, картины с изображением осени (на мониторе, проигрыватель.
Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое, речевое, познавательное, физическое.
Содержание образовательной деятельности
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:
- Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? -.
Дети: Это время года называется осень.
Вос-ль: Какие признаки осени вы знаете?
Дети: Листья желтеют, опадают, редко светит солнце, птицы улетают на юг день становится короче, часто идут дожди, становиться холоднее, звери запасают припасы на зиму.
Вос-ль: Назовите осенние месяцы
Дети: Сентябрь. Октябрь, ноябрь.
Вос-ль: Правильно молодцы. А теперь ещё отгадайте загадки
С неба капает уныло.
Всюду мокро, всюду сыро.
От него легко спастись, лишь зонтом обзовестись.
(дождь)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает. По свету рыщет,
Поет да свищет.
(ветер)
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан (иней)
Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина.
(туман)
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад? Это просто. (Листопад)
Вос-ль: Верно, это листопад. Листопад – удивительное и очень красивое явление природы! Листья на деревьях начинают менять цвет. И осенние деревья одеваются в разноцветные, яркие наряды. Наступают первые заморозки и начинается листопад. Происходит это в сентябре или в октябре. Опавшие осенние листочки накрывают землю, как ковром, и согревают её холодной зимой
(Воспитатель показывает картины, где запечатлены осенние деревья, пейзажи).
Вос-ль: Ребята, как называется этот период осени?
Дети: Золотая осень (Алтн намр)
Вос - ль: Какого цвета становятся листья осенью?
Хамтхасд ямаран гт?
Дети: Желтые, оранжевые, красные (шар, улан, бор).
Вос-ль: Правильно, листья становятся желтыми, красными, коричневыми, оранжевыми, кое-где еще остаются зелеными. Давайте с вами превратимся в осенние листья.
Физкультминутка:
Мы листики осенние, на веточках сидим (присесть)
Дунул ветер полетели, мы летим, летим (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели (присесть)
Ветер снова набежал и листочки все поднял
Закружились полетели и на стулья тихо сели.
Вос-ль: Прежде чем приступить к работе, давайте закроем глаза и представим, что вы будете рисовать, как расположите деревья, кустарники, травку.
(Звучит тихая спокойная музыка, звуки природы)
Воспитатель следит за правильной осанкой, подходит к детям которые затрудняются.
Итог:
Вос-ль: Ребята, какие красивые у вас получились рисунки! У вас будто листья танцуют осенний вальс, под музыку легкого ветерка.
- Давайте сделаем выставку из ваших рисунков для наших мам, пап, бабушек и дедушек.
(Вывесить рисунки в раздевалке в уголке детского творчества)
Конспект занятия «Моя малая Родина — мое село»
Воспитатель МКДОУ "СНДС" Малыш" с. Ульдючины
Басанова Наталья Владимировна
Образовательная область:
Социально - коммуникативное развитие
Цель:
Развивать патриотические качества.
Задачи:
- учить отвечать на вопросы ;
-дать понятие о малой родине;
-воспитывать любовь к своей родине.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие.
Оборудование: картинки с изображением мультгероев, фото достопримечательностей села, магнитная доска.
Содержание непосредственной образовательной деятельности
Воспитатель: Детки смотрите, кто пришел к нам в гости?
-Это Даша- путешественница, а вместе с ней Байрчик. Рассказала мне Даша очень интересную историю. Слушайте внимательно.
-Как-то раз, путешествовала она по белому свету и очутилась в степи. Встретила она там Байрчика, который пас овец. Разговорились они, и Байрчик рассказал ей, что живет он в селе Ульдючины.
-Даше стало интересно и попросила она Байрчика рассказать об Ульдючинах.
Байрчик:
-Ульдючины наш небольшой, но в нем есть все: памятники, ступа, рядом с которой можно загадать желание и оно обязательно сбудется. В селе живут мирные и доброжелательные люди, которые занимаются хозяйством, растят коров, овец и др. домашних животных.
-Дети, смотрите что это изображено на картинке? (хурул)
-Да, это хурул, он у нас большой, красивый. Его построили наши аавы, ээ и, папы, мамы, дяди и тети.
-А вы были в хуруле? Что там делают? Там молятся, чтобы у нас была всегда белая дорога.
-А это наша школа. Она двухэтажная, там учатся мои друзья. А у вас кто-нибудь учится в школе?
-А посмотрите сюда, вы узнали что это? Это наш детский сад. Он у нас красивый, в нем много детей. А вы любите детский сад? (ответ детей)
-Я люблю особенно игровую площадку. Вы чем любите играть на площадке? (ответ детей)
Даша: -Ой, как мне понравилось у вас. Но меня ждут друзья, я спешу рассказать им о вашем селе.
-Напомните как называется ваше село? Любите ли вы его, свою Родину?
Байрчик: (вместе с детьми хором) Ульдючины.
-Где мы с вами живем?
Даша: -Можно я к вам еще приду? (да)
-До свидания, дети!
Байрчик: Меня тоже ждут. До свидания, дети!
Сценарий выпускного бала в детском саду
«Выпускной бал - 2022»
звучит торжественная музыка – шансон детский, в зал заходит ведущий
Ведущий 1: Дорогие гости!
Дорогие родители: папы и мамы!
И снова мы сегодня вместе с вами
В просторном и нарядном зале.
Он в школу провожает тех,
Кто в жизни нам дороже всех.
Ведущий : Бал выпускной, дошкольный начинается!
Звучит музыка (фанфары) выход выпускников
Ведущий : Итак встречаем наших выпускников :
- Самый трудолюбивый и настойчивый - Адьян
- Самая веселая и жизнерадостная – Полина
- Самый артистичный и талантливый - Арлтан
- Самая ответственная и старательная – Алтана
- Самый очаровательный и таинственный - Чингиз.
Ведущий:
Сегодня детства мы перевернем страницу,
С детским садиком пришла пора проститься!
1 ребенок: Наш сад сегодня приуныл и мы грустим, совсем немного,
Ведь день прощанья наступил и ждёт нас школьная дорога.
2 ребенок: Сегодня провожает всех ребят любимый и родной наш детский сад!
Сегодня праздник у всех у нас большой! Сегодня долгожданный выпускной!
3 ребенок: Наш любимый детский сад, ты наш дом второй.
Расставаться в этот час грустно нам с тобой.
4 ребенок: Сегодня даже папы волновались, когда мы перед балом одевались.
И стали мы красивей, и умней, внимательней, воспитанней, взрослей!
5 ребенок: Солнце лучиком веселым в окна радостно стучит.
И гордимся мы сегодня словом важным «Выпускник».
песня: «Садик, до свидания!» (Ягодка –малинка)
Припев 2 раза:
Садик, до свидания! Да – да – да
Мы с тобой прощаемся навсегда
Тебя мы очень любим, скучать так сильно будем,
И не забудем точно тебя садик никогда
1. Наш детский сад самый родной
Мы покидаем, тебя дорогой
Будем скучать и вспоминать, вот бы вернуться нам в группу опять.
Наш любимый садик заскучает без нас
Дружно пошагаем в свой родной первый класс
Садик наш пока!
Любимый наш пока!
Будем мы скучать наверняка!
2. Мы здесь учились дружить и играть
Здесь помогали нам буквы узнать
Клеить, лепить и рисовать
Будем тебя, садик, мы вспоминать
Наш любимый садик заскучает без нас,
Дружно зашагаем в свой родной первый класс
Садик наш пока!
Любимый наш пока!
Будем мы скучать наверняка!
Припев: 2 раза
Ведущий: Удивительно, как быстро летит время, какие вы были маленькие и как вы выросли, вот уже и выпускники, скоро пойдете в школу.
Сценка «Ура, наконец, пришла пора!»
Арлтан: Ура, ура, наконец, пришла пора
Полина: Я не пойму, чему ты рад, что покидаешь детский сад?
Арлтан: Не буду днем я больше спать
Полина: А будешь все читать, писать
Арлтан: Зато не буду кашу есть
Полина: Захочешь встать, а скажут сесть
Адьян: Зато домой пораньше мы придем
Алтана: И мамы дома не найдем. Сам в холодильник, Сам обед. Сам за уроки
Адьян: А сосед? Арлтана в гости позову. Мы с ним съедим все, что найдем. Потом мы с ним гулять пойдем.
Алтана: Постой, пожалуйста. Постой. Тебе ведь нужно почитать, переписать, пересказать, потом задание решить, ведь можно двойку получить и маму очень огорчить,
Все вместе : Да, такие вот дела. Как видно молодость прошла!
Песня «Учат в школе»
после песни дети садятся на свои стульчики
1 Ведущий: Ведущий: Здесь, в шкатулке, детские мечты. Приоткроем её и посмотрим, о чем же мечтают наши дети, а вы, родители попробуйте угадать чья это мечта?
Танец с хадаками (девочки)
Ведущий: Родители очень хотят увидеть чему дети научились в детском саду-умеют ли читать и считать. Загадаю вам загадки, а вы отгадывайте, ребятки.
1) - В класс вошла Марина,
А за ней - Ирина,
А потом пришел Игнат.
Сколько стало всех ребят? (3)
2).Папа, мама, братик, я - вот и вся у нас семья.
Все мы любим на обед съесть по парочке котлет.
Сколько маме, каждый раз, нужно жарить их для нас? (8 котлет)
3) - Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек,
«Приходите все на чай!»
Сколько чаек, отвечай! (9 чаек)
4). Едут с горки три сестрички, на ручонках рукавички.
Подскажите, у сестричек сколько вместе рукавичек? (6 рукавичек)
Ведущий: Молодцы, правильно решили все задачки!
Флешмоб (выпускники)
Ведущий: Дорогие выпускники вас пришли поздравить средняя группа
Песня : «Веселый счет»
Ведущий: А теперь, бурными аплодисментами, встречаем наших самых маленьких звездочек
Танец : «Арам – зам - зам» (младшая группа)
Ведущий : Мы детей своих сегодня провожаем в первый класс!
На прощанье приглашаем станцевать дошкольный вальс!
Вальс дошколят
Ведущий: Слово предоставляется заведующему детского сада Зумаевой Анне Юрьевне.
Награждение дипломами и подарками
Ведущий: Выпускниками стали
Наши малыши,
Добра вам воспитатели
Желают от души!
Пусть школьная дорога
Для вас будет ровной,
Желаем, чтоб вы были
Настойчивы, упорны.
Пусть с любовью примет
Вас школьная пора,
Пусть у вас появятся
Новые друзья.
Счастливого пути
Хотим вам пожелать,
Успешными, счастливыми
Мы вам желаем стать!
Проект «День тюльпана» в МКДОУ «СНДС «Малыш»
Длительность проекта : 1 неделя
Актуальность: Кто не восторгается красотой нашего степного тюльпана? Тюльпан- самое красивое растение степей. Природа оказывает важное влияние на формирование личности, ее умственное, трудовое, нравственное и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети – зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать, но и заботиться о природе. Охранять и приумножать ее богатства. Дошкольный возраст – важный этап в развитии культуры личности. В этом возрасте у ребенка развивается ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно- экологической позиции личности. Актуальность обусловлена важной ролью проектной деятельности в повышении уровня экологической воспитанности детей дошкольного возраста.
Цели проекта : Развивать творческое мышление, закреплять умение отображать полученные впечатления в рисунках, формировать бережное отношение к цветам, воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
Вид проекта : познавательно – творческий, коллективный, краткосрочный.
Участники : дети средней группы и педагоги.
Воспитатели: Басанова Наталья Владимировна
Бадма – Халгаева Ольга Улимхеновна
Педагог дополнительного образования: Сариева Любовь Павловна
Задачи проекта : дать детям элементарные представления о природе родного края, формировать познавательную активность, обогащать словарный запас по данной теме, развивать умение проявлять творческие способности.
1 Беседа «День Тюльпана Апрель
2 Знакомство с поэзией о тюльпанах в творчестве калмыцких поэтов «Тюльпан – самый красивый цветок степей!» Апрель
3 Экскурсия в степь «Как хороша ты степь моя в апреле!» Апрель
4 Выставка рисунков «Степной тюльпан» Апрель
5 Музыкальная минутка «Песня о тюльпане» Апрель