Басанова Наталья Владимировна

Басанова Наталья Владимировна

Консультация для родителей «Роль семьи в изучении дошкольником родного языка»
Консультация для родителей :

«Роль семьи в изучении дошкольником родного языка»

Автор: Басанова Наталья Владимировна, воспитатель МКДОУ «СНДС «Малыш» с. Ульдючины

Признание и уважение всех языков, является ключом к сохранению мира. Каждый язык неповторим. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа. С малых лет мы должны обучать детей родному языку, его уникальнейшим традициям. Ведь именно маленькие дети, впитывают в себя всё, как губка. Где, как ни в семье и детском саду ребенку учиться этому! Задача воспитателя - помочь ребенку в этом, в тесном сотрудничестве с родителями.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, полноценное владение родным языком в дошкольном детстве необходим для умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Дошкольники знакомятся со сказками, стихами, загадками слушают народные песни, играют в калмыцкие подвижные игры, учатся исполнять национальные танцы.

При подготовке к занятиям, необходимо ставить следующие задачи: воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней; воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к истории родного края; знакомить детей с интересными историческими событиями, культурой, бытом и народными праздниками. Все эти задачи осуществляются не только на занятии по обучению родному языку, но и реализуются в изобразительной деятельности, самостоятельной художественной деятельности. Огромная роль принадлежит декоративно-прикладному искусству, музыке, ознакомлению с народными обычаями, традициями.

Изучение родного языка может быть успешно реализовано в том случае, если язык будет выступать не только в качестве предмета изучения, но, и будет регулярно, активно использоваться детьми в их повседневной жизни и деятельности. Художественная литература дает богатый материал для нравственного воспитания, заставляет ярче и глубже переживать нравственные поступки, чувства героев. В образовательной деятельности при развитии речи дошкольники получают не только новые знания о родной земле, а тем самым создаются условия для формирования нравственных чувств.

Язык это символ культуры, который ничем не заменить. Это богатство. Именно этому мы должны учить детей. Воспитывать любовь к чтению, знаниям. И делать это будет намного эффективнее в тесном сотрудничестве с родителями. Ничто другое так не оказывает влияния на душу ребенка, как личный пример взрослого.

Также немаловажным для изучения и освоения родного языка являются речевые игры. Которые можно проводить как в ДОУ, так и дома в кругу семьи.

Примеры речевых игр

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

1. Игра: «Кто как кричит?» (домашние животные, дикие животные, птицы)

Взрослый показывает картинку с изображением животного, птиц ребенок озвучивает как он кричит, например чон (волк) – у-у-у-у, богшурга (воробей) – чик- чирик и т. д.

2. Игра «Что это?» (провести на калмыцком языке)

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом, например: Растут на грядке, используются в пищу (овощи-темсн)

Растут на дереве, очень вкусные и сладкие (фрукты- зер-земш) и т. д.

3. Игра «Для чего это нужно?» (провести на калмыцком языке)

- Посуда

- Орудия труда

- Продукты и т. д.

4. Игра «Угощения» (провести на калмыцком языке)

Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите».

5. Игра «На что похоже?» (провести на калмыцком языке)

Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)

Работа с детьми по изучению родного языка должна также вестись через ознакомление с художественной литературой. В своей работе широко используем все виды фольклора (сказки, легенды, пословицы, поговорки, стихи). Знакомя детей с народным фольклором, приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Большой вклад в развитие ребенка приносит домашнее чтение.

Только при тесном сотрудничестве детского сада и семьи, можно говорить о полноценном формировании у детей устойчивых навыков, нравственных качеств, патриотических чувств и уважительных отношений, к старшим и сверстникам.

Басанова Наталья Владимировна

Актуальные проблемы современного дошкольного образования
Доклад на тему : «Актуальные проблемы современного дошкольного образования»

Воспитатель : Басанова Наталья Владимировна

Место работы : МКДОУ «СНДС «Малыш» с. Ульдючины

Период дошкольного образования - важная ступень в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Детский сад нужен самому ребенку, для того, чтобы удовлетворить потребность в общении; успешно социализироваться - научиться общаться как со сверстниками, так и со взрослыми людьми; получить подготовку к школе; научиться адекватно реагировать на возникшие конфликты и спортивные ситуации; избежать «педагогической запущенности». Полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства. К общению необходимо отнести умение слышать и слушать, умение входить в контакт, умение выражать свои мысли, понимать речь. Одним из средств развития коммуникативных умений и навыков является сюжетно-ролевая игра, которая часто остается без должного внимания со стороны воспитателей. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, углублять и реализовывать свои знания и умения. И часто бывает, что воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей. Следующая тема - семья. На сегодняшний день существует большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Отсюда и возникают проблемы. Когда родителю некогда заниматься своим ребенком, он предоставлен сам себе и результатом такого «вольного» развития может стать не то, на что рассчитывает родитель. Большинство современных родителей не желают сотрудничать с дошкольными образовательными организациями, ссылаясь на занятость. Очень важен стиль взаимоотношений воспитателя с родителями детей. Выстроить деловые, результативные контакты с родителями - задача непростая, поэтому для её профессионального выполнения воспитатель должен хорошо знать психологию родителей и уметь применять её при работе с ними в самых различных ситуациях. При этом воспитателю важно учитывать особенности каждой конкретной семьи и действовать только ради благополучия ребёнка.

Немаловажную роль, по моему мнению, в пропаганде педагогических знаний играют и уголки для родителей с правильно подобранной информацией и материалами. Родителей всегда привлекают такие постоянно обновляющиеся рубрики, как «Информация для родителей», «Советы для родителей».

Следует также постоянно искать не только разнообразные пути взаимодействия с родителями, но и вовлекать их в активную развивающую работу детского образовательного учреждения. При этом воспитатель должен умело заинтересовывать родителей, предлагать им самые различные формы сотрудничества. Особый интерес вызывают у них участие в творческих конкурсах и различных выставках, защите семейных проектов, массовых мероприятиях детского сада. Необходимо также умело стимулировать родителей за активную помощь в воспитательно-образовательном процессе. Для человека двадцать первого столетия гораздо большее значение имеет не сумма базовых знаний, полученных в семье, в детском саду, в школе, а, то, что он услышит по радио, увидит по телевизору, прочитает в газете, узнает из разговора окружающих людей. Каким же должно быть современное образование? Рассмотрим несколько разных линий, представленных в практике современного образовательного пространства. Первая - воспитатель и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы впитывает в себя информацию как «губка», он часто активен в познании нового и заинтересован новым. Отсюда появляется у взрослых желание воспользоваться этим периодом и немного «сместить» время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет. И здесь есть два варианта. В первом - взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество времени. Во втором случае родитель настаивает на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и совсем забывая о психологической готовности к школе. Это показывает то, что практика раннего обучения детей знаниям, умениям и навыкам может привести к исчезновению учебной мотивации в дальнейшем. Такие отрицательные эффекты - потеря детьми интереса к учебе, проблемы с преемственностью в системе образования между детским садом и начальной школой. Наличие знаний у ребенка не определяет успешность его обучения, намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял. Вторая - образование строится с учетом интересов самого ребенка и интересов его семьи, т. е. его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования. Она учитывает возрастные и индивидуальные особенности, ориентируется на интересы каждого ребенка. Но хочется отметить, что далеко не каждый воспитатель может увидеть эти особенности в развивающем образовании. И не для каждого ребенка можно реализовать цели развивающего образования из-за ряда причин. Воспитатель должен ставить перед собой цель - обеспечение развития с помощью знаний и умений. Если ребенок достаточно активный и любознательный, можно предположить, что идет процесс развития. Таким образом, проблемы в современном образовании есть. Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка. Без сотрудничества родителей с детским садом невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким образом, чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, помогали ему. Более эффективное обучение - это, которое предполагает личностно-ориентированный подход, но все зависит от воспитателя, от его целей, что воспитатель ставит на первый план, что на второй. И именно от педагогов зависит, будут ли решаться проблемы в современном образовании или нет.

Басанова Наталья Владимировна

Конспект интегрированного занятия по рисованию в старшей группе на тему «Осень»
Конспект интегрированного занятия по рисованию в старшей группе «БАМБ ЦЕЦГ»

МКДОУ «СНДС «Малыш»

Воспитатель : Басанова Наталья Владимировна

Образовательная область: художественно - эстетическое развитие

Цели:

1. Воспитывать у детей интерес к осенним явлениям природы, любовь к природе.

2. Познакомить детей с картинами художников, изображавших осень.

3. Развивать воображение, творчество.

4. Учить передавать в рисунке цвета «осени». Закреплять умение рисовать разнообразные деревья и кустарники, используя разные цвета и приемы работы кистью. Учить располагать изображения по всему листу: выше, ниже, правее, левее.

Задачи:

1. Закреплять умение аккуратно работать за столом;

2. Обогащать словарный запас;

Оборудование:

Альбомный лист для рисования, акварельные краски, кисти, баночки с водой (непроливайки, салфеточки, картины с изображением осени (на мониторе, проигрыватель.

Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое, речевое, познавательное, физическое.

Содержание образовательной деятельности

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:

- Пусто в поле, дождь идёт.

Ветерок срывает листья.

С севера туман ползёт,

Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг

Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся, милый друг,

Что за время года? -.

Дети: Это время года называется осень.

Вос-ль: Какие признаки осени вы знаете?

Дети: Листья желтеют, опадают, редко светит солнце, птицы улетают на юг день становится короче, часто идут дожди, становиться холоднее, звери запасают припасы на зиму.

Вос-ль: Назовите осенние месяцы

Дети: Сентябрь. Октябрь, ноябрь.

Вос-ль: Правильно молодцы. А теперь ещё отгадайте загадки

С неба капает уныло.

Всюду мокро, всюду сыро.

От него легко спастись, лишь зонтом обзовестись.

(дождь)

Тучи нагоняет,

Воет, задувает. По свету рыщет,

Поет да свищет.

(ветер)

Не колючий, светло-синий

По кустам развешан (иней)

Над рекой, над долиной

Повисла белая холстина.

(туман)

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад? Это просто. (Листопад)

Вос-ль: Верно, это листопад. Листопад – удивительное и очень красивое явление природы! Листья на деревьях начинают менять цвет. И осенние деревья одеваются в разноцветные, яркие наряды. Наступают первые заморозки и начинается листопад. Происходит это в сентябре или в октябре. Опавшие осенние листочки накрывают землю, как ковром, и согревают её холодной зимой

(Воспитатель показывает картины, где запечатлены осенние деревья, пейзажи).

Вос-ль: Ребята, как называется этот период осени?

Дети: Золотая осень (Алтн намр)

Вос - ль: Какого цвета становятся листья осенью?

Хамтхасд ямаран гт?

Дети: Желтые, оранжевые, красные (шар, улан, бор).

Вос-ль: Правильно, листья становятся желтыми, красными, коричневыми, оранжевыми, кое-где еще остаются зелеными. Давайте с вами превратимся в осенние листья.

Физкультминутка:

Мы листики осенние, на веточках сидим (присесть)

Дунул ветер полетели, мы летим, летим (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели (присесть)

Ветер снова набежал и листочки все поднял

Закружились полетели и на стулья тихо сели.

Вос-ль: Прежде чем приступить к работе, давайте закроем глаза и представим, что вы будете рисовать, как расположите деревья, кустарники, травку.

(Звучит тихая спокойная музыка, звуки природы)

Воспитатель следит за правильной осанкой, подходит к детям которые затрудняются.

Итог:

Вос-ль: Ребята, какие красивые у вас получились рисунки! У вас будто листья танцуют осенний вальс, под музыку легкого ветерка.

- Давайте сделаем выставку из ваших рисунков для наших мам, пап, бабушек и дедушек.

(Вывесить рисунки в раздевалке в уголке детского творчества)

Басанова Наталья Владимировна

Конспект занятия «Моя малая Родина — мое село»

Воспитатель МКДОУ "СНДС" Малыш" с. Ульдючины

Басанова Наталья Владимировна

Образовательная область:

Социально - коммуникативное развитие

Цель:

Развивать патриотические качества.

Задачи:

- учить отвечать на вопросы ;

-дать понятие о малой родине;

-воспитывать любовь к своей родине.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие.

Оборудование: картинки с изображением мультгероев, фото достопримечательностей села, магнитная доска.

Содержание непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель: Детки смотрите, кто пришел к нам в гости?

-Это Даша- путешественница, а вместе с ней Байрчик. Рассказала мне Даша очень интересную историю. Слушайте внимательно.

-Как-то раз, путешествовала она по белому свету и очутилась в степи. Встретила она там Байрчика, который пас овец. Разговорились они, и Байрчик рассказал ей, что живет он в селе Ульдючины.

-Даше стало интересно и попросила она Байрчика рассказать об Ульдючинах.

Байрчик:

-Ульдючины наш небольшой, но в нем есть все: памятники, ступа, рядом с которой можно загадать желание и оно обязательно сбудется. В селе живут мирные и доброжелательные люди, которые занимаются хозяйством, растят коров, овец и др. домашних животных.

-Дети, смотрите что это изображено на картинке? (хурул)

-Да, это хурул, он у нас большой, красивый. Его построили наши аавы, ээ и, папы, мамы, дяди и тети.

-А вы были в хуруле? Что там делают? Там молятся, чтобы у нас была всегда белая дорога.

-А это наша школа. Она двухэтажная, там учатся мои друзья. А у вас кто-нибудь учится в школе?

-А посмотрите сюда, вы узнали что это? Это наш детский сад. Он у нас красивый, в нем много детей. А вы любите детский сад? (ответ детей)

-Я люблю особенно игровую площадку. Вы чем любите играть на площадке? (ответ детей)

Даша: -Ой, как мне понравилось у вас. Но меня ждут друзья, я спешу рассказать им о вашем селе.

-Напомните как называется ваше село? Любите ли вы его, свою Родину?

Байрчик: (вместе с детьми хором) Ульдючины.

-Где мы с вами живем?

Даша: -Можно я к вам еще приду? (да)

-До свидания, дети!

Байрчик: Меня тоже ждут. До свидания, дети!

Басанова Наталья Владимировна

Сценарий выпускного бала в детском саду
«Выпускной бал - 2022»

звучит торжественная музыка – шансон детский, в зал заходит ведущий

Ведущий 1: Дорогие гости!

Дорогие родители: папы и мамы!

И снова мы сегодня вместе с вами

В просторном и нарядном зале.

Он в школу провожает тех,

Кто в жизни нам дороже всех.

Ведущий : Бал выпускной, дошкольный начинается!

Звучит музыка (фанфары) выход выпускников

Ведущий : Итак встречаем наших выпускников :

- Самый трудолюбивый и настойчивый - Адьян

- Самая веселая и жизнерадостная – Полина

- Самый артистичный и талантливый - Арлтан

- Самая ответственная и старательная – Алтана

- Самый очаровательный и таинственный - Чингиз.

Ведущий:

Сегодня детства мы перевернем страницу,

С детским садиком пришла пора проститься!

1 ребенок: Наш сад сегодня приуныл и мы грустим, совсем немного,

Ведь день прощанья наступил и ждёт нас школьная дорога.

2 ребенок: Сегодня провожает всех ребят любимый и родной наш детский сад!

Сегодня праздник у всех у нас большой! Сегодня долгожданный выпускной!

3 ребенок: Наш любимый детский сад, ты наш дом второй.

Расставаться в этот час грустно нам с тобой.

4 ребенок: Сегодня даже папы волновались, когда мы перед балом одевались.

И стали мы красивей, и умней, внимательней, воспитанней, взрослей!

5 ребенок: Солнце лучиком веселым в окна радостно стучит.

И гордимся мы сегодня словом важным «Выпускник».

песня: «Садик, до свидания!» (Ягодка –малинка)

Припев 2 раза:

Садик, до свидания! Да – да – да

Мы с тобой прощаемся навсегда

Тебя мы очень любим, скучать так сильно будем,

И не забудем точно тебя садик никогда

1. Наш детский сад самый родной

Мы покидаем, тебя дорогой

Будем скучать и вспоминать, вот бы вернуться нам в группу опять.

Наш любимый садик заскучает без нас

Дружно пошагаем в свой родной первый класс

Садик наш пока!

Любимый наш пока!

Будем мы скучать наверняка!

2. Мы здесь учились дружить и играть

Здесь помогали нам буквы узнать

Клеить, лепить и рисовать

Будем тебя, садик, мы вспоминать

Наш любимый садик заскучает без нас,

Дружно зашагаем в свой родной первый класс

Садик наш пока!

Любимый наш пока!

Будем мы скучать наверняка!

Припев: 2 раза

Ведущий: Удивительно, как быстро летит время, какие вы были маленькие и как вы выросли, вот уже и выпускники, скоро пойдете в школу.

Сценка «Ура, наконец, пришла пора!»

Арлтан: Ура, ура, наконец, пришла пора

Полина: Я не пойму, чему ты рад, что покидаешь детский сад?

Арлтан: Не буду днем я больше спать

Полина: А будешь все читать, писать

Арлтан: Зато не буду кашу есть

Полина: Захочешь встать, а скажут сесть

Адьян: Зато домой пораньше мы придем

Алтана: И мамы дома не найдем. Сам в холодильник, Сам обед. Сам за уроки

Адьян: А сосед? Арлтана в гости позову. Мы с ним съедим все, что найдем. Потом мы с ним гулять пойдем.

Алтана: Постой, пожалуйста. Постой. Тебе ведь нужно почитать, переписать, пересказать, потом задание решить, ведь можно двойку получить и маму очень огорчить,

Все вместе : Да, такие вот дела. Как видно молодость прошла!

Песня «Учат в школе»

после песни дети садятся на свои стульчики

1 Ведущий: Ведущий: Здесь, в шкатулке, детские мечты. Приоткроем её и посмотрим, о чем же мечтают наши дети, а вы, родители попробуйте угадать чья это мечта?

Танец с хадаками (девочки)

Ведущий: Родители очень хотят увидеть чему дети научились в детском саду-умеют ли читать и считать. Загадаю вам загадки, а вы отгадывайте, ребятки.

1) - В класс вошла Марина,

А за ней - Ирина,

А потом пришел Игнат.

Сколько стало всех ребят? (3)

2).Папа, мама, братик, я - вот и вся у нас семья.

Все мы любим на обед съесть по парочке котлет.

Сколько маме, каждый раз, нужно жарить их для нас? (8 котлет)

3) - Подогрела чайка чайник,

Пригласила девять чаек,

«Приходите все на чай!»

Сколько чаек, отвечай! (9 чаек)

4). Едут с горки три сестрички, на ручонках рукавички.

Подскажите, у сестричек сколько вместе рукавичек? (6 рукавичек)

Ведущий: Молодцы, правильно решили все задачки!

Флешмоб (выпускники)

Ведущий: Дорогие выпускники вас пришли поздравить средняя группа

Песня : «Веселый счет»

Ведущий: А теперь, бурными аплодисментами, встречаем наших самых маленьких звездочек

Танец : «Арам – зам - зам» (младшая группа)

Ведущий : Мы детей своих сегодня провожаем в первый класс!

На прощанье приглашаем станцевать дошкольный вальс!

Вальс дошколят

Ведущий: Слово предоставляется заведующему детского сада Зумаевой Анне Юрьевне.

Награждение дипломами и подарками

Ведущий: Выпускниками стали

Наши малыши,

Добра вам воспитатели

Желают от души!

Пусть школьная дорога

Для вас будет ровной,

Желаем, чтоб вы были

Настойчивы, упорны.

Пусть с любовью примет

Вас школьная пора,

Пусть у вас появятся

Новые друзья.

Счастливого пути

Хотим вам пожелать,

Успешными, счастливыми

Мы вам желаем стать!

Басанова Наталья Владимировна

Проект «День тюльпана» в МКДОУ «СНДС «Малыш»

Длительность проекта : 1 неделя

Актуальность: Кто не восторгается красотой нашего степного тюльпана? Тюльпан- самое красивое растение степей. Природа оказывает важное влияние на формирование личности, ее умственное, трудовое, нравственное и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети – зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать, но и заботиться о природе. Охранять и приумножать ее богатства. Дошкольный возраст – важный этап в развитии культуры личности. В этом возрасте у ребенка развивается ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно- экологической позиции личности. Актуальность обусловлена важной ролью проектной деятельности в повышении уровня экологической воспитанности детей дошкольного возраста.

Цели проекта : Развивать творческое мышление, закреплять умение отображать полученные впечатления в рисунках, формировать бережное отношение к цветам, воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

Вид проекта : познавательно – творческий, коллективный, краткосрочный.

Участники : дети средней группы и педагоги.

Воспитатели: Басанова Наталья Владимировна

Бадма – Халгаева Ольга Улимхеновна

Педагог дополнительного образования: Сариева Любовь Павловна

Задачи проекта : дать детям элементарные представления о природе родного края, формировать познавательную активность, обогащать словарный запас по данной теме, развивать умение проявлять творческие способности.

1 Беседа «День Тюльпана Апрель

2 Знакомство с поэзией о тюльпанах в творчестве калмыцких поэтов «Тюльпан – самый красивый цветок степей!» Апрель

3 Экскурсия в степь «Как хороша ты степь моя в апреле!» Апрель

4 Выставка рисунков «Степной тюльпан» Апрель

5 Музыкальная минутка «Песня о тюльпане» Апрель

Добавить запись

Защита от спам-роботов