Дидактический материал
Практические задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bazovye_shagi_aerobiki.docx | 918.79 КБ |
bazovye_shagi_na_stepah.docx | 650.85 КБ |
komandy_i_zhesty.docx | 86.1 КБ |
metodicheskie_priemy.docx | 27.57 КБ |
rabota_na_step-platforme.docx | 60.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Базовые шаги классической аэробики
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Методические приемы обучения и управления группой
Оперативный комментарий и пояснение
При проведении занятия большое значение имеют указания тренера-инструктора, играющие роль внешнего управляющего момента, с помощью которого занимающиеся могут хорошо представить себе собственные действия, ориентирующие их, что и как делать: название движения, основные моменты техники выполнения, направление, подсчет и т.д., – помогающие исправить более или менее грубые ошибки и корректирующие действия занимающихся, тем самым применяя принцип обратной связи и поточный метод выполнения упражнений.
В аэробике необходимо уметь вести не только прямой, но и обратный подсчет.
Используя прямой подсчет, тренер-инструктор может подсчитывать:
– каждый счет музыкального такта. Например, при музыкальном размере 4/4 подсчет следующий: «Раз – два – три – четыре» или «и – раз – и – два – и – три – и – четыре».
Данный вид подсчета особенно актуален при освоении нового движения и необходим для формирования умения согласовывать свои действия с музыкой. При этом следует помнить, что одни элементы в аэробике выполняются на 2 счета, а другие – на 4. Метод применяется при освоении соединений, например при указании типа: 4 Step Touch, 2 V-Step. Можно использовать следующий вид подсчета, который сохраняет «квадратность»: 4 Step Touch – «раз – два – три – четыре», или 2 V-Step – «раз – два», что соответствует 8 счетам музыкального размера.
Обычно в аэробике применяется музыка с ритмической структурой 4/4. Таким образом, 4 счета музыкального размера определяют подсчет «раз», «два» и т.д., особенно удобный при разучивании композиций. Он позволяет делать замечания, указания по передвижению, технике выполнения элемента и т.п.
Для выполнения «гладкого» перехода с одного элемента на другой при разучивании комбинаций поточным методом применяется обратный подсчет: «Восемь – семь – шесть – пять – четыре – три – два – раз».
Часто подсчитывают последние 4 счета, движения или такта, при этом вместо последнего счета «один» называют следующий элемент, смену направления и т.п.
Рассмотрим, например, соединение из двух шагов: Step Touch (8 шагов) и V-Step (4 шага): «раз – два – три – четыре» – 4 Step Touch. На счет «четыре» дается указание: «Еще четыре», – и осуществляется обратный подсчет: «Четыре – три – два», V-Step (вместо счета «раз»).
Визуальное управление группой
Разработанная в США условная знаковая система управления группой значительно облегчает проведение занятий оздоровительной аэробикой. Например, тренер показывает направление движения с пояснением, что делать, указывает количество повторений и т.д.:
·«Внимание!» – одна или две руки подняты вверх-наружу.
·«Начало!» – одна рука согнута над головой ладонью вниз.
· «Налево, направо» – рукой, поднятой в сторону, тренер указывает направление движения.
·«Вперед!» – одной или двумя руками, поднятыми вперед, тренер указывает направление движения.
· «Назад!» – обе руки согнуты впереди, большие пальцы направлены назад.
·«Стоп!» – руки скрестно перед грудью.
· «Марш!» – руки скрестно перед грудью. Выполнять поочередные движения кистями к себе и от себя.
· «Добавить» – руки скрестно перед собой, кисти касаются плеч.
· «Соединить» – слегка согнутые руки поднять вверх, кисти перекрещены.
· «Темп» – руки согнуты перед грудью, предплечье одной руки – над предплечьем другой. Круговые движения предплечьями.
· «Отлично!» – руку вытянуть вперед, пальцы сжаты в кулак, большой палец вверх.
· «Обратный счет» – рука в сторону, предплечье вверх, пальцы показывают счет: «4» – четыре пальца раскрыты, «3» – три, «2» – два. Счет «1» не указывается.
· «Поворот» – круг рукой над головой.
Обычно визуальное управление сопровождается словесными указаниями: например, показывается направление движения с пояснением, что делать.
Комментировать выполнение упражнений, давать пояснения и визуально управлять группой необходимо четко и уверенно. Часто применяются различные формы фиксации, с помощью которых у занимающихся на уровне ощущений закрепляется наиболее верное положение, характерное для той или иной фазы упражнения, особенно при выполнении силовых упражнений в партере и с использованием различного рода амортизаторов, отягощений, предметов.
К невербальным методам управления группой относятся также выразительные движения телом. Тренер должен движениями подчеркивать моменты расслабления, напряжения, характер элементов и т.п. Большое значение имеет мимика. Нельзя проводить занятия с выражением недовольства, раздражительности и усталости на лице.
Самоконтроль действий
Очень большое значение в проведении занятий имеет использование зеркала. Занимающиеся могут контролировать свои движения и сличать их с действиями тренера.
В связи с обучением возникает еще одна важная проблема – как показывать упражнения? Всегда ли нужно это делать лицом к занимающимся, в зеркальном отображении? Простые по координации движения можно показывать именно так с левой руки и ноги, сложные – спиной к занимающимся. Огромную помощь при этом оказывают зеркала, наличие которых в залах для проведения аэробики не только улучшает дизайн, но и важно для обучения, технически правильного выполнения упражнений, лучшего контакта с занимающимися. Однако длительное выполнение тренером упражнений спиной к ним может вызвать у некоторых из них отрицательную реакцию. Поэтому, когда отдельные движения или комбинация освоены достаточно хорошо, тренер поворачивается лицом к занимающимся и выполняет движения в зеркальном отображении.
Раскроем принцип зеркального показа на отдельных примерах:
Движения занимающегося | Движения педагога |
При выполнении движений на месте | |
с правой ноги | с левой ноги |
При продвижении в сторону или по диагонали вперед- | |
вправо | влево с левой ноги |
При продвижении вперед | |
вперед с правой ноги | назад с левой ноги |
При продвижении назад или по диагонали назад-в сторону | |
назад с правой ноги | вперед с левой ноги |
Однако существуют и исключения из правил. Например, при выполнении V-степа, шага «мамбо», а также многих движений из танцевальных видов аэробики занимающийся выполняет движение вперед с правой ноги, тренер – также вперед, но с левой ноги. При выполнении различного рода движений с поворотами – например, шаг вперед с поворотом кругом – тренер несколько раз повторяет движение с группой в положении спиной, а затем уже лицом к ней.
Симметричное обучение
Необходимо помнить, что движения должны выполняться в обе стороны: равномерная нагрузка способствует гармоничному развитию. Известно, что в процессе развития организм человека, несмотря на симметричное строение двигательного анализатора, претерпевает асимметричные изменения, в результате которых одна из конечностей формируется в ведущую (доминирующую), а другая – в подчиненную (недоминирующую).
Наиболее характерным выражением двигательной асимметрии является преимущественное использование им правой или левой руки, что получило название право- и леворукости. Как показали исследования в области общей и спортивной педагогики, лучше всего осваивать и тренировать движения вначале доминирующей рукой или ногой, а потом недоминирующей. Этот принцип рационально использовать при индивидуальном тренинге, а вот на занятиях с большой группой, когда приходится выполнять различные перемещения по площадке, вступает в силу закон подчинения меньшинства большинству, а, как известно, большинство людей – правши.
Принципы симметричного обучения должны соблюдаться при составлении комбинаций. Для этого необходимо помнить о тех элементах, которые дают смену ноги в комбинации. Например, Double Step Touch, Double Knee Up и др. Обычно они используются в начале или в конце комбинации и в процессе обучения и тренировок обеспечивают симметричную нагрузку на правую и левую стороны.
Специфические методы разучивания и освоения комбинаций в аэробике
Условно можно выделить несколько методов разучивания комбинаций:
–методлинейной прогрессии;
– метод «от головы к хвосту»;
– метод зигзага;
– метод сложения;
– собственно блок-метод.
При линейном методе вначале многократно повторяют тот или иной элемент ногами, например приставной шаг, затем, продолжая выполнять его, добавляют движение руками. Затем можно усложнять элемент за счет изменения направления, темпа и т.п. Далее переходят к другому элементу. Таким образом, выстраивается некая цепочка из элементов. Данное построение вполне доступно начинающим и при определенной продолжительности занятия дает хорошую аэробную нагрузку, что способствует лучшей работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Одновременно создаются координационные заготовки для дальнейшего усложнения двигательных задач.
Метод «от головы к хвосту». Вначале выполняется и многократно повторяется упражнение А, затем – Б; потом вновь возвращаются к упражнению А и соединяют его с упражнением Б. Каждое упражнение повторяют многократно. Затем разучивается новое движение – В, после чего следует тренировка соединения Б – В (упражнение А не повторяется), далее следующее – Г, и т.д.:
А |
| Б |
| В |
| Г |
| Д |
| А+Б |
| Б+В |
| В+Г |
|
|
|
Метод зигзага состоит в использовании комбинаций из различных элементов, поэтому он применяется на том этапе, когда занимающиеся уже освоили отдельные элементы и соединения. Использование данного метода требует высокой концентрации внимания и хорошей координации движений. Ниже схематично представлена данная методика организации отдельных элементов:
А |
| Б |
| А+Б |
| В |
| А+В+Б+В+А… |
Следующая методика, которую использует тренер, – методика сложения.
В отличие от предыдущей методики, в комбинации повторяются не отдельные упражнения, а их соединения:
А |
| Б |
| А+Б |
| В |
| А+Б+В |
| Г |
| А+Б+В+Г |
И, наконец, так называемый блок-метод, который является наиболее сложной формой организации различных элементов хореографии и аэробики:
А |
| Б |
| А+Б |
| В |
| Г |
| В+Г |
| АБ+ВГ |
Таким образом, комбинация будет состоять из 4 элементов – на 32 счета или более. Можно продолжить комбинацию, добавив элементы Д, Е и т.д.
Проведение занятий по методу сложения и блок-методу – наиболее сложное среди описанных выше. Начинать занятия следует с использования наиболее простых методов начиная с линейного.
Между отдельными комбинациями исключаются паузы – они заполняются простейшими элементами, например небольшими пружинящими приседаниями, шагами, подскоками. Такой принцип проведения, называемый холдинг паттерн (Holding Pattern), позволяет сохранять высокий темп занятий и в то же время снимать излишнюю координационную и физическую нагрузку.
Остановимся подробнее на различных вариантах внутреннего построения комбинаций, которое будет определяться не только чередованием элементов или соединений, но и четкой структурой, определяемой количеством их повторений.
Остановимся подробнее на различных вариантах разучивания и раскладки композиций. Классический вариант блок-метода показан ниже:
А – повторить 8 раз;
Б – повторить 8 раз;
А – повторить 4 раза;
Б – повторить 4 раза;
А – повторить 4 раза;
Б – повторить 4 раза;
А – повторить 2 раза;
Б – повторить 2 раза;
А – повторить 2 раза;
Б – повторить 2 раза;
А – повторить 2 раза;
Б – повторить 2 раза;
А – повторить 2 раза;
Б – повторить 2 раза.
8 (А+Б) |
4 (А+Б) и 4 (А+Б) |
2 (А+Б) и 2 (А+Б) и 2 (А+Б) и 2 (А+Б) |
Другой вариант строится по принципу перевернутой пирамиды.
8 (А+Б)
4 (А+Б)
2 (А+Б)
1 (А+Б)
1 (А+Б)
Широко применяются и другие разновидности пирамидального варианта:
а)
8 (А+Б)
4 (А+Б)
2 (А+Б)
1 (А+Б)
1 (А+Б)
8 (А+Б)
4 (А+Б)
2 (А+Б)
1 (А+Б)
1 (А+Б)
б)
4 (А+Б)
2 (А+Б)
1 (А+Б)
1 (А+Б)
1 (А+Б)
1 (А+Б)
2 (А+Б)
4 (А+Б)
8(А+Б)
Этапы составления комбинаций
Начинающему педагогу (тренеру-инструктору) обычно трудно самостоятельно составить комбинированные задания, полностью отвечающие методическим принципам оздоровительной тренировки и структуры урока в аэробике. Такая неуверенность может возникнуть от недостатка педагогических знаний, умений и практического опыта. Поэтому вначале надо пользоваться теми комбинированными приемами, которые тренер выполнял сам, практически занимаясь аэробикой.
Регламентированный стиль. Составление учебных комбинаций можно условно разделить на несколько этапов:
- первый этап – подбор элементов, которые будут включены в комбинацию. Выбор составляющих должен соответствовать уровню подготовленности группы, с одной стороны, и соответствовать поставленным задачам – с другой;
- второй этап – выбор музыкального сопровождения. Это очень важный момент для успешной подготовки будущей хореографии, от которой будут зависеть темп выполнения упражнений, их характер, эмоциональное воздействие на состояние занимающихся;
- третий этап – непосредственное составление комбинации на определенное количество счетов – с учетом динамических акцентов в музыке. Следует учитывать, что одни базовые элементы классической аэробики, а также танцевальные шаги выполняются на 2 счета, как, например, Step Touch, а другие, как V-step, – на 4. Ниже приводится расклад элементов в комбинации по счетам:
2 Grapevines=8 счетов
+4 Step-touch=8 счетов
+2 V-step=8 cчетов
+4 Jumping Jacks=8 счетов
Комбинация=32 счета;
- четвертый этап – выбор метода для обучения комбинации – сложения или блок-метода – и разложения ее на элементы.
Не следует увлекаться слишком путаными и сложными сочетаниями движений. Комбинации должны быть предельно лаконичны и целенаправленны.
Свободный стиль. Выше мы говорили о системе создания жестко сконструированных хореографических комбинаций. Однако в аэробике находит применение и свободный стиль, оставляющий тренеру возможность импровизировать в процессе занятий и требующий от него хорошего уровня подготовленности, двигательной эрудиции, большого опыта работы, высокой музыкальности, владения педагогическими приемами управления группой.
На практике вполне уживаются два метода: предварительно четко разработанная, ориентированная на использование музыки программа и свободный стиль.
Важное значение имеет и правильное построение занимающихся в пространстве.
Возможно использование следующих видов построений:
· I – в кругу;
· II – в колоннах;
· III – «шахматное»
Предварительный просмотр:
Степ- шаги при работе со степ-платформой