Мое педагогическое мероприятие на конкурсе "Педагог года дошкольной образовательной организации Республики Башкортостан - 2024"ООД по направлению "Познавательное развитие" на тему: "Кто такие микробы?"

Мажитова  Ляйсан  Маргановна. Мәжитова  Ләйсән Мәргән  ҡыҙы

5 февраля 2024 года был дан старт второму конкурсному заданию 1 тура Республиканского конкурса «Педагог года дошкольной образовательной организации Республики Башкортостан». Формат конкурсного задания: педагогическое мероприятие с детьми, в котором конкурсантам необходимо продемонстрировать педагогическую находку, инновационные образовательные технологии в области обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
 9 февраля я показала  своё мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста в режиме онлайн  в соответствии с порядком жеребьёвки.
Я показала организованно образовательную деятельность по направлению "Познавательное развитие" на тему "Кто такие микробы?".
Цель: формирование представлений у детей о микроорганизмах.
Задачи:
Обучающие:
- способствовать формированию представлений о микроорганизмах - микробах, как источнике большинства болезней, о свойствах микробов (растут, размножаются, питаются); дать первоначальное представление, что микроорганизмы могут приносить как вред, так и пользу; познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями;
- продолжать закреплять знания о предметах и правилах личной гигиены;
- продолжать способствовать формированию представлений о здоровом образе жизни; пониманию важности заботы о своем здоровье; продолжать знакомить с правилами безопасности при проведении опытно - экспериментальной деятельности.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в ходе проведения опытно-экспериментальной деятельности;
- развивать память, основы логического мышления, воображение, мелкую моторику, внимание, наблюдательность, любознательность, координацию движений, аккуратность;
Воспитательные:
- воспитывать желание быть здоровым, сопротивляться болезням;
- воспитывать культурно-гигиенические навыки, интерес к экспериментальной деятельности.
Интеграционные задачи:
- продолжать способствовать развитию речи как средству общения; закреплять умение строить высказывание, отвечать на вопрос, отгадывать загадки, проговаривать текст пальчиковой гимнастики; активизировать словарь детей новыми словами: микробы, микроскоп, здоровье, здоровый образ жизни, размножаются, питаются, лаборатория, опыты;
- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу; формировать навыки самостоятельности, сотрудничества.
В начале занятия воспитатель читает письмо от Нолика детям, в нём говорится, что Дедус дал Нолику домашнее задание - про микробы рассказать, и опыты подготовить, а он ничего не знает и просит помочь.
Наши воспитанники, сегодня находились не в простой лаборатории, а в лаборатории "Профессора Чудакова". Провели опыты и эксперименты и узнали все про этих загадочных микробах - могут ли они быть только вредными, чем они питаются, как размножаются, а также вспомнили правила здорового образа жизни.
Дети сделали всего пять опытов:
1. «Микробы спасаются бегством». Перед детьми находятся тарелки с куркумой и маленькие тарелки с жидким мылом. Дети макали кончик пальца в жидкое мыло и погружали палец в воду. Микробы все убежали, потому что они боятся мыла.

2. «Исчезающие микробы». Дети взяли на ручки маленький пакетик с нарисованными микробами, опускали в стакан с водой. Когда они смотрят на картинку сверху вниз, то картинка исчезает, когда пакетик поднимают, микробы появляются. Это происходит из-за цветовых волн, которые движутся с разной скоростью. Когда цветовые волны перемещаются с воздуха в воду, то цветовые волны замедляются, и микробы становятся нам невидны.

3. «Невидимые микробы» - ручкой с УФ фонариком. Дети взяли со стола ручки и рисовали на своей ладони фигуры, посмотрели, ничего не видно, включив фонарики и посветив на ладонь, увидели свои нарисованные фигуры. Так и микробы - они существуют, а мы их не видим. Микробов можно увидеть только под микроскопом. Для этого опыта они использовали ручку, у которой специальные чернила, которые можно увидеть только посветив ультрафиолетовым фонариком.

4. «Появляющиеся микробы». Дети положили салфетку в воду, и наблюдали, что же произойдет. Сделали вывод, что микробы боятся чистой воды.

5. «Победа нам микробами». Вода и мыло - настоящие друзья. Чтобы ни один микроб не попал к нам в организм, нужно мыть руки с мылом. Мыло помогает избавляться нам от микробов и оставаться здоровыми. Дети нарисовали маркерами микробов на подготовленные "ладошки", а затем взяли губки с жидким мылом и начали стирать микробов, т.е. мыть руки.
В процессе исследований выяснили, что микробы находятся везде. Они опасны, но человек научился с ними бороться. Нужно соблюдать правила личной гигиены, не есть немытые фрукты и овощи и мыть руки с мылом. Самое главное – быть крепким, здоровым, закаленным, заниматься спортом. Тогда никакие микробы не страшны, даже если вокруг их будет очень много.
Также дети получали возможность удовлетворить свою любознательность и получили ответы на волнующие их вопросы «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Что будет, если?», почувствовали себя учеными, исследователями, первооткрывателями.
На протяжении всего занятия,я старалась  поддерживать детский интерес, осознанное отношение к выполняемой деятельности, создает доброжелательную атмосферу. Дети активны, внимательны, чувствуют себя комфортно; показывают достаточный уровень знаний.
На протяжении всего занятия я  выступаала для детей партнером, помощником, соблюдала нормы педагогической этики и такта. Продуманность занятия, его логическая последовательность - были грамотно подобраны.
Поставленные цели достигнуты. Занятие проведено на достаточном уровне.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mazhitova_lyaysan_marganovna_konspekt.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ  детский сад  «Тылсым» с. Давлетово муниципального  района

Абзелиловский  район  Республики  Башкортостан

Конспект

организованной  образовательной

деятельности по направлению

«Познавательное развитие»

 с детьми старшего дошкольного возраста на тему

 «Кто такие микробы?»

Выполнила:

          воспитатель первой  квалификационной

                                      категории

Мажитова  Ляйсан  Маргановна

2024 г.

Направление развития: «Познавательное развитие».

Вид детской деятельности: познавательно - исследовательская деятельность.

Тема образовательной деятельности: «Кто такие микробы?».

Интеграция образовательных областей:  речевое развитие; социально-коммуникативное развитие.

Цель: формирование представлений у детей о микроорганизмах.

Задачи:

Обучающие:

- способствовать формированию представлений о микроорганизмах - микробах, как источнике большинства болезней, о свойствах микробов (растут, размножаются, питаются); дать первоначальное представление, что микроорганизмы могут приносить как вред, так и пользу; познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями;

- продолжать закреплять знания о предметах и правилах личной гигиены;

- продолжать способствовать формированию представлений о здоровом образе жизни; пониманию важности заботы о своем здоровье; продолжать знакомить с правилами безопасности при проведении опытно - экспериментальной деятельности.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес в ходе проведения опытно-экспериментальной деятельности;

- развивать память, основы логического мышления, воображение, мелкую моторику, внимание, наблюдательность, любознательность, координацию движений, аккуратность;

Воспитательные:

- воспитывать желание быть здоровым, сопротивляться болезням;

- воспитывать культурно-гигиенические навыки, интерес к экспериментальной деятельности.

Интеграционные задачи:

- продолжать способствовать  развитию речи как средству общения; закреплять умение строить высказывание, отвечать на вопрос, отгадывать загадки, проговаривать текст пальчиковой гимнастики; активизировать словарь детей новыми словами: микробы, микроскоп, здоровье, здоровый образ жизни, размножаются, питаются, лаборатория, опыты;

-  воспитывать доброжелательные отношения друг к другу; формировать навыки самостоятельности, сотрудничества.

Методы и приемы:

практические: опыты-эксперименты, пальчиковая гимнастика;

наглядные: показ изображения микробов, показ опытов-экспериментов;

словесные:беседа, рассуждения, поощрения, словесная игра.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, форма для детей (фартуки, нарукавники, чепчики), столы и наборы для опытов на каждого ребенка, ширма.

Демонстрационный материал: презентация, иллюстрации опытов на ширме.

Раздаточный материал: на каждого ребенка - поднос с водой, куркума, мыло жидкое, распечатанный рисунок  ладони  руки  форматом А4  в файле, перманентные маркеры, губки,  стаканы с водой,  ручка с УФ,  закрытый зип пакет  с  нарисованными на руке микробами, салфетки  сухие  и влажные.            

Предварительная работа: чтение книг К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», Л. Зильберг «Потому что принимаю витамины A,B,C», Г. Остера «Микроб», загадывание загадок о соблюдении культурно-гигиенических навыков, разучивание стихов,  разучивание  подвижной  игры «Микробы полезные  и вредные», продолжение знакомства  с микроскопом, просмотр полезных мультфильмов о гигиене «Ми-ми-мишки, Зубная фея», «Аркадий Паровозов. Правила гигиены». Проектная деятельность - опыты с молоком, хлебом на выращивании плесени, дрожжевой  закваски, яйца в уксусе.

Этапы:

  1. Организационный

Дети сидят на стульях

Воспитатель: Здравствуйте, дети!

Сегодня у нас за занятием наблюдают гости, они смотрят на нас через камеры, давайте дружно встанем и  с ними поздороваемся.

Коммуникативно-речевая игра «Здравствуйте!»

Мы солнцу скажем: «Здравствуй!»

Мы скажем небу: «Здравствуй!»

                                                  «Пусть все будут здоровыми!»

                                                   Гостям всем скажем мы.

 Молодцы, а  теперь садитесь на стульчики.

Воспитатель: Сегодня мне на электронную почту пришло письмо (на экране письмо и фиксик). Угадайте, от кого это письмо? Прекрасно, все узнали   Нолика.

Воспитатель читает  письмо детям: «Здравствуйте, ребята, вы - самые старшие в садике, помогите мне, пожалуйста, с заданием. Мне Дедус дал домашнее задание - про микробы рассказать, и опыты  подготовить, а я ничего не знаю. Помогите, пожалуйста.»

Воспитатель: Поможем?

Дети: Да!

Воспитатель: Наше занятие записывается, мы потом видео отправим  Нолику.

Дети, когда мы здороваемся друг с другом, то желаем при этом человеку здоровье. В народе говорят: «Здоровому человеку все здорово».   Мы уже многое  знаем,  мы уже говорили с вами  о здоровом  образе жизни. А что значит «быть здоровым?» Когда мы отвечаем, то не выкрикиваем, поднимаем руки, не говорим хором, держим осанку.

Ответы детей: Когда человек не болеет, он веселый, жизнерадостный, сильный, бодрый, энергичный, красивый и т.д.

Воспитатель: Превосходно, совершенно верно! Здоровье - это самое главное в жизни. Каждый человек должен думать о своем здоровье и соблюдать правила здорового образа жизни.

Основная часть

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Там, где грязь – живут они,

Мелкие, не увидать.

Их там очень-очень много,

Невозможно сосчитать.

Воспитатель: Девочки и мальчики, о ком идет речь?

Ответы детей: О микробах!

Воспитатель: Замечатательно, как вы догадались?

(ответы детей)

Воспитатель: Будем дружить с микробами?

Ответы детей: Нет!

Воспитатель: Почему вы не хотите с ними дружить?

(ответы детей)

Воспитатель: Сегодня на занятии мы проведем опыты и эксперименты и узнаем все про этих загадочных микробах - могут ли они быть только вредными, чем они питаются, как размножаются, а также вспомним правила здорового образа жизни. Дети, сегодня мы находимся не в простой лаборатории, а  в лаборатории «Профессора Чудакова». У профессора Чудакова есть помощники, кто они?

Ответы детей: Фиксики

Воспитатель: Великолепно,  это Фиксики. Вы все сегодня   будете Фиксиками, моими  помощниками. Но перед работой в лаборатории  нам необходимо узнать, как же выглядят микробы. Посмотрим  презентацию. (Закрыть потом  проектор.)

Показ презентации «Вредные микробы»

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что это? (предположение детей)

Это всего лишь капелька воды из крана, но только увеличенная в несколько тысяч раз. Видите, как много здесь точек, чёрточек, каких-то «головастиков»? Это микробы, мельчайшие живые существа. У них нет ни рук, ни ног, ни рта и носа, но они так же, как мы, едят, дышат, передвигаются. Мир вокруг нас полон таких существ. Они везде – в воздухе, в воде, на земле, на нашем теле. Когда вредные микробы попадают в наш организм, то человек начинает заболевать. Посмотрите, чем питаются микробы? А как они размножаются? Оказывается, микробы бывают не только вредными, но и полезными, полезные микробы находятся в различных продуктах питания. Вот мы и узнали много фактов про микробы, пора отправляться в нашу лабораторию.

Воспитатель: Дети, давайте вспомним правила безопасности поведения в лаборатории.  Почему  мы одеты в специальную одежду?

Ответы детей: Чтобы не испачкаться.

Воспитатель: Совершенно верно. Правило №1 -  на столах ничего не трогать без разрешения воспитателя. Правило №2 - пробовать на вкус, брать в рот – в лаборатории запрещено. Правило №3 - бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

Правило №4 - соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Проходите к лабораторным столам и занимайте места в шахматном порядке.

       1.Опыт  «Микробы  спасаются  бегством»  

Перед вами находятся   тарелки с куркумой и маленькие тарелки с жидким мылом. Макаем кончик пальца в жидкое мыло и погружаем палец  в воду.

Воспитатель:Что происходит? Микробы убежали? Почему убежали? Как вы думаете?

Ответы детей:  Да, убежали итд. Микробы боятся мыла.

Воспитатель:Правильно. Молодцы! У воды  есть поверхностное  натяжение,  мыло  разрушает   поверхностное  натяжение, это приводит к тому, что куркума уплывает к краям,   и кажется,   что он  убегает от мыла.  

  1. Опыт «Исчезающие  микробы» Берем маленький пакетик с  нарисованными микробами, опускаем в стакан с водой.  Когда мы смотрим на картинку сверху  вниз, то  картинка  исчезает. Дети,  у всех картинка исчезла?А теперь пакетик поднимайте, появилась?Это происходит из-за  цветовых волн, которые  движутся  с разной скоростью. Когда цветовые волны  перемещаются  с  воздуха   в  воду, то  цветовые волны замедляются, и  микробы  становятся нам невидны. Отлично у всех получилось!

Пальчиковая игра «Мыло»

Мыло бывает разным-преразным: (намыливаем руки)

Синим, зеленым, оранжевым, красным (сжимаем и разжимаем кулачки)

Но не пойму, отчего же всегда (удивляемся, разводим руки в стороны, приподнимаем плечи)

Черной-пречерной бывает вода? (расслабляем мышцы тела).

  1. Опыт «Невидимые микробы» -ручка с УФ фонариком

Берем  со стола ручки и рисуем на своей ладони фигуру, посмотрите, вы что-нибудь видите? Правильно, ничего не видно, а теперь  включите  фонарики  и посветите на ладонь. Что вам видно? Нарисованную фигуру. Так  и микроб  простым глазом не увидеть . Микробов можно увидеть только  под микроскопом. Для этого опыта мы   использовали  ручку, у которой специальные  чернила, которые  можно увидеть только  посветив  ультрафиолетовым фонариком.  Прекрасно справились!

  1. Опыт «Появляющиеся  микробы»  Положите салфетку в воду,  и посмотрите, что произойдет. У вас на салфетках  появились микробы? Вот и можно сказать, что микробы боятся чистой воды. Молодцы, у вас  все получается, так держать!
  2. Опыт «Победа нам микробами»

Вода  и мыло -  настоящие  друзья. Чтобы  ни один  микроб не попал к нам в  организм, нужно мыть руки с мылом. Мыло  помогает избавляться нам от микробов  и оставаться  здоровыми.  А теперь,  нарисуйте маркерами    микробов на подготовленные  листочки, а затем возьмите губки и  представьте, что это мыло, начинаем стирать микробов, т.е мыть руки.  Превосходно, все справились!

Если вам понравились опыты, давайте как Фиксики покажем  пальчиками и скажем  «Тыдыщ!!Тыдыщ! »  Молодцы!!

Воспитатель: А чтобы наши руки  стали чистыми, я предлагаю протереть их влажными салфетками (все протирают руки). Какие стали наши руки?

Дети: Чистыми.

Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?

Дети: На немытых руках всегда множество микробов, поэтому надо чаще мыть руки с мылом, а если нет такой возможности, протирать их влажной салфеткой.

Воспитатель: Молодцы, дети,  вы справились  с задачами.

Рефлексия. ( Ширма,  картинки проводимых опытов, сердечки)

Воспитатель:  Мне  очень  понравилось с вами работать, и  я тоже  поставлю лайк  самому понравившемуся опыту. Вы все  супер, справились с опытами. Дети, возьмите пожалуйста сердечки, которые лежат  на   ваших столах  в контейнерах, и по очереди с самого начала стола по одному подходим к ширме , и ставим  сердечки в кармашек того  опыта, который вам больше всех понравился. Кто сердечки поставил, садимся на стулья.

Посмотрите, какой же опыт набрал больше всех сердечек? (Ответы детей)

Воспитатель: Дети, вам всем понравились опыты,  а дома вы родителям покажете опыты? Что вы сегодня расскажите  родителям  о микробах?

Дети: Умницы  вы мои, правильно надо чаще мыть руки, а, если нет такой возможности, протирать их влажной салфеткой. Любые фрукты и овощи нужно мыть перед едой. Носить маску, если рядом больной человек или если сам болеешь, чтобы от тебя не заразились другие.

Воспитатель: Теперь вы знаете некоторые правила: хочешь быть здоров - правильно питайся! Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся!

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Дети, за вашу помощь  и активность Нолик  дарит  вам медали!  Дети, вы  сегодня большие молодцы, замечательно справились всем огромное спасибо за активное  участие в лаборатории «Профессора Чудакова». Мне  очень понравилось наше занятие, вы все супер!

Воспитатель: До свидания, дети, вам пора возвращаться  в свою группу.