5. Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования | Участие в работе методических объединений педагогических работников

Мазурова Екатерина Александровна

Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, а так же участие в работе методических объединений педагогических работников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14

Рассмотрена                                                                             Утверждена

Методическим объединением учителей

начальных классов                                                                   приказом от 30.08.2022г. №  

Протокол от 30.08.2022г. №                                                    Директор МБОУ СОШ № 14

Руководитель МО

_________ Н.А.Вовчинская                                                     ___________М.Л. Горбачева    

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности обучающихся общекультурного

направления на ступени начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО

«Развитие функциональной грамотности»

2022-2023 учебный год

Составлена учителями начальных:

Вовчинской Н.А., учителем первой квалификационной категории,  

Доржиевой О.Ц.,учителем первой квалификационной категории,

Гросс А.М., Черных К.С., Швалова А.О., Бердникова Е.А., Лим С.Н.

г. Южно-Сахалинск

2022

Пояснительная записка

Актуальность программы внеурочной деятельности обучающихся «Развитие функциональной грамотности» определена тем, что в условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления все новых профессий и отраслей производства, человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Направление программы: общеинтеллектуальная

Программа внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности МБОУ СОШ п.г.т. Мирный, Самарская обл., автор Асташова А.А. «Функциональная грамотность».

Цель программы: формирование функциональной грамотности

Задачи:

  1. Развивать способности осмысления письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
  2. Развивать способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
  3. Развивать способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
  4. Развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Возраст детей, на которых ориентирована программа: дети младшего школьного возраста от 7-12 лет.

Сроки реализации:

Программа рассчитана на 1 учебный год, 34 часа. В 1 классе 33 часа.

Занятия проводится 1 раз в неделю по одному часу.

Виды внеурочной деятельности:

  • проблемно-ценностное общение
  • игровая
  • познавательная

Формы внеурочной деятельности:

  • беседа;
  • викторина;
  • групповая работа;
  • творческая работа;
  • практическая работа;
  • игра;
  • решение проектных задач;
  • проекты,
  • опыты;
  • работа с интерактивным материалом.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном»

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные результаты:

Личностными результатами изучения программы являются:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • умение определять и высказываться под руководством учителя о правилах поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
  • умение делать выбор как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога.

Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения программы являются:

  • умение осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
  • умение использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • умение владевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • умение использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • умение делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
  • умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
  • умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
  • умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • умение проявлять познавательную и творческую инициативу;
  • умение принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
  • умение контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
  • уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания;
  • умение адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
  • умение слушать и понимать речь других;
  • умение совместно договариваться о правилах работы в группе;
  • умение доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
  • находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
  • задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
  • составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
  • формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
  • проводить математические рассуждения;
  • использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
  • понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
  • осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования, основанных на научных доказательствах выводов;
  • понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания;
  • понимать и правильно использовать финансовые термины;
  • проводить простейшие расчеты.

Способы оценки достижения планируемых результатов внеурочной деятельности

Самостоятельные работы, практические и творческие работы, индивидуальные, парные и групповые задания. Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.

Тематическое планирование программы внеурочной деятельности

«Развитие функциональной грамотности»

1 класс (33 часа)

Название раздела

Кол-во часов

Из них аудиторных

Из них внеаудиторных

Основные виды внеурочной деятельности

1

Введение

2

2

0

Беседа.

2

Читательская грамотность

8

6

2

Беседа.

Ситуативный диалог.

Чтение по ролям.

Практическая работа.

Самостоятельная работа.

Диагностика.

3

Естественно-научная грамотность

8

6

2

Беседа.
Практическая работа.

Научно-исследовательская дискуссия.

Диагностика.

4

Математическая грамотность

7

5

2

Беседа.

Практическая работа.

Самостоятельная работа.

Диагностика.

5

Финансовая грамотность

7

5

2

Беседа.

Практическая работа.

Самостоятельная работа.

Диагностика.

6

Рефлексия

1

1

0

Беседа.

Диагностика.

ИТОГО

33

25

8

2 класс (34 часа)

Название раздела

Кол-во часов

Из них аудиторных

Из них внеаудиторных

Основные виды внеурочной деятельности

1

Введение

2

2

0

Беседа.

2

Читательская грамотность

8

6

2

Беседа.

Ситуативный диалог.

Чтение по ролям.

Практическая работа.

Самостоятельная работа.

Диагностика.

3

Естественно-научная грамотность

8

6

2

Беседа.
Практическая работа.

Научно-исследовательская дискуссия.

Диагностика.

4

Математическая грамотность

7

6

1

Беседа.

Практическая работа.

Самостоятельная работа.

Диагностика.

5

Финансовая грамотность

7

5

2

Беседа.

Практическая работа.

Самостоятельная работа.

Диагностика.

6

Рефлексия

2

1

1

Беседа.

Викторина.

Диагностика.

ИТОГО

34

26

8

3 класс (34 часа)

Название раздела

Кол-во часов

Из них аудиторных

Из них внеаудиторных

Основные виды внеурочной деятельности

1

Введение

2

2

0

Беседа.

2

Читательская грамотность

8

6

2

Беседа.

Ситуативный диалог.

Чтение по ролям.

Практическая работа.

Самостоятельная работа.

Диагностика.

3

Естественно-научная грамотность

8

5

3

Беседа.
Практическая работа.

Научно-исследовательская дискуссия.

Диагностика.

4

Математическая грамотность

7

6

1

Беседа.

Практическая работа.

Самостоятельная работа.

Диагностика.

5

Финансовая грамотность

7

6

1

Беседа.

Практическая работа.

Самостоятельная работа.

Диагностика.

6

Рефлексия

2

1

1

Беседа.

Диагностика.

ИТОГО

34

26

8

4 класс (34 часа)

Название раздела

Кол-во часов

Из них аудиторных

Из них внеаудиторных

Основные виды внеурочной деятельности

1

Введение

2

2

0

Беседа.

2

Читательская грамотность

8

5

3

Беседа.

3

Естественно-научная грамотность

8

5

3

Беседа.

Ситуативный диалог.

Чтение по ролям.

Практическая работа.

Самостоятельная работа.

Диагностика.

4

Математическая грамотность

7

4

3

Беседа.
Практическая работа.

Научно-исследовательская дискуссия.

Диагностика.

5

Финансовая грамотность

7

4

3

Беседа.

Практическая работа.

Самостоятельная работа.

Диагностика.

6

Рефлексия

2

1

1

Беседа.

Практическая работа.

Самостоятельная работа.

Диагностика.

ИТОГО

34

21

13

Содержание программы внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности»

1 класс (33 часа)

Раздел 1: Введение (2 часа)

Вводное занятие. Правила по технике безопасности.

Раздел 2: Читательская грамотность (8 часов)

Введение в раздел «Читательская грамотность» В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Грузинская сказка. Лев и заяц. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата.

Раздел 3: Естественно-научная грамотность (8 часов)

Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик. Про Репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.

Раздел 4: Математическая грамотность (7 часов)

Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про старика, старуху, волка и лисичку. Про медведя, лису и мишкин мед.

Раздел 5: Финансовая грамотность (7 часов)

За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухи-цокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик и медведь прибыль делили. Как мужик золото менял.

Раздел 6: Рефлексия (2 часа)

Обобщение. Диагностика «Функциональной грамотности».

2 класс (34 часа)

Раздел 1: Введение (2 часа)

Вводное занятие. Правила по технике безопасности.

Раздел 2: Читательская грамотность (8 часов)

Михаил Пришвин. Беличья память. И. Соколов-Микитов. В берлоге. Лев Толстой. Зайцы.  Николай Сладков. Веселая игра. Обыкновенные кроты.  Эдуард Шим. Тяжкий труд. Полевой хомяк. Про бобров

.

Раздел 3: Естественно-научная грамотность (8 часов)

Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы. Корень часть растения. Занимательные особенности яблока. Про хомяка и его запасы. Материал для плотин.

Раздел 4: Математическая грамотность (7 часов)

Про беличьи запасы. Медвежье, потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про крота. Про ежа. Про полевого хомяка. Бобры строители.

Раздел 5: Финансовая грамотность (7 часов)

Беличьи деньги. Поврежденные и фальшивые деньги. Банковская карта. Безопасность денег на банковской карте. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег. Такие разные деньги.

Раздел 6: Рефлексия (2 часа)

Обобщение знаний. Диагностика «Функциональной грамотности».

3 класс (34 часа)

Раздел 1: Введение (2 часа)

Вводное занятие. Правила по технике безопасности.

Раздел 2: Читательская грамотность (8 часов)

Про дождевого червяка.  Кальций.  Сколько весит облако? Хлеб, всему голова. Про мел.  Про мыло.  История свечи. Магнит.

Раздел 3: Естественно-научная грамотность (8 часов)

Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. Волшебный магнит.

Раздел 4: Математическая грамотность (7 часов)

Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги.

Раздел 5: Финансовая грамотность (7 часов)

Что такое «бюджет»? Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.  На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. Как сэкономить семейные деньги?

Раздел 6: Рефлексия (2 часа)

Обобщение знаний. Диагностика «Функциональной грамотности».

4 класс (34 часа)

Раздел 1: Введение (2 часа)

Вводное занятие. Правила по технике безопасности.

Раздел 2: Читательская грамотность (8 часов)

Старинная женская одежда. Старинные женские головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России.

Раздел 3: Естественно-научная грамотность (8 часов)

Томат. Болгарский перец. Картофель. Баклажан. Семейство Паслёновые. Лук. Капуста. Горох. Грибы.

Раздел 4: Математическая грамотность (7 часов)

В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в кино.  Отправляемся в путешествие.

Раздел 5: Финансовая грамотность (7 часов)

Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Инфляция. Распродажи, скидки, бонусы. Благотворительность. Страхование.

Раздел 6: Рефлексия (2 часа)

Обобщение знаний. Диагностика «Функциональной грамотности».

Материально- техническое обеспечение

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • принтер;
  • сканер;
  • наглядные средства;
  • дидактические средства.

Календарно - тематическое планирование программы внеурочной деятельности

«Развитие функциональной грамотности» (1 класс)

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения

Корректировка

Аудиторных

Внеаудиторных

Раздел 1. Введение (2 часа)

1.1

Вводное занятие

1

1.2

Правила по технике безопасности.

1

Раздел 2. Читательская грамотность (8 часов)

2.1

Введение в раздел «Читательская грамотность»

1

2.2

В. Бианки. Лис и мышонок.

1

2.3

Русская народная сказка. Мороз и заяц.

1

2.4

В. Сутеев. Живые грибы.

1

2.5

Г. Цыферов. Петушок и солнышко.

1

2.6

М. Пляцковский. Урок дружбы.

1

2.7

Грузинская сказка. Лев и заяц.

1

2.8

Обобщение по разделу. Диагностика «Читательской грамотности».

1

Раздел 3. Естественно-научная грамотность (8 часов)

3.1

Введение в раздел «Естественно-научная грамотность»

1

3.2

Как Иванушка хотел попить водицы.

1

3.3

Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик.

1

3.4

Про Репку и другие корнеплоды

1

3.5

Плывет, плывет кораблик.

1

3.6

Про Снегурочку и превращения воды

1

3.7

Как делили апельсин

1

3.8

Обобщение по разделу. Диагностика «Естественно-научной грамотности»

1

Раздел 4. Математическая грамотность (7 часов)

4.1

Введение в раздел «Математическая грамотность»

1

4.2

Про курочку рябу, золотые и простые яйца.

1

4.3

Про козу, козлят и капусту.

1

4.4

Про петушка и жерновцы.

1

4.5

Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.

1

4.6

Про наливные яблочки.

1

4.7

Про Машу и трех медведей.

1

4.8

Обобщение по разделу. Диагностика «Математической грамотности».

1

Раздел 5. Финансовая грамотность (7 часов)

5.1

Введение в раздел «Финансовая грамотность»

1

5.2

За покупками.

1

5.3

Находчивый колобок.

1

5.4

Буратино и карманные деньги.

1

5.5

Как мужик и медведь прибыль делили.

1

5.6

Лесной банк.

1

5.7

Обобщение по разделу. Диагностика «Финансовой грамотности».

1

Раздел 6. Рефлексия (1 часа)

6.1

Обобщение знаний. Диагностика «Функциональной грамотности».

1

Календарно - тематическое планирование программы внеурочной деятельности

«Развитие функциональной грамотности» (2 класс)

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения

Корректировка

Аудиторных

Внеаудиторных

Раздел 1. Введение (2 часа)

Вводное занятие.

1

7.09

Правила по технике безопасности.

1

14.09

Раздел 2. Читательская грамотность (8 часов)

Введение в раздел «Читательская грамотность».

1

21.09

Михаил Пришвин. Беличья память.

1

28.09

И. Соколов-Микитов. В берлоге.

1

5.10

Лев Толстой. Зайцы.

1

11.10

Николай Сладков. Веселая игра.

1

19.10

Обыкновенные кроты.

1

26.10

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

1

9.11

Обобщение по разделу. Диагностика «Читательской грамотности».

1

14.11

Раздел 3. Естественно-научная грамотность (8 часов)

Введение в раздел «Естественно-научная грамотность».

1

23.11

Про белочку и погоду.

1

30.11

Лесные сладкоежки.

1

7.12

Про зайчишку и овощи.

1

14.12

Лисьи норы.

1

21.12

Корень часть растения.

1

28.12

Занимательные особенности яблока.

1

11.01

Обобщение по разделу. Диагностика «Диагностика естественно-научной грамотности».

1

18.01

Раздел 4. Математическая грамотность (7 часов)

Введение в раздел «Математическая грамотность».

1

25.01

Про беличьи запасы.

1

1.02

Медвежье, потомство.

1

8.02

Про зайчат и зайчиху.

1

15.02

Лисьи забавы.

1

22.02

Про крота.

1

1.03

Обобщение по разделу. Диагностика «Математической грамотности».

1

8.03

Раздел 5. Финансовая грамотность (7 часов)

Введение в раздел «Финансовая грамотность».

1

15.03

Беличьи деньги.

1

22.03

Поврежденные и фальшивые деньги.

1

5.04

Банковская карта.

1

12.04

Безопасность денег на банковской карте.

1

19.04

Такие разные деньги.

1

26.04

Обобщение по разделу. Диагностика «Финансовая грамотности».

1

3.05

Раздел 6. Рефлексия (2 часа)

Обобщение знаний.

1

10.05

Диагностика «Функциональной грамотности».

1

17.05

Календарно - тематическое планирование программы внеурочной деятельности

«Развитие функциональной грамотности» (3 класс)

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения

Корректировка

Аудиторных

Внеаудиторных

Раздел 1. Введение (2 часа)

1.1

Вводное занятие.

1

1.2

Правила по технике безопасности.

1

Раздел 2. Читательская грамотность (8 часов)

2.1

Введение в раздел «Читательская грамотность».

1

2.2

Про дождевого червяка.

1

2.3

Кальций.

1

2.4

Сколько весит облако?

1

2.5

Хлеб, всему голова.

1

2.6

Про мел.

1

2.7

Про мыло.

1

2.8

Обобщение по разделу. Диагностика «Читательской грамотности».

1

Раздел 3. Естественно-научная грамотность (8 часов)

3.1

Введение в раздел «Естественно-научная грамотность».

1

3.2

Дождевые черви.

1

3.3

Полезный кальций.

1

3.4

Про облака.

1

3.5

Про хлеб и дрожжи.

1

3.6

Интересное вещество мел.

1

3.7

Чем интересно мыло и как оно «работает»?

1

3.8

Обобщение по разделу. Диагностика «Естественно-научной грамотности».

1

Раздел 4. Математическая грамотность (7 часов)

4.1

Введение в раздел «Математическая грамотность».

1

4.2

Расходы и доходы бюджета.

1

4.3

Подсчитываем семейный доход.

1

4.4

Подсчитываем расходы.

1

4.5

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.

1

4.6

Подсчитываем сэкономленные деньги.

1

4.7

Обобщение по разделу. Диагностика «Математической грамотности».

1

Раздел 5. Финансовая грамотность (7 часов)

5.1

Введение в раздел «Финансовая грамотность».

1

5.2

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

1

5.3

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия.

1

5.4

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш.

1

5.5

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

1

5.6

Планируем семейный бюджет.

1

5.7

Обобщение по разделу. Диагностика «Финансовая грамотности».

1

Раздел 6. Рефлексия (2 часа)

6.1

Обобщение знаний.

1

6.2

Диагностика «Функциональной грамотности».

1

Календарно - тематическое планирование программы внеурочной деятельности

«Развитие функциональной грамотности» (4 класс)

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения

Корректировка

Аудиторных

Внеаудиторных

Раздел 1. Введение (2 часа)

1.1

Вводное занятие.

1

1.2

Правила по технике безопасности.

1

Раздел 2. Читательская грамотность (7 часов)

2.1

Введение в раздел «Читательская грамотность».

1

2.2

Старинная женская одежда.

1

2.3

Старинные женские головные уборы.

1

2.4

Старинная мужская одежда и головные уборы.

1

2.5

Жилище крестьянской семьи на Руси.

1

2.6

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.

1

1

2.7

История посуды на Руси.

1

2.8

Обобщение по разделу. Диагностика «Читательской грамотности».

1

Раздел 3. Естественно-научная грамотность (7 часов)

3.1

Введение по разделу «Естественно-научная грамотность».

1

3.2

Томат.

1

3.3

Картофель.

1

3.4

Лук.

1

3.5

Капуста.

1

3.6

Горох.

1

3.7

Грибы.

1

3.8

Обобщение по разделу. Диагностика «Естественно-научной грамотности»

1

Раздел 4. Математическая грамотность (7 часов)

4.1

Введение в раздел «Математическая грамотность»

1

4.2

Делаем ремонт.

1

1

4.3

Праздничный торт.

1

4.4

Обустраиваем участок.

1

4.5

Поход в кино.

1

1

4.6

Отправляемся в путешествие.

1

4.7

Обобщение по разделу. Диагностика «Математической грамотности»

1

Раздел 5. Финансовая грамотность (7 часов)

5.1

Введение в раздел «Финансовая грамотность».

1

5.2

Потребительская корзина.

1

5.3

Прожиточный минимум.

1

5.4

Инфляция.

1

5.5

Распродажи, скидки, бонусы.

1

5.6

Благотворительность.

1

5.7

Обобщение по разделу. Диагностика «Финансовая грамотности».

1

Раздел 6. Рефлексия (2 часа)

6.1

Обобщение знаний.

1

6.2

Диагностика «Функциональной грамотности».

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №14

ПРИНЯТА  на заседании                                       УТВЕРЖДАЮ

педагогического совета                                         Директор МБОУ СОШ №14

от 31.05.2022 г.                                                       ____________Горбачева М.Л.

Протокол № 11                                                       Приказ от31.05.2022 г. № __

                                                                                                                                                  

                                                                                   

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

_____________________«Рисуем вместе»____________________

(наименование программы)

Уровень программы  базовый

Направленность программы  художественная

Адресат программы  8-10 лет

Срок реализации программы  1учебный год – 34 недели

Составлена Бердниковой Е.А.,

педагогом дополнительного образования, учителем начальных классов

Южно-Сахалинск

2022


Содержание

1.Целевой раздел        3

1.1.Пояснительная записка        3

2. Содержательный раздел        7

2.1. Учебный план        7

2.2. Содержание учебной программы        7

2.3. Система оценки достижения планируемых результатов        10

2.4. Календарный учебный график        11

3.Организационный раздел        11

3.1. Методическое обеспечение программы        11

3.2. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов        12


1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Направленность программы: художественная

Уровень программы: базовый

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Рисуем вместе» (далее - Программа) обусловлена тем, что изобразительное искусство имеет большое значение в развитии и воспитании детей в младшем школьном возрасте. Оно способствует развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, цветового восприятия, целостного восприятия в познании мира, гармонизации эмоциональной сферы ребенка, его психической устойчивости.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Реализация Программы основана на приобщении детей к миру прекрасного, развитии активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно, как для сюжетного, так и для декоративного рисования.

Новизна программы

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием.

В ходе освоения программы, обучающиеся приобщаются к искусству и всемирной художественной культуре, развивают художественный вкус, знакомятся с новыми художественными материалами.

Адресат программы

Программа актуальна для обучающихся 8-10 лет. В группу принимаются

обучающиеся, у которых нет первоначальных знаний и навыков в области выполнения эскизов при помощи пальцев, рисование с использованием природного материала, но имеется определенный уровень знаний, умений и навыков в области рисования с помощью кисти.

Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий

Форма обучения: очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.  На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Методы обучения:

  • информационно-познавательный,
  • практически-прикладной,
  • творческий.

Типы занятий:

  • информационно-познавательный,
  • творческий,
  • комбинированный.

Виды занятий:

  • лекционное занятия,
  • практическое занятие,
  • демонстрация,
  • выставка,
  • защита и анализ практических и творческих работ,
  • комбинированный (сочетание видов, характерных для всех типов занятий)

Формы организации деятельности:

  • коллективная (работа со всем составом объединения);

Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 1 час.

Объем программы – 34 учебных часа.

Срок реализации программы – 1 учебный год, 34 недели.

Цель реализации программы: 

Развитие творческих способностей обучающихся в процессе обучения основам изобразительной деятельности.

Задачи:

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

Обучающие:

-познакомить ребенка с мировой художественной культурой в процессе творчества;

-содействовать овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;

-познакомить с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

-обучить работе с новыми художественными материалами (тушь/перо, уголь сангина, трафарет и др.);

-обучить работе с новыми техниками (граттаж, смешанные техники и др.);

-познакомить с видами и жанрами изобразительного искусства;

изучить основы построения фигур животных и человека;

-познакомить с различными видами оформления работ.

Развивающие:

- развивать художественный вкус;

-развивать мелкую моторику, зрительную память, глазомер; развивать внимание, воображение, фантазию;

-развивать чувственность в передаче образов природы, животных и человека.

Воспитательные:

-воспитывать выдержку, волевое усилие, способность быстро переключать внимание;

-воспитывать аккуратность и трудолюбие в работе;

-воспитывать уверенность в себе, формировать адекватную самооценку;

-воспитывать коммуникативные навыки культуры общения со сверстниками.

Планируемые результаты

Личностные:

- умение работать в команде и умение презентовать результат своего труда;

- наличие высокого познавательного интереса обучающихся;

- формирование ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

-воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

-развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

-формирование духовных и эстетических потребностей;

-овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

-воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

-отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Метапредметные:

- умение под руководством педагога планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий;

- основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее оптимальных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- способность правильно организовывать рабочее место и время для достижения поставленных целей.

- иметь представление о видах изобразительного искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика);

- понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;

- знать свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);

- знать и уметь объяснять, что такое растительный орнамент;

- уметь описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

- эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

изображать простые предметы на плоскости;

- соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);

- работать с натуры несложные композиции;

- подбирать с помощью педагога необходимую цветовую гамму;

- выполнять работу от эскиза до композиции;

- работать в некоторых графических и живописных техниках;

- соблюдать пропорции при изображении человека и животных;

- выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;

- правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);

- определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;

- получать простые оттенки (от основного к более светлому);

- рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.).

Предметные:

-сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

-ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

-ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

-первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

-получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

2. Содержательный раздел

2.1. Учебный план

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля по разделам*

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

1

1

Беседа

2.

Графика

5

2

3

Практическое задание

3

По страницам русских народных сказок и литературных произведений

3

1

2

Практическое задание

4

Пейзаж

5

1

4

Практическое задание

5

Натюрморт

1

1

Практическое задание

6

Портрет

5

1

4

Практическое задание

7

Жанровая композиция

4

1

3

Практическое задание

8

Город

4

1

3

Практическое задание

9

Творческая работа

5

5

Практическое задание

5.

Итоговое занятие

1

1

Выставка

Всего часов:

34

8

26

2.2. Содержание учебной программы

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Собеседование

Теория. Знакомство обучающихся с необходимыми материалами, инструментами и правилами их использования на занятиях. Правильная посадка при рисовании. Техника безопасности.

Практика. Выполнение творческого задания.

Раздел 2. Графика

2.1. Техника работы простым карандашом и ластиком

Теория. Беседа о различных графических материалах.

Техника работы простым карандашом и ластиком. Обсуждение темы.

Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа карандашом. Работа макетным резаком.

2.2. Материалы и техника рисунка: фломастеры, маркеры, капиллярные ручки

Теория. Беседа о различных графических материалах. Техника работы фломастерами, маркерами, капиллярными ручками.

Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа фломастерами, маркерами, капиллярными ручками. Акриловыми красками по пластику и стеклу.

2.3. Граттаж – освоение техники

Теория. Беседа о различных графических материалах. Работа в технике граттаж. Обсуждение темы.

Практика. Выполнение творческого задания. Фон. Эскиз. Нанесение воска на фон. Нанесение верхнего слоя, выбор цвета, сушка. Выполнение рисунка. Композиция работы. Процарапывание рисунка.

Раздел 3. По страницам русских народных сказок и литературных произведений

3.1. Выбор сказки. Выбор сюжета. Композиция

Теория. Беседа о сказке. Выбор сюжета. Характер образа. Обсуждение темы.

Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.

3.2. Иллюстрация литературного произведения

Теория. Выбор сюжета. Композиция. Обсуждение темы.

Практика. Выполнение творческого задания.

Раздел 4. Пейзаж

4.1. Виды пейзажей. Природа вокруг нас. Композиция

Теория. Беседа о пейзаже. Виды пейзажа. Образ природы.

Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.

4.2. Времена года

Теория. Особенности пейзажа. Образ природы осенью, зимой, весной, летом. Последовательность выполнения работы.

Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике.

Раздел 5. Натюрморт

5.1. Виды натюрморта. Композиция

Теория. Беседа о натюрморте. Виды натюрмортов. Композиция натюрморта. Последовательность выполнения работы.

Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике.

Раздел 6. Портрет

6.1. Виды портретов. Портрет любимого литературного героя

Теория. Виды портретов. Беседа о литературных героях. Характер образа.

Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.

6.2. Я и моя семья

Теория. Беседа о семье. Характеры образов. Обсуждение темы. Последовательность выполнения работы.

Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике.

Раздел 7. Жанровая композиция

7.1. Виды жанровой композиции. Работа на тему «Зимние забавы». Композиция

Теория. Беседа о видах жанровой композиции. Выбор темы. Композиция. Обсуждение выбранной техники.

Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.

7.2. Творческая работа на свободную тему

Теория. Выбор темы. Эскиз. Обсуждение выбранной техники

Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике.

Раздел 8. Город

8.1. Сказочный город

Теория. Беседа об архитектуре. Композиция. Обсуждение последовательности работы.

Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.

8.2. Наш город

Теория. Беседа об особенностях архитектуры города. Выбор темы. Композиция. Обсуждение последовательности работы.

Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в выбранной технике.

Раздел 9. Творческая работа

9.1. Виды оформления работ

Теория. Беседа о видах оформления работы. Обсуждение последовательности работы.

Практика. Выполнение творческого задания.

9.2. Выбор темы. Эскиз. Работа в выбранной технике

Теория. Выбор темы. Эскиз. Обсуждение выбранной техники.

Практика. Выполнение творческого задания. Эскиз. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.

Раздел 10. Итоговое занятие

Практика. Выставка творческих работ. Подведение итогов.

2.3. Система оценки достижения планируемых результатов        

В процессе реализации Программы используются следующие виды контроля: входной, текущий и итоговый.

- входной контроль осуществляется в форме ознакомительной беседы с обучающимися с целью введения их в мир изобразительного искусства, правил организации рабочего места, санитарии, гигиены и безопасной работы;

- текущий контроль включает в себя устные опросы, выполнение практических заданий;

- итоговый контроль осуществляется в форме выставки творческих работ, включающую обобщающие задания по пройденным темам.

Каждый раздел Программы закрепляется творческим заданием, в котором обучающиеся показывают свои знания, умения работать с художественными материалами, самостоятельность и творческие способности, приобретённые на практических и теоретических уроках.

Отчётная итоговая выставка в стенах образовательной организации также очень важна в работе. Ребёнок вместе с педагогом выбирает и готовит для выставки одну из лучших своих работ.

Программа предусматривает наблюдение и контроль за развитием личности учащихся, осуществляющиеся в ходе анкетирования и диагностики.

Механизм оценки получаемых результатов. Формы подведения итогов реализации программы.

Основной формой подведения итогов обучения является участие детей в выставках, творческих конкурсах. Кроме этого, прямыми формами подведения итогов по каждому блоку и разделу программы и росту достижений, предусмотрены следующие формы: защита творческих работ, участие учащихся в муниципальных, региональных, конкурсах, выставках, которые позволяют отследить уровень интеллектуального роста и творческого потенциала воспитанников. Для отслеживания результативности в процессе обучения проводятся мини-выставки.

Самым важным критерием освоения программы являются успехи и достижения воспитанников объединения в муниципальных, региональных, всероссийских и международных соревнованиях и конкурсах.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения, заинтересованность обучающихся, развитие чувства ответственности и товарищества.

Основные методы диагностики: наблюдение, самонаблюдение, самооценка, анкетирование, беседа, тестирование. К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на сформированности его личных качеств.

На протяжении всего учебного процесса проводятся следующие виды контроля знаний: беседы в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного, а также тестирование по пройденной теме. Такой вид контроля развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания. Беседы, викторины, конкурсы – группа методов контроля, позволяющая также повысить интерес обучающихся и обеспечить дух соревнования.

Важная оценка — отзывы обучаемых, их родителей (законных представителей).  

Программа предусматривает наблюдение и контроль за развитием личности учащихся, осуществляющиеся в ходе анкетирования и диагностики. Анкеты обучающихся позволяют педагогу лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения обучаемых и воспитательную работу в целом, обдумать и спланировать действия, по сплочению коллектива и развитию творческой активности, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу и к нуждающимся людям. Результаты пройденной программы прослеживаются через достижения муниципальных, региональных конкурсах.

 2.4. Календарный учебный график        

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Кол-во учебных недель

Кол-во дней

Кол-во часов

Режим занятий

1

01.09.2022

31.05.2023

34

34

34

1 раз в неделю

3.Организационный раздел

3.1. Методическое обеспечение программы

В качестве основного методического пособия используются учебные пособия авторской программы «Гуашь и акварель» А.И. Галаганова, члена Союза педагогов – художников, педагога дополнительного образования ГБОУ Школа № 1363 (г. Москва, 2019 г.).

В процессе реализации Программы используются различные формы проведения занятий: традиционные, комбинированные, практические. Все задания соответствуют по сложности возрасту обучающихся.

На занятиях используются наглядно-иллюстративные материалы: художественные альбомы, наглядные иллюстрированные пособия по работе в различных техниках, схемы и таблицы сочетаемости цветовых тонов.

3.2. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов

Основная литература:

1.Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

2. Бесчастнов Н.П. Чёрно-белая графика: учебное пособие. – М.: Владос, 2015.

3. Джереми, Форд Школа рисования. Акварель / Форд Джереми. - М.: Контэнт, 2011.

4. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. Корнева Г. Бумага. – СПб: Кристалл, 2001.

5. Комарова Т.С. Обучение детей техники рисования. – М.: Просвещение, 1996.

6. Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.

7. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. – М.: Педагогика, 2002.

8. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

9. Хворостов А.С. Книга начинающего пейзажиста / А.С. Хворостов. – М.: Гамма, 2010.

10. Хейзел Соун. Лучшие уроки. Акварель за 30 минут. Учебное пособие. – М.: Издательство АСТ, 2016.

11. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.

12. Шнейдер, Петер Основы рисования акварелью. Горы и долины / Петер Шнейдер. – М.: Арт-Родник, 2010.

13. Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство». – М.: «Просвещение», 2006.

14. Ятухин А.П. Живопись. – М.: Просвещение, 1985

Дополнительная литература:

1. Ветрова Т.Н. Триз в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007.

2. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

3. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.

4. Либралато, В. Рисуем портреты. Пошаговый самоучитель по рисованию акварелью. Экспресс-курс / В. Либралато, Т.Е. Лаптева. – М.: Эксмо, 2014.

5. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007.

6. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996.

7. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, - 1996.

8. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. – М.: Просвещение, 1980.

9. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005.

10. Ятухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву – АМ, Агар, 1999

3.3. Материально-технические условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимы следующие материально-технические условия:

  • компьютерный класс с современными компьютерами, объединенными в сегмент локальной сети с возможностью выхода в Интернет с каждого рабочего места;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • ПК с колонками и принтером.
  • краски в наборах, гуашь художественная «Мастер - класс» Невская палитра,16 цветов или гуашь «Лицей» Гамма, 12-16 цветов, отдельно в банках белила титановые, оранжевая и фиолетовая;
  • краски акварель художественная «Студия» Гамма, 12-18 цветов;
  • пастель сухая художественная ассорти «Московская палитра»
  • Гамма, 12-24 цвета;
  • пастель масляная «Студия» Гамма,12-18 цветов;
  • уголь рисовальный;
  • лак для фиксации рисунков;
  • ластики;
  • палитры пластиковые;
  • кисти плоские овальные синтетика №8,16;
  • кисти круглые №8, 12 «Галерея»;
  • баночки для воды;
  • тряпочки для вытирания кистей;
  • маркеры чёрный, золотой;
  • гелевые ручки чёрного цвета;
  • фломастеры;
  • клеи-карандаши;
  • цветная бумага двусторонняя;
  • картон плотный;
  • бумага ватман А1;
  • акварельная бумага в папке А3;
  • бумага-крафт в папке А3;
  • ватные палочки;
  • ножницы.

3.4. Кадровое обеспечение программы

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Рисуем вместе» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее направленности, и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

                                                                                                     

                                                                                                                               



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 14

Рассмотрена                                                                             Утверждена

Методическим объединением учителей

начальных классов                                                                   приказом от 30.08.2022г. №     ОД  Протокол от 30.08.2022г. №                                                    Директор МБОУ СОШ № 14

Руководитель МО

_________ Н.А.Вовчинская                                                     ___________М.Л. Горбачева    

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности обучающихся художественно-эстетическая

направления на ступени начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО

«Мастерская чудес»

2022-2023 учебный год

Бердникова Е.А., учитель начальных классов

г. Южно-Сахалинск

2022 год

Пояснительная записка

Актуальность. Данная программа направлена на развитие художественного вкуса обучающегося, внимания, логического мышления, устойчивости и концентрации внимания, воображения. Программа «Мастерская чудес» вводит ребёнка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как бумагопластика, пластилинография (обратная аппликация на прозрачной основе), изонить (рисование нитью), даёт возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобретательных, художественно - конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Направление программы: художественно - эстетическая

Программа направлена на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок, коллективная работа направлена на объединение коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития

Вид программы: авторская

Составлена на основе авторской программы «Город мастеров» Рагозиной Т.М. (образовательная программа «Школа России»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ в 2018 г.

Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов: 270

Из расчёта 2 часа в неделю, 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов

Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Задачи программы:

Обучающие:

•        знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

•        формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

•        обучение различным приемам работы с бумагой.

•        применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

•        развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

•        развитие мелкой моторики рук и глазомера.

•        развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

•        воспитание интереса к искусству оригами.

•        расширение коммуникативных способностей детей.

•        формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Возраст детей, на которых ориентирована программа: дети школьного возраста, 8-10 лет.

Программа внеурочной деятельности «Мастерская чудес» разработана на 1 учебный год, на 34 часа и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях кружка «Мастерская чудес».  

Виды внеурочной деятельности: познавательная, художественно-творческая, проблемно-ценностная. 

Формы внеурочной деятельности с учащимися: основной формой работы с учащимися являются занятия в кружке. Занятия чередуются как аудиторные и внеаудиторные. Методы работы: самостоятельная работа, парная работа, проектная деятельность.

Педагогическая целесообразность. Программа даёт возможность ребёнку выразить себя, поверить в свои силы, развить интеллектуальные умения и способности.

Новизна программы. Программа соединяет игру, труд и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Виды деятельности направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса.

         Планируемые результаты   внеурочной деятельности «Мастерская чудес»

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

‐ принимать и сохранять учебную задачу;

‐ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

‐ принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

‐ в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

‐ осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

‐ вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

‐ адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

‐ принимать роль в учебном сотрудничестве;

‐ умению проговаривать свои действия после завершения работы.        

Ученик получит возможность научиться:

‐ контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

‐ преобразовывать практическую задачу в познавательную;

‐ проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

‐ самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в конце действия.        

Познавательные УУД:

Ученик научится:

‐ пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебной литературе;

‐ строить сообщение в устной форме;

‐ находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

‐ ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задания;

‐ осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

‐ осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации;

‐ осуществлять синтез как составление целого из частей;

‐ сравнивать между собой два объекта, выделяя существенные признаки;

‐ устанавливать причинно‐ следственные связи в изучаемом круге явлений;

‐ обобщать ‐ выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;

‐ подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

‐ проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.        

Ученик получит возможность научиться:

‐ строить небольшие сообщения в устной форме;

‐ выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;

‐ проводить сравнение изучаемых объектов по самостоятельно выделенным критериям;

- описывать по определённому алгоритму объект наблюдения.        

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

‐ договариваться с партнёрами, в том числе в ситуации столкновения интересов;

‐ строить понятные для партнёра высказывания;

‐ контролировать действия партнёров в совместной деятельности;

‐ воспринимать другое мнение и позицию;

‐ формулировать собственное мнение и позицию;

‐ задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения;

‐ проявлять инициативу в коллективных работах.

Ученик получит возможность научиться:

- учитывать в сотрудничестве позицию других людей, отличную от собственной;

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- оценивать действия партнёра и соотносить со своей точкой зрения;

- адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач.

Личностные УУД:

У ученика будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям предметно-практической деятельностью;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

- понимание причин успехов в учёбе;

- ориентация на оценку результатов собственной деятельности;

- умения оценки работ одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков собственных и своих одноклассников;

- интерес к различным видам конструкторско-технологической деятельности.        

Ученик получит возможность для формирования:

‐ первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной деятельности;

‐ понимания значения предметно-практической деятельности в собственной жизни;

‐ ориентации на анализ соответствия результатов труда требованиям конкретной учебной задачи;

‐ самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

‐ представления о себе как гражданине России;

‐ уважения к культурным традициям

своей страны, своего народа;

‐ готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;

‐ ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

‐ понимания чувств одноклассников и учителей.        

Способы оценки достижения планируемых результатов внеурочной деятельности

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через выполнение самостоятельных работ, правильной техники выполнения работ.

Тематическое планирование программы

«Пластилинография»  2 год обучения

Название раздела

Кол-во часов

Из них аудиторных

Из них внеаудиторных

Основные виды внеурочной деятельности

1

Введение в декоративно-прикладное искусство.

2

1

1

Беседы, практические работы.

2

Пластилиновые чудеса.

32

30

2

Беседа, дидактические и подвижные игры, практические работы, конкурсы.

Содержание программы

Раздел 1. Введение в декоративно-прикладное искусство. (2 часа)  

            Тема 1.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
            Тема 2.
Основы цветоведения. Основы композиции. Расположение основных элементов и частей в определённой системе.

Раздел 2. Пластилиновые чудеса.  (32 часа)

Тема 1. Знакомство с техникой «пластилинография».  Основные приёмы работы. Презентация .  Практическая работа «Подснежник».
            Тема 2.  Рисование пластилином цветка. « Кувшинка». Подготовка основы. Нанесение контура. Выполнение работы

Тема 3. Изготовление цветка « Ландыш». Подготовка основы. Раскрашивание пластилином.
           
Тема 4. Фиалка в вазе. Подготовка основы. Нанесение контура. Знакомство с композицией. Выполнение работы.
            Тема 5. Изготовление цветка «Мак». Подготовка основы. Нанесение контура рисунка. Выполнение работы.
           Тема 6.
 Изготовление цветка «Лотос». Подготовка основы. Нанесение контура рисунка. Раскрашивание пластилином..

Тема 7. Коллективная работа. Панно «Розы». Подготовка основы. Нанесение контура рисунка. Выполнение работы.
            Тема 8. «Астры в корзине». Подготовка основы. Нанесение контура рисунка. Выполнение работы.
            Тема 9. Полевые цветы «Незабудки». Подготовка основы. Нанесение контура рисунка. Выполнение работы.

Тема 10. Рисование пластилином растения «Чертополох». Подготовка основы. Нанесение контура. Выполнение работы.

Тема 11. Изготовление цветка «Анютины глазки». Подготовка основы. Нанесение контура. Выполнение работы.
            Тема 12. Рисование пластилином  растения «Клевер». Эскиз работы .Выполнение работы.

Тема13. Рисование пластилином .Игрушка «Забавный медвежонок». Чертёж шаблона. Выполнение работы.
           Тема 14.
 Рисование пластилином. Игрушка «Зайчонок». Чертёж шаблона. Выполнение работы.

Тема 15. Рисование пластилином. Игрушка «Гномик». Чертёж шаблона. Выполнение работы.

Тема 18. Коллективная работа. Подготовка выставки лучших работ.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическая литература

Рагозина Т.М. Технология. 1 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник, 2013

Рагозина Т.М., Гринева А.А. Технология. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2013

Дополнительная литература

Белякова О.В. Волшебная бумага. Санкт-Петербург, 2002

Выгонов В.В. Поделки, модели, игрушки. М.,2002

Геронимус Т. Маленький мастер. ООО Аст Пресс школа, 2002

Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. «Ассоциация 21 век», 2003

Конышева Н.М. Секреты мастеров. HIKA –PRESS, 1997

Мешакина Л. Мозаика из яичной скорлупы. М., 2010

Петрова И.М. Волшебные полоски. М., 2002

Пицык А.А.  Игрушки из соленого теста. М., 2010

Энциклопедия поделок . М., 2004

Материально – техническое обеспечение программы

  • интерактивная доска;
  • компьютер;

Экранно-звуковые пособия:

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

Специфическое оборудование:

- индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;

 - инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач:

ножницы, клей, нитки, кисточки для клея, бумажные салфетки.


Календарно - тематическое планирование во 2 «А» классе

«Пластилинография» 2 год обучения

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения

Корректировка

Аудиторных

Внеаудиторных

Введение в декоративно-прикладное искусство. 2ч

Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.

                1

0

5.09

Основы цветоведения. Основы композиции.

1

0

12.09

Пластилиновые чудеса. 32 ч

Просмотр работ, выполненных в технике пластилинография. Презентация

1

1

19.09

 Просмотр работ, выполненных в технике пластилинография. Презентация

1

24.09

Рисование пластилином. Подснежники.

1

0

3.10

Рисование пластилином. Подснежники.

1

10.10

Рисование пластилином Кувшинка.

1

0

17.10

 Рисование пластилином Кувшинка.

1

24.10

 Рисование пластилином. Ландыш.

1

0

7.11

Композиция «Фиалки в вазе».

1

0

14.11

Композиция «Фиалки в вазе».

1

21.11

Мак

1

0

28.11

Мак

1

5.12

Цветок вечности «Лотос»

1

0

12.12

Цветок вечности «Лотос»

1

19.12

Панно «Розы»

1

0

24.12

Панно «Розы»

1

9.01

Композиция «Астры в корзине».

1

0

16.01

Композиция «Астры в корзине».

1

23.01

Незабудки.

1

0

30.01

Незабудки.

1

4.02

Чертополох.

1

0

13.02

Чертополох.

1

20.02

Анютины глазки.

1

0

27.02

Анютины глазки

1

4.03

Клевер.

1

0

13.03

Клевер.

1

20.03

Рисование пластилином игрушки. Забавный медвежонок

1

1

3.04

 Рисование пластилином игрушки. Забавный медвежонок

1

10.04

Зайчонок

1

0

17.04

Зайчонок

1

24.04

Гномик

1

0

8.05

Гномик

1

15.05

Отчётная выставка «Пластилиновые чудеса».

1

0

22.05

Отчётная выставка «Пластилиновые чудеса».

1

29.05