Статья на тему: «Как выбрать педагогические технологии для работы с детьми По ФГОС».

Пацкевич Елена Владимировна

Одна из задач воспитателей в работе с детьми – выбрать такие педагогические технологии, методы и приемы, которые соответствуют целям разностороннего развития воспитанников. Однако выбор педагогов часто противоречит принципам ФГОС. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно - образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedag.tehnol._statya.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  на тему:

«Как выбрать педагогические технологии для работы с детьми

По ФГОС».

                                                         Подготовила:

                                                                                                  Пацкевич Е.В.

                             

2022год

Санкт-Петербург

КАК ВЫБРАТЬ ПЕДТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

ПО ФГОС.

Одна из задач воспитателей в работе с детьми – выбрать такие педагогические технологии, методы и приемы, которые соответствуют целям разностороннего развития воспитанников. Однако выбор педагогов часто противоречит принципам ФГОС. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно - образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Современная педагогическая практика насчитывает более сотни педагогических технологий. Каждая из них имеет свою направленность и помогает педагогам решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

 Какую из педагогических технологий выбрать, воспитатель решает сам. При этом результаты его работы по той или иной технологии будут зависеть от того, насколько педагог учел возрастные особенности воспитанников,

закономерности их психического развития и образовательную ситуацию в своей группе на данный момент времени.  

Современные исследователи в области дошкольной педагогики отмечают, что большинство воспитателей и специалистов, которые работают с детьми

дошкольного возраста, не видят различия между понятиями «педагогическая

технология» и «методика». Вместе с тем ученые, методологи дошкольного

образования указывают на то, что педагоги должны понимать и различать эти понятия, так как «современные технологии дошкольного образования

рассматриваются как перспективное направление повышения качества

воспитания и развития детей дошкольного возраста» (Крулехт М.В.)

Современные технологии дошкольного образования: достоинства и возможные  риски  ( Проблемы науки. 2016. № 36 (78)).

Разобраться с понятием «педагогическая технология» поможет шпаргалка. В

ней собраны определения разных авторов. На основе данных определений

педагогическую технологию в дошкольном образовании можно объяснить так: это обоснованный набор приемов, методов, способов организации образовательного процесса, которые помогают достичь конкретных результатов по отношению к конкретным детям.

    Педагогическая технология гарантирует результат за счет четкой

последовательности действий педагога, конкретных методов и приемов,

которые он использует, когда взаимодействует с детьми, их родителями,

другими членами педагогического коллектива. Таким образом,

педагогическая технология отвечает на вопрос «Как учить?», или как педагог

может реализовать содержание дошкольного образования, чтобы достичь

целей и задач образовательной программы с опорой на целевые ориентиры

ФГОС.

От методики педагогическую технологию отличают четыре основные

характеристики. В первую очередь это унификация образовательного

процесса на основе определенной последовательности педагогических

действий. С помощью педагогической технологии педагог приводит работу с

детьми к единообразной системе.

Во-вторых, это результативность – педагогическая технология обеспечивает

достижение запланированного результата, отследить который позволяет

педагогическая диагностика.

В-третьих, воспроизводимость – возможность достигнуть оптимального

результата за счет той же последовательности педагогических действий, когда педагог ставит аналогичные образовательные задачи.

В-четвертых, проектирование образовательного процесса на основе

актуального уровня развития детей, то есть на адекватных их возрасту формах работы.

Рекомендуется выбирать педтехнологии с учетом задач образовательной деятельности

Прежде чем выбрать ту или иную педагогическую технологию, педагог должен четко понимать, какие задачи он хочет решить с ее помощью.

В настоящее время существует несколько подходов к классификации

педагогических технологий. Наиболее подробную классификацию разработал Г. К. Селевко. Он предложил систематизировать педагогические технологии по уровню применения, методологическому подходу, механизмам передачи и освоения опыта, по организационным формам и средствам обучения, по подходу к ребенку и ориентации педагогического взаимодействия, по виду социально-педагогической деятельности и др.

Например, по основному виду социально-педагогической деятельности можно выделить:

обучающие (дидактические), воспитательные и развивающие

технологии, технологии педагогической поддержки, технологии, которые

направлены на создание условий эффективной социализации детей,

управленческие технологии, цель которых – эффективная организация

образовательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании имеют тройную направленность. С их помощью педагоги обеспечивают двигательную активность детей, формируют у них навыки здорового образа жизни и способности самостоятельно и сознательно заботиться о своем здоровье. Кроме того, организуют образовательный процесс, который не оказывает негативного влияния на здоровье детей.

Технология «Ситуация» относится к технологиям поддержки детской

инициативы.  Педагоги используют ее как инструмент системно

деятельностного подхода. Технология включает шесть этапов. Суть ее

заключается в том, что педагоги создают специальные ситуации и мотивируют детей самостоятельно преодолевать разумные затруднения и открывать новые знания в разнообразной деятельности.

Одна из технологий позитивной социализации – «Открой себя». Она включает 10 дидактических игр, с помощью которых педагоги развивают у детей социальную компетентность – социальные навыки в разных формах

взаимодействия, а также критическое мышление и информационную культуру.

Они позволят педагогам сочетать традиционные и инновационные подходы к организации образовательного процесса, традиционные и новые дидактические и игровые средства в работе с детьми.

Почему нельзя использовать «школьные» технологии

Задача дошкольного образования – развить общую культуру ребенка, передать ему культурный опыт, который не ограничен рамками отдельных учебных предметов.

Также нельзя использовать технологии организации учебной деятельности. Эта деятельность не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Направлены на физическое развитие и укрепление здоровья детей:

В специально организованных :

• развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;

• воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Включают: закаливание, дыхательную гимнастику, массаж и самомассаж, упражнения на профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах формах физкультурно-оздоровительной работы: на занятиях по ФИЗО.

Краткое описание, когда можно применять:

- на занятиях

-на прогулках,

- в режимные моменты и в свободной

деятельности детей,

-в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Направлены:

• на формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью;

• накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его;

• формирование валеологической компетентности, которая позволит ребенку самостоятельно решать задачи здорового образа жизни, безопасного

поведения, оказания элементарной самопомощи.

Когда можно применять:

- в процессе физкультурных занятий,

- занятий «Уроки здоровья»

- проблемноигровых тренингах,

- конкурсах, викторинах, в том числе с участием родителей, семейных

мероприятий

Коррекционные технологии

Направлены на решение имеющихся проблем

в физическом развитии и здоровье детей.

Реализуются с помощью:

• арт-терапии, сказкотерапии, цветотерапии;

• волновых технологий;

• психогимнастики;

• фонетической ритмики;

• развития у детей навыков оказания элементарной

самопомощи в ситуациях, которые представляют

определенный риск для здоровья (например, для

детей с сахарным диабетом, пищевыми аллергиями,

аллерго-дерматозами)

 В ходе циклов занятий по отдельным направлениям, которые проводят

специалисты с соответствующей подготовкой и квалификацией.

Технологии поддержки детской инициативы

Трехступенчатая технология поддержки детской инициативы

Предусматривает три направления педагогической работы по поддержке детской инициативы: создание РППС; позиция воспитателей; разнообразные формы организации образовательного процесса.

Примечание. В данном случае – это пример построения работы по

поддержке инициативы детей в познавательном развитии

Технология «Ситуация»

Позволяет развить у детей способности к самостоятельному «открытию» новых знаний в разнообразной деятельности через преодоление разумных затруднений и поддержку детской инициативы.

В шесть этапов:

Используется на любых занятиях по всем направлениям развития детей – социально-коммуникативному.

Когда можно применять

Этап 1. Введение в ситуацию. Педагог создает условия, в которых у детей возникает внутренняя потребность (мотивация) к достижению значимой для них «детской» цели и, таким образом, включает их в познавательную

деятельность.

Этап 2. Актуализация детского опыта – имеющихся знаний, умений, навыков. Педагог определяет актуальный уровень развития детей в совместной с ними деятельности.

Этап 3. Затруднение в ситуации (проблематизация).

Педагог моделирует проблемную ситуацию, в которой дети выполняют новое, незнакомое для них действие,чтобы достигнуть своей «детской» цели. С помощью вопросов «Смогли?», «Почему не смогли?» педагог

помогает детям приобрести опыт фиксирования затруднения и выявления его причины. Так как затруднение личностно значимо для каждого ребенка,

то у детей возникает внутренняя потребность его преодолеть – теперь уже это новая цель, связанная с познанием и соотносимая с «взрослой» целью. Данный этап позволяет построить зону ближайшего развития каждого ребенка.

Этап 4. «Открытие». На этом этапе дети открывают новое знание (способ действий) в самостоятельной (под руководством педагога) поисково-познавательной деятельности.

Этап 5. Включение нового знания (способа действий) в систему знаний. Педагог организует разные виды деятельности, в которых дети могут применить познавательному, речевому, художественно- эстетическому, физическому, а также в иных формах организации образовательного

процесса – коллекционировании (в случаях, когда необходима

классификация экспонатов, элементов коллекции), реализации проектов, решении ситуативных задач и др. открытое ими новое знание или способ действий (в том числе в измененных условиях).

Этап 6. Осмысление. Педагог помогает детям осмыслить путь, который привел их к «новому» открытию. То есть на данном этапе дети соотносят цели и результаты своей деятельности, фиксируют достижение цели и определяют условия, которые позволили ее добиться

Технологии позитивной социализации

Технология «Открой себя»

Включает 10 дидактических игр, цель которых – развивать

у детей социальную компетентность, включая социальные навыки в совокупности с навыками критического мышления и информационной культурой: Это игры: «Волшебная палочка», «Найди свою группу», «Давай думать вместе»,«Живые прыгалки», «Нарисуй то же своим цветом», «Найди свое место в ряду», «Зрительный зал», «Радиоэфир», «Покажите нам…», «Волшебные картинки».

• научить выделять из потоков информации ту, которая актуальна для решения образовательной задачи;

• научить находить недостающую информацию, в том числе правильно формулируя вопрос и находя нужного адресата;

• сформировать навык коллективно-распределенной

Когда можно применять

В различных формах совместной деятельности педагога и детей (в том числе

занятиях), при реализации детских проектов, в моделировании и коллекционировании при необходимости организации  совместной работы, культурной дискуссии, деятельности;

• развить способность адекватно оценивать свои возможности и правильно находить партнеров для достижения своих целей;

• воспитать культуру предпочтения нравственных способов достижения целей из возможных вариантов;

• развить способности к конструктивному взаимодействию с другими детьми и взрослыми для достижения задуманного результата конструктивного

взаимодействия

Технология «Воспитание чувств»

Направлена на преодоление «проблем роста», которые в различных формах

встречаются у многих детей:

• преодоление детских страхов;

• воспитание разумной осторожности и развитие во взаимодействии навыков

безопасного поведения;  

• развитие способностей к мирному разрешению в условиях семейного конфликтов и конструктивному сотрудничеству;

• формирование умения справляться со своей агрессией; развитие способностей справляться со скукой, найти себе интересное занятие.

Эти способности дети приобретают в процессе знакомства с

приключениями героев дидактических сказок – робкого Лисенка,

бесшабашного Зайчонка, озорных бельчат, активных и

подвижных бурундуков, сердитого Совенка и Медвежонка- малоежки

Технологии организации экспериментальной деятельности

Технология «Экспериментирование с объектами живой и неживой природы»

Включает шесть основных этапов:

• формулировка проблемы;

• выдвижение предложений, гипотез;

• проверка гипотез;

• фиксация результатов;

• вывод;

• вопросы детей, ответы педагога. Количество всех шести этапов  обязательно, их последовательность – может изменяться при организации наблюдений и поисковой деятельности, при проведении элементарных

опытов (кратковременных и долгосрочных, опытов доказательств и опытов

исследований, демонстрационных и лабораторных), в том числе  в самостоятельном детском экспериментировании

 Технологии проектной деятельности

Тематический образовательный проект

Тематический образовательный проект в детском саду –

определенный отрезок жизни группы (в частности, как вид тематической недели), который:

• требует такой организации педагогической работы,

таких форм поддержки инициативы детей, которые позволят детям самостоятельно получить ответы на вопросы в процессе разнообразных детских деятельностей;

• предусматривает активность всех участников

образовательного процесса – детей, педагогов и родителей;

• базируется на инициативе детей;

• включает интересную для детей поисковую деятельность, а также другие виды детской деятельности: познавательно-исследовательскую,

продуктивную, коммуникативную, игровую, конструктивную, музыкальную, речевую.

Включает пять этапов:

Этап 1. Организация «точки удивления», которая формирует у детей интерес и мотивирует их к познавательной активности.

Этап 2. Планирование мероприятий, которые позволят детям в разнообразной деятельности найти ответы на возникшие у них вопросы. Планирование проводит педагог совместно с детьми, при необходимости

с семьями воспитанников (детско-родительские проекты) привлекает родителей.

Этап 3. Реализация запланированных мероприятий.

Этап 4. Взаимодействие с семьями детей, реализация небольших детско-родительских проектов внутри единого, общего для всей группы тематического образовательного проекта.

Этап 5. Итоговое мероприятие, на котором все дети, родители, педагоги презентуют свои результаты в реализации общего тематического образовательного проекта.

Прежде чем выбрать ту или иную педагогическую технологию, педагог должен четко понимать, какие задачи он хочет решить с ее помощью