Участник муниципального этапа регионального конкурса "Воспитатель года Алтая - 2025".

Лысенко Наталья Николаевна

Участник муниципального этапа регионального конкурса "Воспитатель года Алтая - 2025"  1 заочный этап

https://disk.yandex.ru/i/fe3MWhyHwGZPbw   Видеоролик "Моя визитная карточка".

           

"Педагогическая находка". Методическая разработка  образовательной деятельности с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края

Профилактическое занятие по предотвращению буллинга

«Сказка о Серёже».

Педагог-психолог: Лысенко Н.Н.

с. Кулунда, 2024г.

Профилактическое занятие по предотвращению буллинга

«Сказка о Серёже».

Цель: провести профилактику буллинга у детей.

Задачи: формировать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества, взаимодействия; установить доброжелательный контакт между сверстниками; снизить эмоциональное напряжение.

Материалы: клубок цветных ниток, аудиозапись с релаксационной музыкой, бумага, карандаши, стикеры с плохими и хорошими качествами, два одинаковых яблока, одно из которых предварительно несколько раз били о твердую поверхность.

I. Приветствие, обсуждение правил.

Цель: создать положительный эмоциональный фон, способствовать снятию тревоги и напряжения, создать атмосферу доверия, сплотить детей.

Дети на ковре сидят в кругу.

Педагог-психолог: здравствуйте, ребята! А вы знаете, что я люблю играть и рассказывать интересные истории? Сегодня мы будем с вами играть, слушать сказку и рисовать. Хотите? (Дети отвечают.)

В каждой игре есть правила, которые нужно соблюдать. Как вы думаете, какие у нас правила? (Дети отвечают, педагог-психолог обобщает их ответы):

Молодцы! Наши правила: нельзя ссориться, перебивать и мешать друг другу, обращаться друг к другу только по имени.

1. Упражнение «Невидимая нить».

Цель: создать положительный эмоциональный фон, сплотить детей.

Педагог-психолог: ребята, посмотрите, что тут лежит? (Педагог-психолог обращает внимание детей на клубок ниток на полу.)

Как вы думаете, как он сюда попал? Кажется, клубок живой, он хочет нам что-то сказать. Я знаю, что все клубки очень большие говоруны, но понять их может только тот человек, который связал сто пар носков. Вы связали сто пар носков? (Дети отвечают.) А я связала! Поэтому я буду переводить все, что расскажет клубок! (Педагог-психолог делает вид, что прислушивается.) Клубок хочет поиграть с вами. А вы хотите? (Дети отвечают.) Сейчас мы будем передавать этот клубок друг другу по кругу. Тот, кто держит клубок, должен рассказать о том, какое у него настроение. Те из вас, кто уже держал клубок, не отпускают его ниточку.

Когда клубок возвращается к педагогу-психологу, он просит детей натянуть нить, закрыть глаза и представить, что они единое целое, что каждый из них важен и значим в этом целом. Затем педагог-психолог постепенно сматывает клубок, и когда он берет нитку у каждого ребенка, то повторяет его имя и называет качество ребенка.

#1059;пражнение «Поглаживание».

Цель: создать доверительную атмосферу, снять психомышечные зажимы, проработать страхи.

Педагог-психолог: ребята, как-то я сидела у себя в кабинете, и вдруг кто-то легонько погладил меня по спине. Вот так… (Педагог-психолог подходит к каждому ребенку и нежно гладит его по спине). Я обернулась, но никого не увидела. Я даже немного испугалась. Вдруг кто-то снова погладил меня, только уже по руке. Вот так… (Психолог подходит к каждому ребенку и нежно гладит по руке.) А это, оказывается, клубочек меня гладил. Он любит общаться со мной. Ребята, наш клубочек часто рассказывает мне сказки. Он столько повидал на этом свете, столько историй знает, столько сказок слышал. С ним очень интересно! Вот и сейчас он хочет рассказать вам сказку. Давайте сядем на стулья и вместе послушаем ее.

II. Основная часть.

1. Работа с авторской сказкой «Серёжа в детском саду».

Педагог-психолог: в одном городе жил-был мальчик Серёжа. Ему было шесть лет. Серёжа каждый день ходил в детский сад. Садик был хороший: там была добрая воспитательница, много ярких игрушек, интересных книжек, веселые девочки... Но в группу вместе с Серёжей ходил мальчик Артур. Артур был умный, сильный, он ходил в спортивную секцию. С Артуром дружили многие мальчишки, ведь родители покупали ему самые дорогие и модные игрушки, и Артур приносил их в детский сад. А с Серёжей никто не хотел дружить, ведь он был полный, неуклюжий и к тому же носил очки. В детском саду Серёже было очень плохо.

Артур и его друзья часто обижали Серёжу. Они смеялись над тем, что Серёжа плохо бегает, неловко ловит мяч, что у него нет крутых игрушек, и что он носит очки.

(Педагог-психолог обращается к детям.) Как вы думаете, Сереже было приятно слышать эти слова? Почему Артур с мальчиками дразнили его? (Дети отвечают. Психолог продолжает читать сказку.)

Бедному Серёже было так больно слышать обидные слова. Он подолгу сидел один и думал: «Почему я такой толстый, такой неуклюжий? Зачем мне эти очки?» Он плакал. Горячие слезы катились по его щекам, но никого не было рядом, чтобы пожалеть мальчика. Серёжа очень грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить. Казалось, еще чуть-чуть и он заболеет. Как вы думаете, что чувствовал Серёжа, когда его обижали мальчишки? (Ответы детей).

А вы когда-нибудь чувствовали подобное, переживали такие же чувства? Когда? Что вы тогда делали? (Дети отвечают. Психолог продолжает читать сказку.)

Однажды Артур и его друзья сильно обидели Серёжу. На прогулке они забрали у него шапку и заставили бегать за ними, чтобы ее вернуть. Артур подзадоривал Серёжу такими обидными словами, что и повторять их не хочется. Серёжа быстро выбился из сил, его очки запотели, и он никак не мог отдышаться. Мальчик сел на скамейку и заплакал. Ему казалось, что весь мир ненавидит его и поэтому специально обижает. В этот грустный момент к нему подсела воспитательница, такая теплая и светлая, как волшебница.

«Ничего, Серёжа, я тебе помогу», – сказала она и обняла мальчика. От нее повеяло спокойствием, и мальчик начал приходить в себя. После прогулки воспитательница посадила Серёжу, Артура и других ребят в кружок на ковре и показала им два яблока.

2. Метафора «Яблочки».

Цель: создать условия, чтобы дети осознавали последствия обид и травли других детей посредством терапевтической метафоры.

Педагог-психолог: посмотрите, ребята, я вам принесла таких же два одинаковых яблока. (Педагог-психолог показывает детям яблоки.) Посмотрите, какие они красивые, сочные, аппетитные. (Педагог-психолог берёт «битое» яблоко.)

Ребята, вы знаете, мне почему-то не нравится это яблоко. Оно какое-то противное, да и цвет у него не очень, черенок у него кривой. Это яблоко ужасное! Давайте все вместе скажем, какое яблоко гадкое, нехорошее, плохое.

(Дети выполняют задание. Педагог-психолог берёт второе, «не битое» яблоко.)

Педагог-психолог: А это яблочко – изумительное! У него такой красивый вид, ровная кожица, нежный цвет. Оно, наверняка, самое вкусное и сочное. Давайте его похвалим и скажем яблоку хорошие и добрые слова. (Дети хвалят яблоко.)

Ребята, посмотрите, изменились ли наши яблочки? (Дети отвечают.)

Нет, они остались такими же. Они почти одинаковые. (Педагог-психолог разрезает яблоки пополам.)

Посмотрите, яблоко, которое мы похвалили, свежее и сочное внутри. А яблоко, которому мы сказали недобрые слова, внутри помятое. Как вы думаете, что произошло? (Дети отвечают.)

Смотрите, внутри яблока ушибы, кашица и мятые бока – это то, что происходит внутри каждого, когда кто-то обижает его своими словами или действиями. Когда над кем-то издеваются, это очень ранит.

Часто люди не говорят, что они чувствуют. Если бы мы с вами не разрезали яблоко, мы бы никогда не узнали, сколько боли причинили ему. Я прошу вас, будьте осторожны со своими словами и делами.

Чтение продолжения сказки «Серёжа в детском саду».

Педагог-психолог: об этом и рассказала воспитательница ребятам. Серёжа опустил голову и плакал. Тогда Артур подошел к нему. «Прости меня, пожалуйста. Я больше так не буду. Я не знал, что тебе так обидно и больно», – тихо сказал он. «Мы все так больше не будем», – опустили головы другие мальчишки. «Мы будем с тобой дружить. Ты добрый, всегда помогаешь нам и знаешь много интересных историй», – поддержали девочки. Воспитательница улыбнулась.

(Педагог-психолог обращается к детям):

Как вы думаете, ребята, ситуация изменится? Будут ли теперь обижать Серёжу Артур и другие мальчишки? А почему? У вас в группе есть ребята, которые обижают и дразнят других? Приятно ли вам, когда вас дразнят и обижают? А дразнить и обижать других вам нравится? Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы перестать обижать других? (Дети отвечают.)

3. Рисование по сказке.

Цель: подвести детей к осознанию содержания сказки.

Педагог-психолог: Ребята, сейчас я предлагаю вам нарисовать Серёжу, Артура и других ребят в детском саду. Нарисуйте, как, по-вашему, можно еще помирить ребят.

Дети рисуют. Когда они заканчивают, педагог-психолог предлагает им сделать выставку и обсудить рисунки после занятия.

4. Упражнение «Листочки».

Цель: развивать конструктивные коммуникативные навыки, ответственность за свои высказывания.

Педагог-психолог: Ребята, когда мы обзываем, обижаем кого-то, мы как будто приклеиваем к нему листочек с плохим высказыванием. Например, (показывает): «ябеда» «злой», «драчун», «хулиган», «лентяй», «обзывает детей», «баловник», «проказник».

Педагог-психолог раздает стикеры в произвольном порядке.

Педагог-психолог: ребята, нравятся ли вам такие листочки? Почему? Вы хотите от них избавиться? Почему? (Дети отвечают.)

Давайте порвем их на мелкие куски и выбросим в мусорное ведро. (Педагог-психолог ставит ведро для бумаг.)

Я раздам вам другие листочки: «умный», «красивый», «талантливый», «отзывчивый», «сообразительный», «активный», «воспитанный», «добросердечный», «помощник», «добрый». Будьте такими! (Педагог-психолог раздает стикеры.)

III. Релаксационное упражнение «Цветочный дождь». Рефлексия.

Цели: способствовать снятию психомышечного, психоэмоционального напряжения; расслаблению; формировать позитивное мировосприятие.

Педагог-психолог: ребята, мы с вами сегодня многое узнали, о многом размышляли. Давайте немного отдохнем, чтобы потом снова стать весёлыми и бодрыми. Сядьте удобнее, глубоко вдохните и выдохните, закройте глаза. (Педагог-психолог включает приятную мелодию.)

Представьте, что на вас падает дождь из сотен и даже тысяч невидимых цветов. Пусть эти цветы падают подобно большим снежинкам или крупным каплям дождя. Представьте любые цветы: розы, маргаритки, незабудки, фиалки, тюльпаны, колокольчики. Представьте их красоту, почувствуйте, как пахнут эти цветы. (Пауза.)

Мне кажется, у вас хорошо получилось представить цветы, и вы можете полностью насладиться ими. (Пауза.)

А теперь вы можете остановить цветочный дождь. Выбирайтесь из этого цветочного сугроба. Откройте глаза.

Вспомните нашу встречу с самого начала. Что вам понравилось, а что нет? Что было трудным? Что далось легко? Как вы себя сейчас чувствуете? Расскажите волшебному клубочку свои впечатления. (Дети отвечают.)

IV. Ритуал прощания.

Цели: завершить работу группы, создать положительный настрой.

Педагог-психолог предлагает выйти на ковёр.

А сейчас, ребята, похлопайте в ладоши те, кому понравилось наше занятие. Давайте возьмёмся за руки и встанем в круг. Скажем спасибо волшебному клубку, что мы такие дружные! Мы стали внимательнее и добрее относиться друг к другу!

А теперь давайте зажжём наш любимый «Костёр Дружбы»!

«Раз, два, три, костёр гори!» (Говорим хором, положили правую руку друг на друга).

Наше занятие закончилось. Всем большое спасибо!