Главные вкладки
Монид Любовь Евгеньевна
Одаренность - целостное проявление способностей в деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей.
Заметим, в современной психологии термин «одаренность» чаще относят к когнитивным способностям, а вот термином «талант» чаще характеризуют другие, более общие стороны развития, т.е. творчество и творческое развитие ребенка. Творческий потенциал – основа для развития одаренности.
Одаренным детям присущи особые поведенческие модели, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками, с педагогами, членами своей семьи: они стремятся прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек. Эти черты проявляются у одаренных детей в силу их особого интеллектуального развития. Однако педагоги в общем не готовы к общению с одаренными детьми, поэтому часто одергивают и унижают их, дают им заниженную оценку и тем самым губят детскую непосредственность, любознательность, желание находиться в постоянном поиске нового в процессе обмена информацией с педагогом.
У одаренных детей высоко развита потребность во внимании взрослых. Происходит это в силу их природной любознательности и стремления к познанию. Итак, уровень интеллектуального развития позволяет одаренным детям анализировать свое поведение, но в силу свойственного возрасту эгоцентризма они нуждаются в помощи более зрелых людей.
Человек развивается, изменяется на протяжении всей жизни, в связи с чем и одаренность может запаздывать со своим проявлением или «замирать», не проявляться всегда и везде. Именно поэтому детям с разными видами одаренности нужен разный подход, необходимы разные системы работы с ними. Следует иметь в виду: практически любая одаренность, вплоть до спортивной, не может существовать без заметной, ярко выраженной, весьма устойчивой системы интересов.