Методическая копилка
Методическая копилка воспитателя заключается в постоянном повышении квалификации педагога, освоении им новых технологий и методик воспитания и обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект непрерывной образовательной деятельности | 121.79 КБ |
Задание на развитие графомоторных навыков | 462.01 КБ |
nod_vospitatel_goda.docx | 197.76 КБ |
met._kop.docx | 1.58 МБ |
metod._kop.docx | 746.66 КБ |
proekt_zima.docx | 152.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности
Тема: «Три приятеля больших - точка, линия и штрих»
Старшая группа
Конспект НОД в старшей группе
«Развитие образного мышления и графических навыков у детей»
Тема: «Три приятеля больших - точка, линия и штрих»
Цель: ознакомление детей с изобразительными графическими средствами (точкой, линией, штрих).
Задачи:
Образовательные:
1. Совершенствовать знания детей о точке, линии, штрихе.
2. Продолжать создавать с детьми художественные образы, используя элементы графики.
3. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
Развивающие:
1. Совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в образовании прилагательных
2. Развивать связную речь.
3. Развивать образное мышление, произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
1.Формировать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность, сотрудничество.
2.Воспитывать заботливое отношение к животным.
Оборудование:
- картинки собак, солнца, цветов, облаков, луж,
- альбомный лист,
- трафарет с треугольниками,
- фломастеры, карандаши.
Методы и приемы:
- проблемная ситуация,
- чтение стихотворения,
- загадывание загадок,
- рассказ сказочной истории,
- рассматривание картинок,
- вопросы,
- поощрения.
Предварительная работа:
- просмотр слайдов – программа с фотографиями разных пород собак (лохматых и гладкошерстных);
- рисование с использованием трафаретов;
- игры на развитие пространственных отношений по отношению к себе, к другому ребенку, «Кто, где стоит» и др.;
- игры «Лабиринт», «Путаница».
Ход НОД
1. Организационная часть.
Педагог: Ребята, сегодня у нас в гостях наш друг Карандашкин. Он очень любит путешествовать. Хотите отправиться в путешествие вместе с ним? Чтобы не заблудиться, нам надо нарисовать карту.
Мы будем путешествовать по трем районам одного города. Треугольник поможет нам разделить город на районы.
Возьмите трафарет положите его на альбомный лист. Обведите треугольники.
Сколько треугольников у вас получилось? (у нас получилось 3 треугольника)
2. Практическая часть
Хотите узнать, кто будет жить в городе? Внимательно послушайте стихотворение.
«Три приятеля больших - точка, линия и штрих»
Дорогие мои дети, Штрих – от линии кусочек,
Много есть чудес на свете. Точка –маленький кружочек,
Смело их рисуют люди: Ну, а линия большая
Это яблоко на блюде, И прямая и кривая.
Сковородка, стол, вагон, Может сеточкой плести,
Дерево, магнитофон. Ведь она всегда в пути.
Только, кто же их создал, По секрету всему свету
А точней, нарисовал? Я хочу совет вам дать.
Три приятеля больших – Подружиться с нами можно,
Точка, линия и штрих! Научившись рисовать!
Только помните, друзья,
Рисовать старательно -
Это обязательно!
- Как зовет друзей Карандашкина?
(точка, линия, штрих – на доске выставляются картинки)
- Ребята, скажите боковые стороны центрального треугольника выполнены с помощью какого друга? (линии).
- Если в этом районе живут линии, как его можно назвать? (линейный район).
- Послушайте внимательно, куда мы поместим точку. Точку мы поместим в треугольник слева. Как можно назвать такой район? (точечный район).
- А штрих поселим в треугольник справа. Как назовем этот район? (штриховой район).
- Ребята, наша карта уже готова. Мы можем отправиться в путешествие по районам с нашими приятелями.
3. Физкультминутка
Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
4. Сказка
Как-то рано утром, когда солнце выглянуло из – за разбежавшихся дождевых туч вышла кудрявая собачка Маня. Она посмотрела на солнце (картинка), на облака (картинка), на лужи (картинка). Лужи ей понравились больше всего. Они были большие и маленькие, округлые и вытянутые. Собака смотрела на свое отражение в луже и заигрывала с ним, лая и трогая воду лапками.
- Давайте нарисуем, Маню в треугольнике в середине.
- Особенно Маня любила нюхать цветы, их очень много росло в этом районе. Цветы были самые разные (картинка).
- Бегала Маня, бегала и далеко убежала от дома, в другой район. Там тоже светило солнце, но оно было не такое как в Линейном районе (картинки) и облака, и лужи, и цветы. Но самое любопытное, что Маня встретила там пса похожего на нее, только он был лохматый, звали его Лохмач.
- Давайте нарисуем его в треугольнике справа
Собачки бегали, играли и сами не заметили, как оказались незнакомом месте. Солнце, облака, лужи и цветы там были из точек (картинки), что собак очень удивило. Особенно их развеселил вид собачки, которая представилась Кнопочкой. Она вся была из точек, и действительно напоминало большое количество кнопок.
- Кнопочку мы нарисуем в треугольнике слева
- Три собачки очень подружились и не заметили за играми, как настал вечер. Собачки пожали друг другу лапы, помахали хвостика и побежали по своим домам. Кнопка осталась в точечном районе, Лохмач – побежал в штриховой район, а Маня побежала - в линейный район.
- Посмотрите на мой город, который я сделала к сказке. Что вы заметили? Чем наши города похожи?
- Ребята, кто хочет сделать свой город таким же ярким, интересным может с помощью точки, линии и штриха дорисовать недостающие элементы. Готовые работы, мы поместим на выставку, и каждый сможет рассказать о своей собаке. (Дети рисуют облака лужи цветы, заштриховывают их).
5. Заключительная часть
О чем мы говорили? Кто жил в городе? Где жили собачки? Почему районы так назывались? О какой собачке хотите рассказать?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад №8 «Аленький цветочек»
_______________________________________________________________
607033, Нижегородская область, город Выкса, р.п. Досчатое, ул. Нагорная, здание №9
тел. 4-85-58 e-mail: detsad_8_vera@mail.ru
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию
Тема: «Волшебный карандаш»
Средняя группа
Подготовил:
воспитатель
Гуськова Светлана Сергеевна
г.о.г. Выкса
2023г.
Конспект непрерывной образовательной деятельности
Тема: «Волшебный карандаш»
(развитие графомоторных навыков)
Цель: развитие у детей мелкой моторики, графических навыков.
Задачи:
Образовательные:
1.Формировать двигательные навыки и умения в манипуляции с разными предметами.
2. Закреплять умение детей правильно держать карандаш, фломастер владеть ими.
3. Формировать навыки ориентирования на листе бумаги, используя игры и упражнения.
Развивающие задачи:
1. Обогатить словарный запас детей.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать чувство ответственности, заботливого отношения к животным, навыки сотрудничества, инициативности.
Приемы и методы:
- сюрпризный момент,
- рассказ сказочной истории,
- отгадывание загадок ,
- игра пальчиками ,
- массаж пальцев,
- игры с карандашом,
- упражнение с массажными мячам,
- вопросы.
Оборудование:
- цветные отточенные и неотточенные шестигранные карандаши, простые карандаши;
- аппликатор Кузнецова;
- листы с графическим заданием «Рисование дорожек»;
- массажные мячи;
- игрушки (кошка и собака);
- геометрические фигуры для зрительного диктанта "Построим домик для друзей;
- аудиозапись «Скачут резвые лошадки».
Предварительная работа:
- игровые упражнения: развитие пространственных отношений;
- игры «Лабиринт», «Путаница», с геометрическими фигурами «Сделай такую же картинку»;
- упражнения с карандашом, массажными мячами;
- игры в сухом бассейне с крупами;
- массажи аппликаторами Кузнецова;
- рисование «Соедини по точкам», «Дорожки», штриховки.
Ход НОД
1. Организационная часть
Педагог: Дети, сегодня гости к нам придут.
Послушайте загадки, догадайтесь сами, кто к нам сегодня придет.
Загадка 1
Во дворе построен дом,
Новый дом с одним окном.
Поселился сторож в нём.
Ночью сторож лает —
Дом свой охраняет.
Стоит домик у ворот.
Отгадай, кто там живёт?
(собака)
Загадка 2
Вся мохнатенькая,
Сама усатенькая,
Днём спит
И сказки говорит,
А ночью бродит,
На охоту ходит.
(кошка)
Молодцы, правильно отгадали загадки. В гости к нам пришли кошка Мурка и собака Шарик. И принесли они нам карандаши не простые, а волшебные. Предлагают Вам поиграть. Кошка и собака посмотрят, как вы будете играть с волшебными карандашами, мячами, пальчиками .
2. Практическая часть
Игра с пальчиками
Сначала пусть наши пальчики друг с другом поздороваются.
Поочередно прижмите большой палец руки ко всем остальным.
(Игровое упражнение "Пальчики поздоровайтесь!").
Массаж пальцев
(Включить аудиозапись «Скачут резвые лошадки»)
-Не пойму, что это за шум? Откуда раздаются эти звуки?
Конечно, это скачут лошадки.
Возьмите аппликаторы.
Предлагаю вам выполнить упражнение «Лошадки» (выполнение на аппликаторе Кузнецова).
По дороге белой, гладкой
Пальцы скачут, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
Упражнения с карандашом. (Самомассаж)
Дети, хотите поиграть с другом-карандашом.
Послушайте загадку:
Лежат они в коробке,
Бери, рисуй, пиши.
Все палочки волшебные.
Зовут -…. ( карандаши)
1.Предлагаю вам взять в руки карандаш неотточенный.
Зажать между ладонями и потереть. ( перекатывание карандаша между ладонями.)
Дети, послушайте, он "шумит".
«Пошумите » у левого уха, у правого уха. Молодцы!
2. Дети, поставьте локти на стол.
Возьмите карандаш за кончик тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки, покрутите вперед и назад.
Положите карандаш на стол , опустите руки вниз , встряхните ими.
3. Игра «Тихо – громко».
Упражнения с мячом.
1. Возьмите, пожалуйста, мяч.
Правую руку положите на мяч и обхватите его пальцами.
Сжать пальчики, разжать (повторить несколько раз).
Левую руку положите на мяч и обхватите его пальцами.
Сжать пальчики, разжать (повторить несколько раз).
Положите обе руки на мяч и обхватите его.
Сжать пальчики, разжать (повторить несколько раз).
Возьмите мяч двумя руками и покатайте его между ладонями.
Положите мячи на стол.
4.Игровое упражнение «Пальчики».
Все поверните раскрытые ладошки ко мне, согните четыре пальца до начала ладони на каждой руке. Пальцы рук прижмите плотно друг к другу, самый большой палец отогните и наклоните в (левую, правую ) стороны.
Все молодцы.
Теперь, разогните четыре пальца. Раскройте ладошку, разогните пальчики. Согните все четыре пальца, затем разогните. Покажите мне свои ладошки. Согните, разогните большой палец. (Повторить несколько раз.)
Сказочная история.
Дети, хотите, я Вам расскажу, сказочную историю.
Жила-была Мама-курица с цыплятами. И позвала мама-курица своих цыплят поклевать зернышки. Цыплята были маленькие, клевали их тихо, а мама-курица была большая –клевала громко-громко зернышки .
Дети, предлагаю вам показать, как они это делали.
Возьмите карандаш неотточенный в пальцы правой руки, поставьте карандаш с рукой на стол.
(Дети держат карандаш между тремя пальцами, как при письме.)
Постучите по столу сначала тихо, как цыплята клевали зернышки.
Потом громко-громко, как мама-курица.
Цыплята поклевали, поклевали зернышки и вместе с мамой – курицей. Затем отправились на прогулку.
В зеленой сочной траве они увидели червяков.
Мама-курица показала желтеньким цыплятам, как можно клевать червяков.
А потом предложила поклевать маленьким цыплятам.
Вот такая интересная история произошла с мамой-курицей и ее цыплятами-детками.
Пусть отдохнет наш друг-карандаш. Мы поиграем без него.
Игровое упражнение «Переложи»
А теперь, покажите мне правую руку.
Правой рукой возьмите фасоль и переложите из одной тарелки в другую, левой рукой – обратно, в другую тарелку.
Дети, вы наверно устали давайте немного отдохнем.
3. Физкультминутка
«Будем прыгать и скакать!»
Один , 2, 3, 4,5!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Работа с демонстрационным листом
Дети, для кошки Мурки и собаки Шарика, мы приготовили угощение. Посмотрите на картину внимательно и скажите: Чем мы будем угощать Шарика? (косточкой)
Чем Мурку? (молоком)
Графическое задание: «Рисование дорожек» (дети соединяют точки)
Сейчас мы будем рисовать простым карандашом дорожки из точек, по которым наши друзья доберутся до угощения.
Рисовать необходимо слева направо, с отрывом, чтобы получились точки (показ с объяснением).
Зрительный диктант «Построим домик для друзей»
Дети составляют домик по образцу из геометрических фигур.
4. Заключительная часть
Дети, чем мы сегодня с вами занимались?
Что понравилось вам делать?
Наши гостит, Мурка и Шарик говорят вам спасибо за заботу о них. Давайте поблагодарим гостей Мурку и Шарика за волшебные карандаши и попрощаемся с ними.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Проект
Тема: «Зимушка – зима»
Подготовительная группа
Здравствуй, в белом сарафане, из серебряной парчи.
На тебе горят алмазы, словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка, раскрасавица-душа.
Белоснежная лебедка, здравствуй, матушка-зима!
П.Вяземский
Проект
Тема: «Зимушка – зима»
Актуальность
Проект позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. В 6-7 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.
Вид проекта: Познавательно – творческий
Срок реализации: среднесрочный (Декабрь – январь – февраль)
Цель : формирование в сознании детей целостных представлений о характерных особенностях зимы, зимних явлениях, зимних развлечений через интеграцию образовательных областей.
Задачи:
- конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, состояние растений); об особенностях жизни диких животных и птиц в зимний период;
- укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных;
- способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, умению замечать изменения в природе, коммуникативных качеств.
- содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;
Участники проекта:
Дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Ожидаемые результаты:
-Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период;
-Повышение познавательной активности;
-Вызвать желание помогать птицам в зимнее время года;
-Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию;
-Оформление группы «Новый год»;
-Проведение новогоднего праздника;
-Участие в новогодней выставке поделок.
1 этап – Подготовительный
-Планирование проекта
-Анализ предметно-развивающей среды в группе
-Подбор методической литературы
-Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, дидактические и настольно – печатные игры)
-Подбор репродукций картин, открыток, фотографий
-Подбор материала на тему: «Новый год»
Работа с родителями
-Консультации для родителей: «Профилактика простудных заболеваний», «Как сделать прогулку приятной и полезной», «Одежда ребенка на зимней прогулке», «Здоровье детей зимой».
-Конкурс семейных новогодних поделок «В гостях у снежной королевы».
-Организация выставок детских работ.
-Совместное творчество детей и родителей в изготовлении кормушек для птиц.
-Папки-передвижки «Зимняя прогулка», «Новый год для детей», «Как устроить праздник», «Зимние приметы».
-Оформление информации в родительский уголок: «Зимние травмы»
-Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно – образовательному процессу в ДОУ
2 этап – Основной
Декабрь
Образовательная область «Физическое развитие»:
1. Игровая ситуация: «Не идется и не едется, потому что гололедица»,
2. Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку»
3. П/и «Зайцы и волк», «Снежинки и ветер»,
4. Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за елкой»,
5. Спортивное развлечение: «Зимние радости»,
Образовательная область «Познавательно развитие»:
1. Наблюдения:
- за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом)
-за красотой и богатством зимних красок
- за птицами
- за деревьями, растущими на территории детского сада
1. Дидактические игры: «Найди ошибки», «Кто, что делает зимой» ,«Найди по следу», «Найди такую же снежинку».
2. Дидактические игры по математике: «Сосчитай снежинки», «12 месяцев».
3. Рассматривание картин: Н. Крылов «Зимний вечер», И. Шишкин «Зима».
4. Исследовательская деятельность:
Опыт - «Превращение в воду»
5. Трудовая деятельность:
• Наблюдение за трудом дворника;
• Заготовка корма для птиц
• Подкармливание птиц.
• «Окучивание» снегом деревьев.
• Расчистка дорожек от снега во время прогулки.
• С помощью воспитателя посыпать дорожки песком.
• Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега.
• На прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи и свозить для построения снеговиков.
• Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек
• Постройка из снега
• Лепка различных форм из снега.
Образовательная область «Социально-коммуникативное»:
1. Беседы-рассуждения «Пришел мороз-береги ухо и нос»,
2. Беседа по ОБЖ: «Осторожно, гололед».
4. Дидактические игры: «Разложи картинки», «Времена года».
5. Сюжетно-ролевая игра: «Устроим концерт для ёлочки»,
6. Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Двенадцать месяцев».
Образовательная область «Речевое развитие»:
1. Беседы с использованием мультимедийных презентаций: «Как звери в лесу зимуют», «Как человек помогает зимой животным в лесу», «Откуда идёт снег», «Приметы зимы», «Одежда людей зимой».
2. Чтение художественной литературы:
· В.Бианки «Лес зимой», «Синичкин календарь» М.Пришвин «Этажи леса», Э.Успенский «Проказы старухи зимы, Е.Трутнева «Первый снег»,
· Русские народные сказки: «Зимовье зверей»,
· Сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев»,
· Зарубежная сказка: «Снежная королева»,
3. Составление рассказов: по репродукциям картин русских художников по теме «Зима».
4. Дидактические игры: «Подбери рифму», «Доскажи словечко»,
5. Рассказывание из личного опыта «Игры зимой».
6. Творческое рассказывание «Сочиняем сказку про Деда Мороза».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
1. Выставка книг о зиме.
2. Загадки о зимних явлениях в природе
3. Пословицы и поговорки о зиме.
4. Рисование: «Деревья в инее», «Снежная семья», «Зима»,
5. Аппликация: «Как мы играем зимой», изготовление новогодней открытки.
6. Лепка: коллективная работа по теме «Зимняя забава»,
7. Конструирование: «Снеговик из бумажных полосок»,
8. Свободное творчество- лепка зимнего леса и его обитателей.
9. Народные хороводные игры «Золотые ворота»,
10. Разучивание новогодних песен с музыкальным руководителем.
11. Разучивание стихотворений «Белая береза» С.Есенина,
12. Праздник «В гостях у снежной королевы»
13. Слушание музыкальных произведений «Времена года» П.И.Чайковского,
Работа с родителями:
1. Консультации для родителей: «Профилактика простудных заболеваний», «Одежда ребенка на зимней прогулке».
2. Конкурс семейных новогодних поделок «В царстве снежной королевы».
3. Подборка стихов для разучивания с детьми дома.
5. Совместное творчество детей и родителей в изготовлении кормушек для птиц.
6. Предложить принести корм для подкормки птиц.
7. Папки-передвижки «Зима»,«Новый год для детей», «Как устроить праздник»,
8. Оформление информации в родительский уголок: «Зимние травмы»
9. Строительство снежных построек
Январь.
Образовательная область «Физическое развитие»:
1. Игровая ситуация: «Как на тоненький ледок».
2. Дыхательная гимнастика «Ветерок»
3. П/и:«Зайка» «Два мороза», «Мороз красный нос»,
4. Игры и эстафеты:«Кто быстрее украсит елочку»
5. Народные хороводные игры «Что нам нравиться зимой»
Образовательная область «Познавательно развитие»:
1. Наблюдения:
- за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом)
-за красотой и богатством зимних красок
- за птицами
- за деревьями, растущими на территории детского сада
2. Дидактические игры: «Разведчики», «Угадай, на что похожи?»(узоры на окнах) «Кто что делает зимой» «Найди такую же снежинку»
3. Дидактические игры по математике: «Сосчитай снежинки», «Математические пазлы».
4. Рассматривание картин: Н. Крылов «Зимний вечер», К. Юон «Зима в лесу»
5. Исследовательская деятельность:
Опыт – « Лед – твердая вода»
6. Трудовая деятельность:
• Наблюдение за трудом дворника;
• Заготовка корма для птиц
• Подкармливание птиц.
• «Окучивание» снегом деревьев.
• Расчистка дорожек от снега во время прогулки.
• С помощью воспитателя посыпать дорожки песком.
• Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега.
• На прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи и свозить для построения снеговиков.
• Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек
• Постройка из снега
• Лепка различных форм из снега.
Образовательная область «Социально-коммуникативное»:
1. Беседы-рассуждения «Если хочешь быть здоров-закаляйся»
2. Беседа по ОБЖ: «Первая помощь при обморожении»,
3. Дидактические игры: «Что напутал Буратино», «Узнай по описанию»
4. Сюжетно-ролевая игра: «Мы путешественники», «Прощание с елочкой до следующего года»
5. Просмотр сказки Бр.Гримм «Госпожа Метелица».
6. Просмотр мультфильмов «Зимние сказки», «Таежная сказка».
Образовательная область «Речевое развитие»:
7. Беседы с использованием мультимедийных презентаций: «Жизнь диких животных зимой», «Зачем зимой снег», «Помоги птицам», «Отчего снег скрипит», «Зимующие и перелетные птицы», «С кем ель дружит».
8. Чтение художественной литературы:
· В.Бианки «Письмо простое и письмо с хитростью», Н.Носов «На горке»,
· С.Иванов «Каким бывает снег»,
· Русские народные сказки: «Заяц-хваста»,
· Сказки: «Мороз Иванович»,
· К.Ушинский «Четыре желания»
· Дж.Крюс «Снеговик на маскараде»
9. Составление рассказов: по репродукциям картин русских художников по теме «Зима».
10. Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Кокой,какая,какие?»,
11. Рассказывание по теме «Мои зимние каникулы»
12. Творческое рассказывание
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
1. Презентация «Снежинка»
2. Выставка книг о зиме.
3. Загадки о зимних явлениях в природе
4. Пословицы и поговорки о зиме.
5. Рисование: «Зимняя ночь»,
6. Аппликация: «Узор на зимней шапке»,
7. Лепка: «Снегири и синички»
8. Конструирование: «Елочки».
9. Свободное творчество- рисование по замыслу по теме «зима».
10. Народные хороводные игры «Метелица»,
11. Разучивание зимних песен с музыкальным руководителем.
12. Разучивание стихотворений «Первый снег» Е.Трутнева,
13. Слушание музыкальных произведений «Вальс белых хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского
Работа с родителями:
1. Консультации для родителей: «Как сделать прогулку приятной и полезной»,
2. В беседах с детьми уточнять представления ребенка о том, что нужно делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период.
5. Папки-передвижки «Зимняя прогулка», «Зимние подвижные игры»
Февраль.
Образовательная область «Физическое развитие»:
1. П/и: «Заморожу», «Снежки».
2. Дыхательная гимнастика «Дует ветер»
3. Народные хороводные игры «Метелица»
4. Зимнее спортивное развлечение.
Образовательная область «Познавательно развитие»:
1. Наблюдения:
- за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом)
-за красотой и богатством зимних красок
- за птицами
- за деревьями, растущими на территории детского сада
2. Дидактические игры: «Найди по следу»,«Разведчики», «Найдите и покормите зимующих птиц», «Что сначала, что потом».
3. Дидактические игры по математике: «Сосчитай снежинки», «Математические пазлы», «С какой ветки детки»
4. Рассматривание картин К.Юон «Русская зима», И.Грабарь «Февральская лазурь».
5. Исследовательская деятельность:
Опыт – «Лед легче воды»
6.Трудовая деятельность:
• Наблюдение за трудом дворника;
• Заготовка корма для птиц
• Подкармливание птиц.
• «Окучивание» снегом деревьев.
• Расчистка дорожек от снега во время прогулки.
• С помощью воспитателя посыпать дорожки песком.
• Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега.
• На прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи и свозить для построения снеговиков.
• Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек
• Постройка из снега
• Лепка различных форм из снега.
Образовательная область «Социально-коммуникативное»:
1. Беседы: «Как мы встретили Новый год», «Чем запомнился праздник»
2. Беседа по ОБЖ: «Что делать, чтобы не замерзнуть».
3. Дидактические игры: «Где снежинки», «Четвертый лишний».
4. Сюжетно-ролевая игра: «У нас гости», «Цирк»
5. Просмотр мультфильмов «Щелкунчик».
Образовательная область «Речевое развитие»:
13. Беседы с использованием мультимедийных презентаций: «Отчего снег скрипит», «Зимующие и перелетные птицы», «С кем ель дружит».
14. Чтение художественной литературы:
· Г.Снегирев «Про птиц», В.Зотов «О птицах»
· В.Бианки «Кто к кормушке прилетел?»
· Н.Носов «На горке», Г.Скребицкий «На лесной полянке»,
· Русские народные сказки:«Два мороза».
· Сказки: «Снегурочка».
· Зарубежная сказка: «Щелкунчик».
· В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»
· К.Ушинский «Проказы старухи –зимы»
15. Составление рассказов: по репродукциям картин русских художников по теме «Зима».
16. Дидактические игры: «Из чего-какой»(горка из снега-снежная и т.д), «Скажи наоборот».
17. Рассказывание из личного опыта «Игры зимой».
18. Творческое рассказывание
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
1. Выставка книг о зиме.
2. Загадки о зимних явлениях в природе
3. Пословицы и поговорки о зиме.
4. Рисование: «Снежинки-балеринки», «Весело качусь я под гору в сугроб», «Морозные узоры»
5. Аппликация: «Заснеженный дом»
6. Лепка: «Зимушка-зима»
7. Конструирование: «Снеговик»
8. Свободное творчество-изготовление снежинок, раскрашивание разукрашек «Гжель»
9. Народные хороводные игры «Золотые ворота», «Метелица»,
«Что нам нравится зимой».
10. Разучивание зимних песен с музыкальным руководителем.
11. Разучивание стихотворений: И.Суриков «Вот моя деревня…»
12. Слушание музыкальных произведений
Работа с родителями:
1. Консультации для родителей: «Как заботиться о здоровье зимой»
2. Творчество детей и родителей на тему «Зимушка»
3. Организация выставок детских работ.
4. Папки-передвижки «Это интересно знать», «Зимние приметы».
3 этап - Заключительный
Итоговое мероприятие «Новогодний праздник»
Развлечение «Заглянула Зима в наш детский сад» (конкурс на выразительное чтение стихотворений о зиме)
Выставка рисунков «Зимушка – зима»
Результаты проекта:
-Повышение процента детей со средним и высоким уровнем познавательного развития.
-Сформированы у детей разносторонние знания о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период; приобрели новый познавательный опыт
-Дети знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы;
-Дети владеют расширенным словарным запасом;
- Знакомы с правилами с правилами безопасного поведения на природе;
- Выставка творческих работ детей;
-Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Зима»;
-Разработаны рекомендации для родителей;
- Совместно с родителями был изготовлен альбом «Зимушка»
-Группа оформлена к «Новому год
Использованная литература
1. Общеобразовательная программа МБДОУ детский сад №8.
2. Планирование работы воспитателя ДОО Образовательный процесс планирование на каждый день. По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е .Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Сентябрь–Ноябрь,Волгоград,2015.Декабрь-Февраль,Волгоград,2016. Март – Май, Волгоград, 2016.
3. Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева . Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы.» . М.-Мозаика-синтез, 2015.
4. Т.С.Комарова Занятия по изобразительной деятельности . М.-Мозаика-синтез, 2012.
5. Л.И. Пензулаева Физическая культура в детском саду. . М.-Мозаика-синтез, 2015.
6. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. . М.-Мозаика-синтез, 2015.
7. И.А. Помораева, В.А. Позина. Формирование элементарных математический представлений. М.-Мозаика -синтез, 2015.
8. О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. М.-Мозаика-синтез, 2015.
9. Л.Ю. Павлова Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром . . М.-Мозаика-синтез, 2015.
10. К.Ю. Белая Формирование Основ Безопасности у дошкольников. . М.-Мозаика-синтез,2016.
11. Л.В.Куцакова Конструирование из строительного материала. М.-Мозаика-синтез,2016.
12. Н.Е .Веракса А.Н.Веракса Проектная деятельность дошкольников. . М.-Мозаика-синтез, 2016.
13. О.А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. М.-Мозайка –синтез, 2015.
14. Н.Е. Веракса. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.М.-Мозаика-синтез,2016.
Приложение 1.
Дидактические игры
1. «Собери снеговика».
Цели:
· Развитие зрительного внимания, пространственных представлений.
· Совершенствование фразовой речи.
У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний и маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают , каких деталей не хватает, описывают их.
2. «Наоборот».
Цели:
· Развитие слухового внимания, логического внимания.
· Активизация словаря- закрепление в речи слов- антонимов.
Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный), деревья с листочками (нет, голые), солнце греет (нет, светит), птички поют (нет, мерзнут), медведь гуляет по лесу (нет, спит в берлоге).
3.»Что зимой бывает».
Цели:
· Развитие представление о приметах зимы.
· Совершенствование связной речи.
Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года». дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.
4 «Снежинки»
Цели:
· Развитие сильного направленного выдоха.
· Закрепление в речи предлога На.
У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке, подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть.
1. «Что прячется за сугробом»
Цели:
· Развитие зрительного внимания .
· Активизация словаря по теме.
Из картона вырезан сугроб. Воспитатель прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, снежинка, солнышко, дерево, шапка, рукавичка, шарф, лыжи, коньки), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.
2. «Когда это бывает».
Цели:
· Учить детей называть времена года по их признакам.
· Развивать мышление, память, внимание.
Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.
Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времена года на картинках и выставляют их на мольберт.
- Снег на полях,
Лед на реках
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? ( Зимой)
- Сошли снега, шумит вода,
Земля уже цветами полна.
Растет травка молодая,
Все мертвое оживает,
Когда это бывает? (Весной).
- Солнце печет, липа цветет,
Вишня поспевает,
Когда это бывает? (Летом)
- Голые поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
3. «Отгадай по описанию».
Цели:
· Учить детей называть времена года по из признакам.
· Развивать мышление, память, внимание.
Материал: картинки с временами года.
Воспитатель описывает времена года, а дети его отгадывают.
Воспитатель: В это время года дети любят кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки.
Дети отвечают или поднимают карточку с изображением зимы.
4. «Подбери слово».
Ударили…. (морозы)
Хрустит…. (снег)
Бушует… (вьюга)
Замерзли… (реки)
Скрипит… (снег)
Метут… (метели)
Падает… (снег)
5. «Доскажи словечко»
1.Тихо, тихо, как во снег 2.С неба все скользят пушинки
Падает на землю…. (снег) серебристые…..(снежинки)
3. На поселок, на лесок 4. Вот веселье для ребят
Все снижается…. (снежок) Все сильнее…. (снегопад)
5. Все бегут в перегонки 6. Словно в белый пуховик
Все хотят играть в ….. (снежки) Нарядился…. (снеговик)
7. Рядом снежная фигурка 8. На снегу- то посмотри
Это девочка…. (снегурка) С красной грудкой….. (снегири)
9.Словно в сказке, как во сне
Землю всю украсил…. (снег)
Приложение 2
Комплекс гимнастики по развитию артикулляционного аппарата и слуховых ориентировок
«Зима. Зимние забавы»
Пальчиковая гимнастика:
«Зима»
Снег ложится на дома, (руки сверху в низ)
Улицы и крыши (руки домиком)
Тихо (палец к губам)
К нам идет зима, (изображаем шаги пальцами)
Мы ее не слышим… (рука за ухом)
Голосовые упражнения:
Игра «Дружные ребята»
Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса.
Оборудование: картинка «зима»
Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым, выполняя соответствующие движения и постепенно ускоряя темп:
Мы по снегу идем, (идти по кругу медленно и так же медленно читать стихотворение)
Дружно песню поем. (остановились и протянули А-А-А
Поскакали по дорожке, (бежать, высоко поднимая колени, темп речи ускорить) поднимая ножки.
Скачем, скачем: скок да скок (говорить очень быстро).
А потом встали и молчок! (встать и замолчать)
Дыхательные упражнения:
«Вьюга»
Цель: развивать направленность струи, выдувать воздух с длительностью на снежинку.
Артикуляционная гимнастика:
«Снежки» - открыть рот и округлить, как призвуке О. Подержать.
«Мороженое» - открыть рот широко, высунуть сильно язык и сделать облизывающее движение снизу вверх.
«Горка» - Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Миогимнастика:
«С горки покатились, больно приземлились»
Цель: учить детей выражать эмоцию радости и грусти.
Развитие слуховых дифференцировок:
«Угадай, что за звук?» - взрослый воспроизводит шумы зимнего времени года (ветер, снег скрипит под ногами), ребенку нужно угадать (картинкой).
. Развитие мелкой моторики
Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения.
Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибать пальчики по одному.)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.
(Имитировать лепку комов.)
Птичек крошками кормили,
(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались.
(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись.
(Класть ладошки на стол то одной то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли,
(Отряхивать ладошки.)
Съели суп и спать легли.
(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.) Н. Нищева
Мимические упражнения
Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.
Передать гневную интонацию деда Мороза.
Дед Мороз проспал в постели, Встал, сосульками звеня: — Где вы, вьюги и метели? Что не будите меня?
Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.
. Упражнения для щек и губ
Снеговики радуются снегу и морозу.
Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
Грустные снеговики весной.
Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
. Упражнения для языка
Сосулька.
Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).
Санки-ледянки.
Сделать язык «чашечкой».
Горка для спуска.
Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
Саночки.
Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.
Ураганный ветер открывает и закрывает форточку.
Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка
Развитие речевого дыхания и голоса
Вьюга.
Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой ЯГОЙ.
Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.)
Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)
Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)
Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)
Шумят ели: «Ш-ш-ш-П1-Ш-П1».
Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».
Речевая зарядка
Мороз колдует.
Разыграйтесь-ка, метели!
Гнитесь ниже, сосны, ели!
Все, что есть в моем лесу,
Я засыплю, занесу!
Психогимнастика. Пластические этюды
Обыгрывание ситуации «Новый год». Изобразить Деда Мороза и Снегурочку, идущих на елку.
Показать: разные звери встречают Новый год.
Пластические этюды
Зимние забавы.
Изобразить: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.
Изобразить зимующих птиц: дятла, ворону, высиживающую птенцов, и замерзшего воробья.
Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др.
Приложение3
Рекомендация для родителей по лексической теме-«ЗИМА»
Уважаемые родители!
В прекрасные зимние дни, особенно в выходные, постарайтесь уделять больше времени прогулкам с детьми. Разумеется, большую часть времени на прогулке будут занимать подвижные игры, катание с гор на санках. Но все же постарайтесь найти несколько минут для совместных с детьми наблюдений за зимней природой, погодой. Когда вы идете утром в детский сад или возвращаетесь вечером домой, обратите внимание детей на:
1. Наблюдение за тем, как идет снег. Наблюдая снегопад, обратите внимание детей на то, как изменяется форма снежинок в зависимости от погоды.
В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на цветы или звездочки. Они
одной, поэтому их можно хорошо рассмотреть на рукавичке или темном рукаве пальто.
При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, тогда говорят, что идет «снежная крупа». При сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи.
В сильный мороз снег хрустит под ногами - это ломаются лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими.
Когда нет мороза, во влажную погоду, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок, которые, как ватой, окутывают все вокруг;
2. Когда идет сильный снег, можно объяснить детям, что это снегопад, и спросить, как они думают, почему его так называют люди.
Обратите внимание детей на зимние деревья.
Когда после оттепели ударит мороз, деревья, их ветви и ствол покрываются ледяной корочкой, и, тихо позванивая, ударяются друг о друга ледяные ветви.
Красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит пушистые гирлянды снега на ветках, как будто кто-то украсил их тончайшим кружевом.
Любуясь деревьями в разную погоду, попросите детей высказать свои впечатления, учите их сравнивать. Пусть дети найдут такие сравнения: «У елки ледяные пальчики», «Елка закуталась в снег до самых глаз, как в пуховое одеяло», «Красиво, как в снежном царстве».
Зимой в особом нашем внимании и помощи нуждаются зимующие птицы.
Вместе с детьми смастерите и повесьте за окном или рядом с домом кормушку для птиц. Каждый день выносите к кормушке хлебные крошки и подкармливайте птиц.
К кормушке прилетают разные птицы. Легко узнаются воробьи по коричнево-серому оперению. Обратите внимание детей на то, что в сильные морозы воробьи, как правило, не прыгают, а сидят неподвижно, распушив перышки, нахохлившись - так они греются. Дети должны
узнавать снегирей по розовой грудке и серо-синему оперению. Можно подсказать детям сравнение «как розовые яблоки на снегу».
Наблюдения за синичками. Дети должны узнавать и синиц по желтой грудке и черному галстуку. Синицы в основном питаются вредными насекомыми, которых вытаскивают своими острыми клювами из-под коры деревьев. Пусть дети понаблюдают за синичками, сидящими на ветке дерева. Объясните детям, что в гололед, когда ветви деревьев покрываются корочкой льда, синички голодают, потому что не могут доставать насекомых из-под коры. В такое время необходимо подкармливать птичек. Синички любят сало.
Приложение 4
Лексико-грамматические игры и упражнения по теме "Зима"
* Назови 10 "зимних" слов (снег, ...).
* Назови зимние месяцы. Каким месяцем заканчивается год? Каким месяцем начинается год?
* Подбери признаки: Снег какой? Ветер зимой какой? Солнце какое? Небо какое? Тучи какие? Лёд какой? Погода какая?
* Исправь ошибки: Наступило лето, и речка покрылась льдом. Наступила зима, и прилетели скворцы. Закончилась осень, и наступила весна.
*Продолжи предложения: Если зимой холоднее, чем весной, то весной ... . Если снежная крепость выше скамейки, то скамейка ... . Если мальчиков в парке больше, чем девочек ... .
* Реши задачу: "На кормушке было 4 снегиря и столько же синиц. Сколько синиц было на кормушке?"
* Расставь слова по порядку так, чтобы получилось предложение(нарисуй схему предложения): семечки на насыпали кормушку мальчики
Источник - Тетрадь "Рассказы о временах года. Зима" Н.Созоновой, Е. Куциной
«Зима»
Беседа
Основные признаки зимы; зимние забавы; подготовка людей и животных к зиме.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Какая!» Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.
• «Придумай слово». Образование родственных слов: снег — снежок — снежочек — снежинка — снегопад — снеговик — снеговичок — снежки — снегоход — снегокат — снежный — заснежило — снежище — снегурочка — снегирь — белоснежный — Белоснежка — подснежник.
• «Что делает?» Подбор однородных сказуемых к слову снег: идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется.
Логопед уточняет, что еще может идти (часы, поезд), таять(мороженое, лед), летать (самолет, бабочка), падать (яблоко, камень) и т. д.
• «Чего не бывает?» Усвоение категории родительного падежа.
Дети составляют предложения, в которых они говорят о том, чего не бывает зимой: «Зимой не бывает жары (листьев, листопада, цветов, травы, ледохода, перелетных птиц, насекомых)».
• «Закончи предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления.
Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Ответь правильно». Развитие умения отвечать на вопросы логопеда.
Снег белый или синий?
Лед твердый или мягкий?
Снег капает или идет?
Зимой бывает снегопад или листопад?
Лед скользкий или шершавый?
На улице мороз или жара?
Зимой одеваемся тепло или легко?
Снеговика лепят или строят?На коньках катаются или качаются?
Приложение 5
БЕСЕДА на тему "Почему к нам приходит зима?
Цели: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом. Развивать внимание и память.
Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту окружающего мира.
1. Чтение отрывка из стихотворения С.В.Коноваленко «Времена года».
Она пришла такая снежная,
Укрыла белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы
Она художница прилежная
Все разрисует в царство снежное,
Развесит кружева из инея-
Такая сказочно красивая!
- О каком времени года идет речь?
Сегодня ребята, я шла в садик очень рано. На березке, которая растет возле нашей группы, я увидела вот этот странный конверт. На нем написан адрес «Детский сад «Рябинка», детям группы «Ласточка». Без вас я не стала его вскрывать и читать письмо. Хотите, прочтем его вместе?
«Здравствуйте, дорогие девчонки и мальчишка!
Пишет вам Лесовичок. Мы встречались в осеннем лесу. Сейчас в лес пришла зима. Очень многое в нем изменилось. Я жду вас в гости, чтобы показать много интересного и чудесного, что есть в моем лесу.»
Воспитатель. Ну что ж, примем приглашение Лесовичка? Давайте вспомним, а что же изменилось в природе с приходом зимы?
- Почему наступает зима?
- Почему зимой идет снег? (ответы детей)
Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому теплым летом идет дождь, а холодной зимой- снег.
Приметы зимы:
- дни короткие, рано темнеет;
- на улице холодно, выпадает снег, стоят морозы, ветры;
- прекращается рост растений, деревья стоят голые, без листьев;
- у некоторых животных вырастает густой мех, чтобы им было теплее, а другие животные всю зиму спят.
А теперь мы будем собираться в гости к Лесовичку. Как мы будем одеваться? А почему обязательно нужно брать варежки?
А сейчас мы с вами поиграем. Видите, на доске прикреплены самые разные рукавички. На столе тоже рукавички. Они немного перепутались. Я предлагаю каждому из вас подойти к доске и выбрать ту варежку, которая понравится. Затем на столе найдете пару к выбранной рукавичке.
Дети находят на столе рукавички парные к прикрепленным на доске. (Рукавичек больше по количеству детей).
Дети делятся на 4 команды.
Воспитатель. А теперь к столу, на котором лежит синий круг, подойдут те дети, у которых варежки с синим узором. Ваша команда будет называться синей, и работать вы будете за этим столом. Стол с красным кругом предназначен для детей, у которых варежки с красным узором. Вы – красная команда. Аналогично образуются желтая и зеленая команды.
1 задание Лесовичка.
Отгадайте загадки.
1. Он вошел никто не видел.
Он сказал- никто не слышал.
Дунул в окна и исчез.
А на окнах вырос лес. (Мороз)
2. Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)
3. Белый Тихон с неба спихан,
Где пробегает- ковром устилает (Снег)
2 задание Лесовичка.
Игра «Разрезные картинки». Для игры выбираются фотоиллюстрации с изображением зимней природы. Дети составляют картину.
Воспитатель. Нам очень понравилось у Лесовичка, но зимний день короткий и пора возвращаться домой. Поблагодарим Лесовичка за то, что он пригласил нас в гости. Но нас ждет наш детский садик.
Приложение 6
Пословицы и поговорки о зиме.
· Как зима не злится, а весне покорится.
· Зима без снега — лето без хлеба.
· Год кончается, а зима начинается.
· Снегирь прилетит — о зиме известит.
· Зимой морозы, а летом грозы.
· Зима — не лето, в шубу одета.
· Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.
· Два друга — мороз да вьюга.
· Зима лето пугает, да все равно тает.
· Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.
· Чем крепче зима, тем скорее весна.
· Снег глубок — год хорош.
· Живет и такой год, что на день семь погод.
· Зима спросит, что твое лето приносит.
· Осень богата хлебом, а зима снегом.
· Зимний денек — воробьиный скок.
· На Новый год день прибавился на заячий скок.
· Готовь зимой телегу, а летом сани.
· Береги нос в большой мороз.
· Мороз невелик, да стоять не велит.