Развитие речи у детей

Арутюнова Ирина Львовна

 

Обычно дети с синдромом Дауна гораздо лучше воспринимают речь, нежели говорят сами. Однако им всегда есть что сказать. И им бывает очень обидно, когда они пытаются, пусть не очень внятно, выразить свои чувства и мысли, а их не понимают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи у детей с синдромом Дауна15.1 КБ
Файл Артикуляционный массаж у ообых детей12.89 КБ
Файл С какими трудностями сталкиваются родители, узнав о речевом диагнозе у детей с синдромом Дауна и как их преодолеть13.08 КБ
Файл Использование поддерживающей коммуникации, как один из методов развития речи.15.42 КБ
Файл Летние творческие занятия с ребенком 0-3 лет13.07 КБ
Microsoft Office document icon Логопедические занятия - когда и зачем они нужны 29 КБ
Файл Консультация для родителей на тему: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста с множественными нарушениями развития»22.89 КБ
Файл Консультация для родителей на тему: «Как развивать потребность в речи у «особых детей» и помочь увидеть то, что мы говорим». 19.95 КБ
Файл oborudovanie_uchebnogo_mesta_dlya_osobykh_detey.docx13.06 КБ
Файл igry_so_svechami_dlya_detey_s_autizmom.docx18.83 КБ
Файл Дизартрия19.48 КБ
Файл ОНР 16.7 КБ
Файл Предлагаю поиграть с ребенком дома14.5 КБ
Файл Развитие крупной моторики18.61 КБ
Microsoft Office document icon Разрезные пазлы метод разработка957.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи у детей с синдромом Дауна

Обычно дети с синдромом Дауна гораздо лучше воспринимают речь, нежели говорят сами. Однако им всегда есть что сказать. И им бывает очень обидно, когда они пытаются, пусть не очень внятно, выразить свои чувства и мысли, а их не понимают.

Проблемы с артикуляцией, мешающие другим понимать речь людей с синдромом Дауна, отмечаются практически у всех людей с этим диагнозом (свыше 95% опрошенных семей признали, что речь их детей бывает трудно понять). Ранее считалось, что это присуще синдрому Дауна и потому «не лечится». Сейчас доказано, что все логопедические проблемы, встречающиеся у людей с синдромом Дауна, также встречаются у людей с обычным кариотипом, а значит, наработаны методы преодоления этих трудностей.

У некоторых детей с синдромом Дауна такие проблемы заметны с самого начала и чаще всего связаны с врожденными пороками или особенностями развития (см. начало материала по книге Л.Кумин, часть 1: Особенности детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на развитие речи). Другие дети могут четко произносить отдельные слова и фразы из 1-2 слов, но, когда они начинают говорить более бегло и более развернуто, особенно рассказывать о чем-то, что их взволновало, понять их бывает сложнее.

Проблемы могут носить различный характер. Либби Кумин приводит четыре примера. Ребекка говорит быстро и «глотает» окончания слов, из-за чего не всегда ясно, что именно она имеет в виду. Джошуа говорит всегда очень тихо и так, как будто у него вечно заложен нос. Бен говорит медленно, заикается, путает звуки в словах и повторяет одно и то же слово по многу раз. Карен иногда произносит слова правильно, а иногда пропускает целые слоги в слове, переставляет местами звуки внутри слова, недоговаривает окончания.

Итак, нельзя говорить о проблеме понятности речи людей с синдромом Дауна в целом. Каждый ребенок и каждый взрослый с синдромом Дауна обычно сталкивается с собственным «набором» трудностей, главными из которых могут быть следующие (подробнее они рассмотрены ниже):

- анатомические факторы;

- физиологические факторы;

- неврологические факторы;

- проблемы с восприятием речи (возможные проблемы со слухом у ребенка);

- языковые факторы;

- невербальные факторы;

- ситуационные факторы.

Анатомические (особенности строения) и физиологические (особенности функционирования) факторы связаны с врожденными особенностями человека с синдромом Дауна.

Анатомические особенности людей с синдромом Дауна, которые могут оказать влияние на речь, включают:

- высокое, узкое аркообразное нёбо, поэтому звуки получаются иногда более «носовыми»;

- особенности прорезывания зубов: зубы появляются позже, обычно не в том порядке, что у обычных детей; некоторые зубы могут так и не вырасти, а другие расти слишком тесно; это оказывает влияние на артикуляцию;

- открытый прикус, верхние и нижние зубы не сводятся вместе;

- маленькая, более узкая, чем обычно, верхняя челюсть;

- относительно большой язык. Сейчас считается, что у людей с синдромом Дауна язык такого же размера, как у всех остальных, но из-за меньших размеров ротовой полости (и из-за гипотонуса) он может плохо помещаться во рту, артикуляция может быть затруднена.

Физиологические особенности людей с синдромом Дауна, которые могут оказать влияние на речь, включают:

- низкий тонус (гипотонус) мышц, что приводит к трудностям в артикуляции;

- более слабые мышцы височно-нижнечелюстного сустава (мышцы, соединяющие нижнюю челюсть с черепом – перед ухом);

- распространенные среди детей с синдромом Дауна простудные заболевания, отиты, нередко приводящие к ухудшению слуха.

Особенности смешанные, анатомо-физиологические:

- увеличенные миндалины и аденоиды, из-за которых происходит некоторая блокада носовых путей, в сочетании с гипотонусом мышц нёба и глотки (зева, задней части горла) – это приводит к тому, что ребенок постоянно говорит «в нос» или гнусаво;

- гипотонус, дыхание через рот (по разным причинам), относительно большой язык и относительно малая челюсть – дети с таким набором особенностей могут привыкнуть держать рот открытым, а язык – высунутым наружу, что отрицательно сказывается и на еде, и на артикуляции.

Некоторые родители выбирают пластическую хирургию и просят укоротить язык ребенка. Это действительно помогает ребенку впоследствии держать язык за зубами в буквальном смысле слова, но никак не помогает развитию речи. Дело в том, что решается анатомическая проблема, проблема строения, но не физиологическая проблема, проблема функционирования. Размер языка не имеет столь решающего значения, как сила мышц и мобильность языка. Итак, намного лучше и безопаснее заниматься с ребенком упражнениями, развивающими силу языка и губ: просить ребенка стискивать губы, трогать языком различные области во рту и снаружи. Разработаны различные комплексы артикуляционных упражнений вам в помощь.

Неврологические факторы связаны с тем, насколько безупречно работает неврологическая система, насколько слажено взаимодействие головного мозга, спинного мозга, нервов. На первом году жизни ребенка обязательно несколько раз осматривает невролог, который поможет выявить и решить существующие проблемы.

Самые распространенные неврологические проблемы у детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на речь, – это:

- дизартрия – состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мышц;

- апраксия, состояние, мешающее правильно программировать, планировать и выстраивать по порядку звуки в речи.

(Иногда у детей с синдромом Дауна могут наблюдаться и дизартрия, и апраксия одновременно.)

Кроме того, свою роль могут сыграть гипотонус мышц рта и вокруг рта, сложности, возникающие у ребенка с синдромом Дауна при восприятии речи на слух, и нарушения сенсорики внутри рта (гипер-, или повышенная, чувствительность либо гипо-, пониженная чувствительность).



Предварительный просмотр:

Над гипотонусом мышц языка, губ, щек можно и нужно работать с помощью артикуляционного массажа и артикуляторных упражнений

Вот некоторые из таких упражнений.

Играйте с ребенком у зеркала. Поощряйте его повторять за вами, например, следующие движения:

- округлите губы;

- посылайте воздушные поцелуи;

- почмокайте губами;

- улыбнитесь, а затем надуйте губы;

- проговаривайте долгие, напряженные гласные [ууу], [иии];

- нахмурьтесь;

- широко откройте рот;

- плотно закройте рот;

- попробуйте изобразить, что дотрагиваетесь кончиком языка до кончика носа;

- оближите губы – можно обмазать губки ребенка чем-нибудь вкусным наподобие желе, чтобы его мотивировать;

- скажите «мммм»;

- зевайте;

- вздыхайте.

Повторяйте эти упражнения без зеркала, ориентируясь на артикуляцию друг друга.

С более старшими детьми можно использовать те же упражнения, добавьте к ним в игровой форме следующие:

- удерживайте язык упертым в зубки на счет от 1 до 10;

- попеременно произносите напряженное [уу] и широко улыбайтесь (как если бы вы произносили [ии] – 10 раз;

- приоткройте рот совсем чуть-чуть, потом шире, шире, потом закройте;

- открывайте и закрывайте рот быстро, под счет;

- перемещайте язык с одного конца ротовой полости до другой и обратно;

- медленно и старательно оближите языком губы;

- дотроньтесь до щеки ребенка снаружи и попросите его прикоснуться к этому же месту щеки изнутри ротовой полости кончиком языка.

Не забывайте делать упражнения в игровой форме, можно награждать ребенка призом за каждый успех.

Выдувайте мыльные пузыри. У малыша не сразу это получится, но это неважно, главное – он будет стараться округлить и вытянуть губы.

Учите ребенка играть со свистками, это хорошо тренирует и дыхание, и мышцы губ. Если ребенок не может сомкнуть губы вокруг свистка, обвяжите вокруг этого участка свистка кусочек поролона. Используйте различные по форме свистки.

Играйте с различными духовыми музыкальными инструментами, например, с игрушечной флейтой, губной гармошкой.

С более старшими детьми можно поиграть в игру «Изобрази такую рожицу», используйте нарисованные рожицы мультяшек, карикатуры, сами корчите рожи, не забывая о различных положениях и движениях языка и губ.

Как уже говорилось выше, у детей с синдромом Дауна обычно намного лучше развита зрительная, а не слуховая, память. Поэтому им можно помогать осваивать речь не только на слух, но и с помощью зрительных опор. Работайте с зеркалом, используйте жесты, знаки, карточки с буквами. Например, артикулируя звук [б], обратите внимание ребенка на движения ваших губ, потом покажите ему зеркало и предложите имитировать необходимые артикуляционные движения.



Предварительный просмотр:

С какими трудностями сталкиваются родители, узнав о речевом диагнозе у детей с синдромом Дауна  и как их преодолеть

Безусловно, неврологическое состояние ребенка не может не оказывать влияния на речь. Некоторые проблемы, например, не пропавшие вовремя рефлексы, - прерогатива врача-невролога. Если у ребенка наблюдается дизартрия, обычно у него отмечаются не только трудности с речью, но также и проблемы с глотанием и с жеванием.

Специальное лечение и практика позволяют ребенку научиться говорить более понятно.

У детей с дизартрией ошибки с речью всегда одни и те же. Если такой ребенок неправильно выговаривает какое-то слово, он обычно выговаривает его именно так, и не иначе.

У детей с апраксией ситуация противоположная. Главная проблема у них – с «программированием» речи, поэтому они могут переставлять звуки внутри слова; в одно время они могут произносить какое-то слово правильно, а в другое время – ошибаться. По исследованию Л.Кумин (1994), от 48% (младшие дети) до 72% (старшие дети) родителей детей с синдромом Дауна отмечали, что у их детей есть проблемы апраксического типа.

Для апраксии характерны следующие внешние признаки:

- ребенок очень напрягается, старается выговорить звуки правильно, вы видите, как двигаются его губы, язык – но правильные звуки не выходят;

- непоследовательность ошибок в речи;

- ребенок употребляет меньше лепетных сочетаний в младенчестве, используется меньшее количество звуков, а также больше гласных, нежели согласных;

- ребенку легко произносить часто употребляемые клишированные фразы, они звучат очень понятно и правильно, но более сложные конструкции в неподготовленной речи (например, ответы на вопросы) ребенок осилить не может;

- проблемы с произнесением сочетаний звуков – ребенок может воспроизвести отдельные, изолированные звуки, иногда даже слоги, но не может правильно составить слово из этих слогов; переставляет звуки внутри слова или слоги внутри слова;

- ребенку труднее даются более длинные слова и фразы;

- отмечаются проблемы с ударением и ритмом: ребенок может говорить слишком медленно или слишком быстро, неравномерно.

Для ребенка с апраксией крайне важно постоянно практиковаться.

Пойте с ним песенки, занимайтесь музыкой. Особенно полезны песни с соответствующими словам жестами, а также песни, где постоянно повторяется припев. Ребенку легче их запомнить и интереснее в такой форме отрабатывать слова, звуки, фразы.

Выбирая книги для ребенка, подбирайте книги с предсказуемым сюжетом, с повторяющимися элементами сюжета и повторяющимися фразами (для младшего возраста большинство сказок отвечают этим требованиям, вспомните «Репку», «Теремок», «Колобок»). Зная, где в сказке будет повторяться одна и та же фраза, ребенок может сам подсказать ее вам. Это придаст ему уверенности в себе и мотивирует.

В повседневной жизни используйте повторяющиеся фразы, которые вашему ребенку будет легко запомнить и отработать, например, «Привет, как дела?».

Если у ребенка отмечаются трудности с речью, не пытайтесь стимулировать его лакомством или игрушкой, не обещайте ему что-то, если он правильно произнесет слово, и не наказывайте («не дам тебе мороженое, пока не произнесешь»). Ребенок не капризничает и не упрямится, он действительно в состоянии сказать это правильно, и не нужно акцентировать внимание на негативном опыте, напротив, нужно давать ему позитивный опыт, мотивацию, повышать уверенность в себе.



Предварительный просмотр:

Использование поддерживающей коммуникации, как один из методов развития речи.

Аспекты речи:

- артикуляция;

- фонологические процессы – ребенок не договаривает слово до конца, упрощает, произносит одни звуки вместо других; у обычных детей это проходит, по крайней мере, к 5 годам, у детей с синдромом Дауна может продолжаться намного дольше, с этим придется работать;

- характеристики голоса;

- резонанс;

- скорость речи (слишком быстрая или слишком медленная речь);

- беглость речи (то есть нет ли в речи заикания и длительных пауз);

- ударение и интонационные конструкции.

Артикуляция – движения органов речи, необходимые для формирования звука. Органы речи – это язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое нёбо, зубы. Для отработки отдельных звуков придумайте, с чем у вас ассоциируется данный звук («ззз» - комарик, «ссс» - вода бежит из-под крана и так далее), и отрабатывайте их в игровой форме. Занимаясь отработкой какого-то звука, старайтесь подобрать как можно больше слов с этим звуком – но не абстрактно, а так, чтобы ребенок живо реагировал на них. Например, работая со звуком «п», приготовьте или закажите пиццу, купите попкорн…

У более старших детей с синдромом Дауна может хорошо получаться выговаривать отдельные слова, но могут возникнуть проблемы с многосложными словами или фразами из нескольких слов. При тренировке можно простукивать ритм фразы (четыре слова или слога – четыре хлопка), использовать барабан.

Характеристики голоса – это тембр, громкость, диапазон.

Что касается тембра, у детей с синдромом Дауна голос часто бывает хриплым или сиплым, что нередко обусловлено отоларингологическими проблемами (аденоиды, заложенность носа…). Покажите ребенка лор-врачу.

Громкость речи у детей с синдромом Дауна часто страдает, они говорят громче или тише, чем нужно. Иногда это связано с проблемами со слухом, ребенок просто не слышит собственного голоса. Иногда у ребенка не хватает дыхания на то, чтобы произносить все четко и громко. Наконец, ребенок может просто стесняться. В таком случае поможет практика. Как правило, никаких особых техник для работы над этим аспектом с детьми с синдромом Дауна не требуется, им помогают те же приемы, что при работе с обычными детьми. Попробуйте объяснить ребенку, что на футбольном поле кричать можно, а дома на кухне – нельзя. Попрактикуйтесь с различными ситуациями, заранее обсудите различные места (в школе, в церкви нельзя кричать). Обсудите, громко или тихо рычит лев в зоопарке, капает вода из крана, поют птицы. Обращайте на это внимание ребенка. Поиграйте с детьми в «глухой телефон» и подобные игры.

Резонанс – это понятие относится к тому, какой резонатор (нос или рот) мы используем для произнесения звука. Дети и взрослые с синдромом Дауна часто говорят «в нос». Это может быть связано с увеличенными аденоидами, частой заложенностью носа вследствие простуд или аллергий; эти проблемы поможет решить отоларинголог. Другие звучат несколько гнусаво. Это обычно обусловлено пониженным тонусом мышц. В этом случае могут помочь артикуляционные упражнения, логопед также может порекомендовать применение специальных устройств для тренировки нёба, языка.

Скорость речи. Дети с синдромом Дауна зачастую начинают говорить с нормальной скоростью, но, волнуясь, начинают тараторить, и то, что они говорят, ускользает от слушателя. Тренируйтесь с ребенком, пропевая фразы на различные мелодии, отстукивая ритм с помощью барабана. Обсудите с ребенком проблему, проиллюстрируйте различную скорость речи / движения с помощью рисунков (заяц и черепаха) или игрушек (катайте машинку с разной скоростью). Если ребенок еще не слишком велик, можете поиграть с ним, подкидывая его или укачивая на руках – быстро-быстро-быстро или мееееееееееееедлееееннно.

Как уже говорилось выше, проблемы с беглостью речи обычно сводятся к тому, нет ли в речи заикания и длительных пауз. Если это ваш случай, старайтесь не привлекать к проблеме повышенного внимания. Терпеливо ждите, пока ваш ребенок осилит слово или фразу, не договаривайте за него. Смотрите ему в глаза, показывайте, что вы внимательно его слушаете. В случае возникновения у ребенка подобных проблем вы должны обратиться к неврологу и к логопеду.

Над ударением и интонацией в речи особого ребенка также нужно работать. Вам помогут песенки, попевки. Обращайте внимание ребенка на то, что вопрос и утверждение звучат по-разному и разница заключается иногда только в интонационном рисунке («Ты пойдешь на футбол?» - «Ты пойдешь на футбол»). Потренируйтесь с ребенком, начиная с фраз из одного слова. Предложите ему сок, например: «Сок?». Пусть он согласится, скажет, что будет сок, одним словом: «Сок».

Детям с синдромом Дауна нелегко придерживаться какой-то одной темы, они в своих рассказах «скачут» с темы на тему.

Ребенку с синдромом Дауна трудно дается связная речь. Нужно учить его пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Понятность речи зависит от многих факторов: от того, насколько слушатель знаком с говорящим, насколько близка и понятна тема, насколько эмоционально к ней относится говорящий, как он себя чувствует, от того, насколько шумно в помещении, и так далее.

Иными словами, понятность речи зависит не только от речи говорящего, но и от слушателя, самого сообщения и от ситуации речи.

Старайтесь работать над понятностью речи в теплой обстановке, создавайте для ребенка положительную мотивацию. Например, если вы попросили ребенка сделать заказ в кафе, а официантка никак не может понять, что он пытается сказать, мягко помогите ребенку. Не заставляйте его чувствовать расстройство или унижение. Но не старайтесь перехватывать инициативу, пока ребенок еще хочет добиться успеха. Будьте терпеливы и настойчивы, но не забывайте показывать малышу, что вы его любите и цените.

Пользуйтесь специализированной литературой для логопедов и дефектологов. На материале русского языка написано огромное количество книг, некоторые из них доступны в Интернет, например, в библиотеке PedLib.



Предварительный просмотр:

Летние творческие занятия с ребенком 0-3 лет

Летом так хочется понежиться на солнышке. И молодая мама стоит перед выбором - заниматься развитием ребенка летом или устроить ему каникулы? А ведь летом ребенок может увидеть, потрогать, попробовать все то, что зимой он, возможно, видел только на картинке - ягоды, фрукты, цветы, насекомые, речка или море... Развитие малыша летом не останавливается! Наоборот, продвигается быстрыми темпами. Особенно, если Вы ему в этом помогаете. А заниматься ли летом творчеством? А почему нет? Передайте вместе с малышом новые впечатления в творчестве! Вокруг столько яркого, красивого, интересного, вдохновляющего! Совместите приятное с полезным, ведь творчество:

развивает мелкую моторику и координацию рук ребенка;

повышает его эрудицию;

помогает не только получить новые знания, но и закрепить их;

помогает ребенку выразить его чувства и эмоции доступными, интересными и безопасными для окружающих способами;

развивает фантазию малыша;

объединяет Вас и Вашего ребенка общим увлекательным делом!

Если Ваш малыш никогда еще не занимался творчеством, лето - самая удобная пора для этого начинания. Потому что заниматься можно голышом, не боясь испачкаться и озябнуть. Начните с рисования. Если кроха уже перестал тащить все в ротик, предложите ему также аппликацию и лепку. Для своего 2-летнего сына я специально подбираю такие сюжеты для творческих работ:

чтобы они были связаны с темой "Лето",

подготовка к которым занимала бы минимум времени,

чтобы они были доступны и интересны,

чтобы с их помощью можно было дать новые знания, закрепить уже полученные и. конечно, поиграть.

Вот несколько примеров наших творческих работ.

Аппликация "На полянке"

 Возраст - от 1 года.

Приготовьте кусочки ниток разного цвета, бумажные листья.

Нанесите на бумагу клей ПВА.

Приклейте вместе с ребенком листья и "цветы" из ниток.

Пчелки

 Возраст - от 2 лет.

Вырежьте из ткани цветы и пчелок, из белой бумаги - крылья пчел.

Приклейте цветок к основе.

Сверху приклейте второй цветок, смазав клеем только его середину. У вас получится объемный цветок.

Пчелок можно сделать из желтой ткани в полоску либо из однотонной желтой ткани или бумаги, нарисовав на них полоски фломастером или краской.

А вот одна из самых простых идей для лепки.

Грибы (простой вариант)

Возраст - от 1,5 лет.

Приготовьте скорлупки грецких орехов - это будут шляпки грибов.

Скатайте из пластилина толстые колбаски - получатся ножки.

Вместе с ребенком соедините ножки и шляпки грибов.

Предложите ребенку и другие творческие задания:

Нарисуйте ладошками и пальчиками цветы, бабочки, солнце, море.

Сделайте аппликации-мозаики на летнюю тему.

Сделайте поделки из природных материалов.

Слепите пластилиновые игрушки на летнюю тематику.

Удачных Вам находок!



Предварительный просмотр:

Логопедические занятия - когда и зачем они нужны

Занятия с логопедом необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда коррекционная работа дает наилучшие результаты.

В логопедической помощи нуждаются разные дети по разным причинам. Любое нарушение речевой деятельности может привести к неприятным последствиям. Например, нарушение мелкой моторики повлечет за собой трудности в обучении письму, рисованию, труду. Нарушение фонематического слуха, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова затрудняют изучение иностранных языков, русского языка, математики.

Что делают логопеды?

Многие родители уверены, что логопеды только «ставят звуки», т.е. исправляют неправильное произношение. Но целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно: - развитие общей речевой активности

  • накопление словаря
  • развитие физического и речевого слуха
  • развитие грамматической стороны речи
  • развитие артикуляционной моторики
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения
  • развитие связной речи, и наконец, коррекция произношения



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста  с множественными нарушениями развития»

Учитель-дефектолог: Арутюнова И.Л.

     Успешное  осуществление детьми разных видов деятельности (игровой, изобразительной, трудовой), формирование у них различных способностей зависит от раннего начала, буквально с первых дней жизни, сенсорного воспитания. Включение сенсорного воспитания во все моменты жизни детей обеспечивает активное познание каждым ребёнком объектов и явлений окружающей действительности, их свойств и качеств (форма, размер, цвет, положение в пространстве, фактура, текстура и др.).

Рядом авторов (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. П. Сакулина, А. П. Усова и др.) сенсорное воспитание дошкольников рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов - ощущений, восприятия, представлений. Важнейшим его элементом является организованное педагогом обучение детей обобщённым и систематизированным знаниям о воспринимаемых качествах предметов, в результате которого, к концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей формируется система сенсорных эталонов и перцептивных действий как итог правильно организованного обучения и практики.

Для детей с множественными нарушениями развития (интеллекта и движений) характерны инертность нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему. Установления эмоционального контакта со взрослыми, потребности в общении с ними у детей в большинстве случаев не возникает. Дети не способны воспринимать различные раздражители даже при сохранных органах чувств. Восприятие сенсорной информации затруднено также вследствие имеющихся у детей гипер и гипочувствительности, непереносимости определённых запахов или повышенного реагирования на них. Дети манипулируют с предметами хаотично, неупорядочено, не учитывают свойства предметов, не переносят знания и опыт в новую ситуацию и тем самым не овладевают поисковыми способами ориентировки в окружающей. У большинства дошкольников имеются нарушения координации, точности и темпа движений. Дети с трудом воспроизводят даже заданные движения и позы, у них часто возникают сложности при выполнении действий, требующих переключения движений или быстрой смены поз. Вместе с тем дети данной категории обладают потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта, так как не у всех есть тяжёлые нарушения слуха и зрения. В связи с этим одной из задач коррекционной работы по обогащению сенсорной сферы является развитие ощущений и восприятий на основе предметной деятельности (И. М. Бгажнокова, Т. В. Варёнова, Эльке Крамер, И. Ю. Левченко, Т. Л. Лещинская, А. Р. Маллер, О. Г. Приходько. В. Радыгина, Г. В. Цикото, Л. М. Шипицына. Е. А. Якубовская и др.).

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта и движений направлено на развитие перцептивных действий, т. е. действий восприятия, в процессе которых дети выявляют свойства разнообразных объектов. В процессе рассматривания-обследования объектов окружающей действительности у воспитанников постепенно происходит накопление чувственного опыта в сочетании с моторной активностью, развиваются зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное и вкусовое восприятие. При организации работы с детьми данной категории следует учитывать, что зрительное восприятие взаимосвязано с восприятием равновесия и положения тела в пространстве (например, в случае, когда ребёнок учится фиксировать взглядом определённый предмет и для этого ему надо повернуть голову, и т. п.); слуховое восприятие развивается на базе восприятия колебаний (вибраций); тактильное восприятие предопределяет развитие вкусового восприятия и обоняния. В связи с этим сенсорное воспитание детей рекомендуется организовывать как разнообразную практическую деятельность с предметами с опорой на сохранные органы чувств и движения воспитанников. Все виды их деятельности необходимо сопровождать речью. Коррекционно-образовательная работа по сенсорному воспитанию детей с множественными нарушениями развития (интеллекта и движений) осуществляется систематически, последовательно и постепенно включается во все виды жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание и т. п.), игры (дидактические, подвижные и др.), занятия, трудовую деятельность, прогулки.

Для успешного обогащения и расширения сенсорного и сенсомоторного опыта детей данной категории необходимо:

  • учитывать возрастные психофизиологические особенности детей. Постоянно проявлять эмоционально-положительные чувства к ребёнку, адекватно и своевременно откликаться на проявления негативизма у ребёнка (плач, эмоции, действия);
  • инициировать у детей положительный эмоциональный отклик при непосредственном знакомстве с предметами. Воспитывать устойчивые реакции ребёнка на развивающие сенсорные стимулы: звук, цвет, вкус и другие раздражители, вызывающие положительное отношение к экспериментированию с объектами ближайшего окружения;
  • организовывать перцептивное восприятие детьми предметов и объектов по заранее продуманному плану. Использовать специальное оборудование и разнообразные приспособления для перемещения в пространстве с целью разнообразия ощущений и восприятия большего количества предметов;
  • сопровождать все виды деятельности детей внятной, правильной, доступной речью;

постепенно усложнять познавательные виды деятельности детей в сотрудничестве со взрослыми и детьми, развивать индивидуальные возможности детей;

•        поощрять проявления детьми самостоятельности (выполнение разнообразных действий с опорой, с помощью специальных приспособлений, совместно с детьми и педагогом, самостоятельно).

Предлагаем вашему вниманию примерные упражнения, способствующие расширению сенсорного восприятия и формированию перцептивных действий детей дошкольного возраста с множественными нарушениями развития (интеллекта и движений).

Упражнения, направленные на развитие и коррекцию тактильного восприятия:

  • массаж и самомассаж (действия похлопывания, лёгкого пощипывания и постукивания по верхним и нижним конечностям, бёдрам, туловищу (пальцами, ладонями, кулаками, различными предметами);
  • обливание частей тела тёплой водой; обсыпание мелким чистым песком; обёртывание тела и конечностей лентами, «плавание» в шариковом бассейне и др.;
  • релаксационные упражнения в сенсорной комнате. В качестве оборудования используются мягкие кресла-качалки, гамаки, сенсорные одеяла, кресло-груша, «мягкий остров» (матрас из приятного на ощупь материала со всевозможными сенсорными вставками), лечебные подушки, водные матрасы и т. д.;
  • рисование, отпечатывайте* пальцев, ладоней, стоп ребёнка (используются специальные пальчиковые краски и большие листы бумаги, мокрый чистый мелкий песок и т. п.).

Упражнения, направленные на развитие и коррекцию зрительного восприятия:

  • группировка однородных предметов по цвету (игры типа «Найди такую же», «Разложи по цвету (форме, величине)», «Занимательная коробка», «Почтовый ящик», «Бирюльки» и т. п.);
  • сравнение предметов контрастных размеров с использованием приёма приложения; складывание одинаковых и разных по величине предметов (с использованием игрушек-вкладышей); отбор и группировка предметов по величине (игры типа «Найди такой же»).

Упражнения, направленные на развитие и коррекцию слухового восприятия:

•        слушание различных мелодий (быстрых,  медленных), разнообразных шумов и звуков (журчание воды, пение птиц, шелест листьев, шуршание шин по асфальту и т. п.), звучания разных по тембру музыкальных инструментов* (барабан, флейта, арфа, пианино и т. п.);

•        совершенствование слухового восприятия детей в процессе специальных игровых
упражнений («Где звучит колокольчик?», «Найди Петрушку», «Кто сказал
мяу (авав,
му
и т. п.)?» и др.).

Упражнения, направленные на развитие и коррекцию кинетического восприятия:

  • стимуляция и поддержка попыток детей самостоятельно садиться, ползать, ходить, совершать повороты туловища (использовать стимулы — яркие предметы, игрушки, еду);
  • формирование умения сохранять устойчивое положение тела с помощью взрослых и специального оборудования (мягких модулей, поддерживающих ремней, стационарного оборудования и т. п.);
  • приучение действовать, придерживаясь определённого направления движения с опорой на зрительные ориентиры.

Упражнения, направленные на развитие и коррекцию вестибулярного восприятия:

  • общеразвивающие упражнения на развитие и укрепление: мышц плечевого пояса (поднимание рук вверх, вперёд, в стороны; сгибание и разгибание рук; хлопание в ладоши перед собой; размахивание руками вперёд-назад и т. п.); мышц спины и гибкости позвоночника (повороты вправо-влево; наклоны вперёд-назад; поднимание ног вверх из положения лёжа на спине и т. п.);
  • покачивание вперёд-назад, в стороны в гамаке, кресле-качалке, на водном матраце и т. п.;
  • повороты вправо-влево и вперёд-назад с использованием специального оборудования (гимнастический диск, кресло-качалка, стационарные качели со спинкой, надувная подушка, спасательный круг, гамак и т. п.);
  • покачивания на большом гимнастическом мяче: вперёд-назад, в стороны;
  • подпрыгивание на большом гимнастическом мяче.

Упражнения, направленные на развитие и коррекцию вибрационного восприятия:

•        элементы базальной стимуляции для развития вибрационных ощущений детей:

  • качание ребёнка на коленях, возле груди;
  • перенос ребёнка в специальных нагрудных переносках;
  • лёгкое растирание, похлопывание, постукивание по верхним и нижним конечностям, бёдрам, туловищу руками или различными предметами (пустые маленькие пластиковые бутылки; тканевые метёлки, мягкие маленькие веники);
  • обливание из душа тёплой водой или обсыпание мелким песком, камушками; покачивание на кровати с мягкими пружинами и т. п.

Упражнения, направленные на развитие и коррекцию вкусового и обонятельного восприятия:

  • смазывание губ, языка ребёнка с помощью ватных тампонов, смоченных в различных пищевых растворах (использовать: варенье, мёд, лимонный сок, солёный рассол);
  • проведение по губам и языку ребёнка кусочками пищевых продуктов (использовать: лимон, солёный огурец, арбуз и т. п.).

В заключение можно сказать, что в результате коррекционно-образовательной работы у детей дошкольного возраста с множественными нарушениями развития (интеллекта и движений) постепенно накапливается сенсорный опыт, который впоследствии становится основой формирования разнообразных видов детской

  Список использованной литературы

  1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / И. М. Бгажнокова [и др.]; под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : ВЛАДОС, 2007. — 239 с.
  2. Захарова, Ю. В. Коррекционно-педагогическая работа по сенсорному воспитанию детей с множественными нарушениями развития / Ю. В. Захарова // Збірник наукових праць Кам'янепь-Подільського університету iмені Івана Огіенка. — Серія соціально-педагогічна. — Вип. X. — Кам'янець-Подільський: Аксіома, 2008. — С. 378—380.
  3. Лещинская, Т. Л. Сенсомоторное обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью / Т. Л. Лещинская // Дэфекталогія. — № 4. — 2005. — С. 26—34.
  4. Лещинская, Т. Л. Дидактическое обеспечение занятий по сенсомоторному обучению / Т. Л. Лещинская // Дэфекталогія. — 2006. — № 1. — С. 24—31.
  5. Сенсомоторное обучение // Учебные программы центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (I—IV классы). — Минск, 2007. — С. 36—52.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

 «Как развивать потребность в речи у «особых детей»

и помочь увидеть то, что мы говорим».

Работа с особенными детьми включает в себя формирование и совершенствование разнообразных умений и навыков, необходимых для успешного общения. На основе речевого общения происходит усвоение новых знаний, умений и навыков, полноценное обучение и развитие личности ребенка.

Принципиальное значение имеет лишь одно - физиологичская потребность в речи.

Если открыт секрет - как создать потребность в речи, то будет и сама речь. Мы подошли к самому главному - нужно выработать у вашего особенного ребенка потребность в общении с помощью речи. Если у вашего ребенка появится потребность» в речи, желание выразить свои мысли, он начнет говорить. Но вы должны ему помогать в этом.

Роль слуха и зрения в развитии речи детей

1. Слуховой анализатор начинает функционировать с первых часов жизни ребенка. Первая реакция на звук проявляется у ребенка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями.

Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. К году ребенок овладевает умением подчинять деятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, поступающим от слухового анализатора. При помощи слуха малыш воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение.

Даже при небольшом понижении слуха - 20-25 дб - возникают затруднения в восприятии некоторых звуков. Снижение слуха приводит к недоразвитию речи. У глухих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. У них появляется лепет, который не получает

подкрепления со стороны слухового восприятия и постепенно угасает. В таких случаях речь без специальных занятий не развивается. Слух человека отличается от слуха животных тем, что в процессе эволюции он приобрел способность точно различать звуки человеческой речи (фонемы).

Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения. В раннем детстве ребенок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечетко,

искаженно. Поэтому дети смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь. Обычно к четырем годам ребенок овладевает умением различать на слух все фонемы родного языка.

2. Зрение имеет большое значение в развитии речи детей. Слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящего, пытается повторять их, хорошо подражает утрированным артикуляционным движениям.

3. Тактильно-вибрационная чувствительность используется при постановке звуков у детей.

Недостаточно четкие кинестетические впечатления от собственного неполноценного произношения восполняются ребенком за счет восприятия чужой речи.

4. Сначала у любого ребенка развивается ПОНИМАНИЕ речи и только потом он овладевает активной речью. Если сразу развивать активную речь, то результат будет нулевой. Ребенок овладевает незнакомым словом по следующей общей схеме: .а)выделяется либо первый, либо последний, либо самый сильный слог - пу; б) затем к освоенному слогу прибавляется второй по

экспрессивности - пуга; в) затем поочередно прибавляются все менее выраженные - пуговица.

Особенностью детской речи является ее ритмичность, которая проявляется уже в возрасте 8-9 месяцев. Ее основа - повторение одних и тех же звуков и фонем в период гуления и лепета. Первоначальные детские слова, которые используют и взрослые для общения с малышами, обычно являются двусложными, с повтором слога: ма-ма, бо-бо, дя-дя, ням-ням, ку-ку, там-там, ка-ка. Значение такой речи в том, что так проще учиться говорить. От таких слов затем легче переходить к более развитой речи, опять-таки через рифму (например, покочи ночи). К. Чуковский подметил, что в такой речи в 70% слов ударение падает на второй слог от конца. Особенностью рифмотворчества у детей является то, что РИФМОВАННАЯ РЕЧЬ ВЫСТУПАЕТ ВЕРБАЛЬНОЙ АРТИКУЛЯЦИЕЙ ДЕТСКОЙ КИНЕСТЕТИКИ.

Стихотворения детей в возрасте от 2 до 5 лет всегда возникают во время прыжков и подскакиваний.

Рифмы легче создавать в такт, дергаясь телом, прыгая и махая руками. Необходимо использовать эту особенность детей при овладении речью.

Как помочь увидеть то, что мы говорим

Зрение - тот анализатор, который дает возможность видеть речь, то есть понимать устную речь окружающих по движениям губ, лица, тела. Например, при внезапной глухоте необходима специальная система упражнений, чтобы в кратчайшие сроки слуховое звено в актах «слышу - повторяю», «слышу - понимаю», «слышу - отвечаю» заменить зрительным звеном: «вижу - повторяю», «вижу - понимаю», «вижу - отвечаю». В особенных случаях начинать нужно с развития и удержания внимания и взгляда ребенка на родителях. Вспомните, как мы разговариваем с младенцами. Мы качаем их, трогаем, гладим, проговариваем все, что делаем. Мы много говорим, ничего не требуя, и ждем того времени, когда малыш повторит за нами.

Вот и с особенными детьми начинать надо с привлечения внимания к себе и своему голосу. Каков бы ни был возраст ребенка, научитесь проговаривать и показывать все свои действия. Говорите четко, называйте и показывайте каждый предмет. Предложения должны быть лаконичные, короткие.

Прежде чем начать что-то говорить, надо привлечь к своему лицу зрительное внимание. Добивайтесь, чтобы ребенок на вас смотрел. Малыш постепенно научится смотреть на вас, фиксируя взгляд на ваших губах. Следите за тем, чтобы выражение вашего лица и ваше поведение соответствовали ситуации или содержанию речи, воспринимаемой вашим особенным ребенком. Направляйте хаотичное поведение вашего ребенка в нужное русло. Не давайте ему сидеть молча, уходить в себя, в свой безмолвный мир, но и предоставляйте возможность самостоятельно исследовать мир вокруг. Вытаскивайте его из сонного, равнодушного состояния. Умывая, одевая особенного ребенка, играя с мим, надо многократно произносить названия предметов, которые в данный момент находятся в поле внимания, и действий, которые производят ребенок и взрослый.

Как только вы заметите, что у ребенка появился блеск в глазах, он повернул голову, заинтересовался чем-то, вам нужно не упустить этот момент, использовать этот интерес. В дальнейшем вы сможете сконцентрировать внимание ребенка на более продолжительное время. Посмотрел ребенок на игрушку. Назовите. «Это собака. Собака лает. Это нос, это глаза, это рот, это уши, это лапы. А это у меня нос, это у тебя нос. Это у собаки глаза - это у тебя глаза. Это у меня глаза. Это у собаки уши. Это у тебя уши. Это у меня уши. У собаки лапы. У тебя руки, у тебя ноги. У меня руки, у меня ноги. Собака говорит - ав, ав». Даже если ребенок не повторяет за вами, это остается в памяти, и так накапливается пассивный словарь. Вы просите дать вам собаку, ребенок, зная это слово и соотнеся его с образом, берет собаку и дает ее вам. Вы будете многократно произносить это месяц, два, и однажды вы услышите в ответ слова вашего ребенка. Во время разговора следите за реакцией ребенка. Отражайте речь ребенка незамедлительно. Вы сказали звук «а», ребенок открывает рот, произносит нечто среднее между «о» и «ы». Похвалите его, скажите, что он молодец. Ведь у ребенка еще не развит фонематический слух, но он старается, он повторяет за вами, поэтому очень важно ободрять и хвалить ребенка. Родители должны проговаривать то, что произносит ребенок, но при этом ребенок должен это видеть. Если ребенок говорит невнятно, четко произносите звук и просите ребенка повторить за вами. При этом ваше лицо должно быть напротив лица ребенка. Ребенок должен видеть устную речь вокруг, и прежде всего те слова, фразы, которые он произносит. Взрослые в семье должны научиться повторять все, что произнес ребенок (это так называемая отраженная речь), но так, чтобы он это видел. Необходимо поощрять любое высказывание ребенка, подхватывать его, повторять тут же, сразу, пока внимание малыша на этом сосредоточено.

Так воспитывается зрительное внимание к речи, потребность повторять то, что говорит взрослый.

Учитель-дефектолог: Арутюнова И.Л.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Оборудование учебного места для особых детей»

Учитель-дефектолог: Арутюнова И.Л.

Наличие учебного места дисциплинирует ребенка, вырабатывает учебные навыки. Желательно оборудовать для занятий место. Это должен быть удобный для ребенка и мамы стол. Над столом должно быть хорошее освещение, лучше лампа дневного света. Во время занятий садитесь напротив ребенка, чтобы он мог установить с вами зрительный контакт, видеть ваши глаза, рот, выражение лица, понимать, что вы делаете, и копировать ваши действия. Иногда я садилась рядом с учениками, они использовали боковое зрение, оборачивались ко мне, чтобы заглянуть в глаза.

Зеркало

Ребенок должен постоянно видеть себя в зеркале. Ведь вам придется учить его мимике, делать артикуляционные упражнения, глядя в зеркало. Еще одно зеркало должно отражать вас и ребенка в полный  рост, когда вы встаете из-за стола и делаете фонетическую ритмику. Наблюдая, с какой радостью дети прыгают, танцуют перед зеркалом, родители с огорчением признавали, что дома нет большого зеркала и ребенок себя в нем не видит. Зеркало помогает ребенку осознать себя и других. В возрасте 18 месяцев развивается ощущение себя, или самосознание. До того, как у детей разовьется самосознание, они не узнают свой образ в зеркале. Как правило, им кажется, что они смотрят на другого ребенка. Некоторые дети трогают зеркало или заходят за него в поисках ребенка, которого они там увидели. Ребенок видит в зеркале себя, маму. Он изучает свое тело, открывает и закрывает рот, хмурит брови, трогает волосы. У особенных детей этот процесс происходит гораздо позже. Они не узнают себя в зеркале, отводят взгляд, если зеркало находится около лица. Некоторые дети отталкивают зеркало от себя руками. В каком возрасте появится это узнавание, самосознание

(сознание самого себя), зависит от созревания нервной системы и, конечно, воспитания. Зеркало помогает ребенку задержать взгляд на том, что ему интересно. Вы можете помочь ребенку зафиксировать взгляд в зеркале, если эмоционально, меняя темп высоту голоса, Будете комментировать ситуацию.

Я всегда обращаю внимание ребенка на то, какие у него красивые глаза дотрагиваюсь до щек, лба, ушей и называю части тела.

Иногда дети смотрят на изображение в зеркале и на того человека, который находится рядом, трогают этого человека. Если ребенок фиксирует взгляд на каком-то предмете, вы должны обыграть эту ситуацию, все проговорить. Происходит начало вашего общения. Старайтесь объединить взгляд с указательным жестом. Совет: перед зеркалом можно надевать вместе с ребенком одежду, головные уборы, перчатки, галстуки, украшения, парики, наряжаться. Ребенок видит, как меняется внешность в зеркале, появляется устойчивый интерес. Дети любят переодеваться. Используйте это, надевайте бусы, цепочки, клипсы, браслеты на руки, на ноги. Браслеты могут быть с колокольчиками или яркого цвета. Ребенок со вниманием начинает смотреть на свои руки и ноги.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

«Игры со свечами для детей с аутизмом»

Учитель-дефектолог: Арутюнова И.Л.

В работе с аутичным ребенком важная роль отводится психологической коррекции, которая направлена на преодоление негативизма, на установление контакта с ребенком, на преодоление сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессии.

Для решения этих задач, имеют значение специальные игровые упражнения со свечами, которые могут проводить родители в условиях семейного воспитания.

Издавна известно, что горящая свеча привлекает внимание не только взрослых, но и детей. Свечи завораживают, успокаивают, уносят в удивительный мир спокойствия и гармонии. Редкого человека оставит равнодушным мерцание свечи. Играя с ребенком, Вы и сами окунетесь в прекрасный мир.

 Приведем несколько примеров игровой деятельности в условиях семьи, которые будут способствовать формированию эмоций у ребенка.

1. Прогулки в темноте

Когда стемнеет, не включайте свет, зажгите свечу, возьмите ребенка за руку и походите с ним по дому, освещая путь свечой. При этом загадочно разговаривайте с ребенком. Говорите ему как красиво вокруг. Поищите спрятавшегося котенка.

2. Рисование дымом

Держа в руке потушенную свечу, рисуем в воздухе дымом: "Смотри, какой дымок в воздухе! Чувствуешь запах?” Затем дуем или размахиваем руками, чтобы дым рассеялся.

3. Подуем на огонек

Установите длинную свечу устойчиво и зажгите: «Смотри, свечка горит – как красиво!» Помните, что ребенок может испугаться – тогда отложите игру. Если реакция положительная, предложите подуть на пламя: «А теперь подуем… Сильнее, вот так – ой, погас огонек. Смотри, какой поднимается дымок». Скорее всего, ребенок попросит зажечь свечу снова. Кроме получения удовольствия задувание огонька свечи полезно для развития дыхания.

4. Праздник на воде

Наполнив таз водой, опустите на ее поверхность одну или несколько плавающих свечей – в темной комнате (например, в ванной с прикрытой дверью) получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами, зрелище. Для устойчивости можно поставить свечи на пластмассовые тарелочки из кукольной посуды.

5. Холодно – горячо

Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратив внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Так же можно растопить кусочек льда, мороженого или сливочного масла. «Дотрагиваться до огонька нельзя – горячо! Можно обжечься. Давай подержим над огоньком кусочек льда. Смотри, лед тает».

6. День рождения

Приготовьте зефир в шоколаде либо пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек – сегодня «День рождения Мишки». Вместе с ребенком накройте на стол, пригласите гостей, спойте песенку. Затем торжественно внесите «праздничный торт» и задуйте свечи.

Всем родителям аутичных малышей хочется пожелать: не стоит всей семьей метаться в поисках чудесного избавления. Самое большое чудо, способное победить любой недуг, - это вера в успех терпение, целеустремленность и конечно же любовь к своему ребенку.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Дизартрия - что это такое? Дизартрия у детей: виды, причины, симптомы»

Определение термина

Как говорят специалисты, речевая дизартрия – это нарушение речи, при котором ухудшается связь между ЦНС (центральной нервной системой) и речевым аппаратом. Данное заболевание выражается в том, что произношение отдельных звуков или слогов затруднено. Возможно искаженное их произношение. Однако невозможно выделить, какой именно звук вызывает у ребенка затруднения, поскольку нарушенной является вся произносительная часть речи.

Внешние проявления заболевания

Основным показателем дизартрии является расстройство артикуляции отдельных звуков, а также дефекты голосообразования. Это касается нарушения темпа речи ребенка, ритма и интонации. Все эти особенности могут быть выражены в разной степени и сочетании. Зависит это от многих факторов: места поражения нервной системы (центральной и периферической), а также от тяжести имеющегося нарушения и времени, когда дефект возник.

Признаки дизартрии

Характеристика дизартрии включает в себя такие признаки заболевания:

  • ограничение подвижности мышц лица;
  • нечеткая речь;
  • голос может быть тихим или, наоборот, резким;
  • ритм дыхания нарушен;
  • речь может быть ускоренной или, наоборот, замедленной;
  • проблемы с жеванием, полосканием рта;
  • общая неуклюжесть;
  • трудности с ежедневными выполнениями действий, таких как шнуровка или застегивание пуговиц.

Основные причины

Дизартрия - что это такое? Это нарушение речи человека, основной причиной которого являются различные повреждения нервных центров, которые расположены непосредственно в головном мозге. Они отвечают за артикуляцию, а именно за способность человека управлять органами, которые участвуют в образовании звуков речи и произношении их.

Помимо этого, причинами дизартрии могут быть:

  • черепно-мозговые травмы различной тяжести;
  • инсульты (в наибольшей степени способствуют развитию заболевания стволовые их формы);
  • заболевания головного мозга, например, энцефалит, менингит, а также опухоль;
  • детский церебральный паралич;
  • рассеянный склероз;
  • родовые травмы или внутриутробные заболевания (инфекционные заболевания матери, токсикоз, алкоголизм, наркомания, затяжные или, наоборот, стремительные роды, асфиксия и др.).

Чему нужно учить ребенка?

Дети, у которых диагностирована стертая форма дизартрии, практически не отличаются от своих сверстников и очень редко привлекают к себе внимание. Но все же у них есть некоторые характерные особенности. В первую очередь они нечетко говорят и страдают нарушением аппетита. Им трудно пережевывать твердую пищу, поэтому такие дети часто отказываются от мяса, моркови, твердого яблока. Можно заметить, что они часто держат непережеванную пищу за щекой. Ошибкой родителей в таком случае бывает то, что из рациона эти продукты они убирают, тем самым еще больше усугубляя состояние ребенка. Лучше приучать малыша к твердой пище, правда, делать это желательно постепенно.

А вот с гигиеническими навыками все гораздо сложнее, поскольку они требуют четкого действия мышц. Ребенок с дизартрией не сможет полоскать рот, так как мышцы, которые задействованы в этом процессе, плохо развиты. Задача родителей – научить надувать щеки и удерживать таким образом воздух, перекачивать из одной стороны в другую, втягивать щеки и при этом держать губы сомкнутыми. Выполняя регулярно эти упражнения, ребенок сможет самостоятельно полоскать рот.

Шнуровать ботинки и застегивать пуговицы такие дети тоже постоянно отказываются. Для обучения эти навыкам нужно постепенно заниматься развитием мелкой моторики рук, используя для этих целей специальные упражнения. Например, сначала тренироваться выполнять данные действия на куклах или на снятой верхней одежде. Взрослый принимает в этом активное участие, а не просто пассивно наблюдает. После неоднократного повторения этих действий ребенок сможет сам себе застегивать пуговицы на одежде.

Также ребенка необходимо обучать зашнуровывать обувь. Для выработки этого навыка родителям помогут специальные фигуры из картона, на краях которых есть отверстия на расстоянии в 1 см друг от друга. Задача ребенка – продеть во все эти дырочки шнурок, который имеет металлический наконечник. Действия должны быть направлены на обматывание краев. Для поддержания интереса к подобным упражнениям фигуру можно украсить на ваше усмотрение. Можно даже позволить ребенку сделать из этой фигуры с помощью собственноручной шнуровки игрушку-подарок для лучшего друга. После многочисленных таких действий ребенок легко сможет шнуровать сначала ботинки, которые сняты с ног, а потом и непосредственно обутую обувь.

Трудности возникают и во время изобразительной деятельности. Малышам трудно держать правильно ручку и карандаш, пользоваться ножницами, а также регулировать нажим на карандаш или кисточку во время процесса. Для обучения работы с ножницами рекомендуется родителям проводить так называемые совместные действия, то есть вложить свои и пальцы ребенка в кольца ножниц и таким образом отрабатывать подобные действия. При постепенном развитии мелкой моторики можно выработать точность движений, необходимую для творческой деятельности.

Физические упражнения и любая другая подобная деятельность вызывают некоторые трудности. Стертая дизартрия у детей не позволяет выполнять движения в соответствии со слышимой музыкой.

Диагностика заболевания

Диагноз «дизартрия» (что это такое, было рассмотрено в начале статьи) может быть поставлен уже при первоначальном осмотре неврологом или логопедом. Для установления причины заболевания используются, как правило, методы обследования с использованием техники.

Коррекция дизартрии

Дети, у которых диагностирована дизартрия речи, нуждаются в постоянном специальном обучении, которое направлено на исправление дефектов звуковой части речи ребенка, развитие его лексического запаса, грамматического строя, навыков письма и чтения. Коррекция проводится в специализированных учебных учреждениях - школах и садах.

Логопед, который проводит коррекционные занятия, должен четко знать и понимать структуру речевого дефекта каждого вида дизартрии, механизмы моторики ребенка, как общей, так и речевой. И к каждому ребенку специалист находит индивидуальный подход, учитывая личностные особенности пациента. Независимо от того, какая у ребенка дизартрия, лечение должно быть доверено исключительно профессионалам.

Если наблюдается легкая степень этого заболевания, достаточно пройти специальный курс коррекции, а после него жить в привычных условиях и выполнять упражнения с родителями, которые прошли подробный инструктаж перед этим. А вот тяжелые формы дизартрии требуют постоянного нахождения ребенка в специализированных коррекционных заведениях (как правило, это специнтернаты), которые специализируются на обучении и воспитании детей с дефектами речи. После окончания подобного учреждения ребенок получит аттестат о неполном среднем образовании.

Вся коррекционная работа включает в себя определенные этапы:

  • логопедические занятия, которые направлены на формирование лексико-грамматического и фонетического компонентов речи;
  • специализированные занятия, основная цель которых заключается в исправлении коммуникативной функции речи;
  • коррекция письма;
  • развитие пространственного мышления.

Развитие моторики

Вместе с проведением логопедических коррекционных занятий требуется развитие общей моторики ребенка. Хорошо зарекомендовала себя особая дыхательная гимнастика, автором которой является Стрельникова А. Н. Все упражнения направлены на развитие речевого дыхания. Помогут справиться с проблемой гирудотерапия, ЛФК, различные виды массажа, физические процедуры, направленные на укрепление организма. При проведении данных процедур ребенок должен находиться в дневном стационаре. Курс лечения, как правило, длится до 4 недель. После этого срока при положительной динамике лечение может продолжиться в амбулаторных условиях.

Для того чтобы дизартрия (что это такое, можно прочитать в начале статьи) была устранена, очень важно, чтобы родители обратились к специалистам на ранних стадиях.

  • Консультацию подготовила : учитель-логопед Арутюнова И.Л.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему :

«Общее недоразвитие речи (ОНР)  у детей дошкольного возраста»

нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д
С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:

  • 1 уровень речевого развития - «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
  • 2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
  • 3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
  • 4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
  • Характеристика ОНР
  • В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.
  • Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.
  • У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.
  • В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.
  • Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.
  • При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.
  • Консультацию подготовила : учитель-логопед Арутюнова И.Л.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Предлагаю поиграть с ребёнком дома»

(дидактические игры по развитию речи)

"Закончи предложение"

(употребление сложноподчинённых предложений)

-Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)

-Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)

-абушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)

- Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)

-Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)

-Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

-Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)

-Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

-Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

-Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)

"Режим дня"

8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.

"Кому угощение?"

( употребление трудных форм существительных)

Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

"Назови три слова"

(активизация словаря)

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

-Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

-Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

"Кто кем хочет стать?"

(употребление трудных форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

"Зоопарк"

(развитие связной речи).

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид;

2. Чем питается.

Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

"Сравни предметы"

(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).

В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

Взрослый сообщает, что в детский сад прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. "Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди".

Например: Взрослый: "У меня нарядный фартук".

Ребёнок: "У меня рабочий фартук".

Взрослый: "Он белого цвета в красный горошек".

Ребёнок: "А мой - тёмно-синего цвета".

Взрослый: "Мой украшен кружевными оборками".

Ребёнок: "А мой - красной лентой".

Взрослый: "У этого фартука по бокам два кармана".

Ребёнок: "А у этого - один большой на груди".

Взрослый: "На этих карманах - узор из цветов".

Ребёнок: "А на этом нарисованы инструменты".

Взрослый: "В этом фартуке накрывают на стол".

Ребёнок: "А этот одевают для работы в мастерской".

"Кто кем был или что чем было"

(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

"Назови как можно больше предметов"

(активизация словаря, развитие внимания).

Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

"Подбери рифму"

(развивает фонематический слух).

Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок,

Песню пел в траве ... (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.



Предварительный просмотр:

Развитие крупной моторики в норме  (напрямую зависит от развития речи ребенка)

От 2-х до 12-ти первых часов жизни ребенок обнаруживает навыки, приобретенные внутриутробно. Он ведет себя «не по возрасту»: удерживает головку, прослеживает глазами за предметом, повторяет некоторые движения окружающих его взрослых. Эти остаточные умения достаточно быстро уходят и появляются позже. Их исчезновение следует рассматривать как естественную физиологическую закономерность, а не патологию.
Первая неделя жизни знаменуется стабилизацией физиологических процессов: дыхания, сердцебиения, пищеварения и т.п. В это время у детей могут наблюдаться явления, вызывающие тревогу. Например, давление может подниматься до 200 мм рт. ст. или снижаться до 50-60 мм рт. ст. Важно знать, что такие перепады вызваны не болезнью, а особенностями периода «наземной» жизни ребенка. В этот период он теряет более раннюю способность прослеживать взглядом за чем-либо, имитировать звуки и прочее. Из прежних автоматизмов остаются лишь сосательный и шаговый. Такие потери следует рассматривать как «плату» за освобождение от родового стресса, связанного с мощным воздействием окружающей среды.
2-я - 12-я недели - первый период обучения. Физиологические процессы относительно налажены, и ребенок начинает отражать стимулы внешней среды: он учится осязать, слышать, видеть. В этот период происходит активное формирование синаптических связей и, следовательно, закладываются базисные функции.
3-18 месяцев - период активного развития сенсорных систем. Ребенок становится способным сидеть и передвигаться, что приближает его к источникам познания. У него появляется возможность вертикального обзора пространства, что качественно меняет свойства воспринимающих систем. Возникает возможность произвольного манипулирования предметом, например, игрушкой: взять, бросить, повернуть и т.п. В рамках этого периода ребенок начинает понимать речь и произносить первые слова.
В периоде от 1,5 до 3 лет главное то, что у детей появляется сознание. Приобретается фиксируемый сознанием жизненный опыт. Становятся заметными первые «ростки» межполушарной асимметрии мозга. Активно развивается речь, способность осмысливать связь предметов и символы. Одновременно в это вступает препятствующий артикулированию сосательный автоматизм. Многие дети помнят события этого периода, отнесённые к зародившемуся собственному «Я», становятся способными дифференцированно относиться к разным людям, животным, ситуациям.
3-7 лет - дошкольный период. В это время практически начинается формирование основных двигательных, гностических и праксических систем. Ребенок готов к школьному обучению. Очень важно, что в этом возрасте функции рук и ног получают автономное друг от друга функционирование, что необходимо для обучения письму.
7-17 лет - школьный период. Главное здесь - формирование абстрактного мышления, а также способности к собственному, индивидуальному мышлению. Важным является также пребывание ребенка в коллективе, где он постигает правила общественного поведения. Особую трудность представляет адаптация школьников к половому созреванию, совмещение физиологических потребностей и прививаемых им правил морали.

Онтогенез развития общей и мелкой моторики

1 год.

  • Садиться без помощи
  • Брать предмет (шнур, маленький зверек из ткани или другие игрушки)
  • Держать ложку
  • Развитие захвата по принципу пинцета

2 года.

  • Умение поймать предмет (мягкий моторика резиновый или пластиковый мяч средней величины)
  • Взбираться на препятствия и перелезать через
  • Простой бег с препятствиями
  • Поднимать с пола игрушки, не присаживаясь
  • Подняться по лестнице
  • Катить мяч
  • Бежать без поддержки
  • Идти в сторону и назад
  • Гимнастика: коснуться носков
  • Набирать ложкой сахар
  • Поднимать монеты
  • Открывать различные емкости
  • Снимать носки
  • Складывать бумагу
  • Писать каракули

3 года.

  • Стоять на одной ноге
  • Играть в футбол (два стула, большой мяч)
  • Стоять на носках
  • Игра в кегли
  • Бросать мячи в корзину
  • Бельевые прищепки

4 года.

  • Подъем по лестнице переменным шагом
  • Бег с препятствиями средней трудности
  • Прыжки "лягушкой" без остановки
  • Пропрыгать на одной или двух ногах расстояние в 5 м
  • Сохранять равновесие во время одновременных движений руками и ногами
  • Перекатываться по полу
  • Идти по линии, не теряя равновесия
  • Ощупывать и узнавать различные предметы по контуру
  • Отрезать кусочки от полоски бумаги

5 лет.

  • Бросить мяч в кольцо
  • Кувыркаться
  • Пронести несколько метров в ложке картофелину
  • Балансировать без помощи
  • Сложить бумагу и разрезать ее в четырех местах
  • Развесить на веревке белье

6 лет.

  • Бег со сложными препятствиями
  • Ударить по бейсбольному мячу
  • Пробежать, изображая тачку
  • Прыжки со скакалкой
  • Игра в "классики"
  • Балансировать на балке
  • Закрепить кнопки на доске

Консультацию подготовила : учитель-логопед Арутюнова И.Л.



Предварительный просмотр:

ВЫРЕЖИ, СОСТАВЬ, ПРИКЛЕЙ, РАСКРАСЬ,

ПРОЧИТАЙ

Дидактическая  игра для детей  с  ОВЗ

Автор: учитель-логопед.  Арутюнова И.Л.

Описание игры

Дети и даже взрослые любят собирать современные мозаики - пазлы. Сегодня деятельность ребёнка насыщена разнообразными играми. Рисунок, сделанный на бумаге или фланелеграфе, разрезается на множество частей, а затем ребёнку предлагается собрать всё в единое целое по заданному образцу. И это трудное, но  в тоже время интересное и полезное для него занятие.

А что если ребёнок вырежет сам кусочки пазла, затем сложит его воедино и приклеит фрагмент  к  фрагменту, да ещё и раскрасит его, а затем и прочитает, что там написано.

Самое главное в этой работе не мешать ребёнку, а лишь только ненавязчиво направлять по правильному пути.

Такой вид работы, на мой взгляд, очень подходит для детей с речевыми проблемами  и для детей с ограниченными возможностями здоровья, т.к. все дети проходят определённые линии развития и у одних они идут в норме, а у других отстают в развитии. Дети лучше запоминают новые понятия, развивают тонкую моторику рук, координацию движений, тренируют мышцы кистей рук, готовят руку к письму. Знакомят с параллельным написанием слов.

Главное достоинство данного упражнения в возможностях самостоятельного выполнения всех этапов задания самим ребёнком.

Дети с отставанием в развитии могут выполнять эту работу совместно со взрослым.

Описание упражнения «Разрезные пазлы»

Материал: лист бумаги с нарисованными  пазлами,  ножницы с закруглённым концами, клей, лист картона.

Цель:

  • научить вырезать по заданному контуру, конструировать, клеить, раскрашивать
  • Развитие тонкой моторики, координации движений, тренировка мышц кисти руки
  • Подготовка пальцев к письму

Возраст: от трёх лет

ЭТАПЫ:

1 этап. РЕЗАНИЕ.

2 этап. КОНСТРУИРОВАНИЕ.

3 этап. ПРИКЛЕИВАНИЕ.

4 этап. РАСКРАШИВАНИЕ.

5 этап. ЧТЕНИЕ.