Начальные классы

Урок русского языка в 4 классе по тема «Простое и сложное предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_prostye_i_slozhnyepredlozheniya.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Урок русского языка 4 класс

Тема: «Простое и сложное предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного ».

Цели:  познакомить с понятиями  «простое» и «сложное» предложение, научить определять простые и сложные предложения; развивать умение устанавливать связь слов в предложении, умение различать предложения разной структуры, ставить  в них знаки препинания.

Метапредметные УУД,  формируемые на уроке:

Регулятивные:

  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Прогнозировать предстоящую работу.
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

  • Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
  • Устанавливать причинно – следственные связи.
  • Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные:

  • Развитие умения слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Умение работать в паре.

Личностные УУД:

  • Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  • Создание ситуации формирования первоначального опыта сотрудничества со взрослыми (учителем) в учебном процессе.

Планируемые результаты урока

 Предметные:

знать характерные черты сложного предложения и  простого предложения;

 уметь выделять грамматическую основу предложения;
 
уметь определять вид предложения ;
 
уметь ставить знаки препинания между частями предложения;                       составлять сложные предложения.

Оборудование: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 4 кл.: Учебник:в 2ч./В.П Канакина, В.Г Горецкий М.:Просвещение/Учебник,2017.-Ч.1.; раздаточный материал,  карточки –схемы предложений, карточки - «светофор».

                                                                Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш  урок.

Друг на друга  посмотрите,

Улыбнитесь и садитесь!

II. Актуализация знаний и мотивация

- Сегодня на уроке много интересных заданий, но сначала откройте свои тетради, запишите дату и классная работа.

-Ребята, приготовились к словарному диктанту. Я буду диктовать вам словосочетания, ваша задача - записать слова и подчеркнуть в них непроверяемые орфограммы..

Тракторный завод, сельское хозяйство, календарь природы, известный человек, весёлые каникулы, передовой комбайнёр, багажный вагон, стороны горизонта.        Взаимопроверка: - Поменяйтесь тетрадями в парах и проверьте работы друг друга.  

Оцените работу друга знаками: (« ! » - отлично выполнил,  «+» - хорошо,  «-» - не справился с работой ).

III. Постановка учебной задачи.

-Ребята, посмотрите, на доске написаны два предложения. Прочитайте их.

Со…нце встало и осв…тило окрес…ность.

Со…нце встало, и окрес…ность оз…рилась светом.

-Хорошо! Ребята, а чем  похожи эти предложения?
-Чем они отличаются?

- Что вызвало у вас затруднение? Почему? (Во втором предложении 2 основы).

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы объясняя орфограммы. (Один ученик работает у доски, анализируя первое предложение.

-Найдите и подчеркните главные члены предложения, подпишите, какой частью речи они выражены.

-Назовите грамматическую основу в перовом предложении?

-Какую роль играет в этом предложении союз и?
-Нужна ли здесь запятая?
 

(Второй ученик анализирует второе предложение,  остальные в тетради).

-Найдите грамматическую основу во втором предложении.

-Какую роль играет в этом предложении союз и?
-Нужна ли здесь запятая?

-А как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на уроке?

-О каких предложениях?

-Кто может сформулировать тему урока?

 - Правильно: «Простые и сложные предложения» .

-Сформулируйте цель нашего урока? (Познакомиться с  предложениями с двумя грамматическими основами)

-Вот мы и поставили цель! Молодцы! А теперь начнем работать, чтобы достичь поставленных целей.

IV. Открытие нового знания.

 Работа по учебнику.

 Упр. 49 (с. 31).

- Прочитайте первое предложение. Что вы можете о нём сказать? ( Это простое предложение.)

- Как вы это поняли?  (Одна грамматическая основа. Денёк выдался.)

- Спишите предложение в тетрадь и подчеркните его основу.

- Прочитайте второе предложение. Что вы можете о нём сказать?  (Это сложное предложение.)

- Докажите. (Три грамматические основы. Тучи рассеялись, ветер улёгся, солнце выглянуло.)

- Как простые предложения отделены друг от друга? (Запятыми.)

- Спишите предложение в тетрадь и подчеркните грамматические основы (Самостоятельная работа в тетрадях. Взаимопроверка.)

- На с. 32 прочитайте сведения  о языке (Выполняет хорошо читающий  ученик.)

- Что же вы узнали, какое предложение называется сложным(Состоящее из нескольких (два и более) простых предложений.)

- Сколько грамматических основ может быть в сложном предложении? (Две и более основ.)

-Как отделяются друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного? (С помощью запятой.)

 Физкультминутка

Встали  дружно.

Все руками помахали.

Головою покивали.

Улыбнулись мы соседу справа

И соседу слева…

Ручками похлопали.

Ножками потопали.

На места все сели,

На меня все посмотрели.

- Продолжаем наш урок

V. Первичное закрепление. 

1. Парная форма работы

-  У каждого из вас на парте лежат карточки с заданием. Прочитайте внимательно задание.

-Вспомните, чем отличается простое предложение от сложного.

Карточка

Распредели предложения в две группы: простые предложения и сложные. В таблицу ответов запишите только номер предложения.

  1. На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.
  2. Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.
  3. Пеликан бродил вокруг нас, шипел и кричал, но в руки не давался.

      4.  Мороз крепчал, но дети не мёрзли.

      5. Мороз крепчал, но не кусался.

      6. Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.

      7. Охотник зарядил ружье, и раздался выстрел.

      8. Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.

       9. Молодые побеги сморщились и завяли.

       10. Дорога пропадает в роще, а потом она исчезает в овраге.

       11. Дорога пропала в роще, и спина путника исчезла.

Простые предложения

Сложные предложения

-Поднимите руку, кому непонятно задание? На выполнение этого задания у вас есть 4 минуты.

Проверка:

--На доске вы видите правильные ответы. Сравните с тем, что получилось у вас.

-Чем похожи пары предложений?

-Чем отличаются предложения?

-На что стоит обратить внимание, чтобы не допускать ошибки при постановке запятых?

-Поднимите руки те, кто допустил ошибки? Что не получилось?

-Ребята, скажите, чем простое предложение отличается от сложного предложения?               2. Фронтальная работа                                                                                                                                                 - Давайте составим схемы предложений. Схема 2 предложения – 1 учащийся, схема 7 предложения – 2 учащийся, 10 предложение – 3 учащийся, 4 предложение – 4 учащийся. Проверка: сравнить с ответами на доске.

На магнитной доске вывешиваются схемы.

[ __ ‗ ] ,  [ __ ‗ ].

 [ __ ‗ ] , и [ __ ‗ ].

[ __ ‗ ] , а [ __ ‗ ].

[ __ ‗ ] ,но [ __ ‗ ].

- Когда в сложных предложениях ставится запятая?

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой.

1. Работа по вариантам

-В учебнике на с.36, упр.49 . Ребята, прочитайте задание!
-Прочитайте выразительно поэтические строки. Хорошо!

-Прочитайте выражения, которые употреблены в переносном значении.
-Какую роль эти слова играют в тексте?

Задание мы будем выполнять по вариантам.

1 вариант списывает первое предложение.

2 вариант списывает второе предложение.

-Выделить грамматическую основу в предложении, определить, вид предложения: сложное или простое.

Проверка:

-Поднимите руки, кто справился с заданием? Проверим устно. Прочитайте предложение, которое вы списали, и скажите простое оно или сложное? Как определили? Докажите.

-Итак, ребята, скажите, чем отличается сложное предложение от простого предложения?

-Как связаны, части сложного предложения?

2. Индивидуальная работа по карточке:

 Впишите союзы и, а, но. Поставьте запятые.                                                                                                  Шарик в воду залезал _ дядя Фёдор его намыливал _ шерсть расчёсывал.                                          Кот по берегу ходил _ грустил о далёких океанах. 

- Скажите,  с помощью чего части  предложения объединяются в сложное предложение? (Ученики указывают способ связи в предложении)

-Давайте сравним наши наблюдения с выводами в учебнике. Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

-Что вы можете сказать о знаках препинания в сложном предложении? (Ответы детей)

-Хорошо! Молодцы!

Вывод:

-Какие предложения называются сложными?

-Назовите способы связи частей в сложном предложении?

VII. Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу. Скажите, какая тема урока у нас сегодня была?

-Какие цели мы ставили на урок?

-Хорошо, молодцы!

-Прочитайте предложения, которые представлены на доске и соотнесите их со схемами.

Предложения: 

В дуплах старых осин располагаются ночные птицы и запасливые белки.

Труд кормит, а лень портит.

Мы зашли к старику, а потом  отправились дальше.

[ _ ‗ и _ ].

 [ __ ‗ ] , а [ __ ‗ ].

[ _ __, а _  ].

VIII. Итог урока:

-Оцените свою работу на уроке, используя карточки «Светофор»:

(На доске таблица с предложениями)                                                                                           - Я хорошо понял новый материал – «зеленый цвет»

-Я немного ошибался на уроке – «жёлтый цвет»

-У меня возникло много трудностей, я не понял, чем отличаются простые и сложные предложения – «красный цвет».

IX. Домашнее задание.