Начальные классы
Урок русского языка в 4 классе по тема «Простое и сложное предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_prostye_i_slozhnyepredlozheniya.docx | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 4 класс
Тема: «Простое и сложное предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного ».
Цели: познакомить с понятиями «простое» и «сложное» предложение, научить определять простые и сложные предложения; развивать умение устанавливать связь слов в предложении, умение различать предложения разной структуры, ставить в них знаки препинания.
Метапредметные УУД, формируемые на уроке:
Регулятивные:
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Прогнозировать предстоящую работу.
- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
- Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
- Устанавливать причинно – следственные связи.
- Обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные:
- Развитие умения слушать и понимать других.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
- Умение работать в паре.
Личностные УУД:
- Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Создание ситуации формирования первоначального опыта сотрудничества со взрослыми (учителем) в учебном процессе.
Планируемые результаты урока
Предметные:
знать характерные черты сложного предложения и простого предложения;
уметь выделять грамматическую основу предложения;
уметь определять вид предложения ;
уметь ставить знаки препинания между частями предложения; составлять сложные предложения.
Оборудование: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 4 кл.: Учебник:в 2ч./В.П Канакина, В.Г Горецкий М.:Просвещение/Учебник,2017.-Ч.1.; раздаточный материал, карточки –схемы предложений, карточки - «светофор».
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок.
Друг на друга посмотрите,
Улыбнитесь и садитесь!
II. Актуализация знаний и мотивация
- Сегодня на уроке много интересных заданий, но сначала откройте свои тетради, запишите дату и классная работа.
-Ребята, приготовились к словарному диктанту. Я буду диктовать вам словосочетания, ваша задача - записать слова и подчеркнуть в них непроверяемые орфограммы..
Тракторный завод, сельское хозяйство, календарь природы, известный человек, весёлые каникулы, передовой комбайнёр, багажный вагон, стороны горизонта. Взаимопроверка: - Поменяйтесь тетрадями в парах и проверьте работы друг друга.
Оцените работу друга знаками: (« ! » - отлично выполнил, «+» - хорошо, «-» - не справился с работой ).
III. Постановка учебной задачи.
-Ребята, посмотрите, на доске написаны два предложения. Прочитайте их.
Со…нце встало и осв…тило окрес…ность.
Со…нце встало, и окрес…ность оз…рилась светом.
-Хорошо! Ребята, а чем похожи эти предложения?
-Чем они отличаются?
- Что вызвало у вас затруднение? Почему? (Во втором предложении 2 основы).
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы объясняя орфограммы. (Один ученик работает у доски, анализируя первое предложение.
-Найдите и подчеркните главные члены предложения, подпишите, какой частью речи они выражены.
-Назовите грамматическую основу в перовом предложении?
-Какую роль играет в этом предложении союз и?
-Нужна ли здесь запятая?
(Второй ученик анализирует второе предложение, остальные в тетради).
-Найдите грамматическую основу во втором предложении.
-Какую роль играет в этом предложении союз и?
-Нужна ли здесь запятая?
-А как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на уроке?
-О каких предложениях?
-Кто может сформулировать тему урока?
- Правильно: «Простые и сложные предложения» .
-Сформулируйте цель нашего урока? (Познакомиться с предложениями с двумя грамматическими основами)
-Вот мы и поставили цель! Молодцы! А теперь начнем работать, чтобы достичь поставленных целей.
IV. Открытие нового знания.
Работа по учебнику.
Упр. 49 (с. 31).
- Прочитайте первое предложение. Что вы можете о нём сказать? ( Это простое предложение.)
- Как вы это поняли? (Одна грамматическая основа. Денёк выдался.)
- Спишите предложение в тетрадь и подчеркните его основу.
- Прочитайте второе предложение. Что вы можете о нём сказать? (Это сложное предложение.)
- Докажите. (Три грамматические основы. Тучи рассеялись, ветер улёгся, солнце выглянуло.)
- Как простые предложения отделены друг от друга? (Запятыми.)
- Спишите предложение в тетрадь и подчеркните грамматические основы (Самостоятельная работа в тетрадях. Взаимопроверка.)
- На с. 32 прочитайте сведения о языке (Выполняет хорошо читающий ученик.)
- Что же вы узнали, какое предложение называется сложным? (Состоящее из нескольких (два и более) простых предложений.)
- Сколько грамматических основ может быть в сложном предложении? (Две и более основ.)
-Как отделяются друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного? (С помощью запятой.)
Физкультминутка
Встали дружно.
Все руками помахали.
Головою покивали.
Улыбнулись мы соседу справа
И соседу слева…
Ручками похлопали.
Ножками потопали.
На места все сели,
На меня все посмотрели.
- Продолжаем наш урок
V. Первичное закрепление.
1. Парная форма работы
- У каждого из вас на парте лежат карточки с заданием. Прочитайте внимательно задание.
-Вспомните, чем отличается простое предложение от сложного.
Карточка
Распредели предложения в две группы: простые предложения и сложные. В таблицу ответов запишите только номер предложения.
- На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.
- Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.
- Пеликан бродил вокруг нас, шипел и кричал, но в руки не давался.
4. Мороз крепчал, но дети не мёрзли.
5. Мороз крепчал, но не кусался.
6. Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.
7. Охотник зарядил ружье, и раздался выстрел.
8. Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.
9. Молодые побеги сморщились и завяли.
10. Дорога пропадает в роще, а потом она исчезает в овраге.
11. Дорога пропала в роще, и спина путника исчезла.
Простые предложения | Сложные предложения |
-Поднимите руку, кому непонятно задание? На выполнение этого задания у вас есть 4 минуты.
Проверка:
--На доске вы видите правильные ответы. Сравните с тем, что получилось у вас.
-Чем похожи пары предложений?
-Чем отличаются предложения?
-На что стоит обратить внимание, чтобы не допускать ошибки при постановке запятых?
-Поднимите руки те, кто допустил ошибки? Что не получилось?
-Ребята, скажите, чем простое предложение отличается от сложного предложения? 2. Фронтальная работа - Давайте составим схемы предложений. Схема 2 предложения – 1 учащийся, схема 7 предложения – 2 учащийся, 10 предложение – 3 учащийся, 4 предложение – 4 учащийся. Проверка: сравнить с ответами на доске.
На магнитной доске вывешиваются схемы.
[ __ ‗ ] , [ __ ‗ ].
[ __ ‗ ] , и [ __ ‗ ].
[ __ ‗ ] , а [ __ ‗ ].
[ __ ‗ ] ,но [ __ ‗ ].
- Когда в сложных предложениях ставится запятая?
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой.
1. Работа по вариантам
-В учебнике на с.36, упр.49 . Ребята, прочитайте задание!
-Прочитайте выразительно поэтические строки. Хорошо!
-Прочитайте выражения, которые употреблены в переносном значении.
-Какую роль эти слова играют в тексте?
Задание мы будем выполнять по вариантам.
1 вариант списывает первое предложение.
2 вариант списывает второе предложение.
-Выделить грамматическую основу в предложении, определить, вид предложения: сложное или простое.
Проверка:
-Поднимите руки, кто справился с заданием? Проверим устно. Прочитайте предложение, которое вы списали, и скажите простое оно или сложное? Как определили? Докажите.
-Итак, ребята, скажите, чем отличается сложное предложение от простого предложения?
-Как связаны, части сложного предложения?
2. Индивидуальная работа по карточке:
Впишите союзы и, а, но. Поставьте запятые. Шарик в воду залезал _ дядя Фёдор его намыливал _ шерсть расчёсывал. Кот по берегу ходил _ грустил о далёких океанах.
- Скажите, с помощью чего части предложения объединяются в сложное предложение? (Ученики указывают способ связи в предложении)
-Давайте сравним наши наблюдения с выводами в учебнике. Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
-Что вы можете сказать о знаках препинания в сложном предложении? (Ответы детей)
-Хорошо! Молодцы!
Вывод:
-Какие предложения называются сложными?
-Назовите способы связи частей в сложном предложении?
VII. Рефлексия.
-Наш урок подходит к концу. Скажите, какая тема урока у нас сегодня была?
-Какие цели мы ставили на урок?
-Хорошо, молодцы!
-Прочитайте предложения, которые представлены на доске и соотнесите их со схемами.
Предложения:
В дуплах старых осин располагаются ночные птицы и запасливые белки.
Труд кормит, а лень портит.
Мы зашли к старику, а потом отправились дальше.
[ _ ‗ и _ ].
[ __ ‗ ] , а [ __ ‗ ].
[ _ __, а _ ].
VIII. Итог урока:
-Оцените свою работу на уроке, используя карточки «Светофор»:
(На доске таблица с предложениями) - Я хорошо понял новый материал – «зеленый цвет»
-Я немного ошибался на уроке – «жёлтый цвет»
-У меня возникло много трудностей, я не понял, чем отличаются простые и сложные предложения – «красный цвет».
IX. Домашнее задание.