Проектная деятельность
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект
Изучение русских былин как средство
нравственно-патриотического воспитания
у детей старшего дошкольного возраста
Автор:
Домникова Татьяна Владимировна
воспитатель высшей квалификационной категории
Новосибирск
«Русский народ создал огромную устную литературу:
мудрые пословицы и хитрые загадки,
веселые песни, торжественные былины –
говорившиеся нараспев, под звон струн –
о славных подвигах богатырей, защитников земли...»
Л.Н. Толстой
Краткая аннотация проекта
Тип проекта: познавательно-игровой.
Продолжительность проекта: долгосрочный 2019-2020 год
По количеству участников: групповой.
Участники проекта:
- родители
- воспитатели группы
- учитель–логопед
- музыкальный руководитель
Цели и задачи проекта:
Цель: формирование у воспитанников духовно-нравственного и патриотического сознания на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей.
Задачи:
1. Расширять у детей представления об основных героях и содержании русских былин: о жизни, быте, основных занятиях людей в древней Руси.
2. Формировать умение использовать в повседневной жизни малые фольклорные формы.
3. Воспитывать интерес к истории России, чувство гордости за богатырскую силу нашей Родины, уважение к русским воинам, желание им подражать.
4. Формировать духовно-нравственные чувства на основе изучения культуры страны, героического прошлого русского народа, великих подвигов защитников земли русской.
5. Обеспечить создание условий для целенаправленного взаимодействия с семьёй и специалистами.
В данном проекте рассказывается об использовании русских былин как средство воспитания духовно – нравственных и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Проект состоит из трех частей. В первой части раскрывается проблема и актуальность исследования, выделены цель и задачи. Во второй части описываются этапы проекта: предварительный, основной и заключительный, содержание которых раскрывает особенности знакомства и приобщения детей к русским былинам, отображают формы и методы приобщения детей старшего дошкольного возраста к русской культуре. В третьей части проекта были описаны конечные результаты и их практическая значимость, мониторинг, ресурсообеспечение.
В проекте предлагаются новые подходы к вопросам духовно - нравственно воспитания дошкольников, готовые сценарии занятий.
В проекте используется былинный материал с целью формирования у детей интереса к устному народному творчеству и истории России, а также развития связной и диалоговой речи, воспитания умений эмоционально откликаться на произведение, морально-нравственных и патриотических качеств личности.
Материально-техническая база ДОУ достаточно оснащена, что позволило осуществить данный проект с минимальными затратами.
Постановка проблемы.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» говорится: «общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции».
Поэтому, предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенных знаний, но и в развитии базовых способностей личности, её социальных и культурных навыков. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
В Конвенции о правах ребенка сказано: «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29).
Старший дошкольный возраст – это один из важнейших этапов в становлении и развитии духовно - нравственного облика личности ребенка. В этот возрастной период у детей закладываются основы морали, формируются начальные эстетические представления, появляется интерес к общественным явлениям жизни.
Стремясь к воспитанию у ребенка чувства гордости за свою Родину, следует с детства знакомить с традициями своего народа, народными промыслами, прививать любовь к своему городу, краю, где он родился и вырос, к природе, которая его окружает.
Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были и остаются отрывочны и поверхностны. Причина в том, что именно былины никогда не являлись объектом глубокого внимания педагогов-дошкольников из-за их трудной читаемости и необходимости подробно разъяснить ее содержание.
Былины отражают в своем содержании высокие нравственно - этические и общественные идеалы русского народа. Богатырство и богатырь являют собой силу жизненного примера. Былина прославляет необыкновенных людей - богатырей и величественные события русской истории, тесно переплетая события реальной жизни, обогащая их фантастическим вымыслом. Богатырь - это человек, носитель традиций и чаяний русского народа.
Дошкольники очень эмоционально реагируют на содержание былины, сопереживают богатырям, радуются их победам. В каждой былине они могут выделить цель, ради которой богатырь совершил подвиг, подчеркивают значение героического поступка: Илья Муромец победил Соловья - разбойника для русского народа, а не ради награды.
Положительный конец былины, точный и ясный, понятный детям убеждает читателей и слушателей в силе богатырей, в благородстве их подвигов. Именно в этом заключена патриотичность, морально - нравственная ценность былинного эпоса русского фольклора.
К сожалению, в современной России большинству детей гораздо ближе герои американских мультиков или компьютерных «стрелялок», чем, скажем, Илья Муромец или Василиса Прекрасная.
При организации работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию через ознакомление детей с былинами было проведено обследование. Анализ результатов обследования показал, что дети плохо знают содержание былин, имеют слабые представления о жизни, быте, основных занятиях людей в древней Руси, не используют в речи малые фольклорные формы.
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, а чтение и изучение детьми былинного эпоса русского народного фольклора поможет педагогам и родителям в воспитании духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.
Цели и задачи проекта.
Цель: формирование у воспитанников духовно-нравственного и патриотического сознания на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей.
Задачи:
1. Формировать представления у детей об основных героях и содержании русских былин о жизни, быте, основных занятиях людей в древней Руси.
2. Формировать умение использовать в повседневной жизни малые фольклорные формы.
3.Формировать духовно-нравственные чувства на основе изучения культуры страны, героического прошлого русского народа, великих подвигов защитников земли русской.
4. Обеспечить создание условий для целенаправленного взаимодействия с семьёй и специалистами.
Обоснование актуальности проекта.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве радости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. “Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”.
Фольклор - сокровищница русского народа, естественный спутник всей жизни ребенка, он выразителен и доступен детям дошкольного возраста, вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, помогает понять красоту звучащей речи». Тем не менее, именно фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других.
Особенно ярко патриотизм действующих лиц фольклорных произведений представлен в жанре былин. В центре сюжета обычно героический подвиг богатыря, основного героя произведений этого жанра, битва (а чаще поединок) с врагами русской земли. Богатырь побеждает несметные полчища врагов или вражеского богатыря-великана. Его победа имеет решающее значение для судьбы народа и государства. В образе богатыря воплощается мощь русского народа (богатырь всегда побеждает противника), народное представление об
Герои былин - «богатыри святорусские», защитники Родины – имеют некоторые отличия от героев фольклорных произведений других народов. Богатыри в русском фольклоре не дают врагам захватить русскую землю, а герои зарубежного фольклора сражаются с иноземцами, уже захватившими их родную землю. Это говорит о силе русского народа. В былине изображается событие из далёкого прошлого, причём события огромного значения для судьбы народа и государства. В былинах поэтически изображаются характерные для Древней Руси военно-политические столкновения. Былины хранят в сознании народа память о прошлом русской земли, которое воссоздаѐтся по законам искусства.
Былины содержат обширный материал о жизни русского народа его занятиями, обучение детей разным ремеслам. Созданы монументальные образы самоотверженных героев, храбрых воинов, доблести и беспримерной силы воли. Эталоном мужества, справедливости, патриотизма силы - эти образы богатырей: Илья Муромец - один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина. В отличие от Ильи Муромца, Добрыня Никитич — приближённый к киевскому князю человек, выполняющий его поручения. Добрыня имеет склонность к дипломатии и берётся за те задания, от которых по каким-то причинам отказываются его друзья.
Алёша Попович — самый сомнительный персонаж из «классической тройки» богатырей. Сын ростовского попа, Алёша хвастлив, кичлив, лукав, порой позволяет себе недопустимые шутки, за что порицается своими товарищами. Врага побеждает не силой, а смекалкой и хитростью.
Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Они раскрывают общественные нравственно-эстетические идеалы, отражая историческую действительность в образах, их стиль соответствует назначению прославить необыкновенных людей и величественные события истории.
Таким образом, приобщение детей к былинам является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д. С. Лихачев, «мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Готовность к реализации проекта.
- Подбор методической, художественной литературы для изучения данной темы.
- Подбор наглядных материалов, фольклорных произведений, аудио и видеозаписей.
- Создание мини-музея «Народные промыслы».
- Оформление развивающей предметно- пространственной среды в русском народном стиле.
- Разработка конспектов занятий, бесед, развлечений по теме.
- Взаимодействие с родителями, проведение анкетирования.
Этапы, содержание и методы реализации проекта.
В работе по формированию духовно - нравственных качеств у дошкольника использовались различные методы и формы обучения:
- словесные, наглядные и практические методы работы с детьми.
- при реализации проекта были задействованы следующие формы работы: рассказ, беседы, викторины, наблюдения, русские народные игры, чтение художественной литературы, просмотр обучающих фильмов и презентаций, рисование, лепка, разучивание стихотворений, пословиц, песен, посещение мини-музея «Народные промыслы», дидактические игры, сюжетно-ролевые игры и изготовление атрибутов к ним, театрализованная игра, создание книги с картинками, открытое занятие по теме, презентация проекта.
- Реализация проекта осуществлялась через различные виды детской деятельности: игровую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, познавательную, восприятие художественной литературы.
1 этап.
Организационно-подготовительный этап
(период проведения: сентябрь- октябрь)
- Проведение мониторинга для определения уровня развития духовно-нравственных чувств у воспитанников, анкетирование родителей.
- Подбор иллюстраций, картин с изображением богатырей, богатырских доспехов, костюмов.
- Подбор былин, сказок, стихов, загадок, пословиц о богатырях.
- Подбор аудио-видео материала.
- Разработка перспективного плана.
- Создание мини-музея «Народные промыслы».
- Оформление приемной и игровой комнат в русском народном стиле.
2 этап Основной
(период проведения: ноябрь - апрель)
Работа с детьми | Работа с родителями | Сроки проведения |
Познавательное развитие: Знакомство с жизнью и бытом Древней Руси. Знакомство с богатырским оружием и снаряжением. Посещение мини - музея «Народные промыслы». Дидактические игры: «Что нужно богатырю на службе и в бою», «Что лишнее?», Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию», «Собери богатыря в поход». Просмотр мультфильмов о русских богатырях. Речевое развитие: Чтение художественной литературы: Е.А. Николаева «Чудо - богатыри земли Русской», «Илья Муромец и Соловей разбойник», сказки и былины о русских богатырях, Н.А. Гурьева «Моя родина – Россия», О.В. Колпакова «Славяне», «Защитники Отечества». Знакомство с крылатыми выражениями, пословицами, поговорками, прибаутками. Физическое развитие: Утренняя гимнастика «Богатырская». Подвижные игры: «Пустое место», «Не попадись», «Меткий стрелок», «Перетяни канат», «Поймай хвост». Разучивание богатырского танца, развитие координации движений. Художественно-эстетическое развитие: Рисование, аппликация на темы: «Портрет папы в стиле богатыря Земли Русской», «Богатырский щит», «Богатырский конь»; раскраски по теме. Рассматривание картин: ««Богатыри» В. М. Васнецова, «Три богатыря» Васнецов, «Витязь на распутье» Васнецов, «Битва на Калиновом мосту» Васнецов, «Илья Муромец» Рерих. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм (щит, меч, шлем, кольчуга). Слушание музыки: «Богатырская наша сила» А. Н. Пахмутовой, М.Мусоргский «Картинки с выставки» — «Богатырские врата», пение «Наша Родина сильна», музыкальные отрывки из оперы Римского - Корсакова «Садко». Разучивание богатырского танца, развитие координации движений. Социально-коммуникативное развитие: Беседы на тему: «Россия родина моя», « Откуда мы родом», «Как жили славяне», «Былинные богатыри - славные защитники родной земли» (из детской энциклопедии «В гостях у истории») расширение словаря детей за счет новых слов. Непосредственнаяобразовательная деятельность на тему «Богатыри земли Русской». Театрализованная игра «Илья Муромец и Змей Горыныч». Сюжетно – ролевые игры: «Три богатыря», «Богатыри охраняют русскую землю», «Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Защитники земли русской». | Познакомить родителей с работой в рамках образовательного проекта. Консультация для родителей о патриотическом воспитании в семье. Памятка для родителей «Список книг о богатырях, рекомендуемых для прочтения детям» | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь-Январь Февраль-Март Апрель |
3 этап
Заключительный
(период проведения: май)
1.Проведение развлечения « Богатыри земли Русской».
2.Презентация проекта.
Календарный план реализации образовательного проекта.
Сроки проведения | Форма проведения | Наименование мероприятия |
|
Сентябрь «Мир русских былин» | Знакомство с былинами, чтение, рассказ, беседа, НОД | Чтение былин об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыни Никитиче, Никите Кожемяке. Мир русских былин в картине В.М.Васнецова «Богатыри» Познавательное развитие «Герои былин» Лепка «Богатыри земли русской» | |
Октябрь «Снаряжение богатырское» | Беседа, НОД, развлечение | Беседа «Былинные кони». Рисование «Украшаем богатырскую рубаху». Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов («Смелость города берет», «тот герой, кто за Родину горой» и др.) Развлечение «Богатыри Руси» | |
«Экскурсия» по фотографиям Рассматривание фотографий | По городу Новосибирску Достопримечательности города | ||
Ноябрь «Мы славим город свой» | |||
Экскурсия в районную библиотеку | «История города» | ||
Ручной труд | Изготовление альбома «Природа родного края» | ||
Знакомство | Знакомство с гербом Новосибирска | ||
Декабрь «Богатырская Русь»
| Беседа, чтение, викторина | Рассматривание картины В.Васнецова «Богатыри». Чтение «Сказ о богатыре Илье Муромце». Работа над понятиями «былина, богатырь, герой «Отчизны». Познавательное развитие «Сказание об Илье Муромце» Познавательное развитие «Богатыри земли Русской» Викторина «Былина в гости к нам пришла» | |
Январь «Наша Родина - Россия» «Москва – столица России» | |||
Беседа -Ознакомление
| «Москва – столица Родины», «Экскурсия по Красной площади» (видеопрезентация) | ||
Беседа Рассматривание иллюстраций Прослушивание гимна | Символика Российского государства (флаг, герб, гимн РФ) | ||
Февраль «Наши защитники» | Беседа | «Наши защитники». Русские традиции проводы в армию. | |
Ручной труд | Изготовление подарков для пап, дедушек и ветеранов ВОВ к празднику «День защитника Отечества» | ||
Рассказы пап | Служба в армии, исполнение песен об армии. | ||
Развлечение | День защитника Отечества «Папа может» | ||
Март «Очень я люблю маму милую свою» | Беседа
| Беседа о мамах. Чтение стихов и пение песен о маме, бабушке. Изготовление подарков к 8 Марта | |
Составление рассказов | «За что я люблю свою маму. Как я ей помогаю» | ||
Развлечение | Семейные посиделки с русскими народными играми, инсценировками, хороводами «Вместе с мамой» | ||
Апрель «Наши космонавты» | Рассказ воспитателя
| О Космосе и космонавтах России | |
Беседа | В космос летают люди разных национальностей (они дружны, поэтому у них все получается) | ||
Развлечение | «День Земли» | ||
Май «Великой Победе посвящается» | Досуг | Рассказы ветеранов войны и тружеников тыла о тех страшных днях | |
Беседа
| «Памятники воинской славы России» | ||
Ручной труд | Изготовление праздничных открыток для ветеранов | ||
Экскурсия в парк Победы | Возложение цветов к мемориалу | ||
Открытое занятие | «Богатыри земли Русской» |
Прогнозируемые результаты деятельности.
В результате реализации проекта предполагается достичь таких результатов:
1. У детей старшего дошкольного возраста сформируются представления об основных героях и содержании русских былин о жизни, быте, основных занятиях людей в древней Руси.
2. Дети научатся использовать в повседневной жизни малые фольклорные формы.
3. У детей сформируются духовно-нравственные чувства на основе изучения культуры страны, героического прошлого русского народа, великих подвигов защитников земли русской.
4. Будут созданы условия для целенаправленного взаимодействия с семьёй и специалистами.
В результате выполнения проекта предметная среда пополнится соответствующим дидактическим материалом, обновятся пособия, трафареты богатырских доспехов, разработаются схемы, модели.
Работа с родителями будет организована в режиме "Дети - родители - педагоги", совместно с родителями будут проведены такие мероприятия, как спортивное развлечение «Сильные, смелые, ловкие, умелые», спортивное состязание «Будь отважным – не теряйся, сзади всех не оставайся», КВН «Путешествие по былинам».
По всем русским былинам проходит красной нитью идея патриотизма - беззаветная любовь к Родине, к родной земле, к русскому народу и такой материал обязательно надо использовать в работе с детьми. Лев Николаевич Толстой говорил, что «Былины учат уважать труд человека и любить свою Родину. В них живёт гений русского народа».
Завет богатырей к нам, своим потомкам:
- Защищать свою Родину, беречь её;
- Защищать слабых, бедных, стариков и детей;
- Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными;
- Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств и методов воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои основа и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по духовно–нравственному и патриотическому воспитанию.
Действительно, былины можно и нужно применять в работе с детьми дошкольного возраста. Они помогают духовному становлению ребёнка, сближают всех участников педагогического процесса.
Практическая значимость результатов
В результате проведенной работы у детей появился интерес к культурному и историческому наследию русского народа. Данные мероприятия оказали положительное влияние в работе по патриотическому воспитанию. Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:
- Дети осознали сопричастность не только к своей семье, но и к городу, к народу России. Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма.
- Сформирован познавательный интерес к фактам истории Древней Руси, уважение к защитникам Отечества.
- Расширены и закреплены знания детей о богатырях, об их жизни, об их быте, об их оружии.
- Сформирована мотивация получения знаний из художественной литературы.
- Заложены основы нравственных личностных качеств: отзывчивость, справедливость, смелость, взаимовыручка, решительность, чувство товарищества.
- Сформирована мотивация родителей к сотрудничеству с воспитателями и детским садом.
Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Критерии и показатели эффективности реализации проекта.
Результативностью данного проекта стало создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи, а также повышение уровня нравственности и патриотизма в семьях воспитанников. Данные мероприятия оказали положительное влияние в работе по патриотическому воспитанию.
Для определения уровня развития духовно- нравственных чувств у моих воспитанников, я использовала индивидуальный мониторинг. Он заполняется на каждого ребенка группы в начале и в конце учебного года. Оценка осуществляется в соответствии трех уровней развития детей: В – высокий, С – средний, Н – низкий (Приложение № 3).
Начало учебного года
высокий уровень - 36 %
средний уровень - 64 %
Конец учебного года
высокий уровень – 73%
средний уровень – 27%
В результаты мониторинга показали, что дети проявляют дружелюбие, считаются с интересами товарищей, любят родной дом, семью, уважительно относятся к человеку и результатам его труда. Были активизированы компоненты диалогической и монологической речи детей.
Родители моих воспитанников переосмыслили проблему патриотического воспитания в семье подрастающего поколения. В молодых семьях, в наше время, вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. По данным анкетирования на начало года 48 % родителей не считали важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств. Но в результате вовлечения наших родителей в совместную деятельность с детьми, они изменили своё отношение к национальным и общечеловеческим ценностям. В конце года данный показатель уменьшился до 12 %. Родители, вместе с детьми, обогатили и расширили свои знания о родном городе, о традициях русского народа, о жизни людей в старину. На начало года по результатам анкетирования компетентным себя в вопросах патриотического воспитания считали 62 % родителей, на конец года 98 % родителей.
В работе с семьёй использовались хорошо известные формы работы, такие как анкетирование с целью сбора информации об использовании русских былин в семье; консультации «Что рассказывать детям о былинах», «О героях русских былин»; папки – передвижки; так и современные это: блиц - опросы, в которых предлагали родителям вместе с детьми придумать интересные вопросы по содержанию былин: Назовите самый известный подвиг Ильи Муромца? *Назвать имена богатырей русских былин на картине В. Васнецова «Три богатыря» *Почему Садко попал на дно к Морскому Царю? ;творческие задания; домашнее задание; «Сундучок пословиц»,
Ресурсы (бюджет проекта)
Наименование | Итого | Имеющиеся средства | Требуемые средства |
Принтер-ксерокс | 7500,00 | 7500,00 | |
Фотоаппарат цифровой | 11500,00 | 11500,00 | |
Музыкальный центр | 2000,00 | 2000,00 | |
Компьютер | 24000,00 | 24000,00 | |
Канцелярские товары (бумага, скотч, ватман, клей, маркеры, гуашь, папки и др.) | 3000,00 | 1500,00 | 1500,00 |
Методическая литература | 1350,00 | 1000,00 | 350,00 |
Проведение открытых мероприятий в рамках проекта | 2000,00 | 1000,00 | 1000,00 |
Всего | 51350 | 48500 | 2850,00 |
Функционал участников проекта:
- Родители
- воспитатели группы
- дети подготовительной группы
- учитель–логопед С.И.Веселова
- музыкальный руководитель Е.В. Кабринюк
В нашем проекте активное участие принимали родители, помогали с изготовлением костюмов для открытого занятия, читали дома с детьми былины, учили русские пословицы и поговорки.
Дети активно лепили, рисовали, занимались постановкой театральных сценок, играли в русские народные подвижные игры, настольно - печатные игры, танцевали, сочиняли. Дети с большим удовольствием принимали участие в пересказывании былин в игровой форме, инсценировки «Встреча Ильи Муромца и Соловья - разбойника» «Садко в гостях у морского царя» и т. д. ; играли в дидактические и настольно-печатные игры «Не одежда красит человека, а работа», «Илья Муромец», «Собери богатыря в дорогу», «Герои русских былин», «Что лишнее»; рисовали портреты любимых былинных героев; просматривали аудиокассеты с записью фильмов о былинных героях Руси; выполняли этюды на создание выразительных образов богатырей, Соловья - разбойника, морского царя и т. д. ; использовали книжки- раскраски «Богатыри древней Руси»;
Воспитатели проводили беседы, знакомили детей с дидактическими играми по данной теме, занимались оформлением предметно-пространственной среды, проводили музыкальные, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры.
Во время музыкального занятия проводятся музыкальные игры. Дети водят хоровод, разучивают русские народные песни. Музыкальный руководитель проводит разнообразные театрализованные представления по теме русских былин. С музыкальным фольклором дети знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности детей, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.
Перечень источников:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы";
3. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.
4. «Наша Родина-Россия» Шорыгина Т.А., Москва ТЦ «Сфера», 2011;
5. «Дошкольникам о защитниках Отечества» под ред. Л. А. Кондрыкинской, Москва ТЦ "Сфера", 2006;
6. «Моя Родина – Россия» комплект пособий, Москва «Школьная пресса», 2015г;
7. Г. Н. Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России», Москва, «Аркти», 2004;
8. Аникин В.П. «Мир былин и сказок»;
9. «Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести», М., 1986;
10. «Пословицы русского народа», В. Даль, Москва, 1984;
11. «Русский эпос», Ф.М. Селиванов, Москва, «Высшая школа», 1988.
12. «Знакомим со сказочно-былинной живописью», Курочкина Н.А., Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2007.
13. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на примерах народных героев и великих подвижников земли русской», Краснодар, 2004.
14. Толстой Л.Н. «Как боролся русский богатырь», 1980.
15. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. «Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию», –М, 2008.
16. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой. [Текст] – М.: Детство-Пресс, 2010 г.
Приложения
Анкета для родителей
Приобщение детей к истокам русской культуры
1. Можете ли Вы рассказать ребенку о традициях русского народа:
а) Как жили наши предки;
б) Какими занимались ремеслами?
в) Как сеяли хлеб?
г) Какую на Руси носили одежду?
2. Знаете ли Вы русские праздники?
3. Нужно ли соблюдать обряды, традиции?
4. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?
5. Надо ли знать народные сказки и былины?
6. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?
7. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и бабушек? Знает ли об этом малыш?
8. Какие народные игры Вам известны?
9. Играете ли Вы в них с ребенком?
10. Ходили ли Вы в музеи (исторический, краеведческий и др.)
Анкета для родителей
«Патриотическое воспитание ребенка»
Уважаемые родители, пожалуйста, будьте предельно откровенны.
I. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
Да. Нет.
II. Что для вас означает выражение «быть патриотом»?
___________________________________________________________
III. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?
Да. Нет.
IV. Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
В школе . В семье. В детском саду.
V. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе (стране)?
Да. Нет. Иногда.
VI. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка патриотизма?
__________________________________________________________
VII. Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?
__________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Карта мониторинга по гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников
Раздел | Критерии | Начало уч.год | Конец уч.год |
Представление о себе и своей семье | Знает свое имя и фамилию. |
|
|
Знает имена, отчества родителей, место их работы. |
|
| |
Знает домашний адрес, телефон. |
|
| |
Знаком со своей родословной. |
|
| |
Представления о детском саде | Ориентируется в помещении детского сада, знает их названия и функции. |
|
|
Знает адрес детского сада |
|
| |
Имеет представление о профессиях сотрудников детского сада. |
|
| |
Представление о человеке | Знает об основных потребностях человека (здоровый образ жизни). |
|
|
|
| ||
Имеет представление о жизни людей других стран. |
|
| |
Имеет представления о народах, населяющих Новосибирскую область. |
|
| |
Представления о родной стране | Знает название города, улиц, площади. |
|
|
Знает символы родного города (флаг, герб) |
|
| |
Знает достопримечательности города (музей, дворец молодежи, дома культуры…) |
|
| |
Знает название страны, её столицы и символы России (флаг, герб, гимн) |
|
| |
Представление о культуре | Знаком с прикладным искусством («Дымка», «Хохлома», «Городец», «Гжель»…) |
|
|
Имеет представление о народных праздниках и традициях |
|
| |
Представление о географических компонентах | Имеет представление о планете Земля |
|
|
«Ориентируется» по карте и глобусу (вода-суша; море; океан-материк; полюс; экватор…) |
|
| |
Знает природно-климатические зоны и их обитателей (пустыня, тундра, тропики) |
|
| |
Знает о природных особенностях нашего региона (растения, животные, климат) |
|
|
Беседа «Богатыри Руси» (подготовительная группа)
Цель: Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси, самом любимом народном герое-богатыре – Илье Муромце, а также Добрыне Никитиче, Алеше Поповичем. Формировать и воспитывать патриотическую память. Воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Родине, желание подражать богатырям.
Словарь: богатырь, былина, ратник, кольчуга, стремена, сказитель, булава,
снаряжение, шлем, лук, колчан.
Материал: иллюстрация – репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри». Магнитофонная запись. «Сражение Ильи Муромца с Соловьем -разбойником, Добрыни Никитича с Чудищем».
Ход занятия.
Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя -Россия (дети подсказывают). Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она -наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.
А какая наша Родина? (Большая, огромная , необъятная, красивая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса).
А как называлась наша страна раньше? (Русь)
Как называли себя наши предки? (Славяне).
Кто защищал землю русскую? (Богатыри).
Горячо любили наши предки Русь Великую, потому и защищали её своей богатырской силой.
А откуда вы знаете о богатырях, ведь некоторые из них жили 1000 лет назад? (Мы слушали былины о подвигах богатырей).
А что такое былина? От какого слова оно происходит? (Быль, было). Быль, правда – то, что происходило на самом деле. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) былину.
А теперь послушайте отрывок из былины (идет запись). О ком это былина? Кто сражался с Соловьем – разбойником? (Богатырь Илья Муромец).
Да, это Илья Муромец – крестьянский сын. И еще прослушайте.
О ком это? (О богатыре Добрыне Никитиче. Он сражался с Чудищем). Правильно, это Добрыня Никитич – сын воина.
И еще об одном богатыре мы читали сказку. Как зовут богатыря? (Алеша Попович – сын священника. Он сражался со Змеем Горынычем).
Показ картины «Богатыри»
Вот они – богатыри земли русской на картине русского художника В.М. Васнецова. Посмотрите, кто стоит в центре? А кто рядом с ним?
Посмотрите, как одеты богатыри? Как называется эта часть одежды? (кольчуга). Зачем она богатырю?
То, что на лошади, называется упряжь, уздечка, стремена, сбруя.
Посмотрите, на каких конях они сидят! Что вы о них скажете? А почему такие большущие и сильные кони под ними? А если бы они были маленькими, выдержали бы они своих богатырей?
А как называется снаряжение богатыря? (булава, колчан, стрела, лук, копье, щит, меч).
В старину воина называли ратник (от слова «рать» - войско).
Зачем нужны были ратники? Богатыри сражались с врагами, которые нападали на Русь. Сколько бы врагов ни нападало на нее, хоть во много раз больше, чем было наших воинов-дружинников, умела Русь и в горе, и в беде стоять на смерть! «Богатырская Русь» - значит сильная, непобедимая.
- А как бы вы назвали эту картину? Наверное, я назвала бы ее «Три богатыря».
Три защитника, три брата,
Три богатыря!
«Русь на воинов богата!» -
Говорят не зря!
С поля боя нет возврата,
За спиною Русь,
Мать-земля, родные хаты…
- Эй! Смелее в бой, ребята!
Меч и лук, копье, булава,
Щит и верный конь…
Враг! Не тронь родной державы, Охраняет Русь по праву Богатырской русской славы
Боевой огонь!
(Т. Курбатова).
Ребята, посмотрите внимательно на картину, вспомните былины и сказки о богатырях и скажите, что помогает богатырям в борьбе с врагами земли русской? (Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине).
А вы умеете упражняться в силе и ловкости. Покажите.
Перетягивание каната.
А вы знаете, ребята, что Илья Муромец 30 лет и 3 года пролежал на печи, у него не ходили ноги и не двигались руки. Много молился Илья и днем и ночью просил помощи у Бога. И вот однажды случилось чудо. Постучались к нему калики перехожие странники, Божьи люди, как их называли и спросили, почему он сиднем сидит, когда стонет земля Русская, защищать ее надо. Илья ответил, что и рад бы с врагом сразиться, да ноги не пускают. И вылечили они его живой водой и святым хлебцем. Долго защищал Русь нашу славный богатырь Илья Муромец.
- Мальчики, на кого из богатырей вы хотели бы быть похожими?
- Дети, какие доспехи богатырей вам хотелось бы нарисовать?
- Слышите - будто мечи наших предков звенят.
Ой, вы гой еси, богатыри да русские!
Ай седлали вы коней добрых
Да стояли вы за веру и отечество,
И поклон вам от Руси и во веки веков.
(Дети делают низкий поклон до земли).
Познавательное развитие (старшая группа)
«Сказание об Илье Муромце»
Цель:
- воспитывать патриотические чувства, поощрять желание детей узнавать историю жизни русских людей, учить отличать добро от зла, формировать у детей представление о нравственных понятиях: храбрость, преданность, любовь к святой Руси.
Материал:
-иллюстрации, характеризующие события на Руси, аудиокассеты с музыкальным репертуаром;
-репродукции картины В.Васнецова «Богатыри», стихотворение И.С.Никитина «Русь»
Ход занятия:
-Дети, как называется наше Отечество?
-Россия!
-Какое красивое слово! Закройте глаза и произнесите это слово ласково… Россия. Что вы представляете, когда произносите это слово… (звучит музыка). Произнесите его торжественно… Россия.
-Как еще можно назвать Россию?
-Родина. Страна. Родина-Мать.
-Что такое Родина?
-Это место где человек родился.
-Да… это малая Родина. А вся наша страна, наша Россия – это большая Родина, с её дремучими лесами, полноводными реками, высокими горами, безбрежными полями, глубокими морями, полезными ископаемыми (показ иллюстраций).
-Ребята, а какие пословицы вы знаете о Родине?
1.Родная сторонушка – мать, а чужая – мачеха.
2.С родной земли умри – не сходи.
3.Родина – мать, умей за нее постоять.
-А как вы думаете, нужно ли защищать наши земли? Зачем их нужно защищать?
-А кто защищает нашу Родину?
-Воины.
-Как называлась наша страна в прошлом?
-Русь.
-А кто защищал, охранял её в давние-давние времена?
-Богатыри.
Русь ты моя великая,
Русь ты моя прекрасная.
Сколько врагов-захватчиков
Хотело тебя сломить,
Но воины твои храбрые,
Богатыри, тебе Богом данные
Громили врагов-захватчиков,
Сметали с родной земли.
Много горюшка знала Русь. Налетали на русские села, как черные коршуны кочевники – жгли и грабили села, уводили русских людей в плен. Чтобы беречь от них землю русскую, разбросались по краю стен заставы богатырские, маленькие крепости. Оберегали они путь на Русь, защищали от врагов, от чужих людей. А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматриваясь в дали, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней. Дни и месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел.
Вот об этом русском богатыре я и хочу вам рассказать.
В стародавнюю старину жил под городом Муромом крестьянин Иван со своей женой, и был у них один сын Илья. Только плакали отец с матерью, на него глядя: тридцать лет Илья на печи лежит. И ростом богатырь Илья, и умом светел, и глазом зорок, а ноги не носят, словно бревна лежат не шевелятся. Лежит Илья на печи, а сердце его кровью обливается, слышит, как русские люди жалуются: нападают на Русь враги, поля вытаптывают, людей губят. И вот как-то лежит Илья на печи и видит в окно, что подходят к его избе три нищих странника. Постояли у ворот и говорят: «Встань, Илья, отвори калиточку, да принеси-ка нам студеной воды ведро».
-Не могу я встать, - отвечает Илья.
-А ты приподнимись, - говорят странники.
Спрыгнул Илья с печи, шагнул раз, другой, обрадовался, принес воды ведро.
Налил странник воды в ковшик: - «Пей, Илья. В этом ковшике вода всех рек, всех озер Руси-матушки. Выпил Илья и почуял в себе силу богатырскую. И сказали старцы: «Будешь ты, Илья, великий богатырь, защищай землю русскую». И ушли старцы. Вот здесь и поверил Илья в чудеса и силу Божью: что сила дана ему по Божьей милости и дана она ему на добрые дела.
Вопросы:
1.Как бы вы назвали картину?
Богатыри стоят в ряд прямо перед нами.
2. Что они делают?
Смотрят (осматривают, охраняют земли от врагов).
3. Какие у них лица, вид: суровые, внимательные, уверенные. В любую минуту готовы дать отпор незваным гостям. Никто не может пройти мимо них. Как говорится в былине – мимо них зверь не проскользнет, ни птица не пролетит! Горностай пробежит – шубу оставит, сокол пролетит – перо оставит.
4. Чем бы вы хотели быть похожими на них?
(Силой, мужеством, также любить Русь-матушку, не жалея себя).
5. Что давало силу богатырям?
Да, ребята. Мужество, смелость, и великая любовь к своей земле, к своему народу давали силу богатырям.
Ребята, а сейчас подойдите к столу и рассмотрите «доспехи» богатырей. Примерьте их. Вот какие богатыри на матушке-Руси. Ни враг не пройдет, ни птица не пролетит.
Беседа по картине Васнецова «Три богатыря»
Ход занятия.
Дети сидят полукругом на стульях. Звучит музыка Э. Грига «Утро».
Воспитатель: Ой, вы добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад да согласие и велась наша беседа речью плавную. А поговорим мы с вами о былинах, о богатырях русских.
Широка ты Русь по лицу земли!
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
Воспитатель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Ответы детей).
Воспитатель: Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались стихи, песни, пословицы. Какие пословицы вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Землю, на которой издревле жили отцы и деды, именую Отечеством, Отчизной, Отчим краем. Отчизна там, где говорят на родном языке, сообща трудятся, а при опасности все вместе, не жалея жизни, защищают родину – край отцов. Но, живя на русской земле, считая ее своей по праву, часто ли мы вспоминаем тех, кто жил на ней раньше нас, и для кого она была тоже родной? Ведь они пахали те поля деревянной сохой, по которым сейчас ездят тракторы, комбайны; плавали по тем рекам и давали им свои имена, по которым сейчас плавают современные яхты и корабли. Днепр, Волга, Москва-река – все это древние названия. Но за каждым из них своя история, свой подвиг. История нашей страны никогда не была безоблачной и мирной. Ее просторы и природные богатства с древности всегда манили захватчиков. Но на их пути всегда вставали защитники земли русской. Сказания о подвигах, которые они совершали, живы в памяти народной, о подвигах складывали былины.
А что такое былина? (Ответы детей)
Воспитатель: Действительно, былина – это русские народные песни-сказания. Создателями былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов.
Кто является героями былин? (Богатыри).
А кто такие богатыри? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, герои былин – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек – невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т.д.). Их не страшат несметные силы врага, не страшит даже смерть.
А какие пословицы и поговорки вы знаете про богатырей? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Много знаете пословиц и поговорок. Но вернемся к богатырям русским. Самые известные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
(Выставить картину Васнецова «Три богатыря» - рассказ по картине)
«Богатыри» - самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому – картина, призванная выразить дух русского народа.
Герои, согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только эти черты не бытовые, не жанровые, а героические.
В центре – Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, не смотря на грозный вид - в одной руке, напряженно
поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен «благости, великодушия и добродушия».
Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.
Третий богатырь – Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
Богатырей видишь всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу.
Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Прекрасные мастер «одухотворенного» пейзажа, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся на ветру гривам вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.
Воспитатель: Кто из богатырей вам понравился больше всего? Какие впечатления у вас вызвала картина «Три богатыря»? (Ответы детей).
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте соберем богатыря в дорогу, на подвиг героический. (Д/И «Собери богатыря в дорогу» - дети выбирают соответствующие картинки с изображением оружия, одежды, объясняя значение каждой детали).
Воспитатель: Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь нам надо.
Физминутка.
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
(Дети садятся на места, занятие продолжается)
Угадайте, к какой былине принадлежат эти предметы? (Былина «Илья Муромец»)
Почему Илью назвали Муромцем? (Родом из Мурома).
Каким недугом страдал Илья Муромец? (Ноги не ходили).
Кто помог исцелиться Илье Муромцу? (Калики перехожие)
Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца? (Бой под Черниговом, схватка с Соловьем Разбойником).
Каких богатырей, помимо Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича вы знаете? (Вольга, Микула Селянович, Святогор-Колыван, Садко, Василий Буслаев и другие).
Назовите отрицательных персонажей былин. (Соловей Разбойник, Змей Огненный, Тугарин Змеевич)
Чем былина отличается от других литературных произведений? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Хорошо знаете былины и их главных героев. А теперь давайте вернемся в наше время.
Как вы считаете, есть богатыри в наше время (Ответы детей).
Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (Ответы детей).
Воспитатель: Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, матушка-Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины.
Развлечение «Богатыри земли Русской»
Программные задачи:
Область Социально-коммуникативное развитие
- Создать условия для умения сотрудничать со сверстниками, формулировать свою точку зрения и участвовать в коллективном разговоре.
- Продолжать учить детей говорить по очереди, не перебивая говорящего.
Область Познавательное развитие
- Расширять представление о героическом прошлом русского народа, о великих подвигах богатырей- защитников земли русской.
- Закреплять знания детей об элементах костюма русских богатырей, названия оружия.
-Воспитывать интерес к истории России, чувство гордости за богатырскую силу нашей Родины, уважение к русским воинам, желание им подражать.
-Упражнять детей в решении примеров и соотнесении результата с цифрой.
-Закреплять детей ориентироваться в пространстве, используя наглядное моделирование.
Область Речевое развитие
-Закреплять умение детей связно и последовательно излагать свои мысли.
-Расширять словарь детей за счет слов-архаизмов, построения синонимических рядов прилагательных, обозначающих качества личности.
- Упражнять детей в умении составлять слова на основе кодированной информации.
-Закреплять умение координировать речь с движением.
Область Художественно-эстетическое развитие
-Развитие у детей эмоционального восприятия музыки; согласовывать ритм движений с музыкальным сопровождением.
- Вызвать интерес к языку преданий о русских богатырях, пословицах и поговорках о доблести русского народа и любви к своей Родине.
Область Физическое развитие
-Воспитывать смелость, решительность, чувство товарищества, уверенность в своих силах и настойчивость в преодолении препятствий.
-Совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной активности.
-Продолжать знакомить детей с разнообразными играми-эстафетами, развивать чувство ответственности за свою команду.
-Способствовать предупреждению детского переутомления.
- Учить детей соблюдать и контролировать правила в подвижных играх.
Предварительная работа: Чтение произведений « Финист - ясный сокол»,« Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алеша Попович и Тугарин змей», «Никита Кожемяка», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», знакомство с жизнью и бытом Древней Руси, разучивание стихов, пословиц, поговорок о доблести и любви к Родине, разучивание русских народных подвижных игр
Изобразительная деятельность:
Рисование: на тему: « Русский богатырь», «Щит богатыря»
Лепка на тему: «Богатырский конь»
Словарная работа: Русь, русичи, славяне, предки, богатыри, былины, доспехи – одежда воина (кольчуга, шлем, щит) народа»; оружие (меч, булава, палица, колчан), застава.
Оборудование: Мультимедийная презентация на тему: «Русские богатыри. История жизни русского народа», ширмы «Лес», «Камень», «Дуб», богатырское снаряжение по количеству детей, спортивное оборудование: канат, дуги для подлезания, кубики, кегли- ориентиры (ЛЕС), «дощечки» с математическими примерами, голубое полотно - река, карточки – буквы (ДРУЖИНА) карточки со словами (ЕСЛИ ДРУЖБА ВЕЛИКА-БУДЕТ РОДИНА КРЕПКА), дидактический материал: карточки с воинским снаряжением, щиты- пазлы, богатырское снаряжение: рубашки, шлемы, мечи по количеству детей.
Ход занятия:
Воевода: Здравствуйте, ребята! Узнали меня?
Ответы детей.
Я-Воевода самый главный в дружине воинов. Пришел к вам из далекого прошлого, чтобы рассказать, да и вас послушать о том, как люди жили раньше. Кто мне скажет, как сейчас называется государство, в котором вы живете?
Ответы детей.
Воевода: А всегда ли оно так называлось?
Ответы детей
Воевода: Правильно Русь. Более 1000 лет назад образовалось русское государство. Раньше на месте городов и деревень, где вы сейчас живете, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц, равнины, реки, горы. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые, мужественные люди. Среди них были славяне.
Воевода: Как вы думаете, почему их так называли?
Ответы детей.
Воевода: А что же вы знаете про славян?
Ответы детей.
Народная мудрость гласит: Родная земля может накормить тебя теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. Но только не может сама себя защитить. Защита Отечества- долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой. Вспомните, как назывались защитники земли русской?
Ответы детей.
Воевода: А какими были богатыри?
Ответы детей.
Воевода: А откуда вы знаете о богатырях?
Ответы детей.
А что такое былина?
Ответы детей.
Воевода: Назовите былины и сказки о богатырях и их подвигах.
Ответы детей.
Воевода: Создателем былины был народ, а былины рассказывали сказители- рассказчики. Они ходили из селения в селение и рассказывали нараспев, как песню, о героях-богатырях, об их доблестных подвигах. «Расскажу я вам,- пел Сказитель, про дела старые, про дела старые, про бывалые, да про битвы, да про сражения, да про подвиги богатырские!» Много на Руси было славных богатырей. Давайте, вспомним их имена.
Ответы детей.
Воевода: А на кого из богатырей вы хотите быть похожими?
Ответы детей.
Воевода: А что интересного вы сможете о них рассказать?
Ответы детей.
Воевода: Молодцы, ребята, много вы знаете о древних защитниках земли русской! А какие вы знаете пословицы и поговорки о доблести и любви к Родине?
Ответы детей.
Воевода: Много поведали вы мне о мудрости народной, да о богатырях славных. Получил я приказ от Князя Владимира одолетьзлого Соловья –Разбойника. Украл он у Князя Владимира мудрые слова. Сам захотел стать мудрым и править государством. Не бывать этому! Набираю я дружину.Пойдете в мою дружину? Но мне нужны самые сильные, самые смелые, самых ловкие!
Готовы пройти испытания?
Ответы детей.
СПОРТИВНЫЕ СОСТЯЗАНИЯ
Воевода: Хочу проверить, как вы умеете владеть боевым оружием – мечом!
- Проверка владения мечом. (Упражнение с мечом)
Воевода: Богатырский конь – самый быстрый и выносливый! Все ли умеют управлять конем?
- Проверка способности управлять богатырским конем. (Эстафета «Кони»)
Воевода: Богатыри самые сильные воины на русской земле, а богатырская дружба проверялась в совместных состязаниях.
- Проверка силы (Перетягивание каната»)
Воевода: Каждый богатырь должен быть быстр и ловок! Сейчас мы это проверим!
- Проверка ловкости ( Эстафета «Перенеси в руке листок бумаги с буквами и составь из букв слово»)
- Дети составляют слово «ДРУЖИНА»
Воевода: Ребята, знаете ли вы, во что был одет русский богатырь, и какое у него было военное снаряжение?
ИГРА с картинками « Собери воина в поход». (Дети рассматривают картинки, на которых изображены предметы старинной и современной одежды воинов; предметы военного снаряжения и выбирают подходящие).
Воевода: В горячих схватках с врагами на полях сражений ломались копья, разбивались щиты. Вот сколько осколков от щитов. Сейчас каждый из вас выберет себе щит и починит его т.е. найдет к нему подходящие осколки.
Дети собирают щиты.
Воевода: Молодцы! Ловко вы справились с заданиями! Показали богатырскую силу, да молодецкую удаль! Готовы биться со злым ворогом, Соловьем Разбойником?
Ответы детей.
В стародавние времена, прежде чем воину-богатырю идти в бой, он всегда подходил к дубу, чтобы попросить у него силы. Почему?
Ответы детей.
Дуб всегда почитался за могучесть и жизнестойкость. Давайте расскажем о нем и попросим у дуба силы.
Дети выполняют движения с речью, подходя к дубу.
У нас дубок-вот таков! (Приседают на корточки и «растут вверх»)
Корень да его вот так глубок, (наклоняются, опускают руки вниз)
Листья, да его вот так широки , (разводят руки в стороны)
Ветки да его- вот так высоки, (поднимают руки вверх)
А ты, дуб-дубок, ты могуч, («силач»)
На ветру ты, дубок, скрипуч, (машут руками влево, вправо)
Дай мне силы, отваги, добра, (прижимают правую руку к сердцу)
Чтобы землю русскую защищать от врага!
Ребята, почувствовали силу, отвагу богатырскую?
Воевода: Ну теперь и в поход можно собираться! Снаряжайтесь, други мои, идем на благое дело- мудрые слова Князя Владимира у злого Соловья –Разбойника вызволять!
Дети надевают шлем, берут меч, щит.
Воевода: Все готовы? Давайте скажем богатырским голосом « Я-богатырь! « Внимание! Слушай мою команду! В одну шеренгу становись! Направо! Плечом кплечу! Раз, два! Сомкнись!
Под марш дети делают круг по залу и останавливаются около камня.
Воевода: На месте стой, раз, два! Смотрите, ребята на пути нам встретился камень. Прочитайте, что на нем написано?
Налево пойдешь – деньги, славу найдешь
Прямо пойдешь – друзей потеряешь
Направо пойдешь – к Соловью разбойнику попадешь
Воевода: Какую дорогу выбираем?
Дружина стройся по двое, плечом к плечу! Сомкнись! За мной шагом марш!
Дети выходят из зала.
СМЕНА ДЕКОРАЦИЙ Полоса препятствий
Воевода: Вот мы и пришли. Кажется это то место, где прячется злодей! Ну что я вижу, мост через реку разломан. Что же нам делать, ребята?
Ответы детей.
Воевода: Сдать оружие и приступить к ремонту моста!
Дети строят мост через реку, выполняя задание: на дощечках написаны примеры. Надо их решить и выложить дощечки согласно последовательности чисел.
Воевода: Нам предстоит пробраться через ущелье, но вход в него завален камнями. Силы хватит разобрать завалы? Тогда вперед!
Воевода: Совсем близко злодей. Но нелегко до него добраться. Впереди непроходимая чаща, в которой можно заблудиться, если не знать дороги. Но я однажды ходил по этому лесу и составил план. (Показывает план) Идти надо по плану . Давайте вместе прочитаем его. ( обязательно огибая елочки, указанные по плану).
Дети идут по плану и выходят к дубу.
Звучит тревожная музыка и свист Соловья –разбойника.
Воевода: Давайте подготовимся к бою!
Дети берут мечи и щиты.
Выходит соловей разбойник
Соловей: Кто вы такие? И зачем пожаловали?
Как засвищу кА я по соловьиному,
Да как зарычу ка я , да по- звериному,
Да так, что маковки на теремах покривятся,
А околенки во теремах рассыпятся!
Воевода: Богатыри, испугал ли вас Соловей-разбойник? Давайте ответим ему грозным голосом, чтобы он испугался! Повторяйте за мной!
Тебе полно то свистать по соловьиному!
Тебе полно то рычать, да по звериному!
Тебе полно то стращать, да малых детушек!
Отдавай нам мудрые слова князя Владимира!
Разбойник прячется за дуб.
Соловей: Ой, боюсь русских богатырей. У них мечи заточены, у них копья заострены, у них луки натянуты. Забирайте свои слова, а я пойду пока цел в свое татаро-монгольское ханство. С русскими богатырями мне не справится.
Воевода: Молодцы, богатыри прогнали злодея! Ну что я вижу? Хитрый Соловей – разбойник заколдовал все мудрые слова и теперь их невозможно прочитать. Что делать? Сможете ли вы, богатыри, разобраться с этим?
Дети расшифровывают слова и составляют пословицу. Объясняют ее смысл.
Воевода: Молодцы, ребята, сегодня вы были настоящими богатырями. Показали свою силу, смелость, ловкость, смекалку. Родина может гордиться Вами. Богатыри, слушай мою команду! В шеренгу становись! Меч к плечу!
Ан сильные, могучие богатыри на славной Руси! Ни скакать врагам по нашей земле! Не топтать их коням землю русскую! Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь не шатается! И века простоит - не шелохнется! А предание старины забывать мы не должны! Слава русской старине! Слава русской стороне!
Лети «Слава» 2 р.
Воевода: Путешествие в прошлое нашей Родины закончилось. Раз, два, три, четыре, пять и мальчишки вы опять! Превращайтесь в мальчишек.
Дети снимают шлемы, кладут мечи и щиты.
Воевода: На память о сегодняшнем путешествии хочу подарить вам вот такие книжки о богатырях, чтобы вы, раскрашивая иллюстрации, еще раз вспомнили о славных русских богатырях, их подвигах во имя жизни других и подумали о том, что когда вы вырастите, то обязательно будете охранять свою любимую Родину.
Оператор: Стоп ! Снято! Про вас, ребята, и про ваши богатырские подвиги снят фильм. Скажите на камеру: Трудно быть богатырем? Что вам особенно запомнилось из вашего исторического путешествия?
Хотите ли вы еще раз попутешествовать в прошлое русского народа?
Ответы детей.
Воевода: А сейчас я прощаюсь с вами. До новых путешествий в историю Русского государства!
Пословицы и поговорки о Родине
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
У народа один дом – Родина.
Нет сына без отчизны.
Родина – всем матерям мать.
Родина – мать, чужбина – мачеха.
Береги Родину, как зеницу ока.
Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.
Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.
Родная земля и в горсти мила.
Всякому мила своя сторона.
В своём доме и стены помогают.
За морем теплее, а у нас светлее.
И пылинка родной земли – золото.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Дым отечества светлее чужого огня.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.
Куда бы малина ни заманила, а родное село назад привело.
На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
На чужой стороне и весна не красна.
Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с Родиной – всю жизнь.
Жить – Родине служить.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Если народ един, он непобедим..
Народное братство дороже всякого богатства.
Родину-мать учись защищать.
Герой – за Родину горой.
Главное в жизни – служить отчизне.
В бою за отчизну и смерть красна.
С родной земли умри, но не сходи.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Напоролись враги на русские штыки.
Если по-русски скроен, и один в поле воин.
Русский солдат не знает преград.
Слава русского штыка не померкнет никогда.
Знает весь свет – твёрже русских нет.
Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.
Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.
Примерный перспективный план работы по формированию
духовно-нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста
Время проведения | Тема | Общение | Игровая деятельность | Познавательная практическая, деятельность | Художественная деятельность |
3-я неделя сентября (тема недели «Наш детский сад») | «Сказка про добрые и колючие слова» Цель: воспитывать у детей непринятие к сквернословию | Рассуждение «Можно ли обидеть словом?» Беседа «Что мы испытываем, когда нам говорят вежливые слова» | Дидактическая игра «Ласковое словечко» Дидактическая игра «Оцени поступок» | Составление памятки «Добрые правила» | Рисование «Плохие слова» Чтение сказки А. Фёдорова – Давыдова «Добрый сосед» |
4-я неделя октября (тема недели «Откуда хлеб пришел») | «Берегите хлеб» Цель: воспитывать бережное отношение к хлебу | Заучивание пословиц и поговорок о хлебе Беседа «Что выпекают дома ваши мамы?» Рассказ «Берегите хлеб» | Дидактическая игра «Разложи по порядку» | Рассматривание и сравнение колосков пшеницы, ржи и овса Видео-экскурсия в магазин | Тестопластика: изготовление хлебобулочных изделий для сюжетно-ролевой игры «Магазин» Чтение рассказа П. Засодимского «Откуда взялся хлеб?» |
1-я неделя ноября (тема недели «Я и моя семья») | «Дружная семья» Цель: учить любить свою семью, жить дружно. | Пальчиковая игра «Дружная семья» | Дидактическая игра «Дружная семья» Дидактическая игра «Хорошо - плохо» | Изготовление памяток правильного поведения | Чтение стихотворения «Закон для маленьких»
|
2-я неделя декабря (тема недели «Вещи рукотворного мира») | «Аз, Буки, Веди» Цель: воспитывать уважительное отношение к историческому наследию | Беседа «Нужно ли учит буквы?» | Дидактическая игра «Найди одинаковые буквы» Сюжетно-ролевая игра «Школа» | Экскурсия в библиотеку Рассматривание старославянских букв | Чтение стихотворения Б. Заходера «Птичья школа» Чтение стихотворения «Кот и лодыри» Письмо букв на доске мелом |
4-я неделя января (тема недели «Народная игрушка») | «Честность и обман» Цель: воспитывать умение строить взаимоотношения в соответствии с нравственными правилами | Беседа «Нужно ли быть честным?» Рассуждение по пословице «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» | Дидактическая игра «Оцени поступок» | Просмотр видео «Шишкин лес. Обман» | Чтение русской народной сказки «Честный мальчик»
|
2-ая неделя февраля (тема недели «Профессии») | «У каждого свои плоды» Цель: воспитывать трудолюбие, уважение людям труда | Беседа-рассуждение «Может ли человек приносит плоды?» Чтение и толкование поговорок и пословиц о труде | Дидактическая игра «Вершки и корешки» Дидактическая игра «Что сначала, что потом» | Цикл наблюдений за трудом работников детского сада | Чтение стихотворений Дж. Родари «Какие бывают ремёсла», «Чем пахнут ремёсла» |
1-я неделя марта (тема недели «Мамин праздник») | «Мамочка милая» Цель: воспитывать любовь и уважение к матери | Беседа «Как можно проявлять заботу о матери?» Рассказ «Моя мама» | Дидактическая игра «Назови ласково» Дидактическая игра «Собери букет» Сюжетно-ролевая игра «Семья» | Выставка детских рисунков «Мамочка милая моя» Рассматривание фотографий мам | Чтение стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой» |
1-я неделя апреля (тема недели «Весна. Признаки весны») | «Масленица» Цель: поддерживать интерес к русской народной культуре | Беседа «Чем мне нравится весна?» Беседа «Какие блюда готовят на Масленицу» | Русская народная игра «Горит блин» Дидактическая игра «Когда это бывает» | Обследование участка «Где быстрее тает» | Лепка из солёного теста «Вы блиночки мои»
|
1-я неделя мая (тема недели «Мир на всей планете -неделя добра») | «Тепло наших сердец» Цель: воспитывать любовь к ближним | Беседа «Как мы заботимся о близких» Коммуникативная ситуация «Как поступить?» | Дидактическая игра «Как поступить?» | Акция «Тепло наших сердец» (помощь растениям, насекомым, птицам) | Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»
|