Публикации, выступления, статьи
Универсальные учебные действия - залог успеха внедрения новых стандартов
(технология ОС «Школа 2100»)
Дороднова Елена Александровна, учитель МОУ СОШ № 18
Новый стандарт образования ориентирует нас не только на знания, а на компетентность школьника, на его достижения в целом, на способность результативно действовать в нестандартной ситуации. В качестве планируемого результата рассматривается процесс развития ребёнка: его умения, оценка событий и самооценка, владение навыками дискуссии, формулировка своей позиции. Всё это потребует от учителя также определённого объёма компетенции.
Требования к современному уроку включают предметные, надпредметные и личностные результаты. Для реализации индивидуального подхода необходимы образовательные технологии, которые закладывают момент выбора ребёнком по его возможностям уровня, на котором он «возьмёт» учебный предмет. Должны быть заложены мотивационные возможности, чтобы дети даже со слабыми возможностями заинтересовались и работали на своём максимуме.
Принципы ОС «Школа 2100» сегодня широко и неоднозначно обсуждается на педагогических форумах. По моему мнению, это именно та система, которая обеспечивает преемственность на всех ступенях обучения, что способствует снятию стрессового состояния ребёнка в школьной жизни.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Применение в учебном процессе технологий деятельностного типа и формирование УУД на различных этапах урока можно проследить по технологической карте урока истории в 5 классе.
Технологическая карта урока
Урок истории в 5» г» классе
Учитель истории МОУ СОШ № 18 Дороднова Елена Александровна.
Тема урока: «Хозяин Западного Средиземноморья»
Цели урока:
1. Научить выявлять главное в процессе превращения Рима в самую могущественную державу Средиземноморья на примере Пунических войн.
2. Научить выявлять варианты причин и следствий Пунических войн.
3. Научить давать и объяснять оценку качествам римского характера.
Применяемые технологии:
1. Проблемно-диалогическое обучение.
2. Продуктивное чтение.
3. Оценивание учебных успехов.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Регулятивных (постановка цели, планирование деятельности и результата).
2. Познавательных (поиск, анализ и классификация информации).
3. Коммуникативных (представление и аргументация собственной позиции, понимание других).
4. Личностных (самооценка, самоопределение в системе ценностей).
Этапы урока, технологии | Виды деятельности | УУД |
1.Организационный момент |
|
|
2. Создание проблемной ситуации. Технологии: -проблемно-диалогическая. | Формулировать проблему через сопоставление исторических фактов, противоречивых мнений на примере Рима и Карфагена. Выбирать основные критерии для сравнения двух государств. Выдвигать различные версии, предполагать возможный результат. | Познавательные
Познавательные
Регулятивные
|
3. Актуализация знаний. Технологии: -проблемно-диалогическая.
| Определять познавательную цель урока: причины, позволившие римлянам победить карфагенян. Составлять план и последовательность действий для решения проблемного вопроса. | Регулятивные Познавательные
Регулятивные
|
4. Поиск решения проблемы
Технологии: -проблемно-диалогическая; - продуктивное чтение; - оценивание учебных успехов. | Определять промежуточные цели с учётом конечного результата. Извлекать информацию из текста учебника о причинах победы римлян в первой и второй Пунических войнах. Классифицировать полученную информацию. Уметь осознано строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Доносить свою позицию, аргументировать её, понимать других. Самостоятельно оценивать свою деятельность.
| Регулятивные Познавательные
Коммуникативные
Личностные
|
5. Выражение решения проблемы Технологии: -проблемно-диалогическая. | Применить полученные знания для решения проблемы: почему Рим победил Карфаген? Анализировать полученную информацию, представлять её в различных формах. Уметь структурировать знания. | Познавательные |
6. Итог урока (рефлексия) | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Оценивать поступки, самоопределяться в системе ценностей. | Регулятивные Личностные
|
Активное и регулярное следование данным принципам позволяет сделать ученика не пассивным слушателем, а активным участником процесса обучения, положительные эмоции формируют адекватную самооценку и уверенность в своих силах.
Публикация: Дороднова Е. А.. Универсальные учебные действия - залог успеха внедрения новых стандартов, Информационно-методический журнал "Формат 18", №2, 2011, с. 11-12.
Организация проблемного обучения истории как способа реализации дифференцированного подхода на уроках истории
Дороднова Е. А., учитель МОУ СОШ № 18
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности компетенций выпускника, определяемых личностными, семейными, общественными государственными потребностями. Эти требования задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов в процессе обучения. Это не только знание учебного предмета, но и индивидуально- личностные позиции, ценностные ориентации, определяющие мотивацию, освоение учащимися универсальных способов деятельности.
Для эффективной реализации данных задач необходимо создание определённых педагогических условий:
- использование педагогом приёмов активизации познавательной деятельности (целеполагание и мотивация);
- ориентация на формирующуюся у учащихся совокупность общеучебных умений;
- учёт возрастных особенностей учащихся;
- дифференцированный, индивидуальный подход;
- использование комплексов проблемных познавательных задач.
При таком подходе от ученика требуется не репродуктивное восприятие учебного материала, а выработка личной позиции через собственное открытие факта, его переосмысление.
Проблемное обучение – такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитием мыслительных способностей. [1] Для успешной реализации данных задач целесообразно взаимодействия технологии проблемного обучения и проникающей технологии дифференцированного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.
Технология индивидуализированного и дифференцированного обучения – организация учебного процесса, которая предполагает проектирование педагогической деятельности на основе индивидуальных качеств ребёнка (интересы, потребности, способности, интеллект).
Цели такого обучения:
1)Загрузить каждого ученика делами урока на любом занятии, чтобы его умственное напряжение было предельно высоким, независимо от ситуации.
2). Позволяет ученику работать в оптимальное для себя время, контролировать затраты своих сил, что позволяет достигать высоких результатов обученности;
3). Индивидуализировать – значит сделать процесс обучения особым, адаптированным для учеников с разными познавательными возможностями.
Этому и должны способствовать разноуровневые задания, представленные в комплексном варианте «Рабочие листы ученика». Их создание и применение в работе с учениками преследовало следующие цели:
первая цель - развитие способности к самообучению, самообразованию ученика;
вторая цель - адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности к индивидуальным особенностям ученика;
третья цель - следить за действиями, корректировать деятельность ученика и учителя.
«Рабочий лист ученика» представляет методическую разработку уроков, которые предлагают изучение материала через решение проблемных заданий преобразующего и творческо-поискового уровня с правом выбора для каждого ученика 9 класса и предполагают самостоятельную деятельность учащихся при изучении нового материала. Задания подобраны по отдельным урокам раздела «СССР в 20-е – 30-е годы»:
Работа по решению проблемного задания предполагает дифференциацию обучения
1) По уровню умственного развития, достижениям учащихся. Задания составлены по принципу трёх уровней сложности. Ученик может выбрать любой уровень, который может быть различным на отдельных уроках.
Первый уровень: задания на «3» балла. Типы задач: определение главной и второстепенной информации в тексте учебника, документа; оформление информации графически.
Второй уровень: задания на «4» балла. Типы задач: сравнение и сопоставление исторических источников, позиций; оформление информации графически.
Третий уровень: задания на «5» баллов. Типы задач: сравнение исторических источников и позиций, поиск противоречий, выделение авторских оценок и аргументация собственной позиции; оформление информации графически.
Рабочий лист ученика 9 «А» класса__________________________
Тема урока: Коллективизация сельского хозяйства.
Проблемная задача. Проблемная задача. Из диалога И. В. Сталина с Черчиллем, состоявшимся в Москве 15 августа 1942г.:
Черчилль: «…На Вас лично так же тяжело сказываются тяготы этой войны, как проведение политики коллективизации?»
Сталин: «Ну, нет, политика коллективизации была страшной борьбой… Это было что-то страшное. Это длилось четыре года…»
Проблемный вопрос. Почему Сталин склонен считать коллективизацию тяжелее Великой Отечественной войны?
Исторический источник.
Из письма в Политбюро ЦК ВКП(б) заместителя наркома финансов Фрумкина М. И.
15 июня 1928г.
«…Ухудшение нашего внутреннего положения связано прежде всего с деревней, с положением сельского хозяйства. Мы не должны закрывать глаза на то, что деревня, за исключением небольшой части бедноты, настроена против нас, эти настроения уже начинают переливаться в рабочие городские центры…»
Из письма И. В.Сталина В. М. Молотову 24 августа 1930 г.
«…Надо бы поднять норму ежедневного вывоза (хлеба) до3-4 миллионов пудов минимум. Иначе рискуем остаться без наших новых металлургических и машиностроительных заводов… Надо иметь обеспеченные позиции на международном хлебном рынке. А унас нет уже там давно никаких позиций, - мы их только завоёвываем теперь…Словом, нужно бешено форсировать вывоз хлеба…»
Из письма крестьянина Черниговского округа М. М. Тавлуя председателю ВЦИК Г. И. Петровскому 14 мая 1932 г.
«Я хочу жить, но не могу, умираю с голода…по всему району настоящая голодовка…Как в нашем селе, так и по району принуждают вступать в колхоз, но идут через силу…В колхозах ещё нигде порядки не устроены. Скот гибнет и коней много погибает, работать не на чем…»
Из статьи Сталина «Головокружение от успехов» 2марта 1930 г.
«Об успехах советской власти в области колхозного движения говорят теперь все… Даже враги вынуждены признать наличие серьёзных успехов. А успехи эти, действительно, велики. Мы перевыполнили пятилетний план …более 90% плана (на 28 февраля этого года)…Коренной поворот деревни к социализму можно считать обеспеченным. Они (успехи) вооружают рабочий класс…Политика опирается на добровольность колхозного движения…Задача партии: повести решительную борьбу с… опасными и вредными для дела настроениями и изгнать их вон из партии..»
Материал из http//:www.wikipedia.ru
Таблица 4. Индекс сверхсмертности в 1933 г. | |
Районы | Индекс сверхсмертности |
Украина | 3,2 |
Нижняя Волга | 2,74 |
Северный Кавказ | 2,61 |
Сибирь | 1,1 |
{C}{C}{C}
{C}{C}{C}
Голод в Поволжье
Время выполнения задания 20 минут.
Задание на «3» балла. Используя исторические источники, определите задачи, методы и результаты поведения коллективизации.
Образец записи ответа.
Задачи коллективизации | Методы проведения | Итоги коллективизации |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
Задание на «4» балла. Каким образом проведение коллективизации было связано с осуществлением индустриализации. Классифицируйте итоги коллективизации как положительные и отрицательные.
Образец записи ответа
Итоги коллективизации
Образец записи ответа
«+» | «-» |
|
|
|
|
|
|
Задание на «5» баллов. Как вы считаете, была ли объективно необходима коллективизация советской деревни? Подтвердите свою позицию фактами из документов. Образец записи ответа. Выберите вариант ответа:
А). Коллективизация была необходима. Б). Коллективизация была не нужна
Аргумент 1_____________________________ Аргумент 1________________________
Аргумент 2_____________________________ Аргумент 2________________________
Аргумент 3_____________________________ Аргумент 3________________________
Какие факты приводит И. В. Сталин о результатах коллективизации. Дайте оценку данным фактам (согласны или не согласны) на основе анализа различных исторических источников. Почему оценки различны?
№ | Факты результатов коллективизации ( И. В. Сталин) | Ваше мнение | |
Согласен «+» | Не согласен «-» | ||
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
Оценки результатов коллективизации различны, потому что
1____________________________________________________________________________
2____________________________________________________________________________
3(по желанию)_________________________________________________________________
[1] Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М., 2005.
Публикация: Дороднова Е. А. , Организация проблемного обучения как способа реализации дифференцированного подхода на уроках истории, Информационно-методический журнал "Формат -18", №1, 2010 г.
Обеспечение условий для освоения и формирования у учащихся универсальных учебных действий средствами технологий в рамках ОС «Школа 2100»
(из опыта работы)
Выступление на региональной конференции "Федеральный государственный образовательный стандарт: жостижение планируемых результатов средством ОС "Школа 2100"
28 сентября 2011г.
Дороднова Е. А., учитель МОУ СОШ № 18
ОС «Школа 2100» сегодня широко и неоднозначно обсуждается на педагогических форумах, где можно встретить мнения как педагогов,так и родителей детей, обучающихся по этой программе. У этой системы много сторонников, которые считают, что её принципы способствуют развитию личности ребёнка, развивают его. Противники, как аргумент, выдвигают сложность и недостаточность учебного материала. Чтобы занять ту, или иную позицию, необходимо не выхватывать отдельные аспекты и технологии, а понять, что ОС «Школа 2100»- это целая система, которая включает в себя :
1) Определённый стиль преподавания, направленный на формирование УУД, используя технологии деятельностного типа;
2) Систему отношений учителя и ученика: недопустимость авторитаризма и равноправие участников педагогического процесса;
3) Обеспечение преемственности между ступнями начальной, средней и старшей школы;
4) «Межпредметная преемственность», использование сквозных образовательных технологий.
Данными принципами я руководствуюсь в своей работе, являясь участником эксперимента по внедрению ОС «Школа 2100» в качестве учителя и руководителя ВТГ МОУ СОШ №18 г. Ярославля. В своём выступлении мне хотелось бы представить опыт работы: отметить успехи и поделиться возникающими в процессе проблемами.
1.Обеспечение преемственности между ступенями начальной, средней и старшей школы является наиболее важным аспектом, так как необходим непрерывный образовательный процесс с соблюдением преемственности в целях, методах и понимании результатов на разных ступнях обучения.
В школе № 18 г. Ярославля работает ВТГ «Реализация принципа преемственности в ОС «Школа 2100». Нами были поставлены следующие цели деятельности:
1) Обеспечить условия для освоения и формирования у учащихся УУД средствами технологий деятельностного типа.
2) Повысить профессиональную компетентность педагогов в процессе реализации принципа преемственности через систему семинаров, мастер-классов и открытых уроков.
3) Выработать пакет методических рекомендаций и дидактических материалов (методические разработки, видеозаписи и конспекты открытых уроков, технологические карты).
Содержание и формы работы группы. Состав группы –12 человек. Это учителя начальной школы и среднего звена. Начали мы работу с посещения уроков в 4 –х класах, проводили совместные занятия, затем учителя начальной школы анализировали уроки в 5-х классах. Взаимодействие между педагогами позволяет эффективно организовать работу по обучению УУД на различных ступенях обучения. Как пример – моё сотрудничество с учителем начальной школы Сериной М. Н. Посещая и анализируя её уроки, мы составили план по продолжению формирования УУД в среднем звене. Если в начальной школе дети учились находить основную мысль текста, информацию, то в 5 классе – извлечение информации с аргументацией своей позиции, оцениванием поступков и событий. (познавательные и личностные УУД). В начальной школе – работа с иллюстрациями, в 5 классе – работа с исторической картой. В начальной школе – прогнозирование (о чём? текст), в 5 классе – выдвижение версий, гипотез. На начальном этапе план решения проблемы предлагает учитель, на уроках истории в среднем звене это делают ученики (регулятивные).
По результатам совместной деятельности и с помощью психолога школы была проведена диагностика учащихся, итогом которой стал круглый стол « Преемственность в обучении 4-5-х классов».
Следующий этап - организация мини-групп внутри ВТГ по принципу: Деятельность в группе разбита на три блока. Каждый блок- технология деятельностного типа.
Таким образом, сложилась определённая структура деятельности:
Блок №1. «Формирование УУД средствами проблемного диалога»
Начальная школа: Огарёва Т. В. – Среднее звено: Дороднова Е. А.
Блок №2. «Развитие умений работать с текстом средствами технологии продуктивного чтения»
Начальная школа: Майорова Е. Ю. – Среднее звено: Смирнова О. А.
Блок №3. «Формирование оценочных умений средствами технологии оценивания»
Начальная школа: Карпова Г. В. – Среднее звено: Серина А. А.. А..
Основные принципы сотрудничества педагогов:
1) От учителя начальной школы к учителю средней школы (входят и те и другие)
2) От теоретического семинара к открытому уроку через технологическую карту
3) Составление технологической карты урока с целью формированияУУД через применение технологий.
. Промежуточный результат деятельности группы:
-выработаны рекомендации по обеспечению преемственности (Круглый стол);
-видеозаписи уроков и образцы технологической карты;
-методическая разработка по реализации проблемно-диалогического обучения (Дороднова Е. А.)
2. Определённый стиль преподавания, направленный на формирование УУД, используя технологии деятельностного типа –основной принцип моей работы как учителя истории.
В 2009году в рамках проведения эксперимента я начала преподавать историю в 5 «а» и 5 «в» классах. По результатам мониторинга учащиеся данных классов имели схожие личностно-психологические особенности, приблизительно одинаковый уровень успеваемости, преподавал историю тот же самый учитель. Разница была в том, что ученики 5 «а» класса обучаются по ОС «Школа 2100». В 2010-11 уч. году, когда эти дети уже стали учениками 6 класса была проведена единая контрольная работа по теме «Древнерусское государство в IX-XII веках”. В контрольную работу были включены задания, выполнение которых показывало степень овладения учениками УУД ействиями.
На диаграммах представлены результаты контрольной работы
Таблица 1. Результаты формирования УУД
УУД | 6 «а» класс | 6 «в» класс |
1. Составление плана работы и действия по плану | 85% | 53% |
2. Извлечение и анализ информации (сравнение) | 66% | 45% |
3. Выбор и аргументация собственной позиции | 71% | 38% |
|
|
|
Таблица 2. Информация о результатах контрольных работ (%)
Класс | Кол-во уч-ся в классе | Кол-во уч-ся, выполнявших к.р. | ФИО учителя | Абсолютное число | % | |||||
«5» | «4» | «3» | «2» | Справились | «4»-«5» | Средний балл | ||||
6в | 24 | 18 | Дороднова Е. А. | 0 | 3 | 15 | 1 | 94,4 | 16,6 | 3,3 |
6а | 24 | 20 | Дороднова Е. А | 4 | 13 | 2 | 1 | 95 | 85 | 4,2 |
Обоснование полученных результатов:
1. Применение в учебном процессе технологий деятельностного типа, особое внимание уделяется проблемно-диалогическому обучению, так как методику проблемного обучения изучаю и активно применяю в течение нескольких лет.
2. Главной составляющей педагогического процесса учитель-ученик считаю создание условий для формирования у ребёнка положительной мотивации к обучению. (Мотивация - субъективное отношение школьника к учению, в основе которого лежит сознательно поставленная цель.)
3. Дифференцированный, индивидуальный подход в обучении. Создание на уроке ситуации выбора, сопереживания, решение разноуровневых заданий (принцип минимакса).
4. Применение интерактивных форм обучения, работа с интерактивной доской (заполнение таблиц, составление схем, презентации).
Активное и регулярное следование данным принципам позволяет сделать ученика не пассивным слушателем, а активным участником процесса обучения, положительные эмоции формируют адекватную самооценку и уверенность в своих силах.
Следует отметить некоторые затруднения, возникающие в процессе обучения:
1) Не всегда эффективно опережающее чтение параграфов по истории. Объём бывает очень большой, что усложняет его понятие для детей со способностями ниже среднего уровня. Ученики с высоким уровнем способностей и возможностей перестают дома изучать материал, потому что успевают сориентироваться на уроке во время выполнения здания.
2) В начальной школе введение алгоритма самооценивания занимает большую часть учебного времени, поэтому дети учатся этому только в среднем звене.
3) Выставление учителем оценок по модулям оценивания – сложная и трудоёмкая процедура, что при большой «нагрузке» учителя является очень проблематичным.
4) Часто ученики стремятся к выполнению заданий максимального уровня, не выполнив минимальный и необходимый, что с одной стороны – похвально, но с другой стороны нарушает принцип минимакса ОС «Школа 2100».
Закончить выступление мне бы хотелось цитатами из отзывов детей 7 «а» «…На вопросы хочется найти ответ»
«…Можно выбрать разные задания»
«…Легко писать ответ в схемы и таблицы»
«…Красиво оформленные учебники и тетради»
«…Читаю учебник истории как художественную книгу»
«…Я красиво продвигаюсь вперёд»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обеспечение условий для освоения и формирования у учащихся универсальных учебных действий средствами технологий в рамках ОС «Школа 2100»
Дороднова Елена Александровна, учитель МОУ СОШ № 18
Новый стандарт образования ориентирует нас не только на знания, а на компетентность школьника, на его достижения в целом, на способность результативно действовать в нестандартной ситуации. В качестве планируемого результата рассматривается процесс развития ребёнка: его умения, оценка событий и самооценка, владение навыками дискуссии, формулировка своей позиции. Всё это потребует от учителя также определённого объёма компетенции.
Требования к современному уроку включают предметные, надпредметные и личностные результаты. Для реализации индивидуального подхода необходимы образовательные технологии, которые закладывают момент выбора ребёнком по его возможностям уровня, на котором он «возьмёт» учебный предмет. Должны быть заложены мотивационные возможности, чтобы дети даже со слабыми возможностями заинтересовались и работали на своём максимуме.
Принципы ОС «Школа 2100» сегодня широко и неоднозначно обсуждается на педагогических форумах. По моему мнению, это именно та система, которая обеспечивает преемственность на всех ступенях обучения, что способствует снятию стрессового состояния ребёнка в школьной жизни.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Применение в учебном процессе технологий деятельностного типа и формирование УУД на различных этапах урока можно проследить по технологической карте урока истории в 5 классе.
Технологическая карта урока
Урок истории в 5» г» классе
Учитель истории МОУ СОШ № 18 Дороднова Елена Александровна.
Тема урока: «Хозяин Западного Средиземноморья».
Цели урока:
- Научить выявлять главное в процессе превращения Рима в самую могущественную державу Средиземноморья на примере Пунических войн.
- Научить выявлять варианты причин и следствий Пунических войн.
- Научить давать и объяснять оценку качествам римского характера.
Применяемые технологии:
- Проблемно-диалогическое обучение.
- Продуктивное чтение.
- Оценивание учебных успехов.
Формирование универсальных учебных действий:
- Регулятивных (постановка цели, планирование деятельности и результата).
- Познавательных (поиск, анализ и классификация информации).
- Коммуникативных (представление и аргументация собственной позиции, понимание других).
- Личностных (самооценка, самоопределение в системе ценностей).
Этапы урока, технологии | Виды деятельности | УУД |
1.Организационный момент | ||
2. Создание проблемной ситуации. Технологии: -проблемно-диалогическая. | Формулировать проблему через сопоставление исторических фактов, противоречивых мнений на примере Рима и Карфагена. Выбирать основные критерии для сравнения двух государств. Выдвигать различные версии, предполагать возможный результат. | Познавательные Познавательные Регулятивные |
3. Актуализация знаний. Технологии: -проблемно-диалогическая. | Определять познавательную цель урока: причины, позволившие римлянам победить карфагенян. Составлять план и последовательность действий для решения проблемного вопроса. | Регулятивные Познавательные Регулятивные |
4. Поиск решения проблемы Технологии: -проблемно-диалогическая; - продуктивное чтение; - оценивание учебных успехов. | Определять промежуточные цели с учётом конечного результата. Извлекать информацию из текста учебника о причинах победы римлян в первой и второй Пунических войнах. Классифицировать полученную информацию. Уметь осознано строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Доносить свою позицию, аргументировать её, понимать других. Самостоятельно оценивать свою деятельность. | Регулятивные Познавательные Коммуникативные Личностные |
5. Выражение решения проблемы Технологии: -проблемно-диалогическая. | Применить полученные знания для решения проблемы: почему Рим победил Карфаген? Анализировать полученную информацию, представлять её в различных формах. Уметь структурировать знания. | Познавательные |
6. Итог урока (рефлексия) | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Оценивать поступки, самоопределяться в системе ценностей. | Регулятивные Личностные |
Активное и регулярное следование данным принципам позволяет сделать ученика не пассивным слушателем, а активным участником процесса обучения, положительные эмоции формируют адекватную самооценку и уверенность в своих силах.
Предварительный просмотр:
Обеспечение условий для освоения и формирования у учащихся универсальных учебных действий средствами технологий в рамках ОС «Школа 2100»
Дороднова Елена Александровна, учитель МОУ СОШ № 18
Новый стандарт образования ориентирует нас не только на знания, а на компетентность школьника, на его достижения в целом, на способность результативно действовать в нестандартной ситуации. В качестве планируемого результата рассматривается процесс развития ребёнка: его умения, оценка событий и самооценка, владение навыками дискуссии, формулировка своей позиции. Всё это потребует от учителя также определённого объёма компетенции.
Требования к современному уроку включают предметные, надпредметные и личностные результаты. Для реализации индивидуального подхода необходимы образовательные технологии, которые закладывают момент выбора ребёнком по его возможностям уровня, на котором он «возьмёт» учебный предмет. Должны быть заложены мотивационные возможности, чтобы дети даже со слабыми возможностями заинтересовались и работали на своём максимуме.
Принципы ОС «Школа 2100» сегодня широко и неоднозначно обсуждается на педагогических форумах. По моему мнению, это именно та система, которая обеспечивает преемственность на всех ступенях обучения, что способствует снятию стрессового состояния ребёнка в школьной жизни.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Применение в учебном процессе технологий деятельностного типа и формирование УУД на различных этапах урока можно проследить по технологической карте урока истории в 5 классе.
Технологическая карта урока
Урок истории в 5» г» классе
Учитель истории МОУ СОШ № 18 Дороднова Елена Александровна.
Тема урока: «Хозяин Западного Средиземноморья».
Цели урока:
- Научить выявлять главное в процессе превращения Рима в самую могущественную державу Средиземноморья на примере Пунических войн.
- Научить выявлять варианты причин и следствий Пунических войн.
- Научить давать и объяснять оценку качествам римского характера.
Применяемые технологии:
- Проблемно-диалогическое обучение.
- Продуктивное чтение.
- Оценивание учебных успехов.
Формирование универсальных учебных действий:
- Регулятивных (постановка цели, планирование деятельности и результата).
- Познавательных (поиск, анализ и классификация информации).
- Коммуникативных (представление и аргументация собственной позиции, понимание других).
- Личностных (самооценка, самоопределение в системе ценностей).
Этапы урока, технологии | Виды деятельности | УУД |
1.Организационный момент | ||
2. Создание проблемной ситуации. Технологии: -проблемно-диалогическая. | Формулировать проблему через сопоставление исторических фактов, противоречивых мнений на примере Рима и Карфагена. Выбирать основные критерии для сравнения двух государств. Выдвигать различные версии, предполагать возможный результат. | Познавательные Познавательные Регулятивные |
3. Актуализация знаний. Технологии: -проблемно-диалогическая. | Определять познавательную цель урока: причины, позволившие римлянам победить карфагенян. Составлять план и последовательность действий для решения проблемного вопроса. | Регулятивные Познавательные Регулятивные |
4. Поиск решения проблемы Технологии: -проблемно-диалогическая; - продуктивное чтение; - оценивание учебных успехов. | Определять промежуточные цели с учётом конечного результата. Извлекать информацию из текста учебника о причинах победы римлян в первой и второй Пунических войнах. Классифицировать полученную информацию. Уметь осознано строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Доносить свою позицию, аргументировать её, понимать других. Самостоятельно оценивать свою деятельность. | Регулятивные Познавательные Коммуникативные Личностные |
5. Выражение решения проблемы Технологии: -проблемно-диалогическая. | Применить полученные знания для решения проблемы: почему Рим победил Карфаген? Анализировать полученную информацию, представлять её в различных формах. Уметь структурировать знания. | Познавательные |
6. Итог урока (рефлексия) | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Оценивать поступки, самоопределяться в системе ценностей. | Регулятивные Личностные |
Активное и регулярное следование данным принципам позволяет сделать ученика не пассивным слушателем, а активным участником процесса обучения, положительные эмоции формируют адекватную самооценку и уверенность в своих силах.
Предварительный просмотр:
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности компетенций выпускника, определяемых личностными, семейными, общественными государственными потребностями. Эти требования задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов в процессе обучения. Это не только знание учебного предмета, но и индивидуально- личностные позиции, ценностные ориентации, определяющие мотивацию, освоение учащимися универсальных способов деятельности.
Для эффективной реализации данных задач необходимо создание определённых педагогических условий:
- использование педагогом приёмов активизации познавательной деятельности (целеполагание и мотивация);
- ориентация на формирующуюся у учащихся совокупность общеучебных умений;
- учёт возрастных особенностей учащихся;
- дифференцированный, индивидуальный подход;
- использование комплексов проблемных познавательных задач.
При таком подходе от ученика требуется не репродуктивное восприятие учебного материала, а выработка личной позиции через собственное открытие факта, его переосмысление.
Проблемное обучение – такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитием мыслительных способностей. [1] Для успешной реализации данных задач целесообразно взаимодействия технологии проблемного обучения и проникающей технологии дифференцированного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.
Технология индивидуализированного и дифференцированного обучения – организация учебного процесса, которая предполагает проектирование педагогической деятельности на основе индивидуальных качеств ребёнка (интересы, потребности, способности, интеллект).
Цели такого обучения:
1)Загрузить каждого ученика делами урока на любом занятии, чтобы его умственное напряжение было предельно высоким, независимо от ситуации.
2). Позволяет ученику работать в оптимальное для себя время, контролировать затраты своих сил, что позволяет достигать высоких результатов обученности;
3). Индивидуализировать – значит сделать процесс обучения особым, адаптированным для учеников с разными познавательными возможностями.
Этому и должны способствовать разноуровневые задания, представленные в комплексном варианте «Рабочие листы ученика». Их создание и применение в работе с учениками преследовало следующие цели:
первая цель - развитие способности к самообучению, самообразованию ученика;
вторая цель - адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности к индивидуальным особенностям ученика;
третья цель - следить за действиями, корректировать деятельность ученика и учителя.
«Рабочий лист ученика» представляет методическую разработку уроков, которые предлагают изучение материала через решение проблемных заданий преобразующего и творческо-поискового уровня с правом выбора для каждого ученика 9 класса и предполагают самостоятельную деятельность учащихся при изучении нового материала. Задания подобраны по отдельным урокам раздела «СССР в 20-е – 30-е годы»:
Работа по решению проблемного задания предполагает дифференциацию обучения
1) По уровню умственного развития, достижениям учащихся. Задания составлены по принципу трёх уровней сложности. Ученик может выбрать любой уровень, который может быть различным на отдельных уроках.
Первый уровень: задания на «3» балла. Типы задач: определение главной и второстепенной информации в тексте учебника, документа; оформление информации графически.
Второй уровень: задания на «4» балла. Типы задач: сравнение и сопоставление исторических источников, позиций; оформление информации графически.
Третий уровень: задания на «5» баллов. Типы задач: сравнение исторических источников и позиций, поиск противоречий, выделение авторских оценок и аргументация собственной позиции; оформление информации графически.
Рабочий лист ученика 9 «А» класса__________________________
Тема урока: Коллективизация сельского хозяйства.
Проблемная задача. Проблемная задача. Из диалога И. В. Сталина с Черчиллем, состоявшимся в Москве 15 августа 1942г.:
Черчилль: «…На Вас лично так же тяжело сказываются тяготы этой войны, как проведение политики коллективизации?»
Сталин: «Ну, нет, политика коллективизации была страшной борьбой… Это было что-то страшное. Это длилось четыре года…»
Проблемный вопрос. Почему Сталин склонен считать коллективизацию тяжелее Великой Отечественной войны?
Исторический источник.
Из письма в Политбюро ЦК ВКП(б) заместителя наркома финансов Фрумкина М. И.
15 июня 1928г.
«…Ухудшение нашего внутреннего положения связано прежде всего с деревней, с положением сельского хозяйства. Мы не должны закрывать глаза на то, что деревня, за исключением небольшой части бедноты, настроена против нас, эти настроения уже начинают переливаться в рабочие городские центры…»
Из письма И. В.Сталина В. М. Молотову 24 августа 1930 г.
«…Надо бы поднять норму ежедневного вывоза (хлеба) до3-4 миллионов пудов минимум. Иначе рискуем остаться без наших новых металлургических и машиностроительных заводов… Надо иметь обеспеченные позиции на международном хлебном рынке. А унас нет уже там давно никаких позиций, - мы их только завоёвываем теперь…Словом, нужно бешено форсировать вывоз хлеба…»
Из письма крестьянина Черниговского округа М. М. Тавлуя председателю ВЦИК Г. И. Петровскому 14 мая 1932 г.
«Я хочу жить, но не могу, умираю с голода…по всему району настоящая голодовка…Как в нашем селе, так и по району принуждают вступать в колхоз, но идут через силу…В колхозах ещё нигде порядки не устроены. Скот гибнет и коней много погибает, работать не на чем…»
Из статьи Сталина «Головокружение от успехов» 2марта 1930 г.
«Об успехах советской власти в области колхозного движения говорят теперь все… Даже враги вынуждены признать наличие серьёзных успехов. А успехи эти, действительно, велики. Мы перевыполнили пятилетний план …более 90% плана (на 28 февраля этого года)…Коренной поворот деревни к социализму можно считать обеспеченным. Они (успехи) вооружают рабочий класс…Политика опирается на добровольность колхозного движения…Задача партии: повести решительную борьбу с… опасными и вредными для дела настроениями и изгнать их вон из партии..»
Материал из http//:www.wikipedia.ru
Таблица 4. Индекс сверхсмертности в 1933 г. | |
Районы | Индекс сверхсмертности |
Украина | 3,2 |
Нижняя Волга | 2,74 |
Северный Кавказ | 2,61 |
Сибирь | 1,1 |
Голод в Поволжье
Время выполнения задания 20 минут.
Задание на «3» балла. Используя исторические источники, определите задачи, методы и результаты поведения коллективизации.
Образец записи ответа.
Задачи коллективизации | Методы проведения | Итоги коллективизации |
1. | ||
2. | ||
3. |
Задание на «4» балла. Каким образом проведение коллективизации было связано с осуществлением индустриализации. Классифицируйте итоги коллективизации как положительные и отрицательные.
Образец записи ответа
Итоги коллективизации
Образец записи ответа
«+» | «-» |
Задание на «5» баллов. Как вы считаете, была ли объективно необходима коллективизация советской деревни? Подтвердите свою позицию фактами из документов. Образец записи ответа. Выберите вариант ответа:
А). Коллективизация была необходима. Б). Коллективизация была не нужна
Аргумент 1_____________________________ Аргумент 1________________________
Аргумент 2_____________________________ Аргумент 2________________________
Аргумент 3_____________________________ Аргумент 3________________________
Какие факты приводит И. В. Сталин о результатах коллективизации. Дайте оценку данным фактам (согласны или не согласны) на основе анализа различных исторических источников. Почему оценки различны?
№ | Факты результатов коллективизации ( И. В. Сталин) | Ваше мнение | |
Согласен «+» | Не согласен «-» | ||
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
Оценки результатов коллективизации различны, потому что
1____________________________________________________________________________
2____________________________________________________________________________
3(по желанию)_________________________________________________________________
[1] Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М., 2005.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Требования к результатам ФГОС · личностны е (способность к саморазвитию, желание учиться ) · метапредметны е (универсальные учебные действия) · предметны е (система основных знаний )
Системно - деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие
Так учат сегодня Так будут учить завтра 1 . Учитель проверяет д/з . Ученик «выучил – пересказал» 2 . Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему («сиди и слушай!») 4. Учитель проверяет, как поняли («повтори!») 1. Учитель создает ситуацию. Ученики называют тему, вопрос 2. Ученики сами вспоминают знания, которые пригодятся 3 . Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем , в учебнике) 4. Ученики делают вывод по теме
Проблемное обучение Проблемная ситуация – созданн ая на занятиях обстановка, когда у учащихся возникает такое интеллектуально-психологическое состояние, преодоление которого требует поиска новых знаний и новых подходов Типы проблемных ситуаций ситуация неожиданности ситуация конфликта ситуация предположения
Учитель не солист, а – дирижёр! Проблемно-диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4. Применение знаний учениками Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4. Закрепление знаний
Универсальные учебные действия Регулятивные : определять цель, составлять план, действовать по плану, оценивать результат Познавательные: извлекать, анализировать, сравнивать, классифицировать информацию Коммуникативные : доносить свою позицию, понимать других Личностные : оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей
Технологическая карта урока Этапы урока Виды деятельности УУД 2. Создание проблемной ситуации . Формулировать проблему через сопоставление исторических фактов . Выбирать основные критерии для сравнения двух государств . Выдвигать различные версии, результат . Познавательные Регулятивные 3. Актуализация знаний . Определять познавательную цель урока: причины, позволившие римлянам победить карфагенян . Составлять план и последовательность действий для решения проблемного вопроса. Регулятивные Познавательные Регулятивные
Этапы урока Виды деятельности УУД 4. Поиск решения проблемы Определять промежуточные цели с учётом конечного результата . Извлекать и классифицировать информацию из текста Уметь осознано строить речевое высказывание , доносить свою позицию, аргументировать её. Самостоятельно оценивать свою деятельность . Регулятивные Познавательные Коммуникативные Личностные 5. Выражение решения проблемы . Применить полученные знания для решения проблемы. Анализировать информацию, уметь структурировать знания . Познавательные 6. Итог урока (рефлексия) Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что подлежит усвоению . Оценивать поступки, самоопределяться в системе ценностей. Регулятивные Личностные
Проблемная ситуация Я хочу использовать в педагогической деятельности ... ! У меня вызывает затруднение ...... ?
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа №18
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора Фокина Т. А.
по воспитательной работе
Протокол № 1 от 01.09.2008 г.
Рассмотрено
на заседании родительского комитета
класса
Председатель родительского комитета Кабачиева Н. А.
Воспитательная программа
«Я – гражданин»
Дородновой Елены Александровны
2008 –2013 гг.
Ярославль 2013 г.
Информационная карта воспитательной программы
«Я – гражданин»
Название программы | «Я - гражданин» |
Автор программы | классный руководитель 5 «в» класса: Дороднова Елена Александровна |
Сроки реализации программы | сентябрь 2008 г.- май 2013 г.(5 «в» - 9 «в» класс). |
Заказчик программы | Администрация школы Родители, Учащиеся класса |
Кадровые ресурсы | Родители Учителя-предметники Социальный педагог Администрация школы Педагог-психолог Педагог-организатор Библиотекарь школы |
Нормативные ресурсы | Закон РФ «Об образовании», Семейный кодекс РФ, Конвенция о правах ребёнка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», Устав школы. |
Цель воспитательной системы | Создание педагогических условий для формирования современной социально-направленной личности, способной делать гражданско-патриотический выбор. |
Задачи воспитательной системы |
|
Формы реализации задач |
Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности. |
Характер и результативность цели воспитательной программы определяются принципами, которые важны для учителя, доступны для понимания детей | Гуманизм во взаимоотношениях «учитель-ученик», «ученик-ученик»; Демократизм, уважение ученика; Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников; Преемственность и взаимодействие в воспитательном процессе; Принцип индивидуальности; Принцип развития; Принцип творчества и успеха; Принцип поддержки и доверия; Принцип ответственности; Принцип общения (умение говорить, слушать, понимать); Принцип элективности направлен на умение делать выбор в различных ситуациях. |
Этапы воспитательной системы | |
1 этап- 5-6 классы |
|
2 этап- 7-8 классы |
|
3 этап -9 класс |
|
Пояснительная записка
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании».
Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству. Чувство патриотизма у юного гражданина - это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Большой вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе нравственную, правовую и политическую культуру должна внести современная школа. Поэтому в настоящее время гражданско-патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. В ходе диагностики состояния гражданско-патриотического воспитания в школе были выявлены следующие проблемы: снижение уровня патриотизма и гражданского самосознания школьников, падение интереса к истории своей страны, проявление среди школьников равнодушия, эгоизма, жестокости и немотивированной агрессивности, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
Гражданско-патриотического воспитание - система знаний интегрированного и обобщающего характера, акцентирующая внимание не только на формирование духовности личности, но и на выработке стратегии поведения современного человека. Воспитание высоконравственного гражданина возможно только на основе общечеловеческих, нравственных ценностей, любви к родному краю, его героическому прошлому, уважения к окружающим его людям. Данная программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
Программа определяет содержание системы гражданско-патриотического воспитания в классе, представляет собой комплекс организационных, методических и воспитательных мероприятий, направленных на решение основных задач в области воспитания социально-ориентированной личности.
В основе воспитательной программы класса лежат следующие педагогические теории:
• педагогика гуманизма (Сухомлинский В.А.);
• гуманно-личностная технология (Ш.А. Амонашвили);
• личностно-ориентированная педагогика;
• концепция поликультурного образования (З.М.Малькова, В.В.Макаев, Л.Л.Супрунова);
• педагогика сотрудничества (И.П. Иванов, В.А. Караковский);
• педагогика педагогической поддержки (О.С. Газманов);
• технология коллективно-творческих дел;
• игровые технологии.
• «Концепция самовоспитания» (Г.К. Селевко);
В МОУ средней школе № 18 создана воспитательная система, цель которой: эффективное содействие формированию полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.
У школы сложились свои хорошие традиции. Праздник «День знаний»; День самоуправления; акция СПО ДО «Исток» «Ветеран живет рядом», Праздник «Посвящение в старшеклассники», мероприятия ко Дню Конвенции о правах ребенка, Новогодние мероприятия, День рождение пионерского отряда; совместные мероприятия со школьной столовой, первенство школы по шашкам и шахматам, игра «Форт-Бойярд», Конкурс «Ученик года»; Праздник последнего звонка; Вечер выпускников.
В школе действует два органа самоуправления: совет командиров 4-8 кл., совет старшеклассников 9-11 кл. Состав этих органов периодически обновляется. Пионерская дружина - это ученики 5-8 кл., которые сами планируют свою работу и стараются самостоятельно проводить мероприятия при поддержке своих старших товарищей из 9-11 классов.
С 1985 года действует представительство ЯООО РСМ, молодежной общественной организации, которая занимается организацией досуга уч-ся, дальнейшим развитием лидерских качеств. Продолжают свою работу школьная команда КВН «18 элемент», печатная газета «Скороварка».
Сильными сторонами воспитательной системы продолжают оставаться: создание условий для того, чтобы каждый учащийся чувствовал себя как дома; принцип развития – через кружки, факультативы создаются условия для целостного развития личности: физического, интеллектуального, духовного; принцип психологической комфортности – создана ситуация успеха для учащихся, ощущения продвижения вперёд; принцип картины мира – создание обобщённого представления о мире, месте человека в нём; принцип обучения деятельности – организована работа со способными и трудными подростками. Ряд педагогов школы работают по собственной системе воспитательной работы.
Я стала классным руководителем 5в класса с сентября 2008 года. На тот момент в классе обучалось 26 человек. Сегодня в классе обучаются 24 человека: 13 девушек, 11 юношей. В 5 классе вместе с родителями и учениками определили главное направление нашей совместной работы: формирование личности гражданина России нового времени. На данном этапе была проделана большая работа совместно с психологом школы, проводились различные диагностики и тестирования, на базе результатов которых и предстояло строить дальнейшую работу. Этапы формирования и развития классного коллектива определились следующим образом:
Этапы воспитательной системы
5 «в» -9 «в» классов
(сентябрь 2008 г. - июнь2013 г.)
Этапы воспитательной системы, цели | Направления и формы деятельности | Мероприятия |
1.Социальная интеграция учащихся. 5-6 классы (2008-2010гг.) Цель: обеспечение условий для формирования самоорганизации учеников, навыков сотрудничества для достижения общей цели, принятие групповых ценностей. Организация деятельности органов самоуправления – МИГов (малых инициативных групп) различных направлений: «Я - президент», «Я - ученик», «Я - исследователь», «Я - спортсмен». | 1. «Семья», «Здоровье». Активное взаимодействие с родителями 2.«Гражданин». Мероприятия социально-патриотической направленности 3.«Досуг», «Гражданин» Организация научно-исследовательской работы учащихся 4.«Гражданин», «Досуг». Сотрудничество с учреждениями города | 1.Изучение системы нравственных ценностей и традиций семей учащихся, выявление «группы риска». 2.Тематические классные часы: «Семья в жизни человека», «Семейные ценности», «Я помню, я горжусь», «Историческая дата». 3.Дни творчества «Здоровый образ жизни», «Моя родословная»: конкурс проектов, стихов. 4..Спортивные мероприятия: «День семьи - день здоровья».
6.Туризм: экскурсии по г. Ярославлю и Ярославской области, посещение музеев. 7.Сотрудничество с детской библиотекой № 6. 8.Родительские собрания: «Профилактика вредных привычек», «Адаптация ребёнка в 5 классе», «Его величество домашнее задание», «Устав школы: права и обязанности ученика». 9. Сотрудничество с психологической службой школы. |
2.Социальная индивидуализация учащихся. 7-8 классы (2010-2012 учебный год) Цель: выявление, развитие и реализация способностей учеников, формирование умений принятия самостоятельных решений, освоение определённых социальных ролей Подготовка и организация МИГами мероприятий в классе, выдвижение лидеров групп в различных сферах деятельности. | 1.«Досуг», «Гражданин» Организация научно-исследовательской работы учащихся. 2.«Гражданин». Мероприятия социально-патриотической направленности.
| 1. Кружок «Как написать исследовательскую работу?» 2.Тематические классные часы: «Права и обязанности», «Символы государства российского», «Гимн моими глазами», «Герои войны 1812 г.», «Почему важно быть здоровым». 3. Декада правовых знаний: конкурс проектов «Мои права». 4.Дни творчества: «Я помню, я горжусь», «Моя семья и история страны», «Моя малая родина»: конкурс проектов и исследовательских работ. 5.Конкурсы в классе: «Ученик года», «Спортсмен года», «Исследователь года» . 6.Туризм : экскурсии по Ярославской области и России, исследовательские проекты по краеведению. 7. Анкетирование учащихся с целью выявления их отношения к вредным привычкам. 8.Сотрудничество МУ СОПиМ «ЯГПМЦ» г. Ярославля (участие в гражданско-правовых и социальных акциях ). 9. Сотрудничество с детской библиотекой № 6.: исследование истории библиотеки, участие в социальных акциях. 10. Сотрудничество с ДК «Нефтянник» (игровые мероприятия патриотической направленности.) 10.Родительские собрания «Особенности влияния алкоголя,и никотина на организм ребёнка», «Друзья вашего ребёнка», «Досуг семьи», «Конвенция о правах ребёнка», «Семья и общество». 11.Сотрудничество с профилактическим советом школы. |
Социальная самореализация.9 класс Цель: создание условий для реализации организаторских и творческих способностей учащихся, доминирования позитивных тенденций психического состояния учащихся Цел | 1.«Гражданин». Мероприятия социально-патриотической направленности. 2.«Досуг», «Гражданин». Организация научно-исследовательской работы учащихся. 3.«Гражданин», «Досуг». Сотрудничество с учреждениями города. 4.«Семья», «Здоровье». Активное взаимодействие с родителями | 1.Инициативная деятельность учеников в трёх направлениях: «Я- воспитанный», «Я -образованный», «Я- активный». 2. Тематические классные часы: «Я –гражданин», «Мир профессий», «Родные люди», «Конституционные права и обязанности граждан». 3.Декады правовых знаний: конкурс проектов «Конституция моими глазами» (класс-школа), игра «Сам себе адвокат». 4. .Дни творчества: «Растём патриотами», «Избирательное право», «Моя будущая профессия»: конкурс проектов и исследовательских работ. 5.Участие в проведение Дня самоуправления в школе; организация классных и общешкольных мероприятий (Игровая перемена, День профессий, «Мы за здоровый образ жизни», «Поздравление пожилому человеку»). 6.Участие в социальных акциях МОУ СОШ № 18 в рамках волонтёрской деятельности 7.Сотрудничество с законодательными органами г. Ярославля и РФ: встречи с депутатами, представителями политических партий, экскурсия областную Думу ЯО. 8.Краеведческая исследовательская деятельность: знаменитые люди и события ярославского края, общественные, социальные и спортивные достижения города и области. 9. Сотрудничество МУ СОПиМ «ЯГПМЦ» г. Ярославля (участие в гражданско-правовых и социальных акциях ). 10.Организация встреч учащихся со специалистами ГЦ ПМСС: гинекологами, наркологами, венерологами. 11. Родительские собрания: «Общение без конфликтов», «Как помочь ребёнку сдать экзамен?», «Помощь в выборе профессии», «Социальная адаптация выпускника». 12. Сотрудничество с социальной и психологической службой школы. |
На начальном этапе совместно классным руководителем и родителями были разработаны основные направления работы с детьми: «Семья», «гражданин», «Здоровье», «Досуг», работа с учителями и школьным психологом, индивидуальная работа с учащимися. Приоритетным направлением воспитательной работы было выбрано нравственное (гражданское) воспитание.
Основные направления воспитательной работы
на всех этапах становления воспитательной системы класса
Направление деятельности | Цель деятельности | Содержание деятельности |
«Семья» | Обеспечение максимального сближения интересов родителей и педагогов в формировании развитой, социально-ориентированной личности. |
|
«Гражданин» | Формирование определённой гражданской и мировоззренческой позиции, умения жить в коллективе и обществе. | Правовое просвещение учащихся в рамках изучения истории и обществознания. Организация декады правовых знаний. Классные часы с приглашением инспектора ПДН, социального педагога школы. Сотрудничество с законодательными органами г. Ярославля и РФ. |
«Здоровье» | Определение значимости физического состояния ребёнка для будущего жизнеутверждения, профессионального и гражданского становления | Анкетирование учащихся с целью выявления их отношения к вредным привычкам. Тематические классные часы и родительские собрания. Организация встреч учащихся со специалистами. Сотрудничество МУ СОПиМ «ЯГПМЦ» г. Ярославля. |
«Досуг» | Формирование у подростков чувства патриотизма и гражданской ответственности через самостоятельное совместное планирование внеурочных мероприятий исторической и краеведческой направленности и ответственности за их выполнение. |
|
Социализация личности – сложный процесс. Современное общество предъявляет достаточно жесткие требования для конкурентоспособной личности: активная жизненная позиция, успешность, мотивация на саморазвитие, мобильность, креативность. Именно школа, где ребенок проводит большое количество времени, может направить и скорректировать процесс социализации. Совместно с родителями на круглом столе мы разработали модель будущего выпускника нашего класса (Приложение № 2):
- социально-активной, ориентированной на согласование своих жизненных планов с ключевыми направлениями развития своего города и страны;
- осознающей в качестве ключевой ценности любовь к Родине, преданность своему Отечеству;
- способной проектировать и реализовать свои жизненные смыслы на основе ценностей общества;
- имеющей сознательную нравственную позицию;
- способной к самоорганизации, умеющей отстаивать свои права, участвовать в деятельности и создании общественных объединений;
- с высоким уровнем правовой культуры: знающей основополагающих правовых норм и умеющей использовать возможности правовой системы государства.
Большое значение придаю содружеству с родителями учеников моего класса. В начале каждого учебного года избирается новый состав родительского комитета. Содержание работы с родителями включает следующие направления:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- оказание психолого-педагогической помощи родителям;
- участие родителей в управлении делами класса и школы.
Исходя из выше указанных направлений, мною были выбраны три формы взаимодействия семьи и школы:
- беседа;
- посещение на дому;
- родительское собрание;
- совместные мероприятия в классе.
Цели работы родительского комитета:
- Оказание помощи классному руководителю в воспитании детей;
- Помощь в организации классных мероприятий.
На протяжении всех лет обучения члены родительского коллектива были активными участниками воспитательного процесса в классе. Помощниками в реализации воспитательной программы класса.
Главной составляющей в формировании будущего гражданина России является для подростков реальной возможности участвовать в управлении классом, школой (прогнозировать, планировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс) через активную работу органов ученического самоуправления. Из собственного опыта хочу отметить, что самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы.
Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности. Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:
- создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в конкретных делах;
- создание условий для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
- развитие креативности, стимулирование социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей;
- воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах не только своей личности, но и общества (класса, школы);
- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
- формировать толерантность.
Всегда большое внимание уделяю распределению общественных поручений в классном коллективе. Это происходит на первом в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Предварительно составляются списки поручений и предлагается каждому написать фамилию достойного напротив каждой должности. При анализе анкет в первую очередь учитываются личное желание выполнять то или иное поручение, а также большинство голосов. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.
В 5 классе актив класса предложил сформулировать Законы жизни классного коллектива, что ребята с удовольствием сделали вместе с родителями. ( Приложение № 1).
Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет командиров (5-8 класс), Совета старшеклассников (9-11 класс) школы, и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.
«Контролирующим» органом классного самоуправления у нас является родительский комитет.
Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования активной гражданской позиции школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.
Прогнозируемый результат
№ | Направления реализации программы | Предполагаемый результат (в идеале) |
1 | Гражданственность, патриотизм | Знание учащимися правовых норм общества, героического прошлого страны, гражданская ответственность |
2 | Профориентация | Осознанный выбор дальнейшего образования, профессиональный выбор |
3 | Духовно-нравственное воспитание | Адаптация к социальным условиям общества, обладание сознательной дисциплиной и культурой поведения, основанной на общечеловеческих ценностях |
4 | Саморазвитие, самоуправление | Реализация организаторских способностей учащихся |
5 | Эстетическое и культурное развитие | Эстетически развитая личность, способная понять и оценить достижения культуры |
6 | Здоровье | Увеличение количества учащихся, ведущих здоровый образ жизни; способных позаботиться о своём здоровье |
7 | Профилактика асоциального поведения, правонарушений | Личность, не склонная к правонарушениям с определённой мировоззренческой позицией, умеющая жить в коллективе и обществе. |
Возможные риски
В процессе реализации данной программы могут возникать следующие трудности:
- В настоящее время постоянно меняются социальные условия, что способствует изменению подходов к организации воспитания с различными категориями детей.
- Изменение количественного и качественного состава класса
- Изменение законодательного, нормативно-правового, кадрового, финансового, материально-технического обеспечения развития воспитания.
Мониторинг реализации программы
Объект | Критерии | Показатели, содержание | Методики изучения |
Личность учащегося | Нравственные ценности личности учащегося |
| 1.Методика определения общественной активности учащихся, ответственности. 2.Анкетирование на курсах предпрофильной подготовки учащихся |
Организация самоуправления в классе | Удовлетворённость учащихся организацией самоуправления |
| 1.Социометрия. 2.Анкетирование учащихся. 3.Методика Лутошкина 3.Рейтинг дел класса. 4.Анализ участия детей класса в школьных мероприятиях. |
Соблюдение законов государства | Тенденции к снижению, отсутствие числа правонарушений |
| 1.Статистические данные. 2.Анализ проведённой работы поэтому направлению. |
Отношение родителей | Удовлетворённость родителей состоянием работы по данному направлению |
| 1.Анкетирование родителей. 2.Анализ участия родителей в мероприятиях класса. |
Используемая литература:
- Воробьёва О. Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся. М.: Панорама, 2006.
- Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы. – М.: Вако, 2006.
- Левит М. В. Как сделать хорошую школу?! – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
- Голубева М. Г. Концепция воспитательной работы // Классный руководитель. – 2001. - № 4. – С. 99-108.
- Грязева Т. Н. Программа «Ученик – личность» // Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. – 2010. - № 7. –С.85-90.
- Классному руководителю о воспитательной системе класса. Методическое пособие под ред. Степанова Е.Н. – М.: центр «Педагогический поиск», 2000.
- Локальные акты школы:
- Устав средней общеобразовательной школы № 18
- Положение о классном руководителе МОУ средней школы №18
- Положение о родительском собрании МОУ средней школы № 18
- Положение о классном родительском комитете МОУ средней школы № 18
- Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – М.: центр «Педагогический поиск», 2010, №1,№3, №7, 2011 №6.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль: Академия развития Академия Холдинг, 2003
Приложение № 1
Законы класса
1. Закон Правды.
Правда нужна не только тебе, но и окружающим. Будь правдив.
2. Закон Добра.
Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
3. Закон Заботы.
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим.
4. Закон Любви.
Любовь – одно из древнейших и уважаемых чувств. Не стесняйтесь ее.
5. Закон Милосердия.
Тебе сегодня хорошо, а другим, может быть, плохо - не забывай о них.
6. Закон Памяти.
Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.
7. Закон Уважения.
Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай других.
8. Закон Старости.
Помни: старость уважается у всех народов. Будь цивилизованным.
9. Закон Свободы.
Будь свободным и отстаивай свою свободу, не забывая о свободе других.
10. Закон Смелости.
Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас - в коллективе: будь смел.
11. Закон Чести.
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, достоинстве.
Приложение № 2
Из отчёта психолога МОУ СОШ № 18. об отношении к ОУ учащихся и их родителей.
Март 2013 г
Проведенное нами исследование самооценки среди учащихся показало следующее:
Участвовало в опросе 100% учащихся и родителей 9в класса.
Родители 9в класса оценивают положительно эффективность преподавания: 73%. Большая часть родителей (92%) оценивают, в целом положительно данное образовательное учреждение. 57 % (около половины) имеют представление о сотрудничестве школы с другими образовательными учреждениями (техникум, училище и т.д.). 55% родителей удовлетворены отношениями среди учащихся. 60% считают, что образовательные программы и методы обучения в данном образовательном учреждении соответствуют потребностям учащихся. В целом, деятельность данного учреждения родителями 9 класса оценена положительно.
По результатам опроса было установлено, что родители удовлетворены методами обучения и воспитания в школе, физической нагрузкой (составленным расписанием, режимом дня); комфортной и уютной обстановкой в школе, питанием в столовой; характером взаимоотношений их детей с учителями, характером взаимоотношений детей с одноклассниками, отношением их детей к обучению в этой школе, наличием возможности взаимодействовать с другими родителями при решении важных школьных вопросов; организацией контроля за учебно-воспитательным процессом, готовностью администрации ответить на все интересующие вопросы; эффективностью деятельности администрации.
Учащиеся удовлетворены отношениями с одноклассниками – 62%, и высоким профессиональным уровнем преподавания в первую очередь таких предметов как история, обществознание, русский язык, физика -64%. Более половины учащихся 60% считают, что программа обучения соответствует их потребностям. 56% имеют представление о сотрудничестве школы с другими образовательными учреждениями. В целом, 87% учащихся оценивают ОУ положительно.
Учащиеся выражают позитивное отношение к проводимым в школе мероприятиям (концертам, праздникам, викторинам, конкурсам, фестивалям, экскурсиям по различным городам).
Приложение № 3
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 «в» КЛАССА
№ | Фамилия, имя | Автономность | Информированность | Принятие решения | планирование | Эмоциональные отношения | общ | Уровень готовности |
1 | Ярослав | 17 | 8 | 12 | 10 | 17 | 12,8 | средний |
2 | Илья | 7 | 10 | 9 | 12 | 9 | 9,4 | средний |
3 | Иван | 14 | 10 | 15 | 18 | 17 | 14,8 | средний |
4 | Роман | 6 | 8 | 11 | 8 | 8 | 8,2 | низкий |
5 | Александра | 19 | 13 | 18 | 17 | 22 | 17,8 | высокий |
6 | Ирина | 8 | 6 | 8 | 14 | 4 | 8 | низкий |
7 | Луиза | 19 | 12 | 17 | 16 | 21 | 17 | высокий |
8 | Екатерина | 13 | 10 | 12 | 13 | 9 | 11,4 | средний |
9 | Иван | 15 | 11 | 15 | 15 | 15 | 14,2 | средний |
10 | Елена | 18 | 13 | 18 | 17 | 18 | 16,8 | средний |
11 | Анна | 14 | 10 | 12 | 11 | 12 | 11,8 | средний |
12 | Татьяна | 10 | 9 | 16 | 13 | 8 | 11,2 | средний |
13 | Карина | 13 | 12 | 11 | 18 | 9 | 12,6 | средний |
14 | Александр | 12 | 4 | 14 | 11 | 8 | 9,8 | средний |
15 | Ксения | 11 | 6 | 9 | 11 | 14 | 10,2 | средний |
16 | Полина | 8 | 7 | 15 | 8 | 5 | 8,6 | средний |
17 | Игорь | н/р | н/р | н/р | н/р | н/р | - | низкий |
18 | Лиза | 15 | 12 | 9 | 13 | 12 | 12,2 | средний |
19 | Фёдор | 7 | 8 | 12 | 12 | 11 | 10 | средний |
20 | Евгения | 17 | 11 | 12 | 7 | 14 | 12,2 | средний |
21 | Роман | 8 | 8 | 9 | 7 | 11 | 8,6 | средний |
22 | Екатерина | 11 | 12 | 14 | 18 | 16 | 12,2 | средний |
23 | Магамед | 15 | 13 | 12 | 10 | 9 | 11,8 | средний |
24 | Артём | 11 | 7 | 11 | 10 | 10 | 9,6 | средний |
12,8 | 9,5 | 12,9 | 12,8 | 12,3 | 10 | средний |
Приложение № 4
Результаты исследования ценностных ориентаций
Собс-твенный престиж | Высо-кое материальное положение | Креат-ивность | Активные социаль-ные контакты | Развитие себя | Достижения | Духовное удовлетворение | Сохр. собств. индивид. | Сфера обуче- ния и образов | Увле-чения | Обществ. жизнь | Семей-ная жизнь | ||
1 | Ярослав | 4 | 6 | 7 | 6 | 5 | 6 | 6 | 3 | 4 | 5 | 5 | 7 |
2 | Илья | 8 | 8 | 5 | 7 | 6 | 8 | 8 | 6 | 8 | 6 | 4 | 7 |
3 | Иван | 4 | 7 | 8 | 8 | 8 | 6 | 10 | 5 | 5 | 9 | 7 | 5 |
4 | Ирина | 1 | 3 | 2 | 4 | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 2 | 2 |
5 | Луиза | 8 | 6 | 10 | 9 | 9 | 10 | 9 | 8 | 10 | 9 | 9 | 7 |
6 | Екатерина | 4 | 6 | 6 | 6 | 5 | 5 | 5 | 3 | 5 | 4 | 5 | 5 |
7 | Иван | 9 | 6 | 7 | 8 | 7 | 8 | 10 | 8 | 8 | 7 | 8 | 8 |
8 | Магамед | 7 | 9 | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 | 3 | 5 | 7 | 8 | 7 |
9 | Артем | 9 | 6 | 8 | 7 | 7 | 5 | 8 | 9 | 8 | 8 | 6 | 7 |
10 | Елена | 4 | 3 | 5 | 6 | 3 | 5 | 6 | 1 | 5 | 4 | 5 | 3 |
11 | Евгения | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 4 | 5 | 4 | 6 | 4 | 2 | 1 |
12 | Анна | 7 | 1 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 |
13 | Татьяна | 5 | 3 | 5 | 5 | 4 | 5 | 7 | 2 | 3 | 5 | 5 | 6 |
14 | Карина | 8 | 6 | 10 | 10 | 9 | 10 | 9 | 6 | 8 | 8 | 9 | 7 |
15 | Роман | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 6 | 3 | 6 | 4 | 5 | 4 |
16 | Александр | 4 | 4 | 1 | 3 | 2 | 2 | 3 | 4 | 7 | 1 | 1 | 2 |
17 | Лиза | 6 | 7 | 7 | 8 | 7 | 8 | 8 | 7 | 7 | 7 | 8 | 6 |
18 | Федор | 9 | 6 | 7 | 8 | 7 | 8 | 10 | 8 | 8 | 7 | 8 | 8 |
19 | Игорь | 1 | 3 | 2 | 4 | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 2 | 2 |
20 | Полина | 8 | 8 | 5 | 7 | 6 | 8 | 8 | 6 | 8 | 6 | 4 | 7 |
21 | Ксения | 8 | 6 | 10 | 10 | 9 | 10 | 9 | 6 | 8 | 8 | 9 | 7 |
22 | Екатерина | 7 | 9 | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 | 3 | 5 | 7 | 8 | 7 |
23 | Роман | 4 | 7 | 8 | 8 | 8 | 6 | 10 | 5 | 5 | 9 | 7 | 5 |
24 | Александра | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 4 | 5 | 4 | 6 | 4 | 2 | 1 |
Среднее по группе | 6 | 5 | 6 | 6 | 6 | 6 | 7 | 5 | 6 | 6 | 5 | 5 |
Приложение № 5