Самообразование учителя
Программа и материалы по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_samoobrazovaniya.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план самообразования
учителя начальных классов МБОУ «СШ №23 с углубленным изучением иностранных языков» г. Нижневартовска
Лесниченко Полины Геннадьевны
Индивидуальная проблемная тема самообразования:
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики в начальной школе как средство формирования универсальных учебных компетенций»
Работа над темой начата в 2020 году
Предполагается закончить работу над темой в 2023 году.
Цели и задачи:
- развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию, развитии критического мышления;
- формирование самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;
- использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
- представлении итогов выполненных проектов в "осязаемом" виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению;
- сотрудничестве учащихся между собой и учителем ("педагогика сотрудничества");
- повышение своего методического уровня;
- реализация проекта по теме «Проектная деятельность на уроках математики».
Ожидаемые результаты:
- повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по математике;
- повышения мотивации к занятиям математики;
- выступление на заседании форсайт-центра по теме «Проектная деятельность на уроках математики в начальной школе».
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования 2.Знакомиться с особенностями проектного метода обучения через предметные издания и Интернет 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей начальной школы (+ ФГОС) | 2020- 2022 регулярно |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
| регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся в начальной школе 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения на уроках математики 3. Принимать активное участие в работе форсайт-цента учителей начальных классов 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-исследовательских конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах, слетах НОУ 5. Изучать опыт работы других учителей. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности 8. Публиковать лучшие методические разработки 9. Делиться свои педагогическим опытом |
регулярно регулярно регулярно ежегодно
регулярно регулярно 2020-2022 |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс 2. Обзор в Интернете информации по педагогике 3. Мастер-класс «Применение проектной деятельности на уроках математики» 4. Обмен методикой на зарегистрированных сайтах | регулярно регулярно 2020-2022 |
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2. Вести здоровый образ жизни. | регулярно регулярно |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2020-2023 | 1.Курсы повышения квалификации учителей. 2.Выступление на заседании форсайт-центра учителей начальных классов 3.Изучение литературы |
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | 2020 | 1.Выступление на заседании школьного МО учителей начальных классов по темам: «Определение уровня знаний выпускников начальной школы»; «Способы и методы повышения качества обученности» |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. 4. ВПР. -Создание пакетов раздаточного материала для подготовки к ВПР. | 2020-23 | 1.Выступление на заседании педагогического совета по теме: «Проектная деятельность как средство реализации ФГОС». 2.Открытые уроки на муниципальном уровне. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. |
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 2020-2023 | 1.Выступление на заседании форсайт-центра учителей начальных классов 2.Участие и результаты на городских олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3.Консультативная помощь учителям и учащимся. |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2023 | 1.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте и зарегистрированных сайтах 2. Публикация в научной печати |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
Изучить литературу по данной проблеме:
- Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании//Инновационное образование и инженерное творчество. - М., 1995.
- Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы. - 1995. - №6
- Джонс Дж.К. Методы проектирования. М., 1986.
- Дитрих Я. Проектирование в конструирование: Системный подход/Пер. с польск. - М., 1981.
- Дьюи Дж. Школа будущего - М.:Госиздат, 1926. .
- Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПБ., 1995.
- Ильин Г.Л. Проективное образование и реформация науки. - М., 1993.
- Каганов Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926.
- Килпатрик В.Х. Основы метода. М.; Л., 1928.
- Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л. Брокгауз-Ефрон, 1925.
- Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.
- Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. - М.: Новая Москва, 1976.
- Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
- Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6
- Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. - Волгоград, 1998.
- Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.
- Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях
- технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ
- Матяш Н.В. Хохлова М.В, Творческие проекты в младшей школе. /Под ред. Симоненко В. Д. - .Брянск, 1999.
- Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. М., 2001.
- В.В. Игнатьев и М.В, Крупенина На путях к методу проектов / Сборник 1930.
- Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2004.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.
- Пахомова Н.Ю. Метод проектов. /Информатика и образование. Международны специальный журнал: Технологическое образование. 1996.
- Пахомова Н.Ю. Методика использования учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного блока содержания. /Глобальные телекоммуникации в образовании" сб. докладов научно-практической конференции. М., 1996.
- Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель №1, 2000г.
- Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида. - С.-Петербург, 1995.
- Познание и проектирование (Материалы "круглого стола") //Вопросы философии. - 1985 - №6.
- Полат Е.С. Типология телекомму6никационных проектов//Наука и школа. - 1997. - №4.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. - 2000. - №1.
- Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
- Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. - с.-Петербург, 1996.
- Раппопорт А.Г. Границы проектирования /Вопросы методологии, №1. 1991.
- Розин В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования //Вопросы философии. - 1984. - №10
- Сазонов Б.В. К определению понятия "проектирование"//Методология исследования проектной деятельности. - М., 1973.
- Сибирская М.П. Педагогические технологии: теоретические основы Ир проектирование. - СПБ., 1998.
- Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры //Вопросы философии. - 1985. - № 10
- Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. - Петрозаводск, 1996.
- Хилл П. Наука и искусство проектирования: методы проектирования, научное обоснование решений. - М., 1973.
- Чечиль И. Метод проектов //Директор школы. - 1998. - №3,4.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 1997.
Учебная исследовательская работа:
1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках математики и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
- Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
- Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам применения проектной деятельности.
4. Участие в системе школьной методической работы:
- Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных метод обучения.
- Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
- Изучить передовой опыт учителей по применению проектной деятельности.
- Участие в заседаниях городского МО, педагогических советах.
- Практические выходы (доклады, рефераты, монографии), публикации;
- Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.
Предполагаемые результаты самообразования
- Повысить качество преподавания предмета до 70%.
- Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
- Разработать и провести открытые уроки по инновационным технологиям.
- Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на персональном и школьном сайтах.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
- Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.