Конспект занятия

Клюкина Галина Юрьевна

Родной город... Это отдельная страница по ознакомлению детей с родным городом. Детей знакомим с  названиями улиц, достопримечатальностями города, с правила поведения, безопасностью на улицах города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Воспитатель:  Клюкина Г.Ю.

Тема: Улицы нашего города

Цель: формировать представления  детей о родном городе.

Задачи:

1.Обучающие

  • познакомить детей  с понятиями «город», «улица»,  Адрес, номер дома
  • напомнить название нашего города;
  • показать важное значение знания  своего адреса.

2. Развивающие

  • развивать интерес к родному городу,
  • развивать умение подбирать  антонимы; коммуникативные навыки.

4. Воспитательные

  • воспитывать любовь к родному городу, улице, дому;
  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • воспитывать активность, самостоятельность при выполнении заданий.

Индивидуальная работа:

  • Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.

Оборудование: мультимедиа; дорожка, карточки с цифрами, «домики», руль

Словарная работа: активизация словаря по теме город: улица сельская, деревенская, городская; слова противоположности: грязные – чистые;  кривые –прямые; высокие – низкие; веселые – грустные.

Предварительная работа: совместное  изготовление родителей и детей домов из коробок (домашнее задание);  родители должны сообщить детям название улицы, на которой они живут.

Ход занятия

Воспитатель: - Дети, сегодня к нам пришли гости. Посмотрите на них. Поздоровайтесь. (стоят)

                      «Слева друг и справа друг.

               Очень дружный общий круг.

                Крепче за руки держитесь,

                        И друг другу улыбнитесь»

- Дети садитесь на стулья

- Сегодня я хочу рассказать вам историю 

Маленький мальчик гулял с мамой и потерялся. Куда идти он не знал. Подошел к нему полицейский  и говорит: «Не плачь! Скажи, где ты живешь? На какой улице? И я отведу тебя домой». Мальчик обрадовался и говорит: «НЕ знаю» Полицейский стал у него спрашивать: «А что находится рядом с твоим домом?» Мальчик стал рассказывать: Во дворе есть площадка, мы там играем, катаемся с горки, качаемся на качелях»

- Так ведь в каждом дворе есть площадка для детей. Что еще есть рядом с домом?  

Мальчик подумал: - магазин

- А что еще?

- Я вспомнил: недалеко от дома есть парикмахерская, меня мама водила подстригаться.

И  полицейский сказал: - Я догадался, где ты живешь. Только мне нужна твоя помощь. Пойдем!

Пришли они во двор и полицейский спрашивает: - Какой твой дом?

- С красной крышей.

- А во дворе все дома с красной крышей!

«Что же делать?». Они стали думать.

А пока скажите мне:

- А вы знаете, как называется наш город?  (Сортавала)

Игра Что такое…. Кто такие….

Дом…. (где живут люди)

Дорога…. (где ездят машины)

Люди…. (мамы, папы, дети...)

Улица….

- Хотите узнать, что такое УЛИЦА. Я вам сейчас расскажу.

Рассказ воспитателя

Это было давным – давно, очень много лет назад. Люди научились строить дома сначала из веток (слайд  шалаш), потом из деревьев (слайд - избушка), а сейчас строят из кирпичей (слайд кирпичного дома -2). Дом защищал людей от дождя, от сильного ветра, от жаркого солнца, от холода и снега. А еще от диких животных. Люди строили дома, (слайд 1 дом),  ходили  друг другу в гости (слайд 2 –х домов)и протоптали дорогу, по сторонам которой  стали строить еще  дома. (Слайд с несколькими домами) Вот так появились улицы.

Слайд – деревенская улица –

- Улица в деревне, какая улица (деревенская)

Слайд – сельская улица  - Это село. А какая улица (сельская). Какое красивое слово!

Слайд – город. А  какая это  улица? В городе, значит, улица какая – (городская)

Шли  годы, а домов строили все больше и больше, улиц становилось очень  много, так появились города и  появился наш город Сортавала.(слайд  г. Сортавала)

Игра «Наоборот»

Чтобы жителям было удобно и комфортно жить в городе, он должен быть:

 не грязным, а ….., (чистыми)

улицы лучше строить не кривыми, а …………., (прямыми)

дома в городе  могут быть и высокими,  и ……… (низкими)

дети должны быть веселыми, а не……….., (грустными)

Воспитатель: Мы с вами и знаем, что такое улица: это дорога, вдоль которой стоят дома. А давайте мы с вами построим свою улицу.

Но сначала каждый  построит свой дом .  (встали)

Физминутка  «Строим дом»

                                                         Импровизация движений в такт стихотворения.

Молотком и топором (стучат кулачками, имитация движений топором)

Строим, строим новый дом. (кулак на кулак)

В доме много этажей, (ладони поочередно поднимаются др.над др.)

Много взрослых и детей. (подняться на носки и присесть)

- Дома мы построили. А теперь сделаем улицу. Вы с родителями изготовили свои домики. Я проложу дорогу, а вы поставьте свои дома так, чтобы получилась улица.

Постройка улицы из домиков    

- Как  мы поставим  свои дома?(вдоль дороги) Я поставлю свой дом, а теперь вы поставьте свои дома.

(дети строят) затем садятся

- Вот и наша улица! И таких улиц в нашем городе  много. А как же ваши друзья узнают, на какой улице  вы живете?  Как они найдут дом, чтобы придти  к вам в гости? А я вам расскажу.

И тогда люди придумали  давать названия улицам.  Улицу, где был сад,  назвали САДОВОЙ, а  улица, которая была рядом с лесом,  назвали ЛЕСНАЯ.

 - Вот и у нас в городе много  улиц, и названия у всех разные: Карельская -  это главная улица в городе Сортавала,   есть улица Садовая, Лесная, Новая.

-  Назовите свою улицу, на которой вы живете? (дети называют)

 Улиц  в городе много и  домов на  улице много.  Каждой улице дали свое название. А как найти дом, в котором ты живешь: И ТВОЙ Саша, и твой Ярик, и твой Миша?

Послушайте продолжение моего рассказа:  Люди не могли сразу найти нужный дом, т.к. на одной улице много домов. Как найти дом, в котором живет твой друг? И тогда люди стали  на каждом доме ставить номер  1-2-3-….25…38. Отсюда появился у людей адрес: это название города, название  улицы, номер дома. И по адресу друзья всегда найдут друг друга.

- У нас есть улица, дома, которые на ней находятся. А названия нет.  Что делать?  Давайте назовем. Как назовем нашу улицу? Предлагайте.  (Если затрудняются, то спросить: Куда вы ходите каждый день? (В Д/с), значит мы дошкольники.) Давайте назовем улицу – ДОШКОЛЬНАЯ.  

У нас есть название города – Сортавала, мы назвали нашу улицу – Дошкольная. Посмотрите на дома, чего на них нет?

Да, у нас не хватает номера для  каждого дома. Номер – это цифра.  Возьмите карточки с цифрами  и приклейте их на свой домик.  (1-10….)

- Теперь у нас есть улица, на ней стоят дома, на домах – номера.

Игра: «Назови свой адрес»

(нужно назвать город, улицу,  № дома)  - Я начинаю со своего домика

- Где живет Даша (……)?  

- Я живу в  г. Сортавала, ул. Дошкольная, дом 7. (цифры можно подсказать)

Я пойду в гости  к Матвею – на ул. Дошкольная д.  №….. А теперь Матвей поедет к…. и т.д.

- А что же было дальше с мальчиком? Когда он вместе с полицейским стоял во дворе, вышла  его  мама . Мальчик  обрадовался  маме, а полицейскому пообещал  выучить название своей  улицы и номер дома  - это … адрес. 

Так закончилась история с мальчиком, который не знал своего адреса.

- Что вы пожелаете этому мальчику? (запомнить свой адрес)

- А я  вам хочу пожелать, чтобы с вами не произошла такая история, которая  случилась с мальчиком. А для этого вы тоже выучите свой домашний адрес.

В городе есть не только улицы с домами, но и другие здания. А какие? Давайте отправимся в путешествие по нашему городу. Перед вами появятся красивые места и здания нашего города. Вам задание – узнать эти места и здания и назвать. (работа со слайдами с фотографиями города).

Дополнительный материал

Дом и ворота
На поляне дом стоит,
Пальцы обеих рук делают "крышу".
Ну, а к дому путь закрыт.
Руки повернуты ладонями к груди,
средние пальцы соприкасаются,

 большие - вверх - "ворота".
Мы ворота открываем, 
Ладони разворачиваются.
В этот домик приглашаем. "Крыша".

Строим дом

Целый день тук да тук,

Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат

Строим дом для зайчат.

Молоточки стучат

Строим домик для бельчат.

Этот дом для белочек,

Этот дом для зайчиков,

Этот дом для девочек,

Этот дом для мальчиков.

Вот какой хороший дом,

Как мы славно заживем

Будем песни распевать,

Веселиться и плясать.

Физкультминутка-логоритмика

.Физкультминутка:    

  «Мы по улице шагаем,

Этажи в домах считаем:

Раз этаж, два этаж —

Двухэтажный домик наш.

По бульвару мы шагаем,

Липы с кленами считаем:

Одна, две, три, четыре, пять...

Трудно нам их сосчитать.

Поспешим, прибавим ходу,

Подойдем мы к переходу.

К светофору подошли,

Красный свет мигнул нам: «Жди!»

Вот уж желтый свет погас,

Зеленый — пропускает нас».

Игра «Ответьте на вопросы»

Без чего не бывает городов? (Без домов, улиц, магазинов, дворов.)

Без чего не бывает улиц? (Без домов, магазинов, дворов, детских площадок.)

Сюрпризный момент «Почтовый ящик» (конверт с фотографиями города)

6.Слушание песни о нашем городе (по выбору воспитателя)

Пальчиковая игра «Город»

«В городе людей немало (водим рукой как в считалке)

Много здесь живёт людей. (руки в стороны).

Много улиц и кварталов ((ладони движутся параллельно)

Много окон и дверей (рисуем указательным пальцем прямоугольники)

Игра «Скажите ласково»  - ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ

город — городок, городишко
деревня — деревенька
улица - улочка