ДЛЯ ВАС, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Игры, которые лечат»
семинар-практикум для педагогов
Выступление в детском саду на семинаре-практикуме для педагогов «Игры, которые лечат»
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в области «здоровьесберегающие технологии» и способствовать освоению игровой техники детей дошкольного возраста.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: Заведующий ДОУ, старший воспитатель, воспитатели, узкие специалисты.
Форма одежды: спортивная
Программа семинара:
- Ознакомление с содержанием семинара.
- Практическое задание: выполнение игр
- Консультация «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры»
- Подведение итогов семинара.
Игры, которые лечат.
Игротерапия, сказкотерапия - это лишь пара примеров методик психологической помощи детям. Эффективность таких методик уже давно доказана. Попробуйте освоить некоторые игровые техники.
Польза очевидна от занятий, которые проводят сами педагоги и родители!
Ведь в процессе будут задействованы не только дети, но и педагоги, а значит вместе с ребенком будут меняться и педагоги, их отношения друг с другом.
Играя с детишками, вы как будто сами попадаете в свое детство, становитесь непосредственными и начинаете лучше понимать своих детей.
Игра положительно влияет на ребенка. Он обретает новые определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, потихоньку готовится к взрослой жизни. Игра обладает и лечебным действием, избавляет от психологической травмы, позволяя пережить травмирующие обстоятельства в облегченной форме.
Лучше начинать игровые занятия с тех игр, которые направлены на улучшение общего психологического самочувствия.
Эти игры помогут:
- Снять нервное напряжение, накопившееся в детях и взрослых, и зарядить их позитивом и жизнерадостностью!
- Уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества.
- Наладить контакт между детьми и педагогами.
- Развить ловкость и координацию движений.
Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения.
«Снеговик!»
Педагог и дети превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу.
Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол.
«Буратино»
Педагог говорит текст и выполняет движения вместе с детьми:
«Представьте, что вы превратились в куклу Буратино. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Всё тело стало твёрдым, как у Буратино.
Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные.
Напрягите ноги и колени, пройдитесь так, словно тело стало деревянным.
Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти.
А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабляемся и размякаем»
Игра, способствующая коррекции упрямства, негативизма и агрессии!
«Капризная лошадка»
Педагог рассказывает сказку про лошадку, и вместе с детьмми они сопровождают сказку действиями: «В одной далёкой стране жила лошадка по имени Лу. Она очень любила брыкаться и капризничать. Мама говорила ей: «Покушай свежей травки, доченька» «Не хочу, не буду», говорила Лу. Она капризничала и цокала копытцами. Ещё она брыкалась вот так. Когда она вдоволь набрыкалась и наупрямилась, то стала довольной и весёлой. Она весело скакала и ржала: «Иго-го!»
А следующие игры направлены целиком на коррекцию агрессии:
«Сражение»
Игроки бросаются лёгкими предметами (шариками из бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрытия. Заканчивается игра перемирием и объятиями.
«Злые - Добрые кошки»
По очереди превращаемся то в злых, то в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются (только понарошку), добрые кошки ласкаются и мурчат.
«Каратист»
На пол кладётся обруч или газета. Каратист становится в обруч (за его края выходить нельзя), делая резкие движения ногами, а зрители подбадривают его: «Сильнее, сильнее!» Интенсивные движения и поддержка зрителей помогают выплеснуть агрессивную энергию.
«Боксер» (с 3 лет)
Эта игра очень похожа на игру «Каратист», только вместо движений ногами надо делать движения руками.
«Ругаемся овощами, фруктами и ягодами!»
Игроки ругают друг друга с сердитым выражением лица и с сердитыми интонациями: «Ты - капуста». В ответ: «А ты - редиска» или «А ты - слива» и т. д. Игра останавливает, если слышны какие-нибудь обидные слова или возникает физическая агрессия. Затем участники называют друг друга цветами с соответствующей интонацией: «Ты - колокольчик!», «А ты - розочка!».
Игры, направленные на коррекцию страхов:
«Смелые мыши» (с 2 лет)
Выбирается кот и мышь. Кот спит в домике, мышь бегает и пищит. Кот просыпается и догоняет мышь. Мышь может спрятаться в домике. Затем они меняются ролями.
«Привидение» (с 3 лет)
На ведущего надевается простыня, он становится привидением, бегает за остальными игроками и пугает их громкими криками: «У - у - у...» Тот, кого он поймал, становится ведущим.
«Пчёлка в темноте» (с 3 лет)
Взрослый произносит текст, а ребёнок выполняет действия: «Пчёлка перелетала с цветка на цветок (в качестве цветов используются стулья и диваны). Когда пчёлка налеталась, наелась нектара, она уснула в красивом цветке (под стулом или столом). Наступила ночь, и лепестки цветка стали закрываться (стул или стол накрывается темной материей). Взошло солнце (материал убирается), и пчёлка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок». Игру можно повторить, усиливая плотность материи, т. е. степень темноты.
«Сова и зайцы» (с 3 лет)
Игру надо проводить в вечернее время, для того чтобы можно было создавать темноту. Свет надо приглушать постепенно.
Выбираются сова и зайцы (или заяц). Когда свет включен (день), сова спит, а зайцы скачут. Когда свет выключается (наступает ночь), сова вылетает, ищет зайцев и кричит: «У - у - у». Зайцы замирают. Если сова находит зайца, он становится совой.
Помните, самое главное - это не не во что играть, а то, как играть. Самая эффективная психотерапия - это родительская любовь. Почаще обнимайте своего малыша, целуйте, говорите, как сильно вы его любите, какой он хороший и замечательный. Любите, понимайте и растите вместе!
Предварительный просмотр:
Игры на развитие дыхания
«Змей Горыныч»
Цель игры: стимуляция функции дыхания.
Пусть ребенок вообразит себя Змеем Горынычем, который дышит сначала одной ноздрей, а потом другой. Одну ноздрю нужно зажать пальцев, а другой сделать глубокий вдох и выдох.
«Необычная картина»
Цель игры: формирование правильного дыхания, развитие воображения, творческого мышления, эстетического вкуса.
Материалы: краски, бумага, кисточки, коктейльная трубочка.
Лист бумаги нужно смочить водой и краской нарисовать, например, ствол дерева, затем предложить ребенку взять коктейльную трубочку и, дуя в нее нарисовать ствол, нарисовать ветки или можно нарисовать краской желтый круг и из этого круга выдувать лучики у солнца. Можно создать любую абстрактную картину, выдувая из любого цветного пятна разные фигуры.
Игра на укрепление осанки
«Крокодилы»
Цель игры: общее укрепление организма, развитие координации движений, укрепление мышц спины и позвоночника.
Материалы: веревка или скакалка.
Дети ложатся на пол и ползут по нему, изображая крокодилов. Их задача – одновременно передвигать правую руку и левую ногу, затем левую руку и правую ногу. Можно натянуть веревку и попросить детей проползти по ней так, чтобы ее не задеть и не попасть в капкан.
Игра на преодоление плоскостопия
«Узоры»
Цель игры: развитие координации движений, профилактика плоскостопия, укрепление связно-мышечно аппарата стоп.
Материалы: карандаши, палочки, фломастеры.
На полу разложите разного цвета и размера карандаши, палочки, фломастеры. Попросите выложить картинку или узор пальцами ног. Схему узора можно предложить заранее, а можно предоставить инициативу ребенку.
Игра для часто болеющих
«Неделька»
Цель игры: общее укрепление организма, развитие ловкости, тренировка чувства равновесия, укрепление мышц туловища и конечностей, тренировка дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
Материалы: веревочка.
Веревочку двое игроков натягивают между собой на уровне щиколотки. Задача остальных участников – перепрыгнуть через веревочку. С каждым новым днем недели веревочку следует приподнимать все выше. Высота веревочки регулируется в соответствии с возрастом детей.
Игры для развития мелкой моторики
«Аптекарь»
Цель: развитие координации движений и мышления.
Материалы: пинцет, тарелка с бусинками, платформа с ячейками.
Поставьте перед ребенком поднос, на котором положите пинцет, тарелку или чашку с бусинами, платформу с ячейками, куда можно положить бусины. Предложить ребенка с помощью пинцета взять бусину и переложить их в ячейки.
Примечание: Предлагая эту игру, учитывайте общее состояние ребенка, его настроение, так как игра сложная и требует большой концентрации внимания, внутреннего контроля, высокой точности в движениях.
«Сюрприз» (для младшего возраста)
Цель игры: развитие мелкой моторики рук, координации движений.
Материалы: мелкие предметы или игрушки, фантики.
Заверните какие-нибудь предметы в фантики, потом предложите ребенку развернуть их. Когда ребенок научится аккуратно разворачивать фантики, попросите его сделать наоборот, то есть самому приготовить сюрприз, завернув предметы в бумажки.
«Башня» (для младшего возраста)
Цель игры: развитие координации движений, внимания, воспитание выдержки.
Материалы: набор кубиков.
Задача игроков ставить кубики один на другой до тех пор, пока башня не обвалится. Тот игрок, который обрушит башню, проигрывает.
«Город»
Цель игры: развитие мелкой моторики, координации движений.
В городах людей не мало;
Много окон
И дверей,
Много улиц и каналов,
Мало водится зверей.
На первую строчку водить рукой, как в считалке, на вторую указательными пальцами «рисовать окно», на третью – «открывать дверь», на четвертую – ладони параллельно друг другу движутся вперед, на последнюю развести руки в стороны.
Предложенные игры интересны и полезны детям-дошкольникам. Их можно использовать при организации образовательной и совместной деятельности. Выбирая игры для детей, необходимо ориентироваться на их общее физическое состояние и на возрастные особенности.
С уважением к Вам,
педагоги МКДОУ!
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Воспитание правильной осанки у дошкольников»
Факторы, влияющие на формирование осанки
На формирование осанки могут влиять факторы внешней среды. Особенно они отражаются на осанке детей, организм которых ослаблен заболеваниями. В первую очередь имеют значение такие болезни, перенесенные в раннем детстве, как рахит, туберкулезная инфекция, различные детские инфекционные заболевания, частые простудные заболевания. В раннем возрасте к факторам внешней среды следует отнести условия, в которых воспитывается ребенок. Особое значение для формирования осанки приобретает процесс развития двигательных навыков и функционально - морфологическое состояние основных мышечных групп.
Одежда ребенка не должна стеснять его движений или вызывать неравномерную нагрузку на мышцы. Кровать, на которой он спит, должна быть плоской, умеренно мягкой, с низкой подушкой. Слишком мягкий матрац и высокая подушка способствуют формированию так называемой круглой спины; Наоборот, слишком жесткая кровать сглаживает физиологические изгибы позвоночного столба и способствует формированию плоской спины.
Чем старше ребенок, тем большее значение для формирования осанки приобретает правильная поза во время занятий с игрушками, при чтении и письме.
Ограничение естественной потребности в движениях, значительная статическая нагрузка на позвоночный столб и мышцы туловища, однообразные позы во время деятельности - все это способствует развитию и закреплению неправильной осанки.
Организация рабочего места, как в детском учреждении, так и дома, контроль за рабочей позой ребенка во время занятий необходимы для воспитания правильной осанки. Рациональная организация рабочего места, правильный подбор мебели (столов и стульев), ее расстановка по отношению к освещению.
Характеристика нарушений осанки
Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями или дефектами осанки. Нарушение осанки не является заболеванием. Дефекты осанки могут быть связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условнорефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки частично или полностью утрачивается.
Нарушения осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскостях
В сагиттальной плоскости различают нарушения осанки с увеличением физиологической кривизны позвоночного столба и с уменьшением их.
1. Нарушения осанки с увеличением физиологической кривизны позвоночного столба:
а) сутуловатость - увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза
б) круглая спина - увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза (при этом виде нарушения осанки для компенсации отклонения центра тяжести от средней линии ребенок стоит с согнутыми в коленных суставах ногами)
в) кругловогнутая спина - увеличение всех изгибов позвоночного столба, а так же угла наклона таза. При сутуловатой и круглой спине грудь западает, плечи, шея и голова наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты, мышцы задней поверхности бедра, прикрепляющиеся к седалищному бугру, растянуты и истончены по сравнению с мышцами передней поверхности.
2. Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночного столба:
а) плоская спина - уплощение поясничного лордоза. При этом дефекте осанки наклон таза уменьшен, грудной кифоз выражен плохо, грудная клетка смещена вперед, нижняя часть живота выстоит, лопатки крыловидны (углы и внутренние края их отстают от спины);
б) плосковогнутая спина - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе (грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены).
К нарушениям осанки во фронтальной плоскости относится асимметричная осанка. Этот дефект лучше всего выявляется при осмотре со стороны спины. Нарушение осанки помимо значительного косметического дефекта нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов. У детей с нарушениями осанки, как правило, снижена жизненная емкость легких, уменьшены колебания внутригрудного давления. Слабость мышц живота и его порочное положение приводят к нарушению нормальной деятельности органов брюшной полости, в частности желудочно-кишечного
Если перечисленные разновидности нарушений осанки можно в определенной степени рассматривать как функциональные, связанные с возрастными особенностями мышечной системы дошкольников, с неправильным гигиеническим воспитанием и организацией условий жизни, то сколиоз - общее, длительное заболевание, вовлекающее в патологический процесс наиболее важные органы и системы человеческого организма. Клинические наблюдения выявляют, что сколиоз - врожденное заболевание, развивающееся с раннего возраста. Время его выявления зависит от быстроты прогрессирования.
Установлено, что если сколиоз не обнаружен у ребенка до 6 лет, то он не возникает и в дальнейшем. Следовательно, существующее мнение о том, что сколиоз появляется и прогрессирует в школьном возрасте в результате нарушения осанки, неверно.
Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста
Задача коррекционной работы - вести постоянную работу по укреплению силы и выносливости крупных мышечных групп и выработке стойкого рефлекса правильного положения тела детей.
Обычно, после дневного сна, детям предлагаются подвижные игры с элементами корригирующих упражнений, игры с физкультурными пособиями - кеглями, кольцебросами и т. д.
Одновременно с организацией двигательной деятельности детей на прогулке и в группе, необходимо воспитывать у детей привычку принимать правильную рабочую позу в различных условиях: сидеть на стуле за столом прямо, непринужденно, опираясь ногами о пол, спиной о спинку стула, предплечьями о крышку стола; правильно ходить и стоять, равномерно распределяя тяжесть туловища на обе ноги или чередуя опорную ногу.
Необходимо учить детей принимать правильное положение тела и по словесному указанию воспитателя, контролировать свою позу, видеть и исправлять неправильное положение тела товарища (нельзя ходить на высоких каблуках, поднимать большие грузы, спать необходимо на жёсткой постели).
Для профилактики и воспитания правильной осанки разработана система специальных упражнений, которые проводятся в определенной последовательности:
Встать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в исходное положение.
Встать к стене, принять правильное положение. Отойти от стены, походить, стараясь сохранить правильное положение всех частей тела; подойти к стене, прижаться к ней и проверить правильность осанки.
Стоя у стены, принять правильное положение. Отойти от стены, наклониться с расслабленными руками (предложить детям “пополоскать белье”), выпрямиться и постараться снова встать правильно.
Встать к стене, принять правильное положение, поднять руки в стороны - вверх, опустить в исходное положение.
Встать к стене, принять правильное положение. Поочередно поднимать ноги вперед, не сгибая в колене, не отрывая таза, плеч, головы от стены.
В течение всего дня в групповой комнате и на прогулке необходимо постоянно наблюдать за детьми, напоминая о том, чтобы они сохраняли правильное положение тела, а иногда помогать исправить небрежную позу.
При формировании умения удерживать правильное положение тела чрезвычайно важно развивать и укреплять у ребенка крупные мышечные группы плечевого пояса, спины и живота. Поэтому необходимо серьезно продумывать содержание всех частей физкультурных занятий.
Предварительный просмотр:
Круглый стол с родителями на тему
«Как приобщить детей к здоровому образу жизни»
Выступление на общем родительском собрании
Цель: ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника.
Задачи: познакомить родителей с факторами, которые способны резко повлиять на здоровье детей, сформировать у родителей ответственность за здоровье своего ребенка, смотивировать на здоровый образ жизни.
Форма проведения: круглый стол, дискуссия.
Оборудование: цветок из бумаги для игры
Правила работы: создание благоприятной атмосферы в отношениях между родителями и педагогом, взаимопомощь, повышение активности в обсуждениях и выступлениях по проблеме.
Ход педагогического мероприятия:
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Скажите мне пожалуйста, вы когда-нибудь задумывались о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? (ответы). Полностью согласна, потому что здоровье человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда начинаем его терять. По этому, я хочу сегодня вместе с вами вывести так называемую формулу здоровья, которая нам поможет это самое здоровье укрепить и сохранить. Итак, начнем. Темой нашего круглого стола сегодня будет «Как приобщить детей к здоровому образу жизни?». Но прежде чем мы начнем работу, я хочу, чтобы вы поприветствовали друг друга не совсем обычным способом: Улыбнитесь соседу слева (справа), прикоснитесь ладошками и скажите « Очень рада тебя видеть». Большое спасибо. Получилось довольно интересно. А вы знаете, что здоровье взрослого человека на 75% определяется условиями формирования в детском возрасте. Именно с раннего возрасте следует приобщать ребенка в здоровому образу жизни. Поэтому здоровый образ жизни у детей необходимо формировать именно в детском возрасте. Ответьте мне на вопрос: «Какие аспекты формирования ЗОЖ у детей вы знаете?» (ответы родителей). Сегодня я хочу вам предложить одну очень интересную игру, которая называется « Цветик – семицветик». Все мы в детстве смотрели этот мультик. Так вот, цель нашей игры состоит в следующем, вы отрываете один лепесток, на котором написаны некоторые аспекты, которые нужны нам для того, чтобы быть здоровым. Итак , начнем
Первый лепесток - режим дня
В детском саду режим дня соблюдается, так как это является одним из важных условий обеспечения деятельности детского учреждения. Чтобы ребенок рос здоровым, физически развитым и крепким, имел хороший аппетит, полноценный, здоровый сон, нужно обязательно придерживаться режима дня. Он является важнейшим условием правильного воспитания дошкольников. Это рациональное использование и четкое чередование сна, приема пищи, отдыха, различных видов деятельности в течение целого дня. Ритмичный распорядок жизни способствует нормальному развитию детского организма. Ответьте на вопрос соблюдаете ли вы режим дня дома? ( ответы родителей).
Второй лепесток - культурно – гигиенические навыки
Наши дети подрастают и еще не всегда понимают, зачем надо мыть руки или умываться. Часто дети подражают взрослым и охотно повторяют все за мамой и папой. Нужно просто и понятно объяснить ребенку, почему не стоит ходить грязным. Для вашего ребенка вы должны быть положительным примером, Необходимо просто рассказать ему о том, что мыть руки полезно. Сделать для ребенка место для умывания удобным - поставить табуретку, чтобы ребенок сам мог дотянуться до крана, повесить яркое полотенце, до которого он тоже может сам достать, использовать детское мыло в виде забавных зверюшек с приятным ароматом. Все действия нужно объяснять , лучше в игровой форме, проговаривая стишки.
Может быть, у вас есть свои примеры, как объяснить ребенку? Чем можете с нами поделиться? Какие приемы используете вы со своими детьми? (ответы родителей).
Третий лепесток – утренняя гимнастика
Обязательно проводите с детьми утреннюю гимнастику, подвижные игры. Утренняя гимнастика – это ежедневная процедура, которая обязательно должна проводиться в одно и тоже время, не более 5 минут. Проводиться желательно должна в одно время. Тогда ребенок, приходя в сад, после выходных или отпуска не будет испытывать боль в мыщцах. Систематически тренирую крупные группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаем благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма ребенка. Укрепляя мышцы брюшного пресса, мы улучшаем процессы пищеварения, разрабатывая мышцы спины, мы формируем правильную осанку. Это особенно важно в дошкольном возрасте. Когда происходит формирование изгибов позвоночника. Чтобы ребенку было интересно, проводите все в игровой форме. Как вы считаете, почему гимнастика необходима не только ребенку, но и взрослому? (ответы родителей).
Четвертый лепесток – закаливание
Самое главное, закаливание нужно проводить с учетом возрастных особенностей, одевать ребенка по сезону, не кутать, не переохлаждать, ходить босяком, по ребристой доске, по камушкам, по массажным дорожкам, – профилактика плоскостопия, полоскать горло травами, есть чеснок, лук, обязательно проветривать помещение, прогулки на свежем воздухе, много играть с ребенком на улице. Какие вы закаливающие процедуры считаете наиболее необходимыми? (ответы родителей).
Пятый лепесток – культура правильного питания
Обыграйте с детьми ситуации, в которые дети должны хорошо усвоить некоторые правила: не есть и не пить на улице, мыть руки перед едой с мылом, вернувшись с улицы; после туалета. Есть только мытые овощи и фрукты. Когда чихаешь или кашляешь – закрывать рот и нос платочком. Есть только из чистой посуды. Соблюдайте режим питания. Расскажите детям , что в овощах и фруктах много витаминов: А, В, С и Д. , также расскажите в каких продуктах они содержаться и для чего они нужны. Для лучшего запоминания можно использовать художественное слово.
- Как вы считаете, удается ли вам соблюдать культуру питания, режим в вашей семье? (ответы родителей).
Шестой лепесток - привлечение к сотрудничеству родителей в формировании здорового образа жизни у детей
Учите с детьми правила поведения на дороге, на проезжей части и тротуаре. Ваши дети будущие школьники. Основы безопасности, заложенные в раннем детстве, и ваш пример поведения на дороге, послужат положительным примером.
- Какие мероприятия проводит ваша семья для формирования ЗОЖ ? ( ответы родителей). И у нас остался последний, седьмой лепесток - научите своих детей основам и правилам безопасности в быту. Электричество, это опасно, острые и режущие предметы трогать нельзя. Глаза надо беречь. Учите самостоятельному уходу за своим телом.
Воспитатель: Дорогие родители, мало только говорить о значимости здоровья. Надо предпринимать повседневные, пусть мелкие, но обязательные многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни. Так давайте уже с самых ранних лет учить наших детей беречь свое здоровье.
Спасибо за внимание. Будьте здоровы. До свидания.
Предварительный просмотр:
«Сказкосочинительство с использованием су-джок в практике воспитателя»
Из опыта работы
В каждой детской сказке живет еще одна, которую в полной мере может понять лишь взрослый
Михаил Пришвин
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.
В дошкольной педагогике большое значение придаётся обучению детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов, сочинение сказок и историй рассматривается как проявление самостоятельной художественной деятельности детей. Процесс обучения дошкольников придумыванию сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической речи. Творческое рассказывание строится на особой психологической основе – детском воображении. Ребёнку, сочиняя сказку необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание.
Какие задачи я решаю, используя сказкосочинительство:
- повышаю речевую активность детей;
-закладываю основу для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, образности.
Известно, что у детей дошкольного возраста преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о мире, о способах взаимоотношений между людьми, о возможностях самореализации. Исходя из этого, можно определить предмет сказкотерапии как процесс воспитания внутреннего мира ребенка, развития его души. Метод сказкотерапии позволяет развивать самосознание, коммуникативные и творческие способности, улучшать взаимодействие с окружающими его людьми, тем самым создавая благоприятные условия, способствующие психическому и личностному росту ребенка.
Для развития речевых навыков, памяти, внимания у детей, актуальны упражнения в игровой форме с шариком су-джок. Занятия с су-джок также дают такой эффект, как повышение физического и умственного развития у воспитанников.
Су-джок терапию можно и нужно использовать в профилактических и коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.
При объединении су-джок - терапии и сказкосочинительство у нас с ребятами появилась сказка про матушку Сосну.
Цель. Вызвать у детей желание к рассказыванию и придумыванию сюжета сказки. В игровой форме проведение массажа активных точек рук с помощью мяча су-джок. Развивать фантазию детей и диалогическую речь.
1. (Звучит музыка леса.) Ребята сейчас наступило самое волшебное время года! Кто знает какое? (весна)
Предлагаю вам отправиться в весенний лес и самим посмотреть на его волшебство, а может быть нам удастся услышать его волшебные сказки! (Дети идут за воспитателем)
2. Вот мы и пришли на волшебную сказочную поляну, где живёт матушка Сосна. (Присаживайтесь вокруг сосны и послушайте мой рассказ)
В давние времена, люди считали, что в каждом дереве живёт дух леса. Они называли сосну, матерью Сосной за то, что она кормила многих лесных обитателей, давала им кров и защиту. Она помогала людям лечить разные болезни, люди считали, что это дерево спокойствия и высоты духа. Все знают, что воздух в сосновом лесу лекарственный.
3. Давайте сделаем глубокий вдох, вдохнём волшебный аромат сосны. Каждую весну на волшебной поляне, самой первой в лесу просыпалась матушка Сосна, от долгого зимнего сна. Вода и сила земли наполняли её, и она делилась ею с другими деревьями в лесу. Наши руки превратились в деревья. (Левая рука согнута в локте поднята в верх, пальцы в стороны).
4. Посмотрите волшебная сосна проснулась и просит нас разбудить другие деревья в лесу, она делится с вами волшебной силой. (Дети прокатывают су-джок по дорожки от сосны к себе и поднять его по своей левой руке, прокатить между пальцами.
5. Мы разбудим каждую веточку. (прокатываем мяч от кончиков пальцев к запястью.)
6. Проснулись деревья в лесу, потянулись своими веточками к тёплому, ласковому солнцу. И матушка Сосна подняла все свои веточки к солнышку и в этот момент одна маленькая шишка прыгнула с ветки в низ. (Перекидывать мяч из одной руки в другую).
7. Ребята, какая это была шишка? Ответы детей (шишка была, любопытная, шаловливая, маленькая)
8. Вдруг налетел ветерок и подхватил лёгкую шишку прочь от матушки Сосны, он унёс её куда? (Катать мяч в ладони по кругу)
Ответы детей (Ветер понёс шишку по лесной дорожке)
9. Кого встретила наша путешественница шишка? (Перебирать мячик пальчиками).
Ответы детей (Шишка-шалунишка остановилась и увидела под кустом ёжика. Но ёжик выставил свои иголки и не захотел разговаривать с шишкой, тогда она отправилась дальше в лес.)
10. Наша шалунишка шишка весело шагала по лесной дорожке и вдруг к ней, а встречу выскочил? (Сжимать мяч в руках).
Ответы детей (Злой волк. Он хотел съесть шишку, потому что был очень голодный. Но наша шишка быстро-быстро побежала и спряталась от волка.)
11. Устала наша шишка и загрустила, а почему? (Кружить мячик пальчиками).
Ответы детей (Шишка заскучала по маме)
12. Решила она вернуться к маме Сосне, только как? (Катать мячик в ладони по кругу).
Ответы детей.
Заплакала наша шишка и её услышала маленькая лесная птичка. Она подлетела и спросила: «Что с тобой случилось, почему ты плачешь?» Рассказала шишка, что заблудилась в лесу и не знает, как вернуться к маме Сосне. А птичка её сказала: «Я знаю, где твоя мама, беги за мной я тебе покажу дорогу» Побежала наша шишка за птичкой и уже скоро увидела волшебную полянку. Обрадовалась она и прокричала: «Спасибо тебе добрая птичка!»
13. Выбежала наша шишка на волшебную поляну и увидела?
Ответы детей (Свою родную маму!)
14. Вернулась наша шишка путешественница к маме, и? (Прокатить шарик по дорожке к сосне и положить его).
Ответы детей (Обещала маме, что больше убегать не будет.)
15. Ребята, скажите мне, пожалуйста, удалось ли нам услышать волшебную сказку в весеннем лесу? О чем была наша сказка? А кто рассказал нам эту сказку?
16. Пришло время прощаться с матушкой Сосной и другими деревьями этого сказочного леса, возвращаемся в нашу группу.
Предварительный просмотр:
Представление проекта и ознакомление с результатами деятельности в рамках его реализации
Проект: «Чтоб здоровым, сильным стать, нужно правильно дышать»
Профилактика простудных заболеваний, повышение защитных сил организма - главное, над чем необходимо работать в детском саду. Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка.
В связи с этим мы определили тему нашего проекта: «Чтоб здоровым, сильным стать, нужно правильно дышать».
Слайд 2
Целью данной работы является создание условий для формирования у детей знаний о правильном дыхании.
Задачи:
1. Расширять знания детей о правильном дыхании с помощью игровой деятельности.
2. Систематизировать практический материал по развитию правильного дыхания у детей.
3. Повысить компетентность родителей в вопросах развития дыхания.
Тип проект: познавательно – игровой.
Вид проекта: краткосрочный.
Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели, родители, медицинская сестра, музыкальный руководитель.
В процессе разработки проекта нами была выдвинута следующая гипотеза: если мы подберем комплекс дыхательной гимнастики, оптимально благоприятствующий укреплению здоровья детей и учитывающий их возрастные особенности, то уровень заболеваемости детей нашей группы значительно снизится.
Содержание и этапы реализации проекта
I. Организационно- подготовительный этап.
Подбор теоретического и практического материалов по развитию у детей правильного дыхания.
Изучили литературу по вопросу развития правильного дыхания у детей дошкольного возраста.
II. Основной этап.
Чтобы эффективнее решать задачи укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения сопротивляемости к простудным заболеваниям, мы знакомились с разными методиками проведения дыхательной гимнастики. На основе чего мы пришли к выводу, что нужно создать комплекс дыхательных упражнений, оптимально благоприятный для укрепления здоровья детей.
Слайд 3
Проанализировав методическую литературу,
Нами были выделены три основных комплекса дыхательной гимнастики:
Комплекс дыхательной гимнастики №1
В этом комплексе большое внимание уделяется типам дыхания – успокаивающе -восстанавливающему и очистительному
Комплекс дыхательной гимнастики №2
Данный комплекс направлен на укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и легких.
Комплекс дыхательной гимнастики №3
Этот комплекс в основном направлен на укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы.
В целях систематического использования дыхательных гимнастик, они также включены в комплексы оздоровительной и утренней гимнастики, физминутки, физкультурные занятия и досуги, и другие режимные моменты.
Слайд Большое внимание уделяем дыхательным упражнениям в рамках НОД и в свободной деятельности, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.
Слайд Рисуем зимние узоры с помощью воздуха
Слайд Проводили эксперименты в рамках совместной деятельности: «Сколько времени человек может прожить без дыхания», «Есть размер у воздуха?», «Чье перышко улитит дальше всех»
Слайд Во время проекта сотрудничали с медицинским работником ,который проводил дыхательные упражнения «Играя лечимся» после дневного сна , муз.руководителель на занятие отрабатывала голосовое дыхание.
Слайд Использование дыхательных упражнений в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго. Проводили дыхательные упражнения в конце прогулки, если не позволяла температура в групповой на подушках после возращения с прогулки.
Слайд Польза от совершаемых дыхательных упражнений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Эмоционально окрашенными движения становятся при помощи игровых приемов. Играя, ребенок «незаметно» осваивает основные упражнения .Во второй половине дня проводились совместные дыхательные игры «Морской бой», Слайд«Большие гонки». Слайд «Кто счастливый», Слайд «Футбол»
Слайды В рамках выставки«Дышим правильно – болеем мало» дети с родителями изготавливали дыхательные тренажёры , на утреннем круге дети рассказывали о тренажёрах и проводили эксперименты с ними.
Слайд В группе был организован центр «Дышим вместе» в любое время дети могли позаниматься на дыхательных тренажорах.
III. Итоговый этап.
Цель: подведение итогов реализации проекта.
Слайд Праздник «Мыльных пузырей» был проведен в группе
Подведение итогов выставки тренажёров для дыхания «Дышим правильно – болеем мало»
Заключение:
Ожидаемый результат:
Результатом работы данного проекта стало:
1. Расширение знания детей о правильном дыхании с помощью игровой деятельности.
2. Систематизировали практический материал по развитию правильного дыхания у детей.
3. Повысилась компетентность родителей в вопросах развития дыхания.
4.Повысилась педагогическая компетентность в организации и проведение дыхательных комплексов в работе с детьми.
Предварительный просмотр:
Доклад на тему
«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС»
Описание:
Своим выступлением планирую ознакомить Вас с видами здоровьесберегающих технологий, методами их внедрения в образовательный процесс; обосновать необходимость их применения в дошкольном учреждении.
Тему своего доклада считаю актуальной, поскольку особо остро в наше время стоит проблема оздоровления детей дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья.
Повышенное внимание к детям дошкольного возраста обусловлено тем, что заболеваемость из года в год увеличивается. Это происходит несмотря на все достижения современной медицины. При этом многие воспитанники детских садов страдают от хронических заболеваний, от нарушений работы опорно-двигательного аппарата, у них есть проблемы с осанкой.
Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей. (Слайд №3)
В воспитательно – образовательном процессе здоровьесберегающие технологии направлены на:
1) стимулирование и сохранение здоровья;
2) обучение здоровому и правильному образу жизни;
3) коррекцию состояния детей.
В своём выступлении я хочу рассказать о здоровьесберегающих технологиях, применяемых в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ, а также многие из них используются в работе мною.
I. Направление - технологии, направленные на сохранение и стимулирование здоровья детей. (Слайд №4)
1.Пальчиковая гимнастика.
Проводится для развития мелкой моторики и для развлечения детей,
стимулирует развитие пальцев рук. Регулярное их использование в саду и дома также способствует развитию у ребёнка памяти, мышления, внимания, речи.
(Слайд №5)
2.Гимнастика для глаз.
Необходима для сохранения зрения. Упражнения для глаз используем для профилактики нарушения зрения, они снимают зрительное напряжение, укрепляют глазные мышцы. Можно поморгать, попросить зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Также детям интересно следить за пальчиком, который, то приближается к носу, то отдаляется от него. Такие здоровьесберегающие технологии в работе с детьми используются постоянно.
(Слайд №6)
3. Дыхательная гимнастика.
Очень важно уделять внимание правильному дыханию. Важно, чтобы дети дышали не поверхностно, а полной грудью.
В качестве дыхательной гимнастики хорошо подходит упражнение «паровозик». При ходьбе необходимо делать движения руками, изображающие езду поезда и при этом произносить слова. Также хорошо делать наклоны в стороны на вдох и выдох. Популярно в нашем саду и упражнение «часики»: детки становятся прямо и начинают махать руками вперед и назад, произнося при этом «тик-так».
(Слайд №7)
4. Динамические паузы во время занятия (физкультминутки).
Они развлекают детей, создают благоприятную для обучения атмосферу, несут элементы релаксации, снимают нервное напряжение от перегрузок. Также они способны ненавязчиво корректировать эмоциональные проблемы в поведении ребенка, предупреждают психологические нарушения, способствуют общему оздоровлению.
(Слайд №8)
5.Подвижные игры.
В детском саду подвижные игры имеют большое значение. Дети удовлетворяют свою потребность в движении, общении друг с другом, и при этом получают необходимую для развития информацию. Именно потому, что этот вид деятельности является важной частью процесса воспитания, каждый родитель должен знать, какие именно подвижные игры интересны дошкольникам. Ведь это поможет использовать их в домашней обстановке.
(Слайд №9)
6. Хороводные игры.
Хороводные игры издревле любили на Руси. Без них не обходился ни один праздник. Они развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют совершенствованию двигательных навыков, располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
II. Направление технологий - обучение здоровому и правильному образу жизни.
(Слайд №10)
7.Утренняя гимнастика.
Регулярное (каждодневное) проведение утренней гимнастики (естественно, под руководством взрослых) постепенно приучает ребёнка к физическим упражнениям и связывает их с положительными эмоциями, приятными мышечными ощущениями, которые вызывают только жизнерадостность. Ежедневные физические упражнения способствуют вырабатыванию у детей привычки к систематической утренней зарядке и проявлению волевых усилий.
(Слайд №11)
8.Бодрящая гимнастика.
Как комплекс мер, направленных на обучение здоровому образу жизни. Это упражнения, выполняемые детьми после дневного сна. Можно выполнять эти упражнения на кроватках. Это самомассаж, прогулки по ребристым дощечкам, камням, пробежки из спальни в игровую комнату, в которых поддерживается небольшая разница температур. После таких упражнений проводятся обширные умывания прохладной водой. Такие бодрящие процедуры позволяют быстро включиться организму ребенка в рабочий ритм и укрепить состояние его здоровья.
(Слайд №12)
9.Занятия по физической культуре.
Главной задачей занятий по физической культуре является формирование необходимых двигательных навыков и умений, развитие физических качеств.
(Слайд №13)
10. Физкультурные праздники – соревнования, эстафеты.
Спортивные праздники оказывают значительное влияние на нормальный рост ребёнка, на развитие всех органов и тканей. А если спортивные мероприятия проводятся на свежем воздухе, то они закаливают организм. Эстафеты, подвижные игры способствуют развитию положительных качеств: самостоятельность и самообладание, внимание и умение, находчивость, мужество, выносливость.
III. Направление - коррекционные здоровьесберегающие технологии: массажи, терапии.
(Слайд №14)
1 Массаж и самомассаж.
Основная цель массажа – снятие нервного напряжения, общее расслабление, улучшение работы внутренних органов и систем жизнедеятельности. Это такие упражнения, как:
• катание одного грецкого ореха, шарика или шишки между ладонями,
• катание ребристого карандаша,
• имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке,
• сжимание резиновых игрушек разной плотности и др. (Слайд №15)
2. Артикулярный массаж.
Массаж ушных раковин - артикулярный – применяется с самого раннего возраста. Он помогает развиваться всем системам организма, улучшает интеллектуальные способности. Активизирует работу всех без исключения органов и систем тела. Применяется нами ежедневно. (Слайд №16)
3. Музыкотерапия.
Музыкотерапия как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия на развитие ребенка включает такие направления, как вокалотерапия (пение, музыкотерапия в движениях), танцы, музыкально-ритмические игры, музицирование на музыкальных инструментах. (Слайд №17)
4. Сказкотерапия.
Сказкотерапия или «лечение сказкой» – это новое молодое течение в прикладной психологии, которое используют психологи и педагоги. Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем вместе находят пути их решения. (Слайд №18)
5. Изотерапия.
Как самостоятельный метод арт – терапии, изотерапия разгружает нервную систему, стимулирует развитие моторики, успокаивает психику. Этот метод является одним из лучших способов, чтобы узнать о внутреннем состоянии ребёнка. В изотерапии применяются различные материалы: карандаши, краски, пластилин, цветная бумага.
(Слайд №19)
6. Логоритмика.
Совместно с музыкальным руководителем проводятся логоритмические упражнения. Выполняют движения с речевым сопровождением. В результате улучшается речь ребёнка.
(Слайд №20)
7. Артикуляционная гимнастика.
По рекомендациям логопеда на занятиях по развитию речи и обучению грамоте провожу артикуляционную гимнастику для формирования правильного произношения звуков.
(Слайд №21)
8. Арт – терапия.
« Арт – терапия - одно из направлений современной психотерапии, в котором основным средством достижения позитивных психологических изменений является творчество. В арт-терапии реализуются обычно такие виды творчества как рисование, создание коллажей, лепка, создание скульптур из песка, аппликация». (Слайд №22)
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий, применяемых в комплексе в нашем саду, имеет оздоровительную направленность, а используемая здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни. Улучшаются показатели физического развития, эмоционального состояния детей, наблюдается благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников, повышается уровень общей физической подготовленности детей. Это очень хорошо просматривается и анализируется в течение пятилетнего пребывания ребёнка в детском саду. (Слайд №23)