Презентация опыта работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ
Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ | 708.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТОНКИХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНЫХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
ВВЕДЕНИЕ
Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что – то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд учёных называют кисти рук «органом речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому, если вы хотите, чтобы у вашего ребёнка была развита речь, то следует тренировать не только органы речи, но и мелкую моторику. Если у ребёнка речь развита плохо, то необходимы как занятия с логопедом, так и занятия на развитие двигательных способностей рук. Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память мышление и воображение. Таким образом, развивая пальчики ребёнка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств психики. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой, может самостоятельно одеваться, рисовать, писать, вырезать, выполнять бытовые и учебные действия.
«Источники способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев.
От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
А. В. Сухомлинский
АКТУАЛЬНОСТЬ
Необходимость разработки системы в процессе работы по развитию тонких дифференцированных движений пальцев и кистей руку детей с ограниченными возможностями здоровья, т. к. это основа для развития всех психических функций.
ЦЕЛЬ.
Подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики.
ЗАДАЧИ.
Совершенствование зрительно – двигательной координации у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ориентировка в микропространстве, укрепление мелкой мускулатуры пальцев рук у детей с ОВЗ
МАССАЖ КИСТЕЙ РУК.
МАССАЖ КИСТЕЙ РУК, КОТОРЫЙ МОЖНО НАЧИНАТЬ С САМОГО МЛАДЕНЬЧЕСТВА. ЭТО ЗАНЯТИЕ И ПРИЯТНО, И ПОЛЕЗНО КАК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАЛЬЧИКОВ, АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВЫХ ЦЕНТРОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА, ТАК И ДЛЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.
ЛЕПКА
В НАСТОЯЩИЕ ВРЕМЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО, ИЗ КОТОРЫХ МОЖНО ЛЕПИТЬ. ЭТО И ПЛАСТИЛИН, И ГЛИНА, И СОЛЁНОЕ ТЕСТО, И ДРУГИЕ. ДЕТЯМ ЭТО ЗАНЯТИЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ. НАЧИНАТЬ МОЖНО С ПРОСТЫХ ШАРИКОВ И КОЛБАСОК, ПОСТЕПЕННО УСЛОЖНЯЯ ЗАДАНИЯ. ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЛЕПКИ БЫЛ МЯГКИМ И ПЛАСТИЧНЫМ.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
ВЗРОСЛЫЙ ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ, А МАЛЫШ В ЭТО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЯЕТ ОПРЕДЕЛЁННЫЕДВИЖЕНИЯ РУКАМИ. ТАКИХ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И ГИМНАСТИК МОЖНО НАЙТИ МНОГО В СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
ВЫКЛАДЫВАНИЕ МОЗАЙКИ
В ЛЮБОМ МАГАЗИНЕ ДЕТСКИХ ТОВАРОВ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ МОЗАИКИ И ВЫКЛАДЫВАТЬ ИХ ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ. ПРИ ЭТОМ ВАЖНО ПОМНИТЬ, ЧТО МОЗАИКА ДОЛЖНА СООТВЕТСТВОВАТЬ ВОЗРАСТУ РЕБЁНКА.
ЗАБАВНЫЕ БУСЫ
ЧЕМ МЕНЬШЕ ВОЗРАСТ МАЛЫША, ТЕМ КРУПНЕЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ БУСИНЫ, ПРИ ЭТОМ СЛЕДУЕТ ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ, ЧТО БЫ РЕБЁНОК НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ ИХ НЕ ПОНАЗНОЧЕНИЮ.
РИСУЕМ ПАЛЬЧИКАМИ.
.
Существует несколько техник пальчикового рисования:
- Рисуем полураскрытым кулачком, например, так можно рисовать радугу, холмы, бананы и т.д.;
- Рисуем ладошкой, при этом пальчики могут быть сомкнуты (бабочка - вертикально прикладываем к бумаге две разукрашенные ладошки, рыбка – одна ладошка приложенная горизонтально);
- Рисуем пальчиками, а именно кончиками пальчиков ставим точки (так можно нарисовать гусеницу, виноград, рябину или раскрашивать этой техникой обычную раскраску), проводим пальчиками линии (так хорошо рисовать геометрические фигуры), прикладываем пальчики (раскрасим 1- 2 пальчика и приложим их к бумаге, выйдут звёздочки, кустики, деревья), соберём пальчики в пучок и получим цветы и зимние снежинки.
- Рисуем кулачком со стороны большого пальчика (выйдут красивые розы, ракушки, улитки)
ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР.
ЦЕЛЬ: Продолжать формировать у детей навыки речевого общения, стремиться к тому, чтобы дети, произнося готовый текст, вступали в подлинное общение, т.е. не формально произносили слова, а действовали эмоционально. Развивать мелкую моторику – учить управлять пальчиковыми куклами.