Подготовка к ОГЭ

Логвинова Светлана Викторовна

Семинар "Новые подходы в подготовке ОГЭ-215: Новый формат заданий 15.1-15.3"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение 15.1 – сочинение на лингвистическую тему (о лексике и грамматике) Авторы: Логвинова С.В . , учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №922 г. Москвы

Слайд 2

Открытый банк заданий ФИПИ: высказывния о единстве лексики и грамматики русского филолога Ф.И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки» . современного лингвиста И.Г. Милославского: «Грамматика русского языка прежде всего средство выражения мысли ». современного лингвиста Н.С. Валгиной: «В синтаксисе передаются связи и отношения между понятиями, предметами, явлениями окружающего человека мира и постигаемого человеком мира» . русского филолога Л. В. Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». известного лингвиста А. А. Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». русского филолога Л.В. Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».

Слайд 3

Опорный план (шаблон) * аргументы можно объединить в один абзац, а можно разнести в 2 абзаца, т.е. в сочинении может быть либо 3, либо 4 абзаца. 1 абзац: « < В ысказывание > ,» – писал ( утверждал, говорил, отмечал и т.п.) < автор высказывания > . Действительно,... < комментарий – 1-2 предложения, объясняющий смысл высказывания > . 2 (3)* абзац: Докажем мысль ( слова, высказывание, суждение и т.п. ) < автор высказывания > примерами из текста. Рассмотрим слово ( словосочетание ) < Пример 1 > из предложения < номер... > . < Роль примера в тексте > . Или в предложении < номер... > слово ( словосочетание ) < Пример 2 > < роль примера в тексте > . 3 (4) абзац: Таким образом ( действительно, в самом деле, значит и т.п. ), прав был < автор высказывания > , когда говорил о < см. комментарий к 1 абзацу >

Слайд 4

Ссылки на номера предложений Рассмотрим слово < пример > из предложения 17. Рассмотрим слово < пример > (предложение 17). Рассмотрим слово < пример > (17). Или в предложении 17 слово < пример > употребляется... ! Ссылки на номера предложений, из которых вы берете примеры, обязательна! !! Помните, что скобки – это знак препинания, который нужно правильно употреблять и оформлять на письме!! !!! Если вы рассматриваете в качестве аргумента все предложение, то в сочинении сылаететсь на его номер: рассмотрим предложение 17 . !!!! Слова, которые используются в качестве аргументации, берутся в кавычки – это цитирование: рассмотрим слово «присоединил» из предложения 17 !!!!

Слайд 5

Если высказывание о связи лексики и грамматики, то помните

Слайд 6

Значит, Возможно рассмотреть слово ( ЛЮБОЕ ) как лексическую единицу (ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ) и как грамматическую единицу (КАК СЕБЯ ВЕДЕТ ПРИ ВЗАИМОСВЯЗИ С ДРУГИМИ СЛОВАМИ). УДОБНО использовать глаголы в переносном значении в форме прошедшего времени (используются для образного выражения авторской мысли о чем-то и обозначают действие, произошедшее в прошлом, так как стоит в форме прошедшего времени, на что указывает суффикс -л-). Можно использовать эпитет (прилагательное в переносном значении), который тоже используется для образного выражения авторской мысли о чем-то и согласуется с определяемым словом в форме рода, числа падежа (указать, каких). 1 слово = 2 аргумента

Слайд 7

Значит , Можно рассмотреть одно слово (в переносном значении – для образного выражения авторской мысли о чем-либо ) как аргумент 1, а другое слово (как грамматическую единицу – глагол в форме прошедшего времени , обозначающий действие, происходящее в прошлом ) – как аргумент 2. 2 слова = 2 аргумента Можно рассмотреть любое составное сказуемое: грамматическое значение этого сказуемого ( время, лицо, число, род ) будет выражено во вспомогательном глаголе (в СГС) или в глаголе-связке (в СИС); а лексическое значение выражается в инфинитиве (в СГС) или в именной части (в СИС). Несколько слов = 2 аргумента

Слайд 8

СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ТЕКСТА 15-1 1 . ТЕЗИС- ---начало ---комментарий ---логический мостик 2 . АРГУМЕНТ-1 ---ГРАММАТИКА ---выбор аргумента ---обоснование выбора --- микровывод 3 . АРГУМЕНТ-2 ---ЛЕКСИКА ---выбор аргумента ---обоснование выбора --- микровывод 4 . ВЫВОД : ---итог ---комментарий к итогу ---логический вывод из сказанного (к тезису)

Слайд 9

Задание Докажите, что лексика и грамматика языка взаимосвязаны и служат для выражения мыслей. Найдите в тексте варианта 1 аргументы по высказываниям о взаимосвязи лексики и грамматики. Используйте материалы урока. Запишите несколько аргументов из текста варианта 1.

Слайд 10

УДАЧИ !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как написать сочинение 15.3? Логвинова С.В.

Слайд 2

Общие рекомендации Внимательно прочитайте задание 15.3 Вариант 4 (сборник) Как Вы понимаете значение слова Великодушие? Сформулируйте (1) и прокомментируйте (2) данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое великодушие» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя (3) свой тезис, приведите 2 (два ) примера-аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста , а второй – из Вашего жизненного опыта (!) . Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 3

Композиция сочинения 15.3 1 часть (абзац) – тезис : формулировка определения и комментирование 2 часть – аргументы: из прочитанного текста (ссылка на номера предложений или цитирование) и из жизненного опыта 3 часть (последний абзац) – вывод: соотносится с тезисом

Слайд 4

Как правильно дать определение: ПОДОБРАТЬ СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ К ДАННОМУ ПОНЯТИЮ. Великодушие – сердечность, милосердие, сострадание, любовь, отзывчивость и т.д. Великодушие – равнодушие, эгоизм, себялюбие. Можно начать и так: Великодушие – это отсутствие таких качеств, как равнодушие, эгоизм, себялюбие.

Слайд 5

Тезис: 1 - формулировка определения (ответ на вопрос:что это такое? ) Использование предложения с подлежащим и сказуемым, выраженными существительными с указательной частицей это. В таком предложении подлежащее и сказуемое будут синонимами (прием: толкование ЛЗ через синонимию). Возможно использование однородных сказуемых-синонимов. Великодушие – это прежде всего человеколюбие . Великодушие – это доброта, гуманность, человеколюбие . Использование предложения, в котором сказуемое – толкование слова – будет представлять собой описательный оборот, словосочетание (прием: толкование ЛЗ через описательный оборот). Но главным словом в этом словосочетании будет существительное. Великодушие – это доброе и уважительное отношение к людям. Избегайте предложений, в которых подлежащее – существительное, а сказуемое – придаточное предложение: это приведет к речевым и грамматическим ошибкам. Не нужно начинать сочинение с предложения : Великодушие – это когда тебя любят и ценят .

Слайд 6

Тезис: 2 - КОММЕНТИРОВАНИЕ определения Комментирование: 1. Толкование, разъяснение какого-либо текста. 2. Рассуждения, пояснительные и критические замечания по поводу чего-либо (Малый академический словарь русского языка) Скорее всего, определяемое слово будет связано с проблематикой текста. Поэтому, комментируя предложенное вами определение, можно ответить на следующие вопросы: как автору удается привлечь внимание читателей к проблеме? на каком жизненном материале автор раскрывает проблему? какие поступки совершает герой и как это его характеризует? какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему? насколько актуальна в наши дни эта проблема?

Слайд 7

Тезис: 2 - КОММЕНТИРОВАНИЕ определения Великодушие – Великодушие - это умение человека проявлять душевность, милосердие, сострадание к окружающим . ( На каком жизненном материале автор раскрывает проблему? ) Ведь великодушие - это сложное слово: великая душа или великий душой. Человек, обладающий таким качеством, способен на добрые , отзывчивые поступки. (Какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?) По описанию действий героя видно и авторское отношение, потому что пожилой боец, несмотря на голод, проявил сердечность.

Слайд 8

Аргументация – 3: Общие рекомендации Приоритетными для сочинения являются аргументы из прочитанного текста и из жизненного оыта , но допустимо и использование только одного аргумента . Однако итоговый балл при этом снижается . Оценивание аргументации сочинения 15.3: 1 аргумент из прочитанного текста + 1 аргумент из жизненного опыта 3 балла 2 аргумента из прочитанного текста 3 балла 1 аргумент из прочитанного текста 2 балла 1 аргумент из жизненного опыта 1 балл

Слайд 9

Аргументация – 3: структура

Слайд 10

Аргументация -3: пример из текста Я согласна с В. Астафьевым, < потому что > этот поступок продемонстрировал не наличие силы телесной и не силы власти, а силы души (предложение 21-24). Он поделил макаронину на две неравные части и взял себе короткую.

Слайд 11

Аргументация -3: пример из жизненного опыта И в наши дни, к сожалению, таких людей становится все меньше. Но только представьте, во что превратится наш мир, если вдруг мы перестанем уважать, любить, ценить друг друга? Наверное, именно тогда жизнь на планете Земля прекратится. Я читала рассказ В.Распутина «Уроки французского», где учительница помогала больному ребенку заработать рубль на молоко , поддаваясь в игре. Она проявляет душевность , сострадание , сердечность. А директор не захотел услышать и понять данной ситуации и отстраняет ее от работы. Это и есть проявление равнодушия.

Слайд 12

Вывод Я благодарен автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над таким важным понятием, как великодушие и равнодушие. Человечность – неотъемлемая часть нашей жизни. Люди, будьте человечными!

Слайд 13

Что получилось? Великодушие. Великодушие - это умение человека проявлять душевность, милосердие, сострадание к окружающим. Ведь великодушие - это сложное слово: великая душа или великий душой. Человек, обладающий таким качеством, способен на добрые , отзывчивые поступки. Эти люди готовы отдать все для спасения жизни или особонуждающимся . В данном тексте в предложениях 21- 24 пожилой боец , несмотря на голод , проявил сердечность: он поделил макаронину на две неравные части и взял себе себе более короткую. Таким образом, продемонстрировал наличие силы , конечно, не телесной и не силы власти , а силы души. Я читала книгу Распутина " Уроки французского", где учительница помогала больному ребенку заработать рубль на молоко , поддаваясь в игре. Она проявляет душевность , сострадание , сердечность. А директор не захотел услышать и понять донной ситуации и отстраняет ее от работы. Это и есть проявление равнодушия. Теперь я могу сказать , что умение входить в положение других , отдавать частичку своей души ради блага других - это и есть великодушие.

Слайд 14

Спасибо за внимание! Желаем успешной сдачи экзамена!