Работы моих учеников
Эта исследовательская работа заняла I место на краевом конкурсе "Будущее Алтая"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vremennaya_kategoriya_kak_priyom_raskrytiya_ideynogo_soderzhaniya_povesti_a._kuprina.docx | 176.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Карповская средняя общеобразовательная школа
Наименование секции: Литературоведение
Исследовательская работа
Тема: «Художественное время и его роль в повествовательном произведении на примере повести «Поединок» и романа «Юнкера» А. И. Куприна
Автор работы: Лисовол Артём Класс: 11 Школа: МКОУ Карповская СОШ Руководитель: Андреянова И. Э.
|
п. Карповский
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Развитие художественного времени в истории литературы……... 5
Глава 2. Художественное время и его роль в повести А. Куприна «Поединок»……………………………………………………………………. 11
Глава 3. Художественное время и его роль в романе А. Куприна «Юнкера»………………………………………………………………………. 20
Заключение……………………………………………………………………..24
Использованная литература………………………………………………... 26
Приложение…………………………………………………………………… 27
Введение
Цель исследования: на материале произведений А. Куприна исследовать свойства художественного времени и его роль в образной системе «Поединка» и «Юнкеров».
Задачи исследования:
- рассмотреть развитие художественного времени в истории литературы;
- проанализировать свойства художественного времени в повести «Поединок», романе «Юнкера»;
- сравнить модели времени различных персонажей в исследуемых произведениях для выявления их роли в образной системе произведений.
Методы:
1. сравнительно-исторический;
2. структурно-семантический
Объект: повесть А. И. Куприна «Поединок», роман «Юнкера»
Предмет: категория времени в повести А. Куприна «Поединок» и романе «Юнкера».
Научная новизна: исследование роли категории времени в образной системе А. Куприна на примере повести «Поединок», романа «Юнкера».
Практическая ценность: результаты исследования могут быть использованы учащимися и студентами при изучении творчества писателя, особенности его поэтики, стиля.
Структура исследовательской работы соответствует последовательности поставленных задач. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении обосновано обращение к данной теме, определена цель, задачи, объект, предмет, научная новизна и практическая значимость исследования.
В первой главе рассматривается развитие художественного времени в истории литературы, перечислены основные черты художественного времени, указана классификация, которая легла в основу исследовательской работы.
Вторая глава посвящена анализу художественного времени в повести А. И. Куприна «Поединок», показана его роль при раскрытии идейного содержания повести. В третьей главе исследуется данная категория на примере романа «Юнкера».
В заключении подводятся итоги и оформляются выводы.
Глава 1. Развитие художественного времени в истории литературы
Развитие представлений о времени – одно из самых важных достижений литературы. Если в древности человек воспринимал социальное и политическое устройство мира, быт, нравы людей как нечто неизменное, то постепенно все стороны жизни человеческой оказались изменяемыми. Так, исторически сложилось два представления о времени: циклическом и линейном. Понятие о циклическом времени восходит к античности. Оно воспринималось как последовательность однотипных событий, источником которых были сезонные циклы. Характерными признаками считались завершенность, повторяемость событий, идея возвращения, неразличение начала и конца. С приходом христианства время стало представляться человеческому сознанию в виде прямой линии, вектор движения которой направлен от прошлого к будущему.
Линейный тип времени характеризуется одномерностью, непрерывностью, необратимостью, упорядоченностью, его движение воспринимается в виде длительности и последовательности процессов и состояний окружающего мира. Литература в большей мере, чем другое искусство, становится искусством времени. «Время – его объект, субъект и орудие изображения. Сознание и ощущение движения и изменяемости мира в многообразных формах времени пронизывает собой литературу»[1].
Представление о времени обусловлено во многом той картиной мира, в рамках которой создаётся произведение. Так, художественное время основных жанров фольклора всегда замкнуто. Оно начинается с началом произведения и заканчивается в нём. Фольклорное время не связано с историческим временем. Это всегда условный мир с условным временем, именно этим фольклор отличается от произведений реалистического искусства. Когда время произведения замкнуто в самом себе, не связано с историческим временем, – перестановки событий в произведении невозможны: у читателя нет ориентиров[2].
Сближение условного времени изображаемого с реальным временем исполнения произведения ведёт к тому, что время фольклорных произведений никогда не отступает от линейного движения. В рассказе не могут описываться события прошлого или будущего, невозможно также и развитие нескольких сюжетных линий. Создаётся иллюзия совершения действий в момент исполнения произведения.
Художественное время в древнерусской литературе имеет свои особенности. Автор стремится изобразить объективно существующее время. Время подчинено сюжету. В древнерусских литературных произведениях нет ничего, что выходило бы за пределы повествования. В изложении отобрано только то, о чем может быть рассказано полностью.
«Художественное время в древнерусских литературных произведениях подчиняется тому же закону целостности изображения. О событии рассказывается от его начала и до конца. Читателю нет необходимости догадываться о том, что происходило за пределами повествования»[3]. Само повествование никогда не возвращается назад и не забегает вперед. Но в древнерусской литературе художественное время постепенно отделяется в различных жанрах от времени чтения и исполнения. Это отделение идет параллельно освобождению литературы от деловых и обрядовых функций.
Начиная с Х века истории русской литературы идёт по пути все большей и большей изобразительности. От обозначения, знака и символа словесное искусство все более и более переходит к изображению, к созданию иллюзии действительности. Именно в связи с этим художественное время все более и более отрывается от реального, приобретает самостоятельность и внутреннюю законченность.
В современной литературе художественное время связано с жанром произведения, с авторским замыслом, поэтому формы художественного времени многообразны. Художественное время прошло путь от обозначения, знака, символа ко всё большей изобразительности.
Художественное время − воспроизведение времени в художественном произведении, важнейшая композиционная составляющая произведения.
Временная организация художественного произведения интересовала литературоведов давно. Так, ещё А. Потебня рассматривал текст, обращая внимание на единство двух форм: описания, когда изображаются одновременно существующие в пространстве свойства предметов, явлений, и повествования, когда временные признаки образуют ряд последовательных превращений А. Потебня так же разграничивал время реальное и художественное[4].
Литературное произведение, так или иначе, воспроизводит реальный мир: природу, вещи, события, людей в их внешнем и внутреннем бытии. В этой сфере естественными формами существования материального и идеального является время. Если художественный мир в произведении условен, поскольку он является образом действительности, то время в нем тоже условно. Мир произведения представляет собой систему, соотносимую с миром реальным. Выявление, отбор и изображение тех или иных значимых с точки зрения автора компонентов является важной составляющей творческого процесса. Воссоздать предмет (вещь, портрет, пейзаж) во всех его особенностях писатель не в состоянии, и именно деталь или совокупность деталей замещает в тексте целое, вызывает у читателя нужные автору ассоциации.
Художественное время имеет следующие черты:
1. Системность, которая создаёт художественный образ и является средством выражения авторского замысла.
2. Многомерность, которая основана на связи дух осей: одномерной оси рассказывания и многомерной оси описываемых событий.
Их соотношение порождает многомерность художественного времени, делает возможными временные смещения. Так, в прозаическом произведении обычно устанавливается условное настоящее время повествователя, которое соотносится с повествованием о прошлом или будущем персонажей, с характеристикой ситуаций в различных временных измерениях[5].
3. Обратимость художественного времени характеризуется нарушением последовательности описываемых событий.
4. Единство непрерывности и дискретности времени. Непрерывное время может разбиваться на отдельные фрагменты, что позволяет сжать или расширить сюжетное время[6].
Время в художественном произведении не линейно: оно совмещает объективное, событийное, перцептивное время[7].
1. Объективное время (календарное). Это природное время, объективно существующее, постоянно изменяющееся, необратимое и однонаправленное.
2. Событийное время (концептуальное). Это время, которое реально отражает события, передающие содержание текста. Оно учитывает взгляды писателя и общий замысел произведения. Событийное время может и совпадать с хронологией, так и не совпадать с ней. Признаками данного времени являются:
- слова и словосочетания, имеющие значение времени (час, день, год, век, вчера, завтра);
- словосочетания, называющие конкретные даты;
- глагольные формы.
3. Перцептуальное (перцептивное) время. Выражает позицию автора по отношению к событиям текста, связано с восприятием писателем реальной действительности. В основе восприятия лежат эмоции автора или героя. Поэтому возможны сдвиги в оценке реального времени, оно может замедляться или ускоряться. Зачастую автором используется приём снов, видений (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Виды художественного времени
Перцептивное время относится к сфере восприятия реальной действительности отдельным человеком, это субъективное восприятие времени. Так, время ожидания желательного события томительно удлиняется, нежелательного – мучительно сокращается. Таким образом, время, оказывая воздействие на психическое состояние человека, определяет течение его жизни. Это происходит опосредованно, через опыт, благодаря которому в сознании человека устанавливается система единиц измерения временных отрезков (секунда, минута, час, сутки, день, неделя, месяц, год, столетие). В таком случае настоящее выступает в качестве постоянной точки отсчета, которая разделяет течение жизни на прошлое и будущее.
Теория художественного времени в настоящее время находится в состоянии интенсивного развития. Основным источником новых идей является анализ конкретных художественных произведений, поскольку художественное время определяется индивидуальностью автора, замыслом его произведения.
В художественном произведении последовательность событий может не соответствовать реальной их хронологии. Автор в соответствии со своими целями то расширяет, то уплотняет время, то замедляет, то ускоряет его.
Важно учитывать, что использование времени не является целью писателя, а служит реализацией творческих замыслов, способствует раскрытию индивидуального стиля писателя, авторского видения мира и его воплощение в произведениях.
У разных писателей и в разных произведениях смысл категории времени может не только изменяться, но и может по-разному трактоваться в одном и том же произведении.
Таким образом, придерживаясь данной классификации, можно сделать вывод о том, что в произведении выделяют три вида художественного времени. Календарное время даёт ориентиры читателю, концептуальное – отражает события, изображённые в тексте, отражает авторский замысел, в основе перцептивного времени находятся эмоции автора и героев.
Глава 2. Художественное время и его роль в повести А. Куприна «Поединок»
Большой заслугой Куприна как писателя было введение в русскую литературу конца XIX − начала XX века темы, которая до него в течение почти двух десятилетий не привлекала внимания ни одного сколько-нибудь интересного художника. Тема эта − жизнь армии.
Повесть А. И. Куприна «Поединок» появилась в свет в 1905 году. Она сразу привлекла к себе всеобщее внимание и сделала знаменитым ее автора. Действительно, трудно назвать другое произведение, где с такой силой и мастерством показано состояние армии того времени и царящие в ней нравы.
Материал для «Поединка» дала Куприну сама жизнь. Писатель учился в кадетском корпусе и в юнкерском училище, затем почти четыре года прослужил в армейском пехотном полку. Накопленные впечатления и легли в основу повести, позволили писателю правдиво изобразить картины провинциальной армейской жизни и создать целую галерею портретов офицеров и солдат.
Действие повести происходит в конце XIX века. Полк, в котором служит главный герой, располагается в небольшом городке на границе России и Пруссии. В первой главе показана подготовка полка к важному смотру, здесь же мы знакомимся с некоторыми офицерами и солдатами.
В первой же главе появляется главный герой. Он отслужил в полку уже полтора года. Эта глава отличается довольно большим количеством событий: происшествие на плацу с солдатом-татарином, рубка глиняных чучел офицерами, приезд полкового командира. Все офицеры полка показаны в повести с уже сложившимися характерами, взглядами на жизнь и армию. Они из года в год несут ненавистную службу и не пытаются ничего изменить в своей судьбе.
Ромашов является частью офицерской среды, но уже с первых страниц повести понимаешь, что характер подпоручика Ромашова будет находиться в постоянном развитии. Именно это отличает его от всех остальных героев
Вся вторая глава посвящена исследованию внутреннего состояния героя: «Уже не в первый раз за полтора года своей офицерской службы испытывал он это мучительное сознание своего одиночества и затерянности среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей»[8].
Ромашов отправляется бродить по улицам. Ему вспоминается недавняя сцена на плацу, его неловкость, грубые окрики полковника. Молодой человек мечтает о том, как он «всем докажет»: выдержит экзамен в академию, станет блестящим и перспективным офицером, но вернется в свой полк и, сторонясь общества офицеров-картежников с их грубостью, фамильярностью и пьянками, сделает блестящую карьеру и добьется славы.
На деле же Ромашов участвует в ежедневных попойках, играет в карты, вступает в длительную и никому не нужную связь с ничтожной женщиной. Все это делается от тоски, поскольку в гарнизоне это единственные развлечения, а служба однообразна и не вызывает ничего, кроме скуки.
После ярких фантазий герой ещё острее ощущает, что «… в душе была такая пустота, точно там никогда не рождалось ни мысли, ни воспоминаний, ни чувств; не ощущалось даже ни раздражения, ни скуки, а просто лежало что-то большое, тёмное и равнодушное»[9].
Ромашов вспоминает, какие планы он строил на свою жизнь еще год назад − изучение классической литературы, французского и немецкого языков, занятия музыкой, психологией и физиологией, для чего обзавелся книгами, журналами и прочими учебными пособиями. Но ничему не суждено было воплотиться в жизнь. Он подчинился тому ритму, которым живут офицеры полка.
Письмо-напоминание о безнравственной связи с замужней полковой дамой усиливает неприятие сложившегося положения. От листков бумаги пахнет отвратительными приторными духами, тон написанного раздражает Ромашова своей пошлой игривостью, а воспоминание о лице Раисы Петерсон неприятно. Всё, что связано с этой женщиной, наполняет его существо злобой. Ромашов рвет письмо и понимает, что вопреки законам здравого смысла все-таки пойдет вечером к Николаевым. Чтобы не задохнуться в этой бездуховной атмосфере, ему нужно было видеть, слышать Шурочку.
Все вечера до полуночи подпоручик проводит у Николаевых. Днём он даёт себе обещание не ходить, не надоедать людям, но вечером следующего дня возвращается в этот уютный дом. Подпоручик влюблён в Александру Петровну. Эти вечерние встречи с любимой женщиной единственное светлое пятно в его жизни. Только здесь Ромашов может говорить о своих мыслях и чувствах, может находить понимание. Вечера с Шурочкой вытесняют всё: нет ни однообразной тягостной службы, ни постоянного пьянства.
Ромашов находится под арестом. «В первый раз за полтора года он остался наедине сам с собою… прежде этому мешала служба, дежурства, вечера в собраниях, карточная игра, ухаживание за Петерсон, вечера у Николаевых»[10].
Герой с удивлением осознаёт неповторимость своего Я: « Вот пройдёт ещё двадцать – тридцать лет – одна секунда в том времени, которое было до меня и будет после меня. Одна секунда! Моё Я погаснет, точно лампа, у которой прикрутили фитиль. Но лампу зажгут снова, и снова, и снова, а Меня уже не будет. И не будет ни этой комнаты, ни неба, ни полка, ни всего войска, ни звёзд, ни земного шара, ни моих рук и ног… Потому что не будет Меня…»[11].
Ромашов начинает понимать, что солдаты, которые воспринимались раньше как серая безликая масса, тоже люди со своим неповторимым Я. У него впервые мелькает мысль уйти из армии.
Естественно, охватить все явления действительности, имеющие временные характеристики, невозможно, поэтому следует выделять наиболее частотные тематические группы. Мы обратились к модели времени отдельных персонажей: офицерского общества и Ромашова.
При анализе повести в её событийном контексте выделены следующие элементы, которые используются для описания моделей времени офицерского общества и Ромашова:
- слова и словосочетания, имеющие значение времени (час, день, год, век, вчера, завтра и т. д.);
- словосочетания, называющие конкретные даты (см. Приложение 1).
Для каждой главы были составлены диаграммы, в которых отражались отдельные единицы измерения временных отрезков. После сопоставительного анализа полученных диаграмм было обнаружено, что такие временные лексемы, которые обозначают время суток, времена года, мало информативны: они совпадают по частотности употребления в сопоставляемых моделях времени.
Наиболее ярко проявились различия в структуре событийного времени при сравнении года и секунды. В результате анализа отобранных единиц, частоты их использования составлены следующие диаграммы (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Сравнительный анализ двух моделей времени в повести |
Мы видим, что модели противопоставлены друг другу по указанным параметрам. Чтобы объяснить это явление, мы перенесли полученные данные в графики (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Единица измерения секунда
С VIII главы внешние события утрачивают для Ромашова первостепенную важность. Всё больше времени герой проводит в размышлениях, каждая секунда важна, наполнена мыслью. Указанная единица времени отражает переход к изображению внутренней жизни героя. В жизни же офицерского общества никаких перемен не происходит. Если в главах I-XVII мы ещё слышали философские рассуждения Назанского, размышления о жизни Шурочки, то с XVIII главы модель офицерского общества утрачивают указанную единицу, соотнесённую с внутренней жизнью героев.
При сопоставлении двух тематических групп по лексеме год, которая ассоциируется с зацикленностью, повторяемостью одних и тех же событий, выявлены следующие закономерности (Рисунок 3).
Рисунок 3 – Единица измерения год.
В офицерском обществе из года в год действуют установившиеся законы жизни, поведения. В течение полутора лет службы Ромашов был частью этого огромного организма (главы I- VIII).
Но, оказавшись на гауптвахте, герой впервые остаётся наедине с собой. С этого момента начинается напряжённая внутренняя борьба, размышления о жизни. С VIII главы начинают проявляться различия в структуре второй временной единицы. Из модели времени Ромашова исчезает год. Герой осознаёт, что слишком много времени потрачено впустую, жизнь проходит, теперь каждый миг заполнен раздумьями о дальнейшей судьбе.
Мы видим, что VIII глава – это своеобразная граница, за которой происходит изменение в сознании главного героя. Это единственный герой повести, образ которого находится в эволюционном развитии. Что отображено в следующей пропорции: переход от приоритета внешних проявлений жизни к внутренней жизни героя: замена временной единицы год – календарного времени – во временной модели подпоручика на секунду – часовое время (Рисунок 4).
Рисунок 4 – Эволюция образа главного героя повести
Сюжетно важным является сравнение или противопоставление понятия прошлого, настоящего и будущего. При анализе лексем, которые выражаются наречиями времени: вчера, сегодня, завтра, мы обнаружили следующую закономерность: все герои повести имеют модели времени, ориентированные на настоящее и прошлое. Только у двух героев – Ромашова и Николаева – есть временной вектор, который направлен в будущее (Рисунок 5).
Рисунок 5 – Модели ориентированности во времени.
Именно между этими героями разворачивается конфликт, который заканчивается смертью главного героя. Но и будущее Николаева под большим вопросом. Он уже третий, последний год будет пытаться поступить в академию, чтобы вырваться из полка. Но только один счастливчик за пять лет способен это сделать. Если же Николаев не сможет и на третий раз сдать экзамены, его жена, Шурочка, обязательно бросит его. Что впереди? Судьба всех офицеров полка: попойки, деградация личности.
У той армии, которую изобразил А. Куприн в повести, нет будущего. Это машина, калечащая судьбы людей, убивающая душу и тело. Это остановившееся в развитии явление.
Что же заставляет людей бросаться в этот омут, посвящать себя армейской службе? Куприн считает, что в этом отчасти виноваты представления о военных, сложившиеся в обществе. Так, главный герой повести подпоручик Ромашов, пытаясь осмыслить жизненные явления, приходит к выводу, что «мир разделялся на две неравные части: одна –меньшая – офицерство, которое окружает честь, сила, власть, волшебное достоинство мундира и вместе с мундиром почему-то и патентованная храбрость, и физическая сила, и высокомерная гордость; другая – огромная и безличная – штатские, иначе шпаки, штафирки и рябчики; их презирали...» И писатель выносит приговор военной службе, которая с ее призрачной доблестью создана «жестоким, позорным, всечеловеческим недоразумением».
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
- Система единиц измерения временных отрезков в повести «Поединок» представлена различными лексемами. Сравнительный анализ тематических групп осуществлялся на исследовании часового и календарного времени, а также понятия прошлого, настоящего и будущего.
- Модели времени тематических групп повести помогают раскрыть душевное состояние героев, показывают эволюцию образа главного героя, способствуют реализации авторского замысла.
- Результаты исследования категории времени убеждают нас в том, что они несут большую смысловую нагрузку и используются как средство раскрытия идейного содержания повести Куприна.
Глава 3. Художественное время и его роль в романе А. Куприна «Юнкера»
Вторым произведением, которое мы включили в наше исследование, является роман «Юнкера». Он тесно взаимосвязан с «Поединком». Но это произведение резко отличается своим пафосом. Что объясняемся в первую очередь тем, что «Юнкера» были написаны Куприным в эмиграции. Подобно другим крупным русским писателям, которые, оказавшись на чужбине, обратились к жанру художественной автобиографии, Куприн посвящает своей юности самую значительную вещь − роман «Юнкера». В определенном смысле это было подведение итогов.
«Здесь я весь во власти образов и воспоминаний юнкерской жизни с ее парадною и внутренней жизнью, с тихой радостью первой любви и встреч на танцевальных вечерах со своими «симпатиями». Вспоминаю юнкерские годы, традиции нашей военной школы, типы воспитателей и учителей. И помниться много хорошего»[12] .
Когда читаешь роман «Юнкера», то кажется, что его написал совершенно другой человек, не автор «Поединка». Люди и время здесь показаны под иным углом зрения. Едва коснувшись неприглядных сторон юнкерского быта, автор сразу же, нередко противореча фактам и самому себе, спешит выдвинуть извиняющие обстоятельства. Куприн приписал своему герою то, что сам временами думал о русской армии в эмиграции.
Роман состоит из трех частей, каждая из которых, в свою очередь, делится на главы, имеющие собственные названия.
Первая часть посвящена «обращению» вчерашнего кадета в «фараона», первокурсника. И включает в себя события, начиная с конца августа 1888 года до начала 1889 года. «Проходят дни, проходят недели... Юнкер четвертой роты первого курса Третьего военного Александровского училища Александров понемногу, незаметно для самого себя, втягивается в повседневную казарменную жизнь, с ее точным размеренным укладом, с ее внутренними законами, традициями и обычаями, с привычными, давнишними шутками, песнями и проказами»[13].
Во второй части представлены эпизоды из жизни Александрова в первые месяцы 1889 года. Повествуется о первой серьезной влюбленности Алеши и о планах на будущее, которое он связывает с очаровавшей его Зиночкой. В третьей части речь идет о новом этапе юнкерской жизни Александрова − пребывании в летних лагерях, новых заботах, связанных с получением необходимого для первого разряда балла, переходом на второй курс и производством в офицеры. Границы романа расширяются отступлением от основной хронологической канвы. Это воспоминания о летнем отдыхе перед поступлением в юнкерское училище, рассказ о давнишней мечте Александрова «сделаться поэтом или романистом», о первых стихах, написанных в семилетнем возрасте, об опыте написания первого «романа» и о безуспешной попытке издать его; повествование о недельном пребывании летом у сестры Сони и знакомстве с поэтом.
При анализе романа в его событийном контексте были выделены все примеры лексических обозначений времени (см. Приложение 2).
При сравнении частотности их употребления была выявлена следующая закономерность (Рисунок 6).
Рисунок 6 – Художественное время романа
Большая часть художественного времени романа (73, 3%) приходится на единицы, которые называют календарное (объективное) время. Это объясняется тем, что «Юнкера» − автобиографическое произведение. Автор-повествователь обращается к прошлому, к воспоминаниям. Хронологический принцип в изложении событий последовательно выдерживается, более того, именно временные единицы позволяют с документальной точностью излагать основные эпизоды из жизни юнкера Александрова: «самый конец августа; число, должно быть, тридцатое или тридцать первое»[14]; «в октябре 1888 года по Москве прошел слух о крушении царского поезда около станции Борки»[15]; «в шесть часов вечера, в свободное послеобеденное время, сторож, перновский ефрейтор, постучался в решётчатую дверь карцера»[16]; «середина и конец 1888 года были фатальны для мечтательного юноши, глубоко принимавшего к сердцу все радости и неудачи»[17]. Наряду с этим о движении времени и привязке к нему определенных событий свидетельствуют и упоминания календарных праздников: рождественские каникулы, масленица.
В романе представлен необычайно короткий отрезок из жизни автобиографического героя. Однако отрезок чрезвычайно важный − пора взросления и возмужания. Но только 26, 6% всех единиц времени приходится на субъективное время. Данные исследования указывают на то, что в центре романа не внутреннее, духовное развитие формирующейся личности, искания ее места в жизни, а лишь картины внешнего бытия юноши, в чередовании проказ и наказаний, спортивных и светских подвигов, волнений первой любви. В романе изображены два года жизни героя. За это время не происходит духовного развития героя, образ Александрова остаётся таким, каким он был в начале романа.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
1. Система единиц измерения временных отрезков в романе «Юнкера» разнообразна. Сравнительный анализ производился при исследовании объективного (календарного) и субъективного (перцептивного) времени.
2. Отмечено, что автора в большей мере интересовало при воспроизведении времени его юности привязка к конкретных событиям, датам. В меньшей мере категория времени использовалась Куприным для описания восприятия реальной действительности героем романа.
3. Роль категории времени в романе «Юнкера» существенно отличается от её роли в повести «Поединок», в силу того что писатель ставил перед собой разные творческие задачи. В «Поединке» − это критическое изображение армии, в «Юнкерах» − лирические воспоминания о годах юности.
Заключение
В ходе исследования художественного времени в произведениях А. Куприна были получены следующие результаты.
Как сказано во введении, цель работы − исследовать свойства художественного времени и его роли в образной системе повествовательного произведения. Повесть «Поединок» и роман «Юнкера» А. И. Куприна оказались весьма подходящими объектами исследования, дающими достаточный материал для наблюдения и теоретических обобщений.
Вторая глава посвящена анализу художественного времени повести «Поединок». На основании этого анализа можно сделать следующие общие выводы.
Основным критерием в различении моделей времени тематических групп повести является представление о ценности текущего времени. Выделяется две модели времени, которые противопоставлены друг другу: модель времени офицерского общества и модель времени подпоручика Ромашова. Кроме того, существуют различия и в направленности ориентации персонажей на настоящее, прошлое и будущее.
В третьей главе дан анализ романа А. Куприна «Юнкера». При сравнении двух произведений, связанных темой армии, мы сделали вывод о том, что художественного времени выполняет в них разную роль. В «Поединке» модель времени Ромашова показывает эволюцию развития образа героя; в романе на первое место выходит объективное время, которое соотносит описываемое с реальным миром, внутреннего же развития главного героя не дано.
Это прежде всего связано с тем, что произведения отражают разное мировоззрение писателя, которое с годами изменилось. «Поединок» отражают взгляд на мир Куприна-реалиста, в «Юнкерах» уже заметна романтическая идеализация юности пожилым человеком. Произведения резко отличаются своим пафосом. «Юнкера» были написаны Куприным в эмиграции. Взгляд стареющего писателя на свою юность становится идеализированным. Находясь вдали от Родины, от всего, что когда-то было близко писателю, автор «Юнкеров» вспоминает прошлое, и оно ему кажется прекрасным, несмотря на отдельные недостатки.
Перспективы дальнейших исследований связаны с продолжением аналитической работы в области изучения свойств художественного времени на материале повести А. И. Куприна «Кадеты» с последующим теоретическим обобщением полученных результатов.
Использованная литература
- Афанасьев, В. Н. Куприн А. И. Критико-биографический очерк. – М.: Художественная литература, 1980.
- Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: КомКнига, 2007.
- Гура В. В. Повесть Куприна «Поединок» // Вопросы жанра и стиля. –Вологда, 1967.
- Золотова, Г. А., Онипенко, Н. К., Сидорова, М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
- Куприн А. И. Повести. Рассказы. Юнкера. В 2 т.: Т. 2. − М.: Дрофа: Вече, 2002.
- Куприн, А. А. Повести. Рассказы. – М.: Олимп, 1996.
- Лихачёв, Д. С. Поэтика древнерусской литературы. – Л.: Наука, 1967.
- Потебня, А. А. Эстетика и поэтика. – М.: Искусство, 1976.
- Тодоров Ц. Поэтика. Структурализм «за» и «против». – М.: Прогресс, 1975.
Приложение 1− Временные единицы повести «Поединок» и частота их употребления
Тематическая группа | Единица времени в контексте повести | Единица времени | Частотность употребления единицы |
Офицерское общество |
…через 7 минут скончался | утро день вечер ночь вчера сегодня завтра секунда минута час неделя месяц год лето весна зима | 6 14 9 4 5 9 3 10 26 22 6 7 34 4 2 2 |
Ромашов |
| утро день вечер ночь вчера сегодня завтра секунда минута час неделя месяц год лето весна зима | 9 32 21 15 6 11 8 20 25 15 5 6 17 1 5 1 |
Приложение 2 − Временные единицы романа «Юнкера» и частота их употребления
| Единица времени | Частотность употребления единицы |
| Утро День Вечер Ночь Вчера Сегодня Завтра Секунда Минута Час Неделя Месяц Год Лето Весна Зима | 28 61 43 23 8 20 4 23 76 55 24 16 49 11 9 7 |
[1] Лихачёв, Д. С. Поэтика древнерусской литературы. – Л.: Наука, 1967. – с. 245.
[2] Там же, с. 254.
[3] Лихачёв, Д. С. Поэтика древнерусской литературы. – Л.: Наука, 1967. – с. 262.
[4] Потебня, А. А. Эстетика и поэтика. – М.: Искусство, 1976. – с.289.
[5] Тодоров Ц. Поэтика. Структурализм «за» и «против». – М.: Прогресс, 1975. – с.66.
[6] Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: КомКнига, 2007. – с.89.
[7] Золотова, Г..А., Онипенко Н. К.., Сидорова М..Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – с. 23
[8] Куприн, А. И. Повести и рассказы. – М.: Олимп, 1996. – с. 191.
[9] Там же, с. 198.
[10] Куприн, А. И. Повести и рассказы. – М.: Олимп, 1996. – с. 235.
[11] Там же, с. 239.
[12] Гура В. В. Повесть Куприна «Поединок». – Волгоград, 1967. – с. 56.
[13] Куприн А. И. Повести. Рассказы. Юнкера. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – с. 219.
[14] Куприн А. И. Повести. Рассказы. Юнкера. М.: Дрофа: Вече, 2002. – с. 170.
[15] Там же, с. 215.
[16] Там же, с. 256.
[17] Там же, с. 260.