Система оценивания образовательных достижений

Стерликова Валентина Николаевна

Система оценивания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практика использования критериальной системы оценивания учебных

достижений обучающихся в начальной школе

учитель начальных классов

МБОУ « Витимская средняя общеобразовательная школа»

Стерликовой Валентины Николаевны

     ФГОС ОО заставляет учителя пересмотреть собственные взгляды на традиционную систему оценивания предметных образовательных  результатов обучающихся и указывает на особенности школьной системы оценивания в контексте современного стандарта образования, а именно:

Комплексный подход к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов образования.

Для оценки достижения планируемых результатов необходимо использовать разнообразные методы, формы, инструменты оценивания, учитывая при этом приоритетность самооценки обучающихся.

В ходе урока в условиях сотрудничества учителя и учащихся необходимо организовывать непрерывную оценочную деятельность учащихся.

Оценочная деятельность учащихся является составляющей системно-деятельностного подхода. Оценка должна выступать как средство и как результат их учебной деятельности.

Выполнить эти требования стандарта учителю может помочь критериальное оценивание.

“Критерий – это суждение, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мера суждения, оценка какого – либо явления.”

“Критериальное оценивание - оценка образовательных результатов на основе определённых критериев.”

На практике я реализую следующие правила критериального оценивания образовательных результатов учащихся:

Методы, формы и инструменты оценивания, которые учитель планирует использовать на конкретном уроке, должны способствовать достижению цели урока или внеурочного мероприятия.

Учитель может использовать для организации оценочной деятельности авторские инструменты оценивания или традиционные, используемые учителями начальных классов. В своей практике применяю такие инструменты: контрольно – измерительные материалы, оценочные линейки, измерительные шкалы, критерии оценивания, разноцветные геометрические фигуры, оценочные лесенки, оценивание по алгоритму и другие. 

Традиционно включаю в урок такие инструменты оценивания, которые позволяют не только фиксировать результат усвоения или не усвоения учебного материала, но и определять степень достижения учащимися планируемых результатов освоения определённой образовательной программы.

В качестве критериев оценивания выступают конкретные образовательные результаты, которые необходимо продемонстрировать учащимся в результате выполнения учебной работы. Критерии, используемые учащимися в процессе оценочной деятельности, должны быть понятны и доступны детям. Именно поэтому следует к разработке критериев привлекать учащихся или добиваться от учащихся “приятия” критериев, которые диктует учитель. Критерии должны помогать оценивать результат конкретной работы, выполненной учащимися, а не уровень способностей ученика. Таким образом, исключается субъективизм оценивания.

Инструменты оценивания, включённые в урок, фиксируются в рабочих тетрадях или в оценочном листе. Оценочный лист (или лист оценки ЛО), ученический дневник, классный журнал, специальные программы для фиксирования результатов оценивания - это дополнительные средства организации критериального  оценивания.

В итоге любого вида учебной деятельности должна иметь место обязательная самооценка учащихся. Самооценка должна непременно предшествовать оценке учителя. Это заставляет учеников сравнивать свою оценку и оценку учителя. Возникшее противоречие заставляет ученика вновь переоценивать работу, делать работу над ошибками, неоднократно прорабатывать материал урока и производить переоценку. Так стимулируется субъектная позиция учащихся, развивается контрольно – оценочная деятельность, появляется желание улучшить собственную оценку, а значит, формируется устойчивая положительная мотивация к учению.

Если используется бальная система оценивания, то необходимо демонстрировать учащимся способ получения цифровой отметки или уровня усвоения материала, которые будут фиксироваться в классном журнале и в ученическом дневнике.

Изучив опыт использования оценочных листов педагогами, назову общие характерные черты оценочного листа. 

Принято содержание оценочного листа оформлять в виде таблицы. Перед таблицей указывают по выбору: учебный предмет, класс, ФИО ученика и учителя, тему урока, цель и задачи урока, вид работы, название таблицы и др. Учитель может использовать ЛО при выполнении одной отдельной работы на уроке или при работе учащихся в течение нескольких уроков, четверти или учебного года. При конструировании ЛО учитель учитывает особенности преподаваемого предмета, конкретного урока или отдельного задания в ходе урока. Используют ЛО в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного или итогового контроля. В ЛО вносятся критерии оценивания, создаются ячейки для самооценки и оценки учителя, в том числе для итоговой оценки.

Процесс составления оценочного листа – это процесс творческий. Он, безусловно, зависит от опыта работы педагога и уровня его педмастерства.  Эта работа занимает очень значимый объём времени у учителя в процессе подготовки к уроку. Но если регулярно создавать и использовать оценочные листы на практике, то  время затраченное на составления листа сокращается, кроме того листы стандартизируются и учитель может использовать при одинаковой учебной работе однажды разработанный лист оценки многократно. Оценочный лист, в таком случае, становится универсальным. Уже созданные листы подвергаются редактированию, т. е. совершенствуются учителем при последующем конструировании.

Традиционно использую в своей практике различные инструменты оценивания, начиная с первых дней обучения первоклассников. По мере накопления опыта оценивания дети способны фиксировать инструменты и результаты оценочной деятельности в рабочих тетрадях. Полноценные оценочные листы применяю на уроках, начиная с третьего класса. В ЛО включаю одновременно различные инструменты оценивания, а критерии оценки дети проговаривают устно.

Таким образом, учитываю возрастные особенности детей и их опыт в учебной деятельности. В оценочном листе обязательно предусматриваю поля для самооценки учащихся и оценок одноклассников, учителя.

Часто использую 3 – бальную систему оценивания. Итоговый бал с помощью чёткого алгоритма переводится в традиционную отметку 1-5. Итоговую отметку из оценочного листа переношу в классный журнал и в дневник ученика. Оценочный лист вклеивается в тетрадь или в дневник ученика в зависимости от степени значимости учебной работы. Родители вместе с учителем получают возможность следить за динамикой образовательных результатов. Включаю в ЛО инструменты для проведения рефлексии, так осуществляется обратная связь в образовательном процессе.

Использую оценочные листы и во внеурочной деятельности. Успешно применяла критериальное оценивание в классах, где обучаются дети с задержкой психического развития.

Работу по развитию практики критериального оценивания образовательных результатов провожу одновременно в нескольких направлениях:

  • методическая самоподготовка;
  • информирование родителей;
  • системная работа с учениками по усвоению новых инструментов оценивания.

Таким образом, выпускники начальной школы способны адекватно оценивать собственные результаты учебной деятельности, а главное аргументированно обосновать собственную оценку или отметку. Как следствие, дети самостоятельно могут отслеживать уровень собственных учебных достижений и пробуют целенаправленно совместно с учителем и родителями планировать дальнейшую учебную деятельность.

Список литературы.

  1. Система оценки достижения планируемых результатов: метод. Рекомендации/ авт. – сост. Е. В. Благинина [ и др.]. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2013. – 82 с. – с. 33.
  2. Словарь-справочник по педагогике / авт. Сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2004.-448с.- с 167.



Предварительный просмотр:

Комплексные работы как способ формирования и определения метапредметных результатов образования у младших школьников

учитель начальных классов МБОУ «Витимская СОШ»

Стерликовой В.Н.

Использую   «Комплексные работы ».Рабочая тетрадь. Авторы : Титаренко Н.Н.,Пинженина С.В.,АмаринаВ.Н для реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

C:\Users\INWIN\Desktop\KR.jpg

 Через проведения   комплексных работ  в начальной школе осваиваются универсальные способы деятельности учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Новой формой проверочных работ в начальной школе при реализации стандартов второго поколения определена комплексная работа, позволяющая оценить уровень достижения метапредметных результатов у младших школьников по двум междисциплинарным программам: «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий»[1].

Теоретической основой разработанных  комплексных работ для учеников первых классов выбраны следующие подходы: личностно ориентированный (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.), компетентностный (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен, А.К. Маркова, А.В. Хуторской, и др.), деятельностный (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконин и др.) и гендерный (С.Г. Айвазова, О.А. Воронина, Н.А.Загайнов, А.В. Мудрик и др.).

Время обучения в начальной школе считается временем, когда у школьников происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для комплексной работы выбраны несплошные тексты. Несплошные тексты сочетают несколько источников информации, с которыми первоклассники встречаются в реальной действительности: текст с иллюстрациями, таблицы.

Содержание текстов комплексных работ не выходит за пределы жизненного опыта младших школьников, с одной стороны, а с другой – тексты включают разнообразные учебные и практические ситуации, которые могут встретиться детям в реальной действительности. Кроме того, при составлении текстов мы учитывали разные познавательные интересы мальчиков и девочек.

Комплексная работа отличается от других видов проверочных работ по структуре, она включает текст и несколько заданий на межпредметной основе[2]. Объектом оценки в заданиях выступают умения и универсальные учебные способы действий. Поэтому в задачных формулировках указаны разные виды деятельности первоклассников: прочитай, запиши, допиши, вставь, отметь, соедини и другие. Выполнение разработанных нами двенадцати заданий к тексту предполагает возможность проанализировать способность первоклассников действовать в разных предлагаемых ситуациях[3].

Практически все разработанные  заданияв пособии  можно разделить на три группы по форме требуемого ответа: задания с выбором ответа (где требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных); задания с кратким ответом (где самостоятельно найденный ответ или вывод требуется записать в краткой форме в предложенном месте); задания с развернутым ответом (где требуется записать решение или обоснование выбора одного из вариантов решения).

Для развития у первоклассника умения учиться важно, что при выполнении заданий он сам сможет определить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разную информацию, быть самостоятельным при планировании, проверке и оценивании процесса учения и полученных результатов. Для этого мы поместили после каждого задания информацию о количестве баллов за его выполнение. В конце комплексной работы после всех заданий первокласснику предлагается в игровой форме провести самоанализ успехов в учении, ответив на вопросы: сколько баллов у тебя получилось, какое задание самое трудное?

Время выполнения комплексной работы – два урока, работа выполняется в два дня. Выполнение заданий оценивается в баллах (от 0 до 2) в зависимости от структуры задания, уровня его сложности, формата ответа и особенностей проверяемых умений; учитывается полнота и правильность выполнения задания.

Результаты выполнения комплексной работы представляются для каждого ученика как процент от максимального балла за выполнение всей работы. Минимальный критерий в 50 % от максимального балла означает, что у ученика не достаточно сформированы умения, обеспечивающие качество умения учиться. Можно прогнозировать возникновение у такого ученика трудностей в изучении отдельных предметов в начальной школе. Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что учащийся демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для успешного продолжения образования.

Младшие школьники   приобретают опыт выполнения комплексных работ, позволяющих оценить уровень достижения ими метапредметных результатов образования.

Приложение

Комплексная работа «Про велосипеды» (1 класс)

https://cerm.ru/files/1.jpg   https://cerm.ru/files/2.jpg     https://cerm.ru/files/3.jpghttps://cerm.ru/files/4.jpg

Если твой результат 11, 12, 13, 14 или 15 баллов, то тобой достигнуты успехи в учении. Поздравляем! 

Таблица 1:  Рекомендации по оценке выполнения заданий комплексной работы про велосипеды

№ задания

правильный ответ

1

1 балл – подчеркнут ответ: 4.
0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

2

1 балл – знак «галочка» поставлен под фотографией №1.
0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

3

1 балл – знак «крестик» поставлен под фотографией №2.
0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

4

1 балл – знак «суффикс» поставлен под фотографиями №3 и №4.
0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

5

1 балл – квадрат треугольник круг ->
0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

6

1 балл – подчёркнут ответ: велосипед, на котором могут ехать сразу несколько человек
0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

7

1 балл – дописан ответ: велосипедист
0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

8

2 балла – верно закрашены все клеточки с буквами слова «велосипедист». 
1 балл – допущены 1 или 2 ошибки при закрашивании клеточек слова «велосипедист». 
0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

9

2 балла – знак «+» поставлен около следующих утверждений: 1. У всех велосипедов есть руль. 2. У всех велосипедов есть педали
 1 балл – указан 1 из 2 подходящих ответов. 
0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

10

2 балла – соединены стрелками по парам предметы, созданные в одно и то же время. 
 1 балл – соединены стрелками 2 из 3 подходящих пар предметов. 
0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

11

1 балл – обведен ответ: 3. 
0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

12

1 балл – зачеркнуто слово: велосипед
0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

Таблица 2: План комплексной работы
(для обозначения типа заданий используются следующие сокращения: ВО– задание с выбором ответа, КО – задание с кратким ответом, РО – задание с развернутым ответом)

№ задания

объект оценки умения

тип задания

максимальный балл

1

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

ВО

1 балл

2

определять место и роль иллюстративного ряда в тексте

ВО

1 балл

3

работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок)

ВО

1 балл

4

работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок)

ВО

1 балл

5

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач

КО

1 балл

6

преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу

ВО

1 балл

7

характеризовать явление по его описанию

КО

1 балл

8

осуществлять синтез как составление целого из частей

ВО

2 балла

9

обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи

ВО

2 балла

10

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

ВО

2 балла

11

осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации

ВО

1 балл

12

группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака

ВО

1 балл

Список использованной литературы 

  1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. 
  2. Комплексные работы. Рабочая тетрадь ученика 1, 2 классов. Учебно-методическое пособие./Н.Н. Титаренко, В.Н. Ашмарина, С.В. Пинженина – Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодёжи», 2011. 
  3. Комплексные работы. Методическое пособие для учителей и родителей. Учебно-методическое пособие. Н.Н.Титаренко, В.Н. Ашмарина, С.В.Пинженина – Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодёжи», 2011 г. – 17 с. 



Предварительный просмотр:

Новые подходы к системе оценивания учебных достижений в начальной школе

Современная начальная школа уже стоит на позициях многообразия и вариативности, где важную роль играет система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребёнка. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств учащегося.

С учётом того, что современная начальная школа — это не школа навыка, а школа пробы сил ребёнка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика.

Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.

Ни для кого не секрет, что официально обучение в первом классе строится на принципах без отметочного обучения. И осуществляется это с целью обеспечения более комфортной адаптации к школе первоклассников. Вместо отметок учителя « выставляют» первоклассникам то ли разноцветные кружочки, то ли рожицы с разным настроением, то ли фигурки с разным значением..., а сам ребёнок «остаётся не у дел». Ну а со второго класса начинается настоящая школа с оценками и отметками по пятибалльной шкале, причем, нормы и критерии оценивания , как правило, остаются прежними, их прошлого века.

Тогда-то и начинаются настоящие проблемы.  Во первых, интерес к школе падает, во-вторых, ребёнок старается заработать как можно больше положительных отметок, чтобы угодить родителям, в третьих, появляются обиды, страхи. Избежать многих стрессовых ситуаций не только для учеников, но и для педагогов можно при альтернативной системе контроля и оценивания. Но исторически сложившаяся оценочная система баллами мешает развитию личности учащихся.

Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы сами учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

Оценки и отметки нужны не для того, чтобы:

  • ученик боялся получить плохие отметки;
  • старшие контролировали ученика;
  • ученик любой ценой старался получить хорошие оценки.

Изменения нужны, чтобы каждый ученик научился самостоятельно:

  1. определять, что получается хорошо
  2. преодолевать неудачи
  3. определять, что еще пока плохо
  4. радоваться достижениям

1. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?

Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные. 

2. КТО ОЦЕНИВАЕТ?

Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по заданному алгоритму самооценки и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменно выполненные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, выполнив дополнительные задания по данному учебному разделу.

3. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК?

По числу решённых задач. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

4. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?

В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в портфолио достижений.

Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. В них выставляются отметки (баллы) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц: предметных, метапредметных и личностных результатов.

Пополнять портфолио и оценивать его материалы должен, прежде всего, ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть и по собственному желанию, а в остальном - обучает ученика порядку заполнения портфолио основным набором материалов и их оцениванию по выбранной качественной шкале.

5. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?

Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы - обязательно.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает действиями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел действиями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право улучшить ее.

6. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?

К примеру, по признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания, входящие в опорную систему знаний предмета. Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем.

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Максимальный уровень - решение не изучавшегося в классе, для чего потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования.

Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности. Поэтому для достижения положительной динамики учебных действий я с 1класса работаю над самооценкой ученика. Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в оценке своих усилий.

Моя задача как учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно.

Я и мои коллеги в работе по формированию учебной оценки используем разнообразные приемы и виды деятельности:

  1. Самопроверка ученика, исправление им ошибок, выяснение причины собственных ошибок.
  2. Предупреждение ошибок через тренировочные упражнения.
  3. Сверка собственной работы с образцом учителя или с работой одноклассника.
  4. Комментированное письмо.
  5. Работа в парах, группе. Самопроверка, самооценка; взаимопроверка, взаимооценка. Проверка работы учителем.
  6. Работа ассистентов учителя. Широко используется на уроках окружающего мира при устном опросе домашнего задания.
  7. И такой вид деятельности как Свобода выбора. Ребята выполняют разноуровневые задания, пользуясь Листом самоанализа и самооценки.

Разумеется, необходимо прививать обучающимся не только навыки контроля при выполнении отдельных учебных задач, но и успешность своей работы на уроке в целом или по отдельной теме.

Ученик должен сознавать и понимать, какие знания и умения он освоил, а над какими надо еще поработать. Для этого используются тестовые, диагностические работы, которые основаны на стандарте с элементами заданий повышенной сложности.

В начальной школе мы используем три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание.

Стартовая диагностика как обычно у нас проводится в сентябре:

  • в 1 классе для выявления исходного уровня обученности детей, для определения «зоны ближайшего развития»,
  • во 2-4 классах для определения уровня остаточных знаний, для определения сформированных УУД, для организации коррекционной работы в зоне «актуального развития».

Стартовый контроль позволяет оценить уровень личностных, предметных и метапредметных достижений учеников на момент поступления в школу, помогает установить уровень развития каждого, выявить основные проблемы характерные для большинства, а также спланировать систему работы по обеспечению предметных, метапредметных и личностных результатов, которые заложены в основной образовательной программе начального общего образования школы.

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ:

  1. Новые образовательные цели не проверяются старыми контрольно измерительными материалами
  2. Традиционная фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие требованиям
  3. Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок
  4. Традиции оценивания не позволяют развивать самооценку школьников
  5. Традиции оценивания дискомфортны для учеников, отрицательно влияют на их мотивацию

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ:

  1. В чем заключалось задание?
  2. Удалось ли получить результат?
  3. Полностью ли правильно, или с ошибкой?
  4. Полностью самостоятельно, или с помощью?
  5. По каким признакам различаем отметки?
  6. Какую сам себе выставляешь отметку ?

И в заключении я хочу сказать, что такие подходы к системе оценивания ориентированы на стимулирование ученика стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.



Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений:

Структура системы оценки:

В соответствии с ФГОС результаты образования включают три группы образовательных результатов:

  • Личностные
  • Метапредметные;
  • Предметные.

Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности, формирование внутренней позиции школьника, развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности, развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, чувства и личные качества.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные – коммуникативные и способы регуляции своей деятельности:

  • Планирование;
  • Контроль;
  • Коррекция.

Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, в рамках внеурочной деятельности, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный материал обучающимися в ходе изучения учебного предмета.

В педагогических измерениях выделяю три уровня результатов образования

Первый уровень – планируемый, тот, который заложен в государственных образовательных стандартах и реализован в учебниках и методических пособиях.

Второй уровень – реализуемый – характеризует те результаты, к которым стремится учитель, – в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации.

Третий уровень – достигнутый, уровень реальных достижений учащихся.

СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Компоненты системы оценки

Вид оценки

Текущая

Промежуточная

Итоговая

Цель

Оценка сформированности личностных УУД на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым личностным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД

Объект

Процесс формирования

Уровень сформированности

личностных УУД: самоопределения, смыслообразования, нравственно-этической ориентации.

Процедуры

Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования.

Наблюдение за формированием личностных качеств обучающихся.

Диагностика сформированности личностных качеств ученика может осуществляться учителем (и/или педагогом-психологом). При этом учитывается, что личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке и не выносятся на итоговую оценку.

Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа).

Технологии, методики,

методы, приемы

«Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман).

«Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов).

 «Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д. Данилов и др.).

  • оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие положительные качества личности обучающихся и их действия;
  • рефлексивные сочинения.

Инструментарий

КИМы

  • задания (вопросы) для выявления уровня сформированности личностных УУД (достижения планируемых личностных результатов).
  • тесты (и т.п.) для изучения личностных сфер ученика (личностных результатов).

Критерии

  • планируемые личностные результаты (действия учеников в ситуациях самоопределения, осмысления, оценивания усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающего личностный моральный выбор);
  • обобщенные критерии (критерии ценности): понимание смысла ЗУНов, их значимости, необходимости, целесообразности, полезности.

Шкала и вид отметки

  • определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости от показателей – умений, характеризующих достижения и положительные качества личности обучающихся).

Формы фиксации

  • листы наблюдения за развитием личностных качеств обучающихся;
  • портфолио «Мои достижения»;
  • дневник ученика;
  • диагностическая тетрадь учителя.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Компоненты системы оценки

Вид оценки

Текущая

Промежуточная

Итоговая

Цель

Оценка сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД (РУУД, ПУУД, КУУД) на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым метапредметным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД и программы «Чтение: работа с информацией».

  • анализ процесса формирования РУУД, ПУУД, КУУД;

оценка уровня сформированности РУУД, ПУУД, КУУД;

  • ориентация на реализацию РУУД, ПУУД, КУУД.

Объект

Процесс формирования РУУД, ПУУД, КУУД

Сформированность РУУД, ПУУД, КУУД

Сформированность РУУД, ПУУД, КУУД

Процедуры

Наблюдение, устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа).

Письменный опрос (диаг-ностические работы, про-верочные работы по пред-метам, комплексные работы на межпредметной основе)

Письменный опрос

(итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе, проекты)

Технологии, методики,

методы, приемы

«Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д.Данилов и др.).

«Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов).

«Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман).

  • оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие РУУД, ПУУД, КУУД;

рефлексивные сочинения.

 -диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе

-мониторинг метапредметных универсальных учебных действий

Инструментарий

КИМы

  • задания (вопросы) для выявления уровня сформированности РУУД, ПУУД, КУУД (достижения планируемых метапредметных результатов);

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, А.А.Вахрушев, С.А.Козлова  «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования»

  • тесты (и др.) для изучения метапредметных результатов.

Критерии

  • планируемые метапредметные результаты

Шкала и вид отметки

  • определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости от показателей – умений, характеризующих уровень сформированности РУУД, ПУУД, КУУД; в соответствии с методикой диагностики).

Формы фиксации

  • листы наблюдения за развитием РУУД, ПУУД, КУУД;
  • портфолио «Мои достижения»;
  • дневник ученика;
  • диагностическая тетрадь учителя.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Компоненты системы оценки

Вид оценки

Текущая

Промежуточная

Итоговая

Цель

  • анализ процесса освоения способов действий с изучаемым предметным содержанием (их операционального состава) (уровня и динамики).
  • оценка освоения предметных знаний и способов действий с предметным содержанием;
  • выявление соответствия уровня сформированности способов действий с предметным содержанием требованиям к планируемым предметным результатам

освоения программного материала по теме, блоку, содержательной линии.

освоения программного материала за четверть, полугодие, год.

Объекты

Процесс освоения способов действий с изучаемым предмет-ным содержанием (их операционального состава).

Действия с предметным содержанием по изучаемой теме.

Умения решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных предметно-му содержанию.

Процедуры

Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа).

Письменный опрос (контрольная работа на оценку усвоение прог-раммного материала по теме, блоку, содержатель-ной линии).

Письменный опрос

(итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе).

Технологии, методики,

методы, приемы

«Технология оценивания образовательных достижений» (Д.Д.Данилов и др.).

«Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» (А.Б. Воронцов).

«Оценка без отметки» (Г.А. Цукерман).

  • оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие действия с предметным содержанием;
  • рефлексивные сочинения.

Инструментарий

КИМы

  • задания (вопросы) для выявления уровня сформированности действий с предметным содержанием (достижения планируемых предметных результатов);

Л.Ю. Комиссарова «Диагностические работы для проверки образовательных достижений школьника»; В.Г. Голубь «Тематический контроль знаний учащихся»; Л.А. Иляшенко «Итоговая аттестация»

Критерии

  • планируемые предметные результаты

Шкала и вид отметки

  • определяется наиболее приемлемая шкала и вид отметки (в зависимости от показателей – умений, характеризующих достижение предметных результатов; в соответствии с методикой оценки).

Формы фиксации

  • принятые в классе формы ( «листы достижений», «оценочные листы», ЭЖ, волшебные линеечки).
  •  «листы достижений»,
  • диагностическая тетрадь учителя;
  • журнал учителя.
  • таблицы требований, «листы достижений», дневник ученика;
  • портфолио;
  • диагностическая тетрадь учителя;
  • журнал учителя.

Особенности системы оценивания образовательных достижений:

  1. Комплексный подход к оценке результатов образования;
  2. Использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  3. Оценка успешности учащихся в освоении содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  4. Оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  5. Использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений, сочетание накопленной и итоговой оценки;
  6. Использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

Оценивание учебных достижений школьников в практике работы школы.

 

 Школе требуется создать такую систему оценивания, которая бы точно и объективно позволяла бы отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давала бы действительно целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения.

 И здесь на помощь могут прийти различные методы системы оценивания, которые уже давно используются при безотметочном обучении (например: в первом классе):

 - лесенки достижений, где помещенная на ту или иную ступеньку лесенки фигурка символизирует исходный уровень владения данным навыком;

 - волшебные линеечки подробно описанные в книге «Оценка без отметки» Г.А. Цукерман;

 - листы индивидуальных достижений, где закрашивание определенной клетки фиксирует формирование определенного навыка на данном этапе;

 - листы наблюдений и др.

 Однако эти способы требуют дополнения такими методами, которые позволяли бы получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат наших усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности, по крайней мере в решении учебных задач. Один из таких методов проведение итоговых комплексных проверочных работ в конце каждого года обучения.

 Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются также портфолио, выставки и презентации крупных целостных законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени, и требующие для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.

 Таким образом, складывается следующая совокупность данных об отдельных сторонах учения ребенка и его учебных достижениях:

 1. Листы наблюдений, отражающие динамику образовательных достижений учащихся (начиная с 1-го класса) по следующим показателям.

 2. Оценка выполнения работы, отражающая малочисленные, но существенно более объективные данные об особенностях выполнения отдельных видов учебной деятельности учащимися; причем все результаты, выводы и оценки в этом случае могут быть перепроверены, поскольку такая оценка делается на основе аудио- и видеозаписей, письменной фиксации фактов.

 3. Результаты тестирования, отражающие, как правило, учебные достижения учащихся в освоении материала отдельных тем курса. В приводимых рекомендациях этот метод следует использовать на этапе проведения тематических зачетных работ, а также на этапе стартовой диагностики.

4. Результаты оценок открытых и закрытых ответов учащихся, отражающих этапы формирования системы предметных знаний, важнейших технических навыков (чтения, письма, вычислений и т. д.).

 5.Результаты самоанализа учащихся, отражающие меру осознанности каждым ребенком особенностей развития его собственного процесса обучения. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции; на ключевых этапах становления важнейших предметных способов учебных действий, а также с целью самооценки своего поведения (по материалам рекомендаций по организации внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио).

Лист достижений (ФГОС)

Пояснительная записка

Оценка предметных результатов предусматривает выявление уровня достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам с учетом:

1. Предметных знаний;

2. Действий с предметным содержанием.

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведется в ходе текущего и промежуточного оценивания, так же в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

Результаты оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания фиксируются в листе оценки по каждому учебному предмету (приложение).

Лист оценки предметных результатов представлен в виде таблицы, где в вертикальных колонках внесены все учебные умения, которые выпускник научится выполнять в результате изучения учебного предмета в начальной школе. Все умения представлены на базовом уровне и повышенном (предусмотрено ФГОС НОО).

Горизонтальные колонки заполняются фамилией и именем ученика определенного класса (выпускника).

По мере проведения текущего контроля (наблюдение, проверочные работы, практические задания, контрольные работы, проблемные ситуации и т.д.) заполняется определенная ячейка знаком, представленным в  виде баллов:

0 б. – не научился (не проявил данное умение)

1 б. – частично научился (допускаются ошибки при демонстрации умений)

2 б. – в полной мере научился (ярко демонстрирует в работе данное умение)

 Для того, чтобы результаты были объективны и видна динамика формирования предметных умений, контроль проводится в каждом классе один раз в полугодие. Это дает возможность учителю своевременно устранить пробел в знаниях или практических умениях ученика и видеть уровень усвоения учеником учебного материала.

Формируемые навыки и умения

 

Старт

Окт.

Нояб.

Дек.

Янв.

Февр.

Итог

Навыки чтения

( техника чтения)

 

 

 

 

 

- чтение слогов

- чтение слов

- ударение

- чтение предложен

- чтение текстов

- безошибочность

- выразительность

- количество слов в минуту

 

 

 

 

 

 

 

Понимание прочитанного

 

 

 

 

 

 

 

- ответ на прямой вопрос по прочит.

- восстановление пропущ. слова

- составление «устн. картинки»

- сопоставление прочит. текста и иллюстратив. ряда

- построение плана текста с помощью иллюстраций

 

 

 

 

 

 

 

Пересказ

 

- с помощью

- без помощи

 

 

 

 

 

 

 

Чтение наизусть

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление собственного рассказа

 

 

 

 

 

 

 

 

Навыки письма

 

 

- большая буква в начале предложения

- знаки препинания в конце предложен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- написание гласных после шипящих

- большая буква в им. собственных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- написание слов без пропусков, искажений букв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- соблюдение правил каллиграфии

 

 

 

 

 

 

 

Вычислительные навыки

 

 

 

 

 

 

 

 

В результате, по каждому учебному предмету (в том числе и отдельно по разделу этого предмета) можно судить о наличии у обучающегося предметных знаний и действий с предметным содержанием.  Представлен один лист оценки и предметных результатов по русскому языку, в котором перечислены все предметные знания и действия с предметными знаниями выпускника начальной школы. Для каждой ступени начальной школы разделы и умения соответствуют программе по данному предмету, соответствуя базовому уровню и повышенному.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 Лист индивидуальных достижений ( букварный период)

 

Ученик ___________________         Школа_______             Класс________

Лист индивидуальных достижений

__

_ученика(цы)_______________________________________класса 1 «__»_

Предмет

№ на шкале

Формируемые навыки и умения

 

Чтение

1

Техника чтения

2

Безошибочность чтения

3

Понимание прочитанного текста

4

Пересказ с помощью учителя

5

Выполнение творческих заданий

 

 

Обучение грамоте

6

Каллиграфия

7

Письмо под диктовку

8

Знание словарных слов

9

Фонетический разбор

10

Правописание орфограмм

 

 

 

Математика

11

Правильное написание цифр

12

Решение неравенств

13

Знание состава числа

14

Сложение и вычитание в пределах 10

15

Сложение и вычитание двузначных чисел

16

Решение уравнений

17

Решение задач в одно действие

18

Решение задач в два действия

 

Окружающий мир

18

Активность на уроке

20

Выполнение заданий по желанию

 

Диаграмма успеха

                 Отлично                               Хорошо                            Буду стараться

/_____________________/______________________/____________________/

Подпись учителя _______________________________

Приложение 3

КАРТА МОИХ ДОСТИЖЕНИЙ

______________________________________ ученика (цы) ______класса

                (фамилия имя обучающегося)

МБОУ      №……..    ………  района города……. .

 

 

Критерии

Очень хорошо 

J

Хорошо

 

K

Плохо

 

L

Очень плохо

L

 люблю учиться

 

 

 

 

Я работаю, отвечаю  на уроке

 

 

 

 

Чувствую себя на уроке

 

 

 

 

Пишу в тетради

 

 

 

 

На уроке я запоминаю

 

 

 

 

Мое поведение на уроке

 

 

 

 

Мое поведение на перемене

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Лист оценки предметных результатов

РУССКИЙ ЯЗЫК

0 б. – не научился

1 б. – частично научился

2 б. – в полной мере научился

                         Ф.И. ученика

Умения

 

 

 

 

 

 

Фонетика и графика

Базовый уровень (выпускник научился)

1. Различает звуки и буквы

 

 

 

 

 

 

2. Характеризует звуки и буквы

 

 

 

 

 

 

   - гласные ударные/безударные

 

 

 

 

 

 

   - согласные твердые/мягкие

 

 

 

 

 

 

   - парные/непарные твердые и мягкие

 

 

 

 

 

 

   - согласные звонкие/глухие

 

 

 

 

 

 

   - парные/непарные звонкие и глухие

 

 

 

 

 

 

3. Знает последовательность букв в русском алфавите

 

 

 

 

 

 

4. Пользуется алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации

 

 

 

 

 

 

Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился)

1. Проводит фонетико-графический (звуко – буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному алгоритму

 

 

2. Оценивает правильность проведения фонетико-графического (звуко – буквенного) разбора слов

 

 

Орфоэпия

Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился)

1. Соблюдает нормы русского литературного языка в собственной речи

 

 

 

 

 

 

2. Оценивает соблюдение норм русского литературного языка в речи собеседников

 

 

 

 

 

 

3. Находит при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (словарь, помощь учителя и др.)

 

 

 

 

 

 

Состав слова

Базовый уровень (выпускник научился)

1. Различает изменяемые и неизменяемые слова

 

 

 

 

 

 

2. Различает родственные (однокоренные) слова и формы слова

 

 

 

 

 

 

3. Находит в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс

 

 

 

 

 

 

Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился)

1. Разбирает по составу слова с однозначно выделенными  морфемами в соответствии с предложенным алгоритмом

 

 

 

 

 

 

2. Оценивает правильность проведения разбора слова по составу

 

 

 

 

 

 

Лексика

Базовый уровень (выпускник научился)

1. Выявляет слова, значение которых требует уточнения

 

 

 

 

 

 

2. Определяет значение слова по тексту или уточняет с помощью толкового словаря

 

 

 

 

 

 

Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился)

1. Подбирает синонимы для устранения повторов в тексте

 

 

 

 

 

 

2. Подбирает антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении

 

 

 

 

 

 

3. Различает употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые ситуации)

 

 

 

 

 

 

4. Оценивает уместность использования слов в тексте

 

 

 

 

 

 

5. Выбирает слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи

 

 

 

 

 

 

Морфология

Базовый уровень (выпускник научился)

1. Определяет грамматические признаки имен существительных  - род, число, падеж, склонение

 

 

 

 

 

 

2. Определяет грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж

 

 

 

 

 

 

3. Определяет грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прош. врем.), лицо (в наст. Врем.), спряжение

 

 

 

 

 

 

Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился)

1. Проводит морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному алгоритму

 

 

 

 

 

 

2. Оценивает правильность проведения морфологического разбора

 

 

 

 

 

 

3. Находит в тексте части речи (личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах)

 

 

 

 

 

 

Синтаксис

Базовый уровень (выпускник научился)

1. Различает предложения, словосочетания, слова

 

 

 

 

 

 

2. Устанавливает при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении

 

 

 

 

 

 

3. Классифицирует предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, восклицательные)

 

 

 

 

 

 

4. Определяет восклицательную/ невосклицательную интонацию предложения

 

 

 

 

 

 

5. Находит главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения

 

 

 

 

 

 

6. Выделяет предложения с однородными членами

 

 

 

 

 

 

Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился)

1. Различает второстепенные члены предложения (определения, дополнения, обстоятельства)

 

 

 

 

 

 

2. Выполняет в соответствии с предложенным алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический)

 

 

 

 

 

 

3. Оценивает правильность разбора простого предложения

 

 

 

 

 

 

4. Различает простые и сложные предложения

 

 

 

 

 

 

Орфография и пунктуация

Базовый уровень (выпускник научился)

1. Применяет правила правописания

 

 

 

 

 

 

2. Определяет (уточняет) написание слова по орфографическому словарю учебника

 

 

 

 

 

 

3. Безошибочно списывает текст объемом 80-90 слов

 

 

 

 

 

 

4. Пишет под диктовку тексты объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания

 

 

 

 

 

 

5. Проверяет собственный и предложенный тексты, находит и исправляет орфографические и пунктуационные ошибки

 

 

 

 

 

 

Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился)

1. Осознает место возможного возникновения орфографической ошибки

 

 

 

 

 

 

2. Подбирает примеры с определенной орфограммой

 

 

 

 

 

 

3. При составлении собственных текстов перефразирует записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок

 

 

 

 

 

 

4. При работе над ошибками осознает причины появления ошибок и определяет способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах

 

 

 

 

 

 

Развитие речи

Базовый уровень (выпускник научился)

1. Оценивает правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения (на уроке, в школе, с людьми разного возраста и т.д.)

 

 

 

 

 

 

2. Соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор)

 

 

 

 

 

 

3. Выражает собственное мнение, аргументирует его с учетом ситуации общения

 

 

 

 

 

 

4. Самостоятельно озаглавливает текст

 

 

 

 

 

 

5. Составляет план текста

 

 

 

 

 

 

6. Сочиняет письма, поздравительные открытки, записки и др. небольшие тексты для конкретных ситуаций общения

 

 

 

 

 

 

Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился)

1. Создает тексты по предложенному заголовку

 

 

 

 

 

 

2. Подробно или выборочно пересказывает текст

 

 

 

 

 

 

3. Пересказывает текст от другого лица

 

 

 

 

 

 

4. Составляет устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение)

 

 

 

 

 

 

5. Анализирует и корректирует тексты с нарушенным порядком предложений, находит в тексте смысловые пропуски

 

 

 

 

 

 

6. Корректирует тексты, в которых допущены нарушения культуры речи

 

 

 

 

 

 

7. Анализирует последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносит их с разработанным алгоритмом

 

 

 

 

 

 

8. Оценивает правильность выполнения учебной задачи: соотносит собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами и условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов)

 

 

 

 

 

 

9. Соблюдает нормы речевого взаимодействия при  интерактивном общении (электронная почта, Интернет и др. способы связи)