Методическая копилка по истории

Арнаева Елена Сергеевна

В анном разделе размещены контрольные тесты по истории, презентации к уроку и видеоролики

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Контрольные задания по теме «Древняя Греция»

                       1 вариант

1 задание .Найди даты, которые соответствуют

событиям:

Битва при Херонее

Начало Пелопонесской войны

Конец походов А.Македонского

Реформы Солона

Марафонская битва

Подписание мира между Грецией и Персией

449 г до н.э, 431г до н.э., 338г до н.э., 323г до н.э.,594 г до н.э. 490 г до н.э.

2 задание.  Дай определение понятиям:  демократия, илот, архонт, акрополь, гражданин

3адание       «Кто есть кто?»

Геродот                             географ

Шлиман                           скульптор

Эратосфен                        архонт

Мирон                               археолог

Перикл                              « отец истории»

4 задание. Что значат выражения  

Ахилессова пята, высечь море, спартанское воспитание?

5 задание. Если бы вы попали в Афины в 404г до н.э , свидетелями каких событий вы бы стали?  Что произвело бы на вас самое большое впечатление?

Контрольные задания по теме «Древняя Греция»

                       2 вариант

1 задание .Найди даты, которые соответствуют

событиям:

Саламинская битва

Начало походов А. Македонского

Первые Олимпийские игры

Конец Пелопонесской войны

Падение Трои

Реформы Перикла

457 г до н.э, 1200 г до н.э., 776 г до.н.э., 334 г до н.э., 480 г до н.э., 404 г до н.э.

2 задание. Дать определение :   олигархия, метек, полис, агора, демос

3 задание          «Кто есть кто?»

Гомер                    поэт

Демокрит              врач

Гиппократ            скульптор

Фидий                   географ

Парменид            ученый

4 задание . Объяснить выражения:   лаконичная речь, марафонский бег,  ткань Пенелопы.

5 задание. Если бы вы попали в Афины    в   338 г до н. э., свидетелями каких событий вы бы стали? Что произвело бы на вас самое большое впечатление?



Предварительный просмотр:

Тематический контроль по разделу «Раннее средневековье» 6 кл

1 вариант

  1.  А )  Какой год считается началом Средневековья:  а) 800 б) 756  в) 395  г) 476

Б) Королем какого народа был Хлодвиг  а) вестготов  б) франков  в) бургундов  г) саксов

2. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы :

а) кому принадлежит эта монограмма?

б) правителем  какого государства  был этот человек

в) когда он правил

г) с какими народами воевал

д) когда и какой титул получил в Риме?

3.  Дополните высказывания:  

а)_ между богатыми и бедными во франкской империи складывались отношения  ……..и ……. зависимости.

б) 395 год – это год……

в) Исидор Севильский составил книгу ……. В ней собраны знания по……

г) налог на содержание церкви называется….

4.  Соотнесите :

а) Хлодвиг          б) управляющий императора

б) Юстиниан      в) создатель «греческого огня»

в) Калиник          г) Салическая правда

г) Граф                  д) Софийский собор

5.  Укажите причины следующих событий:

а) жители городов уходили в деревни, забывались книги, разрушались дороги..

б) Византия осталась могущественным государством

в) «Каролингского возрождения»

                              5 уровень

1.. Как вы считаете, почему относительно немногочисленные  варварские племена смогли завоевать Западную Римскую империю?

2.   Докажите, что Византия была централизованным государством.   

Тематический контроль по разделу «Раннее средневековье» 6 кл

2 вариант

  1. А) какой год считается годом создания Восточной Римской империи   а) 476  б) 800 в) 395  г) 756

Б) Когда распалась Франкская империя  а) 395  б) 800 в) 843   г) 567http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//xn--80ad7bbk5c.xn--p1ai/sites/default/files/images/books/Artamonov%5FIstoriya%5Fkhazar%5F1962/artamonov-mi-1962-03-2.jpg&mb=imgdb_preview_346

  1. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы :

а) кто изображен на портрете

б) какой империей правил этот человек

в) когда он правил

г) какой известный документ был им создан

д) какова была его цель во внешней политике

3. Дополните высказывания:

а) франкское королевство было создано в .. году …..( кем)

б) Знаменитым механиком и математиком при дворе Юстиниана был……

в) христианство в Европе распространяли проповедники –

г) иерархия – это распределение ……

4. Соотнесите:

а) Верденский договор         а) знаменитый ученый Карла Великого

б) Кодекс Юстиниана            б) законы Византийской империи

в) Алкуин                                  в) образование Франции и Германии

г) Прокопий Кесарийский     г) история Юстиниана

5. Укажите причины следующих событий :

а) монахи и священники были самыми образованными

б) принятие христианства королями варварских королевств

в) расцвета Византии

5 уровень

1. Как вы считаете, почему относительно немногочисленные  варварские племена смогли завоевать Западную Римскую империю?

2.   Докажите, что Византия была централизованным государством.



Предварительный просмотр:

  1. Традиционными занятиями населения Китая в средние века были:

а) земледелие  б) скотоводство  в) ремесло г) торговля

  1. Верховным правителем Китая был : а) король   б) император  в) василевс  г) халиф
  2. Императоры Китая правили страной, опираясь на  : а) войско б) чиновников в) знать
  3. В средневековом Китае существовали религии а) христианство б) синтоизм в) буддизм г) индуизм  д) даосизм  е) конфуцианство
  4. Основная масса населения в Китае делилась на а) « добрый» и «подлый» народ б) «плохой» и «хороший» народ  в) «богатый» и «бедный» народ
  5. Главными реками в Китае были а) Инд и Ганг б) Янцзы и Хуанхэ в) Тигр и Евфрат
  6. Районы древнего земледелия в Индии располагались   а) в долинах рек б) на приморских территориях в) в джунглях
  7. Основными занятиями большинства горожан Индии были а) земледелие б) ремесло и торговля в) скотоводство
  8. Запишите, что принесло Китаю монгольское нашествие
  9. К какой стране относятся эти тексты, по каким признакам вы это определили:

    А) Когда они сидят и отдыхают, используют циновки. Члены царской семьи, знатные люди, чиновники пользуются циновками, украшенными разнообразными рисунками, но по величине одинаковыми. Трон государя широкий, высокий, богато украшен драгоценными камнями. Одежду они не кроят и не шьют. Вот уже более 2500 лет излюбленным одеянием считается сари. Сари – это девятиметровое полотнище, на котором нет ни застежек, ни крючков , ни пуговиц.

б)  Произведенные изделия доставляют в столицу. Каждый год осенью и зимой нанимают людей, которые на лодках доставляют фарфор. Ежедневная норма блюд, чаш, сосудов и других первосортных сосудов 16-17 тысяч. Кроме того 6-7 тысяч предметов второго сорта.



Предварительный просмотр:

Тестовые задания

1. Укажите ряд, в котором слова расположены в алфавитном порядке:
А) серебристый, серебро, серебряный
Б) серебро, серебряный, серебристый
В) серебряный, серебро, серебристый

2. Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог:
А) диалог
Б) предмет
В) повторить

3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
А) ц..нк, ц..ганочка
Б) дикц..я, ц..ркуль
В) ц..кнуть, падчериц..н
Г) нарц..сс, огурц..

4. В каком слове суффикс -НИК- обозначает занятие человека?
А) подойник
Б) подлокотник
В) затейник
Г) кофейник

5. В каком предложении НЕ нужно ставить тире?
А) 
Лягушки хладнокровные животные
Б) Сорока самая болтливая птица на свете
В) Утренний ветерок свеж и нежен

6. В каком предложении нужно поставить ОДНУ запятую (знаки препинания не расставлены):
А) В зимнем лесу сумрачно и глухо
Б) Он привык к движению к жизни к суете
В) Зимнее солнце светит но не греет

7. В каком предложении есть синонимы?
А) Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостью
Б) Сова спит днём, а охотится ночью
В) В поэтической речи глаза часто называют очами
Г) Эскалаторы движутся вверх и вниз

8. Укажите слова с безударной проверяемой гласной в корне:
А) Седло, запах, зерно.
Б) Ответ, клевер, момент.
В) Сумерки, заря, запад.
Г) Характер, росток, минута.
Д) Карандаш, пенал, гараж.

9. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А) пАртер
Б) шОфер
В) звонИт
Г) тортЫ

10. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
А) Большие сани понеслись быстрее и затем свернули в переулок.
Б) На страницах журнала «Новый Робинзон» печатались известные писатели: С. Маршак, Б. Житков, Е. Шварц.
В) «Я не ветеринар» — сказал Карл Петрович и захлопнул крышку рояля.
Г) Как-то ночкой чёрною вышел капитан, и в трубу подзорную ищет он кита.

Открытые вопросы

Вопрос 1
Все ли верно в предложениях Пети Ошибкина? Запишите их так, как считаете нужным.
А) Они хотели устроить более лучшую жизнь.
Б) Его вклад в общее дело был существенен.

Вопрос 2
Эти пять слов оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Выпишите его.
Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.

Вопрос 3
Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (которых) есть звук [ч].
Мы, конечно, учтём ваши пожелания и постараемся вам помочь.

Вопрос 4
Напишите, каким по цели высказывания является предложение.
Болельщики активно поддерживали свою команду.

Вопрос 5
Выпишите из предложения все словосочетания.
Робко засветились на небе первые звездочки

Творческие задания

Задание 1
В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха), отца – Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак –рубу-пеле (запах цветочного поля). Что означает имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо?

Задание 2
Подберите к устаревшим названиям частей человеческого тела, часто встречающиеся в русской поэзии, современные слова:
чело, ланиты, уста, очи, выя.

Задание 3
Составьте слова из букв слова приток

Задание 4
С данными словами запишите словосочетания (прил. + сущ.). Учитывайте род имен существительных.
Тюль, жюри, фойе, кольраби, фамилия, рояль, кофе, пальто.

Задание 5
Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте к каждому данному слову по одному новому: адрес -…, волос -…, майка -…, сосна — …

Ответы на тесты

Тестовое задание

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Ответ

А

Б

Б

В

В

Тестовое задание

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

Ответ

В

В

А

В

В

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: А — Они хотели устроить лучшую жизнь, Б — Его вклад в общее дело был существенным

Ответ на вопрос 2: казак
Ответ на вопрос 3: учтем, помочь
Ответ на вопрос 4: повествовательное
Ответ на вопрос 5: засветились робко, засветились на небе, первые звездочки

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:
Большое поле без цветка

Пример ответа на творческое задание №2
чело — лоб
ланиты — щеки
уста — губы
очи — глаза
выя — шея

Пример ответа на творческое задание №3
корт, тир, порт, пир, рот

Пример ответа на творческое задание №4
красивый тюль (м.р.), строгое жюри (ср.р.), большое фойе (ср.р.), вкусная кольраби (ж.р.), знаменитая фамилия (ж.р.), черный рояль (м.р.), крепкий кофе (м.р.), новое пальто (ср.р.)

Пример ответа на творческое задание №5
среда, слово, кайма, насос



Предварительный просмотр:

Задания для проведения муниципального этапа олимпиады по русскому языку в 10-11 классах

Вопрос № 1.

Расставьте ударения в приведённых ниже словах.

Дочерна (наречие), дочиста (наречие), епитимья (церковное наказание), хвоя, иконопись, поднятый, яслей, ржаветь, апостроф, стенография.

Вопрос № 2.

Объясните значение и происхождение фразеологизмов.

  1. египетские казни; 2) в чужой монастырь со своим уставом не ходят; 3) по образу и подобию.

Вопрос № 3.

Являются ли слова сердить и сердце этимологически родственными? Аргументируйте свой ответ.

Вопрос № 4.

Укажите, на каких языковых явлениях (многозначность, омонимия, антонимия, паронимия) построены афоризмы, каламбуры, шуточные стихотворения. Укажите найденные вами языковые явления.

1) Дети — цветы жизни. Не давайте им, однако, распускаться.

2) Азбука учит, что среди согласных немало глухих.

3) Всегда найдутся любители посмеяться над профессионалами.

4) И прежний сняв венок — они венец терновый, увитый лаврами, надели на него.

5) Не под дождём — постоим и подождём.

6) Я жаждал дел, а не деяний. Но где он, подлинный успех, успех, а не преуспеянье?

7) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот.

Вопрос № 5.

Приведенные имена существительные разделите на группы: а) собирательные; б) вещественные; в) конкретные; г) отвлеченные.

Любовь, оправдание, снег, молодежь, улица, надежда, народ, золото, кислород, тетрадь, листва, белизна, масло, сахар, окно, стая, агитация, песок, тоска, изучение.

а) молодежь, народ, листва, стая;

б) снег, золото, кислород, масло, сахар, песок;

в) улица, тетрадь, окно;

г) любовь, оправдание, надежда, белизна, агитация, тоска, изучение.

20 баллов: (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Вопрос№ 6.

Слова в языке выполняют следующие функции: 1) коммуникативную; 2) номинативную; 3) эстетическую. Расшифруйте эти понятия.

Вопрос № 7.

Установите значение приведённых ниже профессиональных слов и выражений из речи портных.

1) Нитку тянуть

2) Штаны на двоих

3) Брюки в бутылку

4) Вещь играет  

Вопрос № 8.

Слово очень в русском языке довольно «молодое», впервые в русских текстах оно отмечается в XVII в. в виде слова очунь. С этого времени оно постепенно начинает распространяться в языке. Сейчас оно встречается практически во всех говорах, причина этому – влияние литературного языка. Наречие очень может сочетаться с прилагательными, наречиями и глаголами (очень теплый, очень громко, очень удивился).

Диалектные наречия со значением «очень» почти все образованы от «оценочных»  прилагательных. Уже сами эти прилагательные называют неординарные качества (как положительные, так и негативные), например: дюже от дюжий «здоровый , сильный, крепкий», лихо от лихой «удалой, смелый, решительный» и «злой, злобный, мстительный», шибко от «скорый, быстрый,  проворный».

Укажите список диалектных наречий со значением «очень» из числа приведенных ниже:

а) ужасно, страшно, необыкновенно, безумно, жутко;

б) великовато, грустновато, маловато, бедновато;

в) больно, шибко, дюже, гораздо, резко, прытко, крепко, зря.  

Вопрос № 9.

Слово очень в русском языке довольно «молодое», впервые в русских текстах оно отмечается в XVII в. в виде слова очунь. С этого времени оно постепенно начинает распространяться в языке. Сейчас оно встречается практически во всех говорах, причина этому – влияние литературного языка. Наречие очень может сочетаться с прилагательными, наречиями и глаголами (очень теплый, очень громко, очень удивился).

Диалектные наречия со значением «очень» почти все образованы от «оценочных»  прилагательных. Уже сами эти прилагательные называют неординарные качества (как положительные, так и негативные), например: дюже от дюжий «здоровый , сильный, крепкий», лихо от лихой «удалой, смелый, решительный» и «злой, злобный, мстительный», шибко от «скорый, быстрый,  проворный».

Укажите список диалектных наречий со значением «очень» из числа приведенных ниже:

а) ужасно, страшно, необыкновенно, безумно, жутко;

б) великовато, грустновато, маловато, бедновато;

в) больно, шибко, дюже, гораздо, резко, прытко, крепко, зря.  

Вопрос № 10. 

Бяху же въ Перми кумири разноличнии — овии болшии и меншии, друзии же среднии, а инии нарочитии и словутнии, и инии мнози. И кто может исчести их? Овѣм убо рѣдции моляхуся и худу честь воздааху, а другим же мнози не токмо ближнии, но и далнии погостове. Суть же у них етери кумири, к нимже издалеча прихожаху и от далних мѣстъ поминки приношаху — и за три дни, и за четыре, и за недѣлю сущии — со всяцѣм тщанием приносы и поминки присылаху. 

(из Жития преподобного Стефана Пермского)

Вопросы и задания:

  1. Сделайте перевод фрагмента на современный русский язык
  2. Определите грамматические параметры выделенных в тексте форм.

А. Укажите значение слова поминки, употребленного в тексте. Совпадает ли оно с современным значением этого слова?

Б. Какие слова того же исторического корня активно употребляются в современном русском языке? (назовите не менее 3 слов).

В. Назовите устаревшие слова с данным историческим корнем в русском языке (не менее 2 слов), укажите их значение.

  1. С чем связаны исторические фонетические особенности форм друзии, мнози, рѣдции, со всяцѣм?



Предварительный просмотр:

Задания  и ответы для проведения муниципального этапа олимпиады по русскому языку в 10-11 классах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого

Максимальный балл

10

6

2

9

20

3

4

5

2

21

82

Оценка

Примечания

Подпись

Вопрос № 1.

Расставьте ударения в приведённых ниже словах.

Дочерна (наречие), дочиста (наречие), епитимья (церковное наказание), хвоя, иконопись, поднятый, яслей, ржаветь, апостроф, стенография.

Модель ответа:

Дочерна’ (наречие), до’чиста (наречие), епитимья’ (церковное наказание), хво’я, и’конопись, по’днятый, я’слей, ржа’веть, апостро’ф, стеногра’фия.

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ – по 1 баллу. Максимальная оценка - 10 баллов.

Вопрос № 2.

Объясните значение и происхождение фразеологизмов.

  1. египетские казни; 2) в чужой монастырь со своим уставом не ходят; 3) по образу и подобию.

Модель ответа:

1) египетские казни — «тяжелые бедствия, мучения, напасти» (выражение — из библейского сюжета о том, как Бог в наказание за отказ фараона отпустить еврейский народ на свободу послал на Египет 10 суровых кар (казней): воды Нила превратились в кровь, начался падёж скота и т. д.);

2) в чужой монастырь со своим уставом не ходят — «не следует устанавливать собственных порядков в чужом обществе» (некоторые монастыри имели свои судебные уставы и могли судить своих людей сами за все проступки, кроме «душегубства и разбоя с поличным»);

3) по образу и подобию — «по какому-либо образцу, беря в пример кого-, что-либо» (выражение восходит к библейскому мифу о сотворении человека: «И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему»).

Критерии оценивания:

За каждое правильное объяснение происхождения фразеологизма – 1 балл. За каждое правильное толкование – 1 балл. Максимальная оценка - 6 баллов. 

Вопрос № 3.

Являются ли слова сердить и сердце этимологически родственными? Аргументируйте свой ответ.

Модель ответа:

Являются. Сердце — общеславянское суффиксальное производное (суффикс -ьц- > -ц-) от сьрдь «сердце»; сердце получило имя по своему местоположению в теле. Сердить — общеславянское суффиксальное производное от сьрдь (>сердь) «гнев» < сьрдь «сердце»; сердце считалось вместилищем злобы и гнева, как и, напротив, любви и дружбы (ср.: в сердцах (сказать), сердечный друг).

Критерии оценивания:

За аргументацию  - 1 балл.    За правильный ответ - 1 балл. Максимальная оценка - 2 балла.

Вопрос № 4.

Укажите, на каких языковых явлениях (многозначность, омонимия, антонимия, паронимия) построены афоризмы, каламбуры, шуточные стихотворения. Укажите найденные вами языковые явления.

1) Дети — цветы жизни. Не давайте им, однако, распускаться.

2) Азбука учит, что среди согласных немало глухих.

3) Всегда найдутся любители посмеяться над профессионалами.

4) И прежний сняв венок — они венец терновый, увитый лаврами, надели на него.

5) Не под дождём — постоим и подождём.

6) Я жаждал дел, а не деяний. Но где он, подлинный успех, успех, а не преуспеянье?

7) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот.

Модель ответа:

1) Дети — цветы жизни. Не давайте им, однако, распускаться. (многозначность)

2) Азбука учит, что среди согласных немало глухих. (омонимия, многозначность)

3) Всегда найдутся любители посмеяться над профессионалами. (многозначность, антонимия)

4) И прежний сняв венок — они венец терновый, увитый лаврами, надели на него. (паронимия)

5) Не под дождём — постоим и подождём. (омонимия)

6) Я жаждал дел, а не деяний. Но где он, подлинный успех, успех, а не преуспеянье ? (паронимия)

7) Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот (омонимия) .

За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальная оценка - 9 баллов.

Вопрос № 5.

Приведенные имена существительные разделите на группы: а) собирательные; б) вещественные; в) конкретные; г) отвлеченные.

Любовь, оправдание, снег, молодежь, улица, надежда, народ, золото, кислород, тетрадь, листва, белизна, масло, сахар, окно, стая, агитация, песок, тоска, изучение.

а) молодежь, народ, листва, стая;

б) снег, золото, кислород, масло, сахар, песок;

в) улица, тетрадь, окно;

г) любовь, оправдание, надежда, белизна, агитация, тоска, изучение.

20 баллов: (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Вопрос№ 6.

Слова в языке выполняют следующие функции: 1) коммуникативную; 2) номинативную; 3) эстетическую. Расшифруйте эти понятия.

Модель ответа:

  1. Коммуникативная функция слова – назначение слова служить средством общения и сообщения.
  2. Номинативная функция слова – назначение слова служить наименованием предмета, явления, действия и т.д.
  3. Эстетическая функция слова – назначение слова служить средством художественной выразительности. (Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – 3-е изд., испр. И доп. – М., 1985)

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальная оценка – 3 балла.

Вопрос № 7.

Установите значение приведённых ниже профессиональных слов и выражений из речи портных.

1) Нитку тянуть

2) Штаны на двоих

3) Брюки в бутылку

4) Вещь играет  

Модель ответа:

1) Нитку тянуть — шить

2) Штаны на двоих — чрезмерно широкие брюки, сшитые не по фигуре заказчика

3) Брюки в бутылку — брюки очень узкие внизу и постепенно расширяющиеся к бокам

4) Вещь играет — костюм хорошо, элегантно сидит

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальная оценка - 4 балла.

Вопрос № 8.

Исправьте предложения [1].

1) Народ требовал ликвидации преступности и зарплаты

2) Любить и наслаждаться природой

3) Пригнали с поля коров крестьян, которых срочно надо было доить

4) Петя познакомил меня со своей девушкой и сказал, что я вскоре на ней женюсь

5) Возвращаясь домой, Бориса застиг дождь

Модель ответа:

1) Народ требовал ликвидации преступности и зарплаты — Народ требовал ликвидации преступности и повышения зарплаты

2) Любить и наслаждаться природой — Любить природу и наслаждаться ею

3) Пригнали с поля коров крестьян, которых срочно надо было доить — Пригнали с поля крестьянских коров, которых срочно надо было доить

4) Петя познакомил меня со своей девушкой и сказал, что я вскоре на ней женюсь — Петя познакомил меня со своей девушкой и сказал, что он вскоре на ней женится

5) Возвращаясь домой, Бориса застиг дождь — Когда Борис возвращался домой, его застиг дождь.

Критерии оценивания:

Максимальная оценка - 5 баллов. За каждое правильно исправленное предложение – 1 балл.

Вопрос № 9.

Слово очень в русском языке довольно «молодое», впервые в русских текстах оно отмечается в XVII в. в виде слова очунь. С этого времени оно постепенно начинает распространяться в языке. Сейчас оно встречается практически во всех говорах, причина этому – влияние литературного языка. Наречие очень может сочетаться с прилагательными, наречиями и глаголами (очень теплый, очень громко, очень удивился).

Диалектные наречия со значением «очень» почти все образованы от «оценочных»  прилагательных. Уже сами эти прилагательные называют неординарные качества (как положительные, так и негативные), например: дюже от дюжий «здоровый , сильный, крепкий», лихо от лихой «удалой, смелый, решительный» и «злой, злобный, мстительный», шибко от «скорый, быстрый,  проворный».

Укажите список диалектных наречий со значением «очень» из числа приведенных ниже:

а) ужасно, страшно, необыкновенно, безумно, жутко;

б) великовато, грустновато, маловато, бедновато;

в) больно, шибко, дюже, гораздо, резко, прытко, крепко, зря.  

Модель ответа:

в) больно, шибко, дюже, гораздо, резко, прытко, крепко, зря.  

Критерии оценивания:

За правильный ответ – 2 балла.

Вопрос № 10.

Бяху же въ Перми кумири разноличнии — овии болшии и меншии, друзии же среднии, а инии нарочитии и словутнии, и инии мнози. И кто может исчести их? Овѣм убо рѣдции моляхуся и худу честь воздааху, а другим же мнози не токмо ближнии, но и далнии погостове. Суть же у них етери кумири, к нимже издалеча прихожаху и от далних мѣстъ поминки приношаху — и за три дни, и за четыре, и за недѣлю сущии — со всяцѣм тщанием приносы и поминки присылаху. 

(из Жития преподобного Стефана Пермского)

Вопросы и задания:

  1. Сделайте перевод фрагмента на современный русский язык
  2. Определите грамматические параметры выделенных в тексте форм.

А. Укажите значение слова поминки, употребленного в тексте. Совпадает ли оно с современным значением этого слова?

Б. Какие слова того же исторического корня активно употребляются в современном русском языке? (назовите не менее 3 слов).

В. Назовите устаревшие слова с данным историческим корнем в русском языке (не менее 2 слов), укажите их значение.

  1. С чем связаны исторические фонетические особенности форм друзии, мнози, рѣдции, со всяцѣм?

Модель ответа:

  1. Перевод:

Были в Перми кумиры разнообразные — одни большие и малые, другие средние, а иные знаменитые и прославленные и многие прочие. И кто может исчислить их? Одним кумирам редко кто молился, им мало воздавали честь, других же почитали многие не только ближние, но и дальние селенья. Были у них некоторые кумиры, к которым приходили издалека, и из дальних мест приносили дары — и в трех днях, и в четырех, и в неделе пути живущие — со всяческим усердием присылали подношения и дары.

  1. Выделенные слова – это глаголы в одной из форм древнерусского прошедшего времени (форма имперфекта), также у этих глаголов можно определить лицо (3) и число (мн);  класс (будущее спряжение) древнерусских глаголов, вид, возвратность не определяется.
  2. а) Значение слова поминки в данном контексте: дары. Значение слова в контексте и в современном употреблении не совпадают.  В современном русском языке значение данного слова: обрядовая трапеза (обед) в память умершего.

б) Слова того же исторического корня из активного словарного запаса современного русского языка: память, воспоминание, памятник. Исторические корень в этих словах с чередованием -мя//мин-.

в) К устаревшим словам с этим же корнем относятся слова памятование, помянник. Оба слова из церковнославянской языковой среды, имеют религиозное значение. Памятование – сохранение в памяти чего-либо, напр, памятование о смерти. Помянник (то же: синодик)– небольшая книжечка или тетрадка с записанными в ней именами живых и усопших людей для молитвенного поминовения в церкви.

4. В указанных словах представлены результаты 2-й палатализации звуков Г,К,Х, которые в позиции перед гласными дифтонгического происхождения изменялись по закону слогового сингармонизма: Г в мягкий З (другие – друзии, многие – мнозии), К в мягкий Ц (всякий – всяцем, редкий – редции), Х в мягкий С (в тексте пример отсутствует).

Критерии оценивания:

  1. Перевод фрагмента. Всего 7 баллов
  2. За указание на то, что это глагольные формы – 0.5 балла; за указание на прошедшее время – 0.5 балла, за указание на то, что это имперфект – 1 балл; за указание на лицо и число – по 0.5 балла (всего 1 балл).  

Всего 3 балла

  1.   а) За указание на значение слова и несовпадение значений в тексте и современном языке, всего 0.5 балла. За формулировку современного значения – 1 балл

б) За каждое слово такого корня – 0.5 балла, за правильное выделение исторического корня – 0.5 балла, всего 2 балла

в) За указание устаревших слов – 0.5. балла за слово и по 0.5 балла за правильно понимаемое значение, всего 2 балла

Всего 5.5 баллов

    4.    За определение процесса палатализации (смягчение согласных) – 0.5 балла; за указание 2-й палатализации – 0.5 балла; за указание на звуки Г,К,Х – 0.5 балла за звук (всего 1.5 балла); за указание на изменение звуков в позиции перед гласным дифтонгического типа – 0.5 балла; за примеры с чередованием – по 0.5 балла за пример (всего 2 балла); за указание на отсутствие в тексте примера на изменение звука Х в мягкий С – 0.5. балла.

Всего 5.5 баллов

ИТОГО: максимум 21 балл



Комментарии

Арнаева Елена Сергеевна

На данной странице размещены материалы, которые могут быть непосредственно использованы на уроках истории: контрольные тесты, исторические диктанты. а также можно и видео просмотреть как дополнительный наглядный материал