Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом»
Актуальность: В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском сад, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, патриотическое воспитание, задачи, критерии, показатели, мониторинг, результаты, диагностик.
Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми. На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей:
1) развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;
2) учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;
3) развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.
Для реализации поставленных задач воспитателю необходимо:
- формировать речь детей через развитие познавательной деятельности (как самостоятельной, так и специально организованной),
- ежедневно организовывать разнообразную самостоятельную деятельность детей (игровую, художественно-речевую, продуктивную и т. д.),
- ежедневно предусматривать индивидуальное речевое общение с ребенком (по его личным вопросам, по литературным произведениям, с использованием малых форм фольклора, по рисункам детей и т. п.),
- организуя целенаправленные занятия, использовать новые формы, на которых речь является средством мыслительных, умственных действий и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
При создании развивающей среды мы руководствовались следующими принципами:
1. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.
2. Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности.
3. Обеспечение возможности для исследования и изучения. При составлении плана программы работы по ознакомлению старших дошкольников с родным городом была продумана среда группы.
Это специально отведенное место, где собраны игры, упражнения, дидактические пособия и т. д.
Имеются подборки иллюстративного, дидактического материала, тематические альбомы, игры:
- о достопримечательностях города,
- об известных людях,
- об истории города (мифы и легенды), о защитниках и героях города;
- о культурных традициях города
- о памятниках культуры и культурных учреждениях;
- материалы по ознакомлению с городской символикой и властью города (губернатором);
Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: в регламентированной, совместной и самостоятельной. Однако главными являются специальные занятия по обучению родному языку и развитию речи. Необходимо помнить и понимать, что в системе работы лежит комплексный подход, ведущим принципом является принцип взаимосвязи разных речевых задач (в зависимости от возраста детей). На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи — это связывание предложений в высказывание, в словарной работе — это работа над смысловой стороной речи, в грамматике — это формирование языковых обобщений. Проблема развития речи дошкольников является комплексной, т. к. основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина и др.
В общем виде их взгляды на природу языковых способностей таковы:
- Речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности:
- Ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи:
- Ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком, для саморазвития речи.
- Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста — это овладение нормами и правилами родного языка и развитие коммуникативных способностей.
В качестве основных показателей связности было принято умение ребенка структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания. Путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связное и развернутое высказывание (текст), ведет от диалога между взрослым и ребенком к развернутой монологической речи самого ребенка.
Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Развитие речи является процессом многоаспектным по своей природе.
Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т. е. речи содержательной, логичной, последовательной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие, явление), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, строить простые и сложные предложения и т. д. В формировании связной речи дошкольников ярко выступает т взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эмоционального, эстетического развития малыша.
Наша цель, чтобы ребенок пронес свою любовь к родному городу через всю жизнь, чтобы с нашей помощью смог войти в мир прекрасного и удивительного сообщества людей, которые могут с гордостью называть себя настоящими петербуржцами.
Список использованной литературы
1. Чудесный город: Петербургская тетрадь. Учебное пособие для начальной школы, Ермолаева Л. К., Лебедева И. М.: СМИО-пресс, 2010 г.
2.Программа «Взрослеем вместе с городом» Г. С. Вежель (интернет)
3. Н. В. Алешина. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий — Изд. Творческий центр, 1999 г.
4.Концепция воспитания в системе образования Санкт-Петербурга. «Воспитание петербуржца XXI века» (утверждена приказом Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга № 1014 от 26.06.03 г.)