Районное МО учителей математики

Нуштаева Надежда Владимировна

Планирование работы, выступления, доклады

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_sekcii_uchiteley_matematiki..doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на секции учителей математики. Август 2011 г.

Уважаемые коллеги!

     Сегодня мы проводим традиционный августовский семинар по теме: «Актуальные проблемы преподавания математики и физики и пути их преодоления». На семинаре мы подводим итог прошедшего учебного года, поговорим о перспективах преподавания математики в 2011 – 2012 учебном году, поделимся опытом работы.

   Качественное  математическое  образование  является  одним из ключевых ресурсов, обеспечивающих инновационное развитие России, сильным конкурентным преимуществом нашей страны.

   Несмотря на имеющиеся проблемы и сложности, Российское математическое  образование  остаётся  лучшим  в мире - большинство наших выпускников успешно овладевают математическими навыками, знают математику лучше своих сверстников в других странах, а  выпускники специализированных и математических школ успешно продолжают образование и становятся замечательными учеными и инженерами.

   В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на оптимизацию вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение его качества, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Ориентированность на знания и использование новых технологий, активное стремление расширить жизненный горизонт, установка на рациональное использование собственного времени и проектирование будущего, активное поведение, здоровый и безопасный образ жизни - таковы требования к личности человека нового времени.

  Современное образование предполагает при изучении математики сохранение традиционной для российской школы ориентации на фундаментальный характер образования, освоение школьниками основополагающих понятий и идей, таких, как число, буквенное исчисление, функция, геометрическая фигура, вероятность, дедукция, математическое моделирование. Школьное математическое образование включает материал, создающий основу математической грамотности, необходимой тем, кто станет учеными, инженерами, изобретателями, экономистами и будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, и тем, для кого математика не станет сферой непосредственной профессиональной деятельности. Подходы к формированию содержания школьного математического образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Иначе на сегодняшний момент сформулированы цели и требования к результатам обучения, соответственно этому изменились акценты в преподавании предмета. При изучении математики предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических умений проводить рассуждения и доказательства. Наряду с этим сейчас уделяется достаточно большое внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.

    Новые задачи, стоящие перед страной требуют обновления и совершенствования  математического  образования,  обеспечения качественного  математического  образования  для  всех  и  предоставления  возможностей  развития  математических  способностей мотивированным и одаренным детям.

   ЕГЭ  выявил  существенные  проблемы  в  первую  очередь  в массовом  математическом  образовании - существенный  процент  учащихся не осваивает программы, не овладевает базовыми математическими компетенциями.  

   Сейчас  стало  возможным  обеспечить  индивидуализацию обучения - уделить  достаточно  внимания  тем,  кому  математика нужна  для  продолжения  образования,  восстановить  или  освоить заново базовые математические навыки тем, у кого есть проблемы, обеспечить интересные занятия для гуманитариев.

   В  обучении  математике  следует  больше  уделять  внимания практическим задачам, не снижая общего объема математических упражнений,  наполнять  их  реальным  содержанием,  в  старшей школе выделять время на повторение программы средней школы, больше решать текстовых, арифметических задач.

   При  обучении  математике  следует  деликатно  относиться к изучению сложных теоретических разделов анализа, уделяя в массовой школе больше внимания содержательным вопросам, сокращая время на абстрактные теоретические построения, которые остаются непонятыми большинством, и которые стоит подробно рассматривать лишь в профильном,  углубленном курсе.

   В соответствии с Законом об образовании разработка образовательной программы относится к компетенции образовательного учреждения, что возлагает на него ответственность за качество предоставляемых  образовательных  услуг,  но  и  позволяет  адаптировать учебный процесс под возможности и потребности конкретных  школьников,  разумеется,  осваивая  весь  объем  Федеральном государственного образовательного стандарта.

   

   В прошедшем учебном году общеобразовательные учреждения Торбеевского района продолжали работать по реализации приоритетного национального проекта «Образование» и президентской инициативы «Наша новая школа». Основные направления национальной образовательной стратегии, это:

1. Обновление образовательных стандартов общего образования.

2. Создание современной инфраструктуры.

3. Обеспечение условий для сохранения здоровья и развития физической культуры.

4. Создание системы поддержки талантливых детей.

5. Развитие учительского потенциала.

   

В 2010-2011 уч.году общеобразовательные учреждения осуществляли обучение математике в 5-6 классах по программе Жохова, в 7-11 классах использовали сборники: составитель - Бурмистрова, реализована базовая подготовка школьников, профильная и углубленное изучение математики.  В учебном процессе использовались учебники в 5-6 классах авторов Виленкин и др., в 7-9 классах алгебра (Алимов, Макарычев), в 10-11 кл. Алгебра и начала математического анализа (Колмогоров, Колягин, Алимов), Геометрия 7-9, 10-11 (Атанасян).

  Учителя района проводили целенаправленную подготовку к ЕГЭ и ГИА.

   Из 234 учащихся 9 класса района на «5» выполнили 65 (27,8 %) , на «4» - 114 (48,7%), на «3» - 53 (22,6 %), на «2»- 2 (0,9 %). Хотя результаты неплохие, но мы знаем, что большое  количество  учащихся,  не  осваивают программный материал.

     В 2010–2011 учебном году продолжилось формирование системы контроля качества образования через проведение районных контрольных и диагностических работ,  через  процедуры  независимой  оценки  качества  образования при проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 классов государственных образовательных учреждений.

     В 2011–2012 учебном  году  планируется  серьезно  усилить работу  по  снижению  уровня  неуспеваемости  учащихся. В первую очередь эти дети должна быть выявлены и взяты под контроль.

   Главное,  что  определяет  качество  нашего  математического образования - наши замечательные учителя, которые сами знают и любят математику, умеют решать задачи, могут прочитать, понять, проверить  решение ребенка (а не сверить ответ!), указать ошибку, дать правильный совет.

   Многие учителя организуют работу научных обществ, научно-исследовательскую деятельность учащихся, которые выступают с докладами на научно-практических конференциях. В прошедшем учебном году учащиеся Торбеевской СОШ №3 принимали участие в Бахтинских чтениях в г.Саранске. Ученик 6 «б» кл. Клоков Артём (учитель Чапайкина В.И.) представил исследовательскую работу: «Старинные меры длины» и занял 1 место, Валя Кондрашкина из 9 «а» кл. (учитель Коршунова Т.И.) защищала работу: «Графы на железной дороге».

 В этом году очень активно участвовали в международном математическом конкурсе «Кенгуру» - 382 учащихся района!

Наши учащиеся уже не первый год принимают участие в Межрегиональной олимпиаде школьников «САММАТ», которая проходит в два этапа. В отборочном туре олимпиады «САММАТ – 2011», проходившей в январе, участвовали 48 учащихся из них 13 стали призёрами и вышли во второй тур. В заключительном туре, проходившем 13 марта в г.Саранск двое учениц нашего района стали призёрами: Козяева Татьяна 6 кл. (учитель Кирдяшкина П.А.) и Ратникова Наташа (учитель Нуштаева Н.В.).

 Ежегодно в районе проводится предметная олимпиада для учащихся 7-11 классов, определены победители и призёры. Но к сожалению у нас нет призёров республиканской олимпиады. Нам есть над чем работать!

 

   Возрастание роли олимпиад, увеличение количества  и массовости математических соревнований учащихся требуют большего числа учителей, которые могут квалифицированно организовывать математические соревнования, проверять работы учащихся в соответствии  с «олимпиадными»  критериями,  которые  отличатся от критериев ЕГЭ и контрольных работ.  

Серьезным направлением работы является постоянное совершенствование педма-

стерства учительских кадров. Учителя математики постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещая курсы повышения квалификации, районные семинары, посещая уроки своих коллег, работая над своей методической темой, занимаются самообразованием.

В течение учебного года методическим объединением были  проведены теоретические семинары и семинары - практикумы.

1.1 О переходе на ФГОС в образовательных учреждениях района.

1.2 Учебно-исследовательская деятельность учащихся при изучении курса алгебры ( Сургодьская СОШ)

2.1 Актуальные проблемы математического образования.

2.1 Методическая целесообразность решения задач различными способами (Торбеевская СОШ №1)

3.1 Проектная деятельность учащихся.

3.2 Технология системного усвоения знаний по математике. (Лопатинская ОШ)

4.1 Система оценки знаний учащихся на уроках математики.   (Краснопольская СОШ)

 

 За 2011 год успешно подтвердили первую категорию  5  учителей математики.

Я думаю, что все члены нашего многочисленного РМО  стремятся быть или стать совершенным учителем. Качество знаний учащегося, его успешность обучения находятся в прямой зависимости от профессионализма учителя.

    Эффективность курсовой подготовки видится в понимании современного подхода к обучению, применении  новых технологий обучения в том числе информационных, повышении дифференциации при подготовке к итоговой аттестации.

    Состояние  преподавания в школах предметов физико-математического профиля изучалось во время комплексных проверок, тематических, контрольных срезов по линии РОО, изучения работы учителя в ходе аттестации.

    Проверки, данные отчетов показывают, что учителя в большинстве своем знают требования программы, учитывают их при поурочном и тематическом планировании, стараются выполнять программу и ее практическую часть.

   С внедрением в нашу жизнь инновационных процессов, мы математики тоже не остаемся в стороне. Сейчас почти каждый учитель осознал, какой эффект в использовании ИКТ. Широко используются ИКТ нашими учителями на своих уроках и во внеклассной работе, причём, используют не только готовые ЦОРы, но и создают свои. На каждом семинаре учителя использовали ИКТ при проведении открытых уроков.                      

Опираясь на сказанное, в 2011 /2012 учебном году рекомендуем:

1. Руководителям школьных методических объединений учителей математики обеспечить возможность реализации новых подходов к преподаванию предмета. Процесс обновления образования сделать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Необходимо создать условия для приращения профессиональных компетенций педагогов на основе обучения в сотрудничестве, осуществления исследовательской и проектной деятельности, самообразования, овладения информационно коммуникационными технологиями, связанными с решением насущных педагогических проблем.

2. Руководителям школьных методических объединений учителей математики обеспечить своевременность прохождения курсов повышения квалификации педагогов и возможность оказания им помощи в межкурсовой период, при этом необходимо ориентироваться на освоение учителями широкого спектра технологий и методик деятельностного типа, создание сетевых сообществ творчески работающих специалистов.

3. Учителям математики организовать профессиональную деятельность, связывая ее не только с формированием у обучаемых теоретических званий, но, особенно, умений практического характера, опыта творческого преобразования математической действительности. В работе необходимо широкое использование современных информационно-коммуникационных технологий и электронных ресурсов, позволяющих обучаемым самостоятельно находить новые знания, необходимые для решения повседневных учебных и реальных проблем.