Для родителей

Алёна Ивановна

Предварительный просмотр:

Ребенок стесняется разговаривать: что делать?

   Все дети индивидуальны, потому что это формирующиеся маленькие личности. Кто-то быстро заводит знакомства и активно общается с окружающими, а кто-то замкнут в себе и стесняется разговаривать.

  Стеснительность и осторожность в общении нормальна для детей в возрасте от 7 месяцев и до 2,5-3 лет. В течение этого периода практически все дети стесняются незнакомых людей (чаще взрослых, но бывает, что и детей тоже). Если это происходит в более взрослом возрасте, то необходимо выяснить, почему ребенок стесняется разговаривать, и что можно с этим сделать.

Почему дети стесняются разговаривать

   Можно выделить несколько основных причин, почему ребенок стесняется говорить. При этом важно понимать, что далеко не всегда такая стеснительность – это обязательно что-то плохое, какая-то патология и т.д. Вполне возможно, что это просто особенности характера ребенка, т.е. нужно понять и принять их.

Вот несколько возможных причин:

  • Ребенок-интроверт. Это достаточно распространенное явление, когда даже у общительных родителей растет ребенок, который больше погружен в себя, свои мысли, ему нравится быть наедине. Таким детям не нужно большое количество общения и друзей. В этом случае нужно принять ребенка, не внушать ему, что он должен быть душой компании.
  • Низкая самооценка. Это одна из основных причин такой застенчивости. Как правило, она возникает после негативного опыта коммуникации и в голове ребенка закрепляется мысль, что и все остальное общение будет приносить ему плохие эмоции.
  • Дети с трудностями обучения. Если ребенок отказывает говорить с другими детьми или взрослыми – это необязательно признак его застенчивости. Вполне возможно, что у него есть какие-то проблемы в развитии, в результате которых он не может строить предложения, поэтому полностью отказывается от коммуникации. Здесь речь идет о речевых, психических и интеллектуальных нарушениях, поэтому помощь специалиста обязательна.

Элективный мутизм

   Существует еще такое понятие, как элективный мутизм – это полное или частичное отсутствие речевого общения с окружающими людьми. При этом отказ от общения избирателен, т.е. ребенок не говорит в определенных социальных ситуациях. К примеру, он может свободно разговаривать с родителями, но полностью замолкать в общении со сверстниками, логопедом, психологом, либо просто другими взрослыми, которые не входят в круг его семьи.

   Данное состояние рассматривается как проявление невроза, либо под влиянием какой-либо психотравмы. Но это может быть и особенностью реакции детей с определенным складом характера.

   Здесь отдельно стоит сказать о причинах элективного мутизма. Если не рассматривать неврологические нарушения и отклонения психического развития, то одной из возможных причин развития этого состояния является определенный тип воспитания. В частности, родители таких детей проявляются гиперопеку, а также тотально контролируют жизнь ребенка. Чрезмерная опека приводит к тому, что они буквально не дают ребенку шансов совершать ошибки и адекватно на них реагировать.

   Возможен и другой вариант – родители воспитывают ребенка как особую личность, внушая ему какую-то исключительность. Естественно, в таких детях развивается эгоцентричность, они постоянно нуждаются в похвале, при этом могут быть очень чувствительны к критике. Они часто проявляются упрямство в ежедневных делах, а также в своем нежелании коммуницировать с другими людьми.

Как помочь такому ребенку?

   Чтобы ребенок перестал стесняться разговаривать, то ему необходима помощь родителей, а в некоторых случаях – невролога, психотерапевта, детского психолога, логопеда и других специалистов.

   Для начала нужно узнать, есть ли у ребенка какие-либо задержки в развитии или речевые нарушения. Проводится комплексное медико-психолого-педагогическое и логопедическое обследование, которое позволяет узнать причину отсутствия речи (при сохранной способности говорить и понимать речь).

   Если причина не в отклонениях психического развития, то можно дать несколько советов родителям:

  • Не практикуйте метод «клин клином»: боишься выходить на сцену – мы тебя вытащим; не хочешь выходить к доске на уроке – мы попросим учителя вызывать тебя почаще; боишься разговаривать с другими детьми – мы попросим их приходить к нам в гости каждый вечер. Это тупиковая стратегия, которая ведет только к тому, что ребенок еще больше замкнется в себе.
  • Нужно приучать и всячески поощрять самостоятельность в ребенке. Он должен делать что-то, совершать ошибки, пробовать – только так он станет полноценной личностью.
  • Играйте с ним в веселые ролевые и подвижные игры («Изобрази животное», «Угадай эмоцию» и т.д.).
  • Побольше читайте с ребенком книги, соответствующие его возрасту, и обсуждайте поступки героев. Делайте акцент на том, как герои общаются друг с другом, взаимодействуют. Спрашивайте его о том, как бы он повел себя в такой ситуации.

   Не нужно акцентировать внимание ребенка на его стеснительности, говорить ему о том, что он «необщительный», «неразговорчивый» и т.д. Если он перестает разговаривать, когда к вам приходят гости, то не нужно при ребенке обсуждать с гостями его проблемы.

   Очень важно показывать ребенку приветливость и дружелюбие на своем примере. Акцентируйте внимание на том, что у окружающих тоже есть чувства мысли или какие-нибудь страхи, т.е. что они точно такие же люди, как и он сам.



Предварительный просмотр:

«Речевые игры по дороге домой»

(для детей 5-6 лет)

https://raskraska1.com/assets/images/resources/1107/raskraski-mama8.jpg

     Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребёнком, в творческих играх.

 Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится  сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые  действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой  

задачи является для каждого ребёнка важным условием личного успеха в игре.

     Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребёнка.

     С помощью таких игр ребёнок научится классифицировать, обобщать предметы,

 развивать лексико - грамматический строй речи.

 Для достижения положительного результата, необходимо играть, ежедневно меняя разную тематику.

Дидактические игры и упражнения

  1. «Отгадай предмет по названию его частей» (обогащение словаря именами существительными).

Взрослый называет части предмета, ребенок называет, что это за предмет.

  • Кузов, колеса, кабина, , руль, фары, дверцы (грузовик).
  • Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
  • Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
  • Подъезд, этаж, лестница, крыша, квартира (дом).
  • Крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт).
  • Глаза, лоб, нос, рот, брови, щёки (лицо).
  • Рукава, манжеты, воротник (рубашка).
  • Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
  • Пол, стены, потолок (комната).
  • Спинка, сиденье, ножки (стул) и т.д.

  1.  «Отгадай, что это?» (развитие слухового внимания, мышления, словаря).
  • Движется по дорогам, по воздуху, по воде (транспорт).
  • Растут на грядке, в огороде, используют в пищу, полезные (овощи).
  • Растут на дереве, в саду, вкусные, сладкие (фрукты).
  • На ней можно сидеть, лежать, писать, обедать (мебель) и т.д.

  1. «Назови ласково» (образование имён существительных с уменьшительно-

ласкательными суффиксами).

Взрослый называет ребёнку любое слово, ребёнок называет это слово «ласково».

  • Дом – домик
  • Дорога - дорожка
  • Кот – котик
  • Сын – сынок
  • Окно – окошечко
  • Дерево – деревце
  • Солнце – солнышко и т.д.

  1.  «Из чего – что? (образование относительных прилагательных).

Взрослый задаёт ребёнку вопрос, ребёнок отвечает, образуя прилагательное.

  • Суп из гороха? – гороховый суп.
  • Суп из мяса? – мясной суп.
  • Каша из овсянки? – овсяная каша.
  • Варенье из вишни? – вишнёвое варенье.
  • Стол из дерева? – деревянный стол.
  • Ручка из пластмассы? – пластмассовая ручка.
  • Колёса из резины? – резиновые колёса.
  • Кресло из кожи? – кожаное кресло и т.д.

  1.  «Чей, чья, чьё, чьи? (образование притяжательных прилагательных).

Взрослый задаёт вопрос, ребенок отвечает, образуя притяжательное прилагательное.

  • Хвост у собаки, чей хвост?  - собачий хвост.
  • Морда у собаки, чья морда? – собачья морда.
  • Лапы у собаки, чьи лапы? – собачьи лапы.
  • Хвост у лисы, чей хвост? – лисий хвост.
  • Морда у лисы, чья морда? – лисья морда.
  • Лапы у лисы, чьи лапы? – лисьи лапы и т.д.

  1. «Один – много» (образование имен существительных во множественном числе).

Взрослый называет слово в единственном числе, ребёнок  образует во

множественном числе.

  • Дом – дома
  • Собака – собаки
  • Окно – окна
  • Дерево – деревья
  • Яйцо – яйца
  • Кресло – кресла и т.д.

 

  1.  «Назови лишнее слово» (развитие слухового внимания, логического  мышления,

памяти, словаря).

Взрослый называет слова и предлагает ребёнку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

  • Стол, шкаф, диван, ковёр, кресло.
  • Яблоко, помидор, банан, груша, абрикос.
  • Лошадь, корова, свинья, лиса, кролик.
  • Мама, подруга, папа, сын, бабушка.
  • Волк, собака, лиса, заяц, медведь.
  • Пальто, кофта, платье, сапоги, шорты и т.д.

 

  1.  «Назови, одним словом» (формирование обобщающих понятий.)

Взрослый называет слова, и предлагает ребёнку назвать все эти слова одним  словом.

  • Сапоги, сандалии, тапочки, туфли, ботинки?  - Это обувь.
  • Голубь, воробей, ворона, сорока, дятел? – Это птицы.
  • Стол, стул, кресло, диван, шкаф? – Это мебель.
  • Кружка, кастрюля, сковорода, тарелка? – Это посуда и т.д.

     Таким образом, играя в речевые игры по дороге в детский сад, вам и вашему ребёнку

будет не скучно, но и полезно.

     

                                         Желаю удачи!



Предварительный просмотр:

decorative elements

Консультация для родителей

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Произношение звуков речи — это сложный двигательный навык. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических.

Артикуляционная гимнастика направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, участвующих в речевом процессе. 

Для того чтобы ребёнок научился выговаривать трудные звуки, его язык и губы должны быть гибкими и сильными, длительно сохранять нужное положение, без особых усилий делать повторяющиеся переходы от одного положения к другому. Артикуляционная гимнастика этому способствует.

Артикуляционная гимнастика для ребенка просто необходима, по следующим причинам:

- с помощью своевременной методики проведения такой гимнастики и упражнений по формированию речевого слуха дети учатся говорить правильно и чисто;

- дети с отклонениями в звукопроизношении могут быстрее исправить речевые дефекты;

- артикуляционная гимнастика чрезвычайно полезна и детям с верным, но вялым произношением звуков;

- упражнения артикуляционной гимнастики дают возможность научиться правильно, красиво и четко говорить.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

-  улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;

-  улучшить подвижность артикуляционных органов;

-  укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

-  научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

-подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.

Следует помнить, что внятное звукопроизношение –

это основа правописания на первоначальном этапе обучения в школе!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Обучение дошкольников элементам грамоты»

Цель: систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте.

Ход консультации

  1. Вводная беседа.

Подготовить ребенка к школе, школьному обучению – задача не только педагогов детского сада, но и родителей.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности». Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. 

Учить дошкольников грамоте необходимо правильно. 

  • во-первых, нужно развить зрительное и слуховое внимание, устную речь, память, мышление, мелкую моторику;
  • во-вторых, обучение должно проводиться в игровой форме, так как основной вид деятельности дошкольников – это игра;
  • в-третьих, при чтении нельзя закреплять у ребенка неправильное произношение звуков. Если у ребенка нарушено правильное произношение звуков, и он начинает изучать буквы, это приводит к возникновению нарушений письма и чтения.

Чтобы научиться читать, ребенок должен понять, что речь состоит из слов, а также усвоить звукослоговое строение слов и обозначение звуков буквами. Связная речь разделяется на предложения, предложения – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки и наоборот, звуки объединяются в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения.

  1. Основные этапы и приемы подготовки ребенка к обучению грамоте

Развитие зрительного восприятия и внимания.

  1. Предложите ребенку сложить из счетных палочек, спичек, цветных карандашей по образцу или описанию фигуры.
  2. Покажите ребенку, какие фигуры можно сложить из геометрических фигур разных по размеру, вырезанных из цветного картона.

Предложите ребенку самому пофантазировать и придумать, что можно сложить из этих фигур. 

Одновременно закрепляются названия геометрических фигур, различение цветов, ориентировка на плоскости. Ребенок должен усвоить понятия справа, слева, вверху, внизу. Научите его использовать предлоги на, в, у, под, от, перед, из, с, из-за, из-под

  1. Складывайте вместе с ребенком разрезные картинки из частей (двух, трех, четырех).

Разрезы могут быть горизонтальными, вертикальными, диагональными, фигурными. Сначала предлагайте простые предметные картинки, потом сюжетные.

Можно использовать кубики с сюжетными картинками, пазлы, конструкторы, мозайки. Они развивают пространственные представления, мелкую моторику пальцев рук.


Развитие слухового восприятия и внимания.

  1. упражняйте ребенка в различении неречевых звуков.

Предложите отгадать звук погремушки и бубна, барабана и молоточка.

  1. упражняйте в различении речевых звуков.

Покажите картинки и объясните, что девочка укачивает куклу: «А-а». Волк воет: «У-у». У мальчика болит зуб: «О-о». Ослик поет: «И-и». Спойте песенку, прикрыв рот листом бумаги, а ребенок пусть покажет соответствующую картинку.

Обратите внимание ребенка:

  • как широко открыт рот, когда произносите звук [а];
  • как губы вытянуты вперед, когда произносите звук [у];
  • как округлены губы при произнесении звука [о] и улыбаются при звуке [и].

Объясните ребенку, что звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим.

Развитие связной речи.

  1. Попросите ребенка рассказать вам в какие игры играл, какую сказку читали в детском саду;
  2. упражняйте составлять предложения по картинкам: «Девочка поливает цветы», «Девочка моет руки».

Объясните, что вы составляете предложения, предложения состоят из слов. Попросите ребенка определить количество слов в предложении, составить предложения с определенным количеством слов.

Развитие тонкой моторики и ориентировка на плоскости листа.

Предложите ребенку задания:

  • закрашивать предметы, не выходя за контур;
  • проводить прямые, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии;
  • обводить рисунок по точкам;
  • штриховать в разных направлениях;
  • обводить клеточки в тетради, рисовать различные узоры.

Звуковой анализ и синтез.

  1. Покажите ребенку, что из двух звуков [а] и [у] получится крик заблудившихся в лесу детей а-у, из звуков [у] и [а] получается плачь ребенка у-а.

Предложите упражнения:

  • Если я произнесу у-у, а потом и-и, что получится? (Уи) 
  • Я пою ои. Какой звук я произношу сначала, а какой потом?
  1. Упражняйте ребенка в выделении гласного звука из начала слова, стоящего под ударением:
  • Какой звук я произношу в начале слов у-дочка, о-кунь, а-ист?
  • Какие слова, ты знаешь, которые начинаются с этих звуков?

Расскажите, что гласные звуки произносятся легко (воздух не встречает никакой преграды), поэтому их можно петь. Гласные звуки обозначаются красным кружком.

  1. Упражняйте ребенка в выделении последнего и первого согласного звука в слове.

Произнесите звук, который должен выделить ребенок, громко, тяните его: лук, мак, кот

Объясните, что согласные звуки не поются, потому что воздух встречает преграду. Объясните ребенку, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими: [п] и [пь], [к] и [кь]. Твердый согласный – большой братец (обозначается синим кружком), а мягкий согласный – маленький братец (обозначается зеленым кружком). В игровых упражнениях узнавайте и различайте твердые и мягкие согласные звуки («Твердый или мягкий?», «Назови братца»).

  1. Упражняйте ребенка в составлении и анализе закрытых слогов: ап, ок, ит.

Используются красные и синие кружки.

  • Я произнесу сначала [о], а потом [п]. Какой слог получился? Правильно оп.
  • Обозначим звуки кружками. Каким кружком ты обозначишь первый звук? (Звук [о] – гласный, обозначается красным кружком).
  • Каким кружком ты обозначишь второй звук? (Синим, потому что звук [п] – согласный).
  1. Упражняйте ребенка в определении количества и порядка звуков в слове, составлении звуковых схем слов, подборе слов с определенным количеством звуков.

Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам. Обучение чтению слогов, слов.

  1. Объясните ребенку, что буквы бывают большие и маленькие. Буквы мы видим, пишем, читаем. При знакомстве с новой буквой, найдите с ребенком картинки, в названии которых новая буква стоит в начале слова. 
  2. Предложите ребенку составить слоги, слова из разрезной азбуки из букв:
  • составление и чтение слияний гласных: ау, уа, оа, ао, уо, оу, иа, аи;
  • составление и чтение обратных слогов: ам, ум, ом, им, ат, ут, от, ит;
  • составление и чтение прямых слогов: ма, му, мо, ми, та, ту, то, ти;
  • составление и чтение односложных и двусложных слов из пройденных букв: кот, мак, ком, кит, мама, папа, нота, мука.
  • составление и чтение предложений. 
  1. Упражняйте ребенка в преобразовании слогов (ак – ап, му – пу), слов с помощью замены букв (сок – сук), удалении или добавлении буквы (уха – муха), составлении слов из рассыпанных букв (о, т, к – кот).

  1. Заключение.

Проводя занятия дома, необходимо помнить об основных правилах:

  • занятия должны проходить на положительном эмоциональном фоне; 
  • нельзя заставлять ребенка заниматься;
  • не выражайте свое неудовольствие, разочарование;
  • будьте терпеливы, не раздражайтесь;
  • хвалите ребенка за старание.

Именно тогда все ваши старания и старания ребенка принесут ожидаемый положительный результат.

Литература

  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно 5-6 лет Старшая группа. Альбом 1-2. - М.: ГНОМ и Д, 2017. 32 с.
  2. Гомзяк О.С. Говорим правильно 6-7 лет Подготовительная группа Альбом 1-3. - М.: ГНОМ и Д, 2017. 32 с.
  3. Гомзяк: Организация логопедической работы с детьми 5-7лет с ОНР III уровня. – М.: ГНОМ и Д, 2014 - 142 с.
  4. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.
  5. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2009. – 189 с.
  6. Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 109 с.



Предварительный просмотр:

Игры для развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи.

Фонетико-фонематическая система человека – это система восприятия, анализа и воспроизведения звуков речи. Фонематическая система – это сложное психическое образование, обеспечивающее синхронный анализ потока звуков речи, направленный на распознавание смыслоразличительных его элементов. Фонематическая система является основным инструментом понимания слышимой речи.

Физический слух – это способность слышать окружающие звуки.

Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи. Фонематический слух – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Очень редко удаётся избежать тех или иных проблем, появляющихся при освоении ребёнком родного языка. Чистая речь ребёнка зависит не только от умения проговаривать звуки, но и от умения их различать. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы. Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи. Некоторые из них с трудом различают неречевые звуки. Большую проблему для этих детей представляют задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу, что при восприятии обращенной речи может проводить к снижению понимания её смысла. У части из них нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов. Заменив в слове даже один звук, мы можем получить совершенно иное слово: «Дом-том», коза-коса»… Всем детям необходимо развивать фонематический слух, особенно детям с речевыми проблемами.

Тренировать фонематический слух просто необходимо! Эту систему коррекционной работы она условно делит на шесть этапов:

1 этап – узнавание неречевых звуков. Цели: 1) развитие у детей способности узнавать и различать неречевые звуки, 2) развитие слухового внимания и слуховой памяти.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. Цель: 1) учить детей различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу. Цель: 1) учить детей различать слова, близкие по звуковому составу.

4 этап – дифференциация слогов. Цель: 1) учить детей различать слоги.

5 этап – дифференциация фонем. Цель: 1) учить детей различать фонемы родного языка (сначала дифференциация гласных звуков, затем согласных звуков).

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа. Цель: 1) формирование у детей навыков элементарного звукового анализа, 2) формирование у детей навыков слогового анализа.

Работу с детьми-дошкольниками лучше проводить через игру. Давай поиграем!

Игровые упражнения, направленные на развитие фонематического слуха у детей. 

1 этап. Игры на узнавание и различение неречевых звуков.

1.Игра «Покажи, что звучит». Логопед приводит в звучание один из предметов, спрятанных за ширмой. Затем ребенку предлагается показать звучавший предмет и еще раз его «озвучить», проверив себя.

2.Игра «Повтори за мной». Ребенок вслед за логопедом должен воспроизвести идентичное звучание одного из имеющихся у него предметов. Восприятие звуковых сигналов осуществляется на слух.

3.Игра «Самый , внимательный». По инструкции логопеда дети выполняют различные движения, соотнося их с различными звучаниями. Например, на звук свистка дети должны поднять руки вверх, на звук дудочки — удерживать руки впереди, а на звук шарманки — развести их в стороны. 4.Игра «Узнай по звуку». Логопед предлагает детям закрыть глаза («наступила ночь»), внимательно послушать, узнать и назвать, какие звуки они услышали (стук в дверь, пение птиц, мяуканье кошки, звон колокольчика, кашель и т.п.). Дети прослушивают от 2 до 5 звучаний. Затем они по команде логопеда («день») открывают глаза, указывают на звучавшие предметы или их изображения и называют запомнившиеся звуки или предметы, их издающие.

2 этап. Игры, направленные на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. При различении степени громкости звука дети знакомятся с громким и тихим звучанием предметов, учатся соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо — далеко, громко — близко), прислушиваться к звукам (реагировать на изменение порога чувствительности). Используются упражнения, направленные на выработку невербальных и вербальных реакций на громкие и тихие звуки.

1.Игра «Волк и зайцы». Один ребенок — «волк», остальные — «зайцы». «Волк» прячется и должен появиться, услышав громкие сигналы (например, барабана). Остальные дети (« зайцы ») выполняют различные действия в зависимости от интенсивности звучания условного сигнала: при тихих звуках — спокойно играют, при усилении громкости — настораживаются (останавливаются), при громких звуках — разбегаются.

2.Игра «Найди мишку». Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на интенсивность звукового сигнала (например, бубна).

3.Игра «Тишина». Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать (нарисовать), что они услышали.

4. Игра «Коробочки гремят». Ребёнку предлагают послушать звучание 6 коробочек (2-х с манкой, 2-х гречей, 2-х с горохом). Все коробочки ставят на стол в один ряд. Ребёнку предлагают потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят. Просят найти две одинаково звучащие коробочки. Определение длительности неречевых звуков осуществляется в упражнениях, направленных на различение длительных и коротких сигналов с помощью невербальных и вербальных ответов.

5.Игра «Нарисуй звук». Дети под звучание гармоники рисуют на карточках полоски: длительному звуку соответствует длинная полоса, короткому — короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди звучания на инструменте.

6.Игра «Высоко — низко». Дети идут по кругу. Логопед воспроизводит низкие и высокие звуки (например, на металлофоне, пианино, гармонике). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки — приседают.

7.Игра «Собака и щенок». Дети прослушивают аудиозапись голосов взрослой собаки и щенка, соотнося звучания их с изображениями животных. После этого логопед сообщает, что собака и щенок хотят прийти в гости и известят о своем приходе голосом. Дети, ориентируясь на высоту звуков, должны определить, кто первым пришел, а кто — следующим: щенок или собака. 8.Игра «Угадай, кто позвал». Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!») , а тот отгадывает, кто его звал. Последний вариант этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Определение количества звучаний и звучащих предметов осуществляется в процессе подсчета: 1. последовательных однородных сигналов; 2. последовательных контрастных сигналов; 3. предметов, последовательно воспроизводящих контрастные звучания; 4. предметов, одновременно воспроизводящих контрастные звучания. Вначале используются звуки, воспроизводимые натуральными предметами, затем — аудиозаписи. Количество звуков и звучащих предметов, подсчитывается детьми с помощью символов (палочек, фишек и т.п.). Задания нужно предъявлять в игровой форме.

9.Игра «Мишка». Логопед показывает детям плюшевого медвежонка и говорит :«Мишка пришел к нам в гости и хочет поиграть. Он очень капризный и часто топает ногами. Когда мишка будет топать, посчитайте, сколько раз он топнул. Скажите, сколько раз топнул мишка?» Развитие неречевого слуха включает работу по активизации пространственного слуха. Тренировочные упражнения направлены на формирование умений различать направление звучания, источник звучания, расположенный спереди или сзади, справа или слева от ребенка.

10.Игра «Покажи, где звук». Посередине кабинета становится ребенок, которому завязывают глаза. Он — «водящий». Остальные дети делятся на две команды и становятся спереди и сзади (или справа и слева) от водящего. По знаку логопеда одна из команд приводит в звучание музыкальные игрушки. Ребенок с завязанными глазами движением руки показывает, где он слышит звуки, т.е. определяет направление источника звуков.

11.Игра «Круг». Дети образуют круг. Одному из детей завязывают глаза и ставят его в центре круга. Остальным вручают различные звучащие игрушки. По знаку логопеда кто-либо из детей приводит в звучание свою игрушку. Ребенок с завязанными глазами идет по направлению звука и дотрагивается до звучащей игрушки. Затем эти дети меняются местами.

3 этап. Игры, способствующие умению различать слова, близкие по звуковому составу.

1.Игра "Правильно - неправильно". Логопед показывает детям картинку и чётко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: « Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон – вакон – факон – вагон – факом - вагом». Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака». Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

2. Игра "Слушай и выбирай". Логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи, мишка, мышка, миска и т.д. Затем он называет 3- 4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке. 3.Игра "Доскажи словечко". Логопед читает стихи, а ребёнок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме: Ты не бойся - это гусь, Я сама его... (боюсь). На ветке не птичка – Зверек-невеличка. Мех теплый, как грелка. Зовут его... (белка). Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин … (дом).

4 этап. Дифференциация слогов.

1.Игра «Лишний слог». Логопед произносит слоговой ряд, например: на - на - на – па. Дети определяют, что здесь лишнее. Затем слоговые ряды усложняются следующим образом: на-но-на, ка-ка-га-ка, па-ба-па-па и т.д. 2.Игра « Одинаковые или разные слоги». Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например “па”. Ребенок вслух повторяет его. Логопед или называет этот же слог вслед за ребенком, или говорит оппозиционный. Это должно получиться примерно так: па - па, па - ба или ва - фа, ва - ва и т.д. Дети должны после каждой пары слогов, произнесенной водящим и логопедом, угадать, одинаковые слоги были произнесены или разные. Для того чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает детям поднять чёрные треугольники, если слоги одинаковые, если разные - спокойно сидеть или поднять чёрный и белый треугольники.

3.Игра «Короткие и длинные слова». Логопед объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно детьми произносит названия картинок, выставленных на доске (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

5 этап. Дифференциация фонем. На этом этапе ребенок учится различать фон родного языка. Начинать нужно обязательно с различения гласных звуков. Игра "Угадай-ка". Логопед раздаёт детям картинки с изображением волка, младенца, птички и объясняет: "Волк воет: у-у-у", "Девочка плачет: а-а-а", "Птичка поет: и-и-и". Далее он произносит каждый звук длительно ( а-а-а, у-у-у, и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки. Затем игра усложняется. Варианты игры: 1) логопед произносит звуки кратко; 2) детям раздают вместо картинок символы гласных звуков ( по Ткаченко); 3) в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например о,ы,э, на которые дети не должны реагировать. Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического слуха и восприятия. Эта работа должна реализоваться не только на логопедических занятиях по звукопрозношению и по обучению грамоте, но и некоторые приемы развития фонематического слуха могут использоваться на занятиях по формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи. Часть игр, способствующих развитию фонематического слуха, логопед предлагает использовать в своей работе воспитателям и музыкальному руководителю.



Предварительный просмотр:

Развиваем речь дома

Все звуки речи человек произносит на выдохе. Именно поэтому особое внимание следует уделить развитию направленного выдоха. Упражнения на развитие речевого выдоха:

  1. Выдувать самостоятельно пузыри, у ребенка формируется направленный сильный выдох. Кроме этого, данное упражнение способствует обогащению мозга кислородом.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка:

1.        Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.

2.        Сочиняйте стихи, рифмы.

3.        Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.

4.        Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»

5.        Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи:

  1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
  2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
  3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
  4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
  5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
  6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений, по заданным словам, и т.д.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи:

  1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
  2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):
  3. Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …,
  4. Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а песок …
  5. Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
  6. Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
  7. У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
  8. Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
  9. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
  10. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения для развития слоговой структуры слова (слогового анализа и синтеза):

  1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «бусы»? Какой 1?2?3?)
  2. Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов
  3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
  4. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из коротких слов, в одно место, а из длинных слов - в другое).
  5. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  6. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.



Предварительный просмотр:

Как обычные ножницы помогут подготовить ребенка к школе?https://avatars.mds.yandex.net/i?id=1eac0567ddfbdb1d20ecb44033f212b6-5905205-images-thumbs&n=13

 Ножницы - отличный тренажер, который является, одним из лучших способов развития мелкой моторики ребѐнка, они развивают ручную умелость малыша, учат ориентировке на листе бумаги, внимательность, мышление, помогают подготовить руку ребенка к предстоящему обучению в школе, а кроме того, ножницы гармонизируют работу обоих полушарий головного мозга.

В каком же возрасте можно давать ребенку ножницы и как научить правильно, пользоваться ими?

Использование ножниц требует от ребенка особенных умений и навыков. Для ребенка весьма сложным оказывается задание вырезать что-либо, поскольку ему приходится использовать все пальчики руки несинхронно: большой, указательный и средний пальчики – каждый выполняет свою работу.

Чем меньше рука ребенка, тем сложнее ему пользоваться ножницами. Однако многие дети уже с 3 лет готовы к тому, чтобы научиться делать разрезы на бумаге. И только к 6 годам навык использования ножниц не будет требовать от ребенка никакого напряжения – все будет происходить «на автомате».

Перед тем, как научить ребенка пользоваться ножницами, убедитесь, что его ручки достаточно сильны для такого занятия. Прежде чем дать ребенку ножницы, поиграйте с ним в веселые игры, которые помогут усовершенствовать зрительно-моторную координацию. Чтобы развить умение пользоваться обеими руками (координировать движения обеих рук, дайте задание порвать кусок бумаги на очень мелкие кусочки. Эти кусочки можно приклеить к бумаге (если рвать белую бумагу и приклеить кусочки на синюю – это снежок, если рвать коричневую бумагу, а затем приклеить ее на силуэт птички – это перышки для замерзающего воробья). Поиграйте с ребенком в пальчиковые игры, пусть он чаще лепит из пластилина – это укрепляет пальчики и развивает мелкую моторику.

Шаг 1. Купите качественные детские ножницы.

В магазинах можно найти ножницы практически любого размера, поэтому постарайтесь выбрать те, которые будут хорошо лежать в руке ребенка. Хорошие детские ножницы, с одной стороны, должны быть достаточно хорошо заточенными (чтобы ребенку было легко резать, так как тупые ножницы рвут бумагу, а не режут ее. С другой стороны, детские ножницы обязательно должны иметь закругленные кончики, чтобы ребенок не укололся и не поранил другого. У некоторых детских ножниц лезвия для безопасности покрыты пластиковыми накладками.

Если ребенок левша, следует приобрести ножницы, созданные специально для леворуких детей (пользуясь обычными ножницами и держа их в левой руке, дети не видят линию разреза). Лезвия в них перевернуты и не закрывают линию реза.

Шаг 2. Обсудите с ребенком правила использования ножниц.

Как только вы приняли осознанное решение дать ребенку ножницы нужно сразу объяснить ему следующие ПРАВИЛА:

— Ножницы — это не игрушка. Ножницы — это инструмент. Они острые и опасные. Если неправильно ними пользоваться, можно пораниться. С ножницами не играют, с ними работают. Пользоваться ими нужно только по назначению и только за столом;

— Ножницы можно использовать только для резки бумаги (нельзя резать одежду, скатерть, мелки, пальцы, волосы и т. д.);

С ножницами нельзя ходить, бегать и прыгать;

Передают ножницы только закрытыми: кольцами вперед, взяв за сомкнутые лезвия.

Организуйте ребенку рабочее место

сядьте рядом и наглядно продемонстрируйте, как надо правильно держать ножницы. Далее покажите ребенку, как вы сами разрезаете лист бумаги пополам, режете бумагу на полоски, вырезаете круги и треугольники, нарезаете «бахрому».

Очень важно приучить ребенка держать ножницы правильно. Удобнее всего взять ножницы большим и средним пальцами.

Первые движения по раскрытию и закрытию ножниц проделайте без бумаги, потренируйтесь в воздухе. После того, как ребенок поймет принцип действия, переходите на бумагу.

Если работать ножницами двумя пальчиками пока сложно, в колечко можно продеть и безымянный пальчик.

Будьте терпеливы, поддерживайте ребенка, даже тогда, когда ему не удается сделать надрез. С течением времени ребенок будет овладевать навыками все лучше (ему необходима практика).

Вырезание станет очень увлекательным занятием, если родители подойдут к этому делу творчески. Для того, чтобы ребенок с охотой занимался, делайте занятия веселыми. Придумывайте различные задания и обыгрывайте их. Вырезать можно из ткани, картона, фольги и еще из множества материалов, которые подскажет вам фантазия. Не выбрасывайте нарезки малыша. Вместе с ребенком «обыгрывайте» их в аппликациях, открытках, коллажах, поделках.

И самое главное – хвалите ребенка даже за маленький успех!!!

Что дадут ребенку обычные ножницы?

Работая с ножницами, необходимо соблюдать правила обращения с острыми предметами, выполнять работу сидя за столом достаточно долгое время. Таким образом, работая с ножницами, ребенок привыкает соблюдать правила безопасности, длительное время сидеть за столом, и выполнять одинаковые действия, не отвлекаясь на посторонние вещи.

Для вырезания силуэтов из бумаги ребенку надо достаточно владеть своей рукой. Конечно, на первых порах, вырезанный силуэт будет очень далек от образца. Но со временем, рука ребенка научится слушаться и будет делать разрез там, где надо, а негде придется. Значит, и работа будет получаться намного лучше и аккуратнее. Кроме этого, работая ножницами, вырезая силуэты, ребенок развивает не только моторику пальчиков, но и кисть. А для хорошего письма это очень нужное качество. Помните, как говорится? «То, что тренируется, то развивается». Вот так и мышцы пальчиков и кисти будут тренироваться при работе с ножницами и, соответственно, развиваться.

Для того, чтобы сделать разрез по контуру, надо обладать достаточно развитой координацией и глазомером. Если глазомер и координация у ребенка развиты с помощью различных упражнений с ножницами, то он не будет писать в клетке ниже или выше, а будет писать там, где надо и буквы будут получаться ровные и красивые.

Практика показывает, что дети, которые хорошо умели обращаться с ножницами до школы, много и правильно вырезали, намного легче обучаются письму, аккуратно и красиво пишут, хорошо работают на уроках труда и рисования.

Давайте ребенку ножницы! Ваши усилия принесут ребенку огромную пользу и избавят вас от многих проблем при обучении в школе.

Ножницы – важный элемент в подготовке ребенка к школе!!!

https://image.shutterstock.com/shutterstock/photos/2121564854/display_1500/stock-vector-little-preschool-girl-cutting-outlines-and-figures-from-color-paper-with-scissors-and-making-a-2121564854.jpg



Предварительный просмотр:

Игры на ладошке

Развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Предлагаю вашему вниманию следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

1)   игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;

2)  специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика;

3)  игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.;

4)   изобразительную деятельность: лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т.д.), разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т.д. Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно в детском саду и дома.

Упражнения для пальчиковой гимнастики

(выполняются сидя или стоя)

1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание (по 20 раз);

а) ладонями вверх;

б) ладонями вниз;

в) обеих рук одновременно;

г) правой и левой по очереди.

Выполняется с силой, в сжатом положении фиксируется 2-3 сек.

2.  Вращение кистями рук (по 10 раз):

а) в правую, затем в левую сторону;

б) вовнутрь (обеими кистями);

в) наружу.

Можно выполнять упражнения из положения "руки в стороны".

3.   Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди (по 10 раз):

а) правой руки;                

сначала начиная с большого,

затем начиная с мизинца.

б) левой руки;                      

в) обеих рук одновременно.

4.  "Ножницы" — разведение пальцев в стороны (по 10 раз):

а)   правой, затем левой руки;

б)  обеих рук одновременно;

        в)  соединив ладони вместе.

5.  "Коготки" — сильное полусгибание и разгибание пальцев (по 10-20 раз).

6.  Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.

7.  Свободное постукивание по столу пальцами обеих рук, правой и левой руки поочередно.

8.  Имитация игры на пианино.

9.  Поочередное приподнимание пальцев (кисти рук лежат на столе)":

а)  правой руки;

б)  левой руки;

в)  обеих рук вместе.

10.   Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).

11.   "Бегают человечки" — указательный и средний пальцы правой, потом левой, а затем двух рук вместе бегают по столу вперед и назад.

12.  "Футбол" — забивание шариков, карандашей одним, двумя и т.д. пальцами.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/22/s_619b21a61c82e/phpevbPhv_ZAYATIYA-S-PALCH.-1-raspechatat_html_e239dc4ee8a62cd.png

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/22/s_619b21a61c82e/phpevbPhv_ZAYATIYA-S-PALCH.-1-raspechatat_html_d338471c1fda0aa2.png

https://kprfrd.su/wp-content/uploads/b463d5c4691c4efea921c6ad82bf7cf0.jpg



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Н. В. Нищева

Ребенок – не копилка, не стоит «набивать» его знаниями. Необходимо подготовить его к школе в эмоциональном и социальном плане:

• сформировать уверенность в своих силах, желание идти в школу, чтобы обрести новых друзей, узнавать каждый день много нового;

• донести до ребенка: не стоит беспокоиться о том, что его не заберут после школы, и всегда приходить за ним вовремя;

• развивать навыки самообслуживания, умение быстро раздеваться и одеваться, расстегивать и застегивать пуговицы, пользоваться туалетом, аккуратно есть, доставать из рюкзака и убирать в рюкзак все необходимые вещи, бережно относиться к книгам;

• еще до поступления в школу воспитывать уважение к учителю, его авторитету, понимание того, что учитель всегда готов прийти на помощь;

• воспитать умение вести себя на уроке, не кричать с места, а поднимать руку, не вставать и не ходить по классу, не разговаривать с соседом, слушать учителя и выполнять все его инструкции.

Следует развивать такие психические функции, как слуховое и зрительной восприятия и внимание, мышление, память. Играйте с сыном или дочерью в такие игры, как «Что звучит?», «Где лает щенок?», «Найди отличия на картинках» «Найди ошибки художника», «Найди на картинке все буквы (цифры)», «Какие буквы перепутались?» и т.п. Учите ребенка решать кроссворды и разгадывать ребусы. Вам пригодится для этого тетрадь «Летние задания», выпускаемая в издательстве ДЕТСТВО-ПРЕСС: detstvo-press.ru

Продолжайте каждый день читать ребенку. Помните, что для его развития обязательно нужны русские народные сказки, накопившие в себе народную мудрость. Такие как «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Двое из ларца», «Василиса Прекрасная», «Иванушка-дурачок», «Золотой конь», «Финист-Ясный сокол». Обязательно обсуждайте прочитанное, спрашивайте, кто из героев сказки понравился сыну или дочери, почему, что ему особенно понравилось в этой сказке.

Познакомьте ребенка со сказками А. С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке». Это классика, чтение таких сказок развивает у ребенка чувство языка, показывает красоту русского языка, учит говорить правильно и красиво.

Формируйте у ребенка желание читать самостоятельно. А для этого воспитывайте культуру семейного чтения: читайте сами, чтобы ребенок видел это, читайте ребенку, учите бережно относиться к книгам.

Если ваш ребенок еще не знаком со всеми буквами русского алфавита, пусть читает букварь, который у вас есть. Если вы изучили с ним все буквы, пригодятся книжки для чтения после букваря, которые выпускаются в издательстве "ДЕТСТВО-ПРЕСС": detstvo-press.ru

Продолжайте развивать мелкую моторику ребенка. Это важно для формирования графо-моторных навыков и красивого почерка. Для этого вам пригодятся мозаика, пазлы, конструкторы с мелкими деталями, прописи для дошкольников, книжки-раскраски.

Развивайте общую моторику ребенка:

• учите его правильно прыгать на двух ногах, приземляясь на носочки;

• формируйте умение прыгать на одной ноге;

• учите прыгать через скакалку;

• показывайте, как правильно бросать мяч среднего размера от груди и из-за головы;

• упражняйте в попадании маленьким мячиком в цель, расположенную на расстоянии полтора метра и на уровне глаз (бросать мячик нужно из-за головы, с разворота);

• научите ребенка кататься на двухколесном велосипеде.

На прогулке играйте с ребенком в подвижные игры, привлекая к играм его друзей. Это могут быть такие игр, как «Классики», «Выбивалы», «Колечко». Новые подвижные игры вы найдете в книгах «Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке», «Подвижные и дидактические игры на прогулке». Книги можно приобрести в издательстве "ДЕТСТВО-ПРЕСС": detstvo-press.ru

Тренируйте навыки счета у ребенка. Учите называть соседние числа, увеличивать и уменьшать любое число на один, сравнивая числа, пользоваться знаками «больше» и «меньше», упражняйте в решении и составлении задач.

Упражняйте ребенка в составлении предложений по картинке, в определении количества слов в предложении.

Учите делить слова на слоги, опираясь на правило: «В слове столько слогов, сколько гласных звуков».

Закрепите у сына или дочери представления о гласных и согласных звуках, твердых и мягких, глухих и звонких согласных, ударных и безударных гласных. Ребенок седьмого года жизни может выполнять звуковой анализ слов из четырех-пяти звуков.

Уделяйте особое внимание развитию связной речи ребенка; учите его составлять рассказ по серии картинке и по картинке, формируйте навык пересказа хорошо знакомой сказки или только что прочитанного рассказа.

Выучите с ребенком несколько небольших стихотворений русских классиков. Например, вступление к поэме А. С. Пушина «Руслан и Людмила», отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Осень», стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…», стихотворение С. Есенина «Белая береза». Это поможет педагогам оценить уровень общего и речевого развития вашего ребенка.

Ребенок седьмого года жизни должен знать фамилии, имена и отчества родителей, уметь рассказать, где родители работают, в чем заключается их работа. Позаботьтесь о том, чтобы он уверенно отвечал на подобные вопросы.

Расскажите ребенку, как называется страна, в которой он живет, познакомьте его со столицами России. Конечно же, ваши сын или дочь должны знать название своего населенного пункта и свой адрес.

В игре с мячом проверьте, сможет ли ребенок быстро и четко перечислить по несколько называний транспорта, диких и домашних животных, перелетных птиц, овощей, ягод, фруктов, школьных принадлежностей и т.п.

Учите ребенка отгадывать и толковать загадки, то есть объяснять, как он отгадал каждую загадку.

Формируйте у ребенка умение толковать пословицы и поговорки.

Каждый день беседуйте с ребенком о том, как прошел его день, чем он занимался, чем ему понравился этот день. Рассказывайте, как прошел ваш день, что в нем интересного. Это сослужит хорошую службу в дальнейшем.

Успехов вам в воспитании и развитии ваших детей!



Предварительный просмотр:

Этапы развития детской речи: от 3 до 7 лет.

4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска, и должны быть обязательно консультированы детским психологом и логопедом.