Проектная деятельность

Чичерова Ольга Геннадьевна

Проекты долгосрочные и краткосрочные для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vremena_goda.odt32.78 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для детей 5–6 лет

«Эти удивительные времена года»

Актуальность проекта:

Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, белый снег, желтые листья на деревьях, бегущие ручейки. Первые впечатления важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого. Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха, позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Эти удивительные времена года» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Проблема:

Как познакомить детей в детском саду с миром природы, привить им эмоционально-ценностное отношение к живым организмам. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, и снег, страх и радость. Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная. В правильном осознании мира природы им могут помочь только компетентные взрослые.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Срок реализации проекта: Долгосрочный (с 1.09.21- 30.05.22)

Цель: воспитать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года. Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи проекта:

  1. познакомить детей с сезонными изменениями природы, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года.
  2. развивать эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявление красоты времён года в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах.

  1. научить детей отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные способы и средства изображения.
  2. познакомить с нетрадиционными техниками рисования: печать листьями, кляксография, монотипия, скатывание бумаги и др.
  3. формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе..
  4. способствовать сотрудничеству между педагогами, детьми и родителями в процессе практической деятельности.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботится о птицах, деревьях, животных, умение замечать красоту природы.

Участники проекта: воспитатели группы, дети старшей группы, музыкальный руководитель, родители.

Результат: презентация проекта.

Методы реализации проекта:

  1. Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
  2. Составление плана проекта.
  3. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
  4. Обсуждение проекта с воспитателем, музыкальным руководителем.
  5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
  6. Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
  7. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
  8. Презентация проекта.

Ожидаемые результаты планирующиеся в ходе реализации проекта:

  1. тематические выставки детских работ: «Осенние фантазии», «Новогоднее настроение», «Красавица  весна».

2.презентация детских работ «Времена года»

3.Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.

4.Повышению психолого-педагогической культуры родителей.

ФОРМЫ РАБОТЫ с детьми:

Беседы; занятия; рассматривание альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Эти удивительные времена года»;дидактические игры по проекту «Эти удивительные времена года»; экскурсия на участок детского сада; заучивание стихов, пословиц, поговорок; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок; создание мини-проектов.

С родителями; беседы и консультации;  дни открытых дверей; конкурсы.

Перспективный план долгосрочного проекта

«Эти удивительные времена года»

Сентябрь-октябрь–ноябрь

1.Вводная беседа с детьми на тему «Золотая осень», рассматривание иллюстраций художника И.Левитана.

Цель: развивать эстетическое восприятие детей, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы. Какие цвета были использованы художником.

2.Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет. Заучивание стихотворений: «Осень» К.Д. Бальмонта, «Скучная картина» А.Н. Плещеева, «Листопад» И.А. Бунина, «Листопадничек» И. Соколова-Микитова, «Лес осенью» А. Твардовского.

Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает», «Сложи картинку», «Такой листик, лети ко мне».

Цель: формировать у детей смекалку, сообразительность.

3. Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года». П. Чайковский: «Осенняя песня», «Октябрь».

4. Рассматривание гербария.

Цель: закрепить в памяти детей названия деревьев.

Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Не ошибись», «К дереву беги».

5.Занятия по изобразительному искусству по теме

Рисование- «Осень золотая!»

Цель: познакомить с техникой печатания листьями.

Рисование «У реки».

Цель: познакомить детей с техникой «монотипия пейзажная»..

Рисование - «Ветка рябины» .

Цель: познакомить детей с новой техникой печатания косметическими ватными палочками.

6. Музыкальное развлечение «Праздник осени»

Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.

Взаимодействие с семьей:

  1. Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.

2.Создание стенгазеты «Осень в объективе»

3.Выполнение поделок из природного материала.

Декабрь-январь-февраль

1. «Экскурсия по зимнему участку»

Цель: научить детей видеть красоту и мощь природы. Обратить внимание на тихую грусть засыпания природы с наступлением зимы.

2.Знакомство с искусством – рассматривание зимних пейзажей. Выставки-загадки.

Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре изобразительного искусства – пейзаже.

Игра «Времена года», «Узнай по описанию»

Цель: развивать внимание, сообразительность. Рассказ-загадка о разных предметах и явлениях природы.

3.Рассматривание репродукций картин по теме «Зима»: К.Юона «Русская зима», И. Шишкина «Сосна», И. Грабаря «Февральская лазурь»

Цель: обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники для более яркой передачи зимнего пейзажа. Развивать эстетическое восприятие, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства.

4. Прослушивание аудиозаписи. П.Чайковский «Декабрь – Святки» «Времена года». В. Шаинский «Снежинки», А. Внукова «Если снег идет»

Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.

Цель: учить детей понимать смысл пословиц и народных примет, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.

5.  Заучивание стихотворений: И. Суриков «Зима», А. Федоров «Мороз», Л. Толстой «Декабрь»

6. Художественное творчество

Занятие по лепке по теме «Зимние забавы»

Цель: развивать воображение детей, побуждать их к творчеству.

Рисование  элементами аппликации «Белая береза»

Цель: учить передавать в рисунке характерные особенности березы, сочетая разнообразные выразительные техники (стройный ствол с гибкими ветвями – рисование, заснеженная крона – аппликация способом обрывания).

Рисование «Веселый снеговик»

Цель: закрепить умение рисовать пальчиками, оттиск печатками.

Рисование: «Зимняя сказка»

Цель: совершенствовать навыки в экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в разных нетрадиционных техниках. Развивать творчество, воображение.

7. Музыкальное развлечение «Новогоднее настроение»

Взаимодействие с семьей:

1.Разучивание стихов с детьми о зиме.

2.Подготовка костюмов к утреннику.

Март-апрель-май

1.Дидактическая игра «Времена года»

Цель: закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам.

2. Приметы, пословицы, поговорки, стихи о весне. Разучивание стихов Ф. Тютчев «Весна», «Весенние воды», С. Есенин «Черемуха», А.Майков «В мае».

Цель: развивать связную речь, память; продолжать учить детей понимать смысл пословиц, поговорок.

3. Рассматривание фотографий, открыток о весне.

Цель: показать детям, как фотографы передавали неповторимость, очарование этого времени года.

4. Беседа на тему «Весна».

Цель: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов, цветов; учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.

5. Прослушивание русской народной песни «Кулик – весна», Н. Любарский «Дождик», П. Чайковский «Времена года», В. Моцарт «Весенняя».

6. Занятия по изобразительному искусству “Ветка с первыми листочками”, “Весенний букет”, “Березы весной”, “Цветущий сад”, “Грачи прилетели”

Лепка: «Дед Мазай и зайцы»

Цель: совершенствовать умения и навыки в изобразительных техниках, развивать чувство композиции. Учить использовать необычные материалы для создания выразительного образа.

Взаимодействие с семьей:

  1. Изготовление информационного стенда для родителей.

2.Привлечь родителей к подбору бросового и природного материала.

Вывод: в ходе реализации проекта занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Этот проект позволит дать каждому ребенку посильную работу по интересам, а также раскрыть внутренний потенциал у каждого ребенка. Использование различных видов педагогических технологий по формированию ценностного отношения к природе, по развитию познавательной активности у детей через ознакомление с окружающими изменениями в живой и неживой природы, создание специальных условий для этого, работа в определенной системе с родителями по проблеме, способствует:

• формированию и накоплению у детей конкретных представлений к временам года, о изменениях в живой и неживой природы;

• самостоятельному действию в повседневной жизни (различных видах детской деятельности), принимать живое заинтересованное участие в исследовательской деятельности, самостоятельно задавать вопросы, ставить задачи и решать ее посредством эксперимента;

• развитию индивидуального эмоционально-ценностного отношения к миру природы у каждого ребёнка.