Педтехнологии
технология индивидуализации и уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сафиуллина Г. Я. Технология индивидуализации и уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов.
МОУ «Кзыл-Чишминская ООШ» Батыревского района ЧР
Педагогическая технология
«Индивидуализация и уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов»
Автор: Сафиуллина Гелиня Ямалетдиновна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Кзыл-Чишминская ООШ»
д. Кзыл -Чишма – 2010
Содержание
Тезисы…………………………………………………….3
Введение …………………………………………………4
Цели и задачи педагогической технологии……………6
Особенности содержания………………………………..7
Заключение……………………………………………….13
Использованная литература……………………………..14
Приложение………………………………………………15
Тезисы.
Педагогический процесс имеет ориентацию на индивидуальный подход к каждому ученику. У каждого из них свой набор познавательных способностей и возможностей. И передо мной стоит важная проблема: как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении? Как адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ребенка?
Цель: обеспечить переход учащихся от обязательного уровня к высшему уровню познания предмета путем индивидуализации и дифференциации обучения.
Задача: создать такие условия обучения, которые обеспечивают возможность интенсивного развития учащихся в соответствии с индивидуальными способностями.
Актуальность: качественное образование – необходимое условие современного общества, где востребована всесторонне развитая личность.
Основная цель технологии индивидуализации и уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов – создание условий успешного усвоения содержания образования для каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Основной принцип технологии – движение от обязательного уровня к повышенному, индивидуальное и определяемое познавательными способностями ученика. При этом определяется опорный уровень подготовки, задаваемый стандартами, и на его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.
Главная педагогическая установка – формирование положительной мотивации у школьников.
Технология имеет качество совершенствоваться, развиваться, сочетаться с другими технологиями. Особенно удачно сочетается с информационными технологиями.
Срок работы по внедрению технологии – 10 лет
Результаты: средний балл по ЕГЭ - 4,11; качество знаний выпускников – 78%; поступаемость – 80%; профилизация – 70 %; участие в конкурсах -80 %; олимпиада по русск. литературе- 2 м.(2007г); научно-практические конференции : 2м. (2007г.), 2м.(2008г.),3м. (2009г.); «Русский медвежонок»- 1м. в районе, 2 м. в регионе (2007г.), 1м. в районе, 1м. в регионе (2008г.); конкурсы творческих работ: 1м.(2006г.), 2м. (2007г.), 3м. (2007г.), 3 м. (2009г.). Всероссийский Молодежный чемпионат -2 м. (2008г.)
Победитель районного этапа конкурса «Самый классный классный».
Выводы: применение данной технологии позволяет сохранить здоровье учащихся, повышает их мотивацию к учению, развивает познавательный интерес, способствует более прочному усвоению знаний, лучшей подготовке учащихся к ЕГЭ, самореализоваться и социализироваться им в современном мире.
Введение.
Надо создать такие условия, чтобы ни в
одном человеке не погиб Моцарт.
Антуан де Сент-Экзюпери
В педагогике 21 века в центре стоит личность ученика, которая и является целью образования. Поэтому педагогический процесс имеет ориентацию на индивидуальный подход к каждому ученику. Педагогу нужно найти в каждом ученике его лучшие качества, учитывать особенности его личности, формировать у него положительную Я-концепцию, стимулировать «к учению с увлечением», повышать качество образования. И наиважнейшей задачей учителя является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными способностями. Как говорил Антуан де Сент-Экзюпери, «надо создать такие условия, чтобы ни в одном человеке не погиб Моцарт».
Современные требования к урокам русского языка литературы достаточно высокие, ведь уроки русского языка и литературы – это один из важнейших путей овладения русским языком. Именно эти уроки вооружают учащихся орфографическими, пунктуационными, культурно-речевыми нормами языка, воспитывают компетентного читателя, формируют коммуникативную личность, стремящуюся к самореализации и социализации.
Инновации в содержании образования поставили передо мной важные проблемы:
-как вовлечь ребенка в активный процесс познания и обеспечить его успешность в обучении?
-как повысить качество знаний учащихся? Как предупредить неуспеваемость, особенно в период подготовки к ЕГЭ?
-как формировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом?
-как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности?
-как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?
Актуальность этих проблем заключается в том, что каждый ребенок должен самореализоваться и социализироваться в современном обществе, где востребована всесторонне развитая личность. А для этого ему нужно качественное образование. Немаловажно еще и то, что в современной школе в условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более, что он является часто недостижимым для многих. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом. Все эти проблемы толкали меня поиски эффективных путей разрешения.
По моим выводам, ответом на эти вопросы является технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов, но осуществляемый на индивидуальном уровне. Ведь каждый ребенок неповторим! В каждом классе, особенно в сельской школе, есть дети с высокой обучаемостью, с хорошими способностями и дети, имеющие низкий познавательный уровень и интеллектуальные возможности.
Цели и задачи педагогической технологии.
Основная цель технологии – создание условий успешного усвоения содержания образования для каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Основной принцип технологии – движение от обязательного уровня к повышенному, индивидуальное и определяемое познавательными способностями ученика. При этом определяется опорный уровень подготовки, задаваемый стандартами, и на его основе формируются более высокие уровни овладения материалом. Ученик знает: это я обязан освоить и на его основе продвигаться вперед, к более высоким результатам. Он осознанно выбирает собственный уровень образования, исходя из своих интересов, склонностей, способностей. На смену прежней установки «ученик обязан выучить все, что дает ему учитель» приходит новая – «возьми столько, сколько ты можешь, но не меньше обязательного».
Существенные признаки технологии:
-разработка системы обязательных требований («Ученик должен»);
-разработка системы требований к «идеальному ученику» («Ученик может»);
-обязательность для ученика достижения уровня требований «Ученик должен»;
-движение от обязательного уровня к повышенному («лестница деятельности»), индивидуальное и определяемое познавательными способностями ученика;
-реализация прав ученика на выбор уровня образования, форм контроля;
-деятельностный подход. Обеспечение субъектной позиции ученика.
Главная педагогическая установка уровневой дифференциации обучения – формирование положительной мотивации у школьников.
При уровневой дифференциации перед учащимися, занимающимися в одном классе и по одному учебнику, ставятся разные требования к овладению учебным материалом. При этом определяется опорный уровень подготовки, задаваемый стандартами, и на его основе формируются более высокие уровни овладения материалом. Некоторые думают, что за уровневой дифференциацией стоит разделение на классы по уровням. Это не так, уровневая дифференциация – это технология обучения в одном классе детей разных способностей.
Особенности содержания
Сначала я познакомилась с теоретическими основами технологии индивидуализации обучения И.Э.Унт, А.С.Границкой и В.Д.Шадрикова; дифференциации обучения В.В.Фирсова «Уровневая дифференциация», заимствовав у них эффективные и приемлемые для своей работы формы и методы. Потом увлеклась этой технологией и уже больше десяти лет внедряю ее в образовательный процесс, имея перед собой следующую цель: обеспечить переход учащихся от обязательного уровня к высшему уровню познания предмета путем индивидуализации и дифференциации обучения. Для достижения этой цели поставила перед собой задачу: создать такие условия обучения, которые обеспечивают возможность интенсивного развития учащихся в соответствии с индивидуальными способностями.
Как я реализую это на практике?
Для моих учеников индивидуализация и дифференциация имеет огромное значение: дети видят свои результаты, чувствуют, что у них получается, и стараются делать лучше.
Дифференцированное обучение является средством достижения многоуровневых планируемых результатов обучения. Оптимальное количество уровней планируемых результатов три-четыре. А вот траекторий их достижения столько, сколько учеников. Поэтому в самом начале для каждого ученика разрабатывается «лестница деятельности», каждая следующая ступенька которой содержит задания, требующие все более высоких уровней умений и способностей. Ученик двигается от обязательного уровня к повышенному. (приложение 1). Это движение индивидуальное и определяется познавательными способностями ребенка. Изучение каждой темы начинается с четкого определения обязательных результатов обучения – знаний и умений, которые должен приобрести ученик. Открытые обязательные результаты обучения дают возможность самоконтроля учащихся и помощи им со стороны родителей. На первом же уроке по определенной теме учащимся выдаются тесты тренировочных зачетов. Задания тренировочного зачета обычно используются при текущем контроле или на специальном уроке. Это позволяет определить уровень усвоения материала каждым учеником и со стороны учителя, и со стороны самого ребенка и его родителей. Они знают, в чем он силен, успешен, где есть пробелы, что нужно сделать, над чем поработать, чтобы их устранить. Одним из педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Сам ученик, исходя из своих способностей, желания, самочувствия, выбирает уровень выполнения заданий, поэтому мне не приходится делить класс на сильных и слабых, а деление на группы носит условный характер.
Все задания, которые я готовлю для дифференцированного обучения, можно разделить на следующие виды:
1) задания с наличием образца выполнения;
2) задания, в которых учащийся выполняет только отдельные его части;
3) задания со вспомогательными вопросами;
4) задания с сопутствующими указаниями, инструкциями;
5) задания с теоретическими справками;
6) задания с алгоритмами;
7) задания с применением схемы, таблицы;
8) проблемно-познавательные задания.
Задания разработаны в таком количестве и такой трудности, чтобы обеспечить оптимальную занятость учащихся на уроках. Для проведения занятий готовятся учебно-наглядные пособия, дидактический материал (тесты, карточки-задания, кроссворды и т.д.). Ведется работа по разработке банка тестовых заданий для компьютерного тестирования, применяемых на разных этапах обучения. Для 5-9 классов разработаны контрольно-измерительные материалы «К ЕГЭ шаг за шагом», аналогичные материалам итоговой аттестации. (приложение 2). Это позволяет готовить учащихся к ЕГЭ уже с 5 класса.
Уже в тематическом планировании учебного материала ставятся задачи учебно-познавательной компетенции в двух уровнях: обязательный и продвинутый. (приложение 3). Дифференцированный подход осуществляется на разных этапах урока. (приложение 4). На этапе изучения нового материала сильным ученикам предлагается задание: самостоятельно прочитать дополнительную литературу по заданной теме, выполнить практическую работу, затем выступить перед классом. Если тема не сложна, предлагается ребятам изучить ее заранее, а на уроке выступить в роли учителя. Дети учатся самостоятельно работать с книгой, ориентироваться в ней, планировать и организовать свою учебную деятельность, что немаловажно для развития навыков самообразования.
В систему традиционного контроля я внесла самооценку знаний учащихся. Это помогает прогнозировать результаты учебной деятельности, воспитывать у ребенка честность и объективность, стимулировать его быть лучше. В этом состоит зерно сознательного отношения к учению, интерес к предмету. Ведь ученик сам оценивает состояние своего «багажа» знаний на данный момент.
Следующим, не менее важным, элементом урока является ведение индивидуальной карты самоконтроля (поурочной и тематической) (приложение 5). На уроке учащиеся выполняют задания разного вида и за каждый вид деятельности ставят себе оценку. Это эффективный способ развития творческой самостоятельности в выборе шагов дальнейшей деятельности - что сделать, чтобы устранить пробелы в знаниях. Двойка, полученная за один вид работы, не расстраивает ученика, что является гарантом его продуктивной работы в течение всего урока. В конце урока, анализируя карту самоконтроля, ученик четко представляет свое домашнее задание, и у каждого ребенка оно индивидуальное. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками, сильного же ученика дифференцированное задание ставит на более высокую ступень развития. Такой прием удобен и для учителя: он видит каждого ученика и имеет возможность логичного перехода от дифференциации к индивидуализации работы с учащимися. Тематическую карту самоконтроля ученики заполняют на обобщающем уроке. Таблица помогает ученику увидеть, чего он не знает или не умеет. Ее критерии - это ключевые моменты урока. Видит это и учитель. После анализа таблицы - выставление оценки, работа по формированию умений, индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Итоговый контроль также организую дифференцированно: контрольные работы, тесты носят разноуровневый характер (приложение 6).
Нельзя добиться высоких результатов, не проводя диагностики знаний и умений учащихся. Неотъемлемой частью моей работы является ведение мониторинга знаний учащихся, что позволяет держать в поле зрения каждого ученика и его «багаж» знаний, вовремя организовать индивидуальную работу на уроке и во внеурочное время.
Индивидуализация и дифференциация обучения позволяет интегрировать формы работы на уроке (индивидуальную и групповую). Если ученик испытывает затруднение, то он может получить помощь ученика, который продвинулся по лестнице выше. Сильные ученики работают в паре со слабыми, помогают им в объяснении и практическом выполнении заданий на компьютере. Групповая форма работы развивает у детей готовность к взаимодействию, взаимопомощи, умение общаться, то есть их коммуникативные навыки. По отдельным видам деятельности осуществляется взаимопроверка (например, словарный диктант).
Работа по технологии уровневой дифференциации очень трудоемкая. Технология дает результаты при условии превращения ее в систему, но сделать это трудно, что и осложняет ее применение. Требуются значительные временные затраты на составление списка обязательных результатов обучения, банка заданий для организации работы учащихся на уроке и для тематических зачетов. Требует сил и времени организация совместной деятельности учащихся на уроках. Но эта технология имеет качество совершенствоваться, развиваться и поэтому может сочетаться с другими технологиями. При любых других технологиях можно использовать индивидуальный и дифференцированный подход. (приложение 7). Особенно удачно идет сочетание с информационными технологиями. Использование компьютера помогает мне решать множество задач: определение уровня обученности, работа по индивидуальному плану, постоянный контроль усвоения материала.
В сетевом компьютерном классе каждый ребенок получает свой пакет заданий, тестов, контрольной работы и тут же получает таблицу ошибок с указанием списка правил, на которые были допущены ошибки, их количества. А ведение электронного журнала помогает вести систему оценок учащихся и мониторинг качества знаний учащихся (приложение 8). При этом происходит экономия времени на проверке работ учащихся и имеется возможность индивидуальной работы с каждым учеником, так как программа сохраняет результаты работы учащихся за весь период обучения.
Несколько лет назад я перешла на обучение по учебно-методическому комплекту под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта. В УМК для каждого класса входят программа, учебник, рабочая тетрадь, сборник тестов по каждым темам, методические указания для учителя, тетрадь для развития речи, электронное пособие – мультимедийное приложение к учебнику. Это дало мне еще больше возможности для работы по уровневой дифференциации, так как здесь представлен большой выбор заданий и упражнений. Мне остается только направлять учащихся в выборе уровня этих заданий и упражнений.
Эта технология была использована мною в проведении открытого урока-практикума в 5 классе по теме «Морфологический разбор имени существительного» в 2009 году. На уроке присутствовали заместители директоров школ района и методисты ИМЦ Базунова Л.М. и Федорова Н.Н. Учащиеся работали дифференцированно на этапах повторения, изучения и закрепления учебного материала. На этапе контроля в конце урока каждый ученик работал по своему пакету тестовых заданий по программе «Экзаменатор» и получил свою заслуженную оценку.
Технологию индивидуализации и уровневой дифференциации использую и в воспитательной работе в качестве классного руководителя. Для каждого ребенка составляю индивидуальную программу развития. Результатом такой работы является победа на конкурсе «Самый классный классный» (2008 год). (приложение 9).
Диагностика качества знаний учащихся убедила меня в правильности выбранного пути. Систематическая работа по данной технологии привела к конкретным результатам. Нет неуспевающих по русскому языку и литературе. Средний балл итоговой аттестации выпускников – 4,1. Это третий результат по району. Проведенные мониторинги показывают положительную динамику результатов итоговой аттестации. (приложение 8). Качество знаний учащихся повышается. В 2009 году с обобщением опыта работы по этой теме выступала перед районными учителями русского языка и литературы. Очень многие мои выпускники выбрали профессию учителя. (приложение 10). Я стараюсь все время совершенствоваться, изучаю другие инновационные технологии, общаюсь с коллегами на сайте «Педсовет». В частности, обменивалась мнениями по поводу современных технологий с руководителем проекта Интернет ТВ «Образование» Александром Черным.
Заключение. Выводы.
Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что рассмотренная технология организации деятельности осуществляется через сотрудничество учителя и учащегося, она создает атмосферу взаимной симпатии, поддержки, саморазвития, способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся, повышает мотивацию к учению и развивает познавательный интерес. Самой большой победой считаю то, что дети, уходя с занятий, с радостью говорят: «Я способен, я нужен, я могу, я знаю, я владею!»
Технология уровневой дифференциации не панацея от всех проблем, но очень многие вопросы обучения, развития детей она просто снимает. Она подтягивает и дисциплинирует всех, повышает ответственность за результаты своего труда, сильным дает возможность выйти на более высокий уровень, а слабым – обладать необходимой базой знаний, умений и навыков; способствует более прочному усвоению знаний, повышению грамотности учащихся при подготовке и успешной сдаче ЕГЭ. Самое главное – помогает самореализоваться и социализироваться в современном мире.
Народная мудрость гласит: «Прежде чем достигнуть хороших результатов, надо много, не жалея ни сил, ни времени, учиться своему делу; нельзя ни на минуту терять интереса к нему, иначе успех будет половинчатым, а то и не будет его совсем». В этом состоит моя работа как педагога, этому я должна научить и своих учеников.
Использованная литература
- Селевко Г.К. Дифференциация обучения. – Ярославль,1995
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование,1998
- Третьяков П.И. Управление качеством образования. – М.,2003
- Унт И.Э., Границкая А.С. Технология индивидуализации обучения. – М.:Педагогика,1990
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /под ред. Е.С.Полат – М., 2000
- Фирсов В.В. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов
- Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, - М.: Издательский центр «Академия», 2007
Приложение №1
Лестница деятельности ученика.
Приложение №2
К ЕГЭ шаг за шагом.
Итоговый тест по программе 5 класса.
Вариант 1.
А1. Какая пара слов не является словосочетанием?
- река широка
- характеристика героя
- длинный день
- пролистал газету
А2. В каком предложении есть обстоятельство?
- Майор привез мальчишку на лафете.
- Тускло льется свет лампады.
- Вместе с тихим сном сливалось убаюкиванье грез.
- Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы.
А3. В каком предложении надо поставить только одну запятую (знаки препинания не расставлены)?
- Больше всего Ваня любил конечно сказки.
- Полно доченька не плачь.
- Старый Лондон пахнет ромом дымом жестью и туманом.
- Но кукушка на сосне кукует и тропинка к берегу ведет.
А4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
- Все соседи только про нее и говорят – «Работница – золотые руки!»
- Как-то юнга Дудочкин кинул в море лот, и на эту удочку клюнул кашалот.
- В кабинете висели портреты писателей: Пушкина, Лермонтова, Толстого.
- Цепочка натянулась, вырвала из трухлявого столба крючок и вместе с замком хлопнулась в воду.
А5. В каком слове все согласные звуки звонкие?
- край
- сгореть
- роль
- взгляд
А6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
- подушка мЯгка
- квартАл
- нАчала
- свеклА
А7. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
- умыват…ся, дрож…
- нет задач…, под…ехать
- катаеш…ся, борщ…
- нал…ю, линюч…
А8. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
- ч…рный, плеч…
- ц…фра, пальц…
- заб…ру, ката…м
- и…пугать, ра…бег
А9. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
- рю…зак, диало…
- морж…, синиц…
- г…мнастика, г…роизм
- подр…, прил…гательное
Прочитайте текст и выполните задания В1 – В6 и С1.
(1)За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. (2)Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и все же живая! (3)Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. (4)Она кивнула мальчику и поманила его рукой. (5)Мальчуган испугался и спрыгнул со стула; мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.
В1. Из предложения 1 выпишите существительное с чередованием согласной в корне.
В2. Из предложения 2 выпишите слово (слова) с приставками.
В3. Из предложения 2 выпишите краткие прилагательные.
В4. Из предложения 1 выпишите вводное слово.
В5. Из предложений 4,5 выпишите синонимы.
В6. Сколько всего грамматических основ в предложении 5? Ответ запишите цифрой.
С1. Напишите, как вы думаете, почему Кай испугался Снежной королевы? (ответ должен быть полным.)
К ЕГЭ шаг за шагом.
Итоговый тест по программе 5 класса.
Вариант 2.
А1. Какая пара слов не является словосочетанием?
1) очень яркий
2) вокруг костра
3) неизвестная планета
4) спутник Земли
А2. В каком предложении есть обстоятельство?
1) Подснежников корзину несите во дворец!
2) Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь.
3) Шелестят зеленые сережки, и горят серебряные росы.
4) Море качало утлый кораблик.
А3. В каком предложении надо поставить только одну запятую (знаки препинания не расставлены)?
1) О чем ты заинька плачешь.
2) Такой теплой зимы старожилы пожалуй не припомнят.
3) Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона.
4) Тигр раскрыл пасть раздался страшный рык.
А4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Большие сани понеслись быстрее и затем свернули в переулок.
2) На страницах журнала «Новый Робинзон» печатались известные писатели: С.Маршак, Б.Житков, Е.Шварц.
3) «Я не ветеринар»-сказал Карл Петрович и захлопнул крышку рояля.
4) Как-то ночкой черною вышел капитан, и в трубу подзорную ищет он кита.
А5. В каком слове все согласные звуки глухие?
1) цапля
2) весть
3) шумный
4) шубка
А6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) шавЕль
2) дОговор
3) понЯли
4) помощь нУжна
А7. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
1) вертет…ся, овощ…
2) стереч…, картеч…
3) мощ…ный, в…юнок
4) горяч…, под…ем
А8. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) расст…лать, клее…м
2) отц…, лекц…я
3) врач…м, расч…ска
4) во…мущение, бе…полезный
А9. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) б…гряный, фи…летовый
2) моноло…, во…зал
3) выл…жить, водор…сли
4) птиц…, корж…к
Прочитайте текст и выполните задания В1 –В6 и С1.
(1)Герда приплыла к большому вишневому саду, в котором приютился домик с красными и синими стеклами в окошках и соломенной крышей. (2)У дверей стояли два деревянных солдата и отдавали честь всем, кто проплывал мимо. (3)Герда закричала им – она приняла их за живых, но они, понятно, не ответили ей. (4)Вот она подплыла к ним еще ближе, лодка подошла чуть не к самому берегу, и девочка закричала еще громче. (5)Из домика вышла, опираясь на клюку, старая-престарая старушка в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами.
В1. Из предложения 1 выпишите существительное с чередованием согласной в корне.
В2. Из предложения 2 выпишите слово (слова) с приставками.
В3. Из предложения 5 выпишите прилагательные, выступающие в роли эпитетов.
В4. Из предложения 3 выпишите вводное слово.
В5. Из предложения 4 выпишите синонимы, обозначающие действия.
В6. Сколько всего грамматических основ в предложении 4? Ответ запишите цифрой.
С1. Напишите, как вы думаете, почему Герда отправилась в опасное путешествие. (Ответ должен быть полным.)
Приложение №3
Планы уроков по русскому языку в 8 классе по теме «Синтаксис», разработанные по технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов.
Тема: «Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения».
Цель: 1) Повторить сведения о подлежащем.
2) Рассмотреть способы выражения подлежащего, закрепить навык определения подлежащего в предложении, выраженного разными частями речи.
3) Развивать навык исследования, коллективной работы, работы с использованием различных форм контроля и оценки.
1 уровень 1. Прочитайте текст. Объясните пропущенные знаки препинания.
1 гр.Май весна цветов. Так называл этот месяц писатель Михаил Пришвин.
Март весна света апрель весна воды. Но вот пришёл май и началось буйное цветение растений.
2 гр.На просторных полянах пустырях по обочинам дорог золотом по малахитовой зелени рассыпались одуванчики.
Май красивый по- праздничному радостный месяц года.
Объясните графически подчеркнутые орфограммы. Сгруппируйте их. (Проверьте выполнение задание по эталону ).
Задание выполните по данной схеме:
1.Чередование гласных в корне.
2. Безударная гласная в корне.
3. З-С в приставке.
4. Непроизносимые согласные.
5. Приставки пре- при-.
6. Падежные окончания существительных.
7. Дефис в наречиях.
Сделайте морфемный разбор слова рассыпались.
Начертите схему последнего предложения.
Подчеркните грамматические основы предложения.
Проверка по группам.
Какие главные члены предложения вы знаете?
2. Сегодня мы рассматриваем тему: Подлежащее и способы его выражения.
Обратитесь еще раз к тексту и скажите, какой член предложения называется подлежащим?
Какой частью речи выражены все подлежащие в тексте?
В русском языке подлежащее может быть выражено разными частями речи.
Рассмотрите таблицу и расскажите о способах выражения подлежащего.
Существительным в им, пад. 2. Местоимением в им. пад. 3. Инфинитивом. 4. Цельным словосочетанием. 5. Прилагательным в им. пад. 6. Причастием в им. пад. 7. Наречием. 8. Числительным. 9. Междометием. 10. Фразеологическим оборотом. | Сонный туман на лугах серебрится. Ничто так не передает чистоты человеческих помыслов, как улыбка. Жить - Родине служить. Две капли брызнули в стекло. Смелый к победе стремится. Будущее принадлежит людям честного труда. Светлое завтра в наших руках, друзья! Пять – моя любимая цифра Тихое ах выдало их присутствие. У этого мастера были золотые руки. |
2 уровень
Составьте таблицу «Способы выражения подлежащего», используя в качестве примеров данные ниже предложения.
Мы сегодня же уедем. Ближние уехали домой, а дальние собрались к ужину. Семеро одного не ждут. Далече грянуло «ура». Жить – родине служить. Мы с братом отправились на рыбалку. Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио. Дед с матерью шли впереди всех. Несколько повозок въехали во двор.
Подчеркните грамматические основы.
Какие способы выражения подлежащего отражены в этих примерах? Какие еще способы вы знаете?
За мною неслись четыре казака. Со мной происходит нечто странное. Брат с сестрой шли впереди родителей. Подойти к директору было страшно. Желающие попасть на спектакль томились у касс. По лесу разносилось « ау».
3 уровень
2. Напишите сочинение – миниатюру: « Что я знаю о подлежащем». Приведите примеры.
3. Напишите сочинение – миниатюру: « Опять весна душистая повеяла крылом». (Подчеркните главные члены предложений).
ЭТАЛОН
Чередование гласных в корне: растений
Безударная гласная в корне: весна-вёсны, писатель-пишет, цветение-цвет, полянах-поле.
З-С в приставке: рассыпались
Непроизносимые согласные: праздничному, радостный-радость.
Приставки пре-при-: пришел (приближение).
Падежные окончания существительных: по зелени (3-е скл., Д. п.).
Дефис в наречиях: по-праздничному.
Тема: «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА».
Цель: 1. Произвести связный лингвистический анализ поэтического текста Бунина И. « Густой зелёный ельник у дороги …»
2. Совершенствовать культуру речи, обогащать стилистические ресурсы устной и письменной речи учащихся.
3.Развивать навык исследования, коллективной работы и работы по группам.
1 уровень ЦЕЛЬ: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, умение видеть синтаксические конструкции в поэтическом тексте.
Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения И. А. Бунина « Густой зелёный ельник у дороги…»
Какое настроение надо передать при чтении? В каких словах текста особенно ярко выражено настроение лирического героя?
Расставьте логическое ударения для чтения.
1 гр. Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.7
2 гр.
Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб-
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.
3 гр.
Вот снова след, размеренный и редкий,
И вдруг - прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон - и ветки,
Обитые рогами на бегу…7
О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радости - звериной,
Он красоту от смерти уносил!
Начертите схемы к указанным предложениям. Дайте краткую
характеристику синтаксическим конструкциям. Почему автор в предложениях стихотворения используют тире?
Объясните значения слов в данном тексте: остинок, гон.
Обратитесь к словарным статьям:
Гон- (словарь В. И. Даля) – « обложенное стрелками и облавой пространство звериной охоты».
Ость- (словарь С. И. Ожегова), - и, мн.-и., - ей, ж. 1. Тонкий
Длинный отросток на колосе у злаков.
2 уровень. Цель: развивать умение анализировать поэтический текст повествовательного типа, художественного стиля.
Попробуйте озаглавить стихотворение. Определите тему текста. В какой строчке отражается идея стихотворения?
Выпишите ключевые слова, в которых отражается тема и основная мысль текста.
Заглавие
Тема основная мысль текста
Ключевые слова, ключевые слова,
В которых отражается в которых отражается
Тема. основная мысль.
Как вы озаглавили стихотворение?
Что должно отражаться в заглавии-
Тема или идея?
2. Определите тип текста.
Для всех повествовательных текстов общим является:
- Начало события (завязка)
- развитие события
- кульминация
- конец действия (развязка)
В повествовании сообщается о событиях, происшествиях, действиях, особая роль принадлежит глаголом.
Выпишите глаголы и определите их вид и время.
Какую роль играет границы в повествовательном тексте?
3. Определите композицию данного поэтического текста.
- Определите границы экспозиции, развития действия, кульминации, завязки.
1гр. 2гр. 3гр.
Экспозиция завязка разв. кульм. Развязка действ.
- Какие синтаксические конструкции преобладают?
Лексика? Ритм?
4. Определите стиль стихотворного текста.
Язык И. А. Бунина отличается простотой, свежестью словесных образов, безыскусностью.
Какие изобразительно- выразительные средства использует автор в тексте?
Прочитайте определения тропов (эпитета и метафора) и стилистической фигуры, которые даются в «Толковом словаре» С. И. Ожегова.
Эпитет - а, м. В поэтике: образное, художественное определение.
Метафора – ы, ж. 1. Вид тропа - скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому. 2. В лингвистике: переносное употребление слова, образование такого значения.
Стилистическая фигура – слово или оборот, усиливающие выразительность.
Найдите в тексте данные тропы и стилистические фигуры.
Изобразительно – выразительные средства (тропы)
Стилистические фигуры
3 уровень Цель: развивать умение давать связный лингвистический анализ стихотворного текста.
1. Произведите анализ данного текста по плану (учебник В.В Бабайцевой, стр. 6).
2. Анализируя текст, постройте свой письменный ответ в форме связного высказывания.
Приложение №5
Индивидуальная карта поурочного самоконтроля.
Дата | Само оценка | Оценка орфограф. работы | Оценка грамм. работы | Оценка пункт. работы | Общ. оценка | Шаги предпр. деят-ти. Что делать? |
Индивидуальная карта самоконтроля (тематическая) _
№ | Критерии | Оценка |
1. | Знание теоретического материала по теме | |
2. | Умение определять вид придаточного предложения в СПП | |
3. | Умение строить схемы СПП | |
4. | Умение составлять схемы СПП | |
5. | Умение использовать СПП в устной и письменной речи | |
Итоговая оценка |
Приложение №6
Дифференцированные тесты по русскому языку для 8-9 классов.
Тест №1 (вариант 1)
1. Определите словосочетание со значением указания на предмет и его признак:
1) новая книга;
2) прочитать книгу;
3) читать громко.
2. Определите словосочетание со значением указания на действие:
1) любимый фильм;
2) смотреть фильм;
3) интересный роман.
3. Определите словосочетание со значением признака действия:
1) большой успех;
2) успехи в работе;
3) выступить успешно.
4. Определите словосочетание со значением признака признака:
1) быстро бежать;
2) очень красивый;
3) весенняя пора.
5. Определите, какой частью речи выражено главное слово: темная аллея, картинная галерея, субботний вечер.
1) именем прилагательным;
2) именем существительным.
6. Определите, какой частью речи выражено главное слово: разговаривать с друзьями, писать письма, собирать грибы.
1) глаголом;
2) именем существительным.
7. Определите, какой частью речи выражено главное слово: очень холодно (встречать), весьма интересно (рассказывать).
1) кратким прилагательным;
2) наречием.
8. Определите, какой частью речи выражено главное слово: по-прежнему красивый, очень умный, давно известный.
1) именем прилагательным;
2) наречием.
9.Укажите словосочетание, состоящее из существительного + существительное:
1) красивый джемпер;
2) джемпер брата;
3) связать джемпер.
10. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + существительное в В.п.:
1) украсить цветами;
2) подарить брату;
3) постелить ковер.
11. Укажите словосочетание со способом связи – согласование:
1) первый ученик;
2) цветок липы;
3) дом отца.
12. Укажите словосочетание со способом связи – управление:
1) весенний вечер;
2) встретить друзей;
3) созревший плод.
13. Укажите словосочетание со способом связи – примыкание:
1) золотое кольцо;
2) учиться плавать;
3) учиться плаванию.
15. Укажите правильное словосочетание:
1) одеть ребенка;
2) одеть пальто.
16. Укажите ошибочное словосочетание:
1) оплатить проезд;
2) оплатить за проезд.
17. Укажите синонимичные словосочетания:
1) девушка высокого роста;
2) высокорослая девушка;
3) длинноногая девушка.
18. Укажите, какое словосочетание имеет синоним:
1) кафе при дороге;
2) машина на ремонте.
19. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании гулять в парке:
1) по смыслу;
2) предлогом и окончанием;
3) окончанием.
20. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании веселая прогулка:
1) по смыслу;
2) окончанием.
Тест № 1 (вариант 2)
- Определите словосочетание со значением указания на предмет и его признак:
1) длинная дорога;
2) нарисовать картину;
3) рисовать долго.
2. Определите словосочетание со значением указания на действие:
1) красивый закат;
2) писать письмо;
3) очень красивый.
3. Определите словосочетание со значением признака действия:
1) высокая гора;
2) победить страх;
3) хорошо учиться.
4. Определите словосочетание со значением признака признака:
1) идти медленно;
2) очень умный;
3) осенний день.
5. Определите, какой частью речи выражено главное слово: воскресный день, спортивный зал, зеленая дубрава.
1) именем прилагательным;
2) именем существительным.
6. Определите, какой частью речи выражено главное слово: пилить дрова, убирать урожай, белить стены.
1) глаголом;
2) именем существительным.
7. Определите, какой частью речи выражено главное слово: очень громко (говорить), весьма небрежно (писать).
1) кратким прилагательным;
2) наречием.
8. Определите, какой частью речи выражено главное слово: весьма далекий, совсем старый, очень короткий.
1) именем прилагательным;
2) наречием.
9. Укажите словосочетание, состоящее из существительного + существительное:
1) любимый костюм;
2) костюм сестры;
3) сшить костюм.
10. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + существительное в В.п.:
1) увлекаться чтением;
2) подарить маме;
3) построить дом.
11. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + существительное в Т.п.:
1) прийти в гости;
2) кататься на лыжах;
3) заниматься с увлечением.
12. Укажите словосочетание со способом связи – согласование:
1) отличная оценка;
2) цветение вишни;
3) говорить по телефону.
13. Укажите словосочетание со способом связи – управление:
1) морозное утро;
2) упасть на землю;
3) хорошо отдохнуть.
14. Укажите словосочетание со способом связи – примыкание:
1) приятное лицо;
2) быстро делать;
Приказ командира.
15. Укажите синонимичные словосочетания:
1) тропинка через лес;
2) лесная тропинка;
3) тропинка через овраг.
16. Укажите, какое словосочетание имеет синоним:
1) город на море;
2) промокающая обувь.
17. Укажите словосочетание с ошибкой:
1) пренебрегшего правилами;
2) разговор откровенен;
3) пара ботинков.
18. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании курортный город:
1) по смыслу;
2) окончанием.
19. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании любить читать:
1) по смыслу;
2) окончанием.
20. Употребите правильно падеж существительного при глаголе заплатить:
1) заплатить проезд;
2) заплатить за телефон.
Имя прилагательное, 5 класс
1–ая гр. – составить текст на тему «Моя семья», используя имена прилагательные
2–ая гр. – «украсить» текст, вставив на месте пропусков имена прилагательные
Зовут лисенка Рыжиком. Это … … хищник.
… шерстка его так густа и мягка, что хочется гладить ее без конца.
Кончик … хвоста совсем … . … глаза лисенка смотрят лукаво.
3–я гр. – составить предложения из данных слов, подчеркнуть имена прилагательные
- Над, глубокий, снега, синеть, нежный, небо.
- Прыгать, полянка, по, заяц, белый.
- В, лиственный, лес, от, ветер, легкий, слышать, зеленый, шум.
Разноуровневые карточки-задания по теме «Сложноподчиненные предложения», 9 класс
Задание. Расставить знаки препинания
Уж к земле. (М.Г.)
| Задание. Опустив выделенные слова, расставить знаки препинания 1.Когда дождь кончился, мы пошли в горы. 2. За ночь все отдохнули, поэтому можно было двигаться дальше. 3. Шофер нажал на тормоз, но машина не остановилась. 4. Если скажешь слово, прибавят десять. |
Контрольная работа по теме «Односоставные предложения», 8 класс
№ | Предложение | Вид предложения | Подлежащее | Сказуе мое | Способ выражения |
1. | Не обижайся на меня, пожалуйста. | о/л | - | + | Глагол в ед.ч., 2-ом л. |
2. | Поздний вечер. | наз. | + | - | Сущ. в им. п. |
3. | Принесли почту. | н/л | - | + | Глагол в прош.вр., мн. ч. |
Урок русского языка в 6 классе "Приглашение на ярмарку"
Тема: Глаголы в повелительном наклонении
Цели урока:
- обеспечить в ходе урока закрепление знаний учащихся о глаголах в форме повелительного наклонения, акцентируя внимание на следующих вопросах:
- - образование и употребление в речи глаголов в форме повелительного наклонения,
- - условия употребления ь в глаголах в форме повелительного наклонения,
- - правописание букв е/и в глаголах в форме 2-го лица множественного числа изъявительного и повелительного наклонений;
- продолжить развивать у учащихся умения
- - отличать глаголы в форме повелительного наклонения от глаголов в форме изъявительного,
- - правильно писать глаголы в форме повелительного и изъявительного наклонений,
- - выполнять указанные разборы слов и предложений,
- - логично излагать мысли в беседе с учителем, при анализе глаголов;
- продолжить развитие навыков самостоятельной работы;
- продолжить работу по воспитанию любви к родному языку, чувства ответственности за качество знаний.
Оборудование: запись на доске темы и эпиграфа урока: "Заходи, зашевелись, загуди, ярмарка!" К. Д. Ушинский, карточки для индивидуальной работы, толковые словари, тесты по теме урока, мультимедиапроектор
Технологии: уровневая дифференциация, ИКТ, игровая.
1. Сообщение темы, цели и задач урока.
Эпиграф нашего сегодняшнего урока: "Заходи, зашевелись, загуди, ярмарка!". (слайд № 2)
Как вы думаете, могут ли эти слова К. Д. Ушинского подсказать вам тему урока?
Верно, тема урока "Глаголы в форме повелительного наклонения". Вчера мы познакомились с тем, как образуются такие глаголы, каковы особенности их правописания, в чём их отличие от глаголов в форме изъявительного и условного наклонений. Сегодня наша задача - закрепить полученные знания на практике. (слайд №3)
Вот уже несколько дней мы гостим в сказочной стране Глаголия. (слайды № 4 - 8)
Сегодня король Глагол пригласил нас принять участие в весёлой ярмарке. ( слайды № 9 - 10)
Результатом нашего путешествия по ярмарочным рядам станет домашнее сочинение "Но где же пересказать всё то, что было на той ярмарке!" с использованием глаголов в форме повелительного наклонения, а Диана, Алия и Рамиля выполнят индивидуальные задания по учебнику.
Итак, добро пожаловать на весёлую ярмарку в стране Глаголии.
(Звучит музыка из мюзикла по "Сказке о попе…" А. С. Пушкина.)
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
а) Слово учителя.
- Знаете ли вы, ребята, откуда пришло к нам слово "ярмарка"?
Оказывается, пришло оно из немецкого языка. Если присмотреться внимательно к слову, то можно увидеть в нём две частички: "яр" - то есть "год" и "маркт" - "торг", "рынок", "базар". Что же получилось? Ежегодный торг, базар. А что вам известно о ярмарках, проводившихся на Руси?
б) Слово ученице, подготовившей сообщение о русских ярмарках (с презентацией).
Ярмарки в России проводились в разное время года. (слайды № 11 -14)
Самая многолюдная ярмарка России была близ Нижнего Новгорода. (слайды № 15 - 16)
Многоголосая, пёстрая ярмарка встречала гостей криками зазывал, спорами торгующих, музыкой и песнями цыганских хоров. (слайды № 17 - 22)
Крутились карусели, а в балаганах с яркими вывесками выступали артисты. (слайды № 23 - 24)
Чтобы люди подходили к лавкам, купцы, приезжающие из разных городов, по-особому зазывали, или закликали, народ. (слайд №25)
Чего только здесь не было! (слайд № 26 - 28)
Флаг поднят, ярмарка открыта.
Недаром площадь вся покрыта;
Глядят из лавок кушаки,
И разноцветные платки,
И разноцветная серпянка;
Тут груды чашек и горшков,
Корчаг, бочонков, кувшинов;
Там - лыки, вёдра и ушаты,
Лотки, подойники, лопаты…-
писал русский поэт И. Никитин.
в) Фронтальный опрос:
(слайд № 29)
Ярмарка огневая, яркая!
Ярмарка плясовая, жаркая!
Гляньте налево - лавки с товаром!
Гляньте направо - веселье даром!
- Глаголы в форме какого наклонения вы услышали в этой закличке?
- Что вы знаете об их образовании и особенностях правописания?
- Какими по цели высказывания будут предложения, в которых употреблены глаголы в форме повелительного наклонения? Почему?
3. Осмысление объективных связей и отношений в изучаемом материале.
1.а) Слово учителя.
Ярмарка в самом разгаре. Всюду торг, говор, смех, веселье. А уж без музыки на ярмарке никак нельзя. Вслушайтесь в мелодию русской народной песни "Светит месяц" и представьте, как "заходила, зашевелилась, загудела весёлая ярмарка".
( звучит русская народная песня "Светит месяц")
б) Творческий диктант.
(слайд № 30)
Перед вами глаголы в форме изъявительного наклонения.
Передайте действия людей, продающих или покупающих товар, веселящих или пришедших повеселиться, глаголами в форме повелительного наклонения:
1 вариант - в форме единственного числа,
2 вариант - в форме множественного числа.
Обозначьте у глаголов суффикс (если есть) и окончание.
Покупают, продают, предлагают, спорят, зазывают, веселятся, позабавят, едят, торгуются, прибавят, смеются, положат.
в) Конкурс на лучшее предложение.
С одним из глаголов составить предложение о ярмарке и выполнить его синтаксический разбор.
г) Организация индивидуальной работы.(Приложение № 1)
Решили побродить по ярмарке самостоятельно Булат, Фания, Марс.
2. а) Выборочно - распределительный диктант.
Вот мы подошли к торговым рядам. Чего здесь только не продают! Свистульки филимоновские, кружева вологодские, посуду хохломскую и гжельскую, игрушку дымковскую, пряники тульские, окорока московские! (слайд № 31 - 32)
Сейчас мы посмотрим, справятся ли наши покупатели с коробейниками и барышниками, хорошего ли товару купят. (слайд № 33)
- Кстати, а кто такие коробейники и барышники?
(Работа с толковым словарём: коробейники - мелкий торговцы, разносчики, торговавшие по деревням разными товарами, необходимыми в крестьянском быту; барышники - люди, занимающиеся перепродажей ради прибыли)
Попробуйте из закличек и выкриков торговцев выписать глаголы в форме повелительного наклонения и обозначьте у них суффиксы (если есть) и окончания: 1 вариант - в форме множественного числа, 2 вариант - в форме единственного числа. (слайды № 34 -37)
Вы поверьте мне, друзья:
Без обману здесь нельзя.
Бросьте, не спорьте, покупайте,
Время даром не теряйте!
Не держи язык за зубами,
Покупай пироги с грибами.
Уж потешь меня, дружок,
Скушай этот пирожок!
Становитесь в ряд,
Забирайте всё подряд!
Люди, подходите-ка!
Платки поглядите-ка!
Мои куклы разбирай-ка!
Детям радость доставляй-ка!
Сами мы - рязанские!
Сельди - астраханские!
Налетай - покупай,
Выбирай - забирай!
б) Организация индивидуальной работы.
Поотстали от нас некоторые ребята. Ну, ничего, догонят, а по пути поработают самостоятельно ( Марс, Фания) (Приложение № 2).
3. Редактирование текста.
а) - А что это там народ собрался? Оказывается, в большом дощатом балагане скоморохи представление дают, конкурсы устраивают, а чуть подальше уже скрипят карусели. (слайды № 38 -39 , звучит музыка Стравинского "Петрушка")
Послушайте побасёнки, которые звучали на ярмарках: (слайд № 40)
Принесёте за меня дрова,
Раздобудете за меня спички,
Растопите за меня печь,
А погреюсь я сам.
- Эй, хозяйка! Сваришь суп из топора?
- Хорошо, сварю!
- Да гуся-то прихватишь?
- А это зачем?
- А то топор не разварится.
- А теперь замените в побасёнках, где необходимо, глаголы одного наклонения глаголами в форме повелительного.
- Глаголы какого наклонения нужно заменить?
- На что указывают глаголы в форме изъявительного наклонения?
- Укажите морфологические признаки этих глаголов.
- Запишите побасёнки, отредактировав текст.
- Укажите морфологические признаки глаголов в форме повелительного наклонения. (слайд № 41)
б) Организация индивидуальной работы.
- Кое-кто из вас попробует себя в роли скоморохов и поработает самостоятельно. Я считаю, что с этой задачей справятся Диана, Ландыш, Алия. ( Приложение №3)
4. Конкурс знатоков пословиц.
а) - А на другом конце ярмарки собрались знатоки пословиц, и мы среди них. (слайд № 42)
Ваша задача - собрать пословицу. Я читаю её начало, вы же должны выбрать вторую часть из предложенных на слайде. Не забудьте вставить пропущенные буквы. (слайд № 43)
На базар едете... - а правду реж?.
Семь раз отмерьте... -с с…бою цены (не) везите.
На чьём возу сидишь,... -один раз отреж?те.. ...-ту и песню пой.
- Глаголы в форме каких наклонений используется в пословицах?
- Докажите это графически, обозначив окончания и суффиксы глаголов (если есть).
- Отражают ли как-нибудь данные пословицы дух ярмарки?
б) Самопроверка (слайд № 43).
в) Организация индивидуальной работы.
У подмостков, где смешат народ клоуны, остановились наши ребята. Они будут работать самостоятельно (Рамиля, Булат).) (Приложение № 4)
4. Обобщение и систематизация изученного материала.
1.Тестирование.
- Разноголосый гул стоит на ярмарке. Многое здесь можно увидеть и услышать. (слайд № 44)
А нам пора подводить итоги. Сейчас мы посмотрим, кто из вас выгодно купил товар. Максимальное количество купленного - 14 баллов. Работаем с тестом. (слайды № 45 - 46)
1) Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают действия:
- а) которые происходили, происходят или будут происходить;
- б) к которым говорящий побуждает своих собеседников;
- в) которые могут происходить при определённых условиях.
2) Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются
- а) по временам, числам, лицам или родам;
- б) по числам и родам;
- в) по числам.
3) Какие глаголы употреблены в форме повелительного наклонения?
- а) отрежете
- б) отрежьте
- в) напишите
- г) напишете
- д) продаёте
- е) продайте
4) В каких глаголах окончание -те?
- а) Как вы это терп…те?
- б) Крикн…те погромче!
- в) Умолкн…те хоть на минутку!
- г) Пока не умолкн…те, я ничего не скажу.
5) Это глаголы (см. № 4) какого наклонения?
- а) изъявительного,
- б) условного,
- в) повелительного.
6) В каких глаголах пишется ь?
- а) не эконом…те
- б) не удержит…ся
- в) поклониш…ся
- г) намаж…те
7. В каких предложениях допущена ошибка в написании глагола?
- а) Вы бродете по ярмарочным рядам.
- б) Проходити, налетайти, мои куклы покупайте!
- в) Отрежте мне кусочек пирога.
- г) Заплатите за товар, будет у меня навар.
2. Беседа с учащимися:
- Каково значение глаголов в повелительном наклонении?
- При помощи каких суффиксов образуются эти глаголы?
- В какой форме обычно употребляются глаголы в повелительном наклонении?
- Что вы знаете о правописании ь в глаголах повелительного наклонения?
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
6. Домашнее задание: сочинение "Да где же пересказать всё, что было на той ярмарке!"; индивидуальные задания: упражнение №
Приложение № 1
а) Составить 6-8 словосочетаний "глагол + существительное", используя ярмарочную лексику. С двумя словосочетаниями записать предложения и выполнить синтаксический разбор одного из них.
*Глаголы необходимо употребить в повелительном наклонении!
Слова для справок: продавать, выбирать, покупать, смотреть, смешить, смеяться, выкрикивать, приглашать; ярмарка, скоморох, купец, товар, пряники, самовар, карусели, клоун.
б) Составить словосочетания "глагол + существительное", употребляя глаголы в форме повелительного наклонения: заиграет (на чём?), зазывают (кого?), продаёт (что?), покупают (что?), любуется (чем?), катаются (на чём?), смотрят (на что?), смеётся (над чем?).
Приложение № 2
а) Из данных закличек выписать глаголы в форме повелительного наклонения, обозначить суффикс и окончание.
А вот ряд мясной,
Заходи, народ честной!
Продаю я сало, есть и гусь,
Выбирай себе на вкус!
Тары-бары-растабары,
Привёз я сто товаров!
Есть платки и гребешки,
Пряники да петушки!
Налетайте, покупайте,
Денежки лишь отдавайте!
Люди, подходите!
Платки поглядите!
Один красный,
Другой синий,
А уж третий-то хорош,
Покупай на свой грош!
б) Работа по перфокартам:
когда напиш…те
срочно напиш…те
если разреж…те
сейчас же разреж…те
обязательно расскаж…те
если расскаж…те
народ рассмеш…те
когда рассмеш…те
в) Из данного списка глаголов выписать только те, которые употреблены в форме повелительного наклонения: поверьте, покупаете, подходите, потешьте, смеётесь, рассмешишь, рассмеши, запишете, запишите, выбирай, привезёте, съешьте, выкрикиваете, зазывайте.
Приложение № 3
а) Сочинить сказку о том, как Мишка косолапый ходил на ярмарку. В сказке использовать глаголы в форме повелительного наклонения.
б) Сочинить сказку о том, как кот Тимофей побывал на ярмарке. В сказке использовать глаголы в форме повелительного наклонения.
в) Написать сочинение-миниатюру "Как скоморохи народ веселили". В сочинении использовать глаголы в форме повелительного наклонения.
Приложение № 4
"Собери закличку!": к первой части заклички дописать вторую, у глаголов повелительного наклонения обозначить суффикс и окончание.
1) Тары-бары растабары,
Есть хорошие товары.
2) Кому пирожки,
Горячие пирожки?
3) Иголки не ломки,
Нитки, тесёмочки,
4) Платки, петушки,
Расписные гребешки!
5) А вот ряд мясной,
Заходи, народ честной!
1) Румяна, помада,
Кому чего надо?!
2) Не товар, а сущий клад,-
Забирайте на расхват!
3) С пылу, с жару,
Гривенник за пару!
4) Есть и сало, есть и гусь,
Выбирай себе на вкус!
5) Небольшой расход!
Подходи, честной народ!
Приложение №8
Приложение №9
Министерство образования Чувашской Республики
МОУ «Кзыл-Чишминская основная общеобразовательная школа» Батыревского района
Индивидуальная программа развития Шайдуллиной Гельшат Мансуровны
Разработана классным руководителем
Сафиуллиной Г.Я.
д. Кзыл Чишма
2007 г.
Индивидуальная программа развития
Шайдуллиной Гельшат Мансуровны, ученицы 9 класса МОУ «Кзыл-Чишминская основная общеобразовательная школа» Батыревского района ЧР, разработанная классным руководителем Сафиуллиной Г.Я. совместно с Шайдуллиной.
Пояснительная записка.
В современном обществе актуально и остро стоит проблема конкретной помощи детям в их профессиональном самоопределении. Вопрос о выборе профессии является одним из судьбоносных, так как задает тон всему дальнейшему профессиональному пути. И речь идет о самом его начале – профессиональном старте. Моя задача как классного руководителя – помочь ученику в формировании профессионального самоопределения, дать возможность сопоставить потенциальное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора профиля обучения. С этой целью и составлена программа профессионального самоопределения ученицы 9 класса Шайдуллиной Г.М.
Программа рассчитана на 1 год и включает в себя анализ изучения индивидуальных показателей Шайдуллиной, определение профессиональных интересов, общие мероприятия, которые способствуют формированию готовности профессионального самоопределения, предполагаемый результат реализации программы.
Цель программы:
Профессиональное самоопределение через учет индивидуальных способностей.
Задачи программы:
1.Помощь в поиске оптимальных путей решения выбора профессии.
2.Оказание помощи в проектировании вариантов профильного обучения.
3.Способствовать развитию личностных природных способностей и задатков, позволяющих достичь успеха в выбранной сфере профессиональной деятельности – менеджмента в туристической области.
4.Активизировать процесс самопознания.
5.Поддержание стремления к самостоятельной деятельности и самообразованию.
7.Создание условий для развития творческих способностей, коммуникативных навыков.
Реализация программы.
Блок №1. Диагностика.
№ | Мероприятие | Предполагаемый результат | Дата |
1 | Наблюдение | Данные о природных способностях | Сентябрь |
2 | Анкетирование «Гамма моих способностей», «Оценка профессиональных склонностей», «Незаконченный тезис», «Блиц-опрос», «Скорая помощь в выборе профессии» | Выявление профессиональных склонностей | Сентябрь, октябрь |
3 | Тестирование «Интересы и склонности», «Влияние темперамента на профессиональное самоопределение» | Выявление интересов и склонностей | Октябрь |
4 | Собеседование «Насколько я соответствую образу менеджера?», «Мои жизненные и профессиональные планы» | Сбор информации по вопросам профессионального самоопределения | октябрь |
Блок №2. Основные мероприятия по реализации программы.
№ | Мероприятие | Предполагаемый результат | Дата |
1 | Собеседование «Понятие о специальности и профессии» | Развитие сведений о профессиях и специальностях. | 13.11. 2007. |
2 | Беседа «Классификации профессий» | Профессиональное самоопределение | 20.11. 2007. |
Беседа «Способности и профессиональная пригодность» | Профессиональное самоопределение | 27.11. 2007. | |
3 | Встречи с представителями различных профессий. | Формирование жизненных целей и планов, знакомство со спецификой разных профессий. | 04.12. 2007. |
4 | Диспут «Выбор профессии – это личное дело?» | Формирование комплекса мотивов выбора профессии | 11.12. 2007. |
5 | Беседа «Самая большая ценность – это любимая профессия» | Выбор профессии туристического менеджера | 18.12. 2007. |
6 | Информационный час «Учебные заведения Чувашии» | Возможность выбора учебного заведения по выбранной профессии | 16.01. 2008. |
7 | Исследовательская работа «Все о туристическом бизнесе» | Развитие исследовательских умений, расширение кругозора. | 22.01. 2008. |
8 | Ролевая игра «Я менеджер» | Освоение социальных ролей и способов самовыражения. | 29.01. 2008. |
9 | Тренинг «Я среди людей»» | Активизирование процесса самопознания | 05.02. 2008. |
10 | Классный час «Речевой этикет» | Развитие коммуникативных навыков | 12.02. 2008. |
11 | Классный час «Основы делового этикета» | Развитие деловых качеств, необходимых в сфере обслуживания | 19.02. 2008. |
12 | Практикум «Искусство беседы, спора, дискуссии» | Развитие навыков общения | 26.02. 2008. |
13 | Заочная экскурсия в ГОУ СПО «Петровский колледж» на факультет менеджмента в туристической области | Знакомство с условиями приема в колледж | 04.03. 2008. |
14 | Лекция «Развитие туризма и сервиса Чувашии» | Усвоение знаний о потребностях в кадрах в своем регионе | 11.03. 2008. |
15 | Видеопрограмма «Туризм и бизнес» | Дополнительное информирование о профессии турменеджера | 18.03. 2008. |
16 | Самообразование | Обучение на курсах ЕШКО по специальности «Английский для всех», подготовка и участие в олимпиадах, конкурсах. | В теч года |
17 | Элективный курс по технологии «Выбор профессии» | Выбор направления профильного образования | В теч года |
18 | Турпоход в заказник «Зирекле»» | Развитие практических умений по профилю туризма | 15.05. 2008. |
19 | Проект «Моя профессия». Презентация проекта. | Реализация творческого потенциала | 22.04. 2008. |
20 | Диалог «Путь самореализации» | Рефлексия о полученных сведениях | 29.04. 2008. |
21 | Психологический практикум «Как устроиться на работу?» | Обучение аспектам построения успешной профессиональной карьеры | 06.05. 2008. |
22 | Беседа «Что такое имидж?» | Воспитание качеств делового человека | 13.05. 2008. |
23 | Кружок «Хозяюшка» | Развитие практических умений, необходимых в работе социальной сферы | В теч. год. |
Блок №3. Содержание работы с родителями Шайдуллиной Г.
1.Природные способности Гельшат. Анкетирование «Увлечения моего ребенка», «Как помочь ребенку правильно выбрать профессию?»
2. Профессиональные интересы учащейся. О профильном обучении в 10-11 классах.
3. Учебные заведения республики и страны по подготовке турменеджеров.
4.ГОУ СПО «Петровский колледж». Условия приема в учебное заведение. Дни открытых дверей в колледже.
5.Поддержка интересов Гельшат, помощь в самообразовании.
Блок №4. Предполагаемый результат
1.Расширение кругозора по выбранной профессии
2.Выполнение творческих и проектных работ по темам.
3.Социально-экономическое направление профильного образования.
4.Поступление в ГОУ СПО «Петровский колледж» на факультет менеджмента в туристической области.
Использованная литература
1.Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя. Москва, 2006.
2.Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. М., Генезис,2000.
3.Твоя профессиональная карьера. Учебник для учащихся 8-11 классов. / Под ред. С.Н.Чистяковой, М., Просвещение,2003.
4.Методы диагностики готовности к выбору профиля обучения / под ред. С.Н.Чистяковой. М.: ИОСО РАО, 2002.
5.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / под ред. С.Н.Чистяковой. М.: Филология, 1998.
6.Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального самоопределения. Институт практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
7.Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Митиной. М., Флинта, 1998.
8.Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С. Подростки 21 века. М., «ВАКО», 2007.
Текущие результаты реализации программы:
Выбор социально – экономического направления профильного обучения.
Приложение №10
Перечень личных достижений учащихся 9 класса
(за 2006-07уч. гг.)
№ | Фамилия, имя, отчество. | Наименования мероприятия | Дата проведения | Результаты участия |
1 | Абитова Э.М. | Районная олимпиада по татарскому языку и литературе. Районный конкурс «Правовой марафон». Районные соревнования по баскетболу. Республиканская олимпиада по татарскому языку и литературе. | 2007г.
| 1 место 3 место, грамота 1 место, грамота 3 место |
2 | Амерханов Д.А. | Районные соревнования по настольному теннису. Районные соревнования по мини-футболу. | 2007г. | 1 место, грамота. 3 место, грамота. |
3 | Гайнуллин Н.Р. | Международный конкурс- игра “Кенгуру” | 2006г. | участие |
4 | Гайнуллина А.Ф. | Районные соревнования по баскетболу | 2007 г. | 1 место, грамота |
5 | Камалтдинов И.Д. | 3 конференция “Наука. Творчество. Развитие.” | 2007г. | Участие, свидетельство |
6 | Мязитов И.Г. | Районный этап всероссийского конкурса литературно-художественного творчества «Дети и книга» в номинации «Юный художник» Республиканский этап этого же конкурса. Районные соревнования по баскетболу. Районные соревнования по мини-футболу. | 2007г. | 1 место, грамота. 2 место, грамота, медаль. 1 место, грамота. 3 место, грамота. |
7 | Сабируллин Р.М. | Районная олимпиада по биологии. 4 конференция “Наука. Творчество. Развитие.” | 2007 г. | 3 место Участие, свидетельство |
8 | Салахутдинов Ф.З. | Районный конкурс сочинений “Моя родная школа” Районный конкурс рисунков “Защита Отечества – долг каждого гражданина” Районный конкурс рисунков “Все краски кроме черной” Районный конкурс творческих работ “Марш парков” Районный конкурс “Дети и книга” в ном. “Юный художник” Районный конкурс творческих работ “Сердце матери” в ном. “Лучший рисунок” Районные соревнования по баскетболу Районный шахматно-шашечный турнир Районные соревнования по мини-футболу | 2007г. | 1 место, грамота. 1 место, грамота. 1 место, грамота. 2 место, грамота. 2 место, грамота. 3 место, грамота. 1 место, грамота. 2 место, грамота. 3 место, грамота. |
9 | Сафиуллин Р.Р. | Районные соревнования по баскетболу Районные соревнования по мини-футболу | 2007г. | 1 место, грамота. 3 место, грамота. |
10 | Хабибуллина Л.Н. | Районные соревнования по баскетболу | 2007г. | 1 место, грамота. |
11 | Шайдуллина Г.М. | Стипендиат Чувашского Республиканского отделения общественного фонда “Российский детский фонд” Районная олимпиада по русской литературе 2, 3, 4 конференции “Наука. Творчество. Развитие.” Районный конкурс “Правовой марафон” Районный литературно-музыкальный фестиваль, посвященный Г Тукаю | 2007г. 2007г. 2005-2007гг. 2006г. | Свидетельство. 2 место 2 место, грамоты. 3 место, грамота. 1 место, грамота. |
12 | Шафигуллин Р.Р. | Районный конкурс “Правовой марафон” | 2007г. | 3 место, грамота. |
Приложение №11
Список выпускников, выбравших профессию учителя.
1. Шихранова С.Н. – ЧГПУ им. Яковлева, филологический факультет
2. Мефодьева М. И. – ЧГПУ им. Яковлева , факультет чувашского языка и литературы
3. Ямалетдинова З.М. – КГПИ, филологический факультет
4. Ямалетдинова И.И. – ЧГПУ им. Яковлева, историко-филилогический факультет
5. Камалетдинов Р.Р. – ЧГПУ им Яковлева, химико-биологический факультет
6. Яббарова Г.Э -Казанское педучилище, начальные классы
7. Аллямова Р.Н. – Тетюшское педучилище, начальные классы
8. Калимуллина Л.Н. – Тетюшское педучилище, начальные классы
9. Шайдуллина Г.М. – Чебоксарское педучилище, факультет английского языка