Риторика и речевой этикет для дошкольников.

Грищенко Любовь Сергеевна

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

 

Усвоение языка начинается у человека с момента появления его на свет и продолжается почти всю жизнь.

Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. Поэтому искусство говорить нужно для социальной реализации своих творческих потенций. Ведь овладение речью – фактор не только общественно значимый, но и личностно значимый.

Сегодня в нашей стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей современного человека. Поэтому наступило время, когда речевое развитие можно и нужно усовершенствовать.

Учитывая то, что основной задачей риторики является обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи, актуальность риторики очевидна – приобщение дошкольника к элементам, основам ораторского искусства имеет большое воспитательно-образовательное и развивающее значение. Ведь дошкольный возраст – это сензитивный период развития речи.

Риторика – «наука о хорошей речи». Обучение риторике направлено на развитие коммуникативной компетенции детей, их способности налаживать общение с окружающей природой, людьми при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и не речевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов).

Образовательная программа «Риторика и речевой этикет для дошкольников» направлена на формирование и развитие речи, тембра, интонации голоса, расширению интереса к развитию речи ребенка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно у ребенка обогащается и активизируется словарь, совершенствуется культура речи, ее интонационный строй, формируется умение выступать перед публикой, самостоятельно импровизировать на заданные темы. Дети открывают для себя удивительный мир слов и задумываются над их значением.