Развитие профессиональной компетенции

Колмакова Арина Андреевна

Предварительный просмотр:

 Доклад на тему: « Различные виды работы с гиперактивными детьми».

Гиперактивные  дети или дети с синдромом дефицита внимания. Детей с нарушениями такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Можно выделить такие черты, как чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем – либо.                                                                                                В последнее время специалистами показано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля.  Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков фиксируется чаще, чем у девочек.                                                                                                                     Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции.                                                                                                                                                          Как правило,  в подростковом возрасте дефекты внимания у детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко сменяется инертностью психологической деятельности и недостатками побуждений.                                                                                  Основные нарушения поведения сопровождаются вторичными нарушениями, к числу которых относится слабая успеваемость и затруднения в общении с другими людьми. Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справиться с заданиями, т. к. они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у них  значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания.                                                                                                                             Гиперактивность влияет не только на школьную неуспеваемость, но и на взаимоотношения с окружающими. Эти дети не могут долго играть со сверстниками, среди остальных они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.                                                                                                                            Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциального поведения.                          В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание  причин наблюдаемых нарушений поведения.                                                                                        Этиология и патогенез гиперактивность изучались специалистами. Они пришли к выводу, что здесь играют такие факторы: - органическое поражение мозга: - перинатальная патология (осложнения во время беременности): - генетический фактор (наследственность); - социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательного воздействия).                                                                                                          Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей. Прежде всего следует учесть,  что важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому,  необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением врача. Педагог должен объяснить родителям гиперативного ребенка, что им необходимо придерживаться определенной тактики воспитательных возможностей. Они должны помнить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специально назначенного лечения, но, в значительной мере, еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Нередко педагоги, не справляясь  с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другую школу. Однако, эта мера, проблем ребенка не решает. Вместе с тем, выполнение некоторых рекомендаций может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справиться с учебной нагрузкой. В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначных прогнозов. У многих серьезные проблемы могут сохраниться  и в подростковом возрасте.  

Группа детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания существенно неоднородна, что ставит проблему выбора терапевтических и коррекционных мероприятий и, кроме того, приводит к противоречивости результатов экспериментальных исследований. Лечение и воспитание гиперактивного ребенка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: невролога, психолога, педагога и др. Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективным без привлечения родителей.

Врач, наблюдающий за ребенком, конечно же, в первую очередь проводит соответствующее лечение. Другая, не менее важная функция - разъяснение родителям причин возникновения гиперактивности и разработка индивидуальной программы помощи ребенку. Родители, как правило, более склонны доверять врачу, нежели педагогам и психологам. Поэтому желательно, чтобы именно медицинский специалист объяснил им, что поведенческие проблемы ребенка невозможно решить волевыми усилиями. Ребенок ведет себя, таким образом, не потому, что хочет досадить взрослым, не назло им, а потому, что у него имеются физиологические проблемы, справиться с которыми он не в состоянии. Таким образом, врач проводит разъяснительную работу с родителями и по возможности - с педагогами. С этой целью врача-невролога можно пригласить на родительское собрание в школу или направить родителей на индивидуальную консультацию.

Психолог, совместно с педагогом и родителями, проводит психологическую коррекцию эмоциональной сферы и поведения ребенка. Он может заниматься с ребенком как индивидуально, так и в группе гиперактивных детей по специально разработанной программе. Кроме того, психолог ведет разъяснительную работу с педагогами, совместно с ними разрабатывает стратегию и тактику взаимодействия с каждым гиперактивным ребенком и составляет индивидуальную программу развития такого ребенка.

Главной задачей родителей является обеспечение общего эмоционально-нейтрального фона развития и обучения ребенка. Кроме того, родитель отслеживает эффективность проводимого лечения и сообщает о его результатах неврологу, психологу, педагогам. Педагог, приняв к сведению рекомендации специалистов, осуществляет процесс обучения ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития и поведения, семейную обстановку. Только в случае подобного комплексного подхода происходит последовательное единодушное воспитание и обучение гиперактивного ребенка, что способствует реализации потенциала ребенка и снижению его эмоционального напряжения.

В работе с гиперактивными детьми надо использовать три основных направления: во- первых, по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля); во-вторых, по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками; в-третьих, при необходимости должна осуществляться работа с гневом.

Работа по этим направлениям может осуществляться параллельно или, в зависимости от конкретного случая, может быть выбрано одно приоритетное направление. Например, отработка навыков взаимодействия с окружающими. Рассмотрим кратко каждое направление. При развитии дефицитарных функций необходимо руководствоваться следующими правилами. Коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и неимпульсивным.

Когда в процессе занятий будут достигнуты устойчивые положительные' результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля поведения. И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивали бы все три дефицитных функции одновременно.

Поскольку синдром детской гиперреактивности и дефицита внимания - это дефицит арность лобных отделов, то развитие произвольной регуляции - основное направление коррекционной работы с такими детьми.

Индивидуализированная методика корригирующих занятий с гиперактивными детьми направлена на формирование произвольной регуляции и предусматривает два основных принципа. С одной стороны, комплекс упражнений ориентирован на включение в работу мышечных групп, которые обычно используются в развернутом двигательном акте. С другой стороны, коррекционные психомоторные упражнения соответствуют этапному возрастному развитию ребенка и основываются на соблюдении последовательности овладения двигательными функциями, свойственной здоровым детям.

На практике доказано, что двигательное развитие ребенка оказывает мощное влияние на его общее развитие, в частности, на формирование речи, интеллекта и таких анализаторных систем, как зрительная, слуховая, тактильная. Поэтому двигательная коррекция должна занять одно из центральных мест в общей реабилитационной программе ребенка.

Отработка конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Первоначальная работа с гиперактивным ребенком должна осуществляться индивидуально. На этом этапе работы можно обучить ребенка не только слушать, но и слышать - понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правил выполнения конкретного задания.

Литература.

1. «Возростная психология: Детство, отрочество, юность» : Хрестоматия: Учебное пособие для студентов, пед.вузов. Сост. И науч. Ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999г.

2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: « Психокоррекционная работа с гиперактивными, тревожными и аутичными детьми» - СП.: Речь; ТЦ Сфера, 2002г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 6 «ДЮЙМОВОЧКА» Семинар – практикум Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста Современные технологии педагогического общения с родителями Воспитатель: Полыгалова Арина Андреевна Урай, 2021

Слайд 2

Формы взаимодействия педагогов и родителей В детском саду активно используются разнообразные формы работы с родителями. Наряду с традиционными формами, такими как родительские собрания, консультации, анкетирования, семинары, папки-передвижки используются разнообразные нетрадиционные формы. Родители участвуют в творческих конкурсах, выставках, нетрадиционных родительских собраниях, совместных с детьми мероприятиях, досугах. Презентация дошкольного учреждения Открытые занятия с детьми для родителей Беседы с родителями Тематические консультации "Круглый стол" с родителями Тематические выставки Конференция с родителями

Слайд 3

Активная форма работы: «Марафон «Добрых дел мастера!». Наглядная информация: Объявление, поощрение – снежинки, возможный перечень добрых дел, календарь марафона. Цель: Приобщить родителей к трудовому воспитанию детей. Ведение календаря добрых дел, разъяснения родителям важности всеобщего участия в марафоне для детей, ответы на родительские вопросы, решение с родительским комитетом наград.

Слайд 4

Советы педагогам, которые помогут активизировать участие родителей • Проявляйте взаимное уважение друг к другу. • Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им. • Привлекайте родителей, к занимательным мероприятиям детского сада и группы. • • Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется. • Будьте терпеливыми к ним. • Поддерживайте тесные контакты. • Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью. • Поощряйте посещаемость родительских собраний. • Сохраняйте конфиденциальность любой информации.