ДЛЯ ВАС, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!


Предварительный просмотр:

Приложение № 4

ПОДБОРКА ДЕТСКИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Методические рекомендации для воспитателей

«Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину,

узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков. 

Основные задачи патриотического воспитания:

  • Воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной деревне, городу.
  • Формирование бережного отношения к родной природе.
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
  • Формирование элементарных знаний о правах человека.
  • Расширение представлений о России, о столице своей Родины.
  • Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном станы, нашего города и района.
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины.
  • Формирование чувства уважения к другим людям, народам и их традициям

Примерные критерии подбора литературных произведений:

Младший дошкольный возраст

  • Осознание своей индивидуальности, представления себя как члена семьи
  • Формирование доброжелательности, любознательности, дружелюбия, эмоциональной отзывчивости ребёнка на состояние близких людей, участие вместе со взрослыми в добрых делах.
  • Воспитание бережного отношения к труду, желания оказать помощь взрослым

Средний дошкольный возраст

  • Осознание принадлежности к своему городу, национальности
  • Формирование гуманного и культурного поведения, соблюдение моральных норм, доброжелательных отношений между детьми. Пробуждение бережного отношения к своему языку
  • Воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться
  • Развитие способности верить в себя и в свои возможности
  • Формирование представлений родном крае

Старший дошкольный возраст

  • Осознание принадлежности к своему народу, республике, государству
  • Формирование гуманного и культурного поведения, толерантного сознания. Активное участие в жизни города, осознание себя как личности – гражданина своей «малой» родины
  • Воспитание уважения к людям труда, формирование потребности трудиться
  • Формирование экологической культуры, развитие экологического мышления и творческого воображения

Примерный список литературы для чтения детям 4-5 лет

Произведения по теме «Я и моя семья» (образ «я», взаимоотношения в семье и с близкими людьми)

  • «Гуси-лебеди» русская народная сказка
  • А. Барто  «Вовка – добрая душа», «Дома», «В пустой квартире», «младший брат»
  • А. Гайдар «Чук и Гек» (главы)
  • А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»
  • В. Берестов «Король Люлю»
  • В. Бианки «Аришка – трусишка»
  • В. Вересаев «Братишка»
  • В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок», «Чики-брык»
  • В. Маяковский «Что такое хорошо»
  • В. Осеева «Просто старушка», «Волшебное слово»
  • В.В. Маяковский  «Что  такое хорошо  и  что  такое  плохо»;
  • Д. Габе «Моя семья»
  • Е. Благинина «Посидим в тишине», «Мать», «Вот какая мама», «Наш дедушка», «Научу обуваться и братца»
  • З. Воскресенская «Секрет»
  • Л. Квитко «Бабушкины руки»
  • Л. Толстой «Косточка», «Прыжок», басни
  • М. Зощенко «Показательный ребёнок»
  • М. Дружинина «Девочка наоборот», «Открытка»
  • Н. Носов «Ступеньки», «Шурик у дедушки»
  • Н. Артюхова «Большая береза»
  • О. Бундур «Про любовь», «Воскресенье», «Семья», «Папу с мамой берегу»
  • П. Воронько «Мальчик Помогай»
  • С. Михалков «Недотепа»
  • С. Прокофьева  «Сказка о грубом слове «уходи»»;
  • Сестрица  Алёнушка и братец Иванушка» русская народная
  • Т. Агибалова «В семейном кругу», «Что может быть семьи дороже?»
  • Я. Аким «Неумейка», «Мужчина в доме», «Мой брат Миша»

Произведения по теме «Родина моя» (наша страна, наша армия, освоение космоса)

  • А. Барто «На заставе»
  • А. Леонов «Шаги над планетой»
  • А. Митяев «12 апреля – день космонавтики», «Мешок овсянки», «Землянка»
  • В. Бороздин «Первый в космосе»
  • В. Кащенко «Найди созвездие»
  • В. Медведев «Звездолёт Брунька»
  • Е. Благинина «Шинель»
  • К. Булычёв «Тайна третьей планеты»
  • К. Чуковский  «Федорино  горе» 
  • Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»
  • Н. Носов «Незнайка на луне»
  • П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»
  • С. Алексеев «Первый ночной таран»

Примерный список литературы для чтения детям 5-6 лет

Произведения по теме «Я и моя семья»

  • В. Осеева «Просто старушка».
  • Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».
  • Д. Габе «Моя семья».
  • П. Воронько «Мальчик Помогай»
  • Я Сегель «Как я был мамой»
  • «Что такое хорошо и что такое плохо»

Произведения по теме «Родина моя»

  • А. Митяев «Мешок овсянки»
  • А. Прокофьев «Родина»
  • А. Твардовский «Рассказ танкиста»
  • В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»
  • Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»
  • Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине»
  • Е. Пермяк «Мамина работа»
  • З. Александрова «Дозор», «Родина»
  • К. Симонов «Сын артиллериста»
  • Л. Квитко «Бабушкины руки»
  • М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец», «Навек запомни»
  • М. Родина «мамины руки»
  • М.Ю. Лермонтов «Родина»
  • О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».
  • С. Баруздин «Слава», «Страна, где мы живём», «За Родину»
  • С. Михалков «Моя улица»

Примерный список литературы для чтения детям 6-7 лет.

Произведения по теме «Я и моя семья»

  • А. Гайдар «Чук и Гек» (главы).
  • А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку».
  • В. Бианки «Аришка – трусишка».
  • В. Вересаев «Братишка».
  • В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок».
  • В. Маяковский «Что такое хорошо».
  • В. Орлов «Кто – то», «Гости», «Не бойся, бабушка!», «Родня»
  • В. Осеева «Просто старушка»
  • Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».
  • Г. Глушнёв «Мама»
  • Д. Габе «Моя семья».
  • Е. Благинина «Аленушка», «Посидим в тишине».
  • З. Воскресенская «Секрет».
  • Л. Квитко «Бабушкины руки».
  • Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек», «Косточка», «Прыжок», басни.
  • М. Ветров «Мой папа – рыбак»
  • М. Зощенко «Показательный ребёнок».
  • Н. Измайлова «Джигит»
  • Н. Носов «Ступеньки», «Шурик у дедушки».
  • П. Воронько «Мальчик Помогай».
  • С. Смоленцева-Коростылёва «В гостях у бабушки»
  • Султание «Спасибо, сынок», «Вечерние сказки»
  • Ш. Перро «Мальчик – с пальчик»
  • Я. Сегель «Как я был мамой»

Произведения по теме «Родина моя»

  • А. Барто «Веревочка», «На заставе»
  • А. Дугилов «Моя улица».
  • А. Леонов «Шаги над планетой»
  • А. Митяев «12 апреля – день космонавтики», «Землянка», «Мешок овсянки»
  • А. Прокофьев «Родина»
  • А. Твардовский «Рассказ танкиста»
  • В. Бороздин «Первый в космосе»
  • В. Кащенко «Найди созвездие»
  • В. Медведев «Звездолёт Брунька»
  • В.Н.Орлов «Парад», «Салют», «Рисунок», «Старший брат», «Что нельзя купить»
  • Е. Благинина «Шинель»
  • З. Александрова «Дозор», «Родина»
  • К. Булычёв «Тайна третьей планеты»
  • Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»
  • М. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец»
  • М.Ю. Лермонтов «Родина»
  • Н. Носов «Незнайка на луне».
  • О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора»
  • П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»
  • С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»
  • С. Михалков «Моя улица»
  • С. Баруздин «За Родину»
  • С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
  • Ю.А. Гагарин «Вижу землю»

Архипова В.В., воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ д/с № 420

«Нравственно-патриотическое воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения»        



Предварительный просмотр:

Примерный перечень тем по знакомству детей с историей родного города по возрастам

Младший дошкольный возраст

Цель: Сформировать представление о себе и семье; дать представление о городе (место, где родился и живет ребенок), улице, микрорайоне, где живет ребенок; формировать доступные пониманию детей представления о традициях, культуре и народных праздниках; познакомить с одеждой, утварью и бытом русской семьи; воспитывать любовь к своему городу.

Работа с детьми

Тема

Цель деятельности

- "Кто ты?"

Обогащать представления детей о себе и своих сверстниках; учить различать людей по полу, возрасту, индивидуальным особенностям.

- " Моя семья"

Воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

- "Где я живу"

Познакомить детей с родным городом, его названием, объектами, ближайшего окружения.

- "Дом городской и деревенский"

Познакомить детей с укладом жизни в городе и деревне; дать представление о предметах быта и их назначением.

- "Наш детский сад"

Познакомить детей с некоторыми помещениями д/сада, рассказать об их назначении; дать знания о профессиях людей, работающих в д/с, учить ценить их труд и заботу.

-"Здравствуй гостья, Зима!"

Расширять представления о зиме, знакомить с зимними видами спорта, познакомить с новогодним праздником.

- "Моя улица"

Знакомить детей с родным городом, с видами транспорта, с профессиями людей, работающих в городе (продавец, парикмахер, водитель и т.п.); развивать коммуникативные умения.

- "Экскурсия по микрорайону"

Познакомить детей с объектами микрорайона; развивать интерес к жизни родного города.

-"День защитника Отечества"

Воспитывать любовь к Родине, знакомить в военными профессиями

-"Вещи из бабушкиного сундука"

Познакомить детей с одеждой, утварью и бытом русской семьи.

-"Мы идём в гости"

Воспитывать вежливость; учить в различных ситуациях договариваться, избегать конфликтов со сверстниками

-"При солнышке- тепло, при матушке –добро"

Воспитывать уважение к членам семьи, проявлять заботу о близких; знакомить с устным народным творчеством. Формировать первичные гендерные представления.

-"Русская матрёшка"

Расширять представление о народной игрушке; знакомить с народными промыслами.

Работа с родителями

Тема

Формы работы

- "Я"

Анкетирование родителей "Знаете ли вы своего ребёнка?"

- "Семья"

Выпуск альбома – эстафеты "Мама, папа, я – дружная семья".

- "Детский сад"

· Межгрупповые конкурсы "Ледяная постройка", "Самый красивый летний участок".

· Уголок доверия " Вы - спрашиваете, мы – отвечаем".

- "Мой город"

Семейная прогулка по микрорайону, рассмотреть здания и дома ближайшего окружения.

- "Растения и животные родного края"

Акция "Зимняя кормушка".

- "История родного края"

Рассматривание семейных фотографий.

Традиционные праздники

Активное участие в подготовке и проведении утренников: "Осенины", "Новый год", "Мамин день".

Старший дошкольный возраст

Цель: Расширять и углублять представление о себе и своей семье; закреплять знания детей о городе, дать представление о его достопримечательностях, народных обычаях и традициях; расширять кругозор детей на основе материала, доступного пониманию детей: былин, сказок, рассказов об исторических событиях родного города; воспитывать желание познавать и уважать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, гостеприимство, взаимовыручку.

Работа с детьми

Тема

Цель деятельности

- "Расскажи о себе и своей семье"

Расширять представления детей о себе, формировать представления о родственных отношениях в семье (мама, папа, дочь, сын и т.д.); закрепить знания детьми своих имени, фамилии и возраста, имён родителей.

- "Экскурсия по территории детского сада"

Познакомит детей с объектами на территории детского сада, их назначением, с профессией дворника.

-" Городской парк "

Знакомить с разнообразием мира природы; развивать временные представления; учить устанавливать простейшие связи явлений.

-"Наш город"

Продолжать формировать представления о родном городе, его культуре и истории, расширять представления о правилах поведения в городе.

-"Мы едем, едем, едем…"

Расширять представление о видах транспорта и его назначение; знакомит с элементарными правилами дорожного движения.

-"Работа моих родителей"

Способствовать формированию представления о том, что такое профессия; воспитывать уважение к труду взрослых.

- "Зимние забавы"

Расширять представления детей о зима; знакомить с зимними видами спорта.

-" На страже Родины"

Знакомить детей с военными профессиями, с военной техникой. Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях.

- "Открываем бабушкин сундук"

Познакомить детей с одеждой взрослых и детей в давние времена; утварью русской избы.

-" Русская матрёшка."

Знакомить детей с народными промыслами, Расширять представление о народной игрушке.

-"У колыбели"

Формировать чувства любви и нежности к матери; расширять гендерные представления (мальчикам стремится быть сильными, смелыми, девочкам - нежными, женственными).

-"Ой, люли, люли!"

Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, фольклором.

"День Победы"

Формировать представление о празднике; воспитывать уважение к ветеранам войны.

Работа с родителями

Тема

Формы работы

- "Я"

Анкетирование родителей "Мой ребёнок".

- "Семья"

· Выпуск рукописного журнала "Интересные истории" с семейными фотографиями.

· Консультация для родителей "Роль матери и отца в воспитании детей".

- "Детский сад"

· Межгрупповой конкурс "Ледяная постройка".

· Межгрупповой конкурс "Самый красивый летний участок".

- "Мой город"

Встреча с родителями "Рассказы о своей работе, о предприятии , на котором они работают".

- "Растительный и животный мир родного края"

Акция "Зимняя прогулка".

- Традиционные праздники

Активное участие в подготовке и проведении утренников.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему

 «Реализация работы по гражданско – патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образования в средней группе» 

Подготовила и провела: воспитатель МКДОУ д/с № 60, Волошина Н.И.

Цель: дать расширенное представление педагогам дошкольных учреждений, о тематическом планировании работы по гражданско – патриотическому воспитанию.

Литература: Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитании дошкольников. (Средняя группа. М: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

 

Содержание тематического планирования материала

        Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют собой целостную картину сведений о России.

        Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком - членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети средней группы получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, об именах близких людей, о семейных историях, традициях.

        Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе, селе), об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.

        Родная природа. Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети средней группы получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе и, наконец, в старшей и подготовительной группах - общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.

        Родная страна. На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, в средней группе знакомятся с государственными символами России: гербом, флагом, гимном. В старшей и подготовительной группах расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия - многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

        Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.

Содержание предметно-развивающей среды

        Неоспоримо значение правильно организованной предметно-развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста.         Предлагается оформить в группах зоны гражданско-патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, столицы, климатических зон России. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.

        Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия детей в кружках по интересам. Работа кружков предполагает закрепление полученных на занятиях знаний о культуре и предметах народно-прикладного творчества. Можно организовать работу таких кружков, как фольклорный ансамбль, декоративное рисование, театральная студия.



Предварительный просмотр:

http://health.omskinform.ru/images/infografika_rezhim_shkolnika4.jpg

Двигательная активность дошкольников в режиме дня ДОУ

Доклад

Подготовила и выступила:

воспитатель группы № 8 МКДОУ д/с № 420,

Архипова В.В.

        

Двигательная активность - это любой вид деятельности, направленный на улучшение или сохранении физической формы и здоровья в целом.

        Двигательная деятельность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием  гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.

Наверное, никто не сомневается в том, что движение имеет огромное значение в жизни ребенка. Действительно, когда он движется - ходит, бегает, прыгает, бросает мяч, катается на велосипеде и т.д., дыхание его ускоряется, сердце бьется чаще, а это значит, что и организм лучше работает, активизируются процессы роста и развития.

Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.

В нашем образовательном учреждении была создана система двигательной активности в режиме детского сада в течение всего дня. В соответствии с которой проводится следующая работа.

Задача воспитателя - активизировать интерес к движению,  научить управлять движениями, обогащать состав движений и содержание двигательной деятельности в целом,  развивать двигательное творчество.

Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей, мы выдвинули несколько задач:

•увеличить двигательную активность;

•создать оптимальные условия для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта;

•повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;

•воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий.

Поставленные задачи целесообразно решить через разнообразные формы двигательной деятельности. А именно:

-утренняя гимнастика (ежедневно);

-совместная физкультурная деятельность педагога с детьми;

-прогулка с включением подвижных игр; (ежедневно)

-пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);

-зрительная, дыхательная гимнастика;

-физкультминутка

-эмоциональные разрядки, релаксация;

-ходьба по массажным дорожкам

-спортивные досуги, развлечения.

На основе этих форм двигательной деятельности мы разработали примерную цепочку двигательного режима воспитанников в течение дня.

Утренняя гимнастика создает у детей хорошее настроение, поднимает эмоциональный и мышечный тонус, активизирует дальнейшую деятельность. Помогает закрепить двигательные навыки и умения.  

Прогулка - это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Благодаря проведению подвижных игр и физических упражнений на прогулке у детей расширяется двигательный опыт, совершенствуются уже имеющиеся двигательные навыки, развиваются двигательные качества, воспитывается самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками

Физкультурные минутки снижают у детей утомления и снимают статическое напряжение. Проводятся в форме упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног), подвижных игр, танцевальных движений и игровых упражнений.

Совместная деятельность по физической культуре выполняет ряд задач по физическому воспитанию:

-обеспечивает развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка;

-удовлетворяет естественную потребность в движении;

-формирует двигательные умения и навыки, физические качества;

-дает каждому возможность демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них;

-создает условия для разностороннего развития детей

-вызывает и поддерживает интерес к двигательной деятельности.

Самостоятельная  двигательная деятельность детей дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Является важным источником активности и саморазвития ребенка. Очень важно чтобы в группе и на участке присутствовали игрушки, мелкие и крупные физкультурные пособия, которые являются стимулом самостоятельной двигательной активности детей. 

Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная  деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность. Физкультурный  уголок с набором спортивного инвентаря  (мячи, обручи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки для подвижных игр,  коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья. Необходимо целесообразное оснащение групповых участков оборудованием и выносным оборудованием (скакалки, футбольные и баскетбольные мячи, самокаты, мешочки для метания на дальность). Размещение его должно способствовать двигательной активности детей, а его подбор — поддерживать у детей интерес к разным видам движений.

Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

- разминка в постели и самомассаж;

- гимнастика игрового характера;

- с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

- пробежки по массажным дорожкам.

Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в помещении, но и на участке детского сада.  В марте месяце мы проводили праздник на свежем воздухе «Масленица».

В работе с родителями используются разнообразные формы, благодаря которым родители вовлекаются в единое образовательное пространство детского сада.

•организация совместной деятельности детей и взрослых на территории детского сада и вне территории (выход на природу).

•дни открытых дверей для родителей  (октябрь, май).

•совместное творчество детей и родителей.

•создание физкультурно – оздоровительной среды в группе, на территории.

•тематические родительские собрания.

Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) также происходит в ходе индивидуальной работы с детьми. Поощряя активность каждого ребёнка, нужно развивать его стремление заниматься ещё и ещё. В этом помогают упражнения, основанные на игровых приёмах. Играя, ребёнок «незаметно» осваивает основные движения. При этом необходимо давать детям возможность учиться разнообразным способам действия, не требуя от них глубокой технической отработки (это задача последующих лет). И самое главное, каждому малышу следует дать почувствовать, что у него не только всё получается, но каждый раз - всё лучше и лучше.

Если проанализировать работу по оптимизации двигательной активности в нашем детском саду, то можно отметить положительные изменения:

  • Возрос интерес детей к разным видам упражнений
  • Повысилась двигательная активность  детей, разнообразилась игровая деятельность.
  • Детям старшего дошкольного возраста стала свойственна высокая потребность в движениях. Двигательная активность стала более целенаправленной.
  • Малоподвижные дети стали более активными и самостоятельными, у них появился интерес к игровым упражнениям разной интенсивности, уверенность в своих действиях и желание участвовать в коллективных подвижных играх.
  • Гиперактивные дети стали более уравновешенными, спокойными. У них появилось устойчивое внимание, позволяющее быстрее воспринимать двигательные задания и выполнять их более качественно.
  • Дети стремятся к организации различных игр, к общению друг с другом. Они пытаются самостоятельно выполнять достаточно трудные двигательные задания, добиваясь хорошего результата.

Закончить свое выступление мне бы хотелось притчей:

В сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий начищенный.

Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа.

Однажды он не выдержал и сказал:

Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие!

Второй плуг усмехнулся и сказал:

Должна быть справедливость!

Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!

ВЫВОД:

Умные ищут основания для работы и действия,

глупые – причины и отговорки, оправдывающие свою лень.

Отсюда как следствие правило 3-хТ:

позитивное – Терпенье, Труд, Творчество. Это НАШИ Ценности.

и негативное – тапочки, тахта, телевизор. Это наши отговорки.

Поэтому всем желаю по меньше отговорок для лени, а больше двигаться и быть активными!

Удач Всем.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

C:\Users\Галя\Desktop\Архипова\1620157916_53-phonoteka_org-p-fon-dlya-prezentatsii-patrioticheskoe-vosp-61.jpgРазвитие нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство

с историей родного города

                                                                                Подготовила и провела:

                                                                                воспитатель

Архипова В.В.

“Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого –  любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране,  к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству”.

Д. С. Лихачев (советский и российский филолог и искусствовед).

Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос « что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, Сергей Иванович Ожегов (выдающийся русский языковед) определил патриотизм как…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». Григорий Яковлевич  Бакланов (русский советский писатель)  писал, что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

Быть патриотом своей страны – значить принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к родине, ее культуре, истории, языку передается от взрослых к детям.

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – это основные задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание - одна из актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы.

Как бы ни менялось современное общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимо всегда! В последнее время, особенно были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям, дети часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе.

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что нравственно-патриотическое воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников следует начинать через ознакомление с родным городом. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.

Начиная эту работу, педагог прежде всего должен проанализировать свои знания о родном городе, а также результаты диагностики знаний детей и родителей.

Чтобы привить ребенку чувство любви к родному городу, обеспечить теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашими, по-своему красивыми достопримечательностями, надо решить следующие задачи:

- организовать развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины (создать атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры и наглядные пособия) .

- формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему города.

- знакомить с достопримечательностями родного города, развивать желание как можно лучше узнать свой город.

- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу. Способствовать становление и сплочению не только детского коллектива, но и семьи.

- воспитывать чувство гордости за своих знаменитых земляков, в честь которых названы улицы, проспекты и др.

- воспитывать бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам. Побуждать детей сохранять красоту города для будущих поколений.

Одним из эффективных средств формирования представлений младших дошкольников о родном городе является игровая деятельность.

Опираясь на психологические возможности детей 3 - 5 лет, мы можем утверждать, что младшему дошкольнику характерен естественный интерес ко всему новому, неизвестному, характерна эмоциональность восприятия окружающего, образность и конкретность мышления, впечатлительность. Исходя из этого, необходимо соблюдать следующие условия:

*при ознакомлении с родным городом необходимо опираться на имеющийся у ребенка опыт;

*знакомство с родным городом необходимо осуществлять на ярком, запоминающемся для младшего дошкольника материале;

*при ознакомлении с родным городом необходимо связать воспитательный процесс с окружающей жизнью и ближайшими и доступными для ребенка объектами.

Следует отметить, что первые четыре года жизни ребенка, это годы активного вхождения его в социальный мир, формирования первоначальных представлений об окружающей жизни, о правилах человеческого общения.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. И начинать его нужно с младшего возраста, постепенно расширяя представления детей о родном городе.

Таким образом, при ознакомлении детей младшего дошкольного возраста нужно основываться на ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Сюжетно-ролевая игра способствует воспитанию нравственных чувств. Она обеспечивает такие переживания, которые в жизни еще ребенку недоступны. Именно в игре дети впервые могут пережить чувство гордости от совершения хороших поступков, для других людей и неодушевленных предметов. В игре находят свое отражение такие чувства поощряемые взрослыми как милосердие, сострадание, любовь к ближнему, родному дому, городу.

В процессе игры на доступных и понятных детям моделях домов, зданий, улиц, машин дети знакомятся со следующим содержанием тем, помогающим формировать представления о родном городе:

- "Где я живу"

Познакомить детей с родным городом, его названием, объектами, ближайшего окружения.

- "Дом городской и деревенский"

Познакомить детей с укладом жизни в городе и деревне; дать представление о предметах быта и их назначением.

- "Моя улица"

Знакомить детей с родным городом, с видами транспорта; развивать коммуникативные умения.

- "Экскурсия по микрорайону"

Также важно организовывать игровые ситуации со строительным материалом «Сделаем дорогу для машин», «Построим дом для кукол деревенский и городской», «Вот какая улица! », «Построим дом для домашних животных» проигрываются в группе как во время тематических недель «Мой город», так и в течение года в совместной деятельности с воспитателем.

На занятиях и в повседневной жизни следует использовать разнообразные методы и приемы работы. Наилучшим способом накопления у детей первичных представлений о родном городе, его улицах, площадях, скверах и парках являются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.

Знакомство с городом начинается с ближайших улиц. В младшей группе не стоит проводить специальных занятий и давать детям какие – либо знания об истории города. Лучше ограничиться с детьми наблюдениями за изменениями происходящими на ближайших улицах, беседами о них, о том, где им приходилось бывать в городе, что они видели, что запомнили.

Во второй младшей группе надо показывать и объяснять, что все дома расположены на определенных улицах. Улицы — длинные, а дома стоят разные и высокие многоэтажные и низкие одноэтажные. Детский сад находится на одной улице, а дома, в которых живут дети, могут быть  на другой улице. У каждой  улице есть свое название, а у каждого дома — свой номер. Чтобы не заблудиться, нужно запомнить название своей улицы, номер своего дома и номер своей квартиры. Эту работу  следует проводить в утренний отрезок времени и подключать к помощи родителей.

Во время праздников нужно обращать внимание на то, как украшается город, какой он становится красивый. Эта работа продолжается на занятиях по изобразительной деятельности: рисование: «Воздушные шары», «Зажжем разноцветные огоньки», «Флажки на ниточке», «Картина про праздник». Аппликация: «Флажок», «Домик», «Флажки на ниточке».  Детям будет интересно, если занятия будут проходить  в игровой  форме , например: «Украсим город к празднику», «Выпал беленький снежок», «Золотая осень».

Во время игр со строительным материалом  предложить детям построить улицу для машин, вместе с воспитателем они строят разные дома. «Много домов – это уже улица»- объяснять детям.

Начиная работу в средней группе следует с ознакомления детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией, улицами, прилегающими к территории детского сада. Одним из основных методов работы могут быть экскурсии, игровые прогулки. Экскурсии могут быть как групповые, так и индивидуальные с родителями. После экскурсии и прогулки проводятся беседы, которые формируют положительное отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают их речь, используя рассматривание альбомов, открыток, составление рассказов, заучивание стихов, пословиц по темам: «Мой город», «Моя улица», «Наш район», «Транспорт в городе», «Памятные места города».

Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование, аппликация, рисование, лепка).

Занимаясь воспитанием любви детей к своему родному городу, следует обязательно привлечь родителей. Каждая семья должна принять участие в конкурсе рисунков на тему: «Мой любимый город». Как приятно слышать из уст ребенка: «Это мы вместе нарисовали». Можно оформить фотоальбом с фотографиями детей вместе с родителями на памятных местах города. Он может стать настольной книгой. Дети любят рассматривать его, с гордостью рассказывая о своей семье и где они вместе побывали.

На этом же этапе происходит знакомство с русской народной сказкой, былинами, пословицами, потешками, загадками. Обращаем внимание на предметы русской одежды, быта. На занятиях по продуктивной деятельности дети с удовольствием изготавливают макеты памятных мест города, рисуют наиболее впечатлившие их достопримечательности. На музыкальных занятиях знакомятся с народной музыкой, композиторами-земляками, гимном города. Необходимо также использовать дидактические игры (разрезная картинка, шкатулка загадок, сложи узор, кубики с наклеенными фрагментами достопримечательностей города). Особое внимание следует уделить геральдике родного города, по которой можно разработать дидактические игры, например, сложить герб или флаг города из фрагментов изображения. Можно использовать сюжетно-ролевые игры, на основе близлежащих зданий, например, «торговый центр, ателье, парикмахерская, поликлиника». В работе используются игры-путешествия (карты-схемы, лабиринты); строительные игры «Мы строители», «Наш микрорайон», «Мы архитекторы».

На занятия по ознакомлению с природой родного города дети учатся наблюдать, видеть красоту родной природы, трудиться на участке детского сада и в уголке природы. При этом детям читаем книги и энциклопедии, рассматриваем иллюстрации, составляем гербарий, коллекции листьев, а также особое внимание уделяем редким растениям нашей области, знакомим с фауной родного края. Совместно с родителями организовываются экскурсии. В беседах предлагаем родителям «маршруты выходного дня» к реке, в лес, парк, это своего рода домашние задание, где дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, что видели в лесу, сделать поделки, фотографии.

Особое внимание следует уделять наблюдению за работой по благоустройству города. Обратить внимание детей на то, что весной подрезают деревья, сажают кустарники, цветы. Горожане хотят, чтобы их родной город был красивым, привлечь стоит и детей к этой работе. Необходимо объяснять, что фантики от конфет, обертки от мороженого бросать на землю нельзя, для этого существуют урны. Если все будут следить за чистотой, то наш город будет красивым и чистым.

Работа по воспитанию патриотизма становится более эффективна, если установить тесную связь с родителями. Родители становятся не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка.

Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудиться на благо города, поэтому необходимо поощрить деятельность ребенка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города. Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд; позволяет закрепить знания детей, полученные в результате занятий, бесед, формирующееся у них отношение к окружающему, воспитывать чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других.

Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родины.

Результатом данной системы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свой город, свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Натарова В. И. и др. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2005.
  2. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999.
  3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.
  4. Маханёва М.Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – М.:АРКТИ, 2004г.


Предварительный просмотр:

Приложение № 19

C:\Users\Галя\Desktop\СРОЧНО\!. РАБОТА ПОДРАБОТКА\АТТЕСТАЦИЯ\дс 60\логопедам\Без названия.jpgКонсультационный материал для воспитателей ДОУ

Самое главное о мнемотехнике

Введение

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, формируется культурный уровень маленького человечка, развивается память. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения которые развивают речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и другое.

Цель: использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Способствовать развитию связной речи дошкольников.

2. Расширять и обогащать словарный запас детей.

3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).

4. Совершенствовать способность воспитанников согласовывать прилагательные с существительными в роде, падеже, числе.

5. Способствовать формированию развития у детей умения использования средств технологии, воспроизведения, восприятия.

Для чего нужна мнемотехника?

Слово мнемотехника произошло от древнегреческой покровительницы памяти — Мнемозины. Это направление в развитии детей стало очень популярно. Ранее его использовали в большей части в ораторском искусстве, для возможности поправки речи, сейчас же данная техника используется значительно обширнее. Благодаря использованию уникальных таблиц, педагоги могут решить следующие проблемы у детей:

- сохранения и запоминания информации, развитие памяти;

- развитие логического мышления;

- становление речи, а в частности улучшение дикции и произношения звуков;

- помогает ребенку научиться правильно формировать свои мысли и составлять предложения;

- повышает способность ребят концентрировать внимание на одном занятии;

- техника формирует возможность составлять рассказы и пересказывать прочитанный текст, а также облегчает процесс заучивания стихов.

Как происходит обучение

 

   Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты.

Структура мнемотехники

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u169299/t1505631246ad.jpg

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дерево, дом, цветок и т.д.


 Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание и демонстрируя мнемодорожки, которые представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить пару простых предложения.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u169299/t1505631246af.jpg

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u169299/t1505631246ae.jpg

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u169299/t1505631246ag.jpg

Какие выводы можно сделать по результатам планомерной работы

По выявлению развития памяти детей - у детей усваивается материал по-разному. Важно обращать внимание на индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы детей, что также немаловажно при обучении.

В чем заключается эффективность речевого развития у дошкольников средствами обучения детей рассказыванию с помощью мнемотехники:

- использование мнемотехники в рассказывании и заучивании положительно влияет на речь детей.

- система работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность.

- использование упражнений, дидактических и развивающих игр способствует появлению в речи детей логики и последовательности изложения.

Архипова В.В., воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ д/с № 420

«Нравственно-патриотическое воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения»


Предварительный просмотр: