Перспективный план развития профессиональных компетенций
Перспективный план развития профессиональных компетенций учителя
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа перспективного развития профессиональных компетенций
учителя начальных классов МБОУ «Лицей №1 им. А.С. Пушкина»
г. Ханты-Мансийска
Минаковой Татьяны Рифовны
Стаж педагогической деятельности – 15 лет.
Понятие компетентности.
Компетентность – это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.
Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.
2. Компетентностная модель учителя.
Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов:
- Ценности, принципы и цели.
- Профессиональные качества.
- Ключевые компетенции.
- Педагогические методы, способы и технологии.
- Профессиональные позиции.
- Ценности (сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):
- свобода учащегося быть самим собой;
- каждый человек обладает своим «совершенством»;
- помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;
- индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;
- человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;
Профессиональные качества:
- доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся;
- быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность;
- иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться своим видением с учащимися;
- иметь развитую способность к критике и рефлексии;
- воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания;
- понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности;
- иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;
- демонстрировать компетентное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность и т.п.
Профессиональные компетенции учителя
Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции (ЗУНы). Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды».
3.Компетентностный подход.
Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает! То есть осуществлять компетентностный подход. В противоположность традиционному подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:
Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки
Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.
На основе стандарта предполагается становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») таких как:
- Любознательный, интересующийся, - активно познающий мир
- Умеющий учиться, способный к организации своей деятельности
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа
- Любящий свою Родину
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
- Имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни.
Опора на задачи концепции обучения на протяжении всей жизни позволяет определиться с наиболее значимыми компетентностями личности, необходимыми для продолжения образования. К ним относятся:
- Коммуникативная компетентность
- Информационная компетентность
- Компетентность разрешения проблем.
- Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности – самостоятельность. Самостоятельность ребенка так же является основным результатом начальной ступени образования.
4. Создание развивающей среды.
Характеристики образовательных ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды»
Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.
Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, впроцессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений – поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат).
Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).
Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).
Участие детей в различных формах дискуссии.
Формирование понятий и организация на их основе своих действий.
Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.
Возможные действия учителя, направленные на создание развивающей среды
Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.
Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.
Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.
Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.
Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.
Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.
Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.
Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат,при выполнении своей части работы.
Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.
Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.
Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.
Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.
Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.
Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.
Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».
Парадокс компетентности:
Компетентность (действенное знание) обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах не похожих на те, в которых это знание приобреталось.
6. Основные компетенции современного учителя.
Основные компетенции современного учителя
Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).
Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
Уметь организовать понятийную работу учащихся.
Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
Диагностическая цель профессиональной деятельности:
1.Диагностической целью моей педагогической деятельности является создание условий, инициирующих учебную деятельность школьников, ведущую к достижению всеми обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО; повышение качества знаний обучающихся до 78% к 2025 году, что будет выше среднего показателя по школе за прошедший учебный год на 12%; улучшить результаты ВПР на 7%; подготовить 2 победителей муниципальной олимпиады «Юниор» и более 15 призеров различных городских конкурсов через создание образовательной среды, в основе которой лежит системно-деятельностный подход.
2.Целями, связанными с эффективностью работы образовательной организации, согласно программе развития МБОУ «Лицей №1 им. А. С. Пушкина» являются: предоставление качественного вариативного образования с учетом индивидуальных особенностей обучающихся; формирование ключевых компетенций по предметам, способствующих личностному росту обучающегося, раскрытию его творческого потенциала посредством урочной и внеурочной деятельности; сохранение психического и физического здоровья обучающихся; обеспечение успешной адаптации выпускников начальной школы к предметному обучению в пятом классе.
Цель самообразования: создание целостной системы взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и совершенствование профессионального мастерства и компетентности учителя.
Основные аспекты «нового качества» образования:
- социальный - выражен в отношении повышения качества образования как общегосударственной политической задаче (состояние практической деятельности каждого педагога); - педагогический – выражен в положениях, касающихся дальнейшего обновления содержания образования; - технологический – предполагает совершенствование искусства обучать, ориентируясь на качественный результат.
Методическая тема: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО».
Продукт: образовательный проект, дидактические материалы к урокам, карточки, презентации с применением игровых технологий.
- Изучение психолого- педагогической литературы
Задачи и содержание деятельности. | Сроки. Начало-окончание | Формы представления результатов работы | Где, кем, когда заслушивается отчёт о выполнении работы. |
1. Методические пособия | сентябрь | Доклад | Заседание МО учителей начальных классов |
2. Учебные пособия | декабрь | Презентация | Заседание МО учителей начальных классов |
3. Поиск новых образовательных тем для исследовательской работы | В течение года | Статья | Всероссийская конференция на портале «Педагогический портал» |
4. Изучение программно-дидактических средств обучения | В течение года | Презентация | Школьный семинар |
- Разработка программно-методического обеспечения
Задачи и содержание деятельности | Сроки Начало-окончание | Формы представления результатов работы | Где, кем, когда заслушивается отчёт о выполнении работы |
1.Разработка календарно-тематического планирования | Начало сентября | Календарно-тематическое планирование | Утверждение заместителем директора |
2. Разработка содержания контрольных работ для текущего и итогового контроля | В течение года | Тексты контрольных работ | В конце изучения темы |
3. Подбор дополнительных тренировочных упражнений по ведущим темам предмета «Русский язык» | В течение года | Подборка текстов тренировочных упражнений | Смотр кабинета |
4. Обобщение собранных в течение года материалов (конкретно) | Май-июнь | Методические разработки | Рецензирование на уровне ИРО ХМАО |
5. Подготовка собранного материала к печати | Июнь | Окончательный вариант методических разработок | Выступление в печати |
6.Разработка индивидуального маршрута школьника при подготовке к олимпиадам, исследовательской работе. | Май-июнь | Индивидуальный маршрут школьника | Обучение по индивидуальному маршруту школьника |
7.Разработка программ элективных курсов, платных образовательных услуг | Февраль | Программы элективных курсов, платных образовательных услуг | Рецензирование на уровне МС |
- Участие в системе школьной методической работы
Задачи и содержание деятельности | Сроки Начало-окончание | Формы представления результатов работы | Где, кем, когда заслушивается отчёт о выполнении работы |
1.Участие в проведении заседаний МО (конкретные темы) | Один раз в четверть | Анализ работы по своей методической теме | Заседание МО по плану работы школы |
2. Участие в работе семинаров, педсоветов… | По плану работы школы | Доклады, выступления | По плану работы школы |
3.Участие в проведении предметных декад | Разработка открытых мероприятий, открытых уроков | Открытые внеклассные мероприятия, уроки | Проведение внеклассных мероприятий, уроков |
4.Освоение передового педагогического опыта по внедрению современных образовательных технологий | В течение года | Результаты работы над личной методической темой и методической темой предметного МО | Заседания МО, работа педсоветов, МС, предметных МО |
5.Подготовка к конкурсу профессионального мастерства | По плану работы школы | Выступление на конкурсах профессионального мастерства | Конкурсы профессионального мастерства |
- Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы
Задачи и содержание деятельности | Сроки Начало-окончание | Формы представления результатов работы | Где, кем, когда заслушивается отчёт о выполнении работы |
1. Курсы повышения | По плану работы | Где и как использованы материалы курсовой подготовки | Заседания МО, семинары, педсоветы |
2.Участие в работе ГМО и ГМЦ | По плану работы | Где и как использованы материалы курсовой подготовки | Заседания МО, семинары, педсоветы |
- Работа в органах управления школой
Задачи и содержание деятельности | Сроки Начало-окончание | Формы представления результатов работы | Где, кем, когда заслушивается отчёт о выполнении работы |
1.Участие в работе творческих групп по разработке программ, планов, памяток, проектов | В течение года | Продукт работы творческих групп | По требованию |