РМО

donchenkotany

Предварительный просмотр:

МБОУ Кашарская СОШ

Обобщение опыта по теме: «Формирование творческих способностей обучающихся через разнообразие форм и методов практической деятельности в ИЗО в соответствии с требованиями ФГОС»

Выполнила:

Донченко Т.М.

учитель изобразительного искусства

первой квалификационной категории

МБОУ Кашарской СОШ

с.Кашары

2024 г.

В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе он бы не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть…

А.Н.Толстой

Я учитель изобразительного искусства и верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.

За время работы в школе я сформулировала тему своей методической работы: «Формирование творческих способностей обучающихся через разнообразие форм и методов практической деятельности на уроках изобразительного искусства в соответствии с требованиями ФГОС».

Развитие творческих способностей является важнейшей задачей образования. Ведь этот процесс пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.

Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. А значит, она применима и в современной школе, для школьников, переходящих на современные стандарты обучения.

Творчество – постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.

Для развития творческих способностей детей необходимо использовать новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний. Стремление развить познавательный интерес обучающихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями.

Для развития творческих способностей обучающихся на современных уроках изобразительного искусства в соответствии с требованиями ФГОС можно использовать следующие методы обучения:

Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.

Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность обучающихся, помогает найти верное решение из всех возможных.

Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения.

Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники.

Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.

Творческие мастерские. Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.

Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ обучающихся – уроки-вернисажи. Таким образом, создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда.

Уроки-познания: обучающиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.

Уроки-конкурсы «конкурсы эрудитов»: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Играя, повторять, запоминать, строить рисунок, искать ошибки, быстро с помощью аппликации справляться с заданиями.

Уроки-тесты: обучающимся предлагается выбрать правильный ответ из трех-пяти предложенных вариантов. Урок – прогулка-путешествие. Урок – панорама. Урок – репортаж с выставки. Урок – викторина. Урока - игра. Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения обучающихся.

На уроках ИЗО, для развития творческих способностей сегодня также можно использовать компьютер.

Развивающее значение компьютера для развития творческих способностей школьника очень велико. Применение компьютеров на уроке ИЗО, создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.

Использование различных форм и приемов работы на уроке изобразительного искусства позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс

При проведении уроков изобразительного искусства необходимо отталкиваться от следующих направлений в работе:

  • От знаний к творчеству – основной метод обучения.
  • Обеспечение постепенности восприятия учебного материала.
  • Обеспечение последовательности творческого процесса.
  • Требование обязательной грамотности исполнения работы – композиционной и изобразительной.
  • Стимулирование работы в участии в конкурсах, в целях поощрения оригинальности замысла и повышения качества исполнения.
  • Стимулирование сообразительности, изобретательности, оригинальности, неординарности, как замысла, так и исполнения.
  • Формулировка задачи, дающей множество разнообразных решений, развитие образного мышления.
  • Требование завершенности, аккуратности и привлекательности, проявления художественного вкуса в каждой работе, независимо от ее характера.
  • Обеспечение соответствия выбранного художественного материала замыслу.
  • Создание игровых ситуаций, оживляющих процесс усвоения учебного материала.
  • Создание постоянной творческой атмосферы, заинтересованности, привлекательности работы в школе, праздника творчества за счет смены характера работы, тем, материалов, изменения масштаба работы, когда маленькие зарисовки сменяются большими работами.
  • Стимулирование проявления индивидуальности, самостоятельности, несмотря на равный шанс для всех, а именно одна заданная тема, одна техника исполнения.
  • Обязательная рефлексия, анализ результатов работы, требование умения защитить и объяснить свой замысел.

На занятиях изобразительным искусством, где в основном идет практическая работа, без активности и сознательности ученика добиться успеха в обучении невозможно. Поэтому учителю рисования надо постоянно приучать обучающихся к самостоятельной и активной учебной работе.

Формой проведения занятий по программе является урок.

Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

  • сотворчество учителя и ученика;
  • диалогичность;
  • четкость поставленных задач и вариативность их решения;
  • освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
  • декоративная и конструктивная работа;
  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;
  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
  • изучение художественного наследия.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой (прослушивание музыкальных произведений, установление взаимосвязи музыки и изобразительного искусства), литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, потешек, выполнение иллюстраций), историей (изучение истории создания произведений искусства, эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.), технологией (изготовление игрушек, посуды для дальнейшей росписи), МХК (изучение худ. наследия, жизни и творчества художников и скульпторов и т.д.), информатикой. Поэтому мой профессиональный опыт сформировался при взаимодействии с учителями – музыки, информатики, истории, технологии, педагогом-психологом и учителями начальных классов. Большую роль в формировании моего профессионального опыта играют методические семинары, где учителя делятся опытом, предлагают новые идеи и т.д.

Одна из форм поощрения, которую я использую – это участие в школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей, на праздники и т.д.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Умелая организация урока учителем приводит к положительному результату. От того, как сам учитель будет показывать принципы рисования, зависит качество творческой работы ученика. Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен "увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский "в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо” .



Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ № 3

заседания районного методического объединения учителей

предметов художественно-эстетического цикла

по теме:

«Развитие творческих способностей обучающихся средствами музыкального, изобразительного и декоративно-прикладного искусства ».

Форма проведения: круглый стол

Дата проведения: .2024 г.

Место проведения : МБОУ Кашарская СОШ

Присутствовали:

Школа

ФИО учителей

Кашарская

Донченко Т.М.,

Бабцова Е.В.

В-Макеевская

Патюкова С.В.,

Саламатина Т.В.

Первомайская

Подгорнова С.Н.

Борисова Г.А.

Индустриальная

Федорова С.П.

В-Свечниковская

Гречкина В.И.

Поповская

В-Грековская

Золотых Л.Г.

Киевская

Россошанская

Васильева О.И. , Ерошко Л.Н.

Н-Калиновская

Стегленко М.Н.

Вяжинская

Кузнецова Н.Н.

Красноколоссовская

Лопатина Г.Г.

Воронина М.Н.

Талловеровская

Юрченко Р.И.

Дьяченко В.Б.

Кривошлыковская

Подтёлковская №11

Пошвин В.Н.

Пономарёвская

Каменская

Кладиева И.И.

Сариновская

Григорьева Т.Н.

Ново-Павловская

Кравцова О.П.

Усть-Мечётинская

Ф-Свечниковская

Дмитриченко Т.И.

МБОУ ДОД ЦВР Кашарского района

Филева Л.А., Зайцева О.А.

Слушали:

#1060;илеву Л.А. ,педагога дополнительного образования ЦВР Кашарского района , поделилась опытом работы по использованию нетрадиционных технических приемов и материалов в обучении младших школьников. Лариса Александровна отметила, что использование в обучении детей нетрадиционных технических приемов позволяет проектировать широкий диапазон работ с материалами как в чистом виде (рисование, лепка, аппликация, конструирование), так и в их сочетании ,а так же позволяют успешнее развивать у обучающихся творческие способности и воображение, воспитать особое цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость цвета, некоторые его оттенки, помогают формировать мелкую моторику рук, учат детей работать с разнообразными художественными и природными материалами.

2. Зайцеву О.А., педагога дополнительного образования ЦВР Кашарского района. Оксана Анатольевна провела мастер – класс «Необычные техники рисования для детей и их родителей» и отметила, что нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное-самовыражаться. Сущность художественного воспитания состоит в формировании у детей эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям опыта и является центральным, связующим понятием в системе знаний.

#1051;опатину Г.Г., учителя музыки Красноколосовской ООШ, по теме «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки в рамках реализации обновленных ФГОС». В своем выступлении Галина Григорьевна отметила, что главной задачей в контексте требований ФГОС является рассмотрение в комплексе личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов обучения школьников музыке. Систематическое, методически правильное использование различных приёмов воздействия (наглядного, словесного и т.д.), не только способствует развитию внимания, памяти, речи, но и активизирует познавательную деятельность детей в целом. Урок музыки или внеклассное мероприятие, прошедшие с хорошим эмоциональным настроем, снимает у детей напряжение и способствует усвоению познавательного материала других предметов.

4. ДонченкоТ.М., руководителя РМО учителей предметов художественно-эстетического цикла, по вопросу активизации работы в подготовке обучающихся к участию в районных и региональных конкурсах по предметам. Так же, Татьяна Михайловна представила свой педагогический опыт по формированию творческих способностей обучающихся через разнообразие форм и методов практической деятельности в ИЗО в соответствии с требованиями ФГОС .

Решили:

  • Принять к сведению опыт коллег предметов художественно-эстетического цикла и применять их в своей педагогической деятельности.
  • Повышать качество знаний обучающихся по предметам художественно-эстетического цикла через использование рациональных методов, приёмов и технологий обучения и воспитания.
  • Принимать участие в мероприятиях образовательных учреждений по повышению квалификации педагогических работников.
  • Продолжить работу с одаренными детьми, содействовать развитию их интересов и способностей по предметам художественно-эстетического цикла.

Руководитель РМО Кашарского района Донченко Т.М.



Предварительный просмотр:

ПЛАН работы РМО учителей предметов художественно-эстетического цикла

на 2024 -2025 учебный год.

Тема: «Совершенствование профессиональных компетенций педагогов художественно-эстетического цикла в соответствии с обновленными ФГОС НОО, ООО »

Цель: создание условий для повышения качества образования через развитие профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС НОО, ООО.

Задачи:

1. Повышать профессиональное мастерство педагогов через самообразование, участие в творческих мастерских, использование современных информационных технологий.

2. Использовать дистанционные формы обучения как средство реализации образовательных программ в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки.

3. Повышать качество знаний учащихся по предметам художественно-эстетического цикла через использование рациональных методов, приёмов и технологий обучения и воспитания

4. Организовать работу с одаренными детьми, содействовать развитию их интересов и способностей.

5. Продолжить работу над созданием условий безопасного и комфортного образовательного пространства для пребывания всех участников образовательного процесса, включающие применение развивающих и здоровьесберегающих педагогических технологий в различных видах деятельности.

6. Сопровождение подготовки к процедуре аттестации педагогических работников.

7. Распространять инновационный опыт в виртуальной методической мастерской - одной из форм инновационной организации методической работы .

Ожидаемые результаты работы:

  • овладение педагогами МО системой преподавания предметов в соответствии с ФГОС третьего поколения;
  • повышение мотивации к изучению предметов через вовлечение учащихся в различные виды урочной, внеурочной и внеклассной деятельности;
  • повышение качества знаний учащихся путем применения индивидуального, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов и современных педагогических технологи;
  • успешное участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах;
  • усовершенствование и повышение педагогического мастерства учителей за счет повышения квалификации, овладение современных педагогических технологий, изучения новинок методической литературы.

Календарный план работы методического объединения.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1. Планирование работы на 2024-2025 учебный год.

#1048;зучение нормативных документов и ознакомление с новинками методической литературы и научными изданиями.

#1059;тверждение плана работы РМО на 2024- 2025 учебный год.

#1054;бновление базы данных о составе педагогов РМО.

#1052;етодические рекомендации преподавания изобразительного искусства и музыки в 2024-2025 учебном году, обзор учебников, программ, методической литературы, обсуждение рабочих программ по изобразительному искусству и музыке.

Август-сентябрь

Руководитель РМО

Рассмотрение корректировки содержания рабочих программ педагогов РМО, в связи с условиями работы в период пандемии

( по необходимости). Утверждение и корректировки рабочих программ.

В течение учебного года

Руководитель РМО

Повышение квалификации учителей.

1. Посещение семинаров, конференций, участие в вебинарах и др.

2. Работа над методической темой самообразования.

3. Взаимопосещения открытых уроков, мероприятий, мастер-классов и их анализ.

4. Слушание докладов, проведение круглых столов, семинаров.

5. Совершенствование педагогического мастерства с помощью интернет – технологий.

6. Изучение передовых педагогических технологий.

В течение учебного года

Руководитель РМО

Учителя предметов художественно-эстетического цикла

Разработка опросника для выявления профессиональных дефицитов и оказания им методической помощи.

август

Руководитель РМО

Заседание № 1

Методический семинар «Единое образовательное пространство: новые возможности для качественного образования и воспитания»

1. Анализ работы РМО за 2023-2024 учебный год.

Утверждение плана работы РМО на 2024-2025 учебный год, организация его выполнения. Утверждение методических тем учителей.Корректировка базы данных на учителей.

2. Рекомендации по составлению рабочих программ по предметам в соответствии с требованиями ФГОС.

август

Руководитель РМО

Учителя предметов художественно-эстетического цикла

Заседание № 2

Круглый стол «Современные подходы к оцениванию образовательных результатов в условиях внедрения ФГОС»

1. Итоги школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по изобразительному искусству и музыке.

2. Изучение нормативных документов. Учебно-методическое обеспечение преподавания музыки, ИЗО.

3. Обобщение опыта учителей по темам самообразования:

«Игровые моменты на уроках изобразительного искусства».

«Занимательные игры на уроках музыки».

ноябрь

Руководитель МО

Учителя предметов художественно-эстетического цикла

Заседание №3

Семинар - практикум «Марафон педагогических достижений»

1. Современное учебное занятие по изобразительному искусству в условиях реализации обновленных ФГОС НОО, ФГОС.

2. Организация педагогической деятельности по выявлению и поддержке талантливых детей через учебную, внеурочную деятельность, творческие конкурсы и олимпиады.

3. Системно-деятельностный подход на уроках изобразительного искусства как основа обновлённых ФГОС.

4. Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки и изобразительного искусства в условиях реализации обновленных ФГОС.

январь

Руководитель МО

Учителя предметов художественно-эстетического цикла

Заседание №4

Методический семинар «Формирование ключевых компетенций обучающихся через оптимизацию образовательного процесса ФГОС НОО, ООО третьего поколения».

  1. «Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности по предмету».
  2. «Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности по предмету».
  3. «Особенности взаимодействия и современный поход к организации работы с родителями по обновленным ФГОС НОО, ООО» .

март

Руководитель МО

Учителя предметов художественно-эстетического цикла

Выявление и поддержка талантливых детей через учебную, внеурочную деятельность, творческие конкурсы и олимпиады.

Выстраивание индивидуальной работы с одаренными детьми. Их подготовка к мероприятиям различного уровня: конкурсы, олимпиады, выставки и т.д.

В течение учебного года

Руководитель РМО

Учителя предметов художественно-эстетического цикла

Руководитель РМО учителей предметов художественно-эстетического цикла Донченко Т.М.



Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ № 1

заседания районного методического объединения учителей

предметов художественно-эстетического цикла

Тема: «Единое образовательное пространство: новые возможности для качкственного образования и воспитания».

Дата проведения: .2024 г.

Форма проведения: методический семинар

Место проведения :МБОУ Кашарская СОШ

Присутствовали:

Школа

ФИО учителей

Кашарская

Донченко Т.М.,

Герасименко В.А.

В-Макеевская

Патюкова С.В.,

Саламатина Т.В.

Первомайская

Подгорнова С.Н.

Борисова Г.А.

Индустриальная

Федорова С.П.

В-Свечниковская

Гречкина В.И.

Поповская

В-Грековская

Золотых Л.Г.

Киевская

Россошанская

Васильева О.И. , Ерошко Л.Н.

Н-Калиновская

Сысоенко Л.Б.

Вяжинская

Кузнецова Н.Н.

Красноколоссовская

Лопатина Г.Г.

Воронина М.Н.

Талловеровская

Юрченко Р.И.

Дьяченко В.Б.

Кривошлыковская

Подтёлковская №11

Пошвин В.Н.

Пономарёвская

Каменская

Кладиева И.И.

Сариновская

Григорьева Т.Н.

Ново-Павловская

Горобцова В.А.

Усть-Мечётинская

Лебединская Т.В.

Ф-Свечниковская

Дмитриченко Т.И.

МБОУ ДОД ЦВР Кашарского района

Филева Л.А., Зайцева О.А.

Слушали:

1. Донченко Т.М., руководителя РМО учителей предметов художественно-эстетического цикла Кашарского района , по вопросу «Единое образовательное пространство: новые возможности для качественного образования и воспитания ».В своем выступлении Татьяна Михайловна познакомила с методическими рекомендациями по внедрению обновлённого ФГОС и ФООП в предметной области «Искусство» .В ходе выступления было отмечено, что использование учебно-методических материалов нового поколения, предполагающих приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся, использование электронных и мультимедийных технологий, современных средств диагностики достижений результатов обучающихся способствуют повышению качества образовательного процесса и воспитательной работы.

#1044;онченко Т.М., руководителя РМО учителей предметов художественно-эстетического цикла, по вопросу «Анализ работы РМО за 2024-2025 учебный год». Татьяна Михайловна отметила работу педагогов РМО за активное участие в конкурсах педагогического мастерства, обобщение и представление опыта работы (видеоуроки, мастер-классы, творческие отчеты, публикации, разработка методических материалов) на различных уровнях, за организацию работы с одаренными детьми в прошедшем учебном году.

3 .Корректировка и утверждение плана работы РМО на 2024-2025 учебный год ,

Решили:

  • Принять к сведению и использовать в своей работе возможности единого образовательного пространства для качественного образовательного процесса и воспитательной работы в 2024 – 2025 учебном году.
  • Повышать профессиональное мастерство педагогов через самообразование, участие в творческих мастерских, использование современных информационных технологий.
  • Утвердить план работы РМО на 2024-2025 учебный год.
  • Продолжить работу над созданием условий безопасного и комфортного образовательного пространства для пребывания всех участников образовательного процесса, включающие применение развивающих и здоровьесберегающих педагогических технологий в различных видах деятельности в соответствии с обновленными ФГОС третьего поколения.
  • Принять к сведению методические рекомендации по проведению Всероссийской олимпиады школьников по изобразительному искусству и музыке, активизировать работу по подготовке детей к участию в муниципальных и региональных конкурсах по предметам.

Руководитель РМО Кашарского района Донченко Т.М.



Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ № 2

заседания районного методического объединения учителей

предметов художественно-эстетического цикла

по теме:

«Современные подходы к оцениванию образовательных результатов в условиях внедрения ФГОС»».

Дата проведения: год

Форма проведения: круглый стол

Место проведения : МБОУ Кашарская СОШ

Присутствовали:

Школа

ФИО учителей

Кашарская

Донченко Т.М., Герасименко В.А.

В-Макеевская

Патюкова С.В.,

Саламатина Т.В.

Первомайская

Подгорнова С.Н.

Борисова Г.А.

Индустриальная

Федорова С.П.

В-Свечниковская

Гречкина В.И.

Поповская

В-Грековская

Золотых Л.Г.

Киевская

Россошанская

Васильева О.И. , Ерошко Л.Н.

Н-Калиновская

Сысоенко Л.Б.

Вяжинская

Кузнецова Н.Н.

Красноколоссовская

Лопатина Г.Г.

Воронина М.Н.

Талловеровская

Юрченко Р.И.

Дьяченко В.Б.

Кривошлыковская

Подтёлковская №11

Пошвин В.Н.

Пономарёвская

Каменская

Кладиева И.И.

Сариновская

Григорьева Т.Н.

Ново-Павловская

Горобцова В.А.

Усть-Мечётинская

Лебединская Т.В.

Ф-Свечниковская

Дмитриченко Т.И.

МБОУ ДОД ЦВР Кашарского района

Филева Л.А., Зайцева О.А.

Слушали:

#1044;онченкоТ.М., руководителя РМО учителей предметов художественно-эстетического цикла, по вопросу оформления протоколов школьного этапа Всероссийской олимпиады по изобразительному искусству и музыке, а так же по активизации работы по подготовке и участию детей в муниципальных и региональных конкурсах по предметам в 2024-2025 учебном году.

2. Борисову Г.А., учителя изобразительного искусства МБОУ Первомайской СОШ, по теме «Использование игровых моментов на уроках изобразительного искусства». В ходе своего выступления Галина Андреевна отметила, для обучающихся, особенно младших классов, характерна быстрая утомляемость, многие из детей обладают рассеянным вниманием, плохо адаптировались к новой школьной среде. Использование игровых моментов на уроках позволит создать более благоприятную атмосферу на уроке, повысит интерес детей к творчеству. Галина Андреевна представила коллегам фрагмент учебного занятия с использованием игровых моментов на своих уроках, в основе которых лежит принцип познания ребенком учебного материала от ощущения через эмоцию, от ассоциации к анализу, а затем к творчеству.

3. Подгорнову С.Н., учителя музыки МБОУ Первомайской СОШ, по теме «Занимательные игры на уроках музыки». В ходе своего выступления Светлана Николаевна отметила, что «игровые педагогические технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровые ситуации на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования школьников к учебной и творческой деятельности. Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения педагога правильно организовать занятие и грамотно выбрать ту или иную форму его проведения. Игровые формы проведения занятий дают возможность не только поднять интерес воспитанников к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность.

Решили:

  • Принять к сведению основные требования к содержанию и структуре уроков предметов художественно-эстетического цикла в соответствии с обновленными ФГОС и применять их в своей педагогической деятельности.
  • Повышать качество знаний обучающихся по предметам художественно-эстетического цикла через использование рациональных методов, приёмов и технологий обучения и воспитания.
  • Организовать работу с одаренными детьми, содействовать развитию их интересов и способностей по предметам художественно-эстетического цикла.

Руководитель РМО Кашарского района Донченко Т.М.



Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ № 3

заседания районного методического объединения учителей

предметов художественно-эстетического цикла

по теме:

«Развитие творческих способностей обучающихся средствами музыкального, изобразительного и декоративно-прикладного искусства ».

Форма проведения: круглый стол

Дата проведения: г.

Место проведения : МБОУ Кашарская СОШ

Присутствовали:

Школа

ФИО учителей

Кашарская

Донченко Т.М.,

Бабцова Е.В.

В-Макеевская

Патюкова С.В.,

Саламатина Т.В.

Первомайская

Подгорнова С.Н.

Борисова Г.А.

Индустриальная

Федорова С.П.

В-Свечниковская

Гречкина В.И.

Поповская

В-Грековская

Золотых Л.Г.

Киевская

Россошанская

Васильева О.И. , Ерошко Л.Н.

Н-Калиновская

Стегленко М.Н.

Вяжинская

Кузнецова Н.Н.

Красноколоссовская

Лопатина Г.Г.

Воронина М.Н.

Талловеровская

Юрченко Р.И.

Дьяченко В.Б.

Кривошлыковская

Подтёлковская №11

Пошвин В.Н.

Пономарёвская

Каменская

Кладиева И.И.

Сариновская

Григорьева Т.Н.

Ново-Павловская

Кравцова О.П.

Усть-Мечётинская

Ф-Свечниковская

Дмитриченко Т.И.

МБОУ ДОД ЦВР Кашарского района

Филева Л.А., Зайцева О.А.

Слушали:

#1060;илеву Л.А. ,педагога дополнительного образования ЦВР Кашарского района , поделилась опытом работы по использованию нетрадиционных технических приемов и материалов в обучении младших школьников. Лариса Александровна отметила, что использование в обучении детей нетрадиционных технических приемов позволяет проектировать широкий диапазон работ с материалами как в чистом виде (рисование, лепка, аппликация, конструирование), так и в их сочетании ,а так же позволяют успешнее развивать у обучающихся творческие способности и воображение, воспитать особое цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость цвета, некоторые его оттенки, помогают формировать мелкую моторику рук, учат детей работать с разнообразными художественными и природными материалами.

2. Зайцеву О.А., педагога дополнительного образования ЦВР Кашарского района. Оксана Анатольевна провела мастер – класс «Необычные техники рисования для детей и их родителей» и отметила, что нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное-самовыражаться. Сущность художественного воспитания состоит в формировании у детей эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям опыта и является центральным, связующим понятием в системе знаний.

#1051;опатину Г.Г., учителя музыки Красноколосовской ООШ, по теме «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки в рамках реализации обновленных ФГОС». В своем выступлении Галина Григорьевна отметила, что главной задачей в контексте требований ФГОС является рассмотрение в комплексе личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов обучения школьников музыке. Систематическое, методически правильное использование различных приёмов воздействия (наглядного, словесного и т.д.), не только способствует развитию внимания, памяти, речи, но и активизирует познавательную деятельность детей в целом. Урок музыки или внеклассное мероприятие, прошедшие с хорошим эмоциональным настроем, снимает у детей напряжение и способствует усвоению познавательного материала других предметов.

4. ДонченкоТ.М., руководителя РМО учителей предметов художественно-эстетического цикла, по вопросу активизации работы в подготовке обучающихся к участию в районных и региональных конкурсах по предметам. Так же, Татьяна Михайловна представила свой педагогический опыт по формированию творческих способностей обучающихся через разнообразие форм и методов практической деятельности в ИЗО в соответствии с требованиями ФГОС .

Решили:

  • Принять к сведению опыт коллег предметов художественно-эстетического цикла и применять их в своей педагогической деятельности.
  • Повышать качество знаний обучающихся по предметам художественно-эстетического цикла через использование рациональных методов, приёмов и технологий обучения и воспитания.
  • Принимать участие в мероприятиях образовательных учреждений по повышению квалификации педагогических работников.
  • Продолжить работу с одаренными детьми, содействовать развитию их интересов и способностей по предметам художественно-эстетического цикла.

Руководитель РМО Кашарского района Донченко Т.М.



Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ № 4

заседания районного методического объединения учителей

предметов художественно-эстетического цикла

по теме:

«Формирование ключевых компетенций обучающихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на обновленные ФГОС НОО, ООО третьего поколения».

Форма проведения: круглый стол

Дата проведения: г.

Место проведения : МБОУ Кашарская СОШ

Присутствовали:

Школа

ФИО учителей

Кашарская

Донченко Т.М.,

Бабцова Е.В.

В-Макеевская

Патюкова С.В.,

Саламатина Т.В.

Первомайская

Подгорнова С.Н.

Борисова Г.А.

Индустриальная

Федорова С.П.

В-Свечниковская

Гречкина В.И.

Поповская

В-Грековская

Золотых Л.Г.

Киевская

Россошанская

Васильева О.И. , Ерошко Л.Н.

Н-Калиновская

Стегленко М.Н.

Вяжинская

Кузнецова Н.Н.

Красноколоссовская

Лопатина Г.Г.

Воронина М.Н.

Талловеровская

Юрченко Р.И.

Дьяченко В.Б.

Кривошлыковская

Подтёлковская №11

Пошвин В.Н.

Пономарёвская

Каменская

Кладиева И.И.

Сариновская

Григорьева Т.Н.

Ново-Павловская

Кравцова О.П.

Усть-Мечётинская

Ф-Свечниковская

Дмитриченко Т.И.

МБОУ ДОД ЦВР Кашарского района

Филева Л.А., Зайцева О.А.

Слушали:

#1070;рченко Р.И. учителя музыки МБОУ Талловеровской СОШ, поделилась опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий на уроках музыки. Раиса Ивановна представила коллегам фрагменты уроков музыки, с использованием здоровьесберегающих технологий , в котором были раскрыты основные направления здоровьесберегающих возможностей музыки . В своем выступлении Раиса Ивановна отметила, что основная задача занятий музыкой в школе состоит в пробуждении у обучающихся интереса к музыке, в том, чтобы учить их чувствовать, понимать и оценивать музыкальное искусство, эмоционально воспринимать музыку, испытывая потребность в систематическом общении с ней. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности. Поэтому в современной образовательной ситуации актуальным остается вопрос определения возможностей урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий в эмоциональном развитии учащегося.

#1050;ладиеву И.И., учителя изобразительного искусства МБОУ Каменской ООШ . Ирина Ивановна поделилась опытом работы по формированию метапредметных компетенций обучающихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности. Педагог отметила, что на любом уроке творчества, следует формировать метапредметные компетенции в целом, не отделяя их друг от друга и, тем более, не определяя их значимость в учебном процессе. При этом в силу определённых причин (местность - культурный центр, промысловый, художественные предпочтения учителя, его достижения в художественной деятельности) учитель может более интенсивно работать в выбранном им определённом направлении, но не ущемляя при этом остальные. Формирование метапредметных компетенций невозможно без положительной мотивации обучения, поэтому важнейшей задачей для учителя является создание системы формирования мотивации учения на уроках и во внеклассной работе по ИЗО, формирование положительной мотивации обучения, конструирование мотивационного процесса, как основы усвоения содержания художественно-эстетического образования.

3. Васильеву О.И. , учителя музыки МБОУ Россошанской СОШ, по теме «Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности по предмету». В своем выступлении учитель отметила, что школьный урок музыки должен отвечать всем современным методическим и дидактическим требованиям, давать наглядное, образное, целостное представление о мире искусства. Главной задачей, стоящей перед учителем на сегодняшний день, является повышение эффективности обучения в школе, и в тоже время, обеспечение условий, необходимых для преодоления появляющихся при этом у школьников трудностей. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Приоритетами для урока музыки и внеклассной музыкальной деятельности на этапе основного общего образования являются: учебно-познавательная компетентность, информационная компетентность, коммуникативная компетентность, социально-эстетическая компетентность.

4. Донченко Т.М., руководителя РМО учителей художественно-эстетического цикла, по вопросу «Анализ работы РМО за 2023-2024 учебный год». Татьяна Михайловна отметила качественную работу учителей, подготовивших победителей и призёров конкурсов и фестивалей различного уровня в текущем учебном году. Татьяна Михайловна ответила на вопросы , касающиеся курсов повышения квалификации по предметам области «Искусство», а так же аттестации педагогических работников на присвоение квалификационных категорий, в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от № 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Решили:

  • Принять к сведению и использовать опыт работы коллег по формированию ключевых компетенций обучающихся через предметы художественно-эстетического цикла в условиях перехода на обновленные ФГОС НОО, ООО третьего поколения.
  • Отметить качественную работу учителей, подготовивших победителей и призёров конкурсов и фестивалей различного уровня в текущем учебном году году.
  • Повышать профессиональное мастерство через самообразование, участие в творческих мастерских, использование современных информационных технологий.
  • Включить в план работы на новый учебный год мероприятия ,приуроченные Году семьи и 100 –летию Кашарского района .
  • Продолжить работу над созданием оптимальных условий для обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся в образовательном процессе.

Руководитель РМО Кашарского района Донченко Т.М.



Предварительный просмотр:

Анализ работы РМО учителей

предметов художественно-эстетического цикла

за 2023-2024 учебный год

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы является методическая работа. В современных условиях роль методической работы значительно возросла в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые передовые технологии, методики, приемы, формы обучения и воспитания.

Вся работа РМО учителей музыки и изобразительного искусства в истекшем учебном году была направлена на развитие профессиональной компетентности педагога , как фактора повышения качества образования в условиях реализации обновленных ФГОС НОО, ООО третьего поколения.

В своей деятельности РМО руководствуется федеральными государственными образовательными стандартами, нормативными документами, рекомендациями, конкретными целями и задачами, стоящими перед педагогами школ.

РМО учителей предметов художественно-эстетического цикла в 2023-2024 учебном году работало над методической темой: «Совершенствование профессиональных компетенций педагогов художественно-эстетического цикла в соответствии с обновленными ФГОС НОО, ООО третьего поколения».

Основной целью методической работы являлось создание условий для повышения качества образования через развитие профессиональной компетентности педагогов в соответствии с обновленными ФГОС НОО, ООО.

Для реализации цели были сформулированы следующие задачи:

1. Повышать профессиональное мастерство педагогов через самообразование, участие в творческих мастерских, использование современных информационных технологий.

2. Использовать дистанционные формы обучения как средство реализации образовательных программ в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки.

3. Повышать качество знаний обучащихся по предметам художественно-эстетического цикла через использование рациональных методов, приёмов и технологий обучения и воспитания.

4. Организовать работу с одаренными детьми, содействовать развитию их интересов и способностей.

5. Продолжить работу над созданием условий безопасного и комфортного образовательного пространства для пребывания всех участников образовательного процесса, включающие применение развивающих и здоровьесберегающих педагогических технологий в различных видах деятельности.

6. Сопровождение подготовки к процедуре аттестации педагогических работников.

7. Распространять инновационный опыт в виртуальной методической мастерской - одной из форм инновационной организации методической работы .

Для решения поставленных целей и задач на учебный год была проведена следующая работа:

- корректировка и утверждение программ по предметам изобразительное искусство и музыка на новый 2023- 2024 учебный год, с учетом требований обновленных ФГОС НОО, ООО третьего поколения ;
- составление банка данных учителей района по предметам художественно-эстетического цикла ;
- утверждение тем по самообразованию педагогов района;
- утверждение программ по внеурочной и кружковой деятельности;
- составление перспективного плана аттестации учителей;
- утверждение плана проведения открытых уроков и внеклассных занятий, предметных недель, районных конкурсов детского творчества.
- подготовка и проведение школьного и районного этапов Всероссийской олимпиады школьников по предметам «Искусство» среди обучающихся школ района .

За отчётный период проведено 4 заседаний РМО, на которых были рассмотрены организационные, методические и информационные вопросы.

  • Утверждение плана работы на год;
  • Подготовка и проведение школьного тура олимпиад, участие в районном этапе Всероссийской олимпиады школьников;
  • Подготовка и участие учащихся в районных соревнованиях;
  • Изучение педагогического опыта коллег-педагогов;
  • Отчет педагогов по работе в рамках тем самообразования;
  • Анализ работы МО за истекший 2023-2024 учебный год.

Учителя РМО в течении учебного года принимали активное участие в районных теоретических семинарах, научно-практических конференциях, дистанционных конференциях, вебинарах, блиц-олимпиадах, интернет-конкурсах, сетевых сообществах, проходили дистанционную курсовую подготовку, делились своим опытом на всероссийских порталах, проводили мастер-классы, публиковали свой опыт в сети Интернет. А так же многие коллеги принимали участие в различных районных, региональных, всероссийских конкурсах, в том числе дистанционных.

В соответствии с годовым планом работы РМО учителя делились своими знаниями и опытом работы с коллегами. Донченко Т.М., руководитель РМО, выступила по теме «Повышение качества образовательного процесса путем использования современных педагогических технологий в условиях перехода и реализации обновленных ФГОС в 2023-2024 учебном году ». Бабцова Е.В., учитель музыки МБОУ Кашарской СОШ, раскрыла в своем выступлении тему «Личностно-ориентированные технологии обучения в рамках преподавания музыки и изобразительного искусства». Филева Л.А. ,педагог дополнительного образования ЦВР Кашарского района, поделилась опытом работы по использованию нетрадиционных технических приемов и материалов в обучении младших школьников. Зайцева О.А., педагог дополнительного образования ЦВР Кашарского района, провела мастер – класс «Необычные техники рисования для детей и их родителей» . Лопатина Г.Г., учитель музыки Красноколосовской ООШ, раскрыла тему «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыки в рамках реализации обновленных ФГОС». Донченко Т.М., учитель изобразительного искусства МБОУ Кашарской СОШ, представила свой педагогический опыт по формированию творческих способностей обучающихся через разнообразие форм и методов практической деятельности в ИЗО в соответствии с требованиями ФГОС.Юрченко Р.И. ,учитель музыки МБОУ Талловеровской СОШ, поделилась опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий на уроках музыки. Кладиева И.И., учитель изобразительного искусства МБОУ Каменской ООШ, поделилась опытом работы по формированию метапредметных компетенций обучающихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности. Васильева О.И. , учитель музыки МБОУ Россошанской СОШ, раскрыла тему «Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности по предмету».

За прошедший год план работы РМО учителей предметов художественно-эстетического цикла выполнен . Итоги работы РМО в 2023- 2024 учебном году можно считать удовлетворительными.

Анализируя всё вышесказанное, выявлен ряд вопросов и проблем, которые следует решать в новом 2024-2025 учебном году:

#1055;родолжить работу над совершенствованием педагогического мастерства учителей предметов художественно-эстетического цикла Кашарского района.

#1048;зучать и внедрять достижения творчески работающих педагогов в практику работы других учителей.

#1042;ести целенаправленную систематическую деятельность по освоению и внедрению современных образовательных технологий в образовательный процесс в соответствии с обновленными ФГОС третьего поколения.

#1055;родолжить работу по разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов с учётом личностных особенностей и реальных учебных возможностей обучающихся.

#1055;родолжать работу по выявлению «одарённых» обучающихся, способствовать развитию их творческого потенциала, стимулируя творческую деятельность .

6. Продолжить работу над качеством образования слабоуспевающих обучающихся, используя личностно-ориентированный подход в обучении .

Руководитель РМО Донченко Т.М.