Методическая копилка

Конспекты, творческие работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:   Иллюзии зрения в одежде.

                   

Тип урока: Комбинированный урок.

Цели и задачи урока:

  1. Изучение видов зрительных иллюзий в одежде.
  2. Обучение использованию иллюзии полосатой ткани в одежде с целью корректировки фигуры.  
  3. Развитие  аналитического и пространственного мышления.
  4. Воспитание эстетического вкуса.

Межпредметные связи:

Технология 5 – 9 классы.

ИЗО 7 кл.

Организация учебной работы

Методы обучения: Беседа с использованием репродуктивных и проблемных вопросов; формирование соответствующих знаний и умений во время беседы и выполнения практической работы.

Средства обучения:

  1. Плакат «Иллюзии полосатой ткани».
  2. Плакат: «Иллюзии линий».
  3. Модели одежды для демонстрации иллюзий (или их цифровые  фотографии для проекторного показа).
  4. Эскизы базовых моделей одежды для выполнения практической работы.

План урока:

А) Организационная часть.  Постановка целей и задач урока.

Б) Объяснение нового материала по теме: «Зрительные иллюзии в одежде…».

  1. Зрительные иллюзии и их использование в одежде.
  2. Иллюзии полосатой ткани.
  3. Иллюзии линий.

Г) Практическая работа: На основе предложенной базовой модели выполнить корректировку фигуры  человека, используя иллюзию полосатой ткани.

Д) Подведение итогов урока.

Задание на дом:  Знать иллюзии, создаваемые линиями. Выполнить эскиз модели, используя иллюзию полосатой ткани.

Постановка целей и задач урока

     Прежде, чем я назову тему сегодняшнего урока, давайте вспомним, какие функции выполняет наша одежда.

Назовите, какие функции одежды вы помните. (Учащиеся называют функции одежды: защитная, утилитарно-практическая, возрастная, религиозная, эстетическая, социально-половая, магическая, эротическая…). Совершенно верно, но сегодня мы с вами остановимся лишь на одной – эстетической.

     Испокон веков человек стремился выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. И немаловажную роль в решении этой проблемы играет одежда. С ее помощью, используя зрительные иллюзии, мы можем скорректировать фигуру человека, скрыв недостатки и подчеркнув ее достоинства. Именно эти проблемы мы и будем решать на сегодняшнем уроке.

     Итак, тема нашего урока: «Иллюзии зрения  в одежде».

Иллюзии зрения в одежде

 

     А что такое «иллюзия»? Как вы думаете? (Предположительные ответы учащихся: Это то, что кажется, чего нет на самом деле, обман). 

     Вы правы, иллюзия – это зрительный обман. Его начали использовать в одежде очень давно. В истории костюма можно проследить, как «сужали» талию с помощью очень широких юбок, делали ноги длиннее с помощью завышенной линии талии, создавали иллюзию маленькой головки большим воротником «фреза», увеличивали рост с помощью вертикальных декоративных отделок в костюме… Современные дизайнеры тоже используют зрительные иллюзии, чтобы приблизить реальные фигуры к идеальной (с точки зрения современной моды). Они могут визуально сделать рост выше, фигуру стройнее, плечи уже или шире, грудь больше или меньше, талию тоньше и т.д. Давайте на примерах посмотрим, как это можно сделать.

     Демонстрация моделей одежды (см. приложение к уроку):  

 

Модель

Иллюзии

Средства достижения

№1

Фигура смотрится хрупкой и изящной.

Прозрачная сетка, сквозь которую просвечивает тело, плавное расширение юбки.

№2

Тонкая талия, маленькая головка, воздушность всей фигуры.

Широкая юбка, большой воротник, полупрозрачные материалы.

№3

Уменьшение объема груди и бедер, зауженные плечи, измене- ние пропорций фигуры (сокра-щение верхней части и удлинение нижней)

Использование черного материала, уходящие за шею бретельки, горизонтальные членения фигуры в верхней части и вертикальные линии в нижней.

Следующие две модели вы попробуете оценить сами. Я буду называть иллюзию, а вы средство ее достижения.

Модель

Иллюзии

Средства достижения

№4

  1. Длинная шея
  2. Удлиненная талия
  3. Тонкая талия
  4. Длинные ноги
  1. Открытые шея и плечи
  2. Заниженная линия талии
  3. Широкая объемная юбка
  4. Вертикальное расположение отделки на юбке

№5

  1. Длинная шея
  2. Расширенная линия плеч

  1. Тонкая талия
  2. Удлиненная талия
  3. Воздушность
  1. Открытые шея и плечи
  2. Горизонтальное крепление шарфа
  3. Широкая юбка
  4. Заниженная линия талии
  5. Использование тонкого полу- прозрачного материала и свободно развивающихся концов шарфа

     Итак, вы получили представление о создании зрительных иллюзий в одежде, когда фигура остается неизменной, со всеми своими недостатками с точки зрения моды определенного отрезка времени, а изменяется зрительный образ.

     Чтобы понять, как можно манипулировать впечатлением окружающих или как замаскировать отдельные части своего тела, вам нужно знать, как линии, формы, ткань, рисунок, цвет и т.д. воздействуют на восприятие предмета, включая и тело человека. Наиболее сильное впечатление производят линии – горизонтальные, вертикальные или диагональные.

Иллюзии полосатой ткани

     (На стенде прикреплены два полосатых  прямоугольника: с вертикальными и горизонтальными полосами)

     Посмотрите на два полосатых прямоугольника и скажите, какой из них кажется выше? Конечно, с вертикальными полосами, хотя в действительности прямоугольники абсолютно одинаковы. Это иллюзия полосатой ткани.

     Что же происходит с нашим зрением? Исследования показывают, что взгляд обычно скользит по предмету сверху вниз. Если предмет не пересекают горизонтальные линии, то взгляд спокойно опускается вниз и так же спокойно поднимается вверх. Однако если появляется горизонтальная полоса, то взгляд останавливается, движется вдоль горизонтальной линии, а затем продолжает обычный путь. Хотя вы этого не замечаете, именно так вы смотрите на собеседников, и именно так они смотрят на вас.

     А теперь давайте более подробно разберем иллюзию полосатой ткани на фигуре человека. Посмотрите на плакат  («Иллюзия полосатой ткани») и скажите, какая фигура кажется стройнее?

  1. С вертикальными или горизонтальными полосами?
  2. С большим количеством тонких полос или с небольшим количеством широких полос? Чем больше полос, тем чаще останавливается взгляд и тем полнее и ниже  кажется человек.
  3. А теперь скажите, что происходит с нашим восприятием, когда ширина полос изменяется в горизонтальном или вертикальном направлении. Там, где полосы чаще, пространство как бы сжимается, становится меньше и, как следствие, изменяются пропорции фигуры – одна часть тела становится меньше другой.

     Таким образом, горизонтали задерживают взгляд и зрительно расширяют фигуру, а вертикали, напротив, ускоряют движение взгляда и удлиняют фигуру. А как на наше восприятие влияют диагональные линии? Диагонали в силу своего промежуточного положения между горизонталью и вертикалью обладают способностью оказывать смешанный эффект. Иногда рисунок из перекрещивающихся диагоналей используется для того, чтобы зрительно сделать одну часть тела меньше другой. Например, сходящиеся в одну точку ниже талии диагональные линии делают талию стройнее, чем она есть на самом деле.

     Диагональные полосы, направленные острием вверх сокращают ширину бедер полной фигуры. Углы полос, расположенных острием вниз, наоборот, зрительно расширяют бедра. (См. плакат)

      Итак, выбор расположения полос (вертикальное или горизонтальное) на полосатой ткани с целью придать стройность полной фигуре зависит от ширины и частоты полос, от их ритмичности. При сложном расположении полос (например, под углом) нужно учитывать направление угла.

 

Иллюзия линий

     Говоря о линиях, мы имеем в виду не только полосы на тканях, но и разного рода линии в одежде.

Вспомните, какие линии в одежде нам известны? (Силуэтные, конструктивные, конструктивно-декоративные, декоративные).

     Сильную вертикаль создают рельефы, длинные шарфы и, даже, ряд пуговиц (Демонстрация примеров на манекене).

     Сильную горизонталь могут создавать пояс, нижний край юбки, жакета или блузки, карманы и т.д.  (Демонстрация примеров на манекене).

     Линии вырезов горловины тоже вносят свою лепту в создание зрительных иллюзий. Так V – образный вырез состоит из двух диагоналей и, чем он более длинный и узкий, тем тоньше и длиннее  выглядит ваша шея. Вырез «каре» зрительно расширяет и спрямляет плечи. Маленькие вырезы, глухие воротники могут зрительно укоротить и утолстить шею.

     Таким образом, знание того, где и как стоит применять те или иные линии в одежде имеет первостепенное значение для дизайнера.  А сейчас мы посмотрим, как вы сможете применить полученные на сегодняшнем уроке знания на практике.

Практическая работа

     На основе предложенной базовой модели выполнить корректировку фигуры  человека, используя иллюзию полосатой ткани, а затем прокомментировать свою работу.

(По окончании все  работы вывешиваются на доске и учащиеся по очереди комментируют свою работу, а учитель дает ей оценку и подводит общие итоги работы)

Заключение

     Сегодня на уроке мы начали знакомиться со зрительными иллюзиями в одежде, способными изменить облик человека. Такое изменение может помочь человеку не только значительно улучшить свою внешность, но и существенно повлиять на самооценку и уверенность человека в себе. И все это в руках дизайнера.

Приложения:

  1. Плакат «Иллюзии полосатой ткани».
  2. Плакат «Иллюзии линий».
  3. Фото одежды для демонстрации иллюзий.

Рекомендации к проведению урока:

  1. Данный урок рекомендуется проводить в профильных 10 – 11 классах при изучении курса «Дизайн одежды» или факультативно в 8 - 9 классах.
  2. Демонстрацию моделей при обсуждении иллюзий в одежде можно заменить презентацией.
  3. Если на занятие отводится 2 урока, то эскизы моделей  учащиеся могут выполнить сами, используя шаблон фигуры человека.

Использованная литература:

  1. В.В.Ермилова, Д.Ю.Ермилова Моделирование и художественное оформление одежды, М., «ACADEMA» 2000 г.
  2. Спенсер Кэрол  Выбери свой стиль. Для женщин. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000 г.



Предварительный просмотр:

Характеристика темы урока.

Продолжают осваивать алгоритм преобразовательной деятельности и знакомятся на практике с новой организацией изготовления изделия, бригадным методом. Что способствует воспитанию коллективизма, ответственности за свою работу. Для этого отводится 6 часов занятий.  

Закрепляют знания в выборе цвета деталей узора. Знакомятся с возможностями компьютера на практике. Освоив новый узор лоскутной пластики, они могут расширить свои возможности выборе рисунка для изделий и продолжить оформление интерьера кухни декоративными и утилитарными изделиями, выполнив коллективный творческий проект. В результате своей деятельности дети получают конечный результат, изделие, что способствует желанию к последующей деятельности.

Тема изучается после разделов «Материаловедение» и «Машиноведение», что позволяет учащимся пользоваться полученными знаниями и совершенствовать работу на швейной машине. Для выполнения работы потребуется 5швейных машин и 2 утюга.

                                         План урока. 

Класс 6  

Тема раздела. Декоративно – прикладное искусство.

Тема урока: Творческий проект.

Тип урока – комбинированный.

Цель урока:

 Образовательная: закрепить полученные знания, умения по рукоделию «Лоскутная пластика»; продолжить освоение алгоритма преобразовательной деятельности учениками.

Воспитательная - воспитывать коллективизм, ответственность.

Развивающая: развивать художественный вкус; развивать самостоятельность в решение проблем.

Методы обучения: рассказ – объяснение, обсуждение, мозговой штурм, метод проекта, практический показ приемов работ.

Межпредметные связи: история, краеведение, математика, рисование.

Внутрипредметная связь: машиноведение, материаловедение, технология изготовления изделий.

МТО. Образцы работ. Плакаты-с таблицами 1,2,3. Листы с таблицей 4, папка по проектированию, ПЭВМ, ткань – лоскут, инструменты, швейная машина, утюг.

Литература:

1. В.Е.Мельников, В.А. Мигунов, П.А.Петряков. Метод проектов в преподавании образовательной области   «Технология». Великий Новгород, 1999.

2.  Р. А. Гильман. Иголка и нитка в умелых руках. Москва. Легпромбытиздат, 1993.

3. И. Ю. Муханова. Лоскутное шитье. Москва. ЗАО «МИЧ», 1998.

4.Л.А. Андронова. Лоскутная мозайка. Москва. «Школа-Пресс».1993.

5. Журналы. «Школа и производство» № 4, 6, 1997;  №3, 1998.

6. Приложение к журналу «Стиль» №2. 1994.

                                     

                                                 ХОД УРОКА:

 1. Организационный момент-3мин.

 1.1Проверка посещаемости учащихся.

 1.2 Подготовка к уроку.

 1.3 Проверка домашнего задания.

 2. Повторение пройденного материала-7 мин.

 2.1. С какими видами рукоделия вы познакомились в этом году?

Ответ: вышивка и лоскутная пластика.

 2.2.Дайте определение рукоделию «Лоскутная пластика».

Ответ: «Лоскутная пластика» - создания изделия из лоскутков ткани.

 2.3. Перечислите основные правила по изготовлению изделий в «Лоскутной пластике».

Ответ: определение прочности окраски;

подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку;

крой производят по изнаночной стороне;

нить основы проходит по одной из сторон детали;

 соединять детали одинаковым швом;

швы заутюживать.

2.4. Как называется изученный вами рисунок?

Ответ: алмаз.

3. Новый материал: 25-30 мин.

Выполнение краткосрочного и коллективного проекта.

Проблему формулирует учитель.

Проблема.

На основе изученного рисунка выполнить сувенир.

 

Чтобы решить нашу проблему давайте поставим перед собой цели.

Цели:

проверить свои знания и умения;

выполнить работу самостоятельно.

совершенствовать свои возможности в области проектной деятельности.

Для решения проблемы нужно сформулировать задачу.

Краткая формулировка задачи.

Выполнить сувенир своими руками за 2 занятия.

Исследование 1. Мозговой штурм.

Вопрос: Какие изделия можно выполнить, используя изученный рисунок?

Ваши идеи.

Ответ: прихватку, салфетку, закладку, платочек, вымпел.

Исследование 2.

Вопрос: Каким требованиям должно отвечать изделие?

Ответ: красивое (декоративное), полезное (утилитарное), недорогое (экономически выгодное), безопасное для человека и окружающей среды (экологично), легкое в обработке (технология) и с минимальными затратами по времени.

Критерии

салфетка

прихватка

закладка

платочек

вымпел

декоративное

+

+

+

+

+

утилитарное

+

+

+

+

-

экономично

+

-

-

+

-

экологично

+

+

+

-

+

технология

+

-

-

+

-

время 2 часа

+

-

-

+

-

Рассмотреть каждый предложенный вариант идеи с учетом выработанных требований.                                                                                                Таблица 1

итого:      6                      3                       3                       5                       2

Вывод: из предложенных изделий всем требованиям отвечает салфетка.

Исследование 3.        Выбор ткани.

Ученикам предлагаются ткани разные по волокнистому составу. Хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные, льняные, искусственные и синтетические.

Задание: используя полученные знания по материаловедению и требования к тканям для работы в лоскутной технике необходимо выбрать наиболее оптимальный вариант.

Требования, предъявляемые к тканям.              Таблица 2

Требования

льняная

хлопчатобумажная

шерстяная

шелковая

экологические:

натуральные,

впитывают влагу,

быстро сохнут,

                           

+                        

+                        

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

эксплуатационные:

прочные

толщина

+

+

+

++

-

-

-

-

эстетические:

красивые

+

+

+

+

технологические:

не осыпаются,

не скользят,

температура нагрева

+

+

+

+

+

+

-

+

-

-

-

-

экономические:

дешевые

-

+

-

-

       Всего               9                        11                    4                           4

Вывод: Наиболее полно отвечают требованиям хлопчатобумажные ткани.

Исследование 4.Экологическая справка.

Вопрос: На какие два класса делится текстильные волокна?

Ответ: на натуральные и химические.

Вопрос: Из каких волокон получают хлопчатобумажные ткани?

Ответ: из хлопка.

Вопрос: К какому классу относится волокно хлопок?

Ответ: к натуральному.

Вывод: хлопчатобумажные ткани экологически чистые т.к. они натуральные.

Исследование 5. Экономический расчет.

СЫРЬЕ, ОСНОВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.      Таблица 3

п/п

                 Наименование

Ед.

изм.

Норма

расхода

Цена

(руб)

Стоимость

  (руб)

1

прокладочная ткань

м

30х30

10-00

3-00

2

лоскут

м

-

-

-

  3

нитки швейные

     шт

    1\10

   6-00

0-60

ИТОГО:

3-60

Примечание: ученики имели домашнее задание узнать стоимость аналогичных изделий.

Вывод: Изделие экономически выгодно изготовить самим. Оно дешевле рыночной цены. Подобные изделия на рынке стоят от 15-20 рублей.

Исследование 6. Подбор тканей по цвету.                                             Таблица 4

                      Цвет

          Дополнительные цвета.

красный

зеленый, серый, синий, желтый, черный, коричневый.

оранжевый

фиолетовый, ярко- синий, бледно-голубой

желтый

черный, синий, красный, коричневый, зеленый, голубой, фиолетовый.

темно-зеленый

коричневый, бежевый

зеленый (светлый)

желтый, оранжевый, темно- зеленый, песочный, розовый

бледно-голубой

темно-красный, серый

синий

серый, белый, голубой, желтый, красный, черный

фиолетовый

светло-зеленый, темно-зеленый

коричневый

желтый, черный, красный, бежевый, зеленый

серый

фиолетовый, малиновый

Исследование 7. 4. Вводный инструктаж-10 мин. 

Используя данные таблицы и компьютер, подберите сочетаемые цвета.

Примечание: первую часть задания выполняет учитель в редакторе Word.

1.(для учителя)  Включите панель «Рисование». На ней нажмите кнопку «прямоугольник». Подведите курсор «Мышью» к месту рисования. Нажмите левую кнопку «мыши» и, удерживая кнопку, растяните прямоугольник. Если при этом удерживать нажатой клавишу « Shift», то получится квадрат.

Нажмите еще раз кнопку «прямоугольник» и рядом нарисуйте еще один квадрат и выделите его (наведите на него курсор «мыши» и нажмите один раз левую кнопку «мыши»). На панели «Рисование»   нажмите кнопку «свободное вращение». Установите указатель «мыши» на любую зеленую точку, нажмите левую кнопку «мыши» и удерживая кнопку, движением «мыши» разверните квадрат на 45 градусов. Если при этом удерживать нажатую клавишу  «Shift», то проще зафиксировать нужный угол. Нажмите на панели рисования кнопку «свободное вращение». Теперь впишите перевернутый квадрат в первый квадрат. Для этого перенесите «мышью» перевернутый квадрат в середину первого квадрата. Изменяя размеры перевернутого квадрата, добейтесь точных размеров. При этом держите нажатой клавишу «Alt». Аналогично нарисуйте третий квадрат и впишите его в перевернутый.

Примечание: вторую часть задания выполняют ученики, имеющие опыт работы на компьютере  вместе с остальными учащимися. Это работа позволяет с экономить время на уроке, наглядно поработать с цветом и познакомится с возможностями компьютера.

2.(для учеников) Выделите любой квадрат. Нажмите значок треугольника справа от кнопки «цвет заливки» на панели «рисование». В открывшемся окошке выберите желаемый цвет, наведите на него курсор «мыши» и нажмите левую кнопку «мыши» один раз. Выбранный квадрат окрасится нужным цветом.

3. Повторите п.2 для других квадратов.

5. Практическая работа -20 мин.

1. Подобрать ткань  по цвету.

2.  Вырезать детали, по шаблонам соблюдая правила раскроя:

 крой производят по изнаночной стороне;

нить основы проходит по одной из сторон детали;

раскладка деталей выполняется экономно.

6. Заключительный инструктаж-10мин.

6.1 Анализ характерных ошибок и их причин.

6.2 Закрепление материала.

Назовите основные этапы проекта.

Каким требованиям должно отвечать изделие?

Назовите требования, предъявляемые к тканям.

6.3 Сообщение оценки работы каждого учащегося.

6.4 Домашнее задание.

Принести детали кроя, нитки, инструменты.

7. Уборка рабочих мест-5 мин.

Творческий проект.

Поисковый этап.

Проблема.

Какие изделия можно выполнить, используя изученный узор?

Исследование 1.

 

                                              изделия

Конструкторский этап.

Исследование 2.

                                 Требования потребителя.

Критерии

Вывод:

Исследование 3.        Выбор ткани.

Требования

экологические:

натуральные,

впитывают влагу,

быстро сохнут,

эксплуатационные:

прочные

толщина

эстетические

красивые

технологические:

не осыпаются,

не скользят,

температура нагрева

экономические

дешевые

Требования, предъявляемые к тканям.                                             Таблица 3

       Всего

Исследование 4.Экологическая справка.

Вопрос: На какие два класса делится текстильные волокна?

____________________________________________________

Вопрос: Из каких волокон получают хлопчатобумажные ткани?

_____________________________________________________

Вопрос: К какому классу относится волокно хлопок?

_____________________________________________________

Вывод:

Исследование 5.

СЫРЬЕ, ОСНОВНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.      Таблица 2

п/п

                 Наименование

Ед.

изм.

Норма

расхода

Цена

(руб)

Стоимость

  (руб)

1

2

  3

ИТОГО:

Вывод:

Исследование 6. Подбор тканей по цвету. Используя данные таблицы, подберите сочетаемые цвета.                                                                                 Таблица 4

                      Цвет

          Дополнительные цвета.

красный

зеленый, серый, синий, желтый, черный, коричневый.

оранжевый

фиолетовый, ярко- синий, бледно-голубой

желтый

черный, синий, красный, коричневый, зеленый, голубой, фиолетовый.

темно-зеленый

коричневый, бежевый

зеленый (светлый)

желтый, оранжевый, темно- зеленый, песочный, розовый

бледно-голубой

темно-красный, серый

синий

серый, белый, голубой, желтый, красный, черный

фиолетовый

светло-зеленый, темно-зеленый

коричневый

желтый, черный, красный, бежевый, зеленый

серый

фиолетовый, малиновый

                   

     

Технологический этап.

                    Технология изготовления изделия.

Последовательность операций

Графическое

изображение

Используемые инструменты и оборудование

1 ученица. По шаблонам раскроить детали

Мел, шаблоны, ножницы.

2 ученица. На середину основы ткани  наложить квадрат и закрепить

           

Булавки

К квадрату притачать симметрично 2 малых треугольника.

                   

Швейная машина №1, ножницы.

3 ученица. Швы заутюжить

Утюг№1.

4 ученица. К квадрату притачать симметрично еще 2 малых треугольника.

           

Швейная машина №2, ножницы.

3 ученица. Швы заутюжить

Утюг№1.

5 ученица. К рисунку притачать симметрично 2 больших треугольника.

         

Швейная машина №3, ножницы.

6 ученица. Швы заутюжить

Утюг№2

7 ученица. К рисунку притачать симметрично еще 2 больших треугольника.

         

Швейная машина №4, ножницы.

6 ученица. Швы заутюжить

Утюг№2

8 ученица. Обработать срезы салфетки зигзагообразной строчкой

Швейная машина №5, ножницы.

Заключительный этап.

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА

Вопросы для самооценки:

Удовлетворяет ли изделие потребность. Опишите кратко.

Соответствует ли оно требованиям потребителя? Запишите свои комментарии, опираясь на критерии.

Как его можно улучшить? Запишите конкретные предложения по его усовершенствованию.

Оцени свою работу над проектом.

Что нового тобой приобретено в ходе его выполнения?

Обдуманно ли  тобой выбраны идеи?

Твоя идея была хорошо обоснована как лучшая?

Были ли недостатки в проработке идей? Как они повлияли на результат?

Какие трудности в работе над проектом тебе встретились? Как удалось с ними справиться?

Какой этап проектирования тебе особенно интересен? Почему?

                                 Литература.

1. Гузеев В. Метод проектов. Директор школы. 1995. №6.

2. Джонс Д.К. Методы проектирования. Москва. Мир.1986.

3. Использование метода проектов на уроках «Технологии» в школе: Методические рекомендации. Под редакцией М. Б. Павловой. –СПб.1996.

4. Тихонов А. С., Сидоров О. В. Творческий потенциал учебного проектирования. Школа и производство. 1995. №1.

5. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: Учебное пособие. СПб. Просвещение, 1995.

6.  В.Е.Мельников, В.А. Мигунов, П.А.Петряков. Метод проектов в преподавании образовательной области   «Технология». Великий Новгород, 1999.

7.  Р. А. Гильман. Иголка и нитка в умелых руках. Москва. Легпромбытиздат, 1993.

8. И. Ю. Муханова. Лоскутное шитье. Москва. ЗАО «МИЧ», 1998.

9.Л.А. Андронова. Лоскутная мозайка. Москва. «Школа-Пресс».1993.

10. Журналы. «Школа и производство» № 4, 6, 1997;  №3, 1998.

11. Приложение к журналу «Стиль» №2. 1994



Предварительный просмотр:

Тема: Моделирование кокеток в изделиях плечевой группы.

Цели урока:

Развивающая: способствовать развитию долговременной памяти и умению самостоятельно применять полученные знания по моделированию деталей плечевой группы; пространственного воображения через видение новой модели изделия; исполнительских и конструкторских умений через нанесение дополнительных линий кокеток различной формы; логического мышления, ловкости в приёмах работы; творческих способностей, фантазии и речи.  

Образовательная: совершенствовать умения и навыки моделирования, принципах раздвижки выкройки, научить вносить необходимые изменения и дополнения в чертеж выкройки.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность, чувство товарищества и сопереживания за общее дело,  аккуратность, ответственность.

Техническое обеспечение: образцы изделий с кокеткой, выкройки спинки и переда халата; универсальные лекала, карточки схемы  «Виды кокеток»; образцы кокеток; ИК по моделированию кокеток; тест «Проверь себя»; анаграммы; карточки с казахскими словами.

Методы: словесный – инструктаж; наглядный – демонстрация работ учащихся; методы учета и контроля – контроль со стороны учителя; самоконтроль и взаимоконтроль; работа с УТД – самостоятельное выполнение работ по ИК; практическая работа – связь теории и практики; частично – поисковый метод – самостоятельное решение проблемы.

Тип  урока:  комбинированный.

Формы обучения: индивидуальная – ответы на вопросы беседы; групповая – работа в офисе модельного агентства.                       

                               Ход урока:

I. Оргмомент. (Приветствие, проверка явки учащихся, настрой учащихся на работу).  (Психологический настрой учащихся)  На фоне лирической музыки.

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня (перечисляются имена учащихся). А что вы хотите пожелать мне? Глубоко вдохните и выдохните.… Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам успехов, хорошего здоровья и бережного отношения друг к другу.

II.  Повторение изученного материала.

1. Загадка. Верхняя и отрезная,

                Нижняя и накладная.

                Есть у юбки и рубашки

                И на платье у Наташки.    (Кокетка)

2. Работа с учебником – повторение раздела «кокетки» (чтение)

3. Тест «Проверь себя!» - по подгруппам. (учащиеся отвечают на вопросы теста и сверяют свои ответы с правильными ответами находящиеся в кармашках тестов).

1гр.     1.Что такое кокетка?

                     А) отрезная часть детали изделия

                     Б) вид ткани

                     В) вид фурнитуры.

             2. Где могут располагаться кокетки?

                      А) на рукавах

                      Б) на воротнике

                      В) полочках, спинке, полотнищах брюк и юбок.

             3. Какой формы бывают кокетки?

                      А) прямая

                      Б) круглая

                      В) фигурная

                      Г) овальная

                      Д) квадратная

             4. Какими способами соединяется кокетка с основной деталью?

                      А) стачным швом

                      Б) швом вподгибку с закрытым срезом

                       В) накладным швом.

2гр.      1.Что такое кокетка?

                     А) отрезная часть детали изделия

                     Б) вид ткани

                     В) вид фурнитуры.

             2. Где могут располагаться кокетки?

                      А) на рукавах

                      Б) на воротнике

                      В) полочках, спинке, полотнищах брюк и юбок.

             3. Какой формы бывают кокетки?

                      А) прямая

                      Б) круглая

                      В) фигурная

                      Г) овальная

3гр.      1. Где могут располагаться кокетки?

                      А) на рукавах

                      Б) на воротнике

                      В) полочках, спинке, полотнищах брюк и юбок.

             2. Какой формы бывают кокетки?

                      А) прямая

                      Б) круглая

                      В) фигурная

                      Г) овальная

                      Д) квадратная

4. Задание: Определить  форму кокетки, где она находится. (по образцам изделий). В процессе ответов детей на доске появляется схема  

                                   ВИДЫ КОКЕТОК

Прямые                                овальные            фигурные           

по линии    выше линии    ниже линии

 груди                груди             груди

(напротив каждого вида кокетки помещается образец)

Итак:   (Учащиеся подводят итог сказанному)

III. Изложение новой темы.

   А сейчас очередное задание для вас.

Анаграммы     1 и 2гр.    оМедилоравине      (моделирование)

                      3гр.        оКекотк               (кокеток)

Сообщение темы занятия. «Моделирование кокеток в изделиях плечевой группы».    Сегодня на занятии мы научимся моделировать кокетки различной формы в  изделиях плечевой группы.

(фронтальная беседа)

Вопросы: 1. Что такое моделирование?

                  2. Моделированием какой детали мы занимались в I четверти?

                  3. Как называют специалистов, занимающихся моделированием одежды?  

ГОВОРИМ на родном языке     СӘН – мода;    СӘНГЕР -  модельер (учащиеся произносят хором). Профессия модельера, если не главнейшая, то одна из главных в мире. Ведь от того, как нас оденут, зависит не только наше настроение, но и самочувствие. Кто-то из великих сказал: “Модельеру, как и врачу, дана власть над настроениями людей. От их труда зависит работоспособность и здоровье…”

А сейчас наша мастерская превращается в Модельные агентства «Асель» и «Белла» (на столы ставятся карточки с названием агентств). Перед этими агентствами поставлена задача – смоделировать кокетки различной формы для пошива экспериментальной модели халата. (У учащихся на столах находятся детали этого изделия – полочки и спинки в натуральную величину).

Вопрос:         Что такое кокетка?

ПОИСК! Подумайте – раз кокетка – это отрезная часть детали изделия… Значит, как получить выкройку кокетки?   (нанести линии кокетки и разрезать деталь) Кто попробует выполнить моделирование прямой кокетки по линии груди? Работаем по инструкционным картам. (Уч-ся подходит к столу и выполняет моделирование прямой кокетки по линии груди и оговаривает свои действия, остальные наблюдают)

IV.Физкультминутка. (учащиеся проводят самостоятельно) профилактика нарушения осанки.

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть.

Мы разминку начинаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом  их тянем вверх

Отдохнёт спина у всех.

Мы глазами поморгаем,

Раз – закрыли, два – открыли

1,2,3,4,5

Глазкам нужно отдыхать.

Крутим корпусом с хлопками

Вниз – хлопок, и вверх – хлопок

Кисти рук мы разминаем

Точно знаем, будет прок.

Крутим, вертим головой

Разминаем шею.

Отдохнули мы с тобой

И взялись за дело.

IV. Практическая работа.

1. Вводный инструктаж.

- название практической работы:    моделирование кокеток различной формы

- задачи практической работы:        совершенствовать умения и навыки моделирования одежды плечевой группы

- объект труда (образец):                   выкройки полочек и спинки халата

- ознакомление с УТД:                     инструкционные карты по моделированию

- ознакомление со средствами обучения: линейка, карандаш, ножницы

- инструктаж по ПТБ:                    при работе ножницами

2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.

Сейчас мы поработаем в качестве модельеров легкой одежды. Старший специалист в своем офисе распределит работу по моделированию кокеток  различной формы в изделиях плечевой группы.

1гр. – моделирование овальной, фигурной кокеток на полочках халата

2гр. – моделирование овальной и фигурной кокеток на полочках халата

3гр. – моделирование прямой кокетки выше линии груди на полочках халата

Какое из агентств справится с заданием быстро и качественно. А что для этого необходимо? (дружная работа, помощь друг другу)

Опережающее задание учащегося:

Моделирование кокетки прямой формы на спинке халата.

3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).

-  проверка организованности начала работы учащихся;

-  проверка организации РМ учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления).

-  соблюдение правил ТБ.

4. Целевые обходы:

- инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

- оговаривание учащимися приёмов выполнения работы;

- оказание помощи слабо подготовленным уч-ся к выполнению задания;

- осуществление самоконтроля, взаимоконтроля;

- рациональное использование рабочего времени.

 5. Заключительный инструктаж учителя:

- анализ выполнения самостоятельной работы  учащимися;

- разбор типичных ошибок учащихся;

- вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

- повторное объяснение учителем.

 Вопрос: Как вы думаете, если будут допущены ошибки при моделировании деталей изделия, что может

               произойти?

               А чтобы этого не произошло необходимо быть…..

V. Закрепление.

Каждый учащийся подходит к столу и на универсальных лекалах показывает и рассказавает прием получения кокеток различной формы (по подгруппам 1и 2гр – фигурные и овальные кокетки, 3гр – прямые)

VI. Итог урока.

Вопросы: Какая тема занятия?

                 Какая задача стояла перед модельными агентствами?

                 Как называют специалистов занимающихся моделирование изделий?

                Достигли ли вы поставленной задачи?      

Выставление оценок.

      VII. Уборка рабочих мест.