Исследовательская деятельность в начальной школе
Статья для учителей иностранного языка в помощь работы с одарёнными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность в начальной школе».
И. Ф. Бичевина, учитель немецкого языка; МБОУ СОШ «65» г. Красноярск
Современный мир очень динамичен и меняется столь стремительно, что ориентирует меня как педагога на переоценку роли исследовательских методов в образовании. Сегодня понятно, что исследовательские умения, (умение формировать цель предстоящей работы, планировать свою деятельность для решения какой-либо задачи, анализировать ситуацию, выбирать наиболее регулятивный способ решения проблемы, выделять главное и второстепенное и др.), необходимы каждому человеку в повседневной жизни. Формировать их необходимо уже в младшем школьном возрасте.
Развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной работы с младшими школьниками.
Образовательный процесс школы, а также учителя должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, но они пройдут свой собственный путь : от выдвижения гипотезы до её доказательства
Нынешние младшие школьники более свободны в своих высказываниях, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию создает условие для исследовательского обучения.
Вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует
развитию творческих способностей учащихся, их самостоятельности в
познании мира или какого - либо процесса: от постановки целей и задач
выполнения учебного задания до применения и использования знаний
на практике. И те ребята, которые проявили интерес к наблюдению,
поиску информации в ходе исследовательской работы, легче адаптируются к обучению в среднем звене.
Главной целью учебного исследования вижу всестороннее развитие
личности. Основная идея исследовательской деятельности заключается в том, что учащимся даётся возможность получить функциональный навык
исследования как универсальный способ получения знаний, развития
исследовательского типа мышления, активизации личностной позиции
учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования , наличия солидной научной библиотеки, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.
Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:
- самостоятельного мышления;
- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;
- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.
Приобщение детей к научно-исследовательской деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
Работая с детьми разного школьного возраста (со 2 – 11 классы) я понимаю, что востребованной в обучении является научно – исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Данная форма распространена в основном в старших классах, но, по моему мнению, целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.
Передо мной, как учителем встает проблема - как сделать так, чтобы процесс обучения заинтересовал учащихся? Я считаю, что именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа - один из важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой проблемой, я определила цели и задачи моей педагогической работы.
Цель работы - развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника путём совершенствования исследовательских способностей и навыков.
Задачи:
- содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;
- стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам;
– знакомить с научной картиной мира
- развивать познавательные способности и творческое воображение;
- поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
Для развития умений исследовательской деятельности необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.
К таким условиям относятся:
Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений проходит в классе постоянно. Материал уроков использую с целью формирования умений исследовательской деятельности.
Мотивированность. Моя задача помочь учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом реализацию собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Творческая среда. Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживает интерес к исследовательской работе.
Психологический комфорт. Одна из задач – поощрять творческие проявления учащихся, стремления к творческому поиску. Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы.
Учет возрастных особенностей. Вопрос об учете психологических особенностей младших школьников очень важен. Обучение исследовательской деятельности должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование - быть посильным, интересным и полезным.
Личность педагога. Чтобы проводить с детьми исследовательскую работу, нужен творчески работающий учитель, обладающий определёнными знаниями по исследовательской работе.
Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:
– видеть проблему;
– задавать вопросы;
– выдвигать гипотезы;
– давать определения понятиям;
– классифицировать;
– наблюдать;
– проводить эксперимент;
– делать выводы и умозаключения;
– структурировать материал;
- корректно полемизировать с докладчиком на конференции;
– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.
Для выявления учеников, желающих и способных работать над исследованием, я использую методы анкетирования и тестирования. Я как научный руководитель должна помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем.
Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся:
- добровольность выбора темы учащимся;
- максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
- компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
- уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы,
- осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.
Для учителя важно формировать умения, необходимые при организации учебной деятельности:
1. Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).
2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, целеполагание, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).
3. Умения работать с литературой и другими источниками информации (виды информации, умение выделять главное, краткое изложение, ссылка, формулирование определения и вывода, логика изложения, приемы конспектирования, доказательство: аргументы, факты, вступление и заключение).
4. Умения представить результат своей работы (формы представления результатов, требования к защите своей работы и речи докладчика).
Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов.
I этап - Выбор темы.
II этап - Постановка цели и задач.
III этап - Гипотеза исследования
IV этап - Организация исследования.
V этап - Подготовка к защите и защита.
Вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует
развитию творческих способностей учащихся, стремлению школьника к самостоятельному изучению окружающего мира и помогает адаптироваться к обучению в среднем звене.