Методические разработки

Алентьева Ольга Васильевна

Предварительный просмотр:

«Воспитательный потенциал семьи»

Выполнила: Алентьева Ольга Васильевна

учитель географии

Хомутово 2022 г

Тема: «Воспитательный потенциал семьи»

Дата: 30.03.2022

Педагог:  учитель географии Алентьева О.В.

Цель: Рассказать о воспитательном потенциале семьи

Задачи: Актуализировать и рассказать имеющиеся знания  по данной теме

    Одной из приоритетных задач программы развития и воспитания детей является укрепление взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Основой такого взаимодействия является помощь семье в решении проблем воспитания детей. Эта задача напрямую связана с повышением воспитательного потенциала семьи.

Что же такое «воспитательный потенциал семьи»?


   

“Потенциальный” от французского “могущий”. Это усилия, направленные на становление личности. Материальные, духовные затраты родителей, способствующие формированию личности ребенка.

Однако в силу того, что семьи бывают разными по своим воспитательным возможностям, и возникло употребление  понятия «воспитательный потенциал семьи», сущность которого раскрывается в содержании его основных компонентов

1) Внутрисемейные отношения 

—как  важнейший фактор превращения человека в активного участника культурной жизни общества.

В их составе:

а) Интеллектуальные отношения  определяются как умение быстро находить общий язык между собой, единодушно приходить к общему мнению,

б) эмоциональные  отношения -  единство в переживаниях, общность эмоционального настроя, доброжелательные отношения, притяжение друг к другу, любовь и желание быть вместе, уважение к старшим в семье, проявление заботы старших о младших членах семьи.

В) волевые отношения – способность членов семьи к объединению усилий при преодолении трудностей и жизненных невзгод.

Состояние внутри семейных отношений определяет возможность функционирования и эффективность всех компонентов воспитательного потенциала семьи.

В педагогической культуре  выделяют  уровни воспитательного потенциала семьи

Высокий уровень: в семье полностью удовлетворяются социально-психологические потребности каждого её члена, создан домашний очаг,  доминируют взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения, господствует положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг.

Средний (критический) уровень: в семье родители стремятся удовлетворить социально-психологические потребности, свойственные ребенку, но сам ребенок не ощущает того, что он любим своими родителями всегда, и в случае сложных жизненных ситуаций получит поддержку и одобрение. Внутрисемейные отношения характеризуются взаимопониманием между родителями, в отношении ребенка часто применяется авторитарный стиль общения.

Низкий уровень: в семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности её членов, никто из состава семьи не считает, что он уважаем, ценим, любим и может рассчитывать на дружескую поддержку. В таких семьях ослаблена нравственная и трудовая атмосфера, присутствует постоянная конфликтность, нервозность в отношениях.

Таким образом, воспитательный (педагогический) потенциал семьи – это «особенности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие и воспитание ребенка».
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Всем Вам, известно, что именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Воспитание ребёнка состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребёнка.

Я напомню, что в  каждой семье объективно складывается определенная система воспитания.

ИТАК:    

Таким образом, в качестве важнейших составляющих воспитательного потенциала семьи можно выделить внутрисемейные отношения, нравственный пример родителей и их личностные качества, состав и структура семьи, ее жизнедеятельность, уровень образования и педагогической культуры родителей, степень их ответственности за воспитание детей. Наша с вами общая задача заключается в организации гуманной педагогической среды вокруг каждого ребенка. Хочется выразить уверенность, что у большинства семей нашей школы, высокий уровень воспитательного потенциала, что доказывают работы, которые родите выставляют на выставки и конкурсы.

  • Семья — направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности.
  • Семья — первый коллектив, который дает ему представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя вести.

Заканчивая своё выступление,  хочется привести слова А. С. Макаренко,

который  обращаясь к родителям, указывал  на роль родительского примера в воспитании детей: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома»



Предварительный просмотр:

Применение и использование ИКТ на уроках географии

Выполнила: Алентьева Ольга Васильевна

учитель географии

Хомутово 2022 г.

Тема: «Применение и использование ИКТ на уроках географии»

Дата: 14.01.2022

Педагог:  учитель географии Алентьева О.В.

Цель: Поделиться опытом применения и использованием ИКТ – технологий на уроках географии.

Задачи: Актуализировать и обобщить имеющиеся знания  и навыки работы с компьютернеми технологиями

Ключевые идеи: приемы и методы в использовании ИКТ-технологий.

На своих уроках географии я использую ИКТ-технологии  в следующих вариантах:

1. Презентации к урокам

2. Защита исследовательских и проектных работ (учащимися).

3. Творческие работы учащихся.

4. Картографические проекции.

5. Электронные учебники

6. Интеллектуальные игры.

7. Внеурочная занятость

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

 Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Современная жизнь предъявляет свои требования и требует от учителей активного использования информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе. Именно их применение способно обеспечить единство образовательных, развивающих и воспитательных функций.

     Использование на своих уроках ИКТ даёт мне кроме достижения учебных целей и возможность формирования информационной грамотности у учащихся – они получают знания о том, как перерабатывать, анализировать, оценивать огромный поток современной информации, учатся её осмысливать и пользоваться ею же, а также управлять этой информацией для достижения различных практических целей. Сегодня владение ИКТ является общей культурой человека.

     Мне в учебном процессе, наиболее часто удаётся использовать такие элементы ИКТ, электронные учебники, образовательные ресурсы Интернета, диски с иллюстрациями, презентации, демонстрируемые с помощью мультимедийного проектора.

     В своей работе я использую демонстрационные программы, которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные карты, и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи Power point. Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний.

     Компьютерная лекция. Разработанная средствами Power Point – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции я использую различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) – рисунки фотографии, графики. Схемы, диаграммы. Видеофрагменты – это фильмы, включенные в презентацию целиком или частично. Чаще всего я использую видеофрагменты уже готовые, из электронных учебников. Там же можно взять звуковые фрагменты – дикторский текст, музыкальные или иные записи сопровождающие демонстрацию слайдов. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет на много выше, если дополнять их показом схем, таблиц.

     Уроки закрепления, обобщения и систематизации знаний – это урок, требующий от учителя постоянного внимания к ответам учащихся с целью их нивелирования для глубокого понимания учащимися темы или раздела. Использование для этого презентации может происходить по разному: можно вывести на экран проблемные вопросы и постепенно приходить к их решению всем классом, можно создать игровую ситуацию с использованием иллюстративного материала или же организовать дискуссию. После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника. Немаловажным условием использования на уроке параллельно карт в атласе. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект. На последнем слайде обязательно должно быть домашнее задание для учащихся.

   Типы уроков с использованием презентаций:

лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрирование, а зрительно дать сложный материал для записи учащимися в удобной форме. Эту запись учащиеся ведут самостоятельно, составлять опорный конспект. На следующем уроке есть возможность дать учащимся озвучить слайды по своему конспекту. На слайдах остается либо различные изображения по теме, либо план (ключевые слова).  

Уроки – наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работы самостоятельно.

Уроки-иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов, особенно это эффективно при изучении стран.

Компьютерная презентация – это яркий, наглядный, отражающий главный смысл и поясняющий главные тезисы, материал, сопровождающий выступление учителя. Презентации отличаются по содержанию и оформлению в зависимости от целей. Приступая к созданию презентации необходимо определить: Какова цель, которую должна достигнуть презентация? Через какие задачи будет достигнута цель? В каких технических условиях будет демонстрироваться презентация?
В заключении хочется отметить, что использование ИКТ существенно влияет на развитие познавательной мотивации, однако нельзя применять их слепо. Процесс построения и учебного процесса с использование ИКТ и их разработка должны быть продуманы методически и обоснованы научно.

Говоря о пользе компьютерных технологий в обучении, не следует, однако, считать компьютер абсолютно универсальным средством. Компьютерное обучение не должно занимать центральное место. Оно призвано содействовать достижению общеобразовательных целей, не превращаясь при этом в основное средство передачи знаний. Компьютер никогда не будет наставником учащихся, это под силу лишь учителю.




Предварительный просмотр:

Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии через организацию работы с контурной картой

Выполнила: Алентьева Ольга Васильевна

учитель географии

Хомутово 2020 г.

Тема: «Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии через организацию работы с контурной картой»

Дата: 28.12.2020

Педагог:  учитель географии Алентьева О.В.

Цель: Поделиться опытом применения приемов развития функциональной грамотности на уроках географии при  работе с контурной картой

Задачи: Актуализировать и обобщить имеющиеся знания по технологии развития функциональной грамотности у участников по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал. Вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.

Ключевые идеи: приемы и методы по развитию функциональной грамотности естественнонаучного цикла

Ожидаемый результат: участники мастер класса обобщат имеющиеся знания по технологии  развития функциональной грамотности

Ход мастер класса

«В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни.»

При формировании естественно-математической грамотности , основной педагогической задачей является: Как учить? (обновление средств обучения) Чему Учить? (обновления содержания) Ради чего учить? (ценности образования)В своем мастер-классе я хочу поделиться опытом применения некоторых приемов и методов на уроках географии

 Функциональная грамотность - рассматривается, как способность использовать все приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Три основных фактора

  • Первый - это умение решать конкретные жизненные проблемы (в различных сферах - от бытовой, коммуникативной до правовой)
  • Второй - компьютерные и информационные умения
  • Третий - коммуникативные умения

Для развития функциональной грамотности учителю необходимо работать в следующих направлениях:

  • 1 направление: разработка заданий на функциональную грамотность

Заданий на функциональную грамотность в учебниках нет, поэтому их разработка ложится на плечи учителя. Конечно, можно адаптировать тексты заданий ПИЗА. Хотя их использование на предметном уроке затруднено. Поэтому лучше такие задания проводить либо в качестве разминки, либо на классных часах. Тем более, что многие тексты социальны, интересны и поучительны.

  • 2 направление: самодиагностика, оценивание для обучения.

Для этого я использую релейные работы. Раньше их называли «задания массивом», т.е. ученикам предлагается множество заданий или задач, решить которые он может по своему выбору. Из них составляется итоговая контрольная работа: чем больше задач решил ученик, тем больше вероятность успешного решения им контрольной работы.

  • 3 направление: взаимообучение + социализация.

Ученики уже привыкли к комментариям оценок учителя, и если в начальной школе это действует как поощрение, то в среднем и старшем звене оценивание учителем особенно творческих развивающих заданий не несет ценности для ребенка и не способствует его развитию. Здесь помогает оценивание по критериям работы на основе взаимооценивания. Используя таксономию Блума, учитель видит на каком уровне роста и развития находится тот или иной учащийся.

  • 4 направление - работа с дискретным текстом

В географии, это прежде всего работа с картой, так как любой человек должен уметь использовать карту в практических целях. Методика формирования умений работать с картами различного содержания включает: во-первых, глубокое овладение учащимися картографическим методом исследования, для чего необходимо предусмотреть выполнение школьниками таких заданий, которые помогали бы им осознать те действия, с помощью которых они находят решение. Например,

Совершите путешествие по физической карте Австралии (маршрут выберите сами, в работе используйте и другие карты). Расскажите, какая природа, будет вас окружать и с какой хозяйственной деятельностью, вы встретитесь. Во-вторых, необходимо организовать практическую работу с картографическими изображениями, выводимыми на экранах школьных компьютеров.

Каждый учитель стремится к формированию познавательного интереса, который способствует познанию, расширению знаний по предмету.  У каждого ребенка есть способности и таланты.

Наша задача - руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования, способствовать развитию творческих способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию познавательного интереса к предмету. Если в процессе обучения школьников будет использована система, позволяющая развивать творческий потенциал ребёнка, то повысится качество образования выпускников и будет воспитана общественно - активная творческая личность, способная приумножить общественную культуру.

На своих уроках мы с учащимися 7 класса выполняем следующего характера задания которые включены в задания ВПР.

Задание: Школьники выбирают место для игры в футбол. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

https://geo-oge.sdamgia.ru/get_file?id=267

Пояснение.

Участок 1.

1. Ровная поверхность земли, необходимая для футбольного поля.

2 Нет растительности. Луг.

Задание: Школьники выбирают место для катания на санках. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования вашего ответа приведите  довод.

http://oge.fipi.ru/os/docs/0FA4DA9E3AE2BA1547B75F0B08EF6445/docs/E94C2691B55CA1134A147EE0F05CFF46/xs3docsrcE94C2691B55CA1134A147EE0F05CFF46_2_1391501450.jpgПояснение: участок № 1

1. Еесть склон холма, что необходимо для катания..

2. Нет растительности. Луг.

Свое выступление хочу завершить словами мыслителя Востока.

Конфуций говорил: «Три пути ведут к знанию: путь подражания – это путь самый легкий, путь размышления – это путь самый благородный, и путь опыта – путь самый горький». Не следует бояться ошибок, поскольку ошибки могут дать иногда больше преимуществ, чем гладкий путь. Главное, верить в себя, свои силы и идти в нужном направлении.

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Тема: Вращение Земли и его следствия.

Слайд 2

2 Земная ось - воображаемая линия, проходящая через центр и полюса Земли

Слайд 3

3 Земля вращается вокруг своей оси. Если смотреть с Северного полюса, то заметим, что Земля движется ПРОТИВ часовой стрелки с Запада на Восток со скоростью 107 000 км/ч.

Слайд 4

Экватор С.п. Ю.п. Угол наклона оси вращения = 23,5° Земная ось Осевое движение Земли: Земля вращается вокруг СВОЕЙ ОСИ и происходит смена ДНЯ и НОЧИ. 4

Слайд 5

Виды движения Земли: 5 1. Осевое Следствия:

Слайд 6

2. Орбитальное движение Земли: Земля вращается вокруг СОЛНЦА и происходит смена ВРЕМЁН ГОДА. 6

Слайд 7

Виды движения Земли: 7 1. Осевое 2. Орбитальное/ годовое Следствия: Следствия:

Слайд 8

8 Теллурий — прибор, показывающий годовое и суточное вращение Земли. Покажи на теллурии особые дни года в жизни Земли:

Слайд 9

9

Слайд 10

Согласны ли вы: Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет 66,5° День зимнего солнцестояния -22 января 22 июня наблюдается в Южном полушарии самый длинный день и самая короткая ночь 21 марта на всей Земле день равен ночи 22 июня – это день летнего солнцестояния 22 декабря в южном полушарии лето 10

Слайд 11

11 Если бы Земля перестала вращаться вокруг своей оси и вокруг Солнца. Она была бы обращена к Солнцу всегда одной стороной, на которой был бы вечный день и температура здесь была бы + 100°С и вся вода бы испарилась, а на другой стороне было бы царство вечного холода, земная влага превратилась бы в лед.

Слайд 12

Дата Название Положение Солнца в зените Характеристика сезонов года 21 марта День……………….. равноденствия на экваторе 22 июня День…………………..солнцестояния ? 23 сентября День ………………. равноденствия ? 22 декабря День……………… солнцестояния ? Зима в Северном полушарии, лето– в южном. Домашняя работа По параграфу № 32 и по записям в тетради подготовить рассказ о осевом и орбитальном вращении Земли. Выполнить таблицу на стр.138 Выучить ключевые слова на стр. 138



Предварительный просмотр:

Дата:

16.09.2022г.    

Класс:

Учитель:

Алентьева Ольга Васильевна

Предмет

География

УМК

География. Землеведение 5-6 класс О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.

Тема

«Вращение Земли и его следствия»

Тип урока:

изучение нового материала

Место урока в изучаемой теме:

урок № 1 в теме « Земля во Вселенной»

Цель

формирование знаний учащихся о движении Земли вокруг своей оси, с формированием умения устанавливать географические следствия этого движения.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: формирование представлений о движениях Земли и их следствиях;

• овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

• формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- умение определять и формировать цель деятельности;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, оценивать работу одноклассников;

- умения организовывать свою деятельность, целеполагание (определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике), планирование, оценка способов достижения цели.

- оценивать результаты своей деятельности;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу.

 Коммуникативные УУД:

- формирование умения слушать и слышать, вести диалог;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые

  конструкции;

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со

  сверстниками и взрослыми;

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной

  деятельности.

Познавательные УУД:

- постановка и решение проблемы;

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию;

- анализировать результаты работы;

- представлений о движении Земли и их следствиях;

- анализируют иллюстративно-справочные материалы;

- формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни.

Личностные: 

- формирование коммуникативной компетентности

эмоционального настроя восприятия материала;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-осознание ценностей географического знания,  как важнейшего компонента научной картины мира.

Педагогические технологии

Информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, ИКТ технология

Оборудование

учебник, компьютер, проектор, презентация.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы: индивидуальный, фронтальный.

Межпредметные связи

Окружающий мир

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

  Проверка готовности к уроку

Определяем  тему урока:

Изучение нового материала начинается с методического приема «яркое пятно»: звучит запись «Песни о медведях» из к/ф «Кавказская пленница».

https://www.youtube.com/watch?v=d3W21Nh4ggs

Какие слова из песни вас натолкнули на формулирование темы урока?

- Итак, тема урока «Движение Земли». (записать в тетради). Какие задачи мы поставим при изучении этого вопроса?

- Что собой представляет Земля? (Это третья планета Солнечной системы, вращается вокруг Солнца, на ней единственной есть жизнь)

На какие вопросы надо ответить при изучении этой темы?

1. Причины движения.

2. Следствия движения.

Определяем круг знаний/ представлений о вращении Земли.

Участвуют в беседе 

3. Актуализация знаний.  

Методический прием практической деятельности:

4.Изучение нового материала

4. Закрепление полученных знаний 

5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению  

 

6. Рефлексия.

     

Во фрагменте мы видели белых медведей и слышали строки «трутся спиной медведи о земную ось…» . Что же такое «ось Земли»? (воображаемая линия, проходящая через центр и полюса Земли)

Скажите, а обитатели какого материка могли бы сделать тоже самое? (Антарктиды)

 -Покажите на глобусе, в каком направлении вращается Земля?

(Земля вращается вокруг своей оси, и, если смотреть с точки северного полюса, она двигается с запада на восток против часовой стрелки).

- Так что же такое земная ось? (Воображаемая линия, проходящая через центр Земли от точки северного полюса до южного полюса)

-Угол наклона земной оси = 23,5 °

Запись/ рисунок в тетради: 

- Вы, конечно, наблюдали восходы и закаты Солнца на земном небосводе. Почему они происходят? Не перестает же Солнце светить! Объясните, как сменяется освещенность Солнцем поверхности Земли? (При осевом вращении Земли освещается только одна сторона – там день, на противоположной – ночь).

- Подумайте, как называется промежуток между двумя закатами или восходами Солнца? (Сутки)

- Чему равны одни сутки? (24 часа)

- Почему Земля и другие планеты Солнечной системы вращаются? (Они двигаются вокруг Солнца, которое удерживает их силой всемирного тяготения).

- Что происходит на нашей планете, когда Земля вращается вокруг своей оси? (Смена времени суток или смена дня и ночи)

-Как происходит смена дня и ночи, как движется Земля? включить  2  видеоролик  "Вращение Земли вокруг своей оси" по ссылке   https://www.youtube.com/watch?v=M3vCwL9ZSKw

- Движение Земли вокруг своей оси называют осевым, из-за него происходит смена дня и ночи.

- Ребята, внимательно смотрим на глобус. Скажите, а какие области при вращении Земли остаются неподвижными? (полюса) Какое время суток сейчас будет у нас в России, если Солнце светит на Северную Америку? (ночь)

Запись в тетради: 

ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ ЗЕМЛИ:

       Следствия:

- Что происходит на нашей планете, когда Земля вращается вокруг Солнца? (Смена времен года)

-Как происходит смена времен года, когда движется Земля?

 включить 3 видеоролик   "От чего  на Земле смена времен года происходит?" по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=qFB54ZnLcZU

- Что является следствием вращения Земли вокруг Солнца? (Смена времен года)

- В это время Земля движется вокруг Солнца по своей траектории или орбите, поэтому вращение Земли вокруг солнца называют орбитальным.

Запись в тетради продолжить: 

ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ ЗЕМЛИ:

                                                                                                               Следствия:

- В течение года в жизни нашей планеты существуют особые дни, когда положение Солнца зафиксировано определенной датой, от которой идет отсчет новых географических процессов. Определить эти дни и  наглядно продемонстрировать годовое движение  Земли  вокруг  Солнца  и суточное вращения Земли вокруг своей оси поможет прибор- теллурий.

 Демонстрация Теллурия и объяснение принципов его работы. 

(В теллурии меньший шарик, изображающий Землю, движется вокруг источника света (лампочки, представляющей Солнце). Кроме того, шарик-Земля вращается вокруг оси, проходящей через его центр и сохраняющей неизменное наклонное направление (подобно земной оси). Иногда в теллурии третий, ещё меньший шарик изображает Луну, обращающуюся вокруг Земли).

Методический прием практической деятельности:

-Приглашаю, вас, ребята,  поработать с теллурием, определив эти особые дни в жизни Земли.

(По очереди пригласить 4-х учеников к теллурию. Они показывают сезонную дату, отвечают на текущие вопросы: ( один из учащихся выходит к Теллурию поворачивает его и называет один из дней).

- Найдите пожалуйста в учебнике значение этой даты.

Куда светит солнце? Какое полушарие освещено лучше? Где зима? Где на планете лето? Где солнце в зените, куда солнечные лучи не поступают? и т.п.)

Затем выходит следующий учащийся и снова вращает Теллурий и называет дату. Учащиеся ищут в учебнике значение этой даты.

 Запись в тетради идет после каждого обсуждения сезонных изменений:

Методический прием «Согласны ли вы?» (если учащиеся согласны, они поднимают карточку зеленого цвета, если не согласны, то карточку красного цвета)

1) Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет 66,5° +

2) День зимнего солнцестояния -22 января   -

3) 22 июня наблюдается в Южном полушарии самый длинный день и самая короткая ночь  -

4) 21 марта на всей Земле день равен ночи    +

5) Чем выше Солнце над горизонтом, тем длиннее тень от предметов     -

6) 22 июня – это день летнего солнцестояния +

7) 22 декабря в южном полушарии лето +

  1. По параграфу № 32 и  по записям в тетради подготовить рассказ о осевом и орбитальном вращении Земли.
  2. Выполнить таблицу на стр.138
  3. Выучить ключевые слова на стр. 138

- Ребята, а какие бы явления на Земле исчезли, если бы Земля остановилась?

Учитель комментирует свою оценку работы класса на уроке.

Дают предположительные ответы

Выходит один ученик и показывает на глобусе движение Земли

Участвуют в беседе 

Участвуют в беседе 

Участвуют в беседе 

Работают с учебником

Дают ответы, поднимают карточки согласно их ответу

Записывают домашнее задание

Высказывают свои предположения