Статьи
Реализация метода дебатов в преподавании истории России (11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_metoda_debatov_v_prepodavanii_noveyshey_istorii_rossii_11_klass.docx | 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация метода дебатов в преподавании Новейшей истории России (11 класс)
Введение
Важнейшая задача российского образования сегодня - обеспечение качественного образования, которое должно отвечать новым условиям и запросам общества. С этой точки зрения все большее значение приобретает овладение оперативными интеллектуальными общеучебными навыками и умениями. Современному выпускнику 21 век предъявляет много требований: самостоятельно приобретать знания, применять их на практике, работать с информацией, критически мыслить и принимать рациональные решения, а также быть коммуникабельным, контактным, способным к адаптации в изменяющемся мире.
Соответственно меняется и роль школы. Одна из главных ее задач – создание условий для формирования личности, которые предполагают вовлечение учащихся в активный познавательный процесс, совместную работу, сотрудничество при решении проблем, свободный доступ к информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения.
Появление компетентностного подхода - это закономерность развития системы образования, которая обусловлена потребностями развивающегося общества. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.
Ключевые компетентности - это наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной деятельности.
В связи с этим особую актуальность приобретают активные и интерактивные методы преподавания, которые особенно важны при обучении социально-гуманитарным дисциплинам и которые позволяют реализовывать компетентностный подход. Не отказываясь от стабильных традиционных методов, нужно согласиться с тем, что основополагающим принципам современного образования соответствует обучение, основанное на использовании технологии критического мышления и интерактивных методов обучения. Интерактивными признаются методы обучения, которые осуществляются путем взаимодействия учащихся в процессе обучения. Они позволяют на основе личного вклада каждого из участников получить новые знания и организовать совместную деятельность в рамках широкого сотрудничества. В интерактивных методиках учащиеся обучают друг друга. Их отличительная особенность состоит в их диалоговом характере. При использовании подобных методик учитель выступает в качестве организатора процесса обучения и консультанта, но не замыкает учебный процесс на себя. Главным в процессе обучения становится взаимодействие и сотрудничество учащихся, а результаты достигаются взаимными усилиями участников процесса.
Остановимся на такой интерактивной технологии как дебаты. Дебаты - одна из форм дискуссии. Попытаемся подробнее раскрыть особенности
данной технологии и посмотрим, как можно реализовать некоторые ее приемы в курсе «Новейшая история России. 1945-2008 гг.» (на основе учебника «История России 1945-2008». Авт. Данилов А.А., Филиппов А.В., Уткин А.И.).
Дебаты как педагогическая технология
- Дебаты предполагают активное включение ученика в поисковую деятельность; организацию совместной деятельности партнерских отношений обучаемых и обучающих, диалогичность общения между учащимися в процессе добывания новых знаний.
- Цели дебатов: социализирующие, воспитательные, развивающие.
- Формы дебатов: классические, экспресс-дебаты, «модифицированные», свободные и др.
- Сущность технологии дебатов как интеллектуальной игры, представляющей форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Две команды (по три чел.) обсуждают заданную тему,
выдвигают аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте.
- Конструирование аргументов по системе ПОПС (позиция, обоснование, поддержка, следовательно).
- Правила проведения дебатов. Функции участников команд, судьи, таймкипера, экспертных аналитиков, группы поддержки.
Дебаты на уроках истории
Дебаты по истории имеют свои особенности и нередко связаны с моделированием исторических процессов и событий и поэтому требуют длительной фазы подготовки.
Виды дебатов на уроках истории:
а) проблемные дебаты,
б) экспресс-дебаты по мини-проблемам, по терминам,
в) дебаты, предусматривающие работу с документами, источниками,
г) дебаты как форма подведения итогов самостоятельной работы учащихся по проблеме,
д) дебаты как форма проведения повторительно-обобщающих уроков
Отдельные приемы технологии дебатов в курсе
«Новейшая история России. 1945-2008 гг.»
1-й эпизод - Дебаты по слову.
Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек (по желанию и в зависимости от того, как и в каком помещении сидят). Определяются судьи – 2 чел. и таймкипер (по желанию). Каждая из групп получает карточку с двумя словами (понятиями, терминами), одно из них выбирают. Задание: подготовить и произнести 2-минутную речь, следуя структуре:
- вступление
- краткое определение
- «плюсы»
- «минусы».
Время подготовки – 15 мин.
1 группа – Беловежское соглашение, СНГ
2 группа – перестройка, гласность
3 группа – «оттепель», «культ личности»
4 группа – «шоковая терапия», Карибский кризис.
Судьи выставляют оценку каждой группе, руководствуясь следующими критериями:
- содержание выступления
- структура
- способ изложения.
Максимальный балл по каждому критерию – 10, по сумме – 30. Подсчитываются баллы, определяются места. И в завершении – комментарий судей.
2-й эпизод. Дано утверждение. Необходимо найти и записать аргументы в поддержку данного утверждения (2 аргумента - «за») и в поддержку его отрицания (2 аргумента - «против»).
1 и 2 группы – «Оттепель» состоялась благодаря Н.С.Хрущеву.
3 и 4 группы – Распад СССР был неизбежен.
В процессе дебатов можно отвести время и для того, чтобы команды задали друг другу по одному вопросу. Судьи оценивают аргументацию
и определяют победителя. В завершении – комментарий судей.
3 эпизод. Выявление тезиса для последующих дебатов. Фронтальная работа с учащимися.
См. Данилов А.А., Филиппов А.В., Уткин А.И. Учебник. История России 1945-2008. Стр. 95. зад. 4.
Прокомментируйте точку зрения автора документа. Согласны ли вы с выводом целинника? Аргументируйте свою точку зрения.
Ясно видятся мне недостатки в организации грандиозной целинной эпопеи, неразумность иных решений, непродуманность составляющих стратегии, которые впоследствии во многом свели на нет достигнутые итоги. У нас на глазах приходила в негодность техника, стянутая на целину со всей страны. Сбивались с ног тысячи людей, не успевая собрать урожай с гигантских площадей. На корню гибли посевы, негде было хранить зерно. Происходила колоссальная растрата миллиардных сумм, материально-технических средств, живого труда. Целина дорого обошлась стране.
Последовательность: выявляем утверждение и аргументацию, данную в документе, а затем выстраиваем контраргументы, опровергая данный тезис.
Оценку всем видам работы и комментарии к ним могут давать как учитель, так и судейская бригада.
Заключение
Данная форма работы способствует развитию логики, критического мышления, умения синтезировать знания, формирует системное видение проблемы. Участие в дебатах помогает выработать навык публичного выступления, развивает устную речь. Технология «Дебаты» применяется в учебном процессе как форма и элемент урока. Использование элементов дебатов на различных этапах урока способствует реализации конкретных задач: актуализации знаний, самостоятельной работы учащихся, обобщению, систематизации и закреплению учебного материала.
Технология «Дебаты» представляет собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирования у них качеств, способствующих успешной деятельности в условиях современного общества. Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, собственной позиции, искусства аргументации, иными словами, тех качеств, которые необходимы современному человеку.
Список использованной литературы
1. Современные образовательные технологии в изучении и преподавании социально-гуманитарного цикла. Под ред. Тюляевой Т.И. М. 2007 г.
2.Н.И.Шевченко. Технологии обучения истории в старшей школе. Мет. рекомендации. М. 2008г.
3. Дидактические материалы к курсам повышения квалификации специалистов – тьюторов «Актуальные вопросы изучения новейшей истории России и обществознания». М. 2008г.
4.История России. 1945-2008. 11 класс. Учебник. Под ред. А.А.Данилова, А.И.Уткина, А.В.Филиппова. М. 2008 г.