Статья учителя-логопеда Храповицкой Н.М. Логопед. Когда и с чем к нему стоит обратиться?
Логопед. Когда и с чем к нему стоит обратиться?
Речь – это неотъемлемая часть любого общества, именно она позволяет людям взаимодействовать друг с другом. При появлении малыша на свет, навыки коммуникации, речи у него отсутствуют. Они появляются с возрастом. Но бывает так, что ребенок не справляется с произношением каких-то звуков, заикается или вообще молчит. В таких случаях разумным становится обращение родителей к логопеду. Кто же такой логопед и чем он занимается?
Суть профессии логопеда — это исправление дикции у детей и взрослых, устранение ее недостатков, в том числе, заикания, картавости, шепелявости и т.д.
Специалист помогает скорректировать речь с помощью особых упражнений, массажа и прочих методов, улучшающих артикуляцию. В функции логопеда может входить работа со многими нарушениями речи, но чаще люди этой профессии концентрируются на одном направлении: лечение заикания или устранение дисграфии и дислексии (проблем письма и чтения).
Нарушения речи бывают не только у здоровых детей (без проблем со слухом, зрением и интеллектом). Есть отдельная категория — дети с различными сочетанными нарушениями, и с ними работают особые специалисты — логопеды-дефектологи. Они развивают не только артикуляцию, но и познавательную деятельность детей в целом — память, внимание, восприятие, мышление и многие другие способности и навыки.
Основные должностные обязанности логопеда можно свести к следующим:
- осмотр клиентов и выявление особенностей их речевого развития;
- постановка логопедического диагноза;
- определение способов и методик коррекционной работы;
- проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции речи;
- разработка упражнений и «домашних заданий»;
- оценка результатов работы по итогам определенного периода времени.
Также логопед занимается ведением отчетной документации и разработкой методических пособий.
Как же родителям заметить, что у их ребенка проблемы с речью и пора обратиться к логопеду?
Существуют определенные нормы, которые показывают, что должен уметь малыш в определенном возрасте.
Нормы развития речи ребенка с рождения до 7 лет.
Когда малыш появляется на свет, все, что от него можно услышать, – это крик. Немного позже появляется гуление, т.е. ребенок начинает понемногу издавать отдельные звуки, к 3-м месяцам он уже лопочет.
В 6 месяцев младенец:
- воспроизводит звуки с интонацией;
- реагирует на собственное имя (поворачивает голову);
- интересуется источниками звука, особенно если они идут от значимых взрослых;
- реагирует плачем или улыбкой на дружеский или сердитый тон.
В 12 месяцев малыш:
- использует в речи несколько простых слов (или их фрагментов);
- следует простым инструкциям, особенно если мама показывает жестом, что нужно взять или принести.
В 18 месяцев дети:
- имеют активный словарь до 20 слов, в основном это существительные;
- в речи часто используют эхолалию – повторяют услышанную фразу снова и снова;
- показывают одну из частей тела по просьбе родителей («Где носик?»);
- эмоционально и невнятно говорят на «тарабарском» языке.
В 2 года ребенок:
- называет несколько знакомых предметов из своего окружения;
- составляет простейшие предложения, чаще всего состоящие из глаголов и существительных – «Кися кусит» (кошка кушает);
- показывает пять частей тела по маминой просьбе («Где у тебя носик?»);
- может использовать в речи до 150-300 слов;
- знает и использует несколько местоимений – «мой», «моё», «моя»;
- пропускает ряд звуков – ж, ш, з, с, р, л, ц, щ («мосьно» вместо «можно»).
В 3 года дети:
- обладают активным словарным запасом из 1000 слов, обычно это глаголы;
- начинают применять множественное число существительных;
- знают основные части тела и могут их показать и назвать;
- используют союзы «если», «когда», «потому что»;
- называют свой пол, имя и возраст;
- понимают рассказанные и прочитанные небольшие сказки и стихи;
- понимают простые вопросы, отвечают на них чаще односложно.
В 4 года малыши:
- используют в речи до 2000 слов;
- меньше сокращают, переставляют и пропускают слова;
- отвечают на вопросы, пересказывают хорошо знакомые рассказы и сказки;
- иногда неверно произносят шипящие и свистящие звуки;
- задают множество вопросов – как простых, так и довольно неожиданных;
- говорят сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями – «Я стукнул Васю, потому что он забрал машинку».
В 5 лет ребенок:
- расширяет свой словарь до 2500-3000 слов;
- может составить рассказ по картинке;
- применяет обобщающие понятия (цветы, дикие животные, обувь, транспорт и т.д.);
- использует в предложениях все части речи – прилагательные, местоимения, деепричастия, междометия и т.п.;
- разговаривает на понятном взрослому языке, хотя встречаются и ошибки при ударении, при склонении существительных;
- чисто произносит все звуки, определяя гласные и согласные, твердые и мягкие.
В 6-7 лет дошкольники:
- используют в речи от 3500 слов;
- разговаривают образными выражениями, метафорами («радужная улыбка», «мамино счастье»);
- склоняют все члены предложения по роду, падежу и числу;
- любят и охотно рассказывают сказки, сочиняют истории, отвечают на вопросы.
Если вы отметили, что речевое развитие вашего ребёнка значительно отстает от примерных ориентиров нормального формирования речи, обязательно обратитесь за помощью к специалисту.
Также родителей должно насторожить, если ребенок:
- в трехмесячном возрасте не поворачивается, когда к нему обращается мама или папа;
- в полгода не реагирует на интонационно окрашенную речь, не оборачивается к источнику звука, в лепете отсутствуют звуки «м, б, п»;
- в годик не понимает слова, которые взрослые часто употребляют в речи, не реагирует на собственное имя, для привлечения маминого внимания использует лишь плач;
- в два года не показывает на картинке кошку, зайчика, медвежонка, не понимает самых простых вопросов;
- в трехгодовалом возрасте не может выполнить двухсоставную инструкцию («Возьми бутылочку и принеси мне»), не называет известные ему вещи;
- в четыре года не в состоянии ответить на простейшие вопросы, неправильно произносит большинство звуков, говорит короткими предложениями.
Как правило, родители ждут, пока ребенку будет 5 – 6 лет, поскольку в этом возрасте видны все проблемы. Но уже раньше могут возникнуть сложности и проблемы, нуждающиеся в решении. Занятия с логопедом в раннем возрасте могут принести максимальный результат и упростить процесс овладения грамотной речью.