Самообразование.

Татьяна Петровна Мифтахова

план конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ Владимирский детский сад «Тополёк»

План по самообразованию

на тему:

«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

на 2022 – 2023 учебный год.

                                               

Выполнил:

                                                   Воспитатель старшей разновозрастной группы

                                     Мифтахова Татьяна Петровна

п.Владимир

2022г

Актуальность данного метода

«СИНКВЕЙН» заключается в том, что на сегодняшний день очень важной и трудно решаемой задачей является формирование связной речи у детей дошкольного возраста , что очень важно для комфортного общения с окружающими и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Также, работая в данной группе я увидела, что дети испытывают трудности в разговорной, устной, связной речи. Для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, ошибки в употреблении предложных конструкций.

Традиционная методика обучения развитию речи рекомендует использовать приём «образец рассказа педагога», что является больше недостатком для ребёнка. Это проявляется в том, что он повторяет то, что услышал.

Таким образом, ему не приходится особо размышлять, использовать какие –то свои выразительные средства. В итоге детям становится скучно и неинтересно.

Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя поиска инновационных методов, технологий для повышения эффективности образовательного процесса.

Одним из таких методов является «Синквейн»

Этот метод педагоги начали применять сравнительно недавно.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной творчески мыслить, воображать , фантазировать, думать, исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать, высказывать своё мнение, предположение.

Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речи детей дошкольного возраста с использованием технологии «Синквейн»

 

Задачи:

1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития речи с использованием технологии «Синквейн».

2. Развивать речь и словарный запас детей игровым способом

3. Развивать словесно-логическое мышление; речевое внимание, творческое саамовыражение.

4. Подготавливать детей к краткому пересказу, используя слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.

5. Развивать монологическую речь при составлении синквейна о профессиях.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Срок

Форма работы, содержание

Форма отчета

Сентябрь

Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»

Проведение ОД и режимных моментов. Выявление у детей уровней развития речи. Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, двигательную активность детей, мелкую моторику пальцев рук.

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников. Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении.

Работа с методической литературой. Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие». Сбор и обработка данных.

Октябрь

Речевые игры, знакомящие с обобщающими понятиями. Игры: «Угадай», «Назови, из чего состоит». Закрепить употребление обобщающих слов; выделять из предмета отличительные признаки, характерные, только для этого предмета.

Составление папок-передвижек и консультаций «Возрастные психологические особенности старших дошкольников», «Уровень развития речи 5-6 лет»

Подбор и изучение методической литературы по темам: «Развитие речи старших дошкольников», «Синквейн» Изучить задачи, условия, методику обучения по развитию речи старших дошкольников. Анкетирование родителей «Речевое развитие ребёнка» Пропаганда знаний по развитию речи.

Ноябрь

Знакомство детей с Синквейном. Беседа-игра «Что такое синквейн?»; игра «Цепочка» синквейн (придумывание вместе); игра «Какое слово загадала?» Составление синквейна к словам-предметам, связанных между собой лексической темой. Развитие мышления, логики, ассоциативных связей.

Работа с методической литературой по изучению и составлению синквейнов. Составление синквейнов по лексическим темам; схематическое составление синквейна

Декабрь

Составление синквейна по профессиям. Развитие мышления, логики, ассоциативных связей по профессиям.

Изготовление папки-передвижки «Расскажите о профессии синквейном».  Привлечение родителей к работе по развитию речи и обогащению словарного запаса детей.

 Консультация для педагогов «Синквейн в работе с детьми по развитию речи».

Январь- Февраль

Составление копилки синквейнов. Формировать творческие способности детей.

Изготовление книжек-самоделок Привлечение родителей к совместному творчеству.

Выставка книжек – самоделок «Синквейн и развитие речи»

Март

Игры, дидактические материалы, пособия по синквейну. Развивать логическое мышление, логические связи, активизировать словарь.

Выставка игр, дидактических материалов, пособий в группе.

Апрель

Игра – рассуждение детей «Кем я буду?» Формирование правильного составления рассказа с использованием технологии синквейн.

Создание фильма-рассуждения (снятие, монтаж.) Развитие опыта в области съемки и монтажа фильма.

Май

Проведение различных игр на закрепление пройденного материала. Эффективность результатов работы. Подведение итогов, оценка и самооценка детей.

Отчёт о проделанной работе. Сбор и обработка данных.



Предварительный просмотр:

Что такое синквейн и как его составить?

В чем же его суть? Синквейн сродни японскому хайку. Это нерифмованное вольное стихотворение, которое состоит из пяти строк. Построение синквейна четко регламентировано: каждая строка имеет свое предназначение и форму выражения. 

Хотите знать, как сделать синквейн?

 Чтобы удачно справиться с заданием, запомните простой алгоритм составления текстов такого рода. Выразите в первой строке тему — укажите объект или лицо, о которых идет речь. Для этого используйте существительное.

Опишите предмет во второй строке: назовите два главных свойства описываемого предмета или человека. Сделайте это с помощью прилагательных.

Укажите в третьей строке три главных действия, которые выполняет объект или которые можно совершить с ним. Глаголы в этом случае лучшие помощники.

Сформулируйте в четвертой строке, в чем уникальное предназначение описываемого предмета или лица. Эту цель достигнете, построив предложение.

Резюмируйте сказанное выше в пятой строке — раскройте сущность описываемого предмета (укажите видовую принадлежность).

Синквейн можно составить на любую тему: географические открытия, континенты, животные и растения, математические понятия, искусство. С их помощью можно описать предметы быта и пр. Это интересное и увлекательное занятие, которое дети воспринимают на ура. Родителям остается только освоить азы синквейна, чтобы составить компанию своим чадам и показать им пример.

Просмотрите примеры составления синквейна. Они послужат вам ориентиром в составлении своего синквейна.

Весна.

Теплая, яркая.

Пришла, пробудила, оживила

Вдохнула жизнь в природу.

Время года.

Яблоко.

Красное, сочное.

Сорвали, помыли, съели.

Много железа получили.

Фрукт

Тюльпан.

Ранний, яркий.

Всходит, зеленеет, цветет.

Лучший подарок весны.

Цветок.

Математика.

Точная, важная.

Учит, развивает, считает.

Составляет основу точных знаний.

Школьный предмет.

Друг.

Настоящий, верный.

Услышит, поддержит, поможет.

Всегда будет рядом в беде.

Верность.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Волшебное Зазеркалье» с использованием методики СИНКВЕЙН для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Используя технологии методики синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения; привить любовь к книге.

Задачи:
Коррекционно – образовательные: уточнение, активизация словаря по теме «Сказочные герои»; обогащение экспрессивного словаря словами – определениями; совершенствование грамматического строя речи (использование прилагательных). Обучение самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель. Воспитание интереса к художественной литературе.

Коррекционно – развивающие: развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, мелкой моторики, координации речи с движением, памяти, творческого воображения, логического мышления.

Воспитательные: воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация, музыка, здоровье. 

Оборудование: магнитофон с записями музыки, презентация, зеркало, книга, следы, конверты с заданиями, алгоритм-модель синквейна, предметные картинки для составления синквейна, бумага, маркеры по кол-ву детей.

ХОД:

В-ль:  Здравствуйте, ребята! У меня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу. А сейчас подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением с гостями.

(Слайд 1)

В-ль:  Ребята, посмотрите вокруг: здесь много полок с книгами и скажите, где мы с вами находимся?

Дети: В библиотеке.

В-ль: А как по-другому мы можем назвать библиотеку, если в ней живут книги?

Дети: Дом для книг, книжкин дом.

В-ль: Молодцы, все верно. 

 (На полу лежит книга)
В-ль: Посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги?

Дети: В шкафу, на книжной полке.

В-ль: Правильно, на книжной полке. А как мы должны обращаться с книгами?

Дети: Бережно, аккуратно, не рвать ее, не рисовать на страничках.

В-ль: Мы сейчас книгу прочитаем и поставим на полку. (Поднимает книгу и раскрывает ее)

В-ль: Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки? Ой, наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли.

Голос  из книги: Ребята, помогите! Чтобы не читать меня, злой волшебник Лентяйка – Нечитайка заколдовал Могучий ветер, который все мои странички унес в волшебную страну. Пройдите испытания и верните мне сказки.
В-ль: Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу? 

Дети: Да!

В-ль: Чтобы помочь книге, нам нужно попасть в волшебную страну Зазеркалье. Как вы думаете, как мы можем в нее перенестись?

Дети: На ковре – самолете, на сказочном поезде, на воздушном шаре и т.д.

В-ль: Сейчас мы с вами пройдем через волшебное зеркало и попадем в волшебную страну. (Проходим сквозь зеркало, звучит мистическая музыка).

В-ль: Вот мы и попали в сказочное Зазеркалье. Ой, а что это за следы? Наверное, они указывают нам путь. Пойдем по ним?

Дети: Да! (Идут по следам и находят конверт с заданием)

В-ль: Ребята, сейчас посмотрим, что здесь находится? Давайте отгадаем загадку:

У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?

Дети: Буратино.

1 задание  - «Выложи картинки по схеме»

В-ль: Ребята, картинку с Буратино мы разместим на верхней строке нашей схемы.

На второй строке, под Буратино мы должны поместить картинки – признаки: Из чего сделан Буратино? (Из дерева) Значит он какой? (деревянный) Какой Буратино по характеру грустный или веселый? (веселый) Кладем улыбку.

На третьей строке мы выкладываем картинки – действия: что делает Буратино? (ходит) Помещаем ноги. Что еще он умеет делать? (учится читать) Кладем азбуку. Что еще он может делать? (любит Папу Карло) Правильно, добавляем и сердечко.

Ниже мы составляем предложение по иллюстрации и выкладываем его. (Буратино открыл золотым ключиком потайную дверь)

(Слайд 2)

А на пятой строке мы размещаем картинку – вывод: кто же такой Буратино? (мальчик, человечек)

(Слайд 3)

В-ль: Ребята, а знаете, что мы с вами составили? Синквейн. Повторите, пожалуйста. Синквейн – это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам.

В-ль: Идем дальше по следам. Вот полянка, давайте немного посидим на ней. (Присели на ковер)

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

2 задание: «Отгадай синквейн – загадку» (на слайдах)

1. 1. ?
2.
Добрая, трудолюбивый.
3. З
аботится, учит, воспитывает,.
4. Смастерил деревянную куклу
.
5.
 Мастер на все руки.

В-ль: Кто это может быть? (Слайд 4)

2. 1. ?
2.
Мудрая, старая.
3.
Плавает, ползает, живет в пруду.
4.
Подарила золотой ключик Буратино.
5.
Долгожительница.

В-ль: Кто это может быть? (Слайд 5)

3. 1. ?
2.
Добрая, умная.
3.
Воспитывает, помогает, заботится.
4. Любит порядок во всем
.
5.
 Девочка с голубыми волосами.

В-ль: Кто это может быть? (Слайд 6)

В-ль: Ребята, вам понравились мои загадки?

Дети: Да!

В-ль: А сейчас все вместе наберемся сил перед следующим испытанием.

Физкультминутка: «Буратино»


Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

В-ль: А вы любите рисовать?

Дети: Да!

В-ль: Я предлагаю вам порисовать! А поможет нам схема, которую мы с вами выкладывали. (Показать алгоритм-модель синквейна)

3 задание: Синквейн по творческому рисунку «Буратино»

(Звучит спокойная музыка)

В-ль: Давайте сядем за стол, возьмем маркеры, только рисовать мы будем строго по схеме. (Сели за общий стол, взяли маркеры и зарисовывают слова – определения, опираясь на ассоциативные связи)

В-ль: Отлично!  Идем дальше по следам.

В-ль: Ребята, почему мы вернулись обратно к волшебному зеркалу?

Дети: Мы расколдовали сказочную книгу.

Голос книги: Спасибо за вашу помощь, можете возвращаться в библиотеку.

(Проходим сквозь зеркало назад).

(Слайд 7)

В-ль: Теперь с книгой все в порядке. Посмотрите на экран. Придумал и написал повесть - сказку  «Золотой ключик или приключения Буратино» автор: Алексей Николаевич Толстой. (Слайд 8) Повторите, кто написал эту сказку?

В-ль:  Вот и завершилось наше путешествие, вам оно понравилось? Кто помнит, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме, а потом рисовали?

Дети: Синквейн.

В-ль: Ребята, продолжайте любить сказки. Мне очень понравилось, как вы пришли на помощь волшебной книге. Не будем забывать, как мы должны относиться к книгам?

Дети: Беречь их, быть аккуратными при просмотре иллюстраций и чтении.

(Слайд 9)

В-ль: За руки умелые,

За ум и смекалку,

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто старался,

Тем, кто трудился

Подарок свой всем сейчас подарю.

(Подарить раскраски по книге «Золотой ключик или Приключения Буратино»)