Зуева Вероника Владимировна

Статья: «Детский туризм как иновационная технология оздоровления детей в ДОУ»

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Известная фраза Сократа «Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто!» и на сегодняшний день актуальна.В современном обществе остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья детей, приобщения их к здоровому образу жизни, активному отдыху, вместе с тем, предъявляются высокие требования к интеллектуальному развитию будущих первоклассников. В связи с этим появилась необходимость поиска подходов, которые могли бы решать задачи физического воспитания и одновременно развивать познавательные и умственные способности дошкольников [3, с.4]. Одним из таких подходов является  туризм.

Термин «туризм» означает путешествия по своей стране или в другие страны, сочетающие отдых с элементами спорта и познавательными задачами [4, с.42]. Если трактовать данное понятие, то можно дать следующее определение: туризм – особый вид социальной деятельности человека, направленный на укрепление здоровья, повышение физической тренированности, выносливости организма, познание и общение. Туристическая деятельность может быть разнообразна по содержанию, форме, продолжительности, масштабу района [1, с.36]. Рассмотрим туризм как педагогическую технологию физического и экологического воспитания, позволяющую комплексно решать задачи:

- укрепление здоровья детей, развитие следующих физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости;

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- обучение детей элементам простейшего туризма;

- формирование элементарных навыков эколого-краеведческой деятельности;

- формирование межличностных, дружеских отношений, гуманных чувств в процессе туристической деятельности [2, с.29].

Физкультурно-оздоровительное направление включает следующие формы и методы организации детей: подвижные игры, народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры поискового характера, игровые упражнения на развитие физических качеств, самостоятельное творческое выполнение двигательных и познавательных заданий и др.

Экологическое направление: экологические исследования и наблюдения, экологические игры, конкурсные задания, природоведческие экскурсии, различные формы поисковой деятельности,проектная деятельность (в условиях ДОУ является современной педагогической технологией, которая эффективна в формировании у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и окружающему миру). Это направлениепомогает ребенку, растущему в условиях дефицита общения с природой, войти в окружающий мир, сориентироваться в нем, сблизиться с природой, научиться любить и беречь ее, стать физически крепким, выносливым, духовно богатым человеком.

Социокультурное направление: демонстрация фильмов, иллюстраций о туристических походах, беседы о дружбе, взаимопомощи, трудностях в условиях похода, моделирование педагогических ситуаций, совместная разработка схем, маршрутов, ознакомление с культурными ценностями края, насыщение похода гуманистическим содержанием и др. Это направлениеблаготворно влияет на воспитание дружеских отношений между детьми, развитие умения заботиться друг о друге  [3, с.47].

Нельзя не упомянуть о такой организационной форме простейшего туризма как активный отдых, который включает: туристические развлечения, праздники, дни здоровья. Активный отдых оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы. Все задания носят игровой соревновательный  характер и не требуют специальной подготовки от играющих, а положительному воздействию на укрепление здоровья способствует сама природа: чистый, насыщенный кислородом воздух, красота пейзажа.

Трудно переоценить участие родителей в туристических походах. Такая форма совместной деятельности сближает родителей и детей, позволяет найти неожиданные точки соприкосновения, раскрывает новые возможности. На фоне большого эмоционального подъёма, дети хотят показать всё, что умеют, на что способны [1, с.83]. Туристический поход – это своеобразный педагогический мониторинг, позволяющий оценить результативность педагогического процесса по формированию потребности и практики здорового образа жизни,  приобщению к экологическому краеведению, развитию интереса к содержательной досуговой деятельности.

Таким образом, обращение к детскому туризму в условиях ДОУ, как к интегративному средству физического и социально- личностного  развития не случайно, поскольку его использование как активного средства воспитания личности, позволяет позитивно влиять на формирование жизненно необходимых ребёнку знаний, умений и навыков, совершенствовать его двигательные способности, а также развивать интегративные  качества.

 Простейший туризм в дошкольном возрасте является эффективной педагогической технологией воспитания, стимулирующей физкультурно-оздоровительную, эколого-краеведческую деятельность  дошкольников.

Список литературы.

1. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: пособие для родителей и воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. / Москва: Аркти. 2003.

2. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / Москва: Мозаика – Синтез. 2000.

3. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду / Москва: Карапуз. 2001.

4.Словарь иностранных слов /  Москва,1989.

 

© Зуева В.В., 2022

Добавить запись

Защита от спам-роботов