Мониторинг


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

(МДОАУ црр-д/с «Аленький цветочек»)

МОНИТОРИНГ

по результатам проведенного психодиагностического исследования

уровня  развития  познавательной  и личностной сфер   детей

с ограниченными возможностями здоровья  

 2020-2021 уч. год

учитель-дефектолог  МДОАУ

црр-д/с «Аленький цветочек»

Гричина Светлана Петровна

г. Пыть-Ях, 2021г.

Мониторинг

по результатам проведенного психодиагностического исследования уровня  развития  познавательной  и личностной сфер   детей

с ограниченными возможностями здоровья  

Цель исследования:

  1. Определить уровень мыслительных операций.
  2. Определить уровень познавательных процессов.
  3. Проанализировать  динамику развития детей с ОВЗ на конец года

Использованная методика: диагностический комплекс психолога, авторы Н.Я. Семаго, М.М. Семаго

Обследовано дошкольников: 9 дошкольников

Возраст:  

Ранний  возраст (2-3 года) – 1ребёнок;

Средний дошкольный возраст (4-5лет) – 2 детей;

Старший дошкольный возраст (6-8л) – 6 детей.

Из них:

  • ТНР- 4 дошкольника;
  • ЗПР – 6 дошкольников;
  • СД (инвалид) – 1 ребёнок

  Критерии оценивания:

1 балл - ребенок не справляется с заданием даже после обучения (очень низкий уровень);

2 балла - ребенок с заданием справляется частично (низкий уровень);

3 балла - выполняет все задания  на среднем уровне (средний уровень);

4 балла - задание выполнено полностью и самостоятельно (высокий уровень)

Динамическая оценка психического  развития обучающегося с ОВЗ

2020-2021 учебный год

Сравнительные результаты  исследования  (входная, промежуточная и итоговая диагностика)

Фамилия имя

Результаты входной диагностики

Результаты промежуточной диагностики

Результаты итоговой диагностики

Всего баллов

Средний балл

Уровень

Всего баллов

Средний балл

Уровень

Всего баллов

Средний балл

Уровень

М.А.

детский сад не посещал

С.Р.

36

1,8

низкий

46

2,3

низкий

57

2,8

средний

И.Г.

21

1

низкий

25

1,2

низкий

35

1,7

низкий

А.Д.

56

2,8

        средний

61

3,05

средний

73

3,6

высокий

Н.К.

41

2,1

низкий

56

2,8

средний

60

3

средний

Д.П.

48

2,4

низкий

59

2,9

средний

64

3,2

средний

И.М.

22

1,1

низкий

34

1,7

низкий

37

1,8

низкий

К.Т.

31

1,5

низкий

45

2,25

низкий

51

2,5

средний

Б.И.

39

2

низкий

52

2,5

средний

57

2,8

средний

        Анализируя полученные результаты, можно отметить, что  прослеживается  положительная динамика актуального  развития детей с ОВЗ у 100%  дошкольников. Это наблюдается в развитии зрительной и слуховой памяти, целостного восприятия и отдельных мыслительных процессов. Дошкольники овладели способностью хорошо исключать предметы и обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки,  составлять не большие рассказы.

        Отрицательной динамики  не наблюдается.

На конец учебного 2020-2021 года:

С низким уровнем наблюдается  – 2 ребенка   (22%%);

Средним уровнем – 5 детей (55%);

С высоким уровнем – 1 ребёнок (11%).

        На 2021-2022 учебный год остаётся  4 ребенка,

из них: ЗПР- 3 ребенка, 1 ребенок-инвалид СД

Исходя из выше изложенного, рекомендовать:

  1. Ознакомить с полученными  результатами администрацию детского сада и педагогов на очередном совещании ППк.
  2. Формировать обобщающие понятия, наглядно-образного, словесно-логического мышления на индивидуальных коррекционных занятиях.
  3. Воспитателям учитывать индивидуальные особенности детей ОВЗ и развивать познавательные процессы, мыслительные операции  через  игровые коррекционные  упражнения на основных  занятиях образовательной деятельности.

И.Г.

основные линии развития

сен.20

янв.21

май.21

запас представлений об окружающем

1

1

2

графическая деятельность

1

1

1

слуховая память

1

1

2

зрительная память

1

2

2

классификация

1

1

2

мышление

1

2

2

анализ - синтез

1

1

2

цвет

1

1

2

форма

2

2

3

величина

2

2

3

пространственное мышление

1

1

2

время

1

1

1

внимание

1

1

2

мелкая моторика

2

2

2

активная речь

1

1

1

пассивная речь

1

2

2

целостное восприятие

1

2

2

эмоционально-волевая сфера

1

1

2

С. Р.

основные линии развития

сен.20

янв.21

май.21

запас представлений об окружающем

2

2

3

графическая деятельность

2

2

3

слуховая память

2

2

3

зрительная память

3

3

4

классификация

2

3

3

мышление

2

3

3

анализ - синтез

2

3

3

цвет

2

2

3

форма

3

3

3

величина

2

3

4

пространственное мышление

2

2

3

время

2

2

3

внимание

1

2

3

мелкая моторика

2

3

4

активная речь

1

1

2

пассивная речь

2

3

3

целостное восприятие

2

3

3

эмоционально-волевая сфера

1

2

2

особенности деятельности

1

2

2

А. Д.

основные линии развития

сен.20

янв.21

май.21

запас представлений об окружающем

3

3

4

графическая деятельность

3

3

4

слуховая память

2

3

3

зрительная память

3

4

4

классификация

3

3

4

мышление

3

3

4

анализ - синтез

3

3

4

цвет

3

3

4

форма

4

4

4

величина

4

4

4

пространственное мышление

3

3

4

время

2

3

4

внимание

3

3

4

мелкая моторика

3

3

4

активная речь

3

3

4

пассивная речь

3

4

4

целостное восприятие

3

4

4

эмоционально-волевая сфера

3

3

4

Д. П.

основные линии развития

сен.20

янв.21

май.21

запас представлений об окружающем

2

3

3

графическая деятельность

3

3

4

слуховая память

2

2

3

зрительная память

3

3

4

классификация

2

3

3

мышление

2

3

3

анализ - синтез

2

3

3

цвет

4

4

4

форма

4

4

4

величина

3

4

4

пространственное мышление

3

4

4

время

2

3

3

внимание

2

3

3

мелкая моторика

3

4

4

активная речь

2

2

3

пассивная речь

2

3

3

целостное восприятие

3

4

4

эмоционально-волевая сфера

2

2

3

особенности деятельности

2

2

3

К. Т.

основные линии развития

сен.20

янв.21

май.21

запас представлений об окружающем

2

3

3

графическая деятельность

1

2

2

слуховая память

1

2

2

зрительная память

2

3

3

классификация

1

2

2

мышление

1

2

2

анализ - синтез

2

2

3

цвет

1

2

3

форма

3

3

4

величина

2

3

3

пространственное мышление

1

2

2

время

1

2

2

внимание

2

3

3

мелкая моторика

2

2

3

активная речь

1

2

2

пассивная речь

2

2

3

целостное восприятие

2

3

3

эмоционально-волевая сфера

2

3

3

особенности деятельности

2

3

3

И. М.

основные линии развития

сен.20

янв.21

май.21

запас представлений об окружающем

1

2

2

графическая деятельность

1

1

1

слуховая память

1

1

2

зрительная память

1

2

2

классификация

2

3

3

мышление

1

2

2

анализ - синтез

1

1

2

цвет

1

1

2

форма

2

3

4

величина

1

2

2

пространственное мышление

1

2

2

время

1

1

1

внимание

1

1

1

мелкая моторика

1

2

2

активная речь

1

1

1

пассивная речь

1

2

2

целостное восприятие

1

2

2

эмоционально-волевая сфера

2

3

3

особенности деятельности

1

2

2

Б. Ис.

основные линии развития

сен.20

янв.21

май.21

запас представлений об окружающем

2

3

3

графическая деятельность

2

2

3

слуховая память

2

2

3

зрительная память

2

3

3

классификация

2

3

3

мышление

2

3

3

анализ - синтез

2

3

3

цвет

2

3

3

форма

2

3

3

величина

3

3

4

пространственное мышление

2

2

3

время

2

3

3

внимание

2

3

3

мелкая моторика

2

3

3

активная речь

2

2

3

пассивная речь

2

3

3

целостное восприятие

2

3

3

эмоционально-волевая сфера

2

3

3

особенности деятельности

2

2

3

Н.К.

основные линии развития

сен.20

янв.21

май.21

запас представлений об окружающем

2

3

3

графическая деятельность

1

2

2

слуховая память

2

3

3

зрительная память

3

4

4

классификация

2

3

3

мышление

2

3

3

анализ - синтез

2

3

3

цвет

3

4

4

форма

4

4

4

величина

3

4

4

пространственное мышление

2

2

3

время

2

3

3

внимание

3

3

4

мелкая моторика

1

2

3

активная речь

1

2

2

пассивная речь

2

3

3

целостное восприятие

2

3

3

эмоционально-волевая сфера

2

2

3

особенности деятельности

2

3

3



Предварительный просмотр:

Аналитический отчет о результативности коррекционно -  развивающей работы учителя-дефектолога

Гричина  Светлана Петровна

Муниципального дошкольного образовательного

автономного учреждения центр развития ребенка - детский сад

«Аленький цветочек» за 2019-2021 гг.

Организационное направление

Аналитический отчет составлен по итогам деятельности учителя - дефектолога Каракотовой Елены Викторовны за 2019-2021 учебные годы с целью  оценки качества коррекционно-развивающей работы.

В группу занятий с дефектологом в 2019-2020 учебном году вошли 9 воспитанников, и в 2020-2021 учебном году 8 воспитанников, которые были определены решением ППк МДОАУ црр - д/с «Аленький цветочек» и имеющие заключение ТПМПК, в котором указано о необходимости занятий с учителем-дефектологом.  Все дети имеют статус ОВЗ. Из 9 человек - с выраженным расстройством экспрессивной речи 4 ребенка детей, 5 детей с задержкой психического развития. В конце 2020 года в школу ушли 3 ребенка. В 2020-2021 учебном году  в группу занятий с учителем-дефектологом вошли 8 воспитанников. Из них 3 ребенка с задержкой психического развития, 4 ребенка с выраженным расстройством экспрессивной речи и

 1ребёнок   с синдромом Дауна.

Коррекционно-развивающий процесс с детьми в 2019-2020 и в 2020-2021 учебных годах строился в соответствии с программами:

- Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Программа) МДОАУ  црр – д/с «Аленький цветочек» для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2019-2020 учебный год,.

 - Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (Программа) МДОАУ  црр – д/с «Аленький цветочек» для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2020-2021 учебный год, которые строились с учётом следующих программ:

  1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно - развивающее обучение и воспитание"(авт. Е.А. Екжанова, Е.А.Стребелева).
  2. Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой (2019г)
  3. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений                  речи. (авт. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина), особенностей образовательной организации, региона, образовательных потребностей и запросов родителей воспитанников.  
  4. современной методической литературой:

А.В.Хаустов. Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом: Учебно-метод. Пособие М.: РУДН, 2007

Афонькина Ю.А., Колосова Н.В.        Развитие познавательных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития. Аркти, 2016 Горячева Т.Г., Никитина Ю.В.

Расстройства        аутистического        спектра        у        детей.         Метод сенсомоторной         коррекции. Генезис, 2018

Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. Владос, 2014

Ротарь Н.В., Карцева Т.В.        Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст. Учитель, 2019

Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. Формирование коммуникативных умений у младших дошкольников с первым уровнем речевого развития. ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2018

Работа осуществлялась в соответствии с целями: коррекционно- развивающими, коррекционно-образовательными, коррекционно- воспитательными.

Исходя из поставленных целей, определены приоритетные задачи деятельности:

  1. Создать оптимальные условия для развития личности дошкольника, с учетом основных возрастных и индивидуальных особенностей.
  2. Исследовать динамику интеллектуального и личностного развития дошкольников, используя современные диагностики для определения структуры и степени выраженности имеющегося дефекта
  3. Организовать коррекционно-образовательный процесс с учетом их индивидуальных возможностей и в соответствии с ФГОС ДО.
  4. Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (лицам их заменяющим), педагогам и специалистам по применению специальных методик и приемов в работе с дошкольниками.

Диагностическое направление.

В сентябре 2019 и сентябре 2020 года было проведено углубленное     обследование детей с использованием диагностики Е.А. Стребелевой, Забрамной С.Д., Боровик О.В., М.М. Семаго.

Цель: выявление особенностей общего и речевого развития воспитанников. Задачи: выявить состояние познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие), конструктивной деятельности, исследовать уровень элементарных математических представлений, мелкой и общей моторики, общего        кругозора дошкольников,        развитие        речи,        эмоционально-волевой сферы, особенности личности.

Использовался диагностический инструментарий:

  1. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста Е. А. Стребелева.
  2. Альбом «Наглядный материал для обследования детей» Е. А. Стребелева.
  1. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей Забрамная С.Д., Боровик О.В
  2. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей С.Д. Забрамная, О.В.Боровик.

Обследование на начало 2019, 2020 учебных годов позволило выявить не только нарушения в развитии воспитанников в отношении общего и речевого развития, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития. По данным обследования был составлен план подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности, расписание индивидуальной работы с обучающимися, разработаны индивидуальные образовательные маршруты.

Наблюдение за адаптационным периодом.

Кроме того, обязательным этапом работы учителя-дефектолога является наблюдение за адаптационным периодом. Цель: выявление и профилактика дезадаптации. Для этого проводилась следящая диагностика вновь прибывших или долго отсутствующих детей во время режимных моментов, различных видах деятельности для определения уровня адаптации в различных сферах жизни: социальной, учебной, бытовой. При необходимости в совместной деятельности с психологом, воспитателями, логопедом и медработниками, вырабатывались индивидуальные приемы профилактики. Использовались психосберегающие технологии (игры на снятие эмоционального и мышечного напряжения, на развитие навыков взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми), была организована благоприятная развивающая среда, проводилась работа на создание благоприятного климата в группе. В результате процесс привыкания вновь прибывших или долго отсутствующих детей проходил успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя.

Промежуточная диагностика

В январе 2020 и январе 2021 проводилась промежуточная диагностика познавательного развития детей, с целью отслеживания динамики. В январе 2020 года по результатам промежуточной диагностики был скорректирован   индивидуальный образовательный маршрут для одного ребенка в сторону усложнения.

Таблица мониторинга развития детей в 2019-2020 учебном году (вводный мониторинг)  9 человек.

Виды деятельности

Сформировано (количество детей в %)

Частично сформировано (количество

детей в %)

Не сформировано (количество

детей в %)

Социально-коммуникативное развитие

1 (11%)

3 (33%)

5 (56%)

Ознакомление с окружающим

1 (11%)

3 (33%)

5 (56%)

Сенсорное восприятие

1 (11%)

4 (44,5%)

4 (44,5%)

Познавательные процессы

1 (11%)

2 (22%)

6 (67%)

Игра

1 (11%)

4 (44,5%)

4 (44,5%)

Речь

1 (11%)

1 (11%)

7 (78%)

Элементарные количественные

представления

1 (11%)

2 (22%)

6 (67%)

Мелкая моторика

3 (33%)

4 (45%)

2 (22%)

Общая моторика

3 (33%)

4 (45%)

2 (22%)

Таблица мониторинга развития детей в 2019-2020 учебном году (итоговый мониторинг) 9 человек

Виды деятельности

Сформировано (количество детей в %)

Частично сформировано (количество детей

в %)

Не сформировано (количество

детей в %)

Социальное-коммуникативное

развитие

3 (33%)

4 (44%)

2 (23%)

Ознакомление с окружающим

3 (33%)

4 (44%)

2 (23%)

Сенсорное восприятие

3 (33%)

5 (56%)

1 (11%)

Познавательные процессы

3 (33%)

5 (56%)

1 (11%)

Игра

3 (33%)

5 (56%)

1 (11%)

Речь

3 (33%)

4 (44%)

2 (12%)

Элементарные количественные

представления

3 (33%)

5 (56%)

1 (11%)

Мелкая моторика

3 (33%)

4 (44%)

2 (23%)

Общая моторика

3 (33%)

4 (44%)

2 (23%)

Динамические изменения в освоении Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Программа) муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2019-2020 учебный

Стойкая положительная динамика развития

3 (32%)

Значительная положительная динамика развития

4 (46%)

Незначительная положительная динамика развития

2 (22%)

Нет динамики развития

0

Таблица мониторинга развития детей в 2020-2021 учебном году (вводный мониторинг) 8 человек

Виды деятельности

Сформировано (количество детей в %)

Частично сформировано (количество

детей в %)

Не сформировано (количество детей в %)

Социально-

коммуникативное развитие

1(12%)

4 (50%)

3 (38%)

Ознакомление с

окружающим

1(12%)

4 (50%)

3 (38%)

Сенсорное восприятие

1 (12%)

5 (63%)

2 (25%)

Познавательные процессы

1 (12%)

5 (63%)

2 (25%)

Игра

1 (12%)

5 (63%)

2 (25%)

Речь

1 (12%)

4 (50%)

3 (38%)

Элементарные

количественные представления

1 (12%)

5 (63%)

2 (25%)

Мелкая моторика

1 (12%)

4 (50%)

3 (38%)

Общая моторика

1 (12%)

4 (50%)

3 (38%)

Таблица мониторинга развития детей в 2020-2021 учебном году (итоговый мониторинг) 8 человек

Виды деятельности

Сформировано (количество детей в %)

Частично сформировано (количество

детей в %)

Не сформировано (количество

детей в %)

Социальное-коммуникативное

развитие

3 (38%)

4 (50%)

1 (12%)

Ознакомление с окружающим

3 (38%)

4 (50%)

1 (12%)

Сенсорное восприятие

3 (38%)

4 (50%)

1 (12%)

Познавательные процессы

3 (38%)

4 (50%)

1 (12%)

Игра

3 (38%)

4 (50%)

1 (12%)

Речь

2 (25%)

5 (63%)

1 (12%)

Элементарные

количественные представления

3 (38%)

4 (50%)

1 (12%)

Мелкая моторика

3 (38%)

4 (50%)

1 (12%)

Общая моторика

3 (38%)

4 (50%)

1 (12%)

Динамические изменения в освоении Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Программа) муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2020-2021 учебный

Стойкая положительная динамика развития

4 (51%)

Значительная положительная динамика развития

2 (25%)

Незначительная положительная динамика развития

1 (12%)

Нет динамики развития

1 (12%)

По результатам, представленным в таблицах и диаграммах видно, что в результате проделанной коррекционно-развивающей работы за два года наблюдается положительная динамика у большинства детей по многим показателям.

Один мальчик, из группы отразившийся в таблицах и диаграммах как не давший положительной динамики, на самом деле показал едва заметные, но стойкие изменения в поведении по таким показателям, как адаптация в детском коллективе, умение сидеть на занятиях, выполнять простейшие инструкции педагога, научился некоторым навыкам самообслуживания.

Вывод:

Об эффективности проведённой коррекционно-развивающей работы за два года свидетельствует изменение процентного соотношения показателей детей давших стойкую положительную динамику:

- в 2019-2020 учебном году с 11% до 32%, значительную положительную динамику с 25% до 46%,

-  в 2020-2021 учебном году стойкую положительную динамику с 12% до 51%, значительную  положительную динамику до 25%,

незначительную положительную динамику 11% в 2019-2020 и 12% в 2020-2021 учебном году.

Показатель воспитанников, имеющих качественный итоговый результат по итоговому мониторингу 2021 года,  составляет 88%. Это позволяет отметить высокую результативность деятельности и реализацию поставленных целей и задач.

Коррекционно-развивающее направление

В рамках коррекционно-развивающего направления дефектологическая работа в 2019-2021 учебных годах осуществлялась следующим образом:

I        Индивидуальная        коррекционно-развивающая        работа        с        детьми включала следующие направления:

  • развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия);
  • формирование пространственно-временных отношений;
  • формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи;
  • развитие слухового восприятия и формирование произношения;
  • формирование ведущей деятельности возраста;
  • развитие умственной деятельности.
  1. Подгрупповая коррекционно-развивающая работа велась по следующим направлениям:
  • ознакомление с окружающим миром;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • обучение грамоте;
  • формирование зрительного восприятия;
  • развитие ориентировки в пространстве;
  • развитие осязания и мелкой моторики;
  • формирование социально-бытовой ориентировки.

Занятия носят комплексный характер и направлены также на развитие:

  • слухового восприятия и удержания информации;
  • основных мыслительных операций;
  • нарушений эмоционально - личностной сферы;
  • обогащение словаря.

Коррекционно-развивающая работа в образовательной области

«Познавательное развитие» осуществлялась в подгрупповой и индивидуальной форме по следующим направлениям:

  1. Социально-коммуникативное развитие.
  2. Сенсорное развитие.

  1. Формирование мышления.
  2. Формирование элементарных количественных представлений.
  3. Ознакомление с окружающим.

Вывод: В каждом занятии были учтены индивидуальные потребности детей, поэтому разделение на подгрупповые и индивидуальные занятия, осуществлялось с учетом ведущего нарушения у каждого ребенка и его возраста, чтобы максимально добиться положительного результата. Занятия носили не только направленный характер, но и имели комплексные задачи, по развитию различных интеллектуальных, психических сфер воспитанника.

При планировании образовательной деятельности учитывался тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Темы соотносились с временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. Обязательным требованием к организации обучения являлось создание условий для практического применения формируемых знаний. В течение учебного года на занятиях широко использовался наглядный материал, а также мультимедийное оборудование.

Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в ДОО условий, в практической деятельности использовались различные современные образовательные технологии: игровые, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, песочная терапия, методика работы с дарами Фрёбеля и другие.

Игровые технологии

Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от уровня развития детей. Задачами игровой технологии является достижение высокого уровня мотивации и осознанной потребности за счет собственной активности ребенка. Подбор средств, активирующих деятельность детей и повышение ее результативности. Используемые мною игровые пособия применяются на индивидуальных занятиях по разным направлениям работы. Для повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса, применялась развивающая игровая   технология Фридриха Фрёбеля, его «Дары» способствуют развитию умений: классифицировать, сортировать, сравнивать,        выполнять        по        образцу,        составлять логические        цепочки, прикидывать, выполнять простейшие математические действия.

Активно использовались        информационно-коммуникационные технологии.

Чтобы достичь максимального результата в коррекционно- образовательном процессе на занятиях были использованы мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания, сопровождающиеся трансляцией информации по теме.

Песочная терапия - наилучший способ избавиться от агрессии и негатива, быть увереннее в себе, позволить педагогу найти и раскрыть истинные причины конфликтов, страхов и в дальнейшем провести коррекцию. Игра на песке с фигурками особенно полезна тем детям, которые не могут выразить свои переживания при помощи слов.

Для сохранения и укрепления физического здоровья применялись здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, упражнения по развитию мелкой и крупной моторики, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика (снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно- моторной координации). Кинезиологические упражнения (направлены на активизацию межполушарного взаимодействия «гимнастика мозга»)

Вывод: Применение данных технологий позволило в работе с детьми с ОВЗ повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировать у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укреплении здоровья.

Консультативное направление

Коррекционно-развивающая работа осуществлялась в тесном контакте со всеми участниками образовательного процесса.

В течение 2019-2021 учебных годов для педагогов были подготовлены консультации, выступала на педагогическом совете, проводила мастер-классы.

 Еженедельно давались индивидуальные рекомендации родителям и дополнительные задания для отработки и закрепления, пройденных тем дома.

Выступала на родительских собраниях с консультациями, а также организовала родительский клуб «Гармония», для родителей детей с ОВЗ.

Организационно-методическая работа

В течение 2019-2021гг.  проводилась аналитическая работа, обработка и анализ данных мониторинга, дефектологических и психолого- педагогических обследований. Велась профессиональная документация. Принимала непосредственное участие в ППк МДОАУ црр-дс «Аленький цветочек». Были разработаны и проведены индивидуальные, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия. Разработаны индивидуальные образовательные маршруты. Пополнились методические пособия и методическая литература. Оказывала помощь воспитателям в организации индивидуальной и групповой работы с детьми.

Также была размещена информация на сайте ДОУ, в родительских уголках, в уголке дефектолога.

- Распространяла свой педагогический опыт на сайте «ИРО 86» по теме: «Организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ», «Инновационные технологии при оказании ранней помощи детям с особыми образовательными потребностями».

Вывод: проанализировав коррекционно-развивающую работу за период 2019-2020 и 2020-2021 учебные годы, можно сделать вывод, что поставленные цели и задачи реализованы. Коррекционная направленность всего  образовательно-воспитательного процесса была основана на системном подходе и осуществлялась в рамках возрастного, деятельностного и дифференцированного подхода.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

(МДОАУ црр-д/с «Аленький цветочек»)

МОНИТОРИНГ

по результатам проведенного психодиагностического исследования

уровня  развития  детей

 2021-2022 уч. год

учитель-дефектолог МДОАУ

црр-д/с «Аленький цветочек»

Гричина Светлана Петровна

г. Пыть-Ях, 2022г.

Исследование нервно-психического развития

 детей групп с 1 до 3 лет 2021-2022 уч.год

Сроки проведения исследования: ноябрь 2021г, апрель 2022г.

План исследования, рабочая гипотеза  выявление детей  с уровнем развития несоответствующим возрасту

Примененные методики Методика определения нервно-психического развития детей раннего возраста  Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной.

Оценочные шкалы, значимые в данном тесте: понимание речи, активная речь, сенсорное развитие, игра, движение, навыки, конструирование, ИЗО.

Результаты исследования:

Результаты обследования детей группы «Крепыши»

Количественные данные

В обследовании принимало участие 17 детей.

Фамилия, имя ребенка

Уровень развития

ноябрь 2021г

апрель 2022

А. Руслан

1уровень

А. Тимур

1уровень

Б. Даниел

1уровень

1уровень

Б. Самира

2уровень

2уровень

Б. Амина

1уровень

1уровень

Б. Вероника

1уровень

1уровень

В. Эмилия

1уровень

В. Федор

2уровень

2уровень

Г. Артемий

2уровень

1уровень

З. Екатерина

1уровень

1уровень

И. Мохмад-Салах

2уровень

К. Виктория

1уровень

К. Варвара

1уровень

1уровень

М. Лев

2уровень

П. Фёдор

1уровень

1уровень

П. Таисия

1уровень

Ш. Эмилиана

2уровень

На конец года у 12 детей отмечается уровень развития, соответствующий первой группе – это дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением в развитии.

У 5 детей отмечается вторая группа развития — это дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок, с разной степенью задержки в развитии (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки).

Обобщенная интерпретация данных

У детей второй  группы развития не сформированно:

активная речь;

сенсорное развитие.

Результаты обследования детей 1 Б группы «Знайка»:

Количественные данные

В обследовании принимало участие 19 детей.

Фамилия, имя ребенка

Уровень развития

ноябрь 2021г

апрель 2022г

А. Зиярат

2уровень

1уровень

А. Рамазан

2уровень

2уровень

Б. Сабрина

3уровень

3 уровень

Б. Матвей

2уровень

2уровень

Г.  Рамазан

1уровень

1уровень

Д. Никита

2уровень

2 уровень

К. Демид

1уровень

1уровень

К. Анастасия

1уровень

1уровень

Л. Дарья

2уровень

1уровень

Л. Демид

2уровень

1уровень

М. Ирина

3 уровень

3 уровень

Н. Ксения

1уровень

1уровень

П. Виктория

1уровень

1уровень

С. Богдан

1уровень

1уровень

С. Раджаб

3 уровень

3 уровень

Х. Зарина

1уровень

1уровень

Ш. Василика

1уровень

1уровень

Ш. Богдан

2 уровень

1уровень

У. Милана

1уровень

1уровень

На конец года у 15 детей отмечается уровень развития, соответствующий первой группе – это дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением в развитии.

У 2 детей отмечается вторая группа развития — это дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок, с разной степенью задержки в развитии (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки).

У 2 детей отмечается третья группа развития — это дети с первоначальной задержкой в развитии на два и более эпикризных сроков, с разной степенью задержки в развитии (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки).

Обобщенная интерпретация данных

У детей  второй  и третьей группы развития не сформированно:

активная речь;

сенсорное развитие;

навыки самообслуживания

Результаты обследования детей 1 А группы «Бабочки»:

Количественные данные

В обследовании принимало участие 14 детей.

Фамилия, имя ребенка

Уровень развития

ноябрь 2020г

апрель 2022г

Б. Юсуф

1уровень

1уровень

Б. Алина

2 уровень

1уровень

Б. Инга

1уровень

1уровень

Д. Диана

2 уровень

1уровень

Д. Умар

1уровень

1уровень

Е. Дмитрий

1уровень

1уровень

К. Элана

1уровень

1уровень

М. Владислав

1уровень

1уровень

М. Ева

1уровень

1уровень

М. Евгений

3 уровень

3 уровень

М. Аделина

2уровень

1уровень

П. Ксени        

1уровень

1уровень

Р. Ярослав

1уровень

1уровень

Э. Хадиджа

1уровень

1уровень

На конец года у 12 детей отмечается уровень развития, соответствующий первой группе – это дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением в развитии.

У 1 ребенка отмечается вторая группа развития — это дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок, с разной степенью задержки в развитии (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки).

У 1 ребенка отмечается третья группа развития — это дети с первоначальной задержкой в развитии на два и более эпикризных сроков, с разной степенью задержки в развитии (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки).

Обобщенная интерпретация данных

У детей  второй  и третьей группы развития не сформированно:

активная речь;

Результаты обследования детей группы «Семицветик»:

Количественные данные

В обследовании принимало участие 6 детей, в возрасте 2-3х лет.

Фамилия, имя ребенка

Уровень развития

ноябрь 2021г

апрель 2022г

А. Алихан

3 уровень

Б. Мухаммад

2 уровень

1уровень

Б. Ева

1уровень

1уровень

Б. Джабраил

1уровень

Г. Равиль

2уровень

6

Г. Максим

1уровень

2уровень

7

Г. Михаил

3 уровень

8

Г. Амина

1уровень

1уровень

9

И. Фатима

1уровень

10

К. Асият

1уровень

1уровень

11

Л. Никита

1уровень

1уровень

12

М. Мартиниан

1уровень

1уровень

13

М. Тимофей

1уровень

1уровень

14

Н. Милана

1уровень

1уровень

15

Р. Аким

1уровень

1уровень

16

Ш. Антон

1уровень

17

А. Умар

1уровень

На конец года у 14 детей отмечается уровень развития, соответствующий первой группе – это дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережени17м в развитии.

У 1 ребенка отмечается вторая группа развития — это дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок, с разной степенью задержки в развитии (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки).

У 2 детей отмечается третья группа развития — это дети с первоначальной задержкой в развитии на два и более эпикризных сроков, с разной степенью задержки в развитии (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки).

Обобщенная интерпретация данных

У детей второй  развития несформированно:

активная речь;

навыки самообслуживания

Результаты обследования детей группы «Кузнечики»:

Количественные данные

В обследовании принимало участие 11 детей, в возрасте 2-3х лет.

Фамилия, имя ребенка

Уровень развития

ноябрь 2021г

апрель 2022г

1

А. Зайнаб

2уровень

1уровень

2

А. Медина

1уровень

1уровень

3

Г. Артем        

1уровень

1уровень

4

Д. Ханифа

1уровень

1уровень

5

Д. Софья

1уровень

1уровень

6

Д. Яна

1уровень

1уровень

7

И. Айшат

1уровень

1уровень

8

М. Хава

1уровень

1уровень

9

Н. Абубакар

1уровень

1уровень

10

П. Карина

1уровень

1уровень

11

Х. Хадиджа        

1уровень

1уровень

На конец года у 100%  детей отмечается уровень развития, соответствующий первой группе – это дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением в развитии.

Обобщенные результаты по группам, представлены в таблице

всего

первая группа развития

вторая группа развития

третья группа развития

кол-во

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Группа «Крепыши»

17

12

70%

5

30%

-

-

Группа «Знайка»

19

15

80%

2

10%

2

10%-

Группа «Бабочки»

14

13

93%

-

-

1

7%

Группа «Семицветик»

17

14

82%

1

6%

2

12%

Группа «Кузнечики»

11

11

100%

-

-

-

-

Всего

78

65

85%

8

10%

4

5%-

Мониторинг

по результатам проведенного психодиагностического исследования уровня развития познавательной  и личностной сфер   детей

с ограниченными возможностями здоровья  

Цель исследования:

  1. Определить уровень мыслительных операций.
  2. Определить уровень познавательных процессов.
  3. Проанализировать  динамику развития детей с ОВЗ на конец года

Использованная методика: диагностический комплекс психолога, авторы Н.Я. Семаго, М.М. Семаго

Обследовано дошкольников:9 дошкольников

Возраст:

Ранний  возраст (2-3 года) – 5  детей;

Средний дошкольный возраст (4-5лет) – 2 ребёнка;

Старший дошкольный возраст (6-8л) –2  ребенка.

Из них:

  • ЗПР – 4 дошкольника;
  • По решению ПП -2 ребёнка;
  • Ребенок –инвалид – 1 ребенок.

  Критерии оценивания:

1 балл - ребенок не справляется с заданием даже после обучения (крайне низкий уровень);

2 балла - ребенок с заданием справляется частично (низкий уровень);

3 балла - выполняет все задания на среднем уровне (средний уровень);

4 балла - задание выполнено полностью и самостоятельно (высокий уровень)

Динамическая оценка психического  развития обучающегося с ОВЗ

2021-2022 учебный год

Сравнительные результаты  исследования  (входная, промежуточная и итоговая диагностика)

Фамилия имя

Результаты входной диагностики

Результаты промежуточной диагностики

Результаты итоговой диагностики

Всего баллов

Средний балл

Уровень

Всего баллов

Средний балл

Уровень

Всего баллов

Средний балл

Уровень

Лейла У.

детский сад не посещала

Роман С.

45

2,3

низкий

59

3,1

средний

61

3,2

средний

Гордей И.

21

1

низкий

25

1,2

низкий

35

1,7

низкий

Ксения Н.

49

2,6

        средний

59

3,1

средний

77

4

высокий

Алексей Б.

20

1

низкий

27

1,4

низкий

35

1,7

низкий

Саид Б.

30

1,6

низкий

41

2,1

низкий

44

2,3

низкий

Денис С.

22

1,3

низкий

34

1,7

низкий

37

1,8

низкий

Сергей Т.

37

1,9

низкий

44

2,1

низкий

56

2,9

средний

Мухаммад А.

39

2

низкий

52

2,5

низкий

57

2,8

средний

        Анализируя полученные результаты, можно отметить, что прослеживается положительная динамика  развития детей с ОВЗ у 100%  дошкольников. Это наблюдается в развитии зрительной и слуховой памяти, целостного восприятия и отдельных мыслительных процессов. Дошкольники овладели способностью хорошо исключать предметы и обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки,  составлять небольшие рассказы.

        Незначительной либо крайне незначительнойдинамики не наблюдается.

На конец учебного 2021-2022 года:

С низким уровнем наблюдается  – 4ребенка   (50%%);

Средним уровнем –3 ребенка (37%);

С высоким уровнем – 1 ребёнок (12%).

На 2022-2023 учебный год остаётся  2ребенка с ОВЗ (ЗПР):

- И.Гордей;

- Б. Алексей.

1 ребенок –инвалид:

- Утакаева Лейла.

4 ребенка, охваченных коррекционной работой. по решению ППк:

- Мухаммад А.; - Саид Б.; - Сергей Т.; - Денис С.

Исходя из выше изложенного, рекомендовать:

  1. Ознакомить с полученными результатами администрацию детского сада и педагогов на очередном совещании ППк.
  2. Формировать обобщающие понятия, наглядно-образного, словесно-логического мышления на индивидуальных коррекционных занятиях.
  3. Воспитателям учитывать индивидуальные особенности детей ОВЗ и развивать познавательные процессы, мыслительные операции, через игровыекоррекционные упражнения при реализации образовательной программы.

И. Гордей

основные линии развития

сен.21

янв.22

апре.22

запас представлений об окружающем

1

1

2

графическая деятельность

1

1

1

слуховая память

1

1

2

зрительная память

1

2

2

классификация

1

1

2

мышление

1

2

2

анализ - синтез

1

1

2

Цвет

1

1

2

Форма

2

2

2

величина

1

2

2

пространственное мышление

1

1

2

Время

1

1

1

внимание

1

1

2

мелкая моторика

2

2

2

активная речь

1

1

1

пассивная речь

1

2

2

целостное восприятие

1

2

2

эмоционально-волевая сфера

1

1

2

Б. Алексей

основные линии развития

сен.21

янв.22

апре.22

запас представлений об окружающем

1

1

2

графическая деятельность

1

1

1

слуховая память

1

1

2

зрительная память

1

2

2

Классификация

1

1

2

Мышление

1

2

2

анализ – синтез

1

1

2

Цвет

1

1

2

Форма

2

2

2

Величина

1

2

2

пространственное мышление

1

1

2

Время

1

1

1

Внимание

1

1

2

мелкая моторика

1

2

2

активная речь

1

1

1

пассивная речь

1

2

2

целостное восприятие

1

2

2

эмоционально-волевая сфера

1

1

2

А. Мухаммад

основные линии развития

сен.21

янв.22

апре.22

запас представлений об окружающем

1

1

2

графическая деятельность

1

1

1

слуховая память

1

1

2

зрительная память

1

2

2

классификация

1

1

2

мышление

1

2

2

анализ - синтез

1

1

2

цвет

1

1

2

форма

2

2

2

величина

1

2

2

пространственное мышление

1

1

2

время

1

1

1

внимание

1

1

2

мелкая моторика

1

2

2

активная речь

1

1

1

пассивная речь

1

2

2

целостное восприятие

1

2

2

эмоционально-волевая сфера

1

1

2

Б. Саид

основные линии развития

сен.21

янв.22

апр.23

запас представлений об окружающем

1

2

2

графическая деятельность

1

1

2

слуховая память

1

2

2

зрительная память

2

2

3

классификация

1

2

2

мышление

2

3

3

анализ - синтез

2

3

3

цвет

2

2

3

форма

3

3

3

величина

2

3

3

пространственное мышление

2

2

2

время

1

1

1

внимание

1

2

2

мелкая моторика

2

3

3

активная речь

1

1

2

пассивная речь

2

3

3

целостное восприятие

2

2

2

эмоционально-волевая сфера

1

2

2

особенности деятельности

1

2

2

Н. Ксения

основные линии развития

сен.21

янв.22

апр.22

запас представлений об окружающем

3

3

4

графическая деятельность

2

3

3

слуховая память

2

3

3

зрительная память

3

4

4

классификация

2

3

3

мышление

2

3

3

анализ - синтез

2

3

3

цвет

3

4

4

форма

4

4

4

величина

3

4

4

пространственное мышление

2

3

3

время

2

3

3

внимание

3

3

4

мелкая моторика

2

2

3

активная речь

2

2

3

пассивная речь

3

3

4

целостное восприятие

3

3

4

эмоционально-волевая сфера

3

3

4

особенности деятельности

3

3

4

С. Роман

основные линии развития

сен.21

янв.22

апр.22

запас представлений об окружающем

3

3

4

графическая деятельность

2

3

3

слуховая память

2

3

3

зрительная память

3

4

4

классификация

2

3

3

мышление

2

3

3

анализ - синтез

2

3

3

цвет

3

4

4

форма

4

4

4

величина

3

4

4

пространственное мышление

2

3

3

время

2

3

3

внимание

3

3

4

мелкая моторика

2

2

3

активная речь

1

2

2

пассивная речь

2

3

3

целостное восприятие

3

3

4

эмоционально-волевая сфера

2

3

3

особенности деятельности

2

3

3

С. Денис

основные линии развития

сен.21

янв.22

апре.22

запас представлений об окружающем

2

2

3

графическая деятельность

1

2

2

слуховая память

1

2

2

зрительная память

1

2

2

классификация

1

2

2

мышление

2

2

3

анализ - синтез

1

2

2

цвет

2

2

3

форма

2

2

2

величина

1

2

2

пространственное мышление

2

2

2

время

1

2

2

внимание

1

2

2

мелкая моторика

1

2

2

активная речь

1

2

2

пассивная речь

2

2

3

целостное восприятие

2

3

3

эмоционально-волевая сфера

1

2

2

Т. Сергей

основные линии развития

сен.21

янв.22

апре.22

запас представлений об окружающем

2

2

3

графическая деятельность

2

2

3

слуховая память

1

2

2

зрительная память

3

4

4

классификация

2

2

3

мышление

2

3

3

анализ - синтез

2

2

3

цвет

2

3

3

форма

2

3

3

величина

3

3

4

пространственное мышление

2

2

3

время

1

2

2

внимание

2

2

3

мелкая моторика

2

2

3

активная речь

1

2

2

пассивная речь

2

2

3

целостное восприятие

2

3

3

эмоционально-волевая сфера

2

2

3

особенности деятельности

2

3

3