Проект «В мире профессий» для детей 3-4 лет

Светлана Владимировна Нищева

Актуальность : Ребенок дошкольного возраста проявляет избирательное отношение к разным видам деятельности. У отдельных детей рано обнаруживается интерес и склонность к рисованию, музыке, конструированию, математике и т.д. Дети в играх часто подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивая себе роли воспитателей, врачей, строителей, машинистов и т.д. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка. В виду того, что у младших дошкольников недостает жизненного опыта, они мало осведомлены о многообразии профессий. Для того чтобы восполнить эту нишу знаний, создается проект «В мире профессий»

Цель: Формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях и положительного отношения к труду и профессиональному миру. 

Задачи:

Формировать интерес и уважение к профессиям взрослых

Воспитывать ценностное отношение к профессиям и результатам их труда

Развивать творческую инициативу, способность самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Расширить представления у детей о разных видах труда взрослых

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект по профориентации 27.92 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Кизильский детский сад №3»

Проект «В мире профессий» для детей 3-4 лет

Воспитатель: Нищева Светлана Владимировна.

2024-2025г.

П роект «В мире профессий» для детей 3-4 лет

Сроки реализации: сентябрь 2024-май 2025 г.

Актуальность : Ребенок дошкольного возраста проявляет избирательное отношение к разным видам деятельности. У отдельных детей рано обнаруживается интерес и склонность к рисованию, музыке, конструированию, математике и т.д. Дети в играх часто подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивая себе роли воспитателей, врачей, строителей, машинистов и т.д. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка. В виду того, что у младших дошкольников недостает жизненного опыта, они мало осведомлены о многообразии профессий. Для того чтобы восполнить эту нишу знаний, создается проект «В мире профессий»

Задачи проекта :

- познакомить детей с различными профессиями взрослых. Формировать у ребят трудовые действия;

- расширение и закрепление представлений о профессиях людей;

- ознакомление детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, с орудиями труда, инструментами и результатом труда взрослых;

- уточнение, расширение и активизация словаря по теме;

- развитие зрительного внимания и восприятия;

- развитие речевой и мыслительной деятельности, зрительно – двигательной координации, мелкой моторики;

- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия в игровой деятельности, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Предполагаемые результаты проекта Знание детьми информации о таких профессиях, как повар, врач, шофер, строитель; Понимание детьми значимости этих профессий;

Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний; Проявление признательности и уважения к труду взрослых; Создание папки «Профессии»; Организация фотовыставки «Профессия моих родителей».

Цель проекта: Формирование представления детей о профессиях взрослых.

1 этап: Подготовительный. Пополнить уголок «Кухня» следующими атрибутами: фартуки, посуда, овощи, фрукты.

Пополнить игру «Больница» атрибутами: шприцы, градусники, фонендоскоп, медицинские халаты

Внести дидактические игры: «Профессии», «У кого что?», «Что в мешочке лежит?», «Суп или компот».

Пополнить библиотечку книгами Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть?»; К. Чуковский «Федорино горе», К.Чуковский «Айболит».

Оформить папку со стихами «Профессии».

Внести в группу картины «Врач», «Повар», «Строитель», «Шофер».

Добавить в уголок мальчиков транспорт: грузовые машины, легковые машины, трактор.

Подборка иллюстраций, стихотворений, загадок о профессиях.

Тема: «Кто нас лечит?»

«Профессия медсестра»

Экскурсия в медицинский кабинет

Цель: наблюдение за работой медицинского работника детского сада.

Задачи: Воспитание уважение к сотрудникам детского сада. Вызвать чувство благодарности за ее труд формирование представление о профессии врача и медицинской сестры, обогащение словаря.

Содержание экскурсии.

Воспитатель: Кто в детском саду носит белый халат (ответ детей). Да, ребята, белый халат носят повара, воспитатели, няни и конечно мед. сестра. Вот и сегодня мы пойдем с вами в мед. комнату, что бы посмотреть как там работает врач. Пойдем по коридору тихо, будем вести себя хорошо, не будем шуметь. Не забудьте поздороваться.

Входим в мед. комнату. Здороваемся. Даем детям 2-3 минуты на осматривание вокруг.

Воспитатель : Куда мы с вами пришли? Да, мы пришли в мед. комнату(хором и повторяют).Здесь работает мед. сестра Елена Викторовна и врач Ольга Сергеевна. Сейчас ребята, они нам расскажет о своей работе. А я посмотрю кто из вас самый внимательный.

Рассказ врача: Комната где я работаю, называется мед. комнатой (по указу воспитателя хором повторяют).Вот мед. шкаф, в нем лежат лекарства, в нем храниться мед. карточки ,в карточках мы записываем ваши имена и фамилии.

В шкафу у нас находиться йод, это такое лекарство, когда вы обрежете пальчик или упадете, я помажу вам ранку этим лекарством, что бы вам не было больно, и у вас после этого рана станет быстро заживать. В шкафу у нас храниться и бинт, бинтом я заматывают ваши больные места. Кому забинтовать пальчик? Ребята, А кто знает что это?(Градусник)Правильно это градусник. Он нужен для того что ,что бы узнать болеете вы или нет. И, конечно, есть у нас в шкафу витамины, которые вы очень любите. А еще я делаю детям прививки. Это совсем не больно. Вот шприц. С его помощью я делаю вам прививки. А вот стоят мед. весы. С помощью весов, я узнаю сколько вы весите(взвесить несколько детей). Если вы будете дружить со мной, вы никогда не будете болеть.

Воспитатель: Послушайте стихи: Я приду и Пете, я приду и к Поле. -Здравствуйте дети, кто у вас болен? Как живете, как животик? Погляжу из под очков, кончики язычков. -Поставьте этот градусник под мышку детишки. И ставят дети градусник радостно под мышку. -Вам в постельку лечь поспать бы, Вам компрессик на живот, И тогда у вас до свадьбы, Все конечно заживет.

Воспитатель: дети давайте поблагодарим Ольгу Сергеевну за ее интересный рассказ.(Дети благодарят).

Воспитатель: Сейчас я узнаю кто из вас самый внимательный. Скажите как называется комната , где работают ……..? Дети: Мед. Комната

Воспитатель: А что еще есть в мед. комнате?(отвечают дети) Воспитатель: Что храниться мед. шкафу? (отвечают дети)

Воспитатель: А для чего нужен бинт? (отвечают дети)

Дети прощаются.

В группе спрашивают детей, понравилась ли им мед. комната. Спрашивают, кто из них хочет быть мед .работником?

Просмотр мультфильмов «Как бегемот боялся прививки», «Смешарики. Ёжик и здоровье».

Цель: формировать сознательное отношение к собственному здоровью. Подвести к пониманию того, что врачи наши друзья.

Дидактическая игра «Что в мешочке лежит?»

Дидактическая задача: закрепить знания детей о медицинских инструментах, обогащение словарного запаса.

Оборудование: сказочный мешочек, медицинские инструменты из детской аптечки.

Правило игры: воспитатель загадывает загадку:

Он приходит в детский сад

Проверяет всех ребят

Кто здоров, кто заболел,

Всех послушал, посмотрел.

Кто это дети? (доктор)

Затем воспитатель спрашивает детей, чем пользуется доктор при работе? Дети по одному подходят к мешочку, достают по одному мед. инструменту, называют его и рассказывают зачем он нужен.

Аппликация «Скорая помощь»

Цель: учить различать транспортные средства, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Сюжетно-ролевая игра «Пациенты»

Цель: Воспитывать отзывчивость, заботливое отношение к тем, кому требуется помощь.

Задачи: Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре). Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, память, воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к труду врача.

Оборудование: белый халат, игровой набор «Доктор».

Ход игры:

Воспитатель: Ребята посмотрите, какой у меня красивый сундучок. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кому он принадлежит. Воспитатель: Кто в дни болезней всех полезней? Лечит нас от всех болезней?

Дети: Доктор.

Воспитатель: Этот сундучок принадлежит доктору. А как вы думаете, что в нём находится? (В нем лежат инструменты и лекарства, которые нужны врачу для работы.) Ребята давайте посмотрим эти инструменты и назовём их (фонендоскоп, шприц, градусник, таблетки…) Молодцы.

Воспитатель: Ребята, люди, которые заболели и пришли лечиться к доктору, называются пациентами, мы сейчас с вами поиграем в пациентов.

Воспитатель: давайте выберем с вами доктора. В первый раз им будет тот, кто из вас самый ответственный. У нас же с вами самая настоящая поликлиника. Воспитатель предлагает доктору занять свое место. В поликлинике начинается прием. Воспитатель напоминает «пациентам », чтобы те заняли очередь к врачу. Прежде, чем войти в кабинет, нужно постучать в «дверь». Войдя в кабинет, поздороваться рассказать, что болит? Диалог в больнице больного и доктора:

П: Здравствуйте.

Д: Здравствуйте, что у Вас болит?

П: У меня высокая температура, болит голова.

Д: Не беспокойтесь, сейчас я Вас осмотрю и назначу лечение.

Ребёнок в роли доктора оказывает медицинскую помощь, осматривает пациента и делает укол, затем выписывает рецепт и предлагает приобрести лекарство в аптеке. Посетители сидят в очереди, не шумят, не ругаются, ждут своей очереди. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не забывали говорить «спасибо и до свидания».

Воспитатель: закрывается: уже поздно, пациентов не осталось, всех вылечили. Врач, снимите халат и расставьте по местам медицинское оборудование. В заключение игры воспитатель спрашивает у детей как можно сберечь свое здоровье, и что для этого нужно делать. Дети отвечают. Чтение художественной литературы

К. Чуковский «Айболит»

Тема «Кто сидит за рулем?»

«Профессия водитель»

Беседа «Профессия водитель»

Цель: Дать детям представление о профессии водитель и разновидностях транспорта.

Задачи: Учить детей логично отвечать на вопросы воспитателя, предлагать варианты ответов. Закрепить знания детей о машинах. Познакомить с трудом водителя. Воспитывать уважительные отношения к труду взрослых, бережное отношение к игрушкам – машинам. Закреплять навыки культурного поведения «на дороге».

Ход беседы: Ребята посмотрите, сегодня в нашем гараже очень много машин. Какого они цвета? Какого размера? Вам нравятся наши машины?

-Ребята, скажите, а машины сами двигаются? (Нет, мы их двигаем).

-Сейчас я вам почту стихотворение Бориса Заходера. А вы послушайте.

«Качу, лечу, во весь опор.

Я сам шофер, и сам мотор.

Нажимаю на педаль,

И машина мчится в даль!»

Как вы думаете о ком это стихотворение? (о шофере). Правильно, молодцы!

- А как называется человек, который водит машину? (Шофер, водитель).

- Правильно водитель.

- Где сидит водитель? (В кабине).

- Посмотрите и скажите, за что шофер держится руками? (за руль)

- А какого цвета руль? (черный)

- Во что одет водитель? (в костюм, на голове фуражка)

-Посмотрите, ребята, у нас две машины. Давайте подумаем, чем они отличаются друг от друга, (называют части машин).

Сначала рассматривают легковую машину. - Из каких частей состоит машина? (из колес, кабины…)

- А кого эта машина перевозит? (людей)

- Машина, которая перевозит людей, называется легковая машина.

Давайте вместе скажем: «легковая машина».

Затем педагог предлагает рассмотреть грузовую машину.

- А, из каких частей состоит машина? (из колес, кабины, кузова)

- А где сидит шофер? (в кабине)

- Эта машина что перевозит? (машина перевозит грузы)

- Как называется место в машине, где перевозят грузы? (кузов) Правильно! перевозят грузы в кузове.

А машину, которая перевозит грузы в кузове, называют грузовая машина. Давайте повторим: «грузовая машина».

- И так как называется машина, которая перевозит людей? (легковая машина).

- А как называется машина, которая перевозит грузы? (грузовая машина).

Вы все хорошо запомнили.

- Как вы думаете, каким должен быть водитель? (внимательным, осторожным)

А еще шофер должен знать правила дорожного движения.

- Как водитель управляет машиной? (В кабине есть педаль, кнопочки, руль).

- Чтобы работать водителем, надо много знать. Где лево, где право, где прямо. Для чего нужны педали, руль, кнопочки.

- Водитель должен не только уметь водить машину, но и уметь её заправить. Чем заправляют машины? (Бензином)

- Правильно, без бензина машина не может ездить.

- Где можно заправить машину? (На автозаправочной станции).

- На заправочной станции всегда порядок, машину стоят в очереди и заправляют бензин столько, сколько нужно. На все вопросы вы ответили, молодцы! На этом наше занятие окончено.

Беседа по ПДД.

Цель: Ознакомление детей с пешеходным переходом, светофором. Формирование представлений о безопасности движения на улицах города. Ход беседы:

Воспитатель: Сколько на улицах машин?! И с каждым годом их становится все больше и больше. Мчатся по нашим дорогам тяжелые МАЗы, КРАЗы, ГАЗели, автобусы, летят легковые автомобили. Для того чтобы на дорогах было безопасно, все автомобили, автобусы подчиняются строгим законам дорожного движения. Знать и выполнять правила поведения на улице должны и все пешеходы: взрослые и дети. Идут люди на работу, в магазин, ребята торопятся в школу. Пешеходы должны ходить только по тротуару, но и по тротуару надо идти, придерживаясь правой стороны. И тогда не придется спотыкаться, обходить встречных, сворачивать в сторону. За городом тротуаров нет, а машин тоже много. Транспорт движется по проезжей части дороги. Если вам придется идти по дороге, то идти надо навстречу транспорту. Почему? Догадаться нетрудно. Увидишь машину и уступишь ей дорогу, отойдешь в строну. Переходить дорогу надо по пешеходной дорожке. Прежде чем перейти дорогу, надо посмотреть влево, а, дойдя до середины дороги, посмотреть вправо. Нам помогает переходить дорогу наш друг - светофор. Красный свет - сигнал опасности. Стой! Остановись!- говорит пешеходу красный сигнал светофора. Затем в светофоре появляется желтый свет. Он говорит «Внимание! Приготовьтесь! Сейчас можно переходить!». Зеленый сигнал светофора говорит: «Путь свободен! Идите!».

Педагог: Закон улиц и дорог, который называется «правила дорожного движения» строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правила. И тогда случается непоправимая беда. Но закон улиц и дорог еще и очень добрый: он охраняет от страшного несчастья, бережет жизнь. Что бы с вами ничего не случилось, дети, выполняете основные правила поведения: Не переходите улицу перед близко идущим транспортом. Не играйте на улице близко к дороге. Не катайтесь на санках, коньках, велосипедах по дороге. Итак, что должны усвоить дети, чтоб спокойно жить на свете:

#1061;одить только по тротуару, придерживаясь правой стороны. Если тротуара нет, идти надо по левому краю дороги, навстречу движению транспорта. #1055;одчиняться сигналам светофора. Переходить улицу только на зеленый свет светофора.

#1055;ереходить дорогу только по пешеходной дорожке. Пересекать улицу надо прямо, а не наискось.

#1055;режде чем переходить улицу, сначала посмотреть налево, а, дойдя до середины улицы, посмотреть направо.

#1040;втомобили, автобусы, троллейбусы надо обходить сзади, а трамваи- спереди.

Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

Цель: Познакомить детей с правилами поведения общественном транспорте.

Задачи: Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя; диалогическую форму речи;

Приучать детей здороваться при встрече, прощаться при расставании;

Формировать умение соблюдать элементарные правила поведения во время игры, ориентироваться в пространстве;

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Ход игры:

- Посмотрите, какая у нас широкая, красивая улица города. Как называется город, в котором мы живем? (Ярославль) На ней много домов. Они разные – высокие и низкие. Жители нашего города пошли каждый по своим делам: кто на работу, кто в магазин. Место, где ходят люди, называется тротуаром. Тротуар – это дорога для людей. Как называется место, где ходят люди? (Тротуар).

- Посмотрите, все жители нашего города знают, что пешеходы должны ходить по тротуару. А где едут машины? (машины едут по проезжей части дороги). Проезжая часть

– это дорога для машин.

- Сейчас мы с вами отправимся в гости. На чем мы можем доехать?

- Мы с вами отправимся в гости на пассажирском транспорте. А какой пассажирский транспорт вы знаете? (Троллейбус, автобус, такси, трамвай). А как вы думаете, на чем мы с вами поедем? (На автобусе)

- А кто едет в пассажирском транспорте? (пассажиры)

- Перед тем, как выехать из гаража, необходимо проверить автобус. Можно ли на нем ехать. Подойдите и проверьте все ли у автобуса в порядке или что-то надо отремонтировать или добавить. Дети осматривают автобус, определяют и объясняют: «нет колеса – без колеса автобус не поедет по дороге», «У меня нет руля – я не смогу управлять автобусом».

- Молодцы, готовы к отъезду, Миша, мы можем отправляться? (нет) Почему? (Надо заходить в автобус, садиться на свободное место, соблюдать правила поведения, покупать билеты)

- Да, в пассажирском транспорте надо: проходить в салон, садится на свободное место, соблюдать правила поведения, покупать билеты. А у кого мы покупаем билеты? (у кондуктора), Ульяна будет кондуктором, и будет давать нам билеты. Теперь мы можем ехать.

На улице нашей машины, машины,

Машины малютки, машины большие,

Спешат грузовые, фырчат легковые,

Торопятся, мчатся, как будто живые.

- Долго водитель вез людей, устал. Где можно оставить автобус? (На автобусной остановке).

- Мы с вами прибыли.

Подвижная игра «Воробышки и автомобиль»

Цель: формировать умение бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)