Страничка для родителей

Наумова Татьяна Александровна

Подготовка к школе - процесс многоплановый. И следует отметить, что следует заниматься с детьми  не только перед поступлением в школу, а с младшего дошкольного возраста.

И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят - в играх, в труде, общении со сверстниками и взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Как подготовить ребенка к школе»

Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить,

что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед

поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста.

И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности

ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.

В детских садах дети получают навыки счета, чтения, развивается

мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая

моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности,

прививается любовь к труду.

Готовность к школе подразделяется на физиологическую,

психологическую и познавательную. Все виды готовности должны

гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в

полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе,

общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

• Физиологическая готовность ребенка к школе.

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в

школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно

проходить образовательную программу. Физиологическая готовность

подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации

движения). Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку.

А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать

и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная

поза за столом, осанка и т. п.

• Психологическая готовность ребенка к школе.

Психологический аспект, включает в себя три компонента:

интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

1. Интеллектуальная готовность к школе означает:

-к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний

(речь о них пойдет ниже) ;

- он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как

пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он

должен быть любознателен;

- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со

сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а

при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из

проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет

взрослых;

- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно

реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что

– плохо;

-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу,

внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он

должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если

таковые имеются.

3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

- наличие интереса к учению и получению новых знаний;

- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по

душе, но этого требует учебная программа;

- усидчивость – способность в течение определенного времени

внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

• Познавательная готовность ребенка к школе.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен

обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится

для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в

шесть-семь лет?

1) Внимание.

• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцатитридцати минут.

• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью

воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека

и так далее.

• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота

реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите

правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть

в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2) Математика

• Цифры от 0 до 20.

• Прямой счет от 1 до 20 и обратный счет от 10 до 1.

• Арифметические знаки: «+», «-», «=».

• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева,

вверху, внизу, над , под, за и т. д.

3) Память.

• Запоминание 10-12 картинок.

• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и

т. п.

• Пересказ текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.

• Заканчивать предложение, например , «Река широкая, а ручей…»,

«Суп горячий, а компот…» и т.д.

• Определять последовательность событий, что сначала, а что – потом.

• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку,

кораблик.

5) Мелкая моторика.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать

силу их нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Выполнять аппликации.

6) Речь.

• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор,

идти, солнечный зайчик, играть.

• Понимать и объяснять смысл пословиц.

• Составлять связный рассказ по картинке и из серии картинок.

• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

• Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.

• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья,

грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих

птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих

родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Тренируем руку ребенка.

Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и

пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не

было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку,

запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться,

но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами,

что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять

опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной

линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить

ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать

аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока.

Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень

нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Кроме

этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования,

штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое

дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не

имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его

отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее

место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё

необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши,

подобрать соответствующий листок и т. д. В результате, ребёнок теряет

интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело

незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если

ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем

требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с

ответственностью относится к ней.

С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы,

начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с

радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в

школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое

плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте

ребенку другом, советчиком, мудрым наставником.