Для родителей
Предварительный просмотр:
Как наши дети готовят уроки?
Ответ прост: или сидят за столом до глубокой ночи, пытаясь своим умом "дойти до самой сути", или ловко скачивают рефераты, или подставляют ответы из "решебников" и читают пересказы шедевров литературы, или - не делают практически ничего. Какой выход из этой ситуации? Правильно организовать процесс, пересмотреть школьные программы или и то и другое вместе? Об этом страничка.
Директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких:
"Дома тоже чередуйте уроки и переменки"
Есть несколько правил, которые помогают эффективно использовать время на приготовление уроков.
Правило первое: не садиться за уроки сразу после прихода из школы. После обеда нужно час-полтора отдохнуть и только тогда приступать к занятиям.
Правило второе: не начинать с самого сложного. На трудное уходит порой очень много времени, что-то не удается, ребенок ощущает неуспех, у него пропадает желание работать дальше. Стоит начать с самого любимого, с того, что точно получится.
Правило третье: работать с перерывами. Если после 20-30 минут интенсивной работы ребенок начинает отвлекаться (он устал), нужно сделать 10-минутный перерыв. Можно включить музыку и подвигаться, съесть половинку яблока или выпить сока. Старшеклассники же должны делать перерыв через 40-45 минут. Попытка выполнить все задание через силу не дает эффекта.
То есть устраивать нужно себе подобие уроков и перемен?
Да. 45 минут - это продолжительность интенсивной работы без отвлечения, на которую способен взрослый человек.
Еще одна ошибка родителей заключается в том, что они сидят рядом с ребенком, когда тот делает уроки. Они считают, что так он меньше отвлекается. Но проходит время, и взрослые понимают, что вечно это продолжаться не может. И тут оказывается, что без них ребенок выполнить задание уже не в состоянии: он привык, что ответственность за результат берет на себя взрослый. Поэтому с самого начала научите своего ребенка организовывать время, планировать работу (какие задания нужно выполнить, с чего лучше начать). И постепенно отучите его от помощи взрослых. Самое лучшее - сказать: я рядом, но у меня много дел (если нужна помощь, я к тебе подойду).
Другая важная вещь:
у ребенка должно быть свое место для уроков, если не комната, то выгороженный угол со столом и стулом по росту. Он не должен сидеть на кухне, где мама жарит котлеты. Плохо, если рядом грохочет телевизор, а вокруг бегает младший братик или скулит собачка. Это отвлекает.
известия: А что делать старшеклассникам, которые просто физически не успевают выучить все уроки?
Безруких: Они выкручиваются как могут. Чаще всего нагрузка неравномерно распределена по дням недели. А вообще полезно завести дневничок и проследить, на что сколько времени уходит (на просмотр сериалов, на компьютер). Ночные бдения за уроками - вещь малоэффективная. Помимо того что сокращается время сна, после поздних занятий труднее заснуть. С малышами вечером лучше не говорить о школе, не обсуждать невыученных уроков.
Как правильно делать домашнее задание
1. Делать перерыв - съесть яблоко или сплясать.
2. Пусть играет тихая музыка.
3. Для младших школьников - ноги не должны болтаться в воздухе.
4. Свет - слева (у левшей - справа).
5. Обязательно выключен телевизор.
Из ответов 30 опрошенных школьников, обучающихся в разных классах, следует, что время, которое они тратят на домашние задания, не всегда зависит от того, сколько задано. Один ученик сидит над учебниками два-три часа, другой выделяет на ту же работу 15 минут. Четверо из опрошенных на вопрос "сколько времени вы тратите на домашнее задание" ответили, что не делают его вообще.
Пять великих двоечников:
Иван Бунин, русский писатель, лауреат Нобелевской премии
Томас Эдисон, изобретатель телеграфа
Альберт Эйнштейн, создатель теории относительности
Эдуард Мане, французский художник
Эмиль Золя, французский писатель
Пять великих отличников:
Владимир Ленин
Мария Склодовская-Кюри, физик, дважды лауреат Нобелевской премии
Александр Грибоедов, русский писатель и дипломат
Дмитрий Менделеев, русский химик
Филипп Киркоров, поп-певец