Методические объединения, педагогические советы, открытые занятия в ДОУ
В феврале 2024 года на базе ДОУ прошло методическое обьединение воспитателей дошкольных образовательных учреждений Архаринского муниципального округа по теме "Формирование у дошкольников навыков безопасного поведенич через ознакомление с правилами дорожного движения" . Воспитатели детских садов делились такими важными темами как: Организация отрядов ЮИД", "Организация уголка ПДД", "Новые требования к обучению детей правилам дорожного движения". Наш сад представлял образовательную деятельность: квест "В поисках волшебного ключа" - где дети решали проблемные ситуации, играли в подвижные игры, собирали пазлы по правилам дорожного движения. Ребята подготовительной группы моделировали и решали дорожные ситуации в "Школе дорожных наук".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме:
«Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».
Цель: повышение активности воспитателей по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством игровой деятельности.
Задачи:
- познакомить с разнообразными видами игр и формами по ПДД,
- показать роль игр по ПДД для формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге,
- способствовать развитию бережного отношения к жизни детей и своей жизни, потребности осознанно выполнять правила дорожного движения.
Оборудование: дорожные знаки; руль для водителя; игры «Светофор» (сигнальные карточки); «Угадай знак»; «Сложи пословицу»; материал для мини-макета.
Ход мероприятия.
Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка».
У детей младшего дошкольного возраста нет страха, отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их постоянная жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности на улицах, и дороге.
Поэтому уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к ПДД, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Большую часть времени ребенок проводит в детском саду. Как же нам обучить маленьких детей необходимым знаниям, умениям, навыкам безопасного поведения на улицах, дорогах, и в транспорте? (Проводить беседы, примером, игрой.) Верно, поэтому многие беседы, совместная деятельность, занятия, развлечения с тематикой дорожного движения являются неотъемлемой частью по формированию у детей основных правил дорожного движения.
Единство наших и ваших требований к детям – это условие нашего успеха и безопасности наших детей.
Сегодня хочу предложить вашему вниманию игровые технологии, которые можно применять при ознакомлении детей с основными азами безопасности или для их закрепления.
Игра занимает ведущую деятельность в дошкольном возрасте.
Ни к какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, как к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходят легко, с удовольствием. Вот в чём секрет воспитательных возможностей игры.
Сейчас я вам предлагаю побыть детьми и отправиться в путешествие по разным видам игр по формированию у детей правил дорожного движения. Представим, что мы с вами пассажиры, я буду водителем.
Отправляемся в путь.
Первая остановка «Сюжетно-ролевая игра».
Сюжетно-ролевая игра - форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям. Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей. Это игры «во что-то», «в кого-то», они «зеркало общества». Разыгрывая различные ситуации, дети поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они выполняют. В ходе ролевых игр закрепляются знания детей о правилах дорожного движения.
Сейчас мы с вами тоже являемся участниками сюжетно-ролевой игры
«Мы - пассажиры». Во время игры можно побеседовать о том, как должны вести себя пассажиры, таким образом, формируются и закрепляются знания детей о правилах дорожного движения.
Отправляемся дальше в путь.
Следующая остановка «Подвижная игра» (с детьми младшей группы провожу игру «Красный, желтый, зеленый!»)
Что это за вид игр вы все знаете. Существует много подвижных игр по ПДД, например: «Стрелка, стрелка покружись», «Светофор», «К своим знакам!», «Автогонки», «Тише едешь - дальше будешь!», «Быстро шагай, смотри, не зевай!» и так далее.
Подвижная игра «Светофор» (средняя группа).
Игровые правила таковы: нужно выполнять определенное действие на цветовые сигналы (кружки):
- когда я показываю красный кружок, вы стоите на месте без движения;
- когда я показываю желтый кружок - вы хлопаете;
- когда я показываю зеленый кружок - вы шагаете на месте.
(Игра проводится 2-3 раза.)
Еще есть игра «Автомобили», предлагаю поиграть и в неё (с детьми подготовительной группы).
Вам необходимо встать парами, впереди стоящий – это машина, второй - водитель. Машины сами не ездят, ими управляет водитель, поэтому Вам нужно закрыть глаза, при этом выставив руки вперёд, согнутыми в локтях – это бампер. Водитель кладёт руки на плечи и управляет машиной. Ездить можно по всей площадке не натыкаясь друг на друга во избежание аварии, доверяя водителю.
Отправляемся дальше в путь.
Следующая остановка «Игры по правилам» (демонстрирую игры с детьми подготовительной группы)
1.«Настольно – печатная игра».
Это развивающие игры по правилам, например: «Дорожное лото», «Оживи улицу», «Дороги нашего города», «Путешествие по городу» и др.
2.Следующая игра по правилам это «Дидактическая игра».
Одна из действующих средств воспитания ума. В них развивается познавательная активность детей, они требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать: «Разложи картинки по порядку», «Сложи картинку», «Найди лишнее», «Что нужно водителю», «Добрые и плохие поступки» и др.
Предлагаю поиграть в дидактическую игру « Собери картинку», которую вы можете сделать самостоятельно со старшими детьми, она развивает мышление, сообразительность. Нужно из разрезных деталей определить, какой дорожный знак получится, сложить изображение, чтобы получился этот знак. Работать можно как одному, так и парами, группами парами.
Молодцы! С этим заданием справились.
Следующая игра « Говорящие знаки».
Вашему вниманию представлены дорожные знаки, ваши действия при виде того или иного дорожного знака.
«Пешеходный переход» — сбавлю скорость, остановлюсь и пропущу пешеходов.
« Лежачий полицейский» - приторможу и поеду дальше.
« Внимание, дети!» - сбавлю скорость, но продолжу движение.
«Дорожные работы» — сбавлю скорость и объеду это место.
« Медицинский пункт» - если нужна мед.помощь, можно заехать.
« Автобусная остановка» - нужно притормозить, могут стоять люди или выходить из автобуса.
Следующая остановка « Литературная» (провожу с педагогами – заранее раздаю пословицы и поговорки присутствующим)
Вы жизнь свою оберегайте
И правила дорог не нарушайте.
Не зря говорит русский народ,
Что бережёного Бог бережёт!
Немало пословиц и поговорок о правилах дорожных сложено. О чём же они говорят, мы узнаем, собрав их.
«Семь раз погляди, а потом иди».
«Опасностей много, а жизнь одна».
«На дороге шутить – себе навредить».
«Дорожный знак не говорит, а правилу учит».
С этим заданием Вы тоже справились. Молодцы!
Отправляемся дальше в путь.
Следующая остановка «Творческая».
Дети очень любят заниматься творческой деятельностью, что-то мастерить. И в ходе такой работы с детьми также можно их познакомить с правилами дорожного движения или закрепить уже имеющиеся.
Практическая часть.
Для того, чтобы ребёнок не просто так катал машинку, где попало, давя на неё, врезаясь и бросая, при этом ломая её можно изготовит макет проезжей части, перекрестка, детской площадки и так далее. В данном случае изучая и закрепляя ПДД и воспитывая культуру игры, которая страдает у большинства детей, пришедших в детский сад.
У нас получилась замечательная настольная игра, которая позволит детям самим обыграть ситуацию, соответствующую макету. Детям можно будет предложить самим дополнить знаками, машинами, мини человечками, и они с удовольствием будут играть, закрепляя ПДД.
Игры на коврографе «Ларчик» - смоделировать улицу, обыграть.
Вот и наша остановка «Конечная».
Я надеюсь, что вы будете применять игровые технологии, которые являются одной из интересных форм обучения, и позволяют сделать интересной и увлекательной работу по изучению Правил дорожного движения.
И помните: Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости. Обучая ребенка Правилам дорожной безопасности, мы сохраняем ему жизнь!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!