Для Вас родители о театре

Пупырева Дарья Сергеевна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития детей младшего возраста»


Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития детей младшего возраста»

Младший возраст – время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Этот период является условием личностного становления ребенка.

В развитии способностей малышам помогает театр, театрализованная деятельность, театрализованные игры. Они способствуют развитию внимания, пространственного и образного мышления, вызывают яркие эмоции, незабываемые впечатления, помогают преодолевать неуверенность в себе, застенчивость, формируют связную речь.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу малыша, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.

Театрализованные игры – это универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения. Ведь дети любят играть, игра – это часть их жизни, им нравится в кого-то или во что-то превращаться. Поэтому актуально использовать разнообразные театрализованные игры в воспитательно-образовательном процессе.

На что влияет театрализованная деятельность:

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир, и не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Любимые герои становятся образцом для подражания.

Театрализованная деятельность позволяет детям решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Его речь становиться более яркой, эмоциональной. Малыш стал лучше запоминать потешки, стишки, пальчиковую гимнастику начал заканчивать последние слова в знакомых ранее фразах.

Театрализованные игры влияют и на физическое воспитание, например, начиная утреннюю зарядку, дети здороваются с солнышком, ветерком, елочкой, и др. по сюжету сказки. В зарядке мы можем использовать маски, нагрудные эмблемы и другие атрибуты из театрального уголка.

Формируется эстетический вкус (ребята наряжаются в костюмы, смотрятся в зеркало, им это очень нравиться и вызывает восторг, дети более эмоционально начинают подражать персонажам) Развиваются творческие способности (мимика, жесты, эмоции, звукоподражание персонажу).

На данном этапе я поставила следующие задачи:

- формирование интереса к театрализованной деятельности;

- развитие умения с помощью выразительных средств речи передавать характерные особенности героев сказки;

- развитие воображения, творчества, навыков импровизации.

Для всестороннего развития детей в ходе работы были созданы следующие условия:

-развивающая предметно пространственная среда в группе, учитывается ее мобильность, вариативность, возможность использования в других видах деятельности;

- оформлен уголок театра, включающий в себя: книги (детская художественная, познавательная литература, уголок ряженья,

- театр

- театр бибабо,

-театр пальчиковый,

- театр шапочек и масок

- театр на стаканчиках (Сказка «Репка»,

- театр матрешки («Колобок», «Репка», «Теремок»)

- театр настольный,

- театр на магнитах

атрибуты для организации театрализованных игр (большая ширма, маленькая ширма для настольного театра, магнитная доска,

- происходит побуждение малышей к речевой активности на протяжении всей игры;

- игры повторяются через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые игры воспринимаются легче, с порой и с большим интересом;

- происходит закрепление содержания сказок, художественных произведений в различных видах деятельности, в рисовании, лепке, аппликации, во время прогулок, в процессе сюжетно-ролевой и дидактических игр.

Также основы драматизации и актёрского мастерства закрепляются и раскрываются на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.

В свободное время мы с ребятами часто разыгрываем по ролям – песенки, потешки, короткие стишки, знакомые им с детства; звукоподражаем животным (Как мяукает киска, как лает собачка, как воет волк и т. д. , изображаем различные эмоциональные состояния.

Таким образом, влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие детей раннего возраста неоспоримо. Дети с помощью театрализованных игр - занятий, упражнений могут решать практически все задачи программы и наряду с основными методами и приемами развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал для полноценного и всестороннего развития малышей. У детей младшего возраста быстрее развивается речь, социально – коммуникативные качества, навыки общения.



Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей.

Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир!

C:\Users\User\Desktop\фото театрапка (2)\IMG_20221115_160927_011.jpg

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных навыков ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Театрализованная деятельность способствует развитию следующих коммуникативных способностей:

1. Знакомство с окружающим миром.

2. Становление психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение).

3. Развитие речи (словарный запас, грамматический строй речи, совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь)

4. Развитие эмоционально-волевой сферы (способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу).

5. Формирование первичных социальных навыков поведения (доброта, дружба, честность, смелость).

6. Источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщение его к духовным ценностям (сочувствие, сопереживание).

7. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

8. Формируется представление о театре как об искусстве, появляется интерес к театрально-игровой деятельности.

9. Совершенствуются музыкальные способности при создании художественного слова.

Принципы развития коммуникативных способностей, которые формируются в театрализованной деятельности:

•Принцип интегративности (взаимосвязь с другими видами деятельности).

•Разнообразие тематики и методов работы.

•Максимальная активность детей.

•Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми (взаимосвязь ребёнка и взрослого).

•Принцип индивидуального подхода к детям (дифференцированный подход).

•Принцип игровой подачи материала.

Взаимодействие взрослого с детьми предусматривает соблюдение определенных психолого-педагогических условий.

1. Задания, которые даются ребенку, должны быть интересными, увлекательными, посильными, т. е. соответствовать индивидуальным и возрастным возможностям ребенка.

2. Каждый сценарий общения должен иметь логическое завершение, а ребенок видеть конечный результат своего труда (выученное стихотворение, завершенный диалог либо прощание с персонажем и т. д.)

3. Необходимым условием является создание ситуации успеха для каждого ребенка. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднения прикладывая к этому усилия.

4. Основой взаимодействия должны стать партнерские отношения педагога и детей. При этом помощь, которую оказывает педагог, должна быть незаметна для ребенка, носить опосредованный организующий характер через третье лицо (куклу, картинку, персонаж).

С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано – в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми.

В повседневной жизни используют разнообразные виды театров, а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок («Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба» и др.).

Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки «Репка», малыши «тянут» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображают, плачь деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула, и пищат за неё. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе с взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация.

Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах. 

Так как в основном дети раннего возраста плохо владеют речью, начинать знакомство с театральной игрой нужно через игру имитацию:

C:\Users\User\Desktop\фото театрапка (2)\IMG_20221223_161912_441.jpg

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте) .

Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки», «Танец снежинок»).

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине»,; В. Чарушин «Утка с утятами»).

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

от наблюдения театрализованной постановки взрослого, к самостоятельной игровой деятельности;

от индивидуальной игры и «игры рядом», к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

от имитации действий фольклорных и литературных персонажей, к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли.

Работая с малышами, мы обратили внимание на их интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Детей это привлекало, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться. Постепенно стали формировать интерес детей к театрализованным играм. Организовывали просмотр небольших кукольных спектаклей, взяв за основу содержание знакомых потешек, стихов и сказок.

формирование социально - коммуникативной компетентности у детей в процессе театрализованной деятельности предусматривает решение ряда задач:

• Создание развивающей предметно-пространственной среды для организации театрализованной деятельности.

• Формирование мотивационной готовности ребенка к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

• Разработка комплекса сценариев взаимодействия взрослого с детьми в процессе театрализованной деятельности.

Совместная деятельность с родителями:

• Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе,

• изготовление и подбор атрибутов к праздникам, изготовление кукол и игрушек, костюмов.

• пополнение РППС дидактическим материалом и художественной литературой.

Заключение

Из выше сказанного можно сделать вывод, что театрализованная деятельность побуждает детей активно участвовать в театрализованных играх, к познанию себя, своего места в мире, позволяет пережить различные чувства, попробовав себя в разных ролях, помогает всесторонне развиваться. Это в свою очередь способствует активному желанию детей налаживать контакт со сверстниками и взрослыми, решать коммуникативные задачи, узнавать новые способы установления диалога и продуктивного общения.

Самое главное – участие в

театрализованных играх доставляют

детям радость, вызывают активный

интерес, увлекают их.

Литература:

1. М. Ю. Картушина «Забавы для малышей» Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет Москва: ТЦ Сфера, 2009.

2. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович «Кукольный театр для самых маленьких» Москва: Линка-Пресс,, 2009.

3. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до з лет средствами кукольного театра» Москва: Айрис-пресс, 2008

4. Е. А. Антипова «Театрализованная деятельность в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2006г.



Предварительный просмотр:


 

РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ

 

  

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ ВЫБИРАЙТЕ САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ И ПРОБУЙТЕ СО СВОИМ МАЛЫШОМ! 

Методические рекомендации

Используя пальчиковые упражнения необходимо придерживаться двух принципов обучения - это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволит разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

  • пальчиковые упражнения, игры могут дать пищу для ума;
  • они всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
  • они могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
  • играя в эти игры, все специалисты, работающие с реабилитантами, незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать, обучающемуся самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Прежде чем выполнять игру с пальчиками, включите не громкую расслабляющую музыку. Она должна быть знакомой, чтобы не привлекать своей новизной. Если ребенок  возбужден, то включите ласковый плеск волн, пение птиц – это снимет психическое напряжение, успокоит.  

Умелыми пальцы становятся не сразу. 

      - В самом начале любого занятия нужно пальчики разогреть: разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла, несколько раз согнуть и разогнуть их. Тренировку осознанных движений пальцев рук нужно начинать с поглаживаний, разминания, потирания ладоней друг о друга, пощипывания, массажа кистей рук и каждого пальчика, каждой фаланги - именно эти движения составляют основу большинства игр.

      - В играх обязательно должен поучаствовать каждый из десяти пальчиков (все вместе или поочередно). Обратите внимание на активность безымянного пальца и мизинца. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.

        - Не ставьте несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у людей с ОВЗ ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

          - Произносить тексты пальчиковых упражнений педагог должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

       - Для некоторых упражнений  можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые упражнения побуждают к творчеству и в том случае, когда реабилитант придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения.

Именно, осознание личных индивидуальных достижений, оцениваемых обучающимся как успех, как маленькая победа над самим собой, является стимулом его дальнейшего движения в этом направлении.

 

ПАЛЬЧИКОВАЯ   ГИМНАСТИКА

   МЛАДШИЙ   ВОЗРАСТ

  РОДИТЕЛЬ ПОКАЗЫВАЕ, А ПОТОМ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ.

Упражнения могут выполняться правой, левой рукой или обеими руками одновременно:

 

«Астра»

Ладонь выставить вперед горизонтально полу. Пальцы собрать в «щепоть» – астра закрыта.

Развести пальцы в стороны – астра открыта.

 https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image25.jpg 

«Оса»

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image27.jpg 

«Улитка»

Указательные, средние и безымянные пальцы прижать к ладоням. Большие пальцы и мизинцы выпрямить.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image26.jpg 

«Ножницы»

Ладонь поставить на ребро. Указательный и средний пальцы развести вверх – вниз.

Остальные пальцы прижать к ладони.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image29.jpg 

 

 «Собака»

Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть.

 

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image28.jpg 

 

«Коготки»

Ладонь поставить вертикально вверх. Кончики пальцев слегка согнуть и развести в стороны.

 

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image31.jpg 

«Труба»

Руки сжать в кулачок, оставив круглые отверстия внутри. Поставить кулачок на кулачок.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image30.jpg 

«Лодочка»

Обе ладони поставить на ребро и соединить «ковшиком». Большие пальцы прижать к ладоням.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image33.jpg 

«Раки»

Ладони поставить горизонтально. Указательный и средний пальцы развести в стороны.

Остальные пальцы прижать к ладони.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image32.jpg 

«Ворота»

Ладони поставить на ребро. Пальцы выпрямить и прижать друг к другу – «ворота закрыты».

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image36.jpg 

«Птенчики в гнезде»

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью.

 

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image34.jpg 

«Мышка»

Средний, безымянный и большой пальцы собрать в «щепоть». Указательный и мизинец согнуть в дуги и прижать к среднему и безымянному.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image35.jpg 

«Замок»

Ладони         прижать         друг         к         другу.         Пальцы переплести.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image37.jpg 

«Деревья»

Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы развести в стороны и напрячь.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image38.jpg 

«Гусь»

Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опереть на большой.

Все пальцы прижать друг к другу.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image39.jpg 

«Шарик»

Все пальчики обеих рук соприкасаются друг с другом кончиками подушечек, образуя шарик.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image40.jpg 

«Ёлка»

Ладони         направить         «от         себя».         Пальчики пропустить между собой (ладони под углом друг к другу) и выставить вперед.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image41.jpg 

«Щука»

Ладонь выставить вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью, остальные пальцы прижать друг к другу.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image42.jpg 

«Флажки»

Четыре прямых пальца руки (кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести руку в сторону. Развернуть так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image43.jpg 

 

     

 

 

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

 

Треугольник

Шла по лесу коза - дереза Жёлтые глаза, большие рога. За ветку зацепилась, Что получилось?

 

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image44.jpg

Квадрат

Как у нашего квадрата Все четыре стороны Одинаковой длины. Как у нашего квадрата Все углы равны.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image22.jpg

Круг

Один, два, три, четыре, пять Научились мы считать. Все пять пальчиков сложили – И круг мы получили.

Сгибать поочерёдно  пальцы руки.  Показывать круг

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image23.jpg 

Овал          

Овал получили,  

Когда десять пальчиков сложили.

 

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image24.jpg 

 

 

 

1 Овощиhttps://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image21.jpg

У девчушки Зиночки 

Овощи в корзиночке:

Дети делают ладошки «корзинкой».

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Сгибают пальчики, начиная с большого.

Наша Зина - молодец!  Показывают большой палец.  

 

2 Фрукты Как у нашей Зины https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image20.jpg

Фрукты в корзине:

Дети делают ладошки «корзинкой».

Яблоки и груши,

Чтоб ребята кушали, Персики и сливы - До чего красивы!

Посмотрите на ранет!

Сгибают пальчики, начиная с мизинца.

Вкуснее наших фруктов нет!

Гладят живот.

Фруктовая ладошка

Этот пальчик - апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик - слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик - абрикос, Высоко на ветке рос.

Этот пальчик - груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик - ананас,

Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас.

Показывают ладошками вокруг и на себя.

 

3 Соберу грибы Я корзину в лес беру, Там грибы я соберу.

Удивляется мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг!» Показывают удивление, разводят руки в стороны. https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image19.jpg

Подосиновик, масленок,

Подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь - Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки Найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой, Все грибы несу с собой.

Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.

А мухомор не понесу.

Пусть останется в лесу! Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.

 

  1. Ягоды

Ягоды - это крыжовник,

Клюква, черника, брусника, Малина, клубника, шиповник, Смородина и земляника.

Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке.


Запомнил ягоды я наконец. https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image12.jpg

Что это значит?

Приподнимают плечи, удивляются.

Я - молодец!  

Большой палец вытягивают вперед.

 

  1. Хлебhttps://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image12.jpg

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальчики.  

А из теста мы слепили:

Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки, Булочки и калачи - Всё мы испечем в печи.

Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!   Гладят живот. 

  1. Спортсмены 

Чтоб болезней не бояться,

Надо спортом заниматься.

Поднимают руки к плечам, вверх, к плечам, в стороны. Играет в теннис теннисист, Он спортсмен, а не артист.

В футбол играет футболист,  

В хоккей играет хоккеист, В волейбол - волейболист,

В баскетбол - баскетболист.

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image10.jpg

 

  1. Новый дом

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Молоток бери, мой друг!

Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.

Мы построим новый дом,  

Ставят рядом ладошки-«стены», Есть окошко в доме том.

Есть еще одно, повыше,


Складывают         указательные         пальцы         полочкой,         остальные         соединяют «крышей». 

 Есть труба вверху на крыше.

Мизинец отставляют в сторону - труба. Дом готов, зовем гостей:

«Приходите поскорей!»

Делают приглашающий жест рукой.

Сколько в доме этажей?

Этот дом - одноэтажный.

Этот дом - он двухэтажный.

А вот этот - трехэтажный.

Этот дом - он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.


https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image16.jpg

  1. Мебель

Мебель я начну считать: Кресло, стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет.

Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.

Много мебели назвал -

Десять пальчиков зажал!   Поднимают зажатые кулачки вверх. 

Портняжки Привет, Николка!

Бери скорей иголку. Будем шить Кате Новое платье.

Руки сжаты в кулачки. На каждое слово поочередно разжимают пальцы, начиная с мизинца левой руки.

 

  1. Обновки

Танечка, бери иголку,

Сошьем рубашку и футболку, Брюки, кофточку и платье, И оденем куклу Катю.

Показывают указательный палец правой руки         - иголку. Вращают указательным пальцем вокруг каждого пальца левой руки. Повторяют другой рукой.

 

  1. Стирка

Постираю чисто, с толком

Рубашку, кофту и футболку,

Свитерок и брюки -

Делают движения кулачками, имитирующие стирку. Пальцами правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки. (При повторе то же с другой рукой.)

Устали мои руки! Встряхивают обе руки.  https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image18.jpg

 

 

  1. Посуда

Девочка Иринка порядок наводила.

Показывают большой палец.

Девочка Иринка кукле говорила:  

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице, А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Поочередно соединяют большой палец с остальными.          

 

  1. Помощник

Посуду моет наш Антошка.

Потирают ладошки друг о друга - «моют посуду».

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан,

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

И закрыл покрепче кран.  

Выполняют имитирующее движение.

 

  1. Поздняя осень https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image17.jpg

Солнышко греет уже еле-еле;

Перелетные птицы на юг улетели;

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

Поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каждую примету). Река покрывается льдом в ноябре - Руки сжимают в «замок».

Поздняя осень стоит на дворе. Разводят руками перед собой.    

 

  1. Белочкаhttps://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image15.jpg

Прыгает по веточкам Невеличка-белочка.  

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

Большим         пальцем         поочередно         касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой.

 

Кто спит зимой?

Медведь в берлоге крепко спит, Всю зиму до весны сопит. Спят зимою бурундук,

Колючий ежик и барсук.

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. Только заиньке не спится - Убегает от лисицы.

Показывают большой палец, вращая им. Мелькает он среди кустов, Напетлял - и был таков!

Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот.

  1. Зимние забавы 

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

 

Новогодние игрушки

 Праздник приближается, Елка наряжается.

Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.  

Поочередно соединяют большой палец с остальными. А здесь фонарики висят, Блеском радуют ребят.

Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».

 

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image14.jpg

 

  1. Круглый год

Круглый год, круглый год!

Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.

За зимой весна идет, А за весною следом Торопится к нам лето. И у кого не спросим - Идет за летом осень. А за осенью сама

Вновь идет, спешит зима.

Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой.


  1. На заправкеhttps://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image13.jpg

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:  

Обеими руками «крутят руль» перед собой.  

Бензовоз, мусоровоз,

С молоком молоковоз, С хлебом свежим хлебовоз И тяжелый лесовоз.

Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки.

 

  1. Транспорт

Будем пальчики сгибать -

Сжимают и разжимают пальчики.  https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image4.jpg

Будем транспорт называть: Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца. Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.

 

  1. Посчитаем

Раз, два, три, четыре, пять - Буду транспорт я считать.

Сжимают и разжимают пальчики.

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет, Корабль, поезд, вертолет.

Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.

 

  1. Животные жарких стран

За мамой слонихой шагает слоненок,

За крокодилихой - крокодиленок,

За львицей шагает маленький львенок,  За верблюдицей бежит верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый зебренок.

За кем же торопится каждый ребенок?

Поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с больших.

 

ЖивотныеСевера

 Тепы-тяпы, тепы-тяпы, Это ласты, а нелапы.  

У тюленей ласты эти Носят мамы, папы,дети.

Ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают по коленям или по столу (руки при этом неподвижны).


 

Наша армия https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image3.jpg

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!  

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота - Рота за ротой!

Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.

 

  1. Наши мамы

Много мам на белом свете, Всех их очень любят дети!

Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,  

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.

Мамы разные нужны,

Сжимают обе ладошки в «замочек».

Мамы разные важны! Разводят руки, поднимают ладошками вверх.

 

  1. Книгиhttps://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image2.jpg

Много книжек есть на свете,

 Читать их очень любят дети.  

Если книги мы прочтем,

 То узнаем обо всем: 

Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу» Про моря и океаны, 

Удивительные страны.

Про животных прочитаем  

И про космос мы узнаем.

Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.

 

  1. В гостях у сказки

Раз, два, три, четыре, пять - Любим сказки мы читать.

Царевна-Лягушка, Конек - Горбунок, Мышка - норушка и Колобок.

Курочку Рябу назвать еще надо - Героев из сказок вспомнить мы рады!

Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.

 

  1. Сказкиhttps://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image1.jpg

Будем пальчики считать, Будем сказки называть: 

Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.

Эта сказка - «Теремок».

Эта сказка - «Колобок».

Эта сказка - «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

Поочередно         касаются         большим         пальцем остальных, начиная с указательного. «Волк и семеро козлят» - Этим сказкам каждый рад! Показывают большой палец.  

 

  1. Дикие животные

Это зайчонок, это бельчонок,  

Это лисенок, это волчонок,

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

Вращают большим пальцем

 

 

  1. Домашние птицы https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image7.jpg 

Есть у курицы цыпленок,

У гусыни есть гусенок,

У индюшки - индюшонок, А у утки есть утенок.

Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца.

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!      

 Показывают пальчики, играя ими. 


  1. Домашние животные https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image6.jpg

Довольна корова своими телятами,

 Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

 Кем же довольна свинья Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами!

Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.

 

  1. Веселая встреча

Здравствуй, котенок!

Здравствуй, козленок!  

Здравствуй, щенок!

И здравствуй, утенок!

Здравствуй, веселый, смешной поросенок!

Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.

 

  1. Перелетные птицы

Тили-тели, тили-тели - С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками. Прилетел к нам скворушка - Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image5.jpg

Цапля, лебедь, утка, стриж,  

Аист, ласточка и чиж -

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв - «птицы поют».

 


  1. Подводный мир 
    https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image9.jpg

Посмотри скорей вокруг!

Делают ладошку у лба «козырьком».

Что ты видишь, милый друг?

Приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.  А вот, расправив восемь ног, Гостей встречает осьминог.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

 

Какие бывают рыбы?

Мы в подводном мире, друг,

Выполняют движения руками, как будто плывут.

Рыбы плавают вокруг:

Делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой.

Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила, Рыба-удильщик и рыба-игла.

Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.

 

  1. Комнатные растения

На окно скорее глянь:  

Здесь у нас цветет герань.  А здесь красавец бальзамин, Амариллис рядом с ним.  

Фуксия, бегония -


Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image8.jpg

Мы все названья помним!

Раскрывают ладошку.

Мы взрыхлим цветы, польем,

Пошевеливают опущенными вниз пальцами.

Пусть подрастают день за днем!

Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком».

  1. Насекомые 

Дружно пальчики считаем - Насекомых называем.  

Сжимают и разжимают пальцы.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Вращают мизинцем.

Прячьтесь!

Прячут руки за спину     

 

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/05/08/kartoteka._rasskazhi_stihi_rukami.doc_image11.jpg


Предварительный просмотр: